Лекция по этой теме не будет прочитана, студенты самостоятельно готовятся к семинарскому занятию. Они должны показать актуальность этой проблемы на современном этапе. Эта проблема стала особенно актуальной сегодня по ряду причин



Скачать 52.22 Kb.
Дата02.05.2016
Размер52.22 Kb.
ТипЛекция
К семинарскому занятию по теме «Природа и общество»

Лекция по этой теме не будет прочитана, студенты самостоятельно готовятся к семинарскому занятию. Они должны показать актуальность этой проблемы на современном этапе. Эта проблема стала особенно актуальной сегодня по ряду причин. Во-первых, развертывание НТР, глубокие и качественные изменения в технике, значительный рост численности человечества, возрастающая урбанизация в корне изменили характер человеческого воздействия на природу. Во-вторых, эта проблема оказалась связанной с вопросами исчерпаемости энергетических и сырьевых ресурсов, загрязнения природной среды, способных существенно нарушить ход естественных процессов в биосфере и нанести ущерб здоровью человека.

Понятие «природа» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, в широком смысле понятие «природа» стоит в одном ряду с такими понятиями как «материя», «универсум», «вселенная». Во-вторых, наиболее распространенное толкование природы это рассмотрение ее как совокупности естественных и созданных человеком материальных условий его существования (вторая природа).

Первый вопрос - «взаимосвязь природы и общества». При подготовке этого вопроса необходимо осуществить два шага, первый – выделить общество из природы, т.е. найти такие свойства человека, которые делают его человеком и отличают от животного. Второй шаг заключается в ответе на вопрос – можем ли мы на основе выделенных свойств оторвать общество от природы? Студенты должны показать, что общественная жизнь возникает на биологической основе и в существенной мере подготовлена ею. Они должны найти биологические основы труда, мыслительной деятельности, отношений. (См. Васильева Т.С., Орлов В.В. Проблема соотношения биологического и социального. Пермь. 1996. С. 59-77).

Студентам необходимо обратить внимание на то, что общество, оставаясь социальной целостностью, выступает как гигантская популяция наисложнейших биологических существ. Они должны уметь охарактеризовать эту популяцию. Необходимо обратить внимание также на то, что существуют исторические типы биологии общества, т.е. что общественно-экономическим формациям соответствуют социально биологические формации. Показать чем они различаются. Важно отметить, что биологическая и социальная жизнедеятельность находятся в отношениях единства и противоречия. Они никогда не соответствуют друг другу полностью. Поэтому в ходе социального развития закономерно возникают социально-биологические кризисы. Чем вызваны эти кризисы и можно ли их преодолеть? Студенты должны понимать, что исследование проблемы соотношения социального и биологического необходимо: во-первых, для более глубокого понимания природы социальной реальности, как сложной, многоуровневой системы; во-вторых, для более глубокого понимания отдельных социальных явлений – труда, мысли и т.д., в-третьих, для научного управления обществом, это позволяет выработать научную концепцию здорового и гармоничного развития личности (См. Васильева Т.С., Орлов В.В. Социальная философия. Пермь. 2007. С. 168-169; Васильева Т.С., Орлов В.В. Проблема соотношения биологического и социального. Пермь. 1996. С. 40-42).

Второй вопрос «Человек как объект биологического исследования»

предполагает рассмотрение особенностей человеческой биологии в пяти основных планах (аспектах): органическом, генетическом, популяционном, эволюционном, экологическом. Эти аспекты рассмотрения человеческой биологии подробно раскрыты в учебном пособии Васильева Т.С., Орлов В.В. Социальная философия. Пермь. 2007. С. 165-180.

Третий вопрос «Природная среда – условие существования и развития общества» предполагает, что будут рассмотрены вопросы, с одной стороны – влияния природной среды на развитие общества, а с другой – влияние общества в его развитии на природную среду.

Влияние природы на развитие общества многопланово: природа является источником средств жизни, средств труда для человека; на жизнь общества влияют климатические условия, растительный и животный мир, географический ландшафт, температурный режим; хозяйственная жизнь человека определяется наличием рек и морей, полей и лесов, полезных ископаемых. Природа, обладая определенными богатствами создает условия для развития общества, но она также стимулирует его развитие, когда определенных богатств в том или ином регионе нет, побуждая общество к поиску компенсационных механизмов. (См. Барулин В.С. Социальная философия. М., 1999. С. 371-375).

Как многопланово воздействие природы на общество, так многогранно и воздействие общества на природу. Общество в определенной мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе, воздействует на природу и отходами своей производственной и иной деятельности.

В литературе чаще всего выделяют три основных этапа взаимодействия общества и природы.

Для первого этапа, древнейшего, характерно непосредственное присвоение и употребление готовых продуктов природы с помощью самых примитивных орудий труда; собирательство, охота, рыболовство, использование природных укрытий (пещеры) для жилья. Наиболее крупными завоеваниями этого периода были – овладение огнем и отбор некоторых наиболее ценных для человека видов растений и животных.

Второй этап, допромышленный, характеризуется экстенсивным ростом и медленным совершенствованием земледелия, развитием ремесел, возникновением городов и средств сообщения. Конец этого периода характеризуется значительным развитием простого товарного производства, возникновением мануфактуры. В качестве источников энергии выступает мускульная сила животных и человека, также начинает использоваться энергия ветра и воды. Характерной чертой этого периода является то, что запасы и естественное воспроизводство природных ресурсов в целом остаются бесконечно велики по сравнению с потреблением их обществом.

Коренной перелом в этом отношении происходит на следующем, промышленном этапе развития общества. В области энергетики этот период начинается как век пара, затем век электричества, сегодня век ядерной энергетики. В хозяйственный оборот вовлекается огромное число различных минеральных, органических и иных ресурсов, колоссально возрастает потребление энергетических ресурсов. Интенсивно развивается сельское хозяйство, резко возрастает число городов, возникают и усиленно развиваются новые средства сообщения и связи, человечество выходит в космос. В результате такого бурного развития человечество оказалось сегодня в состоянии глобального экологического кризиса.



Студентам необходимо понимать, что в целом деятельность человека является позитивной, необходимые человеку как высшей ступени развития материи природные условия, должны быть сложнее, чем естественные. Однако на современном этапе негативная сторона получила чрезмерное развитие, что связано с недостаточным уровнем управления природной средой, неумением рассчитывать весь комплекс происходящих в среде изменений. (См. Васильева Т.С., Орлов В.В. Социальная философия. Пермь. 2007. С. 174-179; Барулин В.С. Социальная философия. М., 1999. С. 374-378; Барг О.А. Живое в едином мировом процессе. Пермь. 1993. С. 208-219).
К теме «Природа и общество» студенты должны подготовить доклад «Экологическая проблема» (20-25 минут). В докладе необходимо отразить экологическую ситуацию на современном этапе. Однако это должна быть только одна часть доклада. Вторая часть доклада предполагает рассмотреть экологическую проблему в связи с проблемой сущности человека. Необходимо поставить вопрос – почему человек столкнулся с экологической проблемой и может ли он в принципе ее решить? На этот вопрос мы не ответим, если не знаем что такое человек и в каком отношении к сущности бесконечного мира он находится. По первой части доклада студенты самостоятельно подбирают литературу, по второй части можно рекомендовать, например, книгу О.А. Барга «Живое в едином мировом процессе» Пермь. 1993. Гл. 7. параграф 3.



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал