Конспект лекций по экономической теории для студентов неэкономических специальностей



страница1/12
Дата25.04.2016
Размер2.67 Mb.
ТипКонспект лекций
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Лебедева Е.Н.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Для студентов неэкономических специальностей

Витебск


2013
УДК 330.101
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. Для студентов неэкономических специальностей

Витебск: Министерство образования Республики Беларусь, УО «ВГТУ», 2013.


Автор: доц. Лебедева Е. Н.
Конспект лекций соответствует утвержденной учебной программе по экономической теории для студентов неэкономических специальностей. Конспект лекций включает 17 тем курса по четырем разделам курса: введение в экономическую теорию; основы микроэкономики; основы макроэкономики; основы международной экономики. Учебно-методическая разработка позволит в возможно краткой и доступной форме преподать знания по экономической теории для студентов неэкономических специальностей и является полезным руководством для сдачи экзамена по дисциплине.

Одобрено кафедрой экономической теории и маркетинга УО «ВГТУ»

« » 2013 г., протокол № .
Рецензент: к. э. н., доцент Бекиш Е.И.

Редактор: к. э. н., доцент Дубенецкий Н.А.


Рекомендовано к опубликованию редакционно-издательским советом

УО «ВГТУ»

« » 2013 г., протокол № .
Ответственный за выпуск: Дубенецкий Н.А.

Учреждение образования «Витебский государственный технологический университет»

_________________________________________________________________

Подписано к печати ___________ Формат__________ Уч.-изд. лист. ______

Печать ризографическая. Тираж ________ экз. Заказ _______ Цена _________
Отпечатано на ризографе учреждения образования «Витебский государственный технологи­ческий университет».

Лицензия № 02330/0494384 от 16 марта 2009 года.

210035, г. Витебск, Московский пр-т, 72.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………7
РАЗДЕЛ І. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

ЛЕКЦИЯ 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРЕДМЕТ И МЕТОД


    1. ЗАРОЖДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ…………………………………………………………………………………………..9

1.2. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ………………………………...15

1.3. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ………………………………………………17



    1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ, ЗАКОНЫ И ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ…………………………………………………………………………………………19

    2. МЕСТО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….22


ЛЕКЦИЯ 2. ПОТРЕБНОСТИ И РЕСУРСЫ. ПРОБЛЕМА ВЫБОРА В ЭКОНОМИКЕ

2.1. ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ. ПРОИЗВОДСТВО И ЕГО ЭЛЕМЕНЫ……………23

2.2. ПРОИЗВОДСТВО. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И НЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА ……………………………………………………………...25

2.3. ПОНЯТИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ. ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ…………. …………29

2.4. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ РЫНКА. ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЫБОРА….33

ЛЕКЦИЯ 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

3.1. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ …………………………………………..35

3.2. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ …………………………………………………38

3.3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЫНКА. ПОНЯТИЕ РЫНКА И ЕГО ФУНКЦИИ……………...41

3.4. МОДЕЛИ РЫНКА…………………………………………………………………....43
ЛЕКЦИЯ 4. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

4.1. РЫНОЧНЫЙ СПРОС И ФАКТОРЫ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ………………………44

4.2. РЫНОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЕГО ДЕТЕРМИНАНТЫ. …………………………..46

4.3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОДЖЕНИЕ. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ…………………………………………………………………………………48

4.4. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ИЗМЕРЕНИЕ И ВИДЫ……………………………………………………………………………………………52


РАЗДЕЛ ІІ. ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ
ЛЕКЦИЯ 5. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

5.1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕЙ И ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ………………………………56

5.2.ГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ВЫБОРА ПОТРЕБИТЕЛЯ………………………………………………………………………………..59

а) КРИВЫЕ БЕЗРАЗЛИЧИЯ И ИХ ВИДЫ……………………………………………..59

б) БЮДЖЕТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ. ОПТИМАЛЬНЫЙ ВЫБОР ПОТРЕБИТЕЛЯ……………………………………………………………………………61

ЛЕКЦИЯ 6. ТЕОРИЯ ФИРМЫ

6.1. ТЕОРИЯ ФИРМЫ. ВИДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ……………………………………………62

6.2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИЗДЕРЖЕК. КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК……………………………………………………………………………………..66

6.3. ИЗДЕРЖКИ ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ……………………………...70

6.4. ИЗДЕРЖКИ ФИРМЫ В ДОЛГОВРЕМЕННОМ ПЕРИОДЕ. ЭФФЕКТ МАСШТАБА ПРОИЗВОДСТВА………………………………………………………………………………74

ЛЕКЦИЯ 7. Ценообразование на рынках факторов производства


    1. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РЫНКЕ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА…………………………………………………………………………..76

    2. РЫНОК ТРУДА: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ…………………………………….78

    3. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, НОМИНАЛЬНАЯ И РЕАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА………………………………………………………………………………………82

    4. ПОНЯТИЕ КАПИТАЛА. РЫНОК КАПИТАЛА. ССУДНЫЙ ПРОЦЕНТ. ИНВЕСТИЦИИ……………………………………………………………………………..84

    5. РЫНОК ЗЕМЛИ. ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА…………………………………………………87


РАЗДЕЛ ІІІ. ОСНОВЫ МАКРОЭКОНОМИКИ
ЛЕКЦИЯ 8. Основные макроэкономические показатели.

8.1. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО СЧЕТОВОДСТВА. ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (ВВП). ПРИНЦИПЫ РАСЧЕТА ВВП..………………………………………….91

8.2. СООТНОШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ…...93

8.3. НОМИНАЛЬНЫЙ И РЕАЛЬНЫЙ ВВП. ИНДЕКСЫ ЦЕН…………………………….95

8.4. НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО, ЕГО СОСТАВ И СТРУКТУРА. ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА……………………………………………….97
ЛЕКЦИЯ 9. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ И ФОРМЫ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

9.1. ЦИКЛИЧНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ТЕОРИИ И ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ……………………………………………………………...100

9.2. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ. ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ. УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ……………………………………………………………………………….103

9.3. ИНФЛЯЦИЯ: СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ…………………………106


ЛЕКЦИЯ 10. ОБЩЕЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ: МОДЕЛЬ (АD- АS)

10.1. СОВОКУПНЫЙ СПРОС…………………………………………………………...111

10.2. НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО СПРОСА…………………………114

10.3. СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ…………………………………………………115

10.4. НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………..117

10.5. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ. ЭФФЕКТ ХРАПОВИКА…….119


ЛЕКЦИЯ 11. МОДЕЛЬ СОВОКУПНЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

11.1.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЕЙНСИАНСКОГО ПОДХОДА……………………………………………………………………………………..121

11.2.КЕЙНСИАНСКАЯ ФУНКЦИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ. СРЕДНЯЯ И ПРЕДЕЛЬНАЯ СКЛОННОСТЬ К ПОТРЕБЛЕНИЮ…………………………………………………………123



    1. ФУНКЦИЯ СБЕРЕЖЕНИЙ. СРЕДНЯЯ И ПРЕДЕЛЬНАЯ СКЛОННОСТЬ К СБЕРЕЖЕНИЮ……………………………………………………………………………….125

    1. ИНВЕСТИЦИИ: СУЩНОСТЬ И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ИХ ОБЪЕМ..128

11.5. РАВНОВЕСНЫЙ ОБЪЕМ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛИ………………………………………………………130


ЛЕКЦИЯ 12. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

12.1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА……………………………………….132

12.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ…………………………………………………….133

12.3. НАЛОГИ: СУЩНОСТЬ,ФУНКЦИИ, ВИДЫ. КРИВАЯ ЛАФФЕРА………………..137

12.4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ…………………………………………………………142

12.5. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ И ВИДЫ………………………………143



ЛЕКЦИЯ 13. ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

13.1. ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК……………………………….147

13.2. ДЕНЕЖНАЯ МАССА. ДЕНЕЖНАЯ БАЗА. ДЕНЕЖНЫЕ АГРЕГАТЫ…………..148

13.3. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕНЕГ…………………………………………………..149

13.4. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ И ЕЁ УРОВНИ. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ. ……………………………………………………...152

13.5. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. ПОЛИТИКА «ДОРОГИХ» И «ДЕШЕВЫХ» ДЕНЕГ……………………………………………………...154


ЛЕКЦИЯ 14. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

14.1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ…..157

14.2. УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ…………………………………..159

14.3. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ. НЕРАВЕНСТВО В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ДОХОДОВ…………………………………………………………….161

14.4. МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ…………………………………………….163
ЛЕКЦИЯ 15. Экономический рост.

15.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЕГО ПОКАЗАТЕЛИ……………………………168

15.2. ТИПЫ И ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА…………………………….….170

15.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ…………….171


РАЗДЕЛ ІV. ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
ЛЕКЦИЯ 16. СОВРЕМЕННОЕ МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО И ЕГО СТРУКТУРА

16.1. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО: ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТРУКТУРА…………………………………………………………………………………..173

16.2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА. ………175

16.3. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА.………………………….182


ЛЕКЦИЯ 17. ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС СТРАНЫ И ЕГО СТРУКТУРА.
17.1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ:

  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ И УСЛУГАМИ………………183

  • МИГРАЦИЯ КАПИТАЛА

  • МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

  • МЕЖДУНАРОДНОЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

  • МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

17.2. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА………………………..193
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»………………………………………………………………………196
ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»………..198

Экономическая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям.

Джон Мейнард Кейнс

ВВЕДЕНИЕ
Современная рыночная экономика предъявляет все более высокие профессиональные требования к специалистам с высшим образованием и требует от них знания основ функционирования рыночного механизма. Особое место в связи с этим приобретает изучение теоретических экономических дисциплин, такой как экономическая теория. Экономическая теория исследует проблемы, касающиеся всех людей без исключения. Любой человек рано или поздно задается вопросами: от чего зависит заработная плата, почему растут цены, что такое инфляция, что выгоднее – работать по найму или организовать свое дело и др.

Это позволяет представить действие рынка на всех уровнях и сформировать у студентов тип экономического мышления соответствующий современным условиям хозяйствования. Экономическая теория позволяет создать целостное представление об экономике, лучше понять суть разнообразных экономических процессов и явлений. Как известно, чем лучше человек знает экономику, тем он может эффективнее действовать в ней, в частности сделать карьеру.

Знание экономических законов позволило бы управлять экономикой. Как выразился Дж. М. Кейнс: «… в действительности именно экономисты и политические мыслители правят миром».

Целью преподавания дисциплины «Экономическая теория» является овладение студентами основами экономической культуры и формирование экономического образа мышления, необходимого для понимания сути экономических явлений и процессов.

Задачи изучения дисциплины:


  • Исследование основных закономерностей функционирования рынка: механизмов спроса, предложения, рыночного равновесия;

  • Исследование ценообразования на рынке ресурсов и его особенности.

  • изучение основных законов функционирования национальной экономики в целом, причин появления и последствий основных макроэкономических проблем: кризисов, безработицы, инфляции, внешнеэкономической несбалансированности;

  • выявление важнейших факторов, определяющих величину национального дохода, занятость, уровень цен и возможности экономического роста в стране;

  • изучение возможностей и последствий макроэкономического регулирования национальной экономики.

В результате изучения дисциплины студент должен правильно оценивать изменения в экономической конъюнктуре рынка, понимать последствия этих изменений для результатов деятельности предприятия, уметь применять экономические понятия и категории в практической деятельности.

Данный курс лекций предназначен для студентов неэкономических специальностей и рассчитан на освоение дисциплины в течение одного семестра, Конспект содержит текст лекций по основным разделам экономической теории, вопросы к экзамену и список рекомендуемой литературы по дисциплине.

Пособие подготовлено согласно требованиям образовательного стандарта Министерства образования Республики Беларусь по курсу экономической теории для студентов неэкономических специальностей, основными положениями типовой Программы по экономической теории для вузов и в соответствии с рабочей программой изучения данной учебной дисциплины.

РАЗДЕЛ І. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
ЛЕКЦИЯ 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРЕДМЕТ И МЕТОД
1.1. ЗАРОЖДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

1.2. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

1.3. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ


    1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ, ЗАКОНЫ И ФУНКЦИИ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

    1. МЕСТО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК




    1. ЗАРОЖДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Экономическая теория – одна из старейших общественных (социальных) наук. Ее появление и формирование – это долгий процесс развития экономической мысли. С момента своего зарождения экономика постоянно привлекала внимание ученых и практиков в их стремлении познать мотивы, действия людей в хозяйственной (экономической) деятельности, познать и использовать объективные законы хозяйствования.

Начала экономики заложены еще в царстве Вавилония в 1800 г. до нашей эры, когда был создан первый свод законов по управлению государством, включая законы ведения хозяйства. Зарождение элементов экономических знаний тесно связано с Древним Китаем, Индией, Римом, Грецией.

Сам термин «Экономия» был введен в оборот греческим ученым Ксенофонтом (4-3 в.в. до н.э.), происходит от греческого словосочетания «oikos» – дом, хозяйство, и «nomos» - закон, правило, и означает «правило хозяйствования» или проще – «домоводство», «домоведение».

Однако, научная мысль древности знаменовала собой начальные этапы становления экономического знания, поскольку возможности этой эпохи были ограниченны. В это время знания об экономических отношениях носили разрозненный характер, не имели самостоятельного значения, представляя собой практические рекомендации по методам организации и ведения хозяйства, и составляли побочный продукт философских, исторических, политических изысканий. В этой связи данный этап следует рассматривать как предысторию экономической науки.

Системное знание об экономических явлениях и процессах стало складываться в ХVІ - ХVІІ в.в. Поэтому именно этот период, и принято считать первым этапом развития экономической теории как науки. Средневековье - это время возникновения и становления национальных государств. Важнейшей проблемой и задачей такого государства была финансовая, а значит и политическая независимость, поэтому актуальным становится вопрос: «Как сделать государство богатым». Первая экономическая школа – меркантилизм и сделала попытку разрешить эту животрепещущую проблему. Термин меркантилизм произошел от итальянского «merkante» – торговец, купец, или французского «merkantile» – торговать.

Меркантилизм возник в Европе как «наука обогащения» в период первоначального накопления капитала, был теоретической базой торгового капитала, выражая интересы торговой буржуазии.

Основные черты меркантилизма

1. Главное богатство государство – золото, на которое можно все купить



  1. Для того, чтобы государство было богатым необходимо копить золото и развивать торговлю,, главным образом, внешнюю. Золото следует ввозить, не допуская вывоза, а потому исследовать надо только сферу обращения, сферу торговли

  2. Во внешней политике осуществлялась политика протекционизма (protectio – покровительство, защита).

Меркантилизм обеспечил необходимое для развития промышленности и создания мануфактур первоначальное накопление капитала.

Ограниченность меркантилизма заключается в недооценке сферы производства, которую они зачастую рассматривали как «необходимое зло».

Между тем именно производство дает людям подлинное материальное богатство. «Купцы не создают никакого продукта; они играют лишь роль артерий и вен, распределяющих продукцию производства», - отмечал Уильям Петти (1623-1687).

Школа физиократов перенесла предмет экономической теории – национальное богатство – из сферы обращения в сферу производства. Физиократия означает власть природы (от греческого physis – природа + kratos – власть, сила, господство). Именно У. Петти принадлежат слова, выражающие суть физиократизма: «… природа – мать, труд – отец богатства». В числе первых физиократов – экономисты Франсуа Кенэ (1694-1774).



Основные черты школы физиократов

  1. Богатство государства – товары, продукты созданные в сельском хозяйстве

  2. Источник богатства общества - производство, но при этом единственной производственной отраслью, по их мнению, было сельское хозяйство – сфера, где создается так называемый «чистый продукт».

3. Важной заслугой основоположника школы физиократов Кенэ – является составленная им «Экономическая таблица» (1758), являющаяся первым в истории опытом макроэкономического исследования. Используя её, американский экономист Василий Леонтьев (1906-1999) разработал методику составления межотраслевых балансов (метод «затраты - выпуск»).

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в рамках классической политической экономии. Классическая политэкономия как научное направление возникло в период становления (мануфактурной стадии) капитализма (вторая половина 17 в.) и завершившее свое развитие с переходом к машинному производству (первая половина 19 в.). Она сложилась в Великобритании и Франции, выражала интересы буржуазии и нового прогрессивного способа производства – капитализма.

Основные положения классической политэкономии – изложены в фундаментальном научном труде Адама Смита (1723-1790) «Исследование о природе и причине богатства народов» (1776) и трудах Давида Рикардо (1772-1823). Шотландский экономист и философ А. Смит вошел в историю экономической мысли как основоположник классической политической экономии.

Основные черты классической политэкономии

1. Богатство государства – товары, продукты созданные во всех сферах материального производства.

2. Источник богатства общества – труд, затраченный в процессе производства благ. Была создана теория трудовой стоимости.

3. Впервые А.Смит показал, что в экономике действуют экономические законы, которые не зависят от воли и сознания людей. Он сформулировал знаменитый принцип «laissez faire, laissez passer», что в переводе с французского означает «пусть все делается, как делается, пусть все идет, как идет». Сформулированные им понятия «невидимой руки рынка», «экономического человека» до сих пор используются во многих учебниках по экономической теории.

4. Из этих тезисов вытекало обоснование роли государства в рыночной экономике. Смит полностью исключал возможность регулирования экономики со стороны государства, объясняя это тем, что все решения принимаются участниками экономических процессов в результате их взаимодействия и исключительно в своих собственных интересах, что не требует государственного вмешательства. При этом А. Смит утверждал, что такой «экономический эгоизм» будет заставлять предпринимателей выпускать продукцию, необходимую покупателям, и делать это с минимальными затратами на производство.

В то же время отдельные предприниматели, преследуя свои интересы, направляются «невидимой рукой» (взаимодействием спроса и предложения) для реализации интересов других людей и общества в целом. Государство, по мнению Смита, не должно вмешиваться в экономику, а лишь создавать условия для развития предпринимательства и поддерживать конкуренцию. Основная задача при этом состоит не в приобретении золота, как считали меркантилисты, а в развитии производства за счет разделения труда и его кооперации. Производители должны быть экономически свободными. Погоня за прибылью и свободная торговля оценивались Смитом как деятельность, выгодная всему обществу.

Завершителем классического этапа развития экономической теории в середине XIX в. стала марксистская теория. Ее автор - немецкий ученый К. Маркс (1818 – 1883 гг.), автор знаменитого труда - «Капитал».

После К. Маркса политическая экономия стала развиваться в рамках трех основных направлений: неоклассического, кейнсианского и институционально-социологического. Неоклассическое направление возникло во второй половине XIX в., когда в среде экономистов усилилось стремление внедрить в экономическую теорию математические методы исследования.



Основные черты неоклассического направления экономической мысли

  1. В отличие от марксизма, экономическая теория стала социально нейтральной наукой. Поскольку в рамках марксистской теории произошло отступление от научного, объективного подхода к анализу общественно-экономических процессов, более того сам Маркс подчеркивал необъективный характер своего анализа и утверждал, что он рассматривает все экономические процессы и явления с точки зрения одного отдельного класса – пролетариата. Неоклассики даже отказались от термина политическая экономия, заменив его на экономикс.

  2. Поскольку масштабы развития экономики достигли значительных объемов, и проявилось противоречие между ограниченным количеством ресурсов и растущими потребностями общества возникла проблема оптимального использования экономических ресурсов. Эту проблему впервые заметили маржиналисты и попытались найти пути ее решения.

  3. Впервые в экономической теории были использование в широком объеме математические методы. Для исследования экономических процессов стали использовать особый инструментарий - изучение так называемых предельных (предельной полезности, предельной производительности, предельного дохода, предельного продукта и т.д.). И поэтому новое направление получило название маржинализма (от франц. marginal – предельный);

  4. Классическая школа, анализируя процесс производства, не учитывала роли потребителя процессе формирования рыночной стоимости и цены товара. Неоклассики исправили этот недостаток, и в раках теории маржинализма была создана теория потребительского выбора (теория поведения потребителя).

5. Если в центре классической теории стояла задача изучения роста общественного богатства, то в центре неоклассической оказалось изучение поведения отдельных предприятий или фирм, максимизирующих свою прибыль, и отдельного потребителя, который в своем экономическом поведении руководствуется только личным интересом: максимизировать доход и минимизировать затраты. Такой подход к экономическим исследованиям получил название микроэкономического.

Сторонниками нового течения экономической мысли были У.С. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас, А. Маршалл, Е. Бем-Баверк и др.

В рамках неоклассического направления появилось и развивается множество различного рода теорий, особое место среди которых занимают неолиберализм и монетаризм. Неолиберализм – это экономическая доктрина, утверждающая, что лучшей экономической системой является та, которая основана на частной собственности на средства производства и гарантирует свободу личной инициативы экономических субъектов. Главным теоретиками современного неолиберализма являются Л. Мизес (1881 – 1973 гг.) и Ф. Хайек (1899 – 1992 гг.). На практике концепции неолиберализма были реализованы в политике консерваторов (М.Тэтчер, Р.Рейган и др). Неолибералы предлагают оставить государству только те функции, которые рынок не может осуществлять (охрана общественного порядка, национальная оборона и др.), а также функции, необходимые для создания благоприятных условий для эффективного предпринимательства (законодательство, антимонопольная политика).

Монетаризм – это экономическая теория, в соответствии с которой денежная масса, находящаяся в обращении, играет определяющую роль в стабилизации и развитии рыночной экономики. Его основоположник – американский ученый М. Фридмен, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г. Монетаристы допускают вмешательство государства в экономику, но роль его сводят только к контролю над денежной массой.

Маржиналисты заложили базу для более поздних теорий, которые ныне составляют современную неоклассическую школу, «новый классический экономикс», положенный в основу курса, преподаваемого во всех университетах мира, под названием мейнстрим (от англ. mainstream – основное течение).

В то же время маржиналистский подход излишне математизирован, переполнен абстрактными рассуждениями, перегружен графиками и формулами. Но главное, стремясь освободить науку от излишней политизации, классики не учитывали социальные факторы развития экономики: психологию, обычаи, традиции и пр.

Впервые на необходимость учета в анализе экономических явлений и процессов социальных факторов указал основоположник исторической школы в экономике Макс Вебер в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма». Дальнейшее развития эти подходы получили в рамках концепции институционализма (от лат. institutum – учреждение).

Сторонники институционально-социологического направления считали, что характер экономического развития определяет не рынок сам по себе, а вся система экономических институтов, где рынок – только часть их. К институтам они относили комплекс формальных и неформальных правил. Неформальные включают обычаи, традиции и навыки. В число формальных входят, с одной стороны, система учреждений (рынки, фирмы и предприятия, профсоюзы, государство), а с другой – система правовых норм (законы, указы, постановления и т.д.). Представители данного направления экономической мысли (Т. Веблен, У. Гамильтон, У. Митчелл, Дж. Гэлбрейт, Г. Мюрдаль, В. Зомбарт) считали, что экономическое развитие находится под большим влиянием социальных, правовых и этических процессов. Они выработали идеал общества «социального благоденствия», в котором должны присутствовать: социальные программы, индикативное планирование, участие трудящихся в собственности и управлении производством.

В период мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг. возникли сомнения в состоятельности неоклассических идей. В это время как реакция на неспособность неоклассического направления ответить на вопросы о причинах кризиса и путях стабилизации экономики возникло кейнсианство. Основоположник этого направления экономической мысли Дж. М. Кейнса (1883 – 1946 гг.) в своей книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) обосновал необходимость государственного регулирования экономики. В отличие от своих предшественников Кейнс предметом своего анализа сделал экономику в целом, став основоположником макроэкономического метода исследования.

В 60-е гг. XX века большинство экономистов-теоретиков пришло к выводу о необходимости сочетания механизмов государственного регулирования экономики и свободного рынка. Только так, по их мнению, можно обеспечить устойчивость и безукоризненное развитие экономики. В связи с этим американским экономистом П. Самуэльсоном была выдвинута концепция неоклассического синтеза, которая стала основой учебников по экономической теории в западных странах в 1960-х. гг.

Согласно этому научному направлению сочетание государственного регулирования и частного предпринимательства представляет собой смешанную экономику, являющуюся наиболее эффективной в современных экономических условиях.





    1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Теория – (от греч. наблюдение, исследование) – обобщение опыта, общественной практики, отражение закономерностей развития природы и общества.

Изучение любой дисциплины предполагает обозначение ее предмета. Предмет науки – это то, на что направлено ее внимание. Но прежде, чем выделить предмет экономической теории необходимо рассмотреть объект ее изучения и выделить в нем то, что является её предметом. Целью любой человеческой деятельности является удовлетворение потребностей: материальных, или духовных; потребностей в пище или в самореализации и т.п. В следующей теме мы рассмотрим эти виды потребностей более подробно. В процессе своей деятельности, связанной с удовлетворением этих потребностей люди вступают друг с другом в экономические отношения. Характер этих отношений зависит от уровня развития общества. На определённом этапе развития общества они превращаются в рыночные отношения

У экономических дисциплин общим является объект исследования – это рыночная экономическая система или рынок (рис.1.1.). Субъектами экономической теории являются основные экономические субъекты – домашнее хозяйство, государство и фирма.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал