Лекции Термины и определения Принципы экологической маркировки I типа



Скачать 92.19 Kb.
Дата24.04.2016
Размер92.19 Kb.
ТипЛекция
Лекция 7.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МАРКИРОВКА ТИПА I (по ГОСТ Р ИСО 14024-2000)

План лекции

1.Термины и определения

2. Принципы экологической маркировки I типа

3. Процедуры разработки и пересмотра экологической маркировки I типа

4. Процедуры сертификации продукции и проверка соответствия экологическим критериям

1.Термины и определения

Экологическая маркировка I типа – это маркировка, на использование которой необходимо получение разрешения третьей стороны.

Программа экологической маркировки типа I – это добровольная, основанная на многих критериях программа третьей стороны, предусматривающая выдачу лицензии на использование экологической этикетки, свидетельствующей об экологической предпочтительности какой-либо продукции в рамках определенной группы однородной продукции на основе рассмотрения ее жизненного цикла.

Группа однородной продукции – это группа продукции, выполняющей одинаковые, функции.

Критерии экологичности продукции - это требования экологичности, которым должна удовлетворять продукция, чтобы быть маркированной экологической этикеткой.

Функциональная характеристика продукции - это свойство или характеристика эффективности и использования продукции.

Орган, занимающийся экологической маркировкой - это орган третьей (независимой) стороны, реализующий программу экологической маркировки I типа.

Третья сторона - это физическое лицо или орган, признанный независимым от вовлеченных в рассматриваемый вопрос сторон.

Заинтересованная сторона - это любая из сторон, участвующих в программе экологической маркировки типа I.

Лицензиат - это сторона, которой органом, занимающимся экологической маркировкой, предоставлено право использовать экологическую этикетку I типа.

Сертификация - это процедура, согласно которой третья сторона в письменном виде свидетельствует, что продукция, процесс или услуга соответствуют заданным требованиям.

Лицензия (для экологической маркировки типа I) - это документ, выданный по правилам системы сертификации, которым орган, занимающийся экологической маркировкой, предоставляет физическому или юридическому лицу право использования экологической этикетки I типа для его продукции или услуги.

Пригодность для использования по назначению - это способность продукции, процесса или услуги выполнять определенные функции в оговоренных условиях

2. Принципы экологической маркировки I типа

Принцип добровольности. Основным принципом является то, что программы экологической маркировки, включая разработанные или функционирующие под управлением государственных организаций, должны носить добровольный характер.

Принцип взаимодействия с законодательством. Предварительным условием выдачи и сохранения лицензии на использование экологической маркировки I типа является выполнение заявителем требований экологического законодательства.

Принцип рассмотрения жизненного цикла. Цель снижения вредного воздействия на окружающую среду достигается лучше всего тогда, когда экологические критерии оценки продукции устанавливаются при рассмотрении всего жизненного цикла продукции. Стадии жизненного цикла, учитываемые при разработке экологических критериев продукции, должны включать все, на-

чиная с добычи ресурсов и до утилизации продукции.



Принцип избирательности критериев. Экологические критерии должны разрабатываться для того, чтобы выделять в группе однородной продукции экологически предпочтительную продукцию.

Принцип установления экологических критериев продукции.

Экологические критерии продукции должны основываться на показателях, извлекаемых жизненного цикла. Экологические критерии продукции должны быть установлены на достижимомуровне, и в них следует учитывать относительные воздействия на окружающую среду.



Принцип функциональности продукции. При разработке критериев должны быть приняты во внимание пригодность продукции для использования по назначению и уровни ее эффективности.

Принцип временности действия лицензии. Экологические критерии продукции и требования к функциональным характеристикам для каждой группы однородной продукции должны быть установлены на определенный период времени. По истечении этого периода они должны пересматриваться с учетом новых технологий, новых видов продукций, новых экологических тре-

бований, новой рыночной ситуации.



Принцип консультативности. Должен быть разработан процесс официального открытого участия заинтересованных сторон, с целью выбора групп однородной продукции, экологических критериев и функциональные характеристики продукции.

Принцип соответствия и проверки. Все элементы экологических критериев и функциональных характеристик продукции должны быть проверяемы для органа, занимающегося экологической маркировкой.

Принцип прозрачности. Прозрачность предполагает, что информация должна быть доступной заинтересованным сторонам для контроля и для комментариев. Информация по этикеткам I типа должна включать:

- описание выбора групп однородной продукции;

- описание выбора и разработки экологических критериев продукции;

- описание функциональных характеристик продукции;

- описание методов испытаний и проверки продукции;

- описание процесса сертификации и процедуры выдачи лицензий;

- сроки действия и пересмотра лицензий;

- финансовые источники для разработки программы (например, взносы, правительственные субсидии и т. п.);

- описание процесса проверки соответствия продукции экологическим критериям, соответствующим данной этикетке.

Принцип доступности. Он означает, что все заявители, продукция которых соответствует экологическим критериям для данной группы однородной продукции и другим требованиям программы, должны получить лицензию на использование экологической этикетки.

Принцип научной обоснованности экологических критериев продукции подразумевает, что разработка и выбор критериев должны основываться на научных и инженерных принципах.

Принцип платности означает, что лицензии на использование экологических этикеток I типа должны оплачиваться. Затраты и взносы могут включать в себя плату за заявку, испытания или административные расходы. В принципе, затраты и взносы за получение и сохранение этикетки следует основывать на общей стоимости программы экологической маркировки I типа, и они должны поддерживаться на минимально возможном уровне, что-

бы сохранить максимальную доступность.



Принцип взаимного признания означает, что следует поощрять взаимное признание экологических этикеток, основанное на доверии.

3. Процедуры разработки и пересмотра экологической маркировки I типа

Разработка экологической маркировки I типа – это итерактивный процесс, включающий следующие стадии:

− консультации с заинтересованными сторонами;

− выбор групп однородной продукции;

− разработку, пересмотр и модификацию экологических критериев продукции;

− определение функциональных характеристик продукции.



Консультации с заинтересованными сторонами

Официальные консультации способствуют более полному участию заинтересованных сторон процессе выработки маркировки I типа. Консультация представляет собой постоянный процесс, сопровождающий выбор групп однородной продукции, а также разработку экологических критериев и функциональных характеристик продукции.



Выбор групп однородной продукции

На этой стадии изучают возможные группы однородной продукции и рыночные условия. По завершении изучения орган, занимающийся экологической маркировкой, будет в состоянии определить, какие группы однородной продукции наиболее приемлемы для рынка. Для заинтересованных сторон подготавливаются предложения по группам однородной продукции.



Выбор и разработка экологических критериев продукции

Окончательное решение по экологическим критериям, Окончательное решение по экологическим критериям, которым должна соответствовать продукция для получения лицензии на экологическую маркировку, является результатом консультаций между органом, занимающимся экологической маркировкой, и заинтересованными сторонами.

Матрица, представленная в таблице 7.1., является примером применения изложенного подхода и оказывает помощь органам, занимающимся экологической маркировкой, в предварительном выборе экологических критериев продукции. Матрица привязывает стадии жизненного цикла продукции к основным входным и выходным экологическим показателям. Показатели выбросов в матрице группируются по видам природных сред, и число их обычно более одного для каждой среды.

Выбранные экологические критерии продукции должны быть выражены в терминах воздействий на окружающую среду и природные ресурсы или в экологических аспектах, как, например, выбросы (сбросы) в окружающую среду.

Должны быть исключены критерии, которые прямо или косвенно требуют или исключают использование конкретных процессов или методов производства без всякого на то основания.

Орган, занимающийся экологической маркировкой, должен определить стадии жизненного цикла продукции, где существуют различия в воздействиях на окружающую среду. Выбранные экологические критерии должны быть адекватны и действительно отражать различия между продукцией в пределах группы.

Орган, занимающийся экологической маркировкой, должен определить критерии, которые наиболее точным образом отражают выбранные экологические аспекты. Когда критерии определены, необходимо присвоить им численные значения. Эти значения могут быть в форме минимальных значений, пороговых уровней, которые не должны превышаться, системы масштабов или в других формах.

Орган, занимающийся экологической маркировкой, должен предусмотреть ссылку на методы испытаний, которые требуются для каждого заданного критерия или характеристики.



Выбор функциональных характеристик продукции

На этом этапе разработки экологической маркировки должны быть рассмотрены функции продукции. Функции изделий следует определять в рабочих (эксплуатационных) терминах, а не конструкционными или описательными характеристиками.



Отчетность и публикация

Когда определены группы однородной продукции, экологические критерии продукции и ее функциональные характеристики, эти данные должны быть опубликованы. Выбранный формат отчета должен сопровождаться информацией, демонстрирующей, что сформированные группы однородной продукции, критерии и характеристики отвечают принципам и требованиям, предъявляемым к маркировке I типа.

Орган, занимающийся экологической маркировкой, должен по запросу покупателей и общественности предоставлять информацию, поясняющую смысл этикетки.

Внесение изменений в экологические критерии продукции

В случаях, когда экологическая этикетка уже была присвоена продукции ранее, имеется определенное число факторов, которые следует рассмотреть, если те или иные экологические критерии продукции пересматриваются.

Эти факторы включают следующее:

− обязательность соблюдения пересмотренных экологических критериев продукции;

− степень изменения, сроки проведения и уровень сложности, связанные с переоснащением производственных процессов, необходимым для обеспечения соответствия пересмотренным критериям;

− действия, которые необходимо предпринять в отношении

существующей продукции, имеющей экологическую маркировку

по старым критериям, но еще находящуюся на стадии поставки

конечному потребителю;

4. Процедуры сертификации продукции и проверка соответствия экологическим критериям

Общие правила выдачи лицензий на экологическую маркировку I типа следующее:

− необходимо наличие публичного объявления со стороны лицензиата о желании получить лицензию;

− необходимо оговорить условия, которые могут привести к приостановке, прекращению действия или отзыву лицензии;

− необходимо заранее определить процедуры корректирующих действий в случае выявления несоответствия предъявляемым к продукции экологическим требованиям;

− заранее оговариваются процедуры разрешения спорных вопросов, определяются процедуры испытаний и проверки;

− определяется структуру денежных взносов, вносимых в процессе сертификации продукции;

− составляется общее руководство по использованию логотипа.

Орган, занимающийся экологической маркировкой, ответственен за выдачу лицензий заявителям. Этот орган должен выдать лицензию на использование этикетки только тогда, когда удостоверится, что заявитель действует в соответствии с общими правилами программы экологической маркировки I типа, что продукция соответствует экологическим критериям и функциональным характеристикам, установленным для данной группы однородной продукции.

Наличие лицензии не обязывает лицензиата использовать этикетку.

Орган, занимающийся экологической маркировкой, должен вести доступный общественности перечень продукции, которой присвоено право на экологическую этикетку.

Методология оценки соответствия продукции экологическим критериям и функциональным характеристикам и методология проверки постоянного соответствия должны быть документированы, и быть достаточно жесткими, чтобы сохранить доверие общественности к данному типу маркировки.

Орган, занимающийся экологической маркировкой, должен подготовить документацию, которая включает:

− перечень экологических критериев продукции,

− перечень функциональных характеристик продукции,

− период действия установленных критериев до очередного пересмотра;

− описание методов испытаний и проверки на соответствие установленным критериям;

− данные открытого характера, на которых было основано решение о выдаче лицензии на использование данной этикетки;

После выдачи лицензии заявителю лицензиат должен информировать орган, занимающийся экологической маркировкой, о любом изменении, которое может повлиять на соответствие лицензированной продукции установленным для данной этикетки требованиям.

Орган, занимающийся экологической маркировкой, должен



гарантировать, что этикетка (т. е. так сертификации/логотип) защищена законом, чтобы предотвратить несанкционированное ее использование и поддерживать доверие общественности к программе.



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал