Курс лекций дисциплины



страница1/12
Дата24.04.2016
Размер2.65 Mb.
ТипКурс лекций
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГОУ СПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ


КУРС ЛЕКЦИЙ


дисциплины

«География»

Рассмотрен на заседании предметной УТВЕРЖДАЮ

(цикловой) комиссии и рекомендован Заместитель директора

к утверждению по учебной работе

Протокол № ____

от «____»_______________ 200__г.

Разработала преподаватель: Евдошенко Ю.И.

2009


СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1 ОСВОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ…….…………………………..3

1.1 Важнейшие сведения о Земле………………………………………………………………3

1.2 Цивилизационные революции……………………………………………………………...7

РАЗДЕЛ 2. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ…………………………………………………...........10

2.1 Минеральные ресурсы……………………………………………………………………...10

2.2 Земельные, лесные ресурсы………………………………………………………………..17

2.3 Ресурсы Мирового океана………………………………………………………………….25

РАЗДЕЛ 3. НАСЕЛЕНИЕ……………………………………………………………...............32

3.1 Численность населения, его состав……………………………………………………….32

3.2 Религиозный состав………………………………………………………………………..39

3.3 Размещение населения. Миграция………………………………………………………..43

РАЗДЕЛ 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА……………………………………………...50

4.1 Типология стран……………………………………………………………………………50

4.2 Территория государства, государственный строй……………………………………….57

РАЗДЕЛ 5. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО………………………………………………………..64

5.1 Международное разделение труда………………………………………………………..64

5.2 Основные направления мирового хозяйства……………………………………………..72

РАЗДЕЛ 6. РЕГИОНАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ………………………………………………..88

6.1 Историко – географические регионы мира………………………………………………88

6.2 Страны Западной и Восточной Европы………………………………………………….99

6.3 Страны Азии………………………………………………………………………………115

6.4 Япония, Китай…………………………………………………………………………….122

6.5 Страны Латинской Америки……………………………………………………………...135

6.6 Страны Африки…………………………………………………………………………....145

РАЗДЕЛ 7. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ……………………………..153

7.1 Основные проблемы человечества……………………………………………………….153

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ………………………………………………………………….175

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….....................................187


РАЗДЕЛ 1

ОСВОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

§ 1.1 Важнейшие сведения о Земле

Земля — место обитания человека. Жизнь людей протекает на земной поверхности, общая пло­щадь которой составляет около 510 млн км2. Из них чуть менее тре­ти (149 млн км2) приходится на долю материков и островов.

Природа постаралась создать близкие к идеальным условия для развития органической жизни на (Земле, в частности для обитания че­ловека. Можно назвать по крайней Мере три важнейших источника жизни на Земле. Это энергия Солнца, воздух и чистая питьевая вода. Особенно велика роль Солнца. Солнечная энергия — г пивная «виновница» возникнове­ния жизни на Земле, основа многих природных процессов. Благодаря ой происходит создание биомассы (в процессе фотосинтеза), движение воздушных потоков, вод в океанах. При этом следует помнить, что атмосфера пропускает к земной поверх­ности лишь 67% притока энергии, 27% поглощает, а 6% отражает. Большое количество опасных для Человека ультрафиолетовых лучей поглощается озоносферой.

Воздух, пригодный для дыха­ния человека и животных, сосредо­точен в нижней части атмосферы, называемой, как вы помните, тропосферой. Чистый воздух состоит на 78% из азота, 21% кислорода, 1% аргона и других газов, из которых наиболее важен углекислый газ (0,03%). Благодаря в значительной мере кислороду происходит работа мускулов человека, согревается его организм, обеспечивается работа его нервной системы, деятельность моз­га и т. д.

Наконец, третий главный источ­ник жизни на Земле — это вода. При этом основное условие жизни человека — это чистая питьевая вода. Она необходима ему для при­готовления пищи, выведения отхо­дов и ядовитых веществ из организ­ма и т. д.

Человек — составная часть при­роды. Его дом — географическая оболочка Земли, сфера взаимопро­никновения и взаимодействия лито­сферы, атмосферы, гидросферы и биосферы.

Первые шаги в освоении плане­ты. Земля... Какой она была на заре человеческой цивилизации и какой стала сегодня? Как расширились географические границы обитания человека и как строились его взаи­моотношения с природой? Перели­стаем лишь немногие страницы про­шлого, чтобы увидеть, как происхо­дило освоение человеком Земли.

Историю человечества можно изучать с помощью формационного или цивилизационного подхода. В соответствии с первым выделяются общест­венно-экономические формации: первобытно-общинная, рабовладельче­ская, феодальная, капиталистическая и др. В соответствии со вторым подходом выделяются цивилизационные революции, поднимающие на новую ступень производительность труда. Считается, что первой цивилизационной революцией была сельскохозяйственная (около 6—8 тыс. лет назад); следующей была промышленная (300 лет назад); нынешняя рево­люция — научно-техническая, перемещающая население в сферу обслу­живания людских потребностей (торговля, услуги, транспорт, образова­ние, наука, культура, управление и т. д.).

Цивилизационный подход, лишенный классовых условностей, более распространен в современном мире. На его основе лучше изучать и про­цесс освоения человеком планеты Земля.




На протяжении истории челове­чества характер его связей с природ­ной средой претерпевал большие из­менения. В очень древние времена производственная деятельность че­ловека, которая заключалась в соби­рательстве, охоте и рыболовстве, при­спосабливалась к природной обста­новке, а не видоизменяла ее (рис. 1).

Районы с теплым и влажным кли­матом, изобиловавшие биологиче­скими ресурсами (прежде всего ста­дами крупных млекопитающих), всегда служили центрами притяже­ния для первобытных людей. По­степенный переход человечества от такого хозяйства, получившего на­звание присваивающего, к произво­дящему (земледелие и скотоводство) явился величайшей экономической революцией. Она привела к замет­ному усилению воздействия челове­ка на природу (рис. 2).

Особенно большим разнообразием стали отличаться взаимоотношения людей с природной средой в пределах распространения древних цивилиза­ций, прежде всего в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Ху­анхэ и Янцзы, а впоследствии на территории Древнего Рима и Древ­ней Греции и т. д. Здесь получили расцвет сельское хозяйство и раз­нообразные ремесла. Древние люди строили дамбы, рыли каналы, осуша­ли болота, с помощью зеленых насаж­дений останавливали песчаные бар­ханы. Однако на остальных обширных пространствах планеты люди строили свои взаимоотношения с природой по-прежнему на первобытном уровне.

5

Современный этап НТР - коренные сдвиги в технической базе производства; резкие сдвиги в системе «Общество – природная среда»

С середины XX века

4

Промышленная революция – быстрое преобразование естественных ландшафтов; рост масштабов воздействия человека на окружающую среду

300 лет назад

3

Увеличение нагрузки на землю, развитие ремесел, более широкое вовлечение в хозяйственный круговорот природных ресурсов

Средние века

2

Сельскохозяйственная революция – переход основной части человечества от охоты и рыболовства к возделыванию земли; слабое преобразование естественных ландшафтов

6 – 8 тыс. лет назад

1

Собирательство, охота и рыболовство; человек приспосабливался к природе, а не видоизменял ее

Около 30 тыс. лет назад

Рис. 2. Этапы влияния общества на природную среду

Население мира в древние вре­мена оставалось немногочисленным. Ученые считают, что на рубеже ста­рой и новой эры на земном шаре жило всего несколько десятков мил­лионов человек. Прирост населения шел медленно, так как человечество ЖИЛО в условиях суровой борьбы за ОВ06 существование. Во многих рай­онах планеты никогда не ступала нош человека.

Шли века, тысячелетия. В Средневековье произошло новое расши­рение связей в системе общество — природная среда. В хозяйственный Круговорот начали более широко, чем прежде, вовлекаться ресурсы, не связанные с удовлетворением пищевых потребностей, — минеральные и лес­ные. Это определялось все более ши­роким распространением металличе­ских орудий труда, развитием кораб­лестроения, строительством зданий и т. д. Возросла численность населе­ния, увеличилась нагрузка на землю, особенно в районах муссонной Азии, Тропической Африки, во многих странах Европы. Истощались почвы, из-за перевыпаса скота деградировали паст­бища, вследствие вырубок, а также применения подсечно-огневого земле­делия уменьшалась площадь лесов.

Но и в Средневековье средства и способы воздействия человека на природную среду сравнительно ред­ко выходили за допустимые преде­лы. Небольшие земельные наделы, неглубокая обработка почв, органи­ческие удобрения, ручной труд — все это делало сельское хозяйство Средневековья хотя и не интенсив­ным, но вполне рациональным в природоохранном отношении.

Освоенное человеком простран­ство в Средние века не шло ни в ка­кое сравнение с картиной современ­ного мира: выделялись лишь сгуст­ки населения в Восточной и Южной Азии, Западной и Центральной Европе. Обширные же территории Северной и Южной Америки, Авст­ралии были вообще слабо освоены и редко заселены.

Стремительное расширение гра­ниц Ойкумены. Качественный ска­чок в освоении планеты связан с промышленной революцией. Уже Великие географические открытия на заре зарождения капиталистиче­ских отношений существенно раз­двинули горизонты Ойкумены — заселенной человеком части Земли, способствуя вовлечению в хозяй­ственный оборот открытых и частич­но еще не обжитых земель в Амери­ке, Австралии, Океании. Испанией, Португалией, Англией, Нидерлан­дами, Францией были созданы це­лые колониальные империи, раски­нувшиеся в обоих полушариях. Для работы на плантациях в Америку из Африки были вывезены миллионы чернокожих рабов. Коренное же на­селение многих колоний безжалост­но истреблялось. Особенно обагрили свои руки кровью конкистадоры — участники испанских завоевательских походов в Центральную и Юж­ную Америку.

По мере развития фабрично-за­водской промышленности масшта­бы воздействия человека на окру­жающую среду росли. К прежним формам такого воздействия приба­вились массовая подземная добыча минерального сырья, гидроэнерге­тическое строительство и т. д. Шло быстрое преобразование естествен­ных ландшафтов, освоение новых морских акваторий. Дух потреби­тельства, поразивший цивилиза­цию, вел к прогрессирующему ухуд­шению окружающей среды.

Однако наиболее резкие сдвиги во взаимоотношениях между обще­ством и природной средой произо­шли во второй половине XX столе­тия с приходом современной НТР. На географической карте практиче­ски уже не осталось «белых пятен». Даже на дне океанов и в глубине Антарктиды можно теперь обнаружить следы технической деятель­ности человека (техногенные части­цы, сложные химические соеди­нения, не встречаемые в природе, и т. д.).

Но главное состоит в том, что в результате существенного увеличе­ния численности населения, интен­сивной индустриализации и роста городов хозяйственные нагрузки начали повсеместно превышать спо­собность природных систем к са­моочищению. В мире сложилась весьма драматическая ситуация: пе­ред человечеством вплотную встала проблема уничтожения почти всего живого на планете в недалеком бу­дущем. Цивилизации прошлого так­же испытывали острые кризисы, но они никогда не достигали таких масштабов. Исключительная мощь современной научно-технической цивилизации открывает новую эру во взаимоотношениях человека с природой.

Итак, чтобы исследовать и осво­ить Землю, человечество затратило гигантский труд. При этом каждый народ, каждое существующее ныне государство, каждая цивилизация внесли свою лепту в освоение плане­ты. В результате вовлечения в сферу жизнедеятельности человека всей земной поверхности, окружающей ее атмосферы и даже ближнего космоса судьбы народов и государств оказа­лись тесно переплетены.

Известный норвежский ученый Тур Хейердал сравнил нашу Зем­лю с большим плотом: «Все мы си­дим на одном плоту... Чтобы вы­жить на нем, нужно сотрудничать. А плот-то намокает и может пойти ко дну. Этого нельзя допустить!» Вдумайтесь в глубокий смысл этих слов.



§ 1.2 Цивилизационные революции

Освоение необжитых террито­рии. Хотя в сферу жизнедеятель­ности человека вовлечена уже прак­тически вся земная поверхность, в Мире остается еще немало слабо освоенных, не обжитых человеком территорий (рис. 3).

Отличительной чертой нашего времени является широкое освоение чем о пеком именно слабо освоенных территорий, его проникновение в недоступные ранее районы, с край­не неблагоприятными для организма людей природными условиями. Ярко выраженной тенденцией в раз­мещении производительных сил мира стало в последние десятилетия освоения пустынных и полупус­тынных территорий в стра­нах Азии, Африки, Америки, Авст­ралии. Благодаря достижениям научно-технического прогресса к осво­ению таких территорий кроме высо­коиндустриальных стран приступи­ли сегодня и многие развивающиеся страны, в пределах которых сосредоточены основные массивы пус­тынь и полупустынь. Даже в Сахаре появляются новые города-оазисы, в которых сооружаются промышлен­ные предприятия, ведется жилищ­ное строительство, у песков отвое­вываются площади под сельскохо­зяйственные угодья, прокладываются асфальтированные дороги.

Широкий размах также приоб­рело хозяйственное строительство в экстремальных условиях север­ных широт, несмотря на то что низкие температуры, полярная ночь, многолетняя мерзлота, сильная за­болоченность заметно отягощают жизнь человека в тундре. Речь идет о таких околополярных территори­ях, как Север России, Канадский Арктический архипелаг, Аляска. Особенно крупномасштабным хо­зяйственным наступлением на Се­вер ознаменовались последние годы. Так, в России широко используются ресурсы Европейского Севера, бас­сейнов рек Оби и Енисея. Разрабатываются апатиты нефелины, медно-никелевые руды Кольского полу­острова, угли Печорского бассейна, ухтинская нефть и природный газ, нефтегазовое сырье Западной Сибири, медно-никелевые руды Норильска, месторождения олова, слюды в Яку­тии и т. д. Современная горно-добы­вающая промышленность создана на Аляске в США (нефть, золото, пла­тина) и на Канадском Севере (же­лезная руда, нефть, полиметаллы). Рубежи осваиваемых земель все более раздвигаются и в связи с осво­ением человеком горных терри­торий. Под сельскохозяйственные угодья все чаще используются скло­ны гор, где культивируются овощи, фруктовые деревья и особенно чайный куст (Индия, Япония, КНР, КНДР и др.). Разумеется, что без со­здания специальной сельскохозяй­ственной техники, способной эф­фективно работать в горных усло­виях, осваивать такие территории чрезвычайно трудно.





Быстро осваиваются глубинные территории Южной Америки - влажные тропические леса. Возникают новые селения, созда­ются предприятия, строятся дороги.

В орбиту экономической дея­тельности все больше вовлекается Мировой океан. Используются его биологические, минеральные, химические и другие богатства. Вод­ные просторы самым непосредствен­ным образом включаются в хозяйственную деятельность прибрежных государств. Особое значение сегодня приобретает хозяйственное освоение южнополярных акваторий Мирово­го океана. Человека влекут сюда крупные ресурсы криля (небольшо­го рачка, служащего ценным сырьем для производства кормовой муки), рыбы, пищевых водорослей. Близка к осуществлению идея транс­портировки в засушливые зоны Зем­ли гигантских антарктических айс­бергов. Однако полномасштабное хозяйственное освоение Антаркти­ки, так же как и самого южнопо­лярного материка — Антарктиды, относится пока еще к более отдален­ной перспективе.

Расширение территориальных рамок мировой экономики в нема­лой степени было обязано и росту во­енной промышленности. Создание принципиально новых видов воору­жения и периодическое обновление военной техники оказывали немалое воздействие на строительство новых предприятий и испытательных по­лигонов не только в старых районах, но и в отдаленных, «глухих» местах.

Два типа освоения планеты. Се­годня уже с уверенностью можно го­ворить о том, что длившаяся многие столетия эпоха экстенсивного освоения планеты, т.е. во­влечения в хозяйство новых про­странств и дешевых природных ре­сурсов, заканчивается. Наступил предел и экстенсивному развитию экономики.

В этой связи возникает закон­ный вопрос: а сможет ли нагла пла­нета прокормить и напоить, одеть и обуть, обеспечить всем необходи­мым быстрорастущее население Земли? Хотя на каждого жителя планеты приходится более 2 га земной тверди, это еще мало о чем гово­рит. Ведь примерно 1/3 суши — это малоприспособленные для жизни человека пустыни и полупустыни, около 1/4 — зоны многолетней мерз­лоты, а есть еще и заболоченные пространства, недоступные горные территории и т. д. Трудно предста­вить себе, что эти земли будут ко­гда-либо полностью заселены. К это­му следует добавить, что каждый из нас предъявляет к земле (прежде всего с точки зрения ее плодородия) несравненно более высокие требова­ния, чем наши предки.

Ученые сходятся во мнении, что ресурсы планеты, если человечество будет их использовать экономно, по-хозяйски, способны удовлетво­рить потребности гораздо большего населения Земли, чем нынешнее. При этом человечество обязано со­хранить окружающую среду.



Такое отношение к природе, ко­торое можно назвать рациональ­ным природопользованием, означает прежде всего заботу о сохранении экологического равновесия в природе и, конечно, полностью исключает отношение к ней как к неисчерпае­мой кладовой. Оно предполагает интенсивное развитие экономи­ки, т. е. не столько «вширь» — пу­тем вовлечения в хозяйственный оборот новых географических райо­нов, сколько «вглубь» — за счет более полной переработки сырья, повторного использования отходов производства и потребления, приме­нения малоотходной технологии.

Подобную природоохранную сис­тему общественного производства с полным основанием можно назвать новым типом освоения нашей пла­неты, предела которому не суще­ствует. Он представляет собой

постоянный поиск гармоничных основ взаимодействия общества и приро­ды, переход к замкнутой экономи­ческой системе, т. е. к непрерывно­му кругообороту веществ в процессе производства.

В современном мире все еще ча­сто проявляется экстенсивный тип освоения территорий, отличающий­ся крайне низким выходом готовой продукции на единицу используе­мых природных ресурсов. Сегодня в конечном продукте нередко утили­зируется лишь 1—2% массы исход­ного сырья. Остальное безвозвратно теряется, как бы выбрасывается в мусорное ведро.

Наиболее ярко экстенсивный тип освоения территорий проявля­ется в развивающемся мире, где общественное производство чаще всего базируется на расточительной эксплуатации природных ресурсов. В то же время в наиболее развитых странах использование вторичного сырья в производстве черных и цветных металлов, стекла, бумаги, пластмасс уже достигает 70% и бо­лее. Наша страна в этом отношении стоит пока не в первом ряду.

Итак, освоение планеты — слож­ный, многоплановый, «растянутый» во времени процесс, в котором воедино сливаются и перекрещиваются эконо­мические, социальные, экологические, военные и иные проблемы. При этом эпоха экстенсивного развития эконо­мики за счет освоения новых про­странств и новых источников природ­ных ресурсов заканчивается. Впере­ди — новая эпоха освоения планеты, основанная на коллективном разуме человечества, на его хозяйском отно­шении к природе.

РАЗДЕЛ 2

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ. МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ.
§ 2.1 Природное ресурсы и экономическое развитие

Роль природных ресурсов в жиз­ни общества. Восхождение челове­чества к вершинам социально-эко­номического прогресса теснейшим образом связано с использованием им разнообразных даров природы — природных (или естествен­ных) ресурсов.

Потребность человека в различ­ных видах природных ресурсов не­одинакова. Так, без кислорода — бесценного дара природы — человек не может прожить и несколько ми­нут, в то время как без урана и плу­тония — источников ядерного горю­чего — он обходился тысячелетиями. Различны и затраты на освоение природных ресурсов: иногда они минимальны, но гораздо чаще раз­работка природных ресурсов требу­ет больших капиталовложений, осо­бенно когда речь идет об исполь­зовании дорогостоящей техники и технологии, труднодоступности ме­сторождений и т. д.

Многие природные ресурсы, раз­веданные и добытые, становятся сырьем для самых разнообразных отраслей материального производ­ства. В свою очередь сырьевые ма­териалы, вовлеченные в обществен­ное производство и многократно в нем преобразованные, превращают­ся уже в экономические ресурсы. Таким образом, элементы природы в результате трудового воз­действия на них предстают перед нами в виде орудий труда, зданий, материальных благ.

Современная промышленность мира потребляет огромное количество сырья. Его стоимость (включая сто­имость топлива и электроэнергии) в суммарных затратах на производ­ство промышленной продукции со­ставляет около 75%. Это обстоятель­ство ставит перед многими странами очень острые проблемы обеспечения основными видами сырья.

Многие природные ресурсы (преж­де всего нефть, газ, уголь) постепен­но оскудевают. Это, конечно, факт печальный. Но, во-первых, они еще не только не исчерпаны, но и выяв­лены далеко не полностью. Во-вто­рых, добываемые природные ресур­сы все еще используются малоэф­фективно. В-третьих, открытия в ресурсной сфере, которые будут со­вершены в ближайшие десятиле­тия, предугадать трудно. Ведь еще «позавчера» мы ничего не знали об электричестве, «вчера» мы ничего не знали об огромных резервах энергии, таящейся в атомном ядре. О многом мы не знаем и сегодня, хотя, несомненно, «окружены» си­лами, о которых еще не имеем ясного представления. Надо только, чтобы умственная и производственная дея­тельность человеческого общества служила на пользу всех людей Земли, чтобы она облагораживала при­роду, помогала ей полнее раскры­вать ее возможности, а не оставляла после себя безжизненную пустыню.

Наряду с термином «природные ресурсы» часто используется более широкое понятие «природные условия». Грань, отделяющая одно поня­тие от другого, иногда весьма условна. Например, ветер можно рассмат­ривать как компонент природы, но в то же время это и важный ресурс, в первую очередь для получения энергии.

Природные условия отражают все разнообразие природной среды на нашей планете и тесно связаны с историей человечества, его размещени­ем. Они всегда оказывали влияние на жизнь людей, а люди влияли на природную среду. Таким образом, человек не может существовать без использования богатств природы и в этом смысле зависим от нее. Но одновременно человек способен активно воздействовать на природу. В этом состоит суть взаимоотношений человека и природы.

Размещение ресурсов и обеспе­ченность ими различных стран. Из

предыдущих курсов географии вы знаете, что природные ресурсы бы­вают минеральные, земельные, вод­ные, растительные и т. д. Это одна из разновидностей их классифика­ции по признаку принадлежности к тому или иному кругу явлений при­роды. Природные ресурсы подразде­ляют также на возобновимые и невозобновимые, по признаку пред­назначенности для той или иной отрасли экономики, по качеству (т. е. содержанию в них полезных компо­нентов), по характеру образования (минеральные, органические) и т. д. Размещение природных ре­сурсов по планете характеризуется неравномерностью. Это объясняется различиями в климатических и тек­тонических процессах на Земле и различными условиями образова­ния полезных ископаемых в про­шлые геологические эпохи и т. д. Далеко не одинаковы и запасы от­дельных видов природных ресурсов. В результате не только между стра­нами, но и крупными регионами со- временного мира существуют замет­ные различия в уровне и характере их обеспеченности природ­ными ресурсами. Так, Ближний Восток выделяется крупными ре­сурсами нефти и газа, Андские стра­ны — медных и полиметаллических руд, государства Тропической Афри­ки, располагающие большими мас­сивами тропических лесов, — цен­ной древесиной и т. д.

В мире есть несколько госу­дарств, имеющих практически все известные виды природных ресур­сов. Это Россия, США и КНР. Индия, Бразилия, Австралия и не­которые другие страны хотя и усту­пают им по «ассортименту» природ­ных богатств, но на фоне других государств являются высокообеспе­ченными. Многие страны обладают крупными запасами мирового зна­чения одного или нескольких ресур­сов. Так, Габон выделяется запасами марганца, Кувейт — нефти, Марок­ко — фосфоритов. Большое значе­ние для каждой страны имеет ком­плектность имеющихся природных ресурсов. Например, для организации производства черной металлур­гии в отдельно взятой стране очень важно располагать ресурсами не только железной руды, но и марган­ца, хромитов, коксующегося угля. А если они еще и расположены срав­нительно недалеко друг от друга, то это большая удача для страны.

Нет ни одной страны в мире, ко­торая не обладала бы теми или ины­ми природными ресурсами. В слу­чае если их мало, а некоторых нет во­обще, государство не обречено на бедность. Ведь национальное богат­ство любой страны можно измерять не только совокупностью ее матери­альных ценностей и запасами при­родных ресурсов, но и людьми, их опытом и трудолюбием, степенью использования их энергии, знаний и мастерства.

Например, Япония, добившаяся выдающихся успехов в экономике, имеет весьма ограниченные мине­ральные ресурсы как в ассортименте, так и в количественном отношении. Она обладает лишь крупными запа­сами серы и пиритов, в то время как резко не хватает нефти, природного газа, железной руды, руд редких ме­таллов, фосфоритов, калийных солей и т. д. В противоположность Японии можно привести примеры многих го­сударств, обладающих богатейшими ресурсами минерального сырья, но не достигших больших успехов в со­циально-экономическом развитии.

Неравномерность размещения природных богатств по планете, с одной стороны, способствует разви­тию процесса международного раз­деления труда и международных экономических связей, с другой — порождает определенные экономи­ческие трудности у стран, обделен­ных некоторыми природными ре­сурсами.

Большое значение в процессе при­родопользования имеет научно обосно­ванная хозяйственная оценка природных ресурсов. Ее составными элементами являются разведка, вы­явление, инвентаризация, а также количественная и качественная оцен­ка природных ресурсов. В отличие от высокоразвитых стран мира, где уже осуществлена разносторонняя оценка таких ресурсов, в слабораз­витых странах такой оценки еще нет. Между тем без тщательного уче­та природных богатств, без хорошо отлаженной системы контроля за их потреблением во всех сферах нашей жизни, без всемерной их экономии нельзя надеяться на «вечное» про­цветание человечества.

Итак, на всех этапах развития че­ловеческого общества природные ре­сурсы являлись важной предпосылкой его социально-экономического про­гресса. Однако их превращение в разнообразные экономические ресур­сы в конечном счете зависит от чело­века, от его усердия и таланта.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал