Конспект лекций по учебной дисциплине «международное публичное право» тема 1 понятие, сущность и роль международного права в современных международ ны Х отношениях



страница1/11
Дата26.04.2016
Размер3.24 Mb.
ТипКонспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО»


ТЕМА 1

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ



  1. Эволюция и отличительные особенности международного права на современном этапе развития международных отношений.

При исследовании эволюции международного права традиционно выделяют два основных этапа, которые оно прошло в своем развитии: классический и современный. Граница между этапами проходит по дате принятия Устава ООН в 1945 году. Основные отличия классического международного права от современного проявляются как в содержательном плане, так и в субъектной сфере.

Сущность современного международного права выражается в его общедемократичности,универсальности, антидискриминационности. Международное право является общим правом. Оно не имеет национальной окраски, не входит в правовую систему какого-либо государства. Его нормы обязательны для любого государства, независимо от политической или экономической системы либо географической принадлежности. Международное право является общим кодексом поведения государств на международной арене, выражает интересы всего мирового сообщества.

Одним из ключевых факторов, оказывающих влияние на современное состояние международного права, является глобализация международных отношений - всемирный процесс, объединяющий национальные социально-экономические образования в общую мировую экономическую и общественную систему, где доминирующей тенденцией является взаимозависимость и взаимодействие государств-участников международных отношений.

Решение глобальных проблем (обеспечение международной безопасности, предотвращение угрозы ядерной войны, борьба с международным терроризмом, продовольственные, экологические проблемы и др.), стоящих в наши дни перед международным сообществом, требует объединения усилий многих стран, четкой регламентации их поведения. В этой связи, с точки зрения своей функциональной направленности (разрешение правовыми средствами глобальных проблем) и характера нормообразования (путем согласования воль государств), международное право является единственно возможным регулятором поведения государств в условиях взаимозависимого мира.

Сегодняшнему уровню цивилизации и правосознания более всего соответствует тезис о примате международного права в международных отношениях, т.е. о его доминирующей роли среди многочисленных факторов, влияющих на международные отношения (глобализация, общественная мораль и нравственность, национальный интерес, научнотехнический прогресс, экономика, экология и др.).

Особая роль международного права нашла отражение в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, в частности, в резолюции 55/2 от 8.09.2000 г. «Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций».



  1. Специфика международного права как особой правовой системы.

Международное публичное право - это система права, отличная от систем права, существующих в отдельных государствах. Международное право отличается от внутригосударственного права по целому ряду признаков: субъектному составу, объекту, способам формирования норм и их обеспечения. Можно также провести разграничение по источникам, т.е. по форме существования норм международного и национального права.

В основе разграничения международного и национального права лежит, прежде всего, метод правового регулирования: внутригосударственное право создается в результате властных решений компетентных органов государства. В основе разработки международно-правовых норм лежит согласование воли государств, достижение компромисса, направленное на выработку правил поведения, в связи с чем международное нормотворчество, в отличие от национального, характеризуется большей продолжительностью и отсутствием централизованного начала.

Существенное значение имеет и объект правового регулирования: увнутригосударственного права это отношения в пределах юрисдикции соответствующего государства; у международного права это преимущественно межгосударственные отношения и иные отношения, выходящие за рамки юрисдикции отдельного государства, требующие совместного регулирования.

Международное право отличается от национального права и по субъектному составу. Субъектами национального права выступают физические и юридические лица. Субъекты международного права - пока главным образом юридические лица публичного характера (государства, народы (нации), борющиеся за создание самостоятельных государств, международные межправительственные организации, государственно-подобные образования).

Международное право отличается от национального по способу обеспечения норм. В национальном праве существуют органы, которые осуществляют правообеспечительную и правоприменительную деятельность. В международном праве централизованные механизмы отсутствуют. Выполнение норм международного права обеспечивается самими субъектами международного права и, прежде всего, государствами (индивидуально или в рамках международных организаций). Соответственно выделяют 2 формы обеспечения норм международного права: индивидуальную и коллективную.

Исторически сложилось разграничение двух категорий - международного публичного права и международного частного права. То международное право, о котором мы говорим как о регуляторе межгосударственных отношений, принято было именовать международным публичным правом. К сфере регулирования международного частного права традиционно относят гражданско-правовые и родственные им отношения негосударственного характера с иностранным (международным) элементом. Такие отношения регулируются как внутренним правом государств, под юрисдикцией которых находятся соответствующие физические и юридические лица, так и международными договорами и международными обычаями. Современное соотношение международного публичного права и международного частного права характеризуется их сближением, взаимопроникновением.



  1. Понятие и функции современного международного права.

Прообразом термина «международное право» является сложившийся в римском праве термин «jusgentium» («право народов») в качестве комплекса общепризнанных норм во взаимоотношениях римских граждан с иностранцами и последних между собой на территории Рима, а также норм, общих для ряда стран. В дальнейшем название было модифицировано - «jusintergentes» («право между народами»). Но в действительности речь идет о межгосударственном праве, поскольку создается оно не народами непосредственно, а главным образом государствами как суверенными политическими организациями, и ориентировано, прежде всего, на регулирование межгосударственных взаимосвязей.

За достаточно длительный период времени сложились основные доктринальные концепции относительно понятия и сущности международного права (естественноправовая, позитивистская, нигилистическая школы, школа политически ориентированной юриспруденции), представители которых существенно расходились во взглядах на природу и характер международного права, а также его сущность.



Международное право - особая правовая система, состоящая из принципов и норм, регулирующих взаимоотношения между государствами и другими субъектами, направленная на развитие сотрудничества между ними. Таким образом, международное право представляет собой систему норм, структурно организованных на базе единых целей и принципов. Механизм формирования и действия международного права носит межгосударственный, а не надгосударственный характер. Подавляющее большинство его норм создается путем соглашения субъектов.

Весьма важным является вопрос о функциях международного права, таких как обеспечение международного мира и безопасности, обеспечение демократизации международных отношений, защита прав человека, содействие оптимальному соотношению законных национальных и интернациональных интересов государств.

Именно от оптимального соотношения возможностей международного права с функциями, которые оно призвано выполнять, во многом зависит его эффективность. Но гарантированное современным международным правом юридическое равенство государств, больших и малых наций, также как система преференции, льгот, помощи, оказываемых в рамках международных организаций, на сегодняшний день явно недостаточны. Международное право должно кардинально изменить свои функции: из права, только координирующего сотрудничество государств, оно должно трансформироваться в право, обеспечивающее развитие, что означает приобретение им коммерческих функций, направленных на создание и перераспределение ресурсов в пользу слаборазвитых государств.


  1. Основные тенденции в развитии современного международного права.

Характеризуя основные изменения, происходящие ныне в международном праве, а также его роль в современных условиях, следует отметить значительное расширение объекта международно-правового регулирования, постепенное ослабление принципа абсолютного суверенитета государств, утрату международным правом своего сугубо «межгосударственного», «межправительственного» характера.

Основным направлением развития международного права является становление права международного сообщества. Это право характеризуется, прежде всего, тем, что приоритетной в нем является функция обеспечения интересов международного сообщества в целом.

Одна из наиболее важных особенностей права международного сообщества является утверждение в нем концепции общего наследия человечества. Она относится к пространствам и ресурсам, которые по самой своей природе не могут находиться под суверенитетом того или иного государства. Концепция охватывает Мировой океан, глубоководное дно, Антарктику, космос, атмосферу, окружающую среду в целом. Эта концепция нацелена на обеспечение интересов не только нынешнего, но и будущего поколений.

Другая концепция, характерная для права международного сообщества, - концепцияустойчивого (sustainable) развития. Она заключается в установлении нового международного правопорядка, который обеспечит социальную справедливость всем народам. Должны учитываться интересы прогресса как развитых, так и развивающихся стран. Показательно, что эта концепция также нацелена на защиту интересов не только нынешнего, но и будущего поколений.

Происходит совершенствование механизма реализации норм международного права, как на интернациональном, так и на национальном уровне. Существенно углубилось взаимодействие международного и национального права, без чего невозможно нормальное функционирование, как того, так и другого. Знание международного права становится все более важным не только для тех, кто непосредственно связан с международными отношениями, но и для тех, кто хочет ориентироваться в мировой политике и экономике, предпринимателей, граждан и туристов. Нормы международного права становятся частью национальной правовой системы, и знание его основ необходимо для защиты физическими и юридическими лицами своих прав внутри страны.

Вместе с тем следует учитывать, что в качестве острейшей глобальной проблемы в современных международных отношениях продолжает сохраняться существующая громадная диспропорция в экономическом развитии развитых и слаборазвитых государств, что неизбежно является источником локальных вооруженных конфликтов, международного терроризма, транснациональной организованной преступности.

ТЕМА2

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА



  1. Возникновение международного права и периодизация его истории.

История возникновения и развития международного права является частью исторического развития общества. Вместе с тем мнения ученых и специалистов по вопросу о времени появления международного права и его периодизации значительно разнятся.

Существует несколько точек зрения по вопросу о времени появления международного права.



  1. Международное право возникло вместе с возникновением государств, когда государства для регулирования своих взаимоотношений стали создавать правовые нормы.

  2. Международное право возникло в средние века, когда государства осознали необходимость создания общих для них норм международного права и стали им подчиняться.

  3. Международное право возникло в новое время, когда появились крупные централизованные суверенные государства и сформировались политические союзы государств.

Представляется более обоснованным относить начало возникновения международного права к древнему миру. В древности общественные отношения и внутри государства, и в межгосударственной сфере возникали, поддерживались и развивались. Государственная власть санкционировала существовавшие догосударственные социальные нормы, регулировавшие как внутриплеменные, так и межплеменные общественные отношения, приспосабливая их к своим интересам и потребностям, а также создавала новые правовые нормы, регулировавшие вновь возникавшие общественные отношения. Поэтому процессы формирования как внутригосударственного права, так и международного права распространялись параллельно, но с разной степенью интенсивности.

Особого внимания также заслуживает вопрос периодизации истории международного права. Наиболее часто выделяют следующие временные периоды: 1) до Вестфальского конгресса 1648 г.; 2) от Вестфальского конгресса 1648 г. до Венского конгресса 1815 г.; 3) от Венского конгресса 1815 г. до Парижского конгресса 1856 г.; 4) от Парижского конгресса 1856 г. до конца XIX века; 5) с начала XX века и по настоящее время.

Профессор Ф. Ф. Мартенс еще в конце XIX - начале ХХ вв., отрицая саму возможность существования международного права в Древнем мире, тем не менее делил всю историю международных отношений и международного права на три периода: первый период охватывает древний мир, средние века и новое время до половины XVII столетия или до Версальского мирного конгресса 1648 г.; второй период - с 1648 г. и до Венского конгресса 1815 г., когда господство грубой силы и изолированности народов заменяется идеей политического равновесия; третий период - продолжается с 1815 г. до настоящего времени.

В современной литературе заслуживает внимания периодизация развития международного права, предложенная профессором И. И. Лукашуком: предыстория международного права (с древних веков до конца средневековья); классическое

международное право (с конца средних веков до принятия Статута Лиги Наций); переход от классического к современному международному праву (от принятия Статута Лиги

Наций до принятия Устава ООН); современное международное право - право Устава

ООН.

Суммируя приведенные выше точки зрения и подходы по вопросу периодизации международного права, представляется наиболее оправданным выделение следующих пяти основных этапов в его развитии:



  1. международное право в эпоху рабовладельческого строя (до V в.н.э.);

  2. международное право средних веков (V-XVIвв.);

  3. международное право буржуазного времени (XVII-XIXвв.);

  4. международное право первой половины XXстолетия;

  5. современное международное право (с момента принятия Устава ООН в 1945 г.).

  1. Международное право в эпоху рабовладельческого строя (до V в.н.э.).

Международное право стало складываться и развиваться вместе с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними. Между древними государствами взаимоотношения в значительной мере испытывали на себе влияние их общественно-экономической основы - рабовладения.

Основными характерными чертами международного права в эпоху рабовладельческого строя являлись:

неразвитость международного права, межгосударственные отношения отсутствовали в их современном понимании и не занимали существенного места в жизни народов и государств, главными проявлениями международных отношений были торговля и война;

международные отношения и регулировавшие их правовые нормы складывались и поддерживались в основных центрах международной жизни древности: Индии, Китае, Вавилоне, Греции, Риме, Египте;

в отношениях между государствами отсутствовало постоянство, они, как правило, устанавливались и поддерживались в связи с текущей потребностью и носили непродолжительный характер;

преобладание обычных норм над договорными, обусловленное недостаточной развитостью международно-правовых отношений;

отношения между государствами строились исключительно с позиции силы, война была основным средством внешней политики древних государств и определяла характер международных отношений - неравноправных отношений господства и подчинения, территориальных завоеваний, превращения побежденных в рабов и работорговли.

Одним из наиболее древних межгосударственных правовых актов, дошедших до наших дней, считается договор, заключенный между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма, заключенный около 3100 года до н.э., который, в частности, подтверждал существовавшую между указанными городами границу, предусматривал мирное разрешение возникающих споров путем арбитражной процедуры, устанавливал своеобразный механизм гарантий исполнения договоров посредством клятв и обращения к богам.

В последующем количество договоров становится все более значительным. При этом наряду с союзными договорами и соглашениями о взаимной военной помощи наблюдается рост числа договоров, регулировавших обмен территориями, статус государственных границ, пограничных крепостей и населенных пунктов, распространение нейтралитета, раздел военных трофеев, выдачу лиц, правила осуществления торговли.

Международные нормы, применявшиеся между государствами в этих районах, первоначально имели религиозный и обычно-правовой характер. Эти особенности нашли отражение в зарождавшихся институтах международного права, касавшихся законов и обычаев войны; заключения, действия, обеспечения и прекращения международных договоров; обмена послами; установления правового режима иностранцев; образования межгосударственных союзов.

Законы и обычаи войны (ее объявление, правила ведения, отношение воюющих к побежденным и их имуществу) формировались под влиянием ничем не ограниченного произвола сильного. Считалось, что проигравшие войну попадали в полную зависимость от победителя. Последний обращал в рабство побежденных, захватывал их имущество, убивал тех, кого не хотел уводить в плен, накладывал на мирное население дань или контрибуцию. Обычной нормой у хеттов и ассирийцев было насильственное переселение побежденных народов, массовое убийство мирного населения, разграбление покоренных населенных пунктов.

В то же время и в эпоху рабовладельческого строя совершались первые попытки упорядочить ведение войны, подчинить ее общим правилам и нормам. Платон советовал правителям в международных делах проявлять умеренность, избегать ненужных войн, стремиться к «вечному миру». Цицерон полагал, что весь мир представляет как бы «одно государство людей и богов» и делил войны на справедливые и несправедливые.

Зарождавшийся институт права международных договоров имел религиозный характер. Его важным элементом была религиозная клятва. Она включала торжественное обещание, священный обет соблюдать договор и призыв к божеству вмешаться в случае его нарушения. Считалось, что боги как бы незримо присутствовали при заключении договоров и становились их участниками, и это должно было содействовать выполнению соглашения. Нарушение договора рассматривалось как клятвопреступление. Помимо клятвы заключение договора сопровождалось обрядом жертвоприношения. Международные договоры обеспечивались также обменом заложников.

Для решения внешнеполитических задач стали направляться послы и даже учреждаться посольства. Послы пользовались покровительством фараонов и царей и в период выполнения своей миссии рассматривались в качестве неприкосновенных.

Таким образом, нормативное регулирование межгосударственных отношений в период рабовладельческого строя характеризовалось неустойчивостью и враждебностью. Субъектами международных отношений были не государства, а их властители. Вместе с тем были выработаны формы нормативного регулирования - обычаи и договоры, которые имели огромное значение для развития международного права.


  1. Международное право средних веков (V-XVIвв.).

Переход от международного права античности к международному праву средних веков занял ряд столетий. Этот период связан с развитием международных отношений феодальных государств в процессе их образования, преодоления раздробленности, возникновения крупных феодальных сословных монархий, а также с началом формирования абсолютистских государств.

Особенностью регулирования международных отношений феодальных государств явилась преемственность ими многих международно-правовых правил рабовладельческого периода. Международные связи развивались главным образом внутри регионов, поэтому не было общего для всех государств международного права и применение международно-правовых норм связывалось с существованием указанных регионов в Западной Европе, Византии, арабских халифатах, на территории Индии и Китая, в Киевской, а позднее - Московской Руси.

В феодальный период по сравнению с периодом рабовладельческого строя наблюдался значительный рост правового массива, главным образом за счет появления множества новых обычно-правовых норм, регламентировавших взаимоотношения между государствами и даже отдельными феодалами в самых различных областях.

Предметом соглашений были договоры о мире и союзе, покровительстве, территориальных изменениях, плавании по рекам и морям, торговле. Договоры заключались преимущественно письменные. Они составлялись на языках сторон. Договор имел личностный характер, он заключался от имени правителя. Однако постепенно договоры стали получать более широкую основу, поскольку стали подписываться и от имени наследников монарха. Стала использоваться оговорка о неизменных обстоятельствах как условии действия договора.

В период Средневековья стал применяться институт гарантии договоров со стороны третьих государств. Нередко гарантом международных договоров был Папа Римский. В частности, он гарантировал выполнение договора 1494 года между Испанией и Португалией.

Другой особенностью феодального международного права в Западной Европе явилось влияние на него католической церкви. Религия и церковь стали играть решающую роль в международных отношениях, т.к. являлись единственной организованной, строго централизованной и культурной силой во многих регионах мира, доминировавшей над светской властью. Римско-католическая церковь оказывала огромное влияние в Западной Европе, православная - в Византии и на Руси, ислам - среди арабских государств.

Международное право феодальных государств продолжало испытывать влияние римского права, что выражалось в цивилистической окраске ряда международноправовых институтов. Например, это касалось институтов залога и поручительства как средств обеспечения международных договоров, института приобретения государственной территории.

Получают дальнейшую регламентацию институты личной неприкосновенности и экстерриториальности помещений.

В сфере посольского права следует выделить появление с XV в. постоянных посольств. Разрабатывается, особенно в Византии, пышный ритуал приема иностранных послов. При следовании послов по территории государства, где они получали аккредитацию, послам назначалось содержание со стороны местных властей. Государство страны пребывания принимает теперь на себя охрану дипломатических миссий в полном объеме. Нарушение неприкосновенности послов приводило к суровому наказанию нарушителя и даже отлучению от церкви.

Режим морских пространств в период Средневековья находился под влиянием двух различных подходов к пользованию морем. Один из них поддерживали ведущие морские державы (Англия, Венеция, Генуя, Испания, Португалия). Он заключался в стремлении осуществлять над прибрежными водами и частями Мирового океана свой суверенитет. Согласно другому подходу (Нидерланды, Франция) открытое море должно было быть свободным для судоходства и рыболовства. В основе данного подхода лежало представление о том, что Мировой океан должен считаться общей собственностью и быть свободным для всех государств.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал