Краеведение и личность



Скачать 147.59 Kb.
Дата27.04.2016
Размер147.59 Kb.
Р.C. Иволга
Е.П. Сизёнов

(Колпино)
Краеведение и личность:

размышления о роли краеведения и краеведа

в формировании нового поколения российских граждан

Краеведение и его миссия в основном и дополнительном образовании: общие и отличительные черты.


Прологом конца советского строя стало пробуждение общества от летаргического сна, проявившееся в небывалом интересе к воссозданию памяти о людях, их делах и исторических событиях, как в целом в стране, так и на малой родине каждого. Активизируется и краеведческая работа с детьми и юношеством. В результате этого процесса краеведение занимает прочные позиции, как в основном, так и дополнительном образовании.

В Санкт-Петербурге краеведение в школьной программе представлено курсом «История и культура Санкт-Петербурга». Этот учебный курс, может быть, больше, чем какой-либо другой, несёт в себе потенциал гражданского и нравственного воспитания молодого поколения петербуржцев. Основной целью курса в связи с этим мы видим воспитание личности через изучение истории, знакомство с культурой родных мест.

Нередко, например, в беседах с родителями, да и со школьниками, можно услышать, что преподавание краеведения в школе не нужно, что это лишний предмет, что его раньше не было «и ничего». В продолжение этого «и ничего» мы отвечаем: «и ничего не осталось от петербургской культуры». Думаем, что настало время по крупицам собрать оставшееся, сохранить память о родной истории, культуре, возродить интерес к ним. В этом в наш прагматический век мы видим миссию курса школьного краеведения.

Несколько иные задачи стоят перед краеведением в дополнительном образовании. Сюда приходят не все школьники, а лишь те, кому это уже интересно. Более 10 лет под эгидой Санкт-Петербургского Городского Дворца творчества юных существует движение «Юные за возрождение Петербурга». Становясь под знак этого движения, петербургские дети и молодёжь углублённо изучают различные стороны прошлого и настоящего своего города, заполняют «белые пятна» его истории. Команды школ, районов, краеведческих клубов состязаются в различных играх-конкурсах; старшеклассники, «копаясь» в библиотеках и архивах города, беседуя с местными старожилами, пишут исследования; в школьных музеях ребята ведут фондовую и экскурсионную работы; работают клубы экскурсоводов. При этом изучаются и взаимоотношения Петербурга с городами нашей страны и других стран, его международные связи.

Опыт такой работы получил полное одобрение на Всероссийской научно-практической конференции по актуальным проблемам школьного краеведения «Санкт-Петербург и Россия», которая состоялась в первой декаде октября 2002 г. Стоит отметить, что очень высокую оценку участников конференции получил семинар, проведённый в Колпинском районе.

Краеведение в системе дополнительного образования формирует у школьников качества, необходимые им как в учёбе, так и во многих областях деятельности. Написание исследовательской работы, подготовка экскурсии даёт возможность учащемуся научиться самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей науки, техники, истории, учиться прогнозировать результат, возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи. Участие в викторинах и играх является формой социальной практики, формирует навыки совместной творческой работы, взаимоотношений в команде.


Основы идеологии краеведческого курса. Патриотизм как деятельность во благо соотечественников


Учебный курс не может напрямую навязывать учащимся ту или иную идеологию, тем более либерально-демократическую, поскольку это противоречит самой сути либерализма. Постижение учащимися либеральных ценностей должно достигаться через получение ими знания о демократических институтах, гражданском обществе, общественно-политическом процессе. Необходимо найти тонкую грань между принципом деполитизации учебной программы и ролью школы как института социальной практики школьников, который не превратит их в социально апатичных и безразличных к общественной жизни людей.

Краеведение как историческая учебная дисциплина несёт в себе заряд патриотического воспитания. История каждого места как частица истории России имеет немало славных страниц – событий, когда проявились лучшие качества нашего народа. Во многих случаях это страницы военной истории, когда утверждалась свобода и независимость российского государства, его мощь и державный статус, проявилась сила и справедливость русского оружия. Но в описании и оценке таких событий историк-краевед не должен отходить от исторической истины, вставать на путь одностороннего освещения исторических событий с позиций оправдания патриотизмом любых державно-экспансионистских устремлений России. Поэтому патриотизм не может рассматриваться только через призму воинской славы. Патриотизм в нашем понимании – чувство, естественным образом проявляемое в разных сферах общественной деятельности. Это чувство сопряжено с делами на благо края, для пользы его жителей.

Учащиеся должны получить понимание отличия патриотизма, любви и бережного отношения к национальной культуре от национализма, предпосылки к зарождению которого в их сознании могут возникнуть вследствие неправильного освещения исторических событий, предвзятости их оценок. Воспитание интереса и уважения к другим культурам, неприятия национализма должно стать одной из основных задач курса.

Три аспекта исторического краеведения


При изучении исторического краеведения необходимо рассматривать три аспекта:

    • рассмотрение исторических событий местного значения в их общероссийском культурно-историческом контексте, т.е. необходимо показать влияние общих для страны исторических процессов на историю места;

    • выявление местных особенностей протекания общероссийских исторических процессов;

    • выявление уникальности данного места в истории страны, его роли в культуре, экономике, формировании воинских, гражданских и духовных традиций России.

Учащиеся должны получить понимание принципа историчности, но вместе с тем научиться рассматривать исторические явления с позиций разных субъектов исторического процесса.

Через осмысление истории – к пониманию судеб людей, города, края


Историческое краеведение должно отразить на местном материале сложность исторического пути России, в котором соединилось героическое и трагическое. Через постижение отечественной истории учащиеся должны прийти к пониманию народа, к которому они относятся, страны, общества, города, в котором они живут. Краеведение должно дать понимание неотделимости судьбы места от судьбы России, показать, как стоявшие перед страной исторические задачи решались в родном городе.

Вслед за уроками зарубежной и отечественной истории краеведение должно дать понимание логики исторических событий, их обусловленность и связь. На местном материале это зачастую выглядит доступнее и нагляднее. Научившись понимать, почему, например, в городе был построен именно такой завод, почему он развивался именно в таком направлении, с чем связана такая градостроительная планировка, транспортная сеть и т.д., учащиеся смогут лучше понять основные законы развития общества, увидеть его проблемы и противоречия. Понимание этого будет способствовать формированию реалистичного немифологизированного сознания, системного подхода и логического мышления.

На местном материале следует показать в новом ракурсе роль личности в истории. Именно в краеведении учащиеся увидят, что роль личности в истории не сводится к вопросу о великих исторических деятелях, изменивших её ход. На примерах следует показать, как личности местного значения – земляки учащихся созидали во благо родного города, как их любовь в городу воплотилась в дела для него. В каждом городе (районе) есть люди, память о которых хранится в форме тех или иных памятных знаков, либо просто в форме исторических свидетельств. Это могут быть врачи и педагоги, воины и спортсмены, деятели промышленности и культуры, органов власти и церкви. Важно показать многообразие сфер человеческой деятельности, приносящей славу родному городу, пользу его жителям. Сохранение памяти о них должно убедить учащихся в том, что их вклад не забыт, что потомки благодарны им. Знание о делах замечательных земляков даст учащимся нравственные ориентиры, примеры гражданского служения и понимание того, как много можно сделать для родного города и его жителей.

Знакомство с основами генеалогии, геральдики, участие в обучающих играх-конкурсах, связанных с этими представлениями, формирует у учащихся творческое мировосприятие, интерес к собственным корням, умение оценивать собственную социальную среду.


Через краеведение – к пониманию сути и форм деятельности гражданского общества


Краеведение должно на местном материале показать процесс становления гражданского общества и его роль в истории. Важно отразить, как общие для страны предпосылки возникновения гражданского общества и условия его развития проявились в местных условиях. Но главное – это показать конкретные проявления деятельности гражданского общества. Учащиеся должны увидеть, как люди, объединяясь для отстаивания своих интересов, решения проблем своего дома, двора, реализации профессиональных, общественных и нравственных устремлений, добивались значительных результатов, как общественные инициативы отдельных подвижников находили своё воплощение. Отражение должен найти процесс поиска общественного согласия, совместной выработки решений по жизненно важным для горожан вопросам. Важно показать, как институты гражданского общества взаимодействовали с органами власти, причём всю неоднозначность этого процесса: от сотрудничества до противостояния. Показывая на примерах взаимоотношения общественных организаций с органами власти, учащимся надо дать понимание того, что успех имеет принципиальная и вместе с тем ответственная и конструктивная позиция, отказ от группового эгоизма и готовность учитывать интересы других групп, города в целом. Наиболее эффективной деятельность институтов гражданского общества была тогда, когда им удавалось наладить диалог на равных с органами власти. Такой диалог могут вести только сильные общественные организации, поэтому должно найти подтверждение то, что сила гражданского общества – в его связи с людьми, в опоре на их интересы, в готовности объединиться с целью их защиты, в возможности формировать общественное мнение. На конкретном материале важно показать всё многообразие форм гражданской активности и сфер её приложения. Должна найти своё отражение деятельность разных элементов гражданского общества, действующих на местном уровне: правозащитных и экологических организаций, объединений жителей микрорайонов, национально-культурных обществ, религиозных общин, поисковых отрядов, творческих объединений и других. Важно показать как успехи, так и неудачи этих организаций, раскрыть причины и отразить последствия этих успехов и неудач для города. Нельзя закрывать глаза и на отрицательные стороны их деятельности (групповой эгоизм, популизм, конфронтационность) в тех случаях, когда они становятся очевидными, особенно по прошествии достаточного для такой оценки времени.

Особое место в понимании учащимися роли гражданского общества должно получить раскрытие значения средств массовой информации, роли и ответственности журналиста. Следует охарактеризовать, насколько влиятельна местная пресса, насколько свободна или связана она в своих оценках. Является ли она трибуной общественных сил, граждан, которым есть что сказать своим землякам, или это официоз местной власти; присуща ли местной прессе объективность и взвешенность или односторонность и предвзятость. Необходимо на примерах показать, как позиция прессы и формируемого им общественного мнения способствовала решению каких-либо проблем жителей города (района). Отдельно стоит остановиться на местных интернет-сайтах и связанных с ними возможностях для выражения своей позиции, что, вероятно, в большей степени должно заинтересовать молодёжь.

Через изучение вопросов жизни гражданского общества, его взаимодействия с органами местной власти и местного самоуправления учащиеся смогут осознать роль общества и власти, необходимость активной гражданской позиции и формы её проявления. Тем самым формируется правовое сознание, воспитываются такие качества, как ответственность, неравнодушие, понимание роли групповых и общих интересов, умение проявить принципиальность и пойти на разумный компромисс.

Молодежь и общество


Особенно важно показать формы гражданской активности детей и молодёжи в разные периоды истории. Учащимся интересно будет узнать, как и для решения каких проблем объединялись их сверстники, а также молодёжь более старшего возраста в учебных и вне учебных заведений, как вели они диалог со взрослыми (педагогами, шефами, структурами власти и официальной идеологии). Важно показать, какие формы взаимоотношений со взрослыми были эффективны, а какие – нет. Здесь следует остановиться на проблемах организации досуга, дополнительного образования, спорта. Необходимо отразить деятельность молодёжных общественных организаций разной направленности.

Должен найти отражение вопрос молодёжной политики в деятельности местных органов власти: какие направления молодёжной политики реализуются, какие проблемы органы власти считают наиболее приоритетными и как они их решают. Следовало бы узнать мнение об этом самих школьников.


Система органов власти и местного самоуправления в краеведческом знании


Безусловно, в краеведении должна найти отражение деятельность местных органов власти и органов местного самоуправления: история их возникновения и утверждения, взаимоотношения с региональными и центральными органами, с жителями города, установленные полномочия и их практическая реализация. Необходимо показать примеры взаимодействия местных и региональных, местных и центральных органов в совместном решении проблем жителей. Необходимо показать и случаи противостояния местных органов и органов власти более высокого уровня, причины и исход такого противостояния, природу конфликта.

Желательно охарактеризовать местные особенности избирательного процесса: активность или апатия избирателей, острота конкуренции среди кандидатов, формы и ведения избирательной кампании и их правовая оценка. Желательно охарактеризовать и состав органов местного самоуправления (профессиональный, возрастной, политический) и какие общественные тенденции и настроения он отражает.

Изучение вопросов, связанных с деятельностью органов государственного управления на местном уровне и местного самоуправления даст учащимся лучшее понимание отличия органов власти от органов местного самоуправления, а также понимание сложности процессов взаимодействия разных ветвей власти и органов власти разного уровня. При изучении этой темы учащиеся смогут понять принцип единства полномочий и ответственности власти, возложенных функций и ресурсов для их реализации. Необходимо продолжить раскрытие темы взаимодействия структур гражданского общества и местной власти в выявлении актуальных для горожан проблем, принятии согласованных решений.

Воспитание веротерпимости и толерантности через краеведение


Роль краеведения также может быть значительной в воспитании таких качеств, как толерантность, веротерпимость, готовность к сотрудничеству. Она реализуется через осознание учащимися многонационального характера города, объективности исторических причин этого. Необходимо отметить вклад представителей всех основных национальностей в развитие города. Необходимо отметить также вклад иностранцев. Учащиеся должны получить знание о деятельности (статусе, задачах, формах работы) основных национально-культурных обществ города. Следует (с максимальной этичностью) показать проблему сосуществования и совместимости разных культур. Нельзя обойти вниманием тему межнациональных конфликтов, их предпосылки и проявления, деятельности ксенофобских экстремистских организаций и позицию (заявленную и фактически проявляемую) законодательной, исполнительной и судебной властей по отношению к ним.

Другая сторона этого вопроса – многоконфессиональный характера города, в котором представлены все основные мировые религии, а также непризнанные религиозные объединения (секты и т.п.). Учащимся надо дать знание о том, каким образом эти религии представлены, об их историческом пути в городе, оценку их современной численности, информацию о культовых сооружениях в городе, характеристику основных форм деятельности и её соответствие закону. Необходимо осветить вопрос о том, каким образом в городе реализуется право граждан на свободу совести. Если есть конфликты на религиозной почве, то учащиеся должны знать их причины, формы проявления и действия властей по их предотвращению.


Понимание экономики города как элемент гражданского самосознания


Особую роль в краеведении должно сыграть преподавание учащимся темы экономики города в её связи с такими вопросами, как географическое разделение труда, градостроительство. Основные знания, которые должны получить учащиеся: отраслевая структура городской экономики, её исторический характер, место города в экономике региона и страны в целом, межрегиональные связи, географические особенности города, определяющие развитие экономики на современном этапе, реализация преимуществ, с ними связанных. Особо следует рассказать о главных градообразующих предприятиях (история возникновения, их роль прежде и в настоящее время, положительное и отрицательное значение наличия крупных градообразующих предприятий для города). Учащиеся должны получить представление об основных перспективах развития экономики города и оценку деятельности местных органов власти по содействию их реализации. Усвоение учащимися этой темы способствует формированию навыков системного мышления, критического анализа, а также может иметь профессионально ориентирующее значение.

Учащимся следует показать на примерах местного уровня участие бизнес-сообщества в решении основных проблем района, раскрыть тему социального партнёрства и социальной ответственности бизнеса. В то же время, говоря о взаимоотношениях бизнеса и власти, бизнеса и населения, следует показать и сложные вопросы этих взаимоотношений, столкновение интересов, рассказать о формах их согласования. Учащиеся должны понять роль предпринимательства в обществе, возможности местных органов власти стимулирования его развития, а также их обязанности по регулированию бизнеса в интересах жителей.


Формирование основ экологического сознания юных граждан


Через тему экологии города (района) учащиеся должны получить представление об основных экологических проблемах города, основных источниках экологической опасности, в т.ч. находящихся вне города. В этой теме должны быть освещены усилия предприятий по уменьшению выбросов, функции местных органов власти по экологическому контролю и регулированию, деятельность общественных экологических организаций. Представление об экологии города должно способствовать у учащихся формированию экологического сознания и чувства ответственности за окружающую среду.

Формирование петербургской культуры юных граждан


Преподавание темы искусства в курсе краеведения должно строиться на выявлении тематических, стилистических, художественных особенностей петербургской культуры, связи этих особенностей с историей города. При этом необходимо дать представление о разнообразии получивших развитие в городе художественных направлений, о том, как исторически они сформировались. Необходимо дать знание о ведущих творческих коллективах, охарактеризовать вклад в искусство выдающихся мастеров, творивших в городе (районе). Должны на местном материале найти отражение темы взаимоотношения художника и власти, признанного и непризнанного искусства. Приобщение к искусству должно способствовать формированию эстетических взглядов и кругозора учащихся, их художественного вкуса и вместе с тем терпимости к представителям разных художественных направлений и стилей.

Ожидаемые результаты изучения краеведения в формировании личности


В результате изучения краеведения в основном и дополнительном курсах юный петербуржец имеет возможность:

  1. Осознать значимость наследия нашего края для Отечества.

  2. Чувствовать себя преемником наследия прошлого.

  3. Ощутить свою связь с окружающим миром, с его проблемами, грамотно взаимодействовать с ним.

  4. Понять значимость Санкт-Петербурга в мировой художественной культуре, быть грамотным «потребителем» культурного потенциала края.

  5. Самостоятельно находить информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, учреждений.

  6. Реализовать свой творческий потенциал.

  7. Приобрести навыки и опыт социальной практики, взаимодействия, работы в коллективе.

  8. Приобрести устойчивое стремление к самовоспитанию деятельной личности, способной занимать активную жизненную позицию.

Краеведческое знание должно стать основой осознанного усвоения молодёжью навыков гражданской активности, при этом сами эти навыки могут сформироваться в системе школьного самоуправления и молодёжных общественных организаций. Таковыми могут являться и краеведческие объединения.

Реальные возможности краеведа в современных условиях


А теперь о роли краеведа и о его реальных возможностях. Авторы осознают очевидную сложность практического воплощения предложенного ими видения краеведческого курса. Это вызвано уже тем, что большая часть необходимой для этого информации преподавателю краеведения сегодня недоступна. Существующие учебники по истории и культуре Санкт-Петербурга далеки от нашего понимания воспитательной роли курса. И дело здесь не в возрасте авторов. Наиболее интересным и близким нашему видению нам представляются учебники, написанные с участием и под редакцией патриарха петербурговедения А.В. Даринского, к сожалению, ныне покойного. И если создание общегородских учебников по истории и культуре Санкт-Петербурга нам видится возможным и является делом времени, то отражение в соответствии с изложенными нами принципами в краеведческом курсе районной тематики, на которую в школьной программе отводится один месяц (4 часа) – задача трудновыполнимая и отчасти неподъёмная. Трудно ожидать появления адекватных районных учебников краеведения, особенно в центральных районах. Сами же педагоги, не имея времени, а подчас и желания и умения проводить краеведческие исследования, да и просто собрать необходимую для выполнения вышеуказанных воспитательных задач информацию, не в состоянии дать учащимся знания, формирующие в них ответственных и свободных граждан.

Судя по всему, гражданское воспитание молодёжи не входит в число приоритетов государства. Так, если по программе военно-патриотического воспитания были выпущены соответствующие распоряжения и выделены средства, которые были успешно освоены, то по поводу гражданского воспитания не поступает ни распоряжений, ни средств, ни иных сигналов.



Очень хочется надеяться, что конкурс, организованный Международным благотворительным фондом имени Д.С. Лихачёва, сдвинет вопрос гражданского воспитания, в частности через краеведение, с почти мёртвой точки. В настоящее время он держится лишь на энтузиазме отдельных убеждённых в необходимости этого петербургских подвижников.






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал