Лекция Предмет, цель, задачи и методы природопользования. Структура научной дисциплины и ее связь с другими науками



Скачать 416.93 Kb.
страница1/7
Дата30.04.2016
Размер416.93 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7
Природопользование. Конспекты лекций

Лекция 1. Предмет, цель, задачи и методы природопользования. Структура научной дисциплины и ее связь с другими науками


Природопользование представляет собой сложный и многосторонний процесс и сферу знаний, научных интересов. Под природопользованием, как процессом взаимодействия природы и общества, понимают совокупность воздействий человечества на географическую оболочку Земли. Наблюдения за Космосом и происходящими там процессами позволило получить новые знания – это природопользование в широком смысле. Живая природа использует ресурсы неживой природы для своего существования, в свою очередь, преобразуя поверхность планеты. В экосистеме Земли за сотни миллионов лет сложились теснейшие взаимосвязи между отдельными компонентами. Человек противопоставил себя природе благодаря своей социальной организации.

Природопользование исследует общие принципы рационального использования природных ресурсов человеческим обществом. Объектом исследования природопользования как науки является комплекс взаимодействий между природными ресурсами, естественными условиями жизни общества и его социально-экономическим развитием. Предметом природопользования следует считать оптимизацию этих отношений. Задачи природопользования сводятся к разработке общих принципов осуществления всякой деятельности, связанной либо с непосредственным пользованием природой и ее ресурсами, либо с изменяющими её воздействиями. Как сфера знания, природопользование находится на стыке естественных, общественных и технических наук. Природопользование, как отрасль знаний, выделилось из географии и биологии (ее раздела – экологии) – наук. Структура природопользования: экология, охрана природы, энвайроментология, энвайроменталистика, ресурсоведение, эконология, экономика природопользования и др.

Экология рассматривает некую значимую для субъекта совокупность природных и отчасти социальных явлений и предметов. При этом анализ проводится с учётом интересов этого субъекта. В своем развитии человек преодолел всех хищников и стал на верху пищевых цепей. Его современное благополучие основывается на эксплуатации измененных (антропогенных) ландшафтов, где им созданы новые пищевые цепи. Но сам процесс изменений несет в себе побочные эффекты, часто нежелательные или попросту опасные. Научно-технический прогресс позволяет решать многие проблемы человечества, но он порождает и серьезнейшие проблемы, главной из которых является экологическая.

Эконология представляет собой науку, исследующую «эконэкол» («эконол»), экономию природы. Важнейшая роль в поддержании устойчивого развития общества отводится экономике природопользования.

Энвайроментализм – общая теория управления средой жизни и социально-экономическим развитием исходя из представлений о человеке как части биосферы. В России к энвайроменталистким можно отнести созданную В.И. Вернадским теорию ноосферы.

Основой энвайроментализма является энвайроментология – комплексная наука об окружающей среде, ее качестве и охране, традиционно имеющая целью ограничение пределов деятельности человека, введение запретов и ограничений.

Энвайроменталистика – техническое приложение энвайроментологии, изучающее способы и методы очистки отходящих газов, сточных вод, утилизации отходов и т.д. Энвайроменталистика создала целую отрасль хозяйства, известную под названием экобизнеса.

Ресурсоведение, представляет собой межотраслевую дисциплину, объектом исследования которой является различные виды природных, материальных и трудовых ресурсов, взаимосвязь их как факторов развития общества.

Таким образом, природопользование является достаточно сложной комплексной дисциплиной, синтезирующей знания многих наук с целью оптимизации взаимодействия природы и общества.

Вопросы для самопроверки:



  1. Что изучает природопользование, понимаемое как научная дисциплина?

  2. В чем состоит разница между практическим природопользованием и наукой природопользования?

  3. К каким наукам относится природопользование – естественным, общественным, техническим или комплексным?

  4. Экология является частью природопользования или природопользование – частью экологии?

  5. Геоэкология – биологическая или социальная наука?

  6. Какая наука изучает экономический механизм взаимодействия природы и общества?

  7. Что является предметом эконологии?

  8. Чем вызвано появление энвайроментализма?

  9. Может ли решить современные экологические проблемы человечества охрана природы?

  10. Чем занимается энвайроменталистика?

  11. Какие виды ресурсов Вы знаете?

Лекция 2. Взаимодействие природы и общества как глобальная проблема современности


Человек – сам часть природы и, эксплуатируя ее, он, по сути дела, эксплуатирует себя. Современная физика объясняет образование Вселенной как результат «Большого взрыва». Все предметы природы родственны и между ними существует генетическая связь. То, что существовало до «Большого взрыва», никуда не делось, находится внутри физических объектов. Аристотелем назвал это метафизикой. В религиозных учениях метафизический принцип персонализирован.

Существует несколько уровней взаимодействия человека и природы: универсальный, глобальный, региональный и локальный.

Обычно люди сталкиваются с природой на локальном уровне – с привычной средой жизни. Стремление сохранить существующий порядок в природе на локальном уровне осознается чувствами, поэтому оно наиболее сильно.

Региональный уровень – это уровень крупного географического района или страны в целом (национальный уровень). В связи с достаточно большим промежутком времени, разделяющим причину и следствия в других частях (компонентах), стремление сохранить природу не может быть результатом прямого опыта живущих здесь людей. Необходимо привлечение науки, исследующей причинно-следственную связь. Формируется тезис (необходимость изменений) и антитезис (необходимость сохранить существующее положение). Тезис и антитезис приходят к единству (синтезу), порождая новое качество. В случае с природопользованием – это новый антропогенный ландшафт (экосистема). Но это уже не «дикая природа». Он требует от человека энергии (труда) для поддержания в требуемом качестве. Равновесное природопользование наступает при минимизации этих затрат – это высочайшая ценность культуры, идеал, предмет национальной гордости. Идеалы формируют традиции и обычаи. Культура природопользования очень устойчива. Рациональное природопользование – это эффективное природопользование. Эффективность же – отношение полученных результатов к затратам ресурсов. Оптимум в этом отношении рождает стабильность, устойчивость. Возможность многовариантного (альтернативного) равновесного природопользования делает относительным понятие рациональности природопользования. Мы должны различать понятие экономической и экологической рациональности. Стремление к экономической рациональности преобладает в начале предпринимаемого действия. Такой тип действий встречает сопротивление как природного, так и социального окружения. Поэтому альтернативным является ценностнорациональное действие, сочетающее экономику и экологию.

На национальному уровне природопользования ведущая роль отводится государству. Цель государства – достижение блага граждан. В каждой стране существует национальное законодательство, охраняющее экологическую безопасность граждан. Природные процессы не «замечают» государственных и административных границ. Решить межнациональные проблемы можно только лишь путем заключения международных соглашений. Более сложно решаются глобальные проблемы человечества.

Этические нормы являются системой ориентации человека в природной и социальной среде. Нормальная (здоровая) социальная среда вытесняет нарушителей на периферию, делает их изгоями. Нравственный императив и этические нормы приложимы и к природной среде существования людей. Ответная реакция природы на воздействия человека отдалена во времени и наступит обязательно. Люди должны пользоваться или опытом многих поколений, или нравственным императивом, метафизической логикой. Универсальный уровень (этика) природопользования «пронизывает» все остальные уровни – локальный, региональный и глобальный. Идея ноосферы разработана и в трудах академика В.И. Вернадского. Смысл ноосферного мышления В.И. Вернадский видел в том, чтобы не разрушать равновесие в природных системах, а наоборот, использовать происходящие в них процессы на благо человека.

Вопросы для самопроверки:


  1. Чем отличаются физические и метафизические представления о природе. Почему метафизические представления являются основой религиозных и нравственных учений?

  2. Почему физические объекты нестабильны (изменяются в пространстве и времени), а измерения их параметров относительны?

  3. Прав ли Платон, разделивший мир вещей и мир идей? Насколько мир идей определяет наше отношение к миру вещей?

  4. Прав ли немецкий философ Г. Гегель, считавший все идеи спекулятивными?

  5. Можем ли мы, решая локальные проблемы забывать о глобальных?

  6. Чем отличается рассуждение и разум?

  7. Применим ли морально-нравственный императив И. Канта в нашем отношении к природе?

  8. Что такое ноосфера?



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал