Корелина Мария Инокентьевна учитель географии 1 кв категории Педагогический стаж 31 год Вожбал 2015 год



страница1/3
Дата25.04.2016
Размер0.68 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Вожбальская основная общеобразовательная школа»




Согласовано на заседании педагогического совета

протокол № 1 от 28.08.2015 г.



Утверждаю:

Директор МБОУ

«Вожбальская ООШ»

Л. К. Панова /___________/





Рабочая программа

по учебному предмету

«География»
5 - 9 класс








Разработчик программы

Корелина Мария Инокентьевна

учитель географии 1 кв. категории

Педагогический стаж 31 год











Вожбал

2015 год


1. Пояснительная записка

Рабочая программа по географии 5-9 классов составлена на основе:



  • Федерального государственного образовательного стандарта основного

общего образования (ФГОС);

  • Программы основного общего образования по географии, 5-9 классы

авторы И.И.Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева;

Общая характеристика предмета

Учебное содержание курса географии в данной линии сконцентрировано по блокам: с 5 по 7 класс - география планеты, с 8 по 9 класс - география России.



Курс «География. Землеведение. 5-6 классы»- курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле - картографии, геологии, географии, почвоведения и другие. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

При изучении курса решаются следующие задачи:

  • Формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей, процессов и явлений природы её частей;

  • Формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенности их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;

  • Развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;

  • Развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;

  • Развитие специфических, географических и общеучебных умений;

  • Развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействие природы и человека.

Курс «География.Страноведение. 7 класс»- это третий по счёту школьный курс географии. В содержании курса увеличен объём страноведческих знаний и несколько снижена роль общеземлеведческой составляющей, что должно обеспечить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

Целью курса является: раскрытие закономерностей землеведческого характера, с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определённый порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеждение необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды;

Создание у учащихся целостного представления о Земле, как планете людей;

Раскрытие разнообразия природы и населения земли, знакомство со странами и народами;

Формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера необходимых каждому человеку нашей эпохи.



Основные задачи курса:

  • Формирование системы географических знаний как составной части научной картины мира;

  • Расширение и конкретизация представлений о пространственной неоднородности поверхности земли на разных уровнях её дифференциации - от планетарного до локального;

  • Познание сущности и динамики основных природных, экологических, социально-экономических и других процессов, происходящих в географической среде;

  • Создание образных представлений о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использование их населением в хозяйственной деятельности;

  • Развитие и понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества, значение охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • Воспитание в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других их истории, традициях и образе мышления», понимать людей другой культуры;

  • Развитие картографической грамотности по средствам работы с картами разнообразного содержания и масштаба;

  • Развитие практических географических умений и извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории.

Курс «География России» (8-9классы) занимает центральное место в системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его роль в формировании комплексных социально ориентированных знаний, мировоззрения личностных качеств школьников.

Целями курса являются:

формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;

воспитание любви к родной стране, родному краю, уважение к истории, культуры родины и населяющих её народов;

формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.



Основные задачи курса:

  • Формирование географического образа своей страны, представление о России как целостном, географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;

  • Формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями, населяющих её народов;

  • Развитие умений анализировать, сравнивать , использовать в повседневной жизни информацию из различных источников- карт, учебников, статистических данных, интернет – ресурсов;

  • Развитие умений и навыков вести наблюдение за объектами , процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;

  • Создание образа своего родного края.

Место курса географии в базисном учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 5-6 классах по 35 часов (1 час в неделю), в 7, 8,9 классах по 68 часов (2 часа в неделю). В соответствии с базисным учебным планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс « Окружающий мир». По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Описание ценностных ориентиров содержание учебного предмета, включающих цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний и умений

Курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии должны быть сформированы ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

осознание себя, как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель своего района);

осознание роли и места РФ как части мирового географического пространства;

осознание единства географического пространства РФ как среды обитания всех населяющих её народов

осознание ценности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, её отдельных частей;

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

любовь к своему Отечеству, региону, местности;

нравственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям .традициям и образу жизни российского и других народов.

Изменения, внесённые в авторскую программу и их обоснования в 5 классе

На изучение географии в 5 классе отведено 34 часа, согласно учебному плану МБОУ «Вожбальская ООШ».

Практические работы пронумерованы, за обучающие и тренировочные оценки выставляются выборочно. Итоговые практические работы оформляются в отдельной тетради, за их выполнение выставляется каждому ученику оценка.

В календарно-тематическом планировании практические работы обозначаются:

итоговая - И, обучающая - О, тренировочная - Т.

Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: работа с картами атласа, тестирование, практические и самостоятельные работы с различными источниками знаний. Контрольных работ по географии не предусмотрено. Итоговый и промежуточный контроль осуществляется посредством итоговых практических работ и тестирования. Преобладающими формами организации учебного процесса являются уроки-практикумы, как обучающие, так и тренировочные, уроки-путешествия, наблюдения, исследования, как групповые, так и индивидуальные



Изменения, внесенные в авторскую программу в 8 классе

В рабочей программе выделено 10 часов для изучения «Географии Вологодской области» (предусмотренного Стандартом). Уменьшенный материал по темам будет пройден за счет уплотнения.



Изменения, внесенные в авторскую программу в 9 классе

В рабочей программе выделено 10 часов для изучения «Географии Вологодской области» (предусмотренного Стандартом). Уменьшенный материал по темам будет пройден за счет уплотнения.


Настоящая рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса

УМК «География. Землеведение. 5-6 классы»

  • География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева.М.: Дрофа.2016.- 283 с.

  • География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь пособие для общеобразовательных учреждений /В. П.Дронов, Л. Е. Савельева. М.: Дрофа.

  • Атлас. География. 5 класс: атлас:– М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013

  • Контурная карта. 5 класс: контурная карта- М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013

  • География. Землеведение.5-6 классы. Методическое пособие / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева.-М.: Дрофа, 2013. ( www.drofa. ru)

  • География. Землевдение.5-6 классы. Электронное приложение.- М.: Дрофа, 2013. ( www.drofa. ru).

УМК «География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс»

  1. Учебник: Душина И.В. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. : учеб. для общеобразовательных учреждений/ И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенёв; под редакцией В.П. Дронова. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа.

  2. Атлас. География. 7класс. : атлас:– М.: Дрофа; Издательство ДИК,

  3. Контурная карта. 7класс.:контурная карта- М. :Дрофа; Издательство ДИК,

  4. Рабочая тетрадь Душина И.В. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. : . для общеобразовательных учреждений. – М. : Дрофа,

УМК «География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс»

    1. Учебник: География России. В 2 кн. Кн. 1: Природа. Население. Хозяйство. 8 кл. учеб. для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений/ В.П. Дронов, И.П. Баринова, В.Я. Ром; под ред. В.П. Дронова. – 10 изд., стереотип. – М.: Дрофа.

    2. География России. 8-9 классы. Методическое пособие (авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов)

    3. Рабочая тетрадь. В.П. Дронов, И.П. Баринова, География России. Природа. Население. 8 класс

    4. Атлас. География. 8 класс: атлас:– М.: Дрофа; Издательство ДИК,

    5. Контурная карта. 8 класс: контурная карта - М.: Дрофа; Издательство ДИК,

УМК «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс»

  1. Учебник: География России. В 2 кн. Кн. 2: Природа. Население. Хозяйство. 9 кл. учеб. для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений/ В.П. Дронов, И.П. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе; под ред. В.П. Дронова. – 10 изд., стереотип. – М.: Дрофа.

  2. Рабочая тетрадь. В.П. Дронов, И.П. Баринова, География России. Природа. Население. 9 класс.

  3. Атлас. География. 9 класс. : атлас:– М.: Дрофа; Издательство ДИК,

  4. Контурная карта. 9 класс.:контурная карта-М.:Дрофа; Издательство ДИК,


Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа:

В 5 классах: в неделю – 1 час; в год – 34 часа;

в том числе: практических работ – 6 из них: итоговых – 1, обучающих – 4, тренировочных -1 .



В 6 классе: в неделю – 1 час; в год – 34 часа, в том числе: практических работ – 5, из них: итоговых – 2, обучающих –2, тренировочных -1.

В 7 классе: в год – 68 часов, в неделю – 2 часа в том числе: практических работ – 29 , из них: итоговых –8 , обучающих –9 , тренировочных –10 , экскурсий – 1

В 8 классе: в неделю – 2 часа; в год 68 часов; в том числе: практических работ – 17 из них: итоговых – 6, обучающих –4, тренировочных - 4. 10 часов отведено на изучение географии Вологодской области по тематическому планированию.

В 9 классе: количество часов: в неделю – 2 часа, в год – 68 часов; в том числе: практических работ – 21: итоговых – 7, обучающих – 10, тренировочных – 10. Зачётов - 2

10 часов отведено на изучение географии Вологодской области по тематическому планированию



Формы организации учебного процесса и их сочетание, преобладающие формы текущего контроля ЗУН

Рабочая программа предусматривает построение курса географии в соответствии с Программой основного общего образования по географии, 5-9 классы авторы И. И.Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева; основанное на идеях и принципах системно-деятельностного подхода в обучении, разработанных российскими психологами и педагогами: Л.С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, П. Я. Гальпериным, Л.В. Занковым и др., и заложенных в основу ФГОС 2010 года.

При системно - деятельностном подходе основными технологиями обучения являются проблемно-поисковая, исследовательская технологии. Именно они позволяют создать такое образовательное пространство, в котором ученик становится субъектом обучения.

Основная форма обучения - урок. Предусматриваются следующие формы организации учебной работы: фронтальные, групповые и индивидуальные, которые применяются в разных звеньях процесса обучения.

Преобладающими формами текущего контроля являются: географический диктант, устный опрос, работа по карточкам, обучающая практическая работа, работа с контурными картами, блиц-опрос и т. д.

Тематический контроль проверяет степень усвоение материала по изученному разделу отдельным учащимся и классом в целом, когда знания в основном сформированы и систематизированы.

Основные формы тематического контроля, предусмотренные в рабочей программе, - это итоговая практическая работа, тестирование.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Его задача - зафиксировать уровень облученности учащихся. Итоговый контроль проводится в форме теста.

Одной из задач обучения является здоровьесбережение. Такой подход к обучению предусматривает различные виды  учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы. Частые смены одной деятельности другой формируют у учащихся адаптационные возможности;

Выбор  на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это  такие методы,  как метод свободного выбора  (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар); методы,  направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки);

Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность по 1 минутке из 3-х легких упражнений;

В содержательной части урока предусмотрены вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни;

демонстрация, прослеживание этих связей;

формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни;

формирование потребности в здоровом образе жизни;

выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения;

Использование на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями.
2. Результаты изучения географии
Личностные результаты обучения географии:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб;

осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере;

готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания ;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования; осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи; развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты обучения географии:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;


умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;


умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;


умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

владение устной письменной речью;

монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно - коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).



Предметными результатами по географии являются:
формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

формирование первичных навыков использования территориального подхода как географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


3.Планируемые результаты обучения

Выпускник научится:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

  • различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

  • использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

  • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

  • устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

  • различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

  • оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

  • использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;

  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

  • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

  • использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

  • различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

  • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

  • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

  • различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;

  • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

  • объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

  • сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

  • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

  • уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;

  • описывать погоду своей местности;

  • объяснять расовые отличия разных народов мира;

  • давать характеристику рельефа своей местности;

  • уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории

  • приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;

  • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.


Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • моделировать географические объекты и явления;

  • работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

  • ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

  • оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

  • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;

  • давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

  • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

  • наносить на контурные карты основные формы рельефа;

  • давать характеристику климата своей области (края, республики);

  • показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;

  • выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

  • оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;

  • объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России

  • выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

  • обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;

  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

  • объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.


4. Содержание программы

ГЕОГРАФИЯ. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ 5-6 КЛАССЫ

5 класс (1ч в неделю, всего 34 ч)

Введение (1 ч)



Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал