Контрольно-счетная палата воронежской области



страница1/9
Дата25.04.2016
Размер1.39 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

НА ПРОЕКТ ЗАКОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ ОБЛАСТНОМ БЮДЖЕТЕ

НА 2010 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 И 2012 ГОДОВ"
1. Общие положения
Заключение Контрольно-счетной палаты Воронежской области на проект Закона Воронежской области "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (далее - Заключение) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом Воронежской области, Законом Воронежской области "О бюджетном процессе в Воронежской области" и Законом Воронежской области "О Контрольно-счетной палате Воронежской области".

При подготовке Заключения Контрольно-счетная палата Воронежской области (далее - КСП, Счетная палата) учитывала необходимость реализации положений, сформулированных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ и в основных направлениях бюджетной и налоговой политики Воронежской области.

При подготовке Заключения использованы результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой области. Проанализирована работа департамента экономического развития Воронежской области, департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области, иных субъектов бюджетного планирования и главных распорядителей средств областного бюджета по составлению прогноза социально-экономического развития региона и расчету показателей проекта закона Воронежской области "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", проверено наличие и оценено состояние нормативной и методической базы, регулирующей порядок формирования и расчетов основных показателей.

Заключение утверждено решением коллегии Контрольно-счетной палаты Воронежской области (протокол N 12 (43) от 21 октября 2009 года).
2. Параметры прогноза основных показателей социально-экономического развития области
2.1. Прогноз социально-экономического развития Воронежской области на 2010 год и на период до 2012 года (далее - прогноз), подготовленный департаментом экономического развития Воронежской области, разработан в соответствии со сценарными условиями функционирования экономики, определенными в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов.

Прогноз базируется на анализе сложившейся ситуации в экономической и социальной сферах на макро- и микроуровнях, факторах и тенденциях развития в 2007 - 2008 годах, ожидаемых итогах развития хозяйствующих субъектов в 2009 году, мер, предпринимаемых органами государственной власти Воронежской области, по социально-экономическому развитию территории, а также реализации антикризисной программы Воронежской области.

2.2. При формировании проекта бюджета Воронежской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов приняты следующие значения исходных макроэкономических показателей:

- объем валового регионального продукта (далее - ВРП) - 313414 млн. рублей - в 2010 году, 351724 млн. рублей - в 2011 году, 396600 млн. рублей - в 2012 году;

- темп роста ВРП за три года - 101,8%, 104,2% и 104,6% соответственно;

- индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) - 110, 108 и 107%.

Сравнение основных прогнозных макроэкономических показателей по Российской Федерации и Воронежской области представлено на диаграмме (не приводится):
Прогноз макроэкономических показателей по

Российской Федерации и Воронежской области
Диаграмма не приводится.
2.3. Макроэкономические условия формирования областного бюджета на 2010 - 2012 годы характеризуются постепенным восстановлением положительной динамики экономики. Объем ВРП за этот период прогнозируется с увеличением на 11%, однако темп его роста будет значительно ниже, чем в докризисный период 2006 - 2008 годов, когда прирост ВРП достиг 31,8%. В 2007 году Воронежская область по темпам роста ВРП занимала 3-е место среди регионов Центрального федерального округа (после Владимирской и Белгородской областей) и 14-е место среди всех субъектов РФ.

Динамика объемов ВРП, темпов роста ВРП и индекса потребительских цен за 2006 - 2012 годы по Воронежской области представлена на диаграмме (не приводится):
Динамика объемов ВРП, темпов роста ВРП,

индекса потребительских цен
Диаграмма не приводится.
Несмотря на высокие темпы роста ВРП в последние годы, абсолютная величина ВРП на душу населения обеспечивала Воронежской области место только во втором десятке регионов ЦФО. По данным Воронежстата, небольшой подъем был отмечен в 2007 году - 13-е место против 15-го в 2005 - 2006 годах.

Динамика отдельных показателей прогноза социально-экономического развития Воронежской области на 2009 - 2012 годы представлена на диаграмме (не приводится):
Основные показатели прогноза социально

экономического развития Воронежской области

на 2009 - 2012 годы (темпы прироста)
Диаграмма не приводится.
Контрольно-счетная палата Воронежской области считает, что ожидаемое в прогнозном периоде преодоление спада и оживление экономики можно обеспечить за счет прироста инвестиций в основной капитал и стимулирования инновационной активности. Анализ прогноза социально-экономического развития Воронежской области показал, что для этого есть все основания. Залогом улучшения социальной политики региона послужит эффективная реализация антикризисных мер на федеральном и региональном уровнях.

2.4. Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), согласно материалам прогноза, планируется к постепенному снижению с 13,7% в 2009 году до 10% в 2010 году, 8% в 2011 году и до 7% в 2012 году.

Прогнозируемое замедление инфляции в 2010 году базируется на снижении темпов роста цен (тарифов) на непродовольственные товары и платные услуги населению. При этом рост цен на продовольственные товары в 2010 году на 2,5 процентного пункта будет опережать уровень 2009 года.

В 2011 - 2012 годах замедление роста потребительских цен объясняется снижением темпов роста цен (тарифов) по всем основным сегментам, наблюдаемым при исчислении уровня инфляции.

Динамика роста потребительских цен по основным товарным группам представлена на диаграмме (не приводится):
Динамика прироста потребительских цен

по Воронежской области

(декабрь к декабрю предыдущего года, в %)
Диаграмма не приводится.
Необходимо отметить, что в случае отмены предельных размеров роста тарифов на услуги естественных монополий увеличиваются риски превышения уровня инфляции в 2010 - 2012 годах.

2.5. Анализ прогноза показал, что по основным показателям, характеризующим уровень жизни населения, весьма сдержанная динамика.

Если в 2009 ожидается снижение реальных располагаемых доходов на 2,7%, то в 2010 году прирост этого показателя к предыдущему году составит 3%, а за два следующих года - 3,5%.

В 2009 году ожидается и снижение реальной заработной платы на 5,9%, в 2010 году - на 0,9%, а к 2011 - 2012 годам ежегодный прирост составит 1,7% и 3,0% соответственно.

Динамика доходов населения Воронежской области с 2006 года приведена на диаграмме (не приводится):
Динамика темпов роста среднемесячной реальной

заработной платы и реальных располагаемых денежных

доходов населения
Диаграмма не приводится.
Рост величины прожиточного минимума в расчете на душу населения будет опережать рост потребительских цен в среднем на 3 процентных пункта за год. В 2010 году, по прогнозу, величина прожиточного минимума в среднем на душу населения составит 5560 рублей, а в 2012 году - 6800 рублей.

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума хотя и планируется к уменьшению, но будет оставаться значительной: в 2009 году - 443,8 тыс. человек, или 19,6% общей численности населения, а в 2012 году - 401,9 тыс. человек (18%). Причем эти данные лишь формально отражают текущую ситуацию, поскольку не учитывают значительную часть населения, чьи доходы чуть выше величины прожиточного минимума.

Пока не удается справиться и с сокращением рабочих мест: уровень зарегистрированной безработицы в 2010 году, несмотря на реализацию антикризисных мер, предпринимаемых правительством области, возрастет по сравнению с 2009 годом на 0,1 процентного пункта и составит 2,8%, что соответствует 31 тысяче официально зарегистрированных безработных. Поэтому очевидно, что для сокращения числа безработных до уровня 2,2%, или 24 тыс. человек, к 2012 году и сдерживания напряженности на регистрируемом рынке труда правительству Воронежской области потребуется принять дополнительные антикризисные меры.

2.6. Практика последних лет и сравнительный анализ динамики макроэкономических показателей показывает существенное отклонение фактически сложившихся цифр от прогнозируемых значений.

С 2000 года прослеживается следующая закономерность: фактические объемы ВРП и индексы потребительских цен практически ежегодно превышают прогнозируемые значения, на что КСП постоянно обращает внимание, поскольку эти показатели являются исходными при расчете доходов бюджета. Причем в кризисных условиях риски отклонения фактических основных макроэкономических показателей от прогнозных параметров существенно возрастают.

Данные о прогнозных и фактических величинах отдельных макроэкономических показателей за 2000 - 2008 годы представлены на следующих диаграммах (не приводятся):
Отклонения фактических значений валового регионального

продукта от прогнозных
Диаграмма не приводится.
Прогнозные и фактические данные индекса потребительских цен

(декабрь к декабрю предыдущего года)
Диаграмма не приводится.
Оценочные и фактические данные отдельных показателей
(в % к предыдущему году)


Показатели



2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

оценка

факт

оценка

факт

оценка

факт

оценка

факт за
9 месяцев


Продукция промышленности

104,2

109,0

96,5

99,0

108,2

104,6

92,1

91,5

Продукция сельского хозяйства

100,5

103,0

100,5

109,6

119,3

126,2

95,2

103,1

Инвестиции в основной капитал

112,7

120,5

114,3

141,5

127,9

117,7

89,0

97,6 <*>

Объем работ, выполненных по виду
экономической деятельности
"Строительство"


110,0

113,7

109,2

121,9

115,9

114,1

91,9

92,5

Оборот розничной торговли

108,3

105,2

109,9

115,8

108,9

112,7

103,2

100,8

Объем платных услуг населению

108,0

108,7

113,7

108,8

105,3

108,5

101,5

103,2

Реальные располагаемые денежные
доходы населения


112,5

114,9

112,5

109,8

106,8

103,5

97,3

94,9 <**>



--------------------------------

<*> Оценка за 9 месяцев 2009 года.

<**> Факт за 8 месяцев 2009 года.
Анализ показателей, приведенных в таблице, наглядно иллюстрирует ежегодное отклонение оценочных от фактических значений этих показателей. Нельзя не отметить, что в представленном прогнозе по некоторым показателям оценка темпов роста за 2009 год в целом ниже показателей, уже достигнутых за девять месяцев текущего года, по данным Воронежстата. Среди них - производство продукции сельского хозяйства, инвестиции в основной капитал, работы, выполненные по виду деятельности "Строительство", и объем оказанных населению платных услуг.

Контрольно-счетная палата считает, что в условиях реализации принципа программно-целевого планирования и исполнения бюджета, ориентированного на конечный результат, повышаются и требования, предъявляемые к качеству прогноза социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период. Прогноз должен не только определять исходные условия для разработки проекта областного бюджета с наибольшей степенью надежности, но и иметь целевой характер, то есть отражать результаты достижения поставленных целей и задач в среднесрочной перспективе.
3. Общая характеристика проекта закона Воронежской области "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"
3.1. В соответствии со статьей 169 БК РФ и статьей 39 Закона Воронежской области "О бюджетном процессе в Воронежской области" проект областного бюджета сформирован на три года: на очередной, 2010 год, и на плановый период 2011 - 2012 годов. Особенностями законопроекта является детальное планирование показателей доходов и расходов областного бюджета только на 2010 год. На 2011 и 2012 годы предлагаются к утверждению лишь основные параметры бюджета.

3.2. Доходы областного бюджета на 2010 год предусмотрены в сумме 36573865,2 тыс. рублей, что выше доходов уточненного <1> бюджета 2009 года на 1195390,4 тыс. рублей, или на 3,4%. При этом прогнозируется, что налоговые и неналоговые доходы увеличатся на 3673804,0 тыс. рублей (на 16,5%) и составят 25973405,0 тыс. рублей, а безвозмездные перечисления, напротив, снизятся на 2478413,6 тыс. рублей, или на 18,9%, и поступят в сумме 10600460,2 тыс. рублей.

--------------------------------

<1> Здесь и далее под уточненным бюджетом 2009 года понимается бюджет на 2009 год с последними изменениями, внесенными 13.07.2009 Законом Воронежской области N 96-ОЗ.
Расходы областного бюджета в 2010 году по сравнению с уточненным бюджетом 2009 года увеличатся на 1135398,1 тыс. рублей, или на 2,9%, и составят 39715202,7 тыс. рублей.

Дефицит бюджета на 2010 год прогнозируется в сумме 3141337,5 тыс. рублей, или 12,1% к предполагаемому годовому объему доходов областного бюджета без учета суммы безвозмездных поступлений из федерального бюджета, что не превышает верхнего предела дефицита, установленного ст. 92.1 Бюджетного кодекса РФ (15%).

В плановом периоде 2011 - 2012 годов по сравнению с бюджетом 2010 года прогнозируется увеличение как доходной, так и расходной частей областного бюджета. Фактором роста будет являться увеличение налоговых и неналоговых доходов.

В 2011 году доходы и расходы областного бюджета предполагаются в одинаковом объеме - 39577832,2 тыс. рублей. При этом по сравнению с предыдущим годом доходы увеличатся на 8,2%, а расходы, наоборот, сократятся на 0,3%.

В 2012 году прогнозируется, что доходы областного бюджета также будут соответствовать расходам и составят 42451162,2 тыс. рублей, что на 7,3% превысит уровень 2011 года.

Динамика основных параметров областного бюджета отражена в таблице:

┌────────────────────────────┬───────────────┬────────────────────────────────────────────────┐

Показатель │ 2009 год │ Проект бюджета │

│ │ (уточненный ├───────────────┬───────────────┬────────────────┤

│ │ бюджет) │ 2010 год │ 2011 год │ 2012 год │

├────────────────────────────┼───────────────┼───────────────┼───────────────┼────────────────┤

Доходы, итого (тыс. рублей),│35 378 474,8 │36 573 865,2 │39 577 832,2 │42 451 162,2 │

в том числе: │ │ │ │ │

прирост к предыдущему году: │ │ │ │ │

- тыс. рублей │-6 722 242,0 │+1 195 390,4 │+3 003 967,0 │+2 873 330,0 │

- % │-16,0 │+3,4 │+8,2 │+7,3 │

├────────────────────────────┼───────────────┼───────────────┼───────────────┼────────────────┤

Налоговые и неналоговые │22 299 601,0 │25 973 405,0 │28 977 372,0 │31 850 702,0 │

доходы (тыс. рублей), │ │ │ │ │

прирост к предыдущему году: │ │ │ │ │

- тыс. рублей │-2 848 810,0 │+3 673 804,0 │+3 003 967,0 │+2 873 330,0 │

- % │-11,3 │+16,5 │+11,6 │+9,9 │

├────────────────────────────┼───────────────┼───────────────┼───────────────┼────────────────┤

Безвозмездные перечисления │13 078 873,8 │10 600 460,2 │10 600 460,2 │10 600 460,2 │

(тыс. рублей), │ │ │ │ │

прирост к предыдущему году: │ │ │ │ │

- тыс. рублей │-3 873 421,5 │-2 478 413,6 │0,0 │0,0 │

- % │-22,9 │-18,9 │- │- │



  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал