Лекция всеобщая история физической культуры и спорта



Скачать 414.7 Kb.
страница1/3
Дата02.05.2016
Размер414.7 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3
ЛЕКЦИЯ 2. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

1. Возникновение и первоначальное развитие физической культуры и спорта в первобытном обществе.

2. Физическая культура и спорт в государствах древнего мира. Олимпийские игры в Древней Греции.

3. Физическая культура и спорт в средние века.

4. Физическая культура и спорт Нового времени в разных странах мира.

Физическая культура имеет многотысячелетнюю историю. Наукой установлено, что её простейшие элементы появились на самой ранней ступени развития человечества. Этнографические, археологические и другие исследования показывают, что выделение физических упражнений и игр из трудовых движений в относительно самостоятельный вид деятельности человека, в элементы физической культуры прослеживается в период от 40 до 25 тысячелетий до н. э.

В древние времена для человека главным источником существования была охота на крупных животных. Он создал метательное орудие с костяным наконечником. Удачную охоту на животных можно было обеспечить только с помощью заранее изготовленных и опробованных средств, организованных совместных действий всех членов клана. В процессе этого древний человек научился наиболее рационально использовать в качестве метательного оружия разнообразные предметы. Он открыл для себя способ метания, значительно увеличивающий дальность полета. В процессе применения метательного оружия он, владея своими мышцами, мог рассчитывать затрачиваемую энергию в зависимости от отдаленности цели, координировать собственные движения. Овладение жизненно необходимыми навыками движения происходило путем наблюдения, копирования. Древний человек все чаще наблюдал и применял те закономерности в движениях, с помощью которых можно было преодолеть водные препятствия, рыхлый снег, топкие, болотистые места. Применявшийся при охоте или при спасении бегством от противника бег и прыжки через препятствия начали самостоятельное развитие в магических действиях. Появились синтезированные формы бега на расстояние, прыжков, танцевальных и метательных движений.

Современная наука установила, что охота на крупных животных должна быть отнесена к самому раннему периоду становления человеческого общества. Коллективная охота – явление социально обусловленное: загонщики должны были согласовывать свои действия с действиями других участников охоты. При этом нужно было проявить большую физическую силу, ловкость, выносливость, упорство и внимание. В процессе коллективной охоты усиливалась активность человека, накапливались навыки, так необходимые в борьбе за существование.

Человек на протяжении многих тысячелетий находился в условиях «состязания» в силе, быстроте, ловкости и выносливости со многими видами животных. Охота, собирательство, рыболовство вырабатывали физическую стойкость, пониженную чувствительность к травмам развивали наблюдательность, пополняли практические знания. Изготовление и применение охотничьих орудий также требовали должного физического развития человека, определенных двигательных навыков. Первобытная техника постепенно изменялась – увеличивалась скорость движений в связи с употреблением метательного оружия. Археология свидетельствует, что слабая техническая вооруженность заставляла человека в период палеолита действовать коллективно.

В эпоху мезолита и неолита, главными источниками существования человека стали земледелие и животноводство. В физической культуре народов, занимавшихся пастушеством, потеряли свою жизненную важность бег, прыжки, метание и преследование дичи. На передний план выдвинулась верховая езда. Появился интерес к поднятию тяжестей, танцам, медитациям типа йоги, основывавшимся на верованиях, связанных с плодородием. Обострилась борьба за лучшие земли и территории. Это вызвало необходимость усложнения процесса подготовки юношества к самостоятельной жизни. Стали проводить схватки поединков для "пробы сил". Важное значение стала иметь военная подготовка. Возникли постоянные ритуальные центра проведения состязаний: Карнак, Марас, Пампас, Олимпия, Куфферн.

Однако лишь одна потребность в хорошем физическом развитии еще не могла привести к появлению физических упражнений. У древнейшего человека в отличие от животных существовал социальный способ передачи опыта (люди сохраняли орудия и передавали из поколения в поколение навыки их изготовления и использования). Именно это привело древнего человека к тому, что он обратил внимание на явление упражняемости в процессе труда. Физические упражнения являлись не только средством подготовки к предстоящей деятельности, но и служили для передачи опыта, были направлены на согласование двигательных актов, сотрудничеству, выработка плана совместных действий. Опыт применения физических упражнений фиксировался и закреплялся в наглядных образах первобытного искусства. Способность к мышлению позволила человеку установить, в частности, связь между предварительной подготовкой и результатами охоты. С этого момента и начинается постепенное отделение ряда двигательных актов от производственной основы и превращение их в первоначальные физические упражнения.

Уже первобытнообщинный строй предъявлял к своим членам определённые требования по физической подготовленности, уже тогда существовали своеобразные системы физического воспитания. Физическое развитие и степень физической подготовленности человека, его ловкость, сила, выносливость обеспечивали успех в охоте, войне, в защите от стихийных бедствий, ставя, таким образом, само существование человека в зависимость от уровня развития его физических качеств.

История говорит, что у многих древних народов существовал обычай использовать различные физические упражнения при переходе молодёжи из одной возрастной группы в другую. Известно, что у некоторых народов юношам не разрешалось жениться до выполнения определённых испытаний по физической подготовке – этим определялась их способность к самостоятельной жизни. Подобные требования предъявлялись и к девушкам.

2.Источниками наших знаний о физической культуре стран Древнего Востока являются, прежде всего, памятники материальной культуры, различные изображения на стенах храмов, дворцов и могильников, некоторые памятники древневосточной письменности и отчасти свидетельства античных авторов. Однако целостной картины о существовавших в то время системах физического воспитания у нас пока нет. Наиболее полные данные мы получаем из истории Древнего Египта, отчасти Ассирии и Персидского государства. Некоторые сведения имеются о развитии физической культуры в Индии и Китае.

Характерной чертой физической культуры стран Древнего Востока была ее военная направленность. Широко применялись различные военные упражнения, также верховая езда, борьба, плавание, охота и некоторые другие виды физических упражнений, близких к военному делу. Так, например, в Египте, в местечке Бени-Гассан, могильнике вельможи обнаружены изображения многочисленных приемов вольной борьбы и фехтования на палках.

Сохранилось очень много памятников с изображениями царской охоты на диких зверей. Эта охота не имела практической ценности, но она должна была прославлять силу и смелость монарха, не боявшегося опасности.

Вместе с тем в странах Древнего Востока среди народа широко были распространены различные акробатические упражнения и другие зрелищные виды физических упражнений. Сила и ловкость ценились очень высоко, интерес к проявлению физических сил у населения всегда был большим.

Но наибольшую роль в развитии физической культуры сыгралаДревняя Греция. Не только во времена существования древнегреческих государств, но и в последующей эпохе, вплоть до нашего времени, из физической культуры Греции заимствуется многое, начиная от физических упражнений и до организации соревнований, в том числе олимпийских игр.

Для рабовладельческого общества наиболее типичной являлась физическая культура Древней Греции. Для ведения войн, подавления сопротивления рабов нужны были физически сильные, выносливые воины. Наибольшее внимание уделялось молодежи, для чего и создаются организованные системы воспитания. Благодаря хорошей физической и волевой подготовке грекам удалось держать в повиновении в несколько раз превышающее их по численности количество рабов. «Мое богатство – мое копье, мой щит, мой славный шлем и крепость моего тела. Благодаря им я имею все, что нужно, и держу в повиновении своих рабов» – приблизительно так звучат слова в одной из песен спартанских воинов.

В древнегреческих поэмах «Илиада» и «Одиссея» подробно описываются различные соревнования атлетов в беге, прыжках, метании диска, борьбе, кулачном бое в связи с какими либо значительными событиями. Не удивительно, что в более позднюю эпоху физическое воспитание, как и соревнования атлетов, приобрело в древнегреческих полисах (городах-государствах) большое государственное значение.

В период расцвета древнегреческой культуры (5–4 вв. до н. э.) наиболее выделялись Афины и Спарта. Но если Афины были государством прогрессивным, с быстроразвивающейся экономикой и культурой, то Спарта являлась консервативным государством, во многом сохранившим традиции родового строя, с ведением натурального хозяйства, с опорой исключительно на военную силу. Этим определялись и различия в системе воспитания. Так, в Спарте с самого раннего возраста уделялось большое внимание физической закалке ребенка. Как пишут античные авторы, каждого новорожденного родители обязаны были приносить на осмотр к специально уполномоченным (геронтам). Здоровых и крепких детей оставляли живых, а слабые подлежали уничтожению.

Иначе выглядела система воспитания в Афинах. Этому городу-государству нужны были не только физически сильные, но и образованные граждане, умеющие вести торговлю, управлять кораблями, общаться с представителями других государств. Большое значение в Афинах придавалось и эстетическому воспитанию, пению, музыке.

В Древней Греции неграмотными считали тех, кто не умел читать, писать и плавать. Физическое воспитание в древнегреческих государствах Спарте и Афинах является классическим примером развития физической культуры в условиях рабовладельческого строя, где каждый ребёнок с 7-летнего возраста наряду с науками занимался в учебных заведениях гимнастикой и фехтованием, верховой ездой, плаванием, бегом, а с 15-ти лет – борьбой и кулачным боем. Ярким примером, характеризующим развитие физической культуры в этот период, являются Олимпийские игры, которые имели большое культурное значение в жизни Древней Греции. Победители Олимпийских игр пользовались уважением общества, ещё при жизни им ставили памятники, их подвиги воспевались поэтами и художниками.

Многие великие люди древности, известные всему миру успехами в науке, были хорошими спортсменами. Так, математик и философ Пифагор, был Олимпийским победителем в кулачном бою, другой философ Платон также прославился своими победами в кулачных боях.

Философы Сократ и Аристотель, оратор Демосфен, писатель Лукиан и многие другие выдающиеся люди придавали огромное значение физическому воспитанию и восхищались проявлением силы мужества и благородства. Взгляд греков на значение физических упражнений выражен в словах Аристотеля: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

Что касается других греческих государств (полисов), то они, как правило, вступая в союз с Афинами или Спартой, во многом подражали им в воспитании подрастающих поколений. Главной целью физического воспитания во всех греческих государствах была подготовка воина, средства же этого воспитания были однотипными.

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ – крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял.

Обязательной частью античных Олимпийских игр были религиозные церемонии. По установившемуся обычаю, первый день Игр отводился для жертвоприношений: атлеты проводили этот день у жертвенников и алтарей своих богов-покровителей. Подобный обряд повторялся и в заключительный день Олимпийских игр, когда вручались награды победителям.

На время Олимпийских игр в Древней Греции прекращались войны и заключалось перемирие – экехерия, а представители враждующих полисов проводили в Олимпии мирные переговоры с целью уладить конфликты.

Начинавшиеся как соревнования местного значения, Олимпийские игры со временем стали событием всегреческого масштаба. На Игры съезжалось множество людей не только из самой Греции, но и из ее городов-колоний от Средиземного до Черного моря.

Игры продолжались и тогда, когда Эллада попала в подчинение к Риму (в середине 2 в до н.э.), вследствие чего был нарушен один из основополагающих олимпийских принципов, допускавший участие в Олимпийских играх исключительно греческих граждан, а в числе победителей оказались даже некоторые римские императоры (в том числе и Нерон, «выигравший» скачки на колесницах, запряженных десятью лошадьми). Сказывался на Олимпийских играх и начавшийся в 4 веке до н.э. общий упадок греческой культуры: они постепенно утрачивали былое значение и суть, превращаясь из спортивного состязания и значимого общественного события в сугубо развлекательное мероприятие, в котором участвовали преимущественно атлеты-профессионалы.

А в 394 н.э. Олимпийские игры были запрещены – как «пережиток язычества» – римским императором Феодосием I, насильственно насаждавшим христианство.

С 6 в. до н.э. по примеру Олимпийских Игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. Олимпийские Игры упоминаются в произведениях Плутарха, Геродота, Пиндара, Лукиана, Павсания, Симонида и др. античных авторов.

В конце 19 в. Олимпийские игры были возрождены по инициативе Пьера де Кубертена.



3. Современная историческая наука использует термин «СРЕДНИЕ ВЕКА» применительно к периоду общественного развития с конца V до ХVІІ века, когда в наиболее развитых районах мира определяющую роль играл феодализм, феодальный строй. С учётом главных тенденций развития физической культуры можно говорить о физической культуре раннего средневековья, иными словами, периода становления феодализма (V – Х вв.), физической культуре расцвета средневековья, то есть периода развитого феодализма (ХІІ-ХV вв.), и о физической культуре периода заката феодализма (ХV-ХVІІ вв.). В последние два периода в Европе получает развитие физическая культура Возрождения (ХІІ – ХVІІвв.), явившаяся своеобразным предвестником буржуазного физического воспитания и спортивного движения.

В различных частях мира народы в разное время пришли к новым формам физической культуры, соответствующей их изменившемуся образу жизни и общественному строю. В таких странах, как Индия, Китай, Япония, где развитие шло постепенно, большую роль играли традиции. В этих странах не отказались от старых форм физической культуры, а изменили их.

Однако на территории бывшей Римской империи вследствие противоречий, обострившихся также в результате завоеваний варваров, преобразование рабовладельческой формации сопровождалось катастрофическими потрясениями. Хотя в восточной части империи сами варвары временно ассимилировались, существовавшие там наиболее характерные институты античной физической культуры вступили в противоречие с интересами правящего класса. Иное дело, что в Византии по мере усиления императорской власти были возобновлены некоторые зрелищные мероприятия, получившие новое содержание, в том числе атлетические соревнования и соревнования на колесницах, и, кроме того, наблюдалось сильное увлечение конным поло, заимствованным у персов.

Образовавшие позднее свои государства славяне и венгры создали свою феодальную физическую культуру в соответствии с их специфическими чертами. На преобразовании их физической культуры сказалось влияние народов, которые стояли уже на более высокой ступени феодальной формы физической подготовки. В этом, естественно, решающую роль играли также экономические и политические связи. Так, на физической культуре русских княжеств сказывалось влияние Византии, а на физической культуре венгров и поляков – влияние немецкого рыцарского ордена.

Большое воздействие на ту часть физической культуры, которая относилась к боевой подготовке, оказали такие отсталые по своему общественному развитию завоеватели, как монголы – в Китае и в русских княжествах. В Венгрии также значительное влияние оказали монголы и половцы, а в позднее время – турки.

В конечном итоге различные общественные потребности, условия, местные обычаи и их взаимное влияние создали в средние века многообразие феодальных форм физической культуры. Однако в рамках такой кажущейся пестроты всё больше обособлялись в соответствии с характером общественного строя нормы игр и «спортивных» занятий по физическому воспитанию правящих классов и различных слоёв, связанных с ними вассальными и прочими отношениями, а также крестьян и городского населения. Физическая культура правящего класса достигла наивысшего уровня развития там, где помимо экономических ресурсов, необходимых для удержания власти, осуществление руководящей роли внутри государства требовало также больших физических способностей. Физическая культура крестьянства и городского населения складывалась в зависимости от соотношения сил в классовой борьбе.



Особенности развития физической культуры в средневековье

Развитие физической культуры в средние века необходимо рассматривать в соответствии с особенностями феодального строя. К ним относят следующее.

1. Основой новых государственных образований являлось натуральное хозяйство.

2. Феодальное общество делилось на два основных класса - феодалов и крестьян, ремесленников-горожан.

3. Господствующими сословиями при феодализме являлись светские феодалы (рыцари) и духовенство.

4. В этот период в жизни общества огромную роль играла католическая церковь. Она занимала ведущее положение в области воспитания и образования.

Католическая церковь способствовала укреплению феодального строя, всячески поощряла систему воспитания дворянства, физическую подготовку рыцарей, но запрещала заниматься физической культурой крестьянам и ремесленникам.

Несмотря на королевские и церковные запреты, народ продолжал развивать свою систему гимнастических упражнений. Многие физические упражнения освободились от элементов ритуального характера и легли в основу современного европейского спорта (открылся простор для развития личности и зарождения в спорте нового течения, базирующегося на достижении высоких результатов).



Физическая подготовка рыцарей

Нормы физического воспитания у рыцарей определялись высокими физическими требованиями, необходимыми для жизни феодалов, связанной с междоусобицами и военными действиями. Рыцари должны были уметь: ездить верхом, плавать, охотиться, стрелять из лука, играть в шахматы, искусно фехтовать, читать стихи, знать основные танцевальные движения.

Рыцари облачались в железные доспехи, на вооружении у них были тяжелые мечи, щиты, копья, пики, лук. В верховой езде для рыцаря, закованного в латы, очень важно было уметь сохранять равновесие, основы которого отрабатывались на деревянной лошади. Во время плавания на лошади всадники использовали бурдюки и вязанки хвороста, чтобы не утонуть. Для того чтобы научиться стрельбе из лука, сначала учились пользоваться арбалетом.

Помимо физической подготовки феодалы должны были соблюдать семь рыцарских добродетелей. Прежде всего, они должны были быть верны церкви и своему учителю - королю или сюзерену; обладать личной храбростью; соблюдать правила рыцарских поединков; свято чтить данное слово; быть великодушным к слабым; обязательно благородно относиться к дамам, кроме крестьянок и женщин из городских сословий.

Нормы физического воспитания в рыцарских заведениях определялись высокими физическими требованиями, необходимыми для полной междоусобиц жизни феодалов и военных действий того времени. Общеизвестно, что вплоть до конца XIV века важнейшим элементом ведения боевых действий в Западной и Центральной Европе был поединок с применением холодного оружия. А боеспособность определялась прежде всего физической силой и стойкостью рыцаря в латах. В то же время обращение с оружием в тяжелых доспехах повышало роль чувства равновесия, которое стало в конечном итоге необходимым условием того, чтобы всадник удержался в седле, а пеший - на ногах.

Мало ценились высокие результаты в быстроте и ловкости, достигнутые не верхом, и тем более без лат. Из рыцарских турниров были полностью исключены игры с мячом и даже такие формы, как бег с оружием или боевые танцы, которые играли главную роль в античной военной подготовке. Правда, с середины XIV века, когда стрельба из лука и бои пеших воинов вновь вышли на первый план, изменились методы боевой подготовки. Однако это не коснулось основ рыцарской физической культуры.

В других отношениях нормы рыцарской физической культуры были органично связаны со схоластическими идеями средневековых орденов в области культуры, которые находили выражение в семи свободных искусствах и в учении о семи добродетелях, которых следует придерживаться. Основатель первого ордена, живший в IX веке, французский рыцарь из Прованса Годфруа де Прей, определял в качестве главного требования к членам ордена усвоение семи навыков, образовавшихся в рамках мистицизма, связанного с цифрами. В соответствии с этим юношам из аристократических семей следовало научиться: 1) ездить верхом, 2) плавать, 3) охотиться, 4) стрелять из лука, 5) сражаться. Их обучали: 6) развлекательным играм на площадках и игре с мячом для службы при дворе, а также 7) искусству чтения стихов, необходимому для придворного с хорошими манерами, и основным танцевальным движениям. Позднее возникли многочисленные местные орденские уставы, но и в них основой физического воспитания остались семь рыцарских навыков.

Физические упражнения и игры в быту, трудовой и военной подготовке народа

У сельского населения было мало свободного времени для занятий физической культурой, к тому же церковь запрещала народу заниматься физическими упражнениями, стремясь ликвидировать остатки языческой античной физической культуры, проповедовала аскетизм, а заботу о теле, физическое развитие считала грехом. К физическим упражнениям сельского населения можно отнести народные игры. Игры сельского населения, включая традиционные состязания, формировались под влиянием местных обычаев. Победители в играх завоевывали авторитет и признание. Сильнейшие в деревне метатели камней, самые выносливые танцоры, ловкие охотники и борцы получали всеобщее признание, материальное поощрение и социальные привилегии. В состязаниях девушек можно было увидеть мотивы возможного выбора супруга, так как о женщинах судили лишь по их мужьям.

Физические упражнения в этот период были разнообразными - борьба, метание камней, бег, борьба с палками, бег на коньках, скачки, танцы, разнообразные игры с битой, лаптой, чучелами. Решающее слово в определении победителей было за общиной.

Интересный пример «массового футбола», который своими корнями уходит в языческие обычаи «изгнания дьявола», что и вызывало к нему отрицательное отношение со стороны церкви. Суть этого обычая состояла в том, что в какой-то определенный день в конце зимы или весной можно было избавиться от опасности, исходящей от порчи, эти «опасности» (накопившийся за зиму мусор, куски материи и т.п.) запихивали в кожаный узел-«мяч» и выталкивали из деревни. С этой целью в конце праздника Масленицы или в Вербное воскресенье все жители от мала до велика, изгоняли «мячи» за пределы деревни. Там их уже поджидали аналогично мыслящие жители соседней деревни. И те и другие старались как можно дальше отогнать от своих земель зло, олицетворенное в «мяче», еще до того, как он порвется, что и приводило ксвоего рода состязанию.

Большую роль в создании феодальных реформ физической культуры сыграли различные мировые религии, а также возникшие в их рамках религиозные направления. Буддизм, христианство и ислам, тесно связанные с образованием феодальных государств, выбирали и использовали в своих интересах местные обычаи или же сами приспосабливались к ним.

Другая характерная черта заключалась в том, что, несмотря на относительно ограниченные рамки физической культуры, элементы движения приобрели такие своеобразные стилизованные формы, которые, освободившись от элементов ритуального характера, составили основу развития современного европейского спорта.

Во второй половине средних веков были созданы также условия для возрождения школьного физвоспитания. Большинство гимнастических упражнений освободилось от той первичной роли, которую они играли в военной подготовке. Например, фехтование существовало не только как средство обезвреживания противника, но и как зрелище, во время которого демонстрировались приёмы, олицетворявшие победу над противником. Не случайно из учебников фехтования постепенно исчезало изображение пронзённого тела и истекающей крови. Города всё более приспосабливали состязания по борьбе, метанию, соревнования наездников и игры в мяч к своему облику и подчиняли их правилам. Они открывали простор для развития личности и тем самым для зарождения в спорте нового течения, базирующегося на достижении высоких результатов.

Однако физическая культура в своём развитии должна была пройти очень длинный, полный неожиданных спадов и трудностей путь от развлекательного времяпрепровождения в эпоху Ренессанса до организованного и сознательного участия в соревнованиях, от простейших подвижных игр до целенаправленных командных состязаний и институированного физического воспитания.




  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал