Лекция Предмет и основные концепции современной философии науки 2



страница1/22
Дата24.04.2016
Размер5.25 Mb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


Лекиия 1. Предмет и основные кониепиии современной философии науки






Введение 1

Лекция 1. Предмет и основные концепции современной философии науки 2

1.Современная философия науки как изучение обших закономерностей научного познания в его историческом развитии 2

2.Эволюция подходов к анализу науки 3

3.Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности 6

4.Позитивистская и постпозитивистская трактовки феномена научного познания 8

Лекция 2. Наука и современная цивилизация 13

1.Традиционный и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности 13

2.Особенности научного познания. Специфика научного, философского и эстетического освоения мира. Наука и обыденное познание 18

Философия и научное познание 19

Художественно-эстетическое познание 20

Научное и обыденное познание 21

Условия и структура научного исследования 22

3.Функции науки в жизни общества 23

Социальная роль и будущее науки 24

Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции 26

1. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний 26

Школьная наука и элитарная наука 27

Преднаука и развитая наука 28

2.Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки 31

Зарождение опытных наук 35

3.Западная и восточная средневековая наука «Закат» античной мудрости 36

Восток 37

Сближение «высокой» и «низкой» наук 38

Лекция 4. Становление опытной науки в новоевропейской цивилизации 39

1.Формирование идеалов математизированного и опытного знания (Р. Бэкон, У. Оккам) 39

Оккам 40


2.Наука Возрождения и борьба эмпиризма и рационализма в научной методологии Нового времени (Н. Коперник, Аж. Бруно, 42

Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Ньютон) 42

3.Возникновение дисциплинарно организованной науки. Формирование технических наук 52

Формирование технических наук 53

1.Научное знание как сложная развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, критерии их различения 59

Язык эмпирического познания 59

Теоретический уровень познания 60

2.Структура эмпирического познания 61

Моделирование 65

3.Структура теоретического познания 68

1.Материализм и идеализм в интерпретации фактов науки 71

2.Метафизический и диалектический методы научного познания. Плюрализм и монизм 73

3.Философская трактовка пространства-времени и конкретно-научные концепции 75

Пространство и время 76

4.Всеобщие законы развития и законы науки 76

1.Характер развития — диалектика качества и количества 78

2.Направленность развития — процесс отрицания отрицания 80

5.Детерминизм как ведущий принцип научного познания 81

1.Возможность и действительность 81

2.Необходимость и случайность 81

3.Причинность и детерминизм 82

1. Чувственное и логическое в познании 84

2.Роль языка в познавательном процессе. Проблема субъекта и объекта познания 89

3.Научное познание как процесс получения истины. Проблема критерия истины 92

4.Реальность как объект научного познания. Типы онтологий 96

Лекция 8. 98

Онтологические и гносеологические основания науки 98

1.Идеалы и нормы исследования, их историческая и логическая детерминированность 98

2.Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Научная картина мира и научное мировоззрение 100

3.Логика и методология науки 102



Лекция 9. 103

Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности 103

1.Взаимодействие традиции и нового знания в науке. Основания и сущность научной революции 103

2.Научное открытие — диалектика случайности и необходимости 105

3.Смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, 106

«постнеклассическая» наука 106

1.Объективный и субъективный идеализм о причинах и основаниях развития общества 108

2.Диалектико-материалистическое понимание социального развития 112

3. П. Сорокин о социальном развитии и социальной динамике 117

1.Современные процессы дифференциации и интеграции наук 120

2.Родь нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах 124

3.Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов 127

4.Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания 129

1.Экологическая этика и ее философские основания 133

Философия и экологическая этика 137

2.Философия русского космизма и учение В. И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере 138

3.Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука 139

Наука и паранаука 140

4.Научная рациональность и проблема диалога культур 143






  1. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Научная картина мира

Введение 1

Лекция 1. Предмет и основные концепции современной философии науки 2

1.Современная философия науки как изучение обших закономерностей научного познания в его историческом развитии 2

2.Эволюция подходов к анализу науки 3

3.Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности 6

4.Позитивистская и постпозитивистская трактовки феномена научного познания 8

Лекция 2. Наука и современная цивилизация 13

1.Традиционный и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности 13

2.Особенности научного познания. Специфика научного, философского и эстетического освоения мира. Наука и обыденное познание 18

Философия и научное познание 19

Художественно-эстетическое познание 20

Научное и обыденное познание 21

Условия и структура научного исследования 22

3.Функции науки в жизни общества 23

Социальная роль и будущее науки 24

Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции 26

1. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний 26

Школьная наука и элитарная наука 27

Преднаука и развитая наука 28

2.Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки 31

Зарождение опытных наук 35

3.Западная и восточная средневековая наука «Закат» античной мудрости 36

Восток 37

Сближение «высокой» и «низкой» наук 38

Лекция 4. Становление опытной науки в новоевропейской цивилизации 39

1.Формирование идеалов математизированного и опытного знания (Р. Бэкон, У. Оккам) 39

Оккам 40


2.Наука Возрождения и борьба эмпиризма и рационализма в научной методологии Нового времени (Н. Коперник, Аж. Бруно, 42

Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Ньютон) 42

3.Возникновение дисциплинарно организованной науки. Формирование технических наук 52

Формирование технических наук 53

1.Научное знание как сложная развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, критерии их различения 59

Язык эмпирического познания 59

Теоретический уровень познания 60

2.Структура эмпирического познания 61

Моделирование 65

3.Структура теоретического познания 68

1.Материализм и идеализм в интерпретации фактов науки 71

2.Метафизический и диалектический методы научного познания. Плюрализм и монизм 73

3.Философская трактовка пространства-времени и конкретно-научные концепции 75

Пространство и время 76

4.Всеобщие законы развития и законы науки 76

1.Характер развития — диалектика качества и количества 78

2.Направленность развития — процесс отрицания отрицания 80

5.Детерминизм как ведущий принцип научного познания 81

1.Возможность и действительность 81

2.Необходимость и случайность 81

3.Причинность и детерминизм 82

1. Чувственное и логическое в познании 84

2.Роль языка в познавательном процессе. Проблема субъекта и объекта познания 89

3.Научное познание как процесс получения истины. Проблема критерия истины 92

4.Реальность как объект научного познания. Типы онтологий 96

Лекция 8. 98

Онтологические и гносеологические основания науки 98

1.Идеалы и нормы исследования, их историческая и логическая детерминированность 98

2.Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Научная картина мира и научное мировоззрение 100

3.Логика и методология науки 102



Лекция 9. 103

Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности 103

1.Взаимодействие традиции и нового знания в науке. Основания и сущность научной революции 103

2.Научное открытие — диалектика случайности и необходимости 105

3.Смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, 106

«постнеклассическая» наука 106

1.Объективный и субъективный идеализм о причинах и основаниях развития общества 108

2.Диалектико-материалистическое понимание социального развития 112

3. П. Сорокин о социальном развитии и социальной динамике 117

1.Современные процессы дифференциации и интеграции наук 120

2.Родь нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах 124

3.Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов 127

4.Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания 129

1.Экологическая этика и ее философские основания 133

Философия и экологическая этика 137

2.Философия русского космизма и учение В. И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере 138

3.Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука 139

Наука и паранаука 140

4.Научная рациональность и проблема диалога культур 143




Введение

Современное человечество стоит перед задачей выбора путей дальнейшего развития и, одновременно, решения целого ряда глобальных проблем, являющихся результатом предшествующей эволюции и деятельности Homosapiens.

Среди основных проблем обычно называют:


  1. загрязнение природной среды обитания людей;

  2. истощение минеральных, сырьевых и биологических ресурсов Земли;

  3. нарушение энергетического баланса планеты;

  4. опасность накопления атомного оружия, угроза атомной войны и ядерной катастрофы;

  5. опасность «столкновения цивилизаций»;

  6. задача предупреждения и предотвращения вооруженных конфликтов, особенно с применением оружия массового уничтожения;

  7. борьба с международным терроризмом;

  8. проблема информационного «перегрева»;

  9. опасности, связанные с генной инженерией и созданием генетически измененных видов растений и животных;

  10. проблема порчи генофонда человечества;

  11. проблемы сохранения здоровья населения, доступности медицинской помощи, борьбы с эпидемиями инфекционных заболеваний (СПИД и др.);

  12. задача сокращения разрыва между процветающими и бедствующими регионами.

Отсрочка в решении любой из перечисленных проблем ставит человечество перед лицом очередного кризиса, развитие которого может привести к катастрофе, гибели или деградации человечества. С другой стороны, очевидно, что решение этих проблем невозможно без исследований в естественных, технических и гуманитарных науках. Эпоха «ноосферы», «информационного» общества немыслима без науки.

В свою очередь, современная наука переживает сложный процесс преодоления узкой специализации, дезинтеграции, процесс обращения к системному синтезу научного знания, без которого сегодня уже невозможно решение как специальных, так и глобальных проблем, немыслим ни научно-технический, ни социальный прогресс. Единство глобальных проблем определяется не только их масштабами, но и тем, что никакая из них не может быть решена изолированно от решения других. Это обстоятельство еще раз определяет необходимость системности и в научных исследованиях, и в научно организованной деятельности людей.

В подобные переломные, по-настоящему революционные моменты истории общества неизмеримо возрастает интегрирующая роль философского знания, роль всеобщей методологии научного познания, выполняемая философией.

Курс «История и философия науки» призван раскрыть закономерности развития научного познания, выяснить мировоззренческую и методологическую роль философии в процессе интеграции научного познания.

К настоящему времени уже выпущено в свет множество отечественных работ по этой теме [34, 35, 37, 39, 40, 43, 53, 59, 60, 79, 95 и др.]. Наиболее известными и признанными российскими исследователями проблем истории и философии науки и в особенности философии техники являются В. С. Степин, В. Г. Горохов и М. А. Розов, поэтому в этой книге их разработки используются наиболее широко [99, 100, 101, 102, 103].

Данный курс лекций ориентирован прежде всего на историю и философию технических наук, но автор считает, что нужно рассматривать современную философию науки в качестве дисциплины более общей, чем методология науки, и потому включающей в себя антропологические и социокультурные компоненты ее функционирования. Такое уточнение предмета философии науки позволяет поставить вопрос о соотношении оснований духовной культуры и оснований науки, в частности современного естествознания. Поэтому в книгу входят несколько тем по проблемам методологии социального познания.



Лекция 1. Предмет и основные концепции современной философии науки

  1. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии.

  2. Эволюция подходов к анализу науки.

  3. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.

  4. Позитивистская и постпозитивистская трактовки феномена научного познания.

  1. Современная философия науки как изучение обших закономерностей научного познания в его историческом развитии

Определение предмета «Истории и философии науки» как сложной синтетической дисциплины невозможно без экспликации основных категорий, составляющих понятийный каркас данной научной и учебной дисциплины.

Безусловно, главной категорией выступает здесь «наука».

Наука — что это? Когда она начинается? Те или иные ответы на эти вопросы определяют решение проблемы объекта и предмета «Истории и философии науки».

Известный английский этнограф Джеймс Фрезер (1854-1941) считал, что «если понимать под наукой совокупность очевидных истин, извлеченных из наблюдений природы», то наука ровесница человечеству, ибо запасом таких истин «люди обладали во все эпохи». По мнению же итальянского историка физики Марио Льоцци, весь комплекс практических знаний древних народов может рассматриваться лишь как сырье для последующего построения науки. Возникновение ее предполагает не только «наличие обширного комплекса практических знаний и технических навыков», но и «высокий культурный уровень, а также язык, уже отточенный на тонких философских и математических исследованиях... Именно труды первых философских школ представляют собой необходимый элемент культурного фона, который способствует развитию научных исследований и делает возможным появление научного языка. Была создана та совокупность способов выражения причинных связей, логических подходов, та основа общепринятого смысла, или научного здравого смысла», которая в дальнейшем будет развиваться, соответствуя «уровню культуры человечества определенной эпохи». Есть, наконец, и мнение В. И. Вернадского, согласно которому «рождение науки отождествляется с рождением современной физики и необходимого для нее математического аппарата» (аналитической геометрии, исчисления бесконечно малых, интегрирования и т. д.), что происходит не ранее XVII века [35, с. 3].

Присоединяясь в главном к Марио Льоцци, необходимо отметить, что начало науки, совпадая с началом философии, дает представление о неразрывности связи философии и науки, что демонстрирует диалектическое единство логического (сущности) и исторического (существования).

Чем же детерминировано возникновение философии и науки?

Льоцци явно тяготеет к абсолютизации роли специального научного языка и научных школ, появившихся в Древней Греции примерно к IV в. до н. э.

Однако это отождествляет оригинал с его копией, отражением. Научный язык явился инструментом отражения тех объективных сущностей мира, которые были познаны в указанную эпоху. А почему они не были познаны в более раннее или более позднее время?

Наука (философия) — новая форма отражения мира, новое мировоззрение. Как любой феномен сознания человека наука является результатом изменения его бытия.

Выделение философии как первой и вначале единственной науки, особой формы деятельности было связано с разделением умственного и физического труда, что, в свою очередь, стало возможным лишь на определенном уровне развития общественного материального производства, достижения качественного высокого уровня производительности трудаОтделение умственного труда означало выделение специальной формы деятельности — познавательной. Человек первобытной эпохи совмещал деятельность производящую и познавательную. В классовом обществе эксплуатируемый неимущий класс стал непосредственным производителем материальных благ, познавательная деятельность отошла к привилегированным классам. Вплоть до капиталистического производства умственная деятельность была признаком принадлежности к привилегированным кругам общества. Капитализм научился эксплуатировать и умственный труд.

Итак, начало науки совпадает с началом классового общества, когда умственный труд стал особой формой деятельности и приобрел следующие черты.

Субъект познания организованные группы людей. Систематичность (организованный, плановый характер познавательной деятельности, наличие научных школ).

Объект познания причины и закономерности естественных процессов природы и общества.

Методы научного познания связь исторического и логического, эмпирического и рационального, единичного и общего, детерминизм.

Цель науки— целесообразное изменение природных и общественных процессов и явлений.

Сказанное позволяет дать предварительное определение науки.



Наука — деятельность людей, состоящая в систематическом познании объективных законов развития природы и общества, — основа целесообразного изменения природных и общественных процессов.

На это определение опирается и определение предмета истории и философии науки.



Предметом истории и философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте[99, с. 5].

  1. Эволюция подходов к анализу науки

Эволюция подходов к анализу науки во многом воспроизводит эволюцию понимания сути науки.

В Древней Греции наука имела название то философии, то математики, то логоса, а слово «софист» (мудрец) означало и философа, и ученого, и маляра, и гончара, и плотника. До сегодняшнего дня дошло различение мастера (того, кто мудр, познал истину и учит) и подмастерья — ученика.

Анализ науки тесно связан с ее классификацией. Классификация науки, с одной стороны, имеет своим основанием ту или иную трактовку сущности науки, а с другой — сама выступает основанием для анализа научного познания.

Основанием анализа истории научного познания и классификации наук может быть выдвинута та или иная интерпретация соотношения философии и конкретно-научного знания.

Эта история может быть разделена на 3 основных этапа.


  1. Единая философская наука древности и отчасти Средневековья (VII в. до н. э. - XVI в.) (рис. 1).

  2. Дифференциация науки в XVII — середине XIX вв. (аналитическое расчленение знаний на обособленные отрасли) (рис. 1).

  3. Начавшаяся в XIX в. интеграция науки (синтетические концепции, связывание науки в единую систему знаний) (рис. 2).

  1. На первом этапе идея классификации знаний зародилась в странах Древнего Востока вместе с начатками научных знаний. У античных мыслителей (Аристотель и др.) имелись уже зародыши всех позднейших принципов классификации науки, в т. ч. разделения всего знания (по его объекту) на 3 главные области: природа (физика), общество (этика) и мышление (логика).

В Средневековье «Семь свободных искусств» (лат. septem artes liberales), учебные предметы («науки») средневековой средней школы и «артистических» (подготовительных) факультетов университетов включали 2 цикла: тривиум (лат. trivium трехпутие) — грамматику, риторику, диалектикуи квадривиум (лат. quadrivium четы- рехпутие) — арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

Циклы представляли собой остатки системы знаний, разработанной в античный период. В Средние века разнообразное и богатое для своего времени содержание античной системы постепенно свелось к ограниченному числу элементарных сведений, использовавшихся в религиозных целях (например, грамматика трактовалась как наука, нужная для понимания церковных книг; риторика — как пособие для составления церковных проповедей; астрономия — для вычисления пасхалий; диалектика — для споров с еретиками; занятия арифметикой в значительной степени сводились к мистическому толкованию чисел). В конце Средневековья и особенно в эпоху Возрождения «Семь свободных искусств» в средних школах и на «артистических» факуль


СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ

в истории человеческой деятельности и познания


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал