Курилы. Взгляд из XXI века (с позиций устойчивого развития)



Скачать 397.34 Kb.
страница1/3
Дата23.04.2016
Размер397.34 Kb.
  1   2   3
Курилы. Взгляд из XXI века

(с позиций устойчивого развития)

Н.А. Шугаиповглавный эколог геолого-геофизической компании ООО «МП Электра», член Союза журналистов России, Южно-Сахалинск

Курильские острова (Курилы) – величественная цепь вулканических островов со множеством действующих вулканов, простирающихся двойной дугой гряд от Камчатки до Хоккайдо, длиной около 1200 км и площадью около 15,6 тыс.км2. Курилы – 56 островов, входящих в состав Сахалинской области. Количество островов в разных источниках, правда, называется разное. Очевидно, это связано с критериями, с которыми различные исследователи подходят к оценке понятия «остров».



Что такое Курилы для России?

С геостратегической и экономической точек зрения:

  • Незамерзающие проливы между Курильскими островами, позволяют осуществление круглогодичной навигации между портами Российского Дальнего Востока и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, что обеспечивает возможность постоянного экономического присутствия России в данном регионе.

  • Общая оценка запасов минеральных ресурсов (золота, серебра, цинка, меди, свинца, железа, серы, агатов), без запасов титано-магнетитовых руд, составляет более 44 млрд. долларов США. А запасы титано-магнетитовых руд, в пересчете на стоимость конечной продукции металлургического цикла, составляют более 2 трилл. долларов США. На о. Итуруп находится единственное в мире месторождение рения.

  • Проведенные в 2003 году сейсморазведочные работы подтвердили высокую нефтегазоносность шельфа Курил в зоне Среднего Курильского прогиба. Нефтегазопоисковые работы планируются и в других частях островов, перспективных для обнаружения промышленных запасов нефти и газа.

  • Острова обладают уникальными по химическому и температурному составу минеральными водными источниками. Разведанные, а также перспективные запасы парогидротермальных месторождений являются неистощимым источником получения экологически чистой тепловой и электрической энергии, достаточной для обеспечения стабильной и устойчивой жизнедеятельности на островах.

  • Здесь сосредоточена одна пятая часть возможного ежегодного вылова ресурсов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, в том числе (в процентах от общего допустимого улова на Дальнем Востоке): 100 процентов скумбрии и тунца, более 90 процентов морского гребешка, трепанга и сайры, 72 процента осьминога, 70 процентов морского окуня и 15 процентов лосося. Стоимостное выражение морских биоресурсов, по оценке согласно методологии США, составляет до 150 млрд. долларов.

  • Здесь имеются богатейшие в мире запасы красных водорослей – уникального сырья для биофармацевтического производства. Район перспективен для развития марикультуры.

  • По состоянию на 01.01.2003 г. население Курил составляло 18,3 тыс. человек. Это население обеспечивает социально-экономическое развитие островов, которое является одним из приоритетов современной государственной политики России в Дальневосточном регионе.

С точки зрения обеспечения национальной безопасности:

  • Курилы это 1200 км морской государственной границы, территориального моря и 200-мильной исключительной экономической зоны России на Дальнем Востоке.

  • Через проливы (их более 26), разделяющие Курильские острова проходят все пути из Охотского моря в Тихий океан, следовательно, все они контролируются Россией.

  • Курильские острова обладают естественно подготовленными участками территории для размещения вооруженных сил по обеспечению защиты рубежей страны.



Экосистемы Курил


Курилы - исключительный в своем роде природный комплекс, являющийся достоянием миро­вого сообщества, представленный сочетанием огромного многообразия естественных природных объектов, сил и явлений от самых экзотических до самых опасных и грозных. На нетронутых человеческой деятельностью территориях Курильских островов, в условиях длительной экологической и генетической изоляции, сформирован богатый мир первозданной флоры и фауны, образованы неповторимые природные комплексы с уникальным видовым составом. Экосистемы Курильских островов есть результат совокупного влияния сложной геологической истории, вулканической и тектонической деятельности, климата и множества других факторов. Таких мест на Земле остается все меньше и меньше. Сегодня в мире сохранению островных экосистем уделяется особое внимание.

Курилы - единст­венный в мире архипелаг, по которому (в проливе Буссоль) проходит рубеж, разделяющий круп­нейшие Циркумбореальную и Восточно-Азиатскую флористические области.

Со­временное состояние экосистем Курильских островов в целом изучено слабо. Повышенный научный интерес к Курилам был всегда, однако их постоянный закрытый статус во времена СССР не способствовал реализации широкого спектра научных программ и исследований.

Научными исследо­ваниями, проведенными в рамках международного Курильского проекта (1994-2000 гг.), впервые получены наиболее полные сведения о состоянии биоты Курильских островов, а также достаточное пред­ставление о биогеографических особенностях архипелага. Тем не менее, сегодня, например, практически нет данных комплексной оценки состояния экосистем и окружающей природной среды по северным Курилам. В настоящее время считается, что видо­вой состав флоры Курильских островов описан полно. Однако, поскольку открытой остается фаунистическая книга, целостного представления о биоте Курил, тем не менее, нет. Следовательно, нет и целостного представления о биотическом круговороте, о происходящих естественных восста­новительных, дигрессионных, сукцессионных и др. процессах. Без глубоких научных знаний о протекании естественных процессов, о предельных границах функционирования экосистем (пределах устойчивости к негативно­му антропогенному воздействию, пределах устойчивости против стихийных бедствий, пределах способ­ности к саморегуляции) эффективно управлять сохранением целостности уникальных природных экосистем и обеспечением экологической безопасности не представляется возможным.

Огромное природоресурсное богатство, разнообразие живых видов, островное положение, малонаселенность и удаленность создают видимость неу­язвимости экосистем Курильских островов. На самом деле островные экосистемы очень хрупки, уязвимы и легкора­нимы. Они постоянно находятся под потенциальной угрозой воздействия естественных природных опасностей (землетрясений, цунами, тайфунов, извержений вулканов и др.), обусловленных спецификой географического положения и геологического строения островов. Практически все виды известных природных опасностей присутствуют в данном регионе. А при наложе­нии факторов, возникающих при проявлении естественных природных опасностей, на сложившиеся антропогенные факторы воздействия на окружающую среду, экосистемы испытывают нагрузки, приводящие нередко к катастрофи­ческим последствиям.
Курилы вчера и сегодня (с позиций устойчивого развития)

«Движение человечества к устойчивому развитию в конечном счете приведет к формированию предсказанной В.И. Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания Человека, живущего в гармонии с окружающей средой». (Из Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. N 440)

За последние де­сятилетия на Курилах произошло несколько разрушительных землетрясений с крупномасштабны­ми экологическими последствиями и человеческими жертвами. Землетрясение-цунами 5 ноября 1952 года разрушило 95% гражданских, общественных и про­мышленных сооружений на островах Шумшу и Парамушир. Согласно архивным данным, погибло около 1753 человека, а все оставшееся в живых население этих островов было вывезено на материк. Еще одно землетрясение разрушительной силы, охватившее острова Симушир, Итуруп, Уруп, Шикотан, Кунашир и другие острова, и сопровождав­шееся цунами, произошло 7 ноября 1958 года. Сотрясение силой в 9 баллов произошло в 1963 году на о. Уруп. Начиная только с 1958 года, на Курилах зарегистрировано 37 случаев цунами, 7 из них носили раз­рушительный характер.

После разрушительных землетрясений-цунами 1952 и 1958 годов Совет Министров РСФСР принял постановление от 08.01.64 г. № 19. В постановлении отмечено, что в Сахалинской и Камчатской областях, нарушая правила застройки в цунамиопасных зонах, разработанные в 1959 году Академией наук СССР, в 1959-1963 годах продолжалось строительство жилых и общественных зданий, сооружений производственного назначения. Данным постановлением СМ РСФСР запретил строительство в цунамиопасных зонах Сахалинской и Камчатской областей новых и реконструкцию и расширение действующих промышленных предприятий, жилых и гражданских зданий, складов материальных ценностей открытого и закрытого типов, за исключением строительства причалов и перевалочных складов кратковременного назначения. Сахалинский облисполком своим постановлением от 26.05.64 г. № 171 отметил правильность постановления от 08.01.64 г. № 19 СМ РСФСР о том, что облисполком допускал нарушение правил застройки в цунамиопасных зонах, разработанные Академией наук СССР в 1959 году и обязал свои подведомственные структуры, ответственные за проектирование и строительство, строго соблюдать требования постановления Правительства. Не только причалы и перевалочные склады, но и жилье, объекты социальной инфраструктуры в течение последующих десятилетий продолжали возводиться в цунамиопасных зонах в условиях отсутствия специальной нормативной базы на проектирование и строительство.

Как показывает мировая практика, катастрофическое проявление естественных природных явлений - резуль­тат не столько самих явлений, сколько результат именно пренебрежительного отношения к ним человека, его непод­готовленности, его нежелания считаться с силами природы, его незнания основ социальной эколо­гии и системы «общество - природа». Последующие события, произошедшие на Курилах, стали тому подтверждением еще раз.

В районе острова Шикотан 5 октября 1994 года в 00 часов 22 минуты произошло очередное разрушительное землетрясение с магнитудой 7,8 по шкале Рихтера, сопровождавшееся волнами цунами, получившее название Шикотанское. В результате землетрясения и цунами в поселках Малокурильское, Крабозаводское (о. Шикотан), п.г.т. Южно-Курильск (о. Кунашир), поселке Горячие Ключи (о. Итуруп) и некоторых других населенных пунктах Южных Курильских островов было разрушено большое количество жи­лых, общественных и промышленных зданий и сооружений, имелись человеческие жертвы. Экономические, экологические, социальные, демографические и другие последствия данного землетрясения были изучены и оценены. Они, в совокупности, явились точным повторением последствий всех событий этого типа. Катастрофические последствия землетрясения 5 октября 1994 года испытали все сферы жизнедеятельности людей и окружающая природная среда.

Социально-экономические последствия:

По данным миграционной службы Сахалинской области пострадало 5090 семей гражданского населения (в Южно-Курильске – 2200, в пос. Малокурильское – 1396, в пос. Крабозаводское – 1100, в поселках о. Итуруп – 394) и 3934 служащих Минобороны. Острова покинуло 6650 человек, включая членов семей служащих Минобороны. В поселках Малокурильское и Крабозаводское разрушено и не подлежало восстановлению соответственно 70,7 и 56,3 % жилого фонда. На о. Итуруп без жилья остались 165 семей, полностью разрушен военный госпиталь. Разрушениям различной степени подверглись: в пос. Малокурильское - начальная школа, средняя школа, детский сад, дом культуры, больница, котельные, гаражи и самый крупный на территории бывшего СССР рыбоперерабатывающий комбинат «Островной» и др. объекты; в пос. Крабозаводское – средняя школа, музыкальная школа, аптека, почта, клуб, больница.

Общая стоимость расходов, необходимых на осуществление только первоочередных мероприятий по ликвидации последствий землетрясения была оценена в 283115 млн. рублей (в ценах 1994 года), в т.ч: жилой фонд – 173986 млн. руб.; объекты соцкультбыта - 69112 млн. руб.; коммунальное хозяйство – 9219 млн. руб.; инженерные сети – 34798 млн. руб.

Санитарно-эпидемиологические последствия:

Ветхое техническое состояние систем водоснабжения и водоотведения в Южно-Курильске стало причиной того, что в первое время в 9 раз возросла заболеваемость острыми кишечными заболеваниями. Заболеваемость, правда, носила характер только кратковременной вспышки. Уже в начале ноября положение стабилизировалось.

Разрушение лечебно-профилактических объектов привело к отмене плановых операций на медицинских стационарах, а беременные женщины с осложненной беременностью авиатранспортом направлялись в областной центр г. Южно-Сахалинск. Лечебные учреждения, ввиду оттока населения, лишились почти 50% среднего медперсонала.

Вследствие разрушения детских и дошкольных учреждений, резко ухудшились условия обучения, воспитания и лечения детского населения.

Резко усугубилась, наметившаяся еще до землетрясения, тенденция ухудшения качества питания населения. В рационе детского питания не стало молочных и молочно-кислых продуктов, очень мало стало овощей и фруктов.

В результате стрессовых реакций на продолжающиеся землетрясения, заметно ухудшились состояние здоровья населения. Известно, что периодические изменения окружающей среды, вследствие катастроф, несоразмерных антропогенных и иных воздействий большое количество факторов социально-экономического и иного характера, возникающих дополнительно в результате этих изменений, приводят к тому, что окружающая среда перестает соответствовать биологическим параметрам человека. Такая среда начинает представлять угрозу нормальному воспроизводству человеческой популяции.



Экологические последствия:

На 22 объектах хранения нефтепро­дуктов в Южно-Курильском районе в результате повреждений и разрушений емкостей и трубопро­водов пролито около 2 тысяч тонн нефтепродуктов. Загрязнено 43,2 га земель.

В бухте Юж­но-Курильская (о. Кунашир) отмечен уровень загрязнения прибрежных вод нефтепродуктами от 3-4 до 10 ПДК. По материалам последней гидрохимической съемки 1985 года нефтепродуктов в воде было в 5 раз меньше, в грунте — в 87 раз. Резкие органолептические признаки нефтяного загрязнения были обнаружены в мускульных тканях двухстворчатых моллюсков, отобранных между устьем р. Лесная и пирсом Южно-Курильска.

В акваторию бухты Малокурильская (о. Шикотан) произошел залповый сброс почти одной тысячи тонн нефтепродуктов, чем была создана предпосылка экологической катастрофы. Слой нефтепро­дуктов, толщиной несколько сантиметров, покрыл все пространство бухты. Только благодаря высо­кой активности приливно-отливной деятельности, при продолжавшихся подземных толчках, зна­чительная часть нефтепродуктов была вынесена в открытый океан. Примерно через месяц после землетрясения содержание нефтепродуктов в водах бухты составляло 17-72 ПДК. Это свидетель­ствует о том, что нефтепродукты, впитавшиеся в грунты на прилегающей к бухте территории, являлись постоянным источником загрязне­ния.

Хранение нефтепродуктов с гру­быми нарушениями технических, технологических, экологических и санитарных норм является ха­рактерной особенностью практики хозяйствующих субъектов на Курильских островах. Крайне неблагополучная обстановка в этом плане отмечена на складах ГСМ воинских подразделений. Бесконтрольно разливаемые тонны ГСМ в результате элементарной бесхозяйственности природоохранные службы выявляли часто. Технический осмотр складов ГСМ Южно-Куриль­ского района, произведенный 15.10.94 г. АООТ «Сахалиннефтепродукт», свидетельствует о не­пригодности для хранения нефтепродуктов значительной части резервуарного парка.

Результаты вскрытия в ноябре 1994 года специалистами контрольно-наблюдательной станции Сахалинрыбвода нерестовых площадок на р. Ильюшина (о. Кунашир) показали, что средняя выживаемость икринок осенней кеты снизилась с 70-95 % до 16,6%, а средняя выживаемость икринок горбуши снизилась на 10-12 %.

На о. Итуруп отмечено сильное залповое загрязнение нефтепродуктами бассейна озера Благо­датное — уникального нерестилища осенней кеты.

Наличие реальной угрозы целостности и жизнеобеспечивающим функциям природных систем Курильских островов, еще в самом начале 90-х годов было отмечено природоохранными органами в результате периодически проводимого государственного экологического контроля. Состояние природных систем отдельных техногенно освоенных территорий оценивалось в целом как кризисно-критическое. На таких территориях ско­рость самовосстановительных процессов стала ниже темпов антропогенных нарушений, стала происходить за­мена продуктивных экосистем на менее продуктивные. Заметное ухудшение к тому моменту каче­ства жизни населения островов, состояния его здоровья, состояние демографической ситуации свидетельст­вовало о том, что отодвигать решение очевидных экологических и связанных с ними социально-экономических и иных проблем в очередной раз на задний план, как нечто вторичное или вви­ду экономических трудностей, не только неразумно, но и недопустимо. Землетрясение подтвердило это.



Тектонические последствия:

Ближайшим к эпицентру землетрясения (отнесенного к разряду очень сильных) пунктом Курильских островов оказался о. Шикотан, поэтому именно на о. Шикотан наиболее проявились тектонические последствия землетрясения.

Детальным геологическим обследованием и точными геодезическими измерениями, проведенными после землетрясения специалистами Объединенного Института Физики Земли РАН и Геологического института РАН:


  • Выявлены сейсмогравитационные деформации земной поверхности различного вида – оползни, обвалы, срывы, просадки грунта, трещины;

  • Установлено, что образовавшаяся при землетрясении трещина шириной до 60 м и длиной около 300 м, оцененная местным населением как разрыв острова, есть результат сейсмогравитационного оползания участка склона. Оползень представлял собой блок коренных пород, толщиной около 25 м, сползший по одной из поверхностей напластования на 25-30м;

  • Выявлена небольшая, горизонтальная деформация Шикотана, которая в целом не нарушила монолитности островного блока. Оснований для прогноза распада острова на отдельные блоки не обнаружено;

  • Установлено, что наиболее значительным тектоническим последствием землетрясения явилось общее опускание на 0,6 м части острова Шикотан в районе бухты Малокурильская. Однако, вследствие отсутствия дифференцированных вертикальных перемещений, был сделан вывод о сохранении целостности всего острова.

Народное хозяйство Южных Курильских островов в результате землетрясения понесло огромные потери и, в значительной мере потому, что оно в очередной раз не было готово к чрезвычайной ситуации ни идеологически, ни организационно, ни материально-технически.

В период всеобщего экономического разрушения начала 90-х годов, в Сахалинской области начала реализовываться демографическая политика по переселению на материк жителей из районов, неблагополучных в соцально-экономическом отношении. Политика в первую очередь касалась Курильских районов. Это было ошибочной политикой, несмотря на то, что сложившееся к тому времени социально-эколого-экономическое положение Курил уже служило причиной стабильного оттока населения. Ошибочной потому, что реализация ее вела к потере трудового, творческого и интеллектуального потенциала Курил, создававшегося поколениями в течение нескольких десятилетий. Такая потеря ставила под сомнение возможность дальнейшего соцально-экономического развития островов. Отъезд многих курильчан до землетрясения обуславливали хронические задержки зарплаты, плохая организация и дороговизна транспортного сообщения с Сахалином и материком, чрезвычайно низкий, по сравнению даже с Российской глубинкой, уровень жизни, отсутствие перспективы на получение образования и престижной работы у молодежи.

Землетрясение, с одной стороны, обернулось трагедией для жителей Южных Курил, с другой - оно предоставило шанс и вселило надежду на восстановление утерянного и разрушенного в новом, комфортном, безопасном, приспособленном к требованиям стабильного и устойчивого развития, виде. Определенные основания для таких ожиданий в тот момент были.

В июне 1992 года Конференция ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро провозгласила концепцию устойчивого развития, изложив ее основные положения в документе «Повестка дня на XXI век». Впервые перед человечеством была поставлена задача по организации хозяйственной деятельности с учетом интересов будущих поколений, с учетом сохранения природных ресурсов, не допуская ухудшения качества окружающей природной среды. Несмотря на то, что Россия отнеслась весьма сдержанно к идеям «Повестки дня на XXI век», собственный ее опыт свидетельствовал, что экономическое развитие, не учитывающее интересы будущих поколений и интересы окружающей природной среды, не может иметь перспектив. Более того, еще до трагедии, 04.02.1994 года вышел Указ Президента Российской Федерации за № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Одним из основных положений этой стратегии в Указе было определено: «Осуществление государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития предусматривает реализацию закрепленного в Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом в целях поддержания устойчивого развития, а также решение текущих социально-экономических задач в неразрывной связи с осуществлением адекватных мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов».

Указом, также, в качестве государственных мер по обеспечению экологически безопасного устойчивого развития, были обозначены основные направления деятельности:


  • экологически обоснованное размещение производительных сил;

  • экологически безопасное развитие промышленности, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства;

  • совершенствование управления в области охраны окружающей среды, природопользования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Менее двух месяцев назад до выхода Указа, Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 17.12.1993 года № 1297 была одобрена «Федеральная программа социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области на 1994-1995 годы и до 2000 года» (Программа). Основной целью Программы было обеспечение комплексного соцально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области, как особой экономической зоны. Программа, в период серьезного экономического спада в стране, предусматривала создание огромного перечня объектов различного назначения с указанием сметных стоимостей и сроков реализации. Нереальность многих позиций Программы на тот момент, по стоимости, по срокам исполнения, по соображениям элементарной целесообразности, так же, как и самой идеи создания особой экономической зоны, была очевидна. Идее создания особой экономической зоны предшествовала идея перевода экономики Сахалинской области на принцип регионального хозрасчета. В 1989-1990 годах по заказу администрации области была разработана соответствующая концепция, оставшаяся только на бумаге.

Ожидания от реализации Программы складывались весьма амбициозные, несмотря на то, что она была только «одобренной», т.е. признанной годной для реализации, а не «утвержденной», т.е. обязательной к исполнению. В те годы Правительство принимало множество подобных программ и вскоре отменяло или приостанавливало их реализацию, в основном, по соображениям отсутствия финансирования. Курильскую программу такая участь миновала.

Однако ожиданиям не суждено было сбыться. Идеи «Повестки дня на XXI век», так же, как и основные направления деятельности по обеспечению экологически безопасного устойчивого развития, декларированные Указом Президента Российской Федерации от 04.02.1994 г. № 236, не дошли до Курил.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал