Лес наше богатство!



Скачать 76.32 Kb.
Дата02.05.2016
Размер76.32 Kb.
ТипКлассный час
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №6»

Классный час

на тему: «Лес - наше богатство!»,

проведённый в 4 «Б» классе
Подготовила: Буцаева Валентина Владимировна

классный руководитель 4 «Б» класса

март 2014 года

г.Старый Оскол



Цели: привить любовь к природе и ее богатствам;    научить видеть и ценить красоту природы, понимать ее значение; напомнить учащимся о правилах поведения в природе, о взаимосвязи человека с природой, актуализировать знания учащихся о природном сообществе – лес, истории возникновения Международного Дня леса; способствовать формированию  положительного отношения детей к лесу как природному сообществу, в котором совместно обитают и находятся в тесной взаимосвязи растения и животные.
Ход занятия:


  1. Основная часть.

Из космоса видно, как «лысеет» Россия. Территории, где некогда шумели леса, превратились в «пустыни». Русский лес составляет почти четверть мировых лесных ресурсов, так что его жизнь - глобальная проблема, жизненно важная для всей планеты, для её экологического благополучия. И поэтому, сегодня мы все бьём тревогу.


21 марта во всем мире отмечается Международный день леса или Всемирный день защиты лесов, который был основан в 1971 году. Инициатором учреждения данного Дня выступила Европейская конфедерация сельского хозяйства на 23-й Генеральной Ассамблее в 1971 году, и эта идея была поддержана Всемирной Продовольственной и сельскохозяйственной организацией при ООН (ФАО).

С тех пор ежегодно по инициативе ООН 21 марта, как повод проинформировать общество о важности сохранения лесов, отмечается Международный день леса (International Day of Forests). Причем было принято решение о праздновании этого дня именно в день осеннего равноденствия в Южном полушарии и весеннего равноденствия в Северном полушарии (последнее, по традиции, считается первым днем весны и является символом новой жизни и новых начинаний).
Проблемная ситуация

- Что происходит с нашим лесом и как это изменить?
Лес - это «лёгкие Земли». И сейчас в этих лёгких слышны тяжёлые хрипы. Лес - гигантский естественный фильтр, очищающий атмосферу от углекислоты и вредных газов. Есть данные, что один га елового леса ежегодно задерживает более 30 т пыли, соснового - 36 т. Избирательность вырубок сказывается на породном составе леса. В наших лесах это приводит к снижению доли хвойных пород.
 Лес один из факторов поддержания равновесия химического состава атмосферы, особенно в балансе трёх веществ: кислорода, углерода, азота. Подсчитано, что 1 га леса в год способен поглотить 5-10 тонн углекислого газа и выделить 10-20 тонн кислорода. Леса называют «зелёными лёгкими» планеты. Промышленные предприятия, выбрасывая в атмосферу, воду, почву различные химические соединения, вызывают угнетение и гибель деревьев, кустарников. Значительный ущерб лесам, растительности лугов и пастбищ наносит повышенное содержание в воздухе свинца, особенно вблизи крупных автомагистралей с интенсивным автомобильным движением, приводит к накоплению его в тканях и как следствие вызывает угнетение, а нередко гибель.
Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды, которые убивают много болезнетворных микробов, оздоровляют воздух. Оздоровительный эффект леса велик, и при кратковременном пребывании в нем наблюдается улучшение деятельности сердца, углубление дыхания, снижение возбудимости коры головного мозга, при этом улучшается настроение, восстанавливается работоспособность.
Микроклимат леса очень благоприятен для человека. Здоровый воздух, лесные пейзажи с их красотами, неповторимыми запахами лесных трав  и лесными звуками   вызывают в человеке ощущение комфорта и удовлетворения. Поэтому лес – источник физического и психического здоровья людей, эликсир от душевых недугов. (Презентация «Берегите первоцветы»)
Многие лесные массивы, в первую очередь пригородные леса, превратились в места массового отдыха. Однако следствием стремления к загородному отдыху стал большой экологический ущерб, который наносят отдыхающие. Снижаются санитарно-гигиенические, водоохранные и почвозащитные функции природных лесов, теряется их эстетическая ценность. Для установки палаток рубят подрост, снимают, ломают и губят молодую поросль. Молодые деревья гибнут не только под кострищами, но и под топорами, а то и просто под ногами многочисленных посетителей. Леса, часто посещаемые туристами, настолько основательно захламляются консервными банками, бутылками, тряпками, бумагой, что это отрицательно сказывается на естественном лесовозобновлении.
При хранении все отходы претерпевают изменения, обусловленные как внутренними физико-химическими процессами, так и влиянием внешних условий. Поэтому свалки мусора следует рассматривать как «складирование физико-химических процессов». Продуктами непредсказуемых физико-химических соединений становятся токсичные вещества в жидком, газообразном и твёрдом виде.   

            

 Многочисленные плодовые, ягодные и орехоплодные растения, входящие в состав растительного покрова, дают ежегодно не меньше 11 млн. тон ценнейших пищевых продуктов, содержащих сахар, витамины и другие вещества. « В лесу жить – голода не видать». Одно из тревожных явлений последних лет – усыхание лесов: новый вид разрушения, ведущий к нарушению всех внутриэкосистемных связей и к гибели лесной экосистемы. Начало заболевания леса, как правило, связывают с угнетающим действием промышленного загрязнения окружающей среды: кислотные дожди, токсические вещества, содержащиеся в воздухе, а так же влиянием климатических факторов или даже микроволн, электрическими токами высокого напряжения и радиоактивностью.
Возрастает опасность лесных пожаров.

Самый страшный враг леса - огонь. Пожар сравнивают с эрозией почвы, и это правильно. Эрозия - бич земледелия, пожар - бич лесов. В 90-х годах ХХ столетия на территории России ежегодно возникало до 30 тыс. пожаров, охватывающих 2 и более млн. га.  Просмотр мультфильма «Пожар в лесу».


2. Практическая часть
Викторина о лесе и его обитателях.

“Все ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А что если отправиться в лес по загадки? Интересно собирать ягоды, грибы, орехи, а загадки еще интереснее искать. Что там грибы, орехи! Соберешь - успокоишься. А как загадки разыскиваешь – так покой потеряешь. А как нашел загадку – так отгадку подавай, значит, в лес иди, отгадку ищи. И пошло- поехало – конца не видно!” Н. Сладков.


1.Из какого дерева делают спички? (Из осины.)

2. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Береза.)

3. Какое дерево цветет первым, а какое последним? (Ольха и липа.)

4.У каких деревьев осенью листья красные? (У клена и рябины.)

5. Почему так говорят: дуб летний, дуб зимний? (Зимний сбрасывает

листву весной во время набухания почек, а летний - осенью.)

6. Из какого дерева делают пианино? (Из ели.)

7. Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и березовые.)

8. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.)

9. Из чего получают пробку? (Из пробкового дуба и амурского бархата.)

10. Какое дерево чаще всего высаживают в городах? (Липу)

11. Что можно получать из хвои сосны? (Витаминную муку,

искусственную шерсть.)

12. Почему заяц зимой гложет осину, ведь она горькая? (Да, она

горькая, но в ней содержится 10% жира.)

13. Сосну сажают для укрепления песков, а ель нет. Почему? (У сосны

глубокая корневая система, а у ели поверхностная.)
Правила поведения в лесу:

Лес – это дом, жилище животных, насекомых и растений. Мы в этом жилище – гости. А как следует вести себя гостям? Аккуратно! Ничего не ломая, не нарушая покоя лесных зверей.



1. Нельзя разводить огонь в лесу. Почему? Что может случиться с лесом?

2. Нельзя разорять гнезда птиц. Почему? Много ли времени уходит у птиц на строительство гнезда и уход за яйцами? Расстроится ли птица, если вернется домой, а там нет ее детишек?

3. Нельзя разорять муравейники. Посмотрите, какие муравьи маленькие. Представьте себе, как они видят вас. Вы для них – великаны! И не смотря на то, что муравьи такие крохотные, они постоянно работают. Вот такой величины может достигать их дом – муравейник. Муравьев считают санитарами леса. Почему?

4. Не обижай насекомых и животных. Почему нельзя обижать насекомых и муравьев? Почему их нельзя брать с собой? Можно ли забирать даже очень симпатичных жителей из их дома?

5. Нельзя шуметь в лесу. Почему? Как воспринимают музыку животные?

6. Не оставляй мусор. Почему его нельзя оставлять? Что случится, если все будут мусорить в лесу? Как отнесутся к этому звери?

7. Нельзя ломать деревья, кусты, рвать траву, цветы и ягодные кусты с корнем. Почему? Вырастут ли они заново?

8. Нельзя ломать ядовитые грибы. Почему? как используют их звери?

Итак, когда правила поведения обсудили и поняли, время отправляться в лес. Чем можно занять детей в лесу? Как развлечь детей в лесу?




3.Заключительная часть.
Разрешение проблемной ситуации

- Что происходит с нашим лесом и как это изменить?
Лес – наш друг, бескорыстный и могучий. Но он, словно человек, у которого открыта настежь  душа, требует и внимания, и забот от нерадивого, бездумного к нему отношения. Жизнь без леса немыслима, и мы все в ответе за его благополучие, в ответе сегодня, в ответе навсегда.

 

Кромсаем лес,



Меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот…

Но мы еще придем просить прощенья

У этих рек,

Барханов

И болот.


У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька…

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого

Пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,



Леса без птиц

И земли без воды…



Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды. Р.Рождественский



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал