Лекция теоретические основы экологического менеджмента 1 Сущность понятия «экологический менеджмент»



Скачать 348.17 Kb.
Дата24.04.2016
Размер348.17 Kb.
ТипЛекция
Лекция 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Сущность понятия «экологический менеджмент»
Менеджмент создан как прикладная наука управления людьми в организациях и ориентирован прежде всего на дос­тижение стратегических и тактических целей организации.

Европейский комитет по развитию менеджмента дает следующее определение: менеджмент — это такое управле­ние людьми в организациях на основе динамичных методов анализа, решений и коммуникаций, при котором достигают­ся цели путем использования планомерных, организацион­ных и контролируемых средств.

Организация — это компания, объединение, фирма, пред­приятие, орган власти или учреждение либо их функцио­нальные единицы или их сочетание, любой формы собствен­ности, имеющие собственные функции и администрацию.

Сущность менеджмента состоит в обеспечении взаимо­действия личных, групповых (коллективных) и государ­ственных интересов в соответствии с формами управленче­ских отношений и собственности.

По функциональному содержанию менеджмент — это профессиональное выполнение функции управления на ос­нове организации системы управления, планирования, регу­лирования, мотивации и контроля на уровне корпорации, предприятия или другого хозяйствующего субъекта, дей­ствующего на рынке.

Потребности большого бизнеса привели к разделению нау­ки управления организацией на финансовый, банковский, инновационный, инвестиционный, рекламный, производ­ственный менеджмент и логистику.

Потребности развития организаций привели к подразде­лению менеджмента на экологический, кризисный, соци­альный, экстремальный, коммунальный, менеджмент пер­сонала и лидерство.

Экологический менеджмент — это система управления, занимающаяся экологическим регулированием с целью сохранения качества природной среды, обеспечения здоровья населения и экономного расходования ресурсов.

В современном мире понятие экологии как мировоззре­ния означает совокупность взглядов человека на себя и окру­жающий мир как на единое и взаимозависимое целое; это философия жизнедеятельности человека как биоединицы. Экологическая деятельность подразумевает взаимоотноше­ния человека с окружающей его природной средой, основан­ные на понимании их единства и взаимозависимости.

Поэтому специфика экологического менеджмента заклю­чается в том, что данная система управления занимается планированием и регулированием сознательного воздей­ствия человека на окружающую природную среду для удов­летворения своих экономических потребностей при условии устойчивого развития общества.

Идея устойчивого развития возникла из понимания того, что современная цивилизация столкнулась не просто с гло­бальными экологическими проблемами, а с все возраста­ющим в мире эколого-социально-экономическим кризисом.

В настоящее время сформулированы более шестидесяти определений устойчивого развития, суть которых сводится к типу развития, позволяющему удовлетворять текущие по­требности общества без уменьшения возможностей удовлет­ворения потребностей будущих поколений. Поэтому цель нынешнего поколения — минимизировать отрицательные последствия загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов в пользу будущего поколения.

Односторонняя направленность хозяйственной деятель­ности на достижение экономических результатов без учета экологических требований не может обеспечить устойчивое развитие общества. Цель экологической политики состоит в обеспечении достижимого снижения воздействия хозяйствен­ной деятельности на окружающую природную среду с уче­том экономического положения страны и ее международных обязательств. Ограничение антропогенного воздействия на биосферу будет способствовать достижению устойчивого раз­вития. Определение оптимального уровня допустимого воз­действия на окружающую природную среду — одна из задач экологической политики.

Экологическая политика является неотъемлемой частью общей социально-экономической политики любого государ­ства, поскольку экологические проблемы — следствие эко­номического роста. Она должна координироваться с эконо­мическими, социальными, демографическими и другими ас­пектами развития современного общества.

Реализация экологической политики ограничивается, с одной стороны, деятельностью конкретных природоохран­ных структур, определяющих ее направления и пути реше­ния, а с другой — экологические задачи должны решаться независимо от того, какие структуры станут исполнителями. Развитие и внедрение экологического менеджмента как спе­циальной области управления в экономической сфере может сыграть существенную роль в снижении экологической на­пряженности. Управленческий эффект данной работы будет недостаточным, если экологическая политика не будет ин­тегрирована в целостную экономическую систему.

Н. Пахомова, А. Эндрес, К. Рихтер, изучая практический опыт экологического управления в развитых странах, опреде­ляют экологический менеджмент как систему отношений и одновременно совокупность методов, управляющих решени­ем многообразных природно-ресурсных и экологических проблем, возникающих на различных уровнях экономической иерархии — от предприятия и муниципалитета до обще­национальной и глобальной экономики. Повышая уровень экологической безопасности процессов производства и потреб­ления, ресурсосбережения и минимизации экологических рисков, экологический менеджмент позволяет: для предпри­ятий — выявить шансы экономии издержек, освоения но­вых экологических рынков, повышения конкурентоспособ­ности продукции; для регионов и стран — повысить качество окружающей природной среды с учетом интересов нынеш­него и будущего поколений; в самой природе — поддержи­вать биоразнообразие и богатство природных ресурсов.

Особенностью экологического менеджмента является то, что он включает выработку экологических целей на основе соответствующих стратегий, программ, их реализацию пу­тем формирования соответствующих инфраструктур, конт­роль за достижением результатов на всех уровнях управления. Прежде всего это связано с тем, что экологические проб­лемы имеют долгосрочный и глобальный характер, затраги­вают интересы различных поколений, и от усилий управлен­ческих структур зависит не только экономическое, но и эко­логическое благосостояние как нынешнего, так и будущего поколений. Для обеспечения природоохранной деятельнос­ти, соответствующей международным требованиям и нацио­нальному законодательству, необходимы структурирован­ные системы управления охраной окружающей среды, по­строенные по определенным принципам и интегрированные в общую деятельность по административному управлению. Такие системы должны обеспечивать конкурентоспособность продукции, финансовую стабильность и достижение устой­чивого развития предприятий в условиях рыночной эконо­мики, а также гарантировать деятельность, соответству­ющую требованиям экологической безопасности не только в настоящее время, но и в перспективе.
1.2 Организация экологического управления
Организация экологического управления на микроуров­не входит в понятие экологического менеджмента на пред­приятии и является составной частью общей системы ме­неджмента.

Предприятия — это организации, которые занимаются предпринимательской деятельностью, производят или реа­лизуют продукцию или услуги. Поскольку значительная часть экологических воздействий и доля экологической от­ветственности ложатся именно на них, то экологический ме­неджмент применительно к предприятию предусматривает формирование экологически безопасного производства и обеспечивает оптимальное соотношение между экологиче­скими и экономическими показателями. Экономическое раз­витие является главным для субъектов хозяйствования, а экологические факторы выступают как нормативы разви­тия, отражающие внешние требования. Переход к качест­венно новому способу управления хозяйственной деятель­ностью позволяет учесть возможности природной среды и потребности человеческого общества. Конечной целью организации экологического менеджмента является достижение высокого уровня экологической безопасности процессов про­изводства и потребления выпускаемой продукции и оказы­ваемых услуг.

Основным объектом изучения экологического менедж­мента является система управления деятельностью предпри­ятия, направленная на снижение негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую природную среду и здоровье людей; предметом изучения — эколого-экономические отношения, которые складываются в связи с экологизацией деятельности предприятия.

Основные задачи экологического менеджмента:

-организация экологически безопасных производствен­ных технологических процессов;

-предотвращение негативного антропогенного воздей­ствия на окружающую природную среду в процессе произ­водства, потребления и утилизации выпускаемой продукции;

-получение максимального экономического результата при минимальном ущербе для окружающей природной среды;

-формирование экологического имиджа предприятия и расширение ассортимента продукции;

-внедрение малоотходных и ресурсосберегающих техно­логий;

-стимулирование экологической деятельности.

В основе экологического менеджмента лежат следующие принципы:

-приоритетность решения экологических проблем;

-ответственность за экологические последствия, возни­кающие в результате принятия управленческих решений любого уровня;

-открытость в демонстрации экологической политики;

-экономическая эффективность проводимых экологи­ческих мероприятий.

Таким образом, экологический менеджмент — система управления производственными процессами, направленная на достижение баланса между экономическими и экологи­ческими показателями деятельности предприятия.

Цель экологического менеджмента — обеспечение эколо­гической безопасности и рентабельности предприятия на ос­нове экосбалансированного развития.

Экологический менеджмент охватывает различные функ­циональные сферы управленческой деятельности, поэтому курс «Экологический менеджмент» носит междисциплинар­ный характер. Успешное управление экологическими риска­ми и угрозами предполагает наличие глубоких знаний об экологии, ее основных законах, сущности современных эко­логических проблем, а для решения прикладных эколого-экономических задач — наличие знания экономической тео­рии, основ менеджмента, маркетинга, экономики природо­пользования, экономики предприятия, региональной эконо­мики и др.




1.3 Концепции организации экологического менеджмента на предприятии
Экологический менеджмент на предприятии включает выработку экологических целей, их практическую реализа­цию, мониторинг и контроль функциональных характерис­тик с целью постоянного их улучшения.

Под концепцией экологического менеджмента понимает­ся комплекс ключевых положений, определяющих органи­зацию экологической деятельности на предприятии.

Обобщение практического опыта позволяет определить следующие основные положения экологического менедж­мента:

-любой хозяйствующий субъект на добровольной основе принимает определенные обязательства по проведению эко­логически ориентированной политики и формулирует цели развития своей организации с учетом экологических требо­ваний;

-стратегическая экологическая политика создает соот­ветствующий имидж предприятия;

-экологические задачи согласуются на всех уровнях уп­равления;

-основные направления экологической деятельности предприятия: снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; сокращение сбросов загрязняющих веществ в сточных водах; уменьшение отходов производства; миними­зация источников физического воздействия на окружающую среду; улучшение санитарного состояния производственных помещений, промышленной площадки, специальной санитарно-защитной зоны; предупреждение аварийного воздей­ствия на окружающую среду; повышение безопасности; снижение экологических рисков для обслуживающего пер­сонала и людей, проживающих в промышленной зоне пред­приятия;

-цели развития предприятия предусматривают: эконо­мию, сбережение и снижение потерь сырья, материалов, реа­гентов, энергии; рециклирование (повторное и оборотное ис­пользование) материальных ресурсов; сокращение потребле­ния и замену чрезвычайно опасных веществ и материалов; использование вторичных ресурсов; переработку и использо­вание отходов; совершенствование технологических процес­сов как источника образования загрязняющих веществ и от­ходов; сокращение брака; повышение качества производи­мой продукции и услуг; сокращение аварийного и «ночного» воздействия на окружающую среду; информирование персо­нала; повышение технологической и производственной дис­циплины; сертификация в соответствии с требованиями стандартов серий ISO 9000 и ISO 14000;

-долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы экологических мероприятий разрабатываются из стратеги­ческих экологических целей, анализа реальных показате­лей, осуществляется контроль за их проведением;

-экологические цели и задачи требуют эффективного распределения финансовых ресурсов, что обусловливает не­обходимость осуществления стоимостного анализа планиру­емой экологической деятельности;

-общая и сравнительная экономическая эффективность экологических мероприятий рассчитывается для анализа потенциальных экономических выгод от намечаемой эколо­гической деятельности;

-экологический баланс и экологический паспорт предприятия являются инструментами экологического менедж­мента.

Центральным звеном формирования экологического ме­неджмента становится выработка предприятием экологиче­ской политики, которая в общем плане, представляет собой заявление о намерениях и принципах, связанных с экологи­ческой эффективностью. И здесь необходимо учесть возмож­ность соответствия коммерческих целей и политики охраны окружающей среды.

В современных условиях только согласование экономи­ческих интересов производителей с экологическими интере­сами общества, включая принципы экологической безопас­ности, сохранения качества окружающей среды и защиты здоровья населения, позволит достичь устойчивого социаль­но-экономического развития. Экологическая политика пред­ставляет собой определенный ориентир.



Лекция 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Сущность понятия экологической безопасности
Каждая страна имеет соответствующую структуру управ­ления, социально-экономическое положение и свои актуаль­ные экологические проблемы. Невозможность экономиче­ского решения экологических задач на локальном и регио­нальном уровнях оборачивается обострением глобальных экологических проблем.

Сохранение экосистем и природных ресурсов конкретных территорий поддерживает экологическое равновесие всего региона. Но экологическая сфера отвлекает финансирование на свое воспроизводство и тем самым снижает темпы роста экономики. В то же время необходимость воспроизводства экономической системы с течением времени потребует вло­жения все больших средств в развитие экологической сферы.

Экологическая сфера экономики — это особая сфера дея­тельности, направленная на взаимосвязанное решение задач по ресурсообеспечению экономики, ресурсосбережению, со­хранению среды жизни людей и охране биологического разнообразия. Это обязательное выполнение экологических требований и целенаправленное решение экологических проблем.

Чем эффективнее развивается экономика и выше темпы экономического роста региона, тем больше возможностей направлять финансовые средства в эту сферу.

Таким образом, развитие экономики должно быть направ­лено на экономический рост наряду с сохранением качества окружающей природной среды и ее разнообразия.

Сложность нынешнего экономического и экологического состояния Республики Беларусь требует изменения приори­тетов и предопределяет необходимость разработки скоррек­тированной эколого-экономической оценки территориаль­ных единиц. При выборе приоритетных направлений невоз­можно игнорировать решение специфических экологиче­ских проблем, В Концепции Национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь № 390 от 17.07.2001 г., определены жизненно важные интересы республики в экологической сфере, основные факторы, создающие угрозу безопасности страны, приоритетные направления обеспечения экологи­ческой безопасности.

Экологическая безопасность — состояние защищенности жизни и здоровья человека и среды обитания от возможных вредных воздействий экономической или иной деятельнос­ти, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха­рактера. Это степень соответствия фактических количест­венных и качественных параметров состояния окружающей природной среды ее оптимальным (либо допустимым) пара­метрам с точки зрения сохранения здоровья людей и обеспе­чения на протяжении длительного периода времени устой­чивого развития человеческой цивилизации и всей биосферы в целом. Чем больше степень соответствия, тем благоприят­нее экологическая ситуация и меньше вероятность возник­новения угроз, следовательно, выше уровень экологической безопасности. И, наоборот, чем меньше степень этого соот­ветствия, тем неблагоприятнее складывается экологическая ситуация, меньше степень защищенности человека и окру­жающей среды от различного рода угроз экологического ха­рактера, а значит ниже уровень экологической безопасности.

Однако не все факторы, предопределяющие экологиче­скую безопасность, молено учесть и оценить на практике. Это связано прежде всего с трудностями определения допусти­мых (пороговых) значений учитываемых важнейших пара­метров состояния окружающей природной среды и проведе­ния надлежащего экологического мониторинга. Решая прак­тические задачи, связанные с оценкой экологической ситуа­ции и разработкой конкретных поэтапных мер по ее улучше­нию, необходимо четко представить возможные угрозы эко­логической безопасности.


2.2. Основные факторы, создающие угрозу безопасности Республики Беларусь в экологической сфере
К основным факторам, создающим угрозу безопасности Республики Беларусь в экологической сфере, относятся:

-радиоактивное загрязнение среды обитания вследствие аварии на Чернобыльской АЭС;

-наличие АЭС, захоронение ядерных отходов на терри­ториях, сопредельных с Республикой Беларусь;

-стихийные бедствия (наводнения, засухи, ураганы, смерчи, землетрясения, магнитные бури и др.), а также чрез­вычайные ситуации техногенного характера (аварии, взры­вы, катастрофы и т.д.);

-функционирование на территории республики объек­тов повышенного риска (предприятий химической промыш­ленности, нефтепроводов, газопроводов, продуктопроводов, захоронений высокотоксичных и радиоактивных отходов и др.) и их размещение вблизи жилых зон и систем жизне­обеспечения;

-выбросы, сбросы и отходы промышленного производ­ства, приводящие к химическому, радиоактивному, механи­ческому, тепловому, электромагнитному загрязнению ат­мосферы (литосферы, гидросферы);

-низкая технологическая надежность систем управле­ния и обеспечения безопасности в промышленности, энерге­тике, сельском хозяйстве и на транспорте;

-деградация земель и негативные изменения природных комплексов в районах крупномасштабной мелиорации зе­мель;

-загрязнение и деградация лесных массивов;

-недостаток современных технологий промышленного и сельскохозяйственного производств, обеспечивающих эко­логически допустимую эксплуатацию, использование и вос­производство природных ресурсов; износ технологического оборудования потенциально опасных объектов;

-экологически необеспеченные хранение (содержание), акклиматизация, реакклшлатизация, транспортировка, ис­пользование и захоронение микроорганизмов, животных и растений, оказывающих вредное воздействие на население и окружающую среду;

-низкий уровень экологической культуры; преоблада­ние потребительской психологии по отношению к природе.

Жизненно важными интересами Республики Беларусь в экологической сфере являются:

-преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС и других отрицательных воздействий на биосферу и сре­ду обитания человека;

-создание условий безопасного проживания населения и защиты территорий от чрезвычайных ситуаций;

-сохранение биосферы и среды обитания человека в сос­тоянии, обеспечивающем воспроизводство природных систем жизнеобеспечения и возобновляемых природных ресурсов;

-обеспечение рационального и экологически безопасно­го использования природных ресурсов (земельных, водных, климатических, недр, растительного и животного мира и др.);

-сохранение биологического и ландшафтного разнообра­зия на территории страны;

-экологизация экономики.
2.3 Приоритетные направления экологической политики

Республики Беларусь
Для обеспечения безопасности Республики Беларусь в экологической сфере определены следующие приоритетные направления:

-создание целостной общегосударственной системы ох­раны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

-экономическое стимулирование ресурсосбережения. Раз­работка и внедрение экологически безопасных технологий и техники в промышленности, энергетике, сельском хозяй­стве и на транспорте;

-разработка и использование безопасных заменителей веществ, разрушающих озоновый слой;

-обеспечение функционирования Национальной систе­мы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь;

-совершенствование механизмов осуществления эколо­гической экспертизы всех программ и проектов хозяйствен­ной и иной деятельности;

-разработка и реализация специальных программ сохра­нения биологического разнообразия, включая редкие и исче­зающие виды растений и животных, типичные и уникаль­ные ландшафты и экологические системы;

-совершенствование системы оперативного реагирова­ния и оповещения о загрязнении окружающей среды в ре­зультате промышленных аварий, стихийных бедствий или уничтожения природных ресурсов;

-создание системы комплексного использования лесных ресурсов на основе соблюдения приоритетной природоохран­ной функции лесов, а также комплексного освоения и ис­пользования водных ресурсов, улучшения качества воды и обеспечения устойчивости водных экологических систем;

-совершенствование системы ведения кадастров природ­ных ресурсов, а также платежей за пользование природны­ми ресурсами и возмещение ущерба, причиненного окружа­ющей среде;

-развитие фундаментальных и прикладных научных ис­следований в области экологии и безопасности жизнедея­тельности;

-создание системы подготовки кадров в области приро­допользования и охраны окружающей среды; разработка и осуществление программ всестороннего образования в сфере экологии и безопасности жизнедеятельности;

-развитие международного сотрудничества республики в области охраны окружающей среды, разрешение экологи­ческих проблем транснационального характера, а также предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий;

-совершенствование Государственной системы преду­преждения чрезвычайных ситуаций и ликвидация их по­следствий;

-осуществление мероприятий по преодолению послед­ствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Практика инновационных процессов в развитых странах мира, в том числе основные направления научно-техниче­ской деятельности Европейского союза и России, Концепция Программы социально-экономического развития Республи­ки Беларусь на 2006—2010 годы, предопределили приори­теты научно-технической деятельности в Беларуси, к кото­рым отнесены ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции, новые материалы и источники энергии, промышленные био­технологии, экология и рациональное природопользование (Указ Президента Республики Беларусь «Об утверждении приоритетных направлений научно-технической деятельно­сти в Республике Беларусь на 2006—2010 годы» № 315 от 06.07.2005 г.).

Экологические проблемы невозможно решить усилиями государственных институтов. Одним из важнейших условий реализации политики мирового устойчивого развития явля­ется вовлечение общественности в процесс принятия эколо­гически значимых решений. В документах Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), решениях конференций министров ок­ружающей среды Европы (Люцерна, 1993; София, 1995; Ор­хус, 1998) подчеркивается, что экологические вопросы ре­шаются наиболее эффективно только при участии всех заин­тересованных граждан.

Стремление найти международные правовые механизмы защиты права человека на благоприятную окружающую сре­ду нашло отражение в Конвенции «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружа­ющей среды», подписанной 25 июня 1998 г. министрами 36 стран — членов Европейской экономической комиссии ООН в г. Орхусе (Орхусская конвенция, Дания). Утверждение данного документа Президентом Республики Беларусь (Указ 20 Президента Республики Беларусь № 726 от 14.12.1999 г.) означает, что Беларусь берет на себя обязательства выпол­нять положения Орхусской конвенции.

Так, названная конвенция предоставляет возможность каждому реализовать право на благоприятную окружающую среду и что не менее важно, выполнить свои обязанности перед Другими, в том числе и перед будущим поколением. В соответствии с пунктом 9 статьи 3: «В рамках соответству­ющих положений настоящей Конвенции общественность об­ладает доступом к информации, располагает возможностью участвовать в процессе принятия решений и имеет доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, без дискриминации по признаку гражданства, националь­ной принадлежности или местожительства...». Понятие «эко­логическая информация», согласно пункту 3 статьи 2, озна­чает любую информацию в письменной, аудиовизуальной, электронной или какой-либо другой материальной форме, которая касается:

-состояния природных объектов, таких как атмосфер­ный воздух и атмосфера в целом, вода, почва, ландшафты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая ге­нетически измененные организмы и их взаимодействия;

-явлений, таких как энергия, шум и излучения;

-деятельности или мер, включая административные, в сфере окружающей среды, политике, законодательстве, пла­нах и программах, которые оказывают или могут оказывать влияние на состояние окружающей среды;

-анализа затрат и результатов и любого иного экономи­ческого анализа, использованного в процессе принятия ре­шений в вопросах, касающихся окружающей среды;

-состояния: здоровья и безопасности людей, условий их жизни; объектов культуры, зданий и сооружений в той мере, в какой на них воздействует или может воздействовать окру­жающая среда.

Таким образом, экологической признается не только ин­формация о природной среде и отдельных ее компонентах, загрязнении окружающей среды, состоянии здоровья лю­дей, но и информация о деятельности, которая может повли­ять на качество окружающей среды, причем это не относится к государственным секретам в отечественном законода­тельстве.

Так, в соответствии со статьей 14 Закона Республики Бе­ларусь от 19 июля 2010 г. № 170-З «О государственных секретах» «не подлежат отнесению к государ­ственным секретам и засекречиванию сведения о прогнози­руемых и возникших чрезвычайных ситуациях, угрожа­ющих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о радиационной, химической, медико-биологиче­ской, взрывной, пожарной опасности; состоянии окружа­ющей среды, здравоохранения, санитарии, демографии, об­разования, культуры, сельского хозяйства...».

На государственном уровне предусматривается: обеспече­ние доступа общественности к экологической информации, жизненно важной для их безопасности, и участия в приня­тии решений на региональном и местном уровнях; разработ­ка государственных образовательных стандартов в соответ­ствии с законодательством, касающихся всех уровней эколо­гического образования; проведение приоритетной политики в области экологического образования и просвещения; внед­рение новых информационных технологий, эффективно обес­печивающих данные направления.

В настоящее время наша страна переживает период мо­дернизации промышленности, налаживания новых произ­водств, формирования государственной кредитной и налого­вой политик на фоне продолжительной несбалансированной экологической ситуации в результате воздействия на живые организмы и природную среду малых доз радиации и тяже­лых металлов. Для улучшения ситуации необходимо ис­пользовать мировой опыт, накопленный в области экологи­ческого управления и регулирования, и в условиях рыноч­ных отношений следовать принятым международным стан­дартам.




ЛЕКЦИЯ 3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ПРОЕКТНО-ИНВЕСТИЦИОННОМ АНАЛИЗЕ
3.1. Государственная экологическая экспертиза: сущность, принципы, назначение, объекты
Устойчивое экономическое развитие невозможно без ре­шения экологических проблем. Человек постоянно должен оценивать последствия влияния планируемой деятельности на окружающую природную среду и искать оптимальные решения, способствующие предотвращению возможного не­благоприятного воздействия.

Для уменьшения экологической напряженности необхо­димо развивать и совершенствовать организационные фор­мы проведения экологического контроля как за действу­ющим, так и проектируемым производством, где централь­ное место занимает экологическая экспертиза проектов. Ее назначение заключается в проверке соответствия проектов хозяйственной и иной деятельности требованиям природоох­ранного законодательства, экологическим стандартам и нор­мативам, обосновании целесообразности реализации про­екта с точки зрения экологической безопасности.

Поскольку воздействием на окружающую среду характе­ризуется любая намечаемая хозяйственная деятельность, то необходимо уменьшить потенциальную экологическую опас­ность и риск на ранних ее стадиях, т.е. на этапах обоснова­ния проектных решений, и всесторонне оценить все име­ющиеся альтернативные варианты (в том числе и нереализа­ции проекта). Под воздействием на окружающую среду по­нимается единовременный периодический или постоянный процесс, последствиями которого являются отрицательные изменения в окружающей среде.

Процедура обязательной экологической экспертизы вве­дена практически во всех странах мира. Например, в США экологическая экспертиза проектов введена в 1969 г. после принятия Закона «О национальной политике в области охра­ны окружающей среды». В других развитых странах Закон *Об экологической экспертизе» был принят: в Швеции — в 1969 г., в Японии —в 1973, в ФРГ —в 1975, во Франции — в 1976 г. Главной задачей экологической экспертизы являет­ся выработка эффективных мер по снижению возможного негативного воздействия планируемой хозяйственной дея­тельности на окружающую среду и здоровье человека. Как результат составляется заключение, на основании которого делается вывод об экологической безопасности и возможнос­ти реализации проекта.

Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует о вы­сокой экономической эффективности экологической экспер­тизы. Учет экологических составляющих в процессе приня­тия решений еще на стадии проектирования оказывается гораздо дешевле проводимых мероприятий по нейтрализа­ции, компенсации, возмещению нанесенного экономическо­го ущерба.

Размещение и проектирование объектов хозяйственной деятельности, разработка геняланов городов без экологиче­ской экспертизы и оценка воздействия на окружающую среду приводят в ряде случаев к серьезным стратегическим ошиб­кам и наносят большой экономический ущерб. Например, генплан Минска (1982) был разработан без глубокой прора­ботки экологического последствия его реализации. В резуль­тате при конкретном проектировании различных объектов появились технико-экономические трудности с расширени­ем очистных сооружений. В генплане не было уделено долж­ного внимания вопросам накопления и переработки про­мышленных отходов, не учитывались объемы потребления свежей воды в производстве и объемы сброса сточных вод, в полном объеме не рассматривались вопросы охраны вод­ных ресурсов и воздушного бассейна, что привело к серьез­ным экологическим осложнениям и потребовало впослед­ствии вложения дополнительных финансовых средств.

Так, послепроектный научно-технический анализ фор­мирования Новополоцкого нефтехимического комплекса по­зволил сделать вывод о том, что вопросы охраны воздушного бассейна Новополоцка и нефтехимического комплекса По­лоцка решались без комплексного подхода охраны воздуш­ного бассейна по всему промышленному узлу. В результате атмосферный воздух Новополоцка оказался; загрязненным различными вредными веществами. Возможно, что целесо­образнее было бы расширять Полоцк, а не строить Новопо-лоцк вблизи промышленного узла. Без учета экологических требований был спроектирован и построен Барановичский хлопчатобумажный комбинат. Согласно водному законода­тельству, на производственные нужды должны использо­ваться только поверхностные воды, однако в Барановичах отсутствуют данные источники, поэтому комбинатом ис­пользовались подземные артезианские воды в количестве 25 тыс. м3 в сутки. При развитии строительства Барановичей оказалось, что запасы подземных вод для хозяйственно-питьевых нужд города ограничены. В результате было при­нято: либо ограничить жилищное строительство, либо сокра­тить мощности водоемкого хлопчатобумажного комбината. В срочном порядке был запроектирован водозабор на р. Ща~ ре с водохранилищем для производственного водоснабжения комбината (за десятки километров от Барановичей).

Таким образом, невыполнение оценки воздействия хо­зяйственной деятельности на окружающую среду и отсут­ствие экологической экспертизы проектов привели к серьез­ным экологическим и экономическим ошибкам при конкретном размещении и проектировании рассматриваемых объектов и нанесли экономический и экологический ущерб республике.

Законом Республики Беларусь «О государственной эко­логической экспертизе» введена процедура обязательной экологической экспертизы, опреде­лены ее цели, объекты, установлен общий порядок организа­ции и проведения, оговорены права и обязанности сторон, порядок обжалования заключений и рассмотрения споров. На основании данных законов Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь разработаны и утверждены Инструкция о порядке проведе­ния государственной экологической экспертизы проектной документации в Республике Беларусь от 11.05.2001 г. № 8, Инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной дея­тельности в Республике Беларусь от 17.06.2005 г. № 30.

Согласно Закону Республики Беларусь «О государствен­ной экологической экспертизе», государственная эко­логическая экспертиза — проверка соответствия проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства Республики Беларусь об ох­ране окружающей среды. Под планируемой хозяйственной и иной деятельностью понимаются строительство, реконструк­ция, расширение, техническое перевооружение, модерниза­ция, изменение профиля производства, его ликвидация и др. Основными принципами государственной экологической экспертизы являются: приоритет охраны жизни и здоровья человека; законность; научная обоснованность и гласность; комплексность оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, а также последствий этого воздействия для социально-экономического развития общества; независимость экспертов при осуществлении ими своих полномочий.

Основным назначением государственной экологической экспертизы являются:

-определение достаточности и обоснованности мер по ох­ране окружающей среды, предусматриваемых проектным решением планируемой деятельности;

-установление уровня экологической опасности, кото­рая может возникнуть в процессе осуществления хозяй­ственной и иной деятельности;

-предупреждение возможных неблагоприятных воздей­ствий планируемой деятельности на окружающую среду.

Объектами государственной экологической экспертизы являются:

-концепции, программы (в том числе инвестиционные) и схемы отраслевого и территориального социально-эконо­мического развития;

-схемы комплексного использования и охраны природ­ных ресурсов;

-градостроительная документация (генеральные планы городов и населенных пунктов, проекты и схемы детальной планировки);

-проектная документация (архитектурный, строитель­ный проекты и др.) на строительство, реконструкцию, рас­ширение, техническое перевооружение, модернизацию, из­менение профиля производства, ликвидацию объектов и комп­лексов независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, обоснование инвестиций в строительство;

-иные проектные решения планируемой хозяйственной и иной деятельности, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду.

Субъектами государственной экологической экспертизы являются заказчики (инициаторы планируемой хозяйствен­ной и иной деятельности) и эксперты (экспертные комиссии).

Государственная экологическая экспертиза носит обяза­тельный характер и предшествует принятию хозяйственных решений.


3.2. Порядок разработки проектной документации и проведения экологической экспертизы
Проведение государственной экологической экспертизы возложено на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территори­альные органы. В организационной структуре данного мини­стерства функционирует специализированная инспекция го­сударственной экологической экспертизы проектов, включа­ющая отдел экспертизы проектов мелиоративного и водохо­зяйственного строительства и отдел экспертизы проектов-промышленного строительства. На уровне областных и Мин­ского городского комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды, гор(рай)инспекций также осуществля­ются функции государственной экологической экспертизы проектов. Министерство природных ресурсов и охраны окру­жающей среды Республики Беларусь и его территориальные органы обладают исключительным правом на проведение го­сударственной экологической экспертизы. При необходи­мости могут создаваться экспертные комиссии с привлечени­ем внештатных высококвалифицированных специалистов.

Порядок проведения государственной экологической экс­пертизы и разграничение полномочий органов данного министерства при ее проведении регламентируются в Инструк­ции о порядке проведения государственной экологической экспертизы проектной документации в Республике Беларусь от 11.05.2001 г. № 8.

Выделяют основные этапы разработки и согласования проектной (и предпроектной) документации:

-первый этап — заказчик декларирует свои намерения о намечаемой хозяйственной деятельности и согласовывает материалы социально-экономического обоснования инвести­ционного проекта, которые включают необходимость наме­чаемой деятельности, объем природных ресурсов, вовлекае­мых в оборот, и размеры занимаемой и преобразуемой терри­тории, с органами местного управления;

-второй этап — подготовка документов, обосновыва­ющих место размещения объекта с экологическими условия­ми. При подготовке хозяйственного решения место размеще­ния объекта выбирается с соблюдением требований по обес­печению водоохранных зон, статуса особо охраняемых при­родных территорий, причем предоставляются альтернатив­ные варианты выбора площадок (два и более). Акт выбора участка согласовывается и утверждается Комитетом по зе­мельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Ми­нистров Республики Беларусь. Наряду с актом выбора пло­щадки обязателен документ «Экологические условия на про­ектирование», который выдается территориальными органа­ми Министерства природных ресурсов и охраны окружа­ющей среды Республики Беларусь согласно Методическим указаниям о составе материалов и основным требованиям по обоснованию места размещения объектов хозяйственной и иной деятельности в Республике Беларусь, В данном доку­менте указываются: планируемый объект, его месторасполо­жение; соответствует ли он генеральному плану города; име­ются ли в непосредственной близости заповедные террито­рии, зоны отдыха, водоохранные зоны; к каким очистным сооружениям будет подключаться объект; есть ли необходи­мость в строительстве очистных сооружений; на какой полигон планируется вывозить отходы (класс опасности отходов должен установить заказчик); землеустроительные работы. ' Документы, обосновывающие место размещения объекта с экологическими условиями и утвержденные в установлен­ном порядке, являются основанием для составления задания на проектирование, разрешением для проведения проектно-изыскательских работ и начала проектирования на стадиях обоснования инвестиций в строительство объектов;

-третий этап — проведение проектно-изыскательских работ. Проектная документация на строительство представ­ляет собой систему взаимоувязанных документов, разрабо­танных в соответствии с нормативными материалами, в которую входят архитектурный и строительный проекты. За­казчик или по его поручению разработчик в обязательном порядке подготавливает раздел «Охрана окружающей сре­ды» в соответствии с СНБ 1.03.02-96 «Состав и порядок раз­работки раздела "Охрана окружающей среды" в проектной документации (пособие ПЗ-02)», утвержденными приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Бе­ларусь от 20.07.2002 г. № 273, на основании которого заказ­чиком или разработчиком делается вывод о допустимости предполагаемого воздействия на окружающую среду. Для экологически опасных объектов, включенных в обязатель­ный перечень, согласно Инструкции о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду планируемой хо­зяйственной и иной деятельности в Республике Беларусь и перечня видов и объектов хозяйственной и иной деятельнос­ти, для которых оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности проводит­ся в обязательном порядке от 17.06.2005 г. № 30, проекти­ровщик, представляющий интересы заказчика, разрабаты­вает проект оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) планируемой деятельности;

-четвертый этап — согласование проектной докумен­тации с основными органами местного управления и выдача Технических условий на проектирование. Состав согласую­щих инстанций определяется конкретным содержанием про­екта и характером его воздействия на окружающую среду; » пятый этап — проведение государственной экологи­ческой экспертизы проектных материалов на предмет рас­смотрения гарантированного выполнения требований приро­доохранного законодательства. Финансирование работ по всем проектам и программам осуществляется только при на­личии положительного заключения государственной эколо­гической экспертизы. Строительство объекта хозяйственной или иной деятельности без положительного заключения го­сударственной экологической экспертизы не допускается;

-шестой этап — строительство объекта. К разреши­тельной документации на строительство относятся: решения местных исполнительных и распорядительных органов о со­гласовании места размещения объекта строительства и раз­решении проведения проектно-изыскательских работ; архи­тектурно-планировочное задание; заключения согласующих организаций; технические условия на инженерно-техниче­ское обеспечение объекта. Оформление и выдача разреши­тельной документации на строительство объекта осущест­вляются безвозмездно местными исполнительными и распо­рядительными органами;

-седьмой этап — сдача законченного строительного объекта в эксплуатацию. Заключение территориальных ор­ганов Министерства природных ресурсов и охраны окружа­ющей среды Республики Беларусь и других уполномочен­ных органов о соответствии объекта проектно-сметной доку­ментации СНБ 1.03.04-2000 «Приемка законченных строи­тельством объектов. Основные положения».

Таким образом, в соответствии с Законом Республики Бе­ларусь «О государственной экологической экспертизе» до принятия решения о реализации проектных решений заказ­чики обязаны представить в Министерство природных ре­сурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальные органы документы, характеризу­ющие уровень экологической безопасности планируемой де­ятельности и содержащие перечень мероприятий по предо­твращению негативных воздействий на окружающую среду, а также материалы, согласованные с органами местного уп­равления.

Срок проведения государственной экологической экспер­тизы не должен превышать двух месяцев со дня представле­ния всех необходимых документов. В исключительных слу­чаях он может быть продлен Министерством природных ре­сурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальными органами, но не более чем на один месяц.

Экспертное заключение содержит выводы о соответствии проектных решений планируемой хозяйственной и иной дея­тельности требованиям законодательства и целесообразнос­ти их реализации. При отрицательном заключении государ­ственной экологической экспертизы заказчик (инициатор планируемой хозяйственной и иной деятельности) обязан до­работать документацию с учетом предложений экспертов и представить ее на повторную экспертизу или отказаться от реализации проектного решения. Срок действия положи­тельного заключении — пять лет.

Реализация проектных решений, подлежащих государ­ственной экологической экспертизе, без положительного заключения является правонарушением,

Правонарушениями в области проведения государствен­ной экологической экспертизы являются: невыполнение заключения государственной экологической экспертизы; умышленное представление неполной и недостоверной ин­формации; невыполнение или некачественное выполнение необходимых научно-исследовательских и проектно-изыска­тельских работ для оценки воздействия планируемой хозяй­ственной или иной деятельности на состояние окружающей среды; необъективность оценки документов, представлен­ных на государственную экологическую экспертизу; несоот­ветствие заключения государственной экологической экс­пертизы требованиям природоохранного законодательства;, несоблюдение срока проведения государственной экологи­ческой экспертизы.

Лица, виновные в их совершении, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Государственная экологическая экспертиза финансиру­ется за счет средств республиканского бюджета.

Наряду с государственной экологической экспертизой за­конами Республики Беларусь «О государственной экологи­ческой экспертизе» и «Об охране окружающей среды» предусматривается возможность проведения общественной экологической экспертизы независимыми группами специалистов по инициативе граждан и общест­венных организаций. Ее заключение может направляться в органы, которые проводят государственную экологическую экспертизу, местные исполнительные и распорядительные органы, а также иным заинтересованным лицам, и носит ре­комендательный характер. При подготовке сводного заклю­чения по проектной документации рассматривается мнение общественной экологической экспертизы. Ее финансирова­ние проводится за счет средств ее инициаторов — обществен­ных объединений и (или) граждан. Механизм и процедура проведения общественных слушаний впервые разработаны в Инструкции о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной дея­тельности в Республике Беларусь и перечня видов и объек­тов хозяйственной и иной деятельности, для которых оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяй­ственной и иной деятельности проводится в обязательном порядке от 17.06.2005 г. № 30 (гл. 6).
3.3 Экологический паспорт проекта
Для создания базы данных по проектируемым объектам основные проектные решения в области охраны и рацио­нального использования природных ресурсов приводятся в экологическом паспорте проекта — обязательном приложе­нии к заключению государственной экологической экспер­тизы, которое оформляется проектной организацией, разра­батывающей проектную документацию.

Экологический паспорт проекта разрабатывается соглас­но приложению к Инструкции о порядке проведения госу­дарственной экологической экспертизы в Республике Бела­русь от 11.03.2001 г. № 8. Он состоит из следующих раз­делов:

1. Общая часть. Содержит сведения: наименование про­ектной организации, ее адрес; стадию проектирования; об­щую сметную стоимость проекта, в том числе затраты на ме­роприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов; сроки начала и оконча­ния строительства; объем выпускаемой продукций; разрешение органов государственного управления на проведение проектных работ.

2. Данные о площадке размещения объекта. Содержит сведения: о площади участка для строительства; наличии ох­раняемых природных территорий (заповедников, заказни­ков, национальных парков, мест произрастания редких ви­дов растений, мест обитания редких видов животных) и влия­нии проектируемого объекта на их экологическое состояние; мероприятиях по восстановлению (рекультивации) нарушен­ных земельных участков и использованию плодородного слоя почвы; площадях лесных и сельскохозяйственных уго­дий, подлежащих изъятию; санитарной классификации объ­екта с указанием нормативного и принятого размеров санитарно-защитной зоны; мероприятиях по организации санитарно-защитной зоны.

3. Охрана и рациональное использование водных ресур­сов.

3.1. Водоснабжение. Содержит сведения: наименование источника водоснабжения (хозяйственно-питьевого, произ­водственного); удельный расход воды по проекту (на одного служащего, единицу основной продукции); водозаборные сооружения (технологическая схема подачи воды, состав со­оружений по очередям строительства с указанием их про­изводительности); объем водопотребления (в том числе на хозяйственно-питьевые и производственные нужды, кото­рые в свою очередь подразделяют на воды питьевого и техни­ческого качества); объем оборотного и повторного использо­вания воды с указанием технологических циклов, где ис­пользуются системы оборотного и повторного водоснабже­ния; процент экономии свежей воды за счет применения обо­ротного и повторного водоснабжения.

3.2. Канализация и очистка сточных вод объекта. Рас­считываются: удельный расход сточных вод на одного слу­жащего, единицу основной продукции; общий объем сточ­ных вод (в том числе бытовых и производственных); приво­дится характеристика сооружений по очистке сточных вод; определяются: физико-химический состав и свойства сточ­ных вод до и после очистки; среднесуточное количество реа­гентов, применяемых для очистки, дезинфекции или нейтрализации сточных вод; количество очищенных сточных вод для производственных нужд или других целей; указываются наименование, физико-химические и бактериологические показатели водоема, в который сбрасывают очищенные сточ­ные воды.

4. Удаление, обезвреживание и утилизация животновод­ческих стоков. В этом разделе, который разрабатывается | только для проектов животноводческих комплексов, указы­ваются система удаления навозных стоков и их выход, опи­сывается система обеззараживания и утилизации твердой фракции, проводятся мероприятия по предотвращению за­грязнения природных ресурсов животноводческими стоками.

5. Охрана атмосферного воздуха. В этом разделе: дана ха­рактеристика категории опасности предприятия; рассчитано количество вредных веществ от проектируемых стационар­ных источников, количество уловленных и обезвреженных вредных веществ; определены источник теплоснабжения и вид потребляемого топлива; приводятся существующие фо­новые концентрации загрязняющих веществ в районе строи­тельства предприятия, ожидаемые значения максимальных концентраций вредных веществ в приземном слое атмосфе­ры после ввода проектируемого объекта в эксплуатацию, норматив предельно допустимого выброса (ПДВ), предлагае­мый в проекте, с учетом существующего выброса. Прилага­ются нормативы выбросов загрязняющих веществ с разбив­кой ингредиентов в целом по объекту и таблица параметров выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, выполненная в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.3.02-78.

6. Утилизация отходов. В этом разделе учитываются: ви­ды и объемы отходов производства, коммунальных и твер­дых бытовых отходов; проектные решения по утилизации и использованию образующихся отходов, включая токсичные; технические решения по внедрению малоотходных техноло­гий; предусматриваются мероприятия, направленные на улучшение природного состояния местности, где размещает­ся проектируемый объект (посадка зеленых насаждений, создание водоемов, противоэрозионные работы).

В приложении паспорта содержатся: ситуационный план-схема района расположения объекта с указанием санитарно-защитной зоны, окружающей жилой и промышленной застроек; карта-схема источников выбросов; таблица пара­метров выбросов вредных веществ в атмосферу; генплан объекта с инженерными сетями, очистными сооружениями.

Ежегодно специализированными экспертными подразде­лениями органов государственного управления по природ­ным ресурсам и охране окружающей среды Беларуси рас­сматриваются около 6500 различных проектов. В настоящее время приблизительно 1 % их общего количества не прохо­дит согласования из-за несоответствия экологическим требо­ваниям проектируемых объектов.



Анализ различных проектов и заключений государствен­ной экологической экспертизы показывает, что планирование хозяйственной и иной деятельности без оценки воздействия на окружающую среду и учета экологических требований может привести к серьезным ошибкам и нанести экологиче­ский, экономический и социальный ущерб всему обществу.

Поэтому государственная экологическая экспертиза долж­на предупредить и уменьшить, а при возможности и исклю­чить вредное влияние загрязняющих веществ на здоровье людей и окружающую среду, оптимизировать использова­ние природных ресурсов на основе их охраны и воспроизвод­ства, а также сохранить биоразнообразие природы на стадии предпроектной и проектной документации. В итоге реализа­ция современных проектов должна обеспечивать организа­цию и функционирование нового бизнеса, основанного на принципах экологической безопасности. В международной практике механизм экологического регулирования включа­ет в себя совокупность инструментов по контролю за проек­тируемым и действующим производством. Разработка между­народных стандартов занимает центральное место в системе мер реализации современной международной экологической политики.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал