Конспект урока по экологии и природопользованию ленинградской области. Тема урока «Экологическая оценка автотранспортом в поселке Войсковицы». загрязнения воздуха



Скачать 142.7 Kb.
Дата24.04.2016
Размер142.7 Kb.
ТипКонспект

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.

Тема урока «Экологическая оценка

автотранспортом в поселке Войсковицы».

загрязнения

воздуха

Цель:

1. Обобщить знания об источниках загрязнения воздуха, о физико-химических свойствах основных загрязнителей воздушной среды и основных источниках загрязняющих компонентов поступления в атмосферу по данным наблюдений за автотранспортом поселка Войсковицы.



Задачи:

1. Обучающая: познакомить с методами определения качества окружающей среды.

2. Развивающая: формирование умений работать с таблицами, самостоятельно обрабатывать полученные данные, применяя математические методы с анализом и выводами.

3 .Воспитательная: формировать у учащихся убеждения в необходимости охраны воздушного бассейна своего поселка.



Оборудование:

экологическая карта Ленинградской области, план-схема поселка

Войсковицы, мультимедийные средства обучения, стенд результатов

практической работы.



Оформление доски:

«Не насыщая пищей чрева, жует себя век двадцать первый. И рубит, рубит жизни древо, как беспощадный человек. Великий разум!

Запрети ты рубить, хотя б последний сук.

М. Дудин.

31.01.2008 г.

Домашнее задание: подготовить материалы СМИ о состоянии водных объектов Ленинградской области.

Практическая работа «Экологическая оценка загрязнения воздуха автотранспортом в посёлке войсковицы».

Ход урока:


  1. Организационный момент 2 мин.

  2. Постановка целей урока 3 мин.

  3. Фронтальная работа с классом 5 мин.

  4. Выполнение практической работы 30 мин.

  5. Подведение итогов 5 мин.



Раздел: «Экологическое состояние воздушного бассейна»
Ход урока.

Здравствуйте, ребята садитесь.

Мы продолжаем проходить с вами тему «Экологическое состояние воздушного бассейна Ленинградской области». Сегодня на уроке мы поговорим о загрязнении воздуха в нашем поселке.

В.1 Как вы считаете, в нашем поселке воздух чистый или загрязненный.

Ответы уч-ся: (загрязненный.)

В.2.Назовите источники загрязнения воздуха.

Ответы уч-ся (промышленные предприятия, транспорт, сельхоз производство, деревообрабатывающая промышленность, производственные и бытовые свалки, сжигание

мусора, предприятия по ремонту транспортных средств, котельные заводов и птицефабрики, автобазы, железная дорога.)

Учитель: Правильно, вы назвали много источников загрязнений

воздуха.

В3.Как вы, считаете, какой основной загрязнитель в нашем поселке.

Ответы уч-ся: (автотранспорт).

Учитель: Сегодня на уроке мы определим уровень загрязненности воздуха в нашем поселке. Для этого выполним практическую работу «Экологическая оценка загрязнения воздуха автотранспортом в поселке Войсковицы».

Учитель: Наш поселок расположен на пересечении двух шоссейных дорог Гатчина - Волосово, Гатчина - Черемыкино. Где ежедневно проходит большое количество различного

автотранспорта на данных направлениях и в Санкт-Петербург и Тосно.

На экологическом кружке ребята провели наблюдения за интенсивностью движения

Грузовых, легковых машин и автобусов. Они предложили нам вычислить интенсивность

Транспорта, выбросы вредных веществ, результаты сравнить с

нормативами ПДК, сделать

Определенные выводы и предложения.

У вас на столах лежат задания и ваши тетради, в которых вы будите выполнять необходимые расчеты, а результаты заносить в таблицы. Запиши в тетрадях число и тему практической работы.

Хочу предоставить слово членам экологического кружка вашего класса.

(Саша, Илона, Таня, Дима). Эти ребята продолжат урок.

Действия детей:

Дима Пулин (за пультом ПК), он (Включает ПК, проектор, выводит презентацию слайдов). Слайд .N~ 1 . (на экране тема урока, цель) зачитывает Швецова Саша.

Учитель: слово Илоне.

Ученик (Илона)

Мы провели наблюдения за интенсивностью движения автотранспорта в нашем поселке. Для этого мы выбрали участок трассы вдоль нашего поселка длиной 0,5 км.

Провели подсчет автомашин и автобусов на данном участке за 20 минут и за 1 час.

В зависимости от вида горючего занесли в таблицу N1 коэффициенты, определяющие выброс вредных веществ от автотранспорта.

Ученик (Дима) выводит на экран слайд N2 с таблицей N1.

Учитель: Сильным загрязнителем атмосферного воздуха является

автотранспорт. В среднем, каждый автомобиль выбрасывает в сутки 3-4 кг угарного газа, значительное количество оксидов азота, серу, сажу. Углеводороды. При использовании этилированного бензина в выхлопные газы попадает высокотоксичный металл.

Ученик (Дима) - выводит на экран следующий слайд с таблицей N2.

Ученик (Саша) В таблице N2 приведены средние нормы расхода топлива разного вида.

Ребята, выполните, задание N1,произведите подсчеты и занесите данные в таблицу N3 на ваших листочках.

Нами было зафиксировано за 20 минут- 80 машин легковых и 25 -грузовых вместе с автобусами. Запишите эти данные в T.N3 во 2-ой столбик. Самостоятельно вычислите интенсивность транспорта за 1 час. Результаты занесите в 3-тий столбик.

Учитель: Ребята, вам потребуется выполнить дополнительные расчеты.

За 1 час, Т.е. за 60 минут.

За 20 минут- 80 штук легкового транспорта

За 60 минут- Х штук Л.а.

Решаем пропорцию и получаем. Что за 1 час - проходит 240 автомобилей. Запишите этот результат в 3 – тий столбик для легкового автотранспорта. Аналогично сделайте расчеты для грузового транспорта. Сколько получили? Правильно­ - 75 штук.

Учитель: По санитарным требованиям по уровню загрязнения допускают поток транспорта интенсивностью не более 200 автомобилей в час, а у нас 315 автомобилей и этот поток будет увеличиваться, в связи с увеличением грузопотоков к порту Усть-Луга.

за 20 м -25 шт.

за 60 м-75 шт.

Учитель: Слово Диме.Теперь, рассчитайте путь, пройденный зафиксированным количеством автомобилей каждого типа за 1 час по следующей формуле (на экран выводится слайд с формулой и пустой таблицей №3.

Li= Ni * i , где

Li - путь каждого типа автотранспорта

Ni - количество автомобилей каждого типа за 1 час. i - обозначение типа автотранспорта

i - длина участка в км.

Учитель: Ребята, все расчеты делайте на листочках, и результаты записывайте в таблицу №3. Для этого, какие вы будите использовать данные? Путь 0.5 км, кол-во 240

L=240* 0.5=120 км. Это по легковому транспорту.

Для грузового подсчитайте самостоятельно. Сколько у вас получилось? Давайте, проверим ваши результаты на экране.

На экране Дима выводит слайд с заполненной таблицей №3.

Учитель: Все справились? Хорошо, переходим к следующему этапу. Слово Тане.

Ученик: (Таня)

Вычислите количество топлива разного вида по формуле приведенной у вас в задании

И на экране.

На экран выводится слайд с формулой:

Qi= Li *Yi.где

Q i - количество топлива, в литрах разного вида, сжигаемого при этом двигателями автомашин.

Li- общий путь

Yi-удельный расход топлива

i-вид автотранспорта

Учитель: Ребята, для подсчета этой таблицы, используйте данные таблиц №2 и №3.

Они у вас тоже имеются в раздаточном материале.

Для легкового транспорта используется бензин, а для грузового и автобусов - ДТ.

Заполните таблицу №4.

Ni-кол-во транспорта, легкового-240, а грузового-75.Считайте, используйте коэффициенты.

Qла=240

Qгp=75


Считайте. Qла=120 * 0.065 = 7.8 л

Qга=З7.5 *0.17 = 6.З375 л

Все подсчитали?

Ученик за пультом выводит слайд с готовой таблицей №4. Проверяем.

Ученик (Саша.) Выполните задание №3. Рассчитайте, количество

выделившихся вредных веществ в литрах по каждому виду топлива и всего. Результаты занесите в таблицу №5.

Используйте данные таблиц №1 и №4.

Учитель: Ребята, перенесите данные таблиц №1 и №4 в таблицу №5 и вычислите последний столбик и строку «итого» по вредным веществам. Проверяем результаты на экране. Ученик за пультом:

На экран выводится таблица №5

Учитель: Слово Илоне. Ученик (Илона)

Выполните задание №4. Вычислите выбросы вредных веществ после сгорания разного вида топлива в двигателях зафиксированного количества автомашин за 1 час на нашем участке трассы. Результаты запишите в таблицу №6 .Для расчетов используйте данные таблиц №3 и №5

Учитель: Выполните расчеты сначала для легкового транспорта, затем для грузового.

Кол-во -240 шт. за 1 час. Кол-во вредных веществ по видам считайте, используя данные таблицы№5 .Какие предложите вычисления?

Отвечают ребята

по легковому транспорту-

240* 0.6 (по угарному газу)=144

240*О.1(по углеводородам)=24

240*О.04 (по диоксиду азота)=9.6

По грузовому аналогично. Подводим итоги по трем загрязнителям.

Проверяем.

Ученик за пультом выводит на экран готовую таблицу №6

Учитель: Сегодня количество загрязняющих веществ огромно и

число их постоянно растет с появлением новых технологических процессов. К наиболее распространенным загрязнителям окружающей среды относятся : диоксид серы, тяжелые металлы, канцерогенные вещества, нефть и нефтепродукты. оксиды углерода, азота, радио нуклиды радиоактивные вещества, диоксины.

Мы оценили, загрязняющие вещества после сгорания топлива в грузовом и легковом транспорте: угарный газ, углеводороды, диоксид азота.

Для определения качества окружающей среды разработаны

специальные показатели- экологические нормативы, чем меньше величина норм, тем выше качество окружающей среды.

На заключительном этапе, сравните полученные результаты с нормой

ПДК для выявленных отравляющих компонентов. Ничто так не убеждает

человека, как собственная проверка каких-либо данных.

Ученик за пультом (Дима) показывает слайд с таблицей ПДК. Учитель Ребята. Вспомните, что означает аббревиатура ПДК? Отвечает ученик: (Наташа)

ПДК - предельно-допустимая концентрация - это количество загрязнителей в почве, воздушной среде или воде, воздействие, которого не влияет на здоровье человека или живых организмов.

Учитель: Ребята, определите по каким веществам выбросы выше нормы ПДК?

Учитель:

Наташа (ответ - по угарному газу)

Саша Ч. (ответ - по диоксиду азота) Галя (а по углеводородам - не превышает)

Учитель: Подсчитайте, во сколько раз выбросы по угарному газу

превышают норму ПДК

Ответ учащихся (В 30 раз). По диоксиду азота (в 148 раз)

Ребята посмотрите на таблицу, назовите загрязнители автотранспорта

в нашем поселке и перечислите их физические и химические свойства.

Ученик за пультом показывает таблицу на экране. Ребята читают таблицу с экрана.

Учитель: Ребята, сформулируйте выводы и предложения по нашей практической работе. Запишите их в тетрадь.

1. Воздух в нашем поселке загрязнен следующими загрязняющими

выбросами автотранспорта ... диоксидом азота и угарным газом.

Заслушиваются выводы и предложения, предлагаемые учащимися 1 ,2,3 ....

Учитель: Запишите все ваши выводы и предложения в тетрадь. (Ребята записывают)

Установленные для нашей страны ПДК выбросов не соответствуют европейским стандартам. Учеными подсчитано, что если все двигатели автомобилей будут отрегулированы, то вредные выбросы сократятся в 3-5 раз. Бесконтрольный ввоз

И использование в нашей стране изношенных иномарок привел к увеличению негативного воздействия автотранспорта на окружающую среду.

Учитель подходит к экологической карте Лен. Обл.

- На экологической карте Ленинградской области мы видим, что территория Гатчинского района загрязнена выбросами промышленных предприятий и различными видами транспорта, в том числе и автомобильными. Воздух загрязнен сильно.

Учитель: Представляю слово членам экологического кружка. Таня, пожалуйста.

Ученик (Таня) подходит к карте - схеме п. Войсковицы.

На занятиях экологического кружка мы составили схему нашего поселка, на которой отразили степень загрязненного воздуха, в зависимости от интенсивности движения транспорта. Шоссе Гатчина - Волосово., Черемыкино - воздух сильно загрязнен.

Улицы Молодежная и Манина загрязнены слабо. Территория возле школы загрязнена слабо. Наши выводы с вашими совпадают.

Учитель: Подведем итог урока.

Общий вывод: Из проведенных нами наблюдений и расчетов мы еще раз убедились в том, что автомобильный транспорт в процессе функционирования оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду.Он выделяет с отработанными газами токсичные вещества, способствующие увеличению заболеваемости людей.

Работа транспорта влияет на изменение количества солнечной

радиации, поступающей к поверхности Земли, температуру и влажность воздуха, направление и скорость ветра. Автомобильные выхлопы являются источником загрязнения почв и водоемов.

У установлено, что вдоль дорог с высокой интенсивностью движения загрязнениям углеводородами и пылью, содержащей металлы подвержена полоса шириной 100м.

Наблюдать за состоянием окружающего воздуха можно по изменениям лишайниковой флоры. Методику этих наблюдений мы тоже применяем на наших занятиях.

Для измерения концентраций загрязнителей в воздушной среде могут быть использованы индикаторные трубки и более сложные приборы-газоанализаторы.

Ребята, сдайте тетради и листочки с расчетами и с выполненными заданиями, выводами и предложениями.

Результаты вашей работы вы узнаете на следующем уроке.

Учитель: на заключительном этапе урока, прошу обратить Ваше внимание на эпиграф к теме нашего урока.

Учитель читает в слух слова поэта Михаила Дудина «Не насыщая пищей чрева, жует себя век двадцать первый. И руби, рубит жизни древо, как беспощадный человек. Великий разум! Запрети ты рубить, хотя б последний сук».

Учитель: ребята, как вы прокомментируете слова поэта, опираясь на расчеты нашей практической работы и изучение всей темы «Экологическое состояние атмосферы Ленинградской области».

Ребята отвечают.

Учитель подводит итог обсуждению.

В настоящее время человечество обеспокоено отрицательными последствиями своего прогресса. Научно - техническая революция радикальным образом изменила отношение человека с природой.

Мы закончили изучать тему «Экологическое состояние атмосферы Ленинградской области». Подготовьте к следующему уроку материалы из средств массовой информации о состоянии водных объектов Ленинградской области.



Урок окончен. Спасибо за урок.



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал