Лекции №3 №4, №5 и №6 Интеллектуальная деятельность человека и ии, основные понятия психологии



Скачать 198.05 Kb.
Дата27.04.2016
Размер198.05 Kb.
ТипЛекции

Искусственный интеллект –Севастополь – День 02, лекции № 3 № 4, №5 и № 6


Интеллектуальная деятельность человека и ИИ, основные понятия психологии.
Будем использовать общенаучные термины: взаимодействие, отражение, информация, деятельность, сущность.

Отметим, что информация – это: структурная информация (мера неоднородности/разнообразия) и

отраженная информация (результат отражения разнообразия).

Психическое Отражение – информационное отражение, важную роль в котором играет субъективный фактор.

Психика – свойство человека, обеспечивающее возможность выявления и использования Информации о мире в процессе Человеческой Деятельности (ЧД).

Личность – человек как носитель Психики, как субъект Психической Деятельности.

(организм – человек как биологическое существо; сома – телесная субстанция человека).



Психические явления – то, что происходит на уровне Личности.

Психическая Деятельность – информационная сторона деятельности человека.

Функции Психической Деятельности – перенос деятельности во внутренний план с целью регуляции ЧД


Психофизиологическая проблема – проблема связи психических явлений с лежащими в их основе физиологическими явлениями. Как физиологические явления (происходящие в органах чувств и в центральной нервной системе на основе физико-химических процессов) дают нам информацию о мире, воспринимаемом объекте?

Эта проблема очень актуальна, чрезвычайно сложна, слабо разработана.

"Я знаю все, но только не себя" /Ф.Вийон/.

Психосоматическая проблема – проблема связи психических явлений с соматическими/телесными.

Примеры влияния ПСИХИЧЕСКОЕ – СОМАТИЧЕСКОЕ:

психотерапия, гипноз, психогенные соматические заболевания (стрессовая язва желудка);

Примеры влияния СОМАТИЧЕСКОЕ – ПСИХИЧЕСКОЕ:

соматогенные психозы, психотропные вещества, генетико-биохимическая концепция шизофрении.

Особенности отражения сомы в Психике: не отражаются нейрофизиологические процессы, состояния организма отражаются не в виде образов, а в мотивационной форме – локализованной (боль, зуд) или не локализованной (усталость, голод).


Психические явления – по форме (с точки зрения длительности, повторяемости):

- процессы (примеры – восприятие содержания лекции, понимание смысла сказанной фразы);

- состояния (примеры – умственная усталость, бодрость и свежесть восприятия);

- свойства Личности (примеры – целеустремленность, любознательность).


Психические явления – по содержанию (с точки зрения особенностей информационных процессов):

формы Психического Отражения (эмоции, ощущения, мышление, чувства, воля, память);

внимание (внутренняя организация Психического Отражения);

психомоторика (объективация форм Психического Отражения в движениях)

сенсомоторика, идеомоторика;



потребности (биологические, в том числе, инстинктивные; социальные, например, трудовые).
Потребность – Психическое Явление, побуждающее к деятельности, отражение нужды.

Мотив – Потребность, инициирующая некоторую Деятельность (мотив этой Деятельности).

Цель – возможный и планируемый Результат Деятельности.

Средства (как явления уровня Личности/Психики) – механизмы Психической Деятельности или психические модели средств предметной деятельности человека.

Результат (как явление уровня Личности/Психики) – Психическое Явление, отражающее реальный результат некоторой Деятельности, направленной на достижение определенной Цели.

Возможно несовпадение Цели и Результата Деятельности. Это – источник новой (иногда очень полезной для человека) информации.

Целенаправленность Человеческой Деятельности. Иерархическая структура Деятельности.
Про-Задача – двойка <Потребность, Цель>.

Задача – тройка <Потребность, Средства, Цель>.

Решенная-Задача – пятерка <Потребность, Средства, Цель, Деятельность, Результат>.
Продуктивная деятельность – Цель продуцирует решение (заставляет человека его придумывать). Это "чистое творчество".

Репродуктивная деятельность – Цель репродуцирует решение (готовое решение сразу же приходит в голову). Это нетворческая часть деятельности человека.

Эвристика – этот термин имеет два значения:

Эвристика – наука о творческом мышлении, изучающая формирование новых действий в новых ситуациях.

Эвристика – конкретный прием, облегчающий и/или ускоряющий поиск решения некоторой задачи.

Мышление (= Интеллект) – высшая форма Психического Отражения. Отражение по сфере сущностей, то есть Понятийное Отражение.

Понятие (об объекте) – Психическое Явление, отражающее сущность этого объекта.

Сущность – наиболее важные, глубинные характеристики предмета или явления, определяющие его свойства, поведение, развитие.

Понимание – выявление Сущности объекта.

Мышле'ниеспособность человека к Понятийному Отражению.

Мы'шление – процесс Понятийного Отражения.
Известная триада психологии и педагогики: знания – умения – навыки.

Знания – усвоенные Понятия.

Умения – способность выполнять новые действия в новых условиях.

Навыки – действия, автоматизировавшиеся в процессе их усвоения и выполнения.
Существует много различных теорий мышления, интеллекта.

Теория Интеллекта Жана Пиаже – одна из наиболее интересных теорий мышления и его развития.

Ж.Пиаже: но лишь один Интеллект "тяготеет к тотальному равновесию, стремясь к тому, чтобы ассимилировать всю совокупность действительности и чтобы аккомодировать к ней действие, которое он освобождает от рабского подчинения изначальным 'здесь' и' теперь'".
Для нас ИНТЕЛЛЕКТ:


  • целенаправленное планирование поведения в меняющейся проблемной среде;

  • перенос деятельности во внутренний план вместо выполнения поведенческих актов;

  • работа с понятийными моделями среды и себя (на основе понятийного отражения);

  • скоординированная совокупность мыслительных/интеллектуальных операций – как абстрактных (метод рассуждения по аналогии), так и конкретных (способ решения определенного типа задач);

Осознаваемые и Неосознаваемые Психические Явления.

Сознание человека.

Вытеснение – неосознанное вытеснение (удаление) из сферы Сознания информации, вызывающей тревогу, отрицательные эмоции и т.п.

Установка – неосознанное внимание, ориентирующее Личность на определенную Деятельность.

Интуиция – появление в Сознании результатов неосознаваемых психических процессов.

Конформизм – неосознанное согласие с мнением большинства (даже абсурдным).

Сон (одна из его функций, есть и другие) – неосознаваемый анализ, обработка и запоминание (части) информации, полученной человеком в период бодрствования.

Учение Зигмунда Фройда (психоанализ) – интересная, но в целом ошибочная, теория неосознаваемых психических явлений.



Человек в Социальной Среде
Социальная позиция – место Личности в определенной социальной системе.

Социальная роль – нормативно одобренный способ поведения, ожидаемый от каждой личности, занимающей данную Социальную Позицию.

Межролевые конфликты. Внутриролевые конфликты.

Влияние Социальной Роли на поведение человека. Примеры.



Основные школы психологии мышления
Ассоциативная психология (XVIII-XIX вв.) – предшественники: Ньютон, Локк.

(мышление как ассоциации представлений)

(Общее в психологических теориях того времени: психическое = осознанное, психология = психология индивида, интроспекция, т.е. самонаблюдение – как главный метод исследования)

Гартли (Англия, XVIII в.): впервые ассоциация трактуется как универсальное понятие психологии, объясняющее всю психическую деятельность человека.

- механистический материализм, психофизиологический параллелизм: вибрации в периферической нервной системе → аналогичные вибрации в головном мозгу – база идей;

- детерминанты ассоциаций: смежность по времени, частота повторений;

- замечено, что если ощущения A, B, C ассоциируются с идеями a, b, c, то при появлении A могут возникнуть b, c;

- попытка объяснения бессознательного (головной мозг – осознанное, идеи; вне – ощущения);

- мотивация: удовольствие, страдание.



Беркли, Юм (Англия, XVIII в.): ощущения – единственный объект, другой познаваемой реальности нет.

- из ассоциаций удаляется физический субстрат;

- расширяется набор ассоциативных связей: рассматриваются ассоциации по сходству, по контрасту;

- ассоциации отрываются от реальных объектов.



Гербарт (Германия, XIX в.): представление – "первичное единство, возникающее в виде акции души, стремящейся (в противовес внешним воздействиям) к самосохранению"; представления следуют друг за другом вне зависимости от чего-либо внешнего;

апперцептивная масса – представления, силой которых в сознании (фокусе внимания) удерживаются некоторые представления;

Недостатки Ассоциативной психологии

Описательный характер.

Не вскрыты внутренние механизмы динамики потока ассоциаций; не объяснена целенаправленность мыслительной (интеллектуальной) деятельности человека, ее связь с предметной деятельностью.

В то же время, изучены некоторые аспекты ассоциаций – явлений, действительно играющих заметную роль в психической деятельности человека. Понятие ассоциация использовалось в рамках других школ психологии.


Вюрцбургская школа психологии мышления (Германия, XIX- XX вв.).

(мышление как действие)

Переход к экспериментальному интроспективному изучению мышления (комментируются психические феномены, испытуемые – психологи). Замысел – использовать интроспективный метод для описания в экспериментальных условиях мыслительных процессов.

Существенное достижение – изменение взглядов на мышление:

мышление – решение задач;

решаемые задачи – важны для человека;

необходим лабораторно-экспериментальный анализ мышления.

Ключевые понятия: задача, представление цели, детерминирующая тенденция (придает мышлению целенаправленный характер), установка – регулятор мыслительной деятельности у принявшего задачу, определяет ход мышления, регулирует (в соответствии с задачей) его содержание.

Экспериментальные исследования:



Опыты Марбе (1901 г.): сравнить веса предметов и прокомментировать, как выбирали.

Опыты Уатта и Мессера (1905 г.): решить арифметическую/логическую задачу и проследить путь, который привел к решению; в ассоциативном эксперименте проследить, какие психические процессы связывают стимул (исходное понятие) и реакцию (понятие, связанное с ним ассоциацией).

Обобщение результатов:

чувственно-образные феномены (прослеживаемые с помощью самонаблюдения) и ассоциации не определяют итоговую реакцию, мышление не сводится к ассоциациям;

в мышлении есть другое содержание, у мышления есть другие детерминанты;

основные факторы мышления находятся вне "непосредственно данного" (ощущений, интроспекции), мышление управляется не ассоциативными связями, а тем, что задано;

контекст мышления – задача (Уатт), детерминирующая тенденция (Ах), установка.


Концепция Зельца (XX вв.).

(мышление как функционирование интеллектуальных операций)

Серьезный анализ начальных этапов решения задачи (проблемный комплекс); введение в рассмотрение интеллектуальных операций: антиципация (выявление отношений: известное ↔ искомое), дополнение комплекса, абстракция, репродукция сходства.


Бихевиоризм (США, XIX- XX вв.).

(мышление как поведение)

Главный момент концепции: предметом психологии должно стать поведение, только тогда возможно объективное исследование психической деятельности.

И.П.Павлов: "Деловой американский ум, обращаясь к практике жизни, нашел, что важнее точно знать внешнее поведение человека, чем гадать об его внутреннем состоянии со всеми его комбинациями и колебаниями".



Торндайк:

- опыты с проблемными ящиками (дверь открывается изнутри, "испытуемые"– мыши, крысы);

- мышление можно изучать без обращения к идеям и другим явлениям сознания;

- ассоциативные связи (которые можно объективно изучать) – связи между движениями и ситуациями, ситуациями и реакциями (на эти ситуации);

- ассоциации могут возникать в результате "слепого поиска" решения, выбора удачного варианта, а затем укрепления и упрочения ассоциативных связей, т.е. научения (какая реакция R из нескольких возможных связана с ситуацией S);

- существуют "законы научения" (установления связи S ↔ R):



закон упражнения (R зависит от частоты, силы, длительности повторений ситуации S),

закон эффекта (выбирается R, сопровождающаяся приятными ощущениями),

закон ассоциативного сдвига (если S1 ↔ R и S1 встречается совместно с ситуацией S2, то возможно образование связи S2 ↔ R).

Общая схема поведения: исходный пункт – проблемная ситуация; организм противостоит ей как целое, активно действует в поисках выбора, выучивается путем упражнения.



Метод проб и ошибок (современные взгляды на его место в мышлении); "Мартышка и очки", "Дурная голова ногам покоя не дает" и т.п.

Уотсон:

- основа поведения – "стимул – реакция" (S ↔ R);

- все факты Сознания (Торндайк предлагал исключить их из рассмотрения) должны объясняться с позиций бихевиоризма – как реакции на раздражители;

- интеллект – поведение, направленное на решение задач путем отбора движений, оказавшихся удачными;

- в мышление включена внутренняя речь ("человек мыслит гортанью").

Толмен, Халл, Скинер (необихевиоризм, субъективный бихевиоризм):

- существуют медиаторы поведения (M), это не фикция, а реальные факторы поведения (хотя их трудно изучать объективными методами; нужно рассматривать не двойку (S ↔ R), а S ↔ M ↔ R;

- закон упражнения нужно трактовать по-новому

результат – образование определенной познавательной структуры/картины/карты (например, у крысы при поиске пути в лабиринте формируется схема лабиринта, а не совокупность двигательных навыков);

- интеграторы поведения – центральные процессы, а не движения;

- при решении задачи важна структура задачи, а не шаблонные приемы решения.



Оценка концепции: предложены объективные методы экспериментального исследования; в сферу изучения включен анализ связи телесной реакции с материальным стимулом; введено понятие поведения, но проведен общебиологический (а не собственно психологический) его анализ; в целом для концепции характерна биологизация человеческой деятельности; в ходе развития концепции пришлось отказаться от некоторых наиболее одиозных положений, сделан "шаг навстречу" оппонентам.
Когнитивная психология (XX вв.).

(мышление как процессы обработки информации)

Классическая работа Миллер, Галантер, Прибрам "Планы и структура поведения" (на рус.яз.- 1965 г.).

- мышление – решение задач;

- активность связана с приобретением, организацией и использованием знаний;

- исследование аналогий мозг человекаЭВМ, моделирование мышления на ЭВМ;

- связь мышления с познавательными (когнитивными) процессами.


Гештальтпсихология (XX вв.).

(мышление как переструктурирование ситуации)

"Гештальт" – образ, система. Объективно, Гештальтпсихология знаменует внедрение системного подхода в психологические исследования.



Вертгеймер: "Имеются целостности, чье поведение не детерминируется поведением индивидуальных элементов, из которых они состоят, но где сами частные процессы детерминируются внутренней природой целого".

В основе экспериментальный анализ процессов восприятия, его обобщение:



Рубин, Катц – анализ зрительных и осязательных восприятий, формулировка законов константности, прегнантности восприятия, транспозиции, исследование феномена Фигуры и Фона;

Вертгеймер, Келлер, Коффка – φ-феномен (воспринимается динамичное целое, а не соединение отдельных сенсорных элементов).

Келлер – попытка перестроить психологию по аналогии с современной физикой (Ньютон → Планк);

рассмотрение гештальтов трех уровней (физического, физиологического и психического) и признание (ошибочное) изоморфизма всех этих уровней;

знаменитые опыты с обезьянами, анализ инсайта (интуитивного озарения).

Вертгеймер, Келлер, Дункер – исследование продуктивного мышления; выделение мыслительных операций: реорганизация, центрирование, группировка; фиксация отрицательного влияния привычного способа восприятия структурных отношений между компонентами задачи/проблемной ситуации на ее продуктивное решение.

Оценка концепции (достижения): внедрение системного подхода; новая экспериментальная практика – объект рассматривается как целостный, динамичный, трансформируемый чувственный образ; анализ продуктивного мышления и адекватных мыслительных операций.

Важные моменты во взглядах на решение задач: поле восприятия обретает новую структуру, адекватную проблемной ситуации, безразличные до этого предметы приобретают функциональную ценность средств решения задачи.


Теория мышления Рубинштейна (XX вв., 50-е гг., СССР).

Задача теории мышления – исследование мышления как деятельности, в основе которой лежит взаимодействие субъекта и объекта.

Мышление – процесс, использующий механизмы анализа, синтеза, обобщения, абстракции; применение знаний зависит от хода мыслительного процесса.

Анализ через синтез (один из главных механизмов продуктивного мышления) – объект в процессе мышления включается в новые системы отношений (синтез), выступает в новых качествах, что дает возможность узнать его новые свойства, фиксируемые в новых понятиях (анализ); "из объекта как бы вычерпывается все новое содержание" (Примеры: опыты Секкея, урезанная шахматная доска).

Задача обучения – формирование продуктивного мышления.


Теория мышления Гальперина (XX вв., 50-е гг., СССР).

В основе – идея интериоризации: "предметное действие переносится во внутренний, умственный план, а затем … во внутреннюю речь"; умственная деятельность – последовательное, поэтапное отражение во все более сокращенном виде материальной деятельности человека.

Мышление – система (и процесс ее функционирования) интериоризованных операций.

Теория мышления – теория о поэтапном формировании умственных действий и методах обучения им.


Теория интеллекта Жана Пиаже (XX вв., Швейцария).

(Ж.Пиаже – один из наиболее крупных и уважаемых психологов, крупнейший специалист в области детской психологии, автор известных работ по экспериментальной психофизиологии; теория интеллекта Жана Пиаже – одна из наиболее интересных теорий мышления и его развития).

Основные аспекты (положения) Теории:

Интеллект определяется в контексте анализа поведения (взаимодействий: субъект ↔ внешний мир); интеллект – форма когнитивного/познавательного аспекта поведения, функциональное назначение которого – структурирование отношений между человеком/субъектом и средой.

Интеллект обладает адаптивной природой. Адаптация включает в себя ассимиляцию (усвоение данного материала существующими схемами поведения) и аккомодацию (приспособление этих схем к новым ситуациям). В интеллектуальной сфере – специфически функциональный характер адаптации.

Суть Интеллекта в его деятельной природе. Познавать объект – воздействовать на него, динамически его воспроизводить.



Интеллектуальная деятельность производна от материальных действий субъекта; ее элементы – интериоризованные действия. Они являются операциями – координируются между собой, образуя обратимые, устойчивые и вместе с тем подвижные целостные структуры.

Интеллект "продолжает и завершает совокупность адаптивных процессов". Органическая адаптация "обеспечивает лишь мгновенное, реализующееся в данном месте, а потому и весьма ограниченное равновесие". Простейшие когнитивные функции (восприятие, память и др.) "продолжают это равновесие как в пространстве, так и во времени". Но лишь один интеллект "тяготеет к тотальному равновесию, стремясь к тому, чтобы ассимилировать всю совокупность действительности и чтобы аккомодировать к ней действие, которое он освобождает от рабского подчинения изначальным 'здесь' и' теперь'".

Психологическое развитие мыслительных операций (учение о Стадиальном развитии интеллекта):

1.Сенсо-моторный период (ребенок в возрасте 0-2 года): действия еще не перенесены во внутренний план, начинают формироваться представления о константности предмета.

2.Дооперациональный период (2-7 лет): появляются язык (→ возможность интериоризации действия в мысли), осознание прошлого, способность мысленного разделения объекта на части и т.п.; отсутствует представление о законах сохранения (эксперименты с переливанием жидкости и др.).

3.Период конкретных операций (7-11 лет): появляются формальные операции (классификация: орел < птица < животное и др.); операции еще не объединены в единое целое; формируются представления о законах сохранения: вещества (7-8 лет), массы (8-9 лет), объема (9-11 лет) – эксперименты с глиняной колбаской.

4.Период формирования операций (11-15 лет) гипотетико-дедуктивные рассуждения (могут выдвинуть гипотезу, обосновать ее), формальные рассуждения (тест Белларда), операции начинают объединяться в целостные структуры.








Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал