Конспект урока в 5 классе по теме «Почва как среда жизни. Роль растений и животных в почвообразовании»



Скачать 82.74 Kb.
Дата30.04.2016
Размер82.74 Kb.
ТипКонспект
Конспект урока в 5 классе по теме

«Почва как среда жизни. Роль растений и животных в почвообразовании»
Цель: изучить особенности почвы как среды жизни и роль живых организмов в почвообразовании.

Задачи:

- расширить знания о средах жизни на основе рассмотрения почвенной среды;

- ознакомить учащихся с составом и свойствами почвы, показать важность бережного отношения к почве.

- сформировать умения устанавливать взаимосвязь между условиями обитания и особенностями строения живых организмов;

- развивать умение работать с учебником, преобразовывать информацию из одной формы в другую, развить умение анализировать, делать вывод.

Основные виды деятельности:

- Называть основные абиотические факторы, действующие в почвенной среде.

- Приводить примеры обитателей почвенной среды.

- Выделять характерные признаки живых организмов, обитающих в условиях почвенной среды.

- Объяснять роль живых организмов в образовании почв и обеспечении их плодородия.

Планируемые результаты:

Предметные: называть основные абиотические факторы, действующие в почвенной среде; выделять характерные черты организмов, обитающих в условиях почвенной среды, описывать приспособления; объяснять роль живых организмов в образовании почв и обеспечении их плодородия.

Метапредметные:

Познавательные: уметь работать с учебником и преобразовывать информацию из одной формы в другую, устанавливают причинно-следственные связи между особенностями строения растений и животных и их условиями обитания.

Регулятивные: умеют ставить цели урока, планировать свою деятельность, достигать результата в процессе учебной деятельности, умеют организовать выполнение заданий учителя в группе согласно установленным правилам. Осуществляют самоанализ и самооценку.

Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи, вступают в диалог, аргументируют свою точку зрения, приводят примеры; умеют сотрудничать в группе.

Основные термины и понятия:

Почвенная среда, почва, гумус.



Основное содержание:

1. Состав почвы.

2. Общая характеристика почвенной среды обитания.

3. Приспособления живых организмов к условиям почвенной среды.

4. Роль живых организмов в почвообразовании.

Ресурсы:

Учебник стр.22-25, электронное приложение «Почвенная среда», тетрадь-тренажёр.



Тип урока: комбинированный

План урока:

1. Организационный

2. Стадия вызова

3. Стадия осмысления

4. Стадия рефлексии

5. Информация о домашнем задании


Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный

(2 минуты)



- Добрый день! Я приглашаю всех в прекрасный мир живой природы, который таит в себе много интересного, необычного и загадочного.

- У меня прекрасное настроение и я готова начать работу! А вы? (показываю большой палец вверх)

- Я надеюсь на ваше сотрудничество в группе и творческий подход к делу. Вы готовы?

Распределение ролей в группе, жетоны


Учащиеся показывают большой палец вверх, в сторону или вниз, зависимости от настроения и готовности.

2. Стадия вызова

(10 минут)



- Разложите живые организмы на группы.

- Сколько групп получилось? На какие группы вы разделили живые организмы? Почему?

- Каковы особенности водной среды?

- Как приспособились животные и растения к водной среде?


- Каковы особенности наземно-воздушной среды?

- Как приспособились животные и растения к наземно-воздушной среде?


- В чем особенность организмов в 3 столбике?

- Кто готов сформулировать тему урока? (запись темы урока в тетради и на доске)


- Что вы уже знаете по данной теме?

- Какова цель урока? (фиксирую на доске в виде плана)

- Что будет главным источником информации для работы на уроке?


Раскладывают из конверта названия живых организмов на 3 группы (водная среда, наземно-воздушная и остальные)
- растворенный кислород, подвижность, стабильность, высокая плотность воды;

- обтекаемая форма, слизь, жабры, дышат поверхностью тела, в тканях растений камеры с воздухом;

- организмы обитают в почве.
- Почва как среда жизни.
Учащиеся заполняют столбики таблицы «Знаю», «Хочу знать». Озвучивают результаты.

- Цели: особенности условий, приспособления организмов, название организмов.

- Учебник.

3. Стадия осмысления

(20 минут)



1. Состав почвы

- Рассмотрите почву и определите, что входит в состав почвы? А теперь проверьте себя по учебнику (стр. 26)


- От чего будет зависеть плодородие почвы?

- Зачем вода, воздух в почве?


- Как вы думаете состав воздуха одинаковый в почве и в атмосфере?

Учащиеся оформляют ответ на отдельных листочках в виде схемы:

- твердые частицы (органические и минеральные вещества), влага, воздух, глина, песок, перегной (гумус – остатки живых организмов).

Выступление учащихся с итогами работы.

Учащиеся работают с диаграммами на стр. 26



2. Особенности условий

- Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в почве? Что вы чувствуете?

- Прочитайте текст на стр. 27 и убедитесь, действительно ли в почве такие условия и свои результаты оформите в виде схемы.

Ответы учащихся


Строят схему-кластер. Озвучивают результаты.

3. Приспособленность живых организмов

- Как вы думаете, много живых организмов живет в таких условиях?

- Какие приспособления имеют животные?

- Самое крупное почвенное животное - крот? Найдите в учебнике информацию о том, как крот приспособился к жизни в почве?

- Какая информация для вас была известной? Новой? Интересной?

Ответы учащихся

Учащиеся читают.

Отвечаю на вопросы



4. Роль животных и растений в почвообразовании

- Какую пользу приносят животные почве?

- Какую роль играют растения?


Отвечаю на вопросы



5. Значение почвы

«Сказала лопата: Земля - чтобы рыть. Ботинки сказали: Земля - чтоб ходить. А люди сказали: Земля - чтобы жить» А. Тетивкин

- Какое значение играет почва для жизни человека?


Ответы учащихся

4. Стадия рефлексии

(7 минут)



1. Рефлексия деятельности

- Вернемся к целям урока. Удалось ли нам достичь поставленных целей?

- Остались еще вопросы?


Ответы учащихся

2. Рефлексия результата

- Найти неверные утверждения и исправить их.

- Оцениваем себя.

Ответ: 1+, 2+, 3-, 4-, 5+, 6-, 7+, 8+

«5» - 7-8 баллов

«4» - 5-6 баллов

«3» - 3-4 баллов


Верю – не верю:

  1. Почва – верхний плодородный слой земли.

  2. Почва возникла вместе с живыми организмами.

  3. В состав почвы входят: глина, песок, воздух.

  4. Состав воздуха в почве и в атмосфере одинаковый.

  5. Гумус необходим для питания растений.

  6. В почве обитают только мелкие животные.

  7. Почвенные животные слепые.

  8. Дождевые черви улучшают плодородие почвы, взрыхлят ее и перемешивают.

3. Эмоциональная рефлексия

- Наш урок подошел к концу. Я довольна вашей работой и результатом. А вы? (показываю большой палец вверх)



Учащиеся показывают большой палец вверх, в сторону или вниз, зависимости от настроения и удовлетворенности от урока.

5. Домашнее задание

(2 минута)



- Тот, кто выполнил задания на «3» - еще раз прочитать §26, ответить на вопросы на стр. 27 и выполнить задание.

- Тот, кто выполнил задания на «4 и 5», необходимо выполнить задание, используя дополнительные источники информации



Учащиеся получают задания и записывают в дневнике

Тема «Почва как среда жизни»

1. Прочитать текст. Ответить на вопросы.

Среда обитания характеризуется тем, что она плотная. В ней обитатели находят воздух, воду. А вот свет сюда почти не проникает. Поэтому животные обычно имеет маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручают их в жизни обоняние и осязание.

Вопросы:


  1. Как называется эта среда обитания?_______________________________

  2. Каких животных, живущих в почве, вы знаете?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Соотнесите правые и левые части задания.

А. Кит, сом, водоросль

  1. почвенная

Б. Крот, червь, гриб

  1. другие организмы

В. Растения, птица, медведь

  1. наземно-воздушная

Г. Бактерия, аскарида, сосальщик

  1. водная

_________________________________________________________________


3*. Почему в дождливую погоду дождевые черви выползают на поверхность почвы?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4**. Используя дополнительные источники информации, приготовить сообщение об одном из обитателей почвенной среды по плану:

- Название;

- Внешнее строение;

- Приспособленность к почвенной среде;

- Роль в природе.


Урок биологии в 5 классе. УМК «Сфера». 21.11.2014. учитель: Чечихина С.С.






База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал