М. Ю. Травкина Приведены концептуальные основы регулируемого туризма и отдыха в национальных парках и в их охранных зонах, а также практические рекомендации по интеграции национальных парков в социально-экономическу



Скачать 344.5 Kb.
Дата01.05.2016
Размер344.5 Kb.
http://www.biodiversity.ru/publications/books/tourism/index.html

Регулируемый туризм и отдых в национальных парках / М. Ю. Травкина

Приведены концептуальные основы регулируемого туризма и отдыха в национальных парках и в их охранных зонах, а также практические рекомендации по интеграции национальных парков в социально-экономическую структуру регионов через развитие туризма.

Издание адресовано руководителям и специалистам охраны природы и заповедного дела, органов власти и управления, а также НГО экологического профиля.

Научный редактор канд. биол. наук А. В. Щербаков

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИЗМОМ И ОТДЫХОМ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКАХ РОССИИ

Правовая база туризма и отдыха в национальных парках

Правовую базу туризма в национальных парках России составляет ряд законов РФ, а также иных нормативно-правовых документов, наиболее важными из которых являются:

Федеральный закон Российской Федерации “Об особо охраняемых природных территориях” от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ:

определяет задачу национальных парков в сфере туризма и отдыха;

определяет механизмы финансирования туризма и отдыха на территории НП;

регулирует отношения национального парка и субъектов туристской деятельности.

Федеральный закон Российской Федерации “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ:

дает основные понятия и определения в сфере туризма;

определяет механизмы регулирования туризма на территории страны.

Федеральный закон Российской Федерации “О лицензировании отдельных видов деятельности” от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ:

определяет виды хозяйственной деятельности, подлежащие обязательному государственному лицензированию*;

определяет механизм лицензирования.

Земельный кодекс Российской Федерации от 28 сентября 2001 г.:

определяет возможные формы землепользования в границах национального парка и на сопредельных территориях.

Федеральный закон Российской Федерации “Об охране окружающей среды” от 10 января 2002 года № 7-ФЗ:

определяет материальную ответственность хозяйствующих субъектов и граждан за нанесение ущерба окружающей среде.

Положение о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национальных парков, утвержденное постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 916.

Положение о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, утвержденное постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 926.

Постановление Правительства РФ “О символике государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации” от 7 октября 1996 г. № 1168.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В соответствии со ст. 12 Закона РФ “Об особо охраняемых природных территориях” государственное учреждениенациональный парк — это природоохранное, эколого-просветительское и научно-исследовательское учреждение, территории (акватории) которого включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Туризм — перемещение людей от места их проживания и работы, а также сфера услуг, созданная для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений*.

Под регулируемым туризмом и отдыхом понимаются ограниченные парком (при помощи различных регулирующих механизмов и мероприятий) перемещения туристов, а также сфера обслуживания посетителей парка на его территории и близ его границ, соответствующие допустимым антропогенным нагрузкам и не наносящие ущерба окружающей среде и историко-культурным объектам.

Одной из основных задач, стоящих перед администрацией ГУНП, является создание условий для регулируемого туризма и отдыха. Под созданием условий для регулируемого туризма и отдыха мы подразумеваем разработку и реализацию национальным парком системы управленческих и хозяйственных мероприятий, направленных на привлечение в национальный парк туристов, турфирм, инвесторов и создание главным образом близ его границ эффективной туристской инфраструктуры, способствующей интеграции национального парка в социально-экономическую структуру региона. Предназначение национальных парков и их рекреационный потенциал позволяют развивать как в самих парках, так и на сопредельных территориях различные виды туризма, что создает условия для диверсификации туристского предложения, способствует повышению уровня занятости и доходов местного населения, а также формирует в сфере туристского бизнеса ответственность за сохранение окружающей среды.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКАХ РОССИИ

В Стратегии управления национальными парками России понятие туризма в этих ООПТ было вынесено разработчиками за рамки контекста экологического просвещения, то есть туризм стал рассматриваться более широко — как одна из наиболее перспективных отраслей местной экономики, в устойчивом развитии которой заинтересованы различные стороны, а именно: ГУНП, органы власти и управления различных уровней, специализированные коммерческие структуры, а также местное население.

Такое понимание туризма предполагает необходимость более высокой координации действий по его развитию между вовлеченными в этот процесс сторонами, с тем чтобы максимально реализовать туристский потенциал территории и достичь благоприятного социально-экономического результата.

Национальный парк имеет возможность влиять на процессы развития туризма как отрасли через:

создание условий для развития соответствующей инфраструктуры;

профессиональный подход к формированию туристского предложения НП;

гостеприимство и обеспечение высокого уровня обслуживания посетителей;

активизацию предпринимательской активности местного населения,построение партнерских отношений со специализированными коммерческими структурами, а также с местными и региональными органами власти и управления.

Поскольку развитие туризма и отдыха сопряжено с более интенсивным природопользованием, этот процесс потребует от НП более эффективного использования существующих правовых и иных механизмов регулирования данной деятельности.

Ниже приводится анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей регулируемого туризма и отдыха в НП, с тем чтобы шире раскрыть суть проблемы, определить цели и задачи НП в сфере туризма и отдыха, обосновать предлагаемую стратегию развития в этой области, а также направления и механизмы реализации этой стратегии.

Во Введении уже говорилось о прямой взаимосвязи между эффективностью охраны природы в национальном парке и благополучием населения, проживающего на его территории и близ его границ. Поэтому здесь под сильными сторонами мы подразумеваем те характеристики национального парка как учреждения, так и территории, которые дают ему определенные конкурентные преимущества в плане устойчивого развития.

Соответственно под слабыми сторонами мы подразумеваем те характеристики, которые препятствуют устойчивому развитию туризма.

При анализе возможностей учитываются внешние факторы, которые могут способствовать развитию туризма на территории, где имеется национальный парк.

В части угрозы даются прогнозы нежелательных последствий развития туризма и отдыха в результате возможного неблагоприятного влияния факторов внешней среды и с учетом текущего состояния туризма в НП.

Анализ внутренней среды системы НП и внешних факторов воздействия

Сильные стороны:

Наличие государственного учреждения НП дает территории определенные преимущества в плане устойчивого развития, так как существующие правовые механизмы регулирования туристской и иной хозяйственной деятельности на территории НП способствуют минимизации негативного воздействия туризма на окружающую среду, гарантируя тем самым неистощительное использование ресурсной базы туризма.

Хорошая изученность национальных парков в отношении биологического, ландшафтного и культурно-исторического разнообразия служит надежной основой для принятия решений при планировании, развитии и мониторинге туризма.

Турпродукт НП способствует диверсификации туристского предложения региона, формированию центров региональной индустрии туризма, а при наличии соответствующей инфраструктуры — развитию въездного туризма.

Национальные парки обладают штатом высококвалифицированных специалистов в сфере науки, охраны природы и экологического просвещения; их знания и опыт, несомненно, будут востребованы при формировании туров с посещением НП. Именно НП имеют доступ к информации об уникальных объектах территории и наблюдаемых на ней природных явлениях, что представляет определенную ценность для туроператоров, работающих на рынках внутреннего и въездного туризма.

Отдельные НП имеют большой практический опыт в сфере планирования туризма, обслуживания туристов, а также непосредственно в сфере туроперейтинга. Накопленный опыт способствует тому, что у руководства НП появляется понимание специфики туристской отрасли и сложностей, связанных с развитием туризма в конкретном парке.

Национальные парки формируют такую составляющую имиджа территории, как ее экологичность. Этот фактор может быть использован при маркетинге территории, отдельных туров, товаров и услуг в сфере туризма, а также для повышения доходов местных производителей.

Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков в границах территорий НП, имеющих ограничения в их использовании в связи с установленным режимом охраны, могут быть предоставлены налоговые льготы в рамках законодательства страны и ее отдельных субъектов.

Инициативы, реализуемые через местные и региональные администрации, как правило, пользуются доверием и поддержкой общественности, местного населения и предпринимателей.

Высокий уровень безработицы при относительно высоком уровне образованности населения, проживающего в НП и их окрестностях, позволяет искать кадры для сферы обслуживания туризма на местах.

В границах некоторых национальных парков нередко имеются уникальные историко-культурные объекты регионального, федерального, а иногда и всемирного значения, уже действующие объекты туристской инфраструктуры и т. д.

Слабые стороны:

Отсутствует механизм координации действий по развитию туризма между национальным парком, органами местного самоуправления и местными жителями, что прямо влияет на процессы планирования и управления.

Создание условий для регулируемого туризма и отдыха представляет собой комплексную задачу и требует высокого уровня менеджмента в данной сфере экономики.

Слабая нормативно-методическая база туризма и отдыха сказывается на эффективности управления в этой сфере, что создает проблемы при территориальном планировании зон туристского обслуживания, регулировании туристских потоков, выдаче лицензий, подписании договоров аренды, экологическом мониторинге и т. д.

Отсутствие или неудовлетворительное состояние туристской инфраструктуры на территориях национальных парков является одним из самых серьезных препятствий для развития туризма, так как многие парки оказываются неспособными адекватно контролировать их посещение туристами и отдыхающими. В целом туристская инфраструктура в национальных парках России исторически и географически распределена крайне неравномерно. Неудовлетворительным является как количество объектов инфраструктуры, так и их низкие потребительские качества, что делает национальные парки малопривлекательными и практически неконкурентоспособными по сравнению с национальными парками Европы, Америки и Африки.

Низкий уровень маркетинга при формировании тупродукта национального парка и соседних территорий.

Отсутствие договорной культуры снижает возможности НП регулировать туристскую деятельность и деятельность других хозяйствующих субъектов на своей территории, является серьезным препятствием при привлечении сюда профессиональных профильных коммерческих структур.

Как правило, на реализацию задач по созданию условий для регулируемого туризма и отдыха в НП из государственного бюджета средства не выделяются. В то же время российские НП сегодня получают от туризма и рекреации сравнительно низкий доход, что ограничивает возможности парка развивать свою территорию (обустройство, информационную деятельность, экопросвещение и т. п.). Такие механизмы привлечения дополнительных средств и инвестиций, как сдача в аренду земельных участков, объектов, зданий и сооружений, концессия, фандрейзинг, используются недостаточно эффективно.

Организационная и штатная структура национальных парков не способствует эффективной реализации задач по созданию условий для регулируемого туризма и отдыха.

Существует дефицит высококвалифицированных специалистов в сфере управления туризмом и рекреацией на ООПТ.

Как показывает наш практический опыт, местные администрации используют собственные ресурсы и возможности с целью создания условий для развития туризма малоэффективно: перспективного планирования территории, привлечения инвестиций, развития малого и среднего предпринимательства, формирования партнерства с частным бизнесом, привлечения общественности. Часто в структуре районных администраций отсутствуют подразделения или специалисты, отвечающие за туризм и рекреацию.

Слабая предпринимательская активность населения в сельской местности, отсутствие у населения стартового предпринимательского капитала тормозят развитие инфраструктуры туризма за счет местных ресурсов и возможностей.

Возможности:

Вклад туризма в дело охраны природы

Отдельные положительные результаты в сфере организации туризма и отдыха, которые мы наблюдаем сейчас в национальных парках, — целиком заслуга их администраций, понимания руководством тех возможностей, которые дает туризм делу охраны природы, а именно:

природоохранная работа становится более широко известной как на национальном, так и на международном уровне;

увеличивается общественная поддержка охраны природы;

туризм способствует более четкому пониманию обществом сути охраны природы;

концепция национальных парков и сохранения природы становится более приемлемой для общества, так как особый статус этих территорий не столь жестко ассоциируется с ограничениями;

туризм способствует продвижению концепции национальных парков и популяризации их целей в обществе, повышает важность и нужность всех природоохранных учреждений в глазах общества;

средства, выделяемые частным сектором, региональными и местными органами власти и управления, а также прочими донорами и спонсорами на развитие национального парка, снижают зависимость ГУНП от бюджетного финансирования в плане реализации задачи по регулированию туризма и отдыха;

участие местного населения в организации туризма в НП способствует их признанию и поддержке на местах.

Прочие возможности

Большинство проблем, связанных с негативным воздействием туризма, в настоящее время может быть решено посредством использования существующих механизмов управления и реализации соответствующих мероприятий.

Использование средств Интернета позволяет при сравнительно небольших затратах выходить на внутренний и международный туристский рынок.

При наличии соответствующего туристского предложения можно получить техническую и финансовую поддержку в области маркетинга и продвижения от региональных и федеральных структур, отвечающих за развитие отрасли (региональные комитеты по туризму, Департамент туризма Минэкономразвития).

Растущая популярность природно-ориентированных видов туризма, как въездного, так и внутреннего, делает возможным пошаговое его развитие с опорой на отдельные, не требующие больших капиталовложений виды (сельский зеленый туризм, приключенческий туризм, спортивное рыболовство) с акцентом на повышение качества туристских услуг и диверсифицированный турпродукт.

Чем выше туристский потенциал территории, тем выше стоимость ее ресурсов и инвестиционная привлекательность и соответственно тем больше средства, которые могут быть получены от сдачи в аренду земельных участков и объектов, находящихся в государственной собственности. Это также способствует более высокой конкуренции среди предприятий индустрии туризма. Для национального парка это возможность более эффективно регулировать процесс развития туризма путем выбора более надежных и ответственных партнеров.

Национальные парки, формирующие туристский имидж региона и содействующие его устойчивому социально-экономическому развитию, имеют конкурентные преимущества перед другими бюджетными организациями при выделении дополнительных средств из федерального, регионального и местного бюджетов.

Деятельность НП, способствующая повышению жизненного уровня местного населения, улучшению качества его жизни, дает возможность получения статуса биосферного резервата, что повышает вероятность получения дополнительной финансовой, технической и консультационной помощи со стороны международных организаций.

Развитие туризма ведет к повышению мотивации к качественному труду со стороны специалистов и сотрудников НП, администраций и местных жителей (дополнительный источник дохода, возможность повышения квалификации, расширение кругозора, более интересная работа и т. д.).

Угрозы:


Большинство НП могут оказаться не готовыми к увеличивающемуся потоку туристов и отдыхающих. Это означает потерю контроля над ситуацией, серьезную угрозу окружающей среде, рост конфликтов с земле- и природопользователями, а также упущенные возможности дополнительного финансирования.

Реклама и маркетинг при отсутствии конкретного туристского предложения, а также отлаженной системы регулирования туристских потоков также могут привести к негативным последствиям.

Существует вероятность того, что как национальные парки, так и местные органы власти не смогут эффективно регулировать негативное влияние туризма на окружающую среду через переэксплуатацию ресурсов, эстетически неграмотный дизайн зданий и сооружений, увеличение количества посетителей и соответственно загрязнения, увеличение уровня шума, противозаконное природопользование, снижение качества жизни местного населения и т. д.

Изменение внешней политики государства или действий федеральных, региональных или местных органов власти и управления в неблагоприятную для развития туризма сторону, угрозы терроризма, обострение межнациональных и межконфессиональных конфликтов, природные бедствия, экономические кризисы при слабо диверсифицированном туристском предложении и экономики в целом.

Районные администрации и муниципалитеты мало заинтересованы в развитии предпринимательской деятельности на своей территории, когда налоги от нее в местный бюджет невелики.

Перераспределение доходов, получаемых парками в результате туристской деятельности с целью финансирования других, чисто бюджетных ООПТ, а также сокращение бюджетного финансирования парков, получающих доходы от туристской деятельности, вызывают у коллектива НП сомнения в целесообразности такой работы.

Сокращение бюджетного финансирования НП может привести к тому, что национальные парки будут вынуждены заниматься организацией туризма и отдыха в ущерб другим целям и задачам.

Национальные парки могут попытаться монополизировать рынки, не допуская частный сектор к ведению бизнеса на своей территории. При этом паркам придется заниматься массой несвойственных и новых для них дел: строительством туристских объектов и созданием туристской инфраструктуры и их эксплуатацией, туроперейтингом и т. п. Это очень сильно повышает риски, связанные с данной хозяйственной деятельностью, причем в случае неудачи расплачиваться за это придется налогоплательщикам, то есть всему населению страны.

В России существует масса других живописных уголков, историко-культурных объектов, разнообразных ландшафтов, где природоохранные ограничения отсутствуют. Если местные органы власти и управления совместно с администрацией НП не будут активно работать над созданием благоприятного климата для инвестиций на подконтрольные им территории, инвесторы и турфирмы могут переориентироваться на участки, не имеющие природоохранных ограничений, что более привлекательно с точки зрения ведения бизнеса.

Несовершенство российского законодательства не способствует развитию туризма в национальных парках. Некоторые положения нового Земельного кодекса РФ и Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности” местами не соответствуют нормам Закона “Об особо охраняемых природных территориях”, что может затормозить формирование инфраструктуры туризма в национальных парках силами частного сектора и профессиональных туроператоров.

Въездной и внутренний туроперейтинг остается менее рентабельным, чем выездной. Как следствие — крайне небольшое количество региональных и местных туроператоров, работающих на прием и обладающих соответствующим профессиональным опытом и необходимыми финансами для разработки новых турпродуктов. Слабая конкуренция среди туроператоров влияет на цену и качество оказываемых ими услуг и затрудняет маркетинг и реализацию турпродуктов.

| вверх |

Тенденции развития туризма

Непрерывный рост

Современная индустрия туризма является одной из наиболее высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. С конца 1950-х гг. отмечается непрерывный рост туриндустрии. Буквально за 20 лет, прежде всего благодаря бурному развитию и совершенствованию всех видов транспорта, туризм превратился в ключевую отрасль мировой торговли. В последние 16 лет ежегодный рост отрасли составлял 9%, то есть ее объемы удваивались каждые 8 лет. По прогнозам агентства Евромониторинг, к 2006 г. количество туристов может достичь миллиарда человек.

Высокая доходность

Доходы от туризма в мировом экспорте товаров и услуг занимают второе место, уступая только экспорту нефти и нефтепродуктов. Среднемировой уровень дохода от одной туристической поездки к 2000 г. составил 680 долларов США.

Источник пополнения местных бюджетов

Статистика свидетельствует, что около трети общих расходов туристов идет на питание и проживание, 25% — на покупку местных изделий, 15% забирают местные разъезды, на развлечения и прочие услуги идет не более 10% общих расходов. Турфирмы за свои услуги берут в общей сложности 10— 30% от стоимости тура. Таким образом, до 90% всех средств, потраченных туристами во время путешествия, как правило, остаются на местах.

Новые рабочие места

На долю туриндустрии приходится 35% мировой торговли услугами. Туристская деятельность является одной из самых трудозатратных и выступает как регулятор занятости населения. Приблизительно каждый шестой человек прямо или косвенно занят в этой сфере. Для территории это означает создание новых рабочих мест и возможность дополнительной занятости. Развитие туризма в границах НП способствует диверсификации хозяйственной деятельности, предлагая местному населению и всему частному сектору разнообразные альтернативные возможности по развитию бизнеса.

Стойкость к неблагоприятной мировой конъюнктуре

На протяжении полувека отрасль демонстрирует удивительную стойкость по отношению к неблагоприятной мировой конъюнктуре, о чем свидетельствует ее стабильность в годы экономических кризисов. Спрос на туристические услуги если и падет, то несущественно, поскольку происходит переориентация на более дешевые виды отдыха (внутренний туризм, кемпинги и загородные дачи и т. п.).

Дальнейшая диверсификация туристского предложения

Туризм — исключительно разнообразная ресурсная база (природа, дикие животные, культура, история, археология, рекреация и т. п.). И хотя курортный отдых продолжает лидировать, наблюдается активный всплеск интереса к нетрадиционным видам туризма. Среди наиболее популярных специалисты выделяют природный туризм, приключенческий туризм, культурно-познавательный туризм (Великобритания и Новая Зеландия уже предлагают туристам посещение своих полярных станций в Антарктиде), лечебный туризм, включающий разнообразные оздоровительные программы, клубный отдых (отпуска с заранее оплаченными услугами).

Мультипликационный эффект

Как сфера экономической деятельности туризм, с одной стороны, определяется спросом со стороны посетителей, а с другой стороны, он относится к товарам и услугам, которые производятся с целью удовлетворения этого спроса. Таким образом, туризм охватывает широкий диапазон различных видов деятельности, включая международный и внутренний транспорт, размещение, общественное питание, развлечения, шопинг (для личного потребления, а не для перепродажи в коммерческих целях), услуги туроператоров и турагентств. Таким образом, туризм — это комплексная индустрия, находящаяся на стыке различных отраслей мировой экономики. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на другие секторы местной экономики: сельское хозяйство, информационные технологии, торговлю, производство товаров народного потребления. Все это расширяет рынки сбыта для местных производителей товаров и услуг, что положительно отражается на уровне жизни местного населения. Туризм ускоряет социальные и культурные процессы, оживляет местную культурную жизнь, способствует возрождению местных культурных ценностей, развитию народного творчества, традиций, обычаев и ремесел.

Смещение в моделях потребления

Объяснение феноменального успеха туризма заключается в том, что в его основе лежит удовлетворение неизбывной человеческой потребности к познанию окружающего мира. Это познание посредством туризма стало возможным в последние десятилетия благодаря повышению во многих странах жизненного уровня населения, развитию транспорта и других технологий, в том числе информационных, а также благодаря процессам глобализации. Происходит смещение в моделях потребления — для многих туризм уже не роскошь, а естественная необходимость.

Необходимость государственной поддержки отрасли

Хотя частный сектор, безусловно, является двигателем туризма, государство играет важную роль в стимулировании данной отрасли. На федеральном уровне эта поддержка должна выражаться в координации туристской деятельности, оказании финансовой поддержки, совершенствовании законодательной и налоговой системы, системы управления туризмом, продвижении страны как безопасного и “дружественного по отношению к туристу” направления. На местном уровне это должно проявляться в поддержке предпринимательских инициатив, создании благоприятного инвестиционного климата, подготовке и переподготовке кадров, создании и внедрении (совместно со всеми заинтересованными сторонами) эффективных программ развития туризма, перспективном планировании и т. д.

Тенденции развития туризма в России

Согласно прогнозам ВТО, в ближайшие 10 лет в России ожидается наибольший прирост гостей (8,5% в год), а к 2020 г. Россия может занять 5-е место среди самых популярных у туристов европейских стран, уступая только Франции, Испании, Великобритании и Италии. К развитию въездного и внутреннего туризма в стране существуют объективные предпосылки как внешнего, так и внутреннего характера (рост благосостояния населения, политическая стабильность, активизация процесса реформирования отрасли). Все это позволяет предположить, что сделанные сегодня в туристическую инфраструктуру инвестиции могут стать крайне выгодными.

Чтобы поднять убыточное гостиничное хозяйство, доставшееся нам в наследство от советских времен, требуются немалые капиталовложения, которые пока по силам лишь крупнейшим российским предприятиям ТЭКа, а также иностранным компаниям. В последнее время наблюдается повышение интереса государства и региональных органов власти к туризму как одной из перспективных отраслей экономики страны, в том числе и к таким видам туризма, как природный туризм, агротуризм, спортивный туризм, для развития которых не требуются большие капиталовложения. Эти виды туризма приемлемы для национальных парков как неистощительные виды природопользования.

| вверх |

Необходимость диверсификации туристского предложения

В национальном парке “Йоркшир Дейлс” (Великобритания), на территории которого доходы частного сектора от туризма формировали около 2/3 местного бюджета, индустрия туризма была ориентирована главным образом на любителей пеших прогулок, приезжавших в парк из близлежащих мегаполисов. Остальную треть формировали доходы от сельского хозяйства, главным образом от животноводства. В результате вспышки ящура в 2001 г. на территории НП был введен карантин, а доступ на туристские тропы был закрыт. Поэтому эпидемия ударила как по сельскому хозяйству, так и по туристской индустрии. Территорию охватил социально-экономический кризис, от которого, несмотря на поддержку правительства страны, она так до сих пор и не смогла оправиться. Среди предприятий туриндустрии, которых не затронул кризис, доходы продолжали получать только те, которые были ориентированы на въездной туризм, а также на корпоративных клиентов.

Поскольку большинство проблем, связанных с развитием туризма в НП, относится к сфере менеджмента и учитывая все благоприятные возможности, которые дает туризм делу охраны природы, оптимальной представляется стратегия, нацеленная на развитие регулируемого туризма и отдыха в НП.

Анализ факторов внутреннего (характеристики НП как учреждения) и внешнего характера (характеристики НП как территории), препятствующих развитию туризма, показывает, что действия по его развитию должны быть направлены на укрепление слабых сторон и предупреждение угроз, с одной стороны, и на максимальное использование сильных сторон и благоприятных возможностей — с другой.

Мы видим следующие основные стратегические направления развития туризма в НП:

широкое внедрение механизмов совместного со всеми заинтересованными сторонами управления туризмом на территории национального парка (с целью открытия доступа к новым ресурсам и возможностям, обеспечения учета интересов заинтересованных сторон, формирования комплексного подхода к решению проблем территории, достижения целей устойчивого развития);

обеспечение прозрачности политики НП в сфере туризма и готовность к сотрудничеству;

внедрение эффективной системы управления туристскими потоками на территории НП (прием посетителей, информационные услуги, экскурсионно-познавательная программа, контроль за числом посетителей и их поведением в природе, обеспечение правопорядка, обеспечение безопасности, предоставление услуг гидов-проводников, природоохранное благоустройство территории и т. д.);

применение элементов маркетинга при территориальном и проектном планировании объектов и элементов обустройства в рекреационной зоне и зоне познавательного туризма, а также при разработке стратегии перспективного развития территории, формировании туристского предложения, организации обслуживания посетителей и т. п.;

повышение рекреационной и инвестиционной привлекательности территории;

пошаговое развитие туризма на территории НП с максимальной опорой на существующие ресурсы и возможности;

кадровое обеспечение стратегии развития регулируемого туризма и отдыха;

активизация предпринимательских инициатив в сфере туризма.

На федеральном уровне поддержка развития туризма может выражаться в следующих действиях:

1. Законодательная и государственная поддержка туризма. В этой связи представляется необходимым конкретизировать положения земельного законодательства в части арендных отношений как на территории самого НП, так и на землях, включенных в его границы без изъятия из хозяйственной эксплуатации.

2. Разработка нормативов (например, норм предельно допустимой антропогенной нагрузки, системы взимания платы за вход и услуги, оказываемые НП, и предельные размеры этих платежей и т. д.), облегчающих организацию регулируемого туризма и отдыха.

3. Маркетинг и продвижение турпродуктов отдельных национальных парков и их групп на внутреннем и внешнем рынках. Стратегию продвижения системы национальных парков определяет соответствующий департамент Министерства природных ресурсов России.

4. Разработка системы подготовки и обучения персонала НП, отвечающего за организацию регулированного туризма и отдыха. Очень полезно предусмотреть в этой системе участие партнеров национальных парков на региональном уровне (чиновников, представителей общественности и других заинтересованных сторон) в программах обучения и повышения квалификации.

5. Разработка механизма, обеспечивающего узнаваемость национальных парков, их природоохранного и рекреационного назначения (механизма брендинга)*.

ЗАДАЧИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ОТДЫХА

Анализ текущего состояния туризма в национальных парках показывает необходимость более эффективного управления туризмом и отдыхом по двум направлениям:

1) создание условий для развития туризма и отдыха;

2) минимизация негативного воздействия туризма и отдыха на природные комплексы и историко-культурные объекты.

Под управлением туризмом понимается:

1) мотивация и стимулирование всех заинтересованных в развитии регулируемого туризма сторон;

2) планирование туризма;

3) организация обслуживания посетителей на территории национального парка;

4) природоохранный контроль за туристской деятельностью хозяйствующих субъектов и организаций на территории национального парка.

При управлении туризмом и отдыхом в НП необходимо учитывать наличие других, не менее важных целей и задач, а именно:

а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

б) сохранение историко-культурных объектов;

в) экологическое просвещение населения;

г) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

д) осуществление экологического мониторинга;

е) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

Так, природоохранные задачи ограничивают возможности туристского освоения территории национального парка, эколого-просветительская и научная работа парка формирует его имидж в обществе, а также способствует познавательному характеру туристской деятельности.

| вверх |

ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ОТДЫХА

Исходя из целей и задач НП, функциями в сфере туризма и отдыха являются:

Обеспечение охраны туристских ресурсов и экологический мониторинг.

Планирование регулируемого туризма и отдыха на территории парка на основе научно обоснованных данных о допустимых нагрузках с учетом интересов туризма и с вовлечением в процесс планирования заинтересованных сторон (местных и региональных органов власти, частного сектора, общественности и ученых).

Маркетинг, включая систему сбора данных для формирования маркетинговой стратегии в отношении разработки и продвижения турпродукта национального парка и прогнозирования потребительского спроса на него.

Подготовка туристского предложения, ориентированного на потребительский спрос, и продвижение туристского продукта национального парка.

Обустройство и уборка территории национального парка, поддержание в надлежащем состоянии историко-культурных объектов.

Обеспечение безопасности посетителей парка (информационное обеспечение, пункты экстренной медицинской помощи, обученный навыкам оказания доврачебной медицинской помощи персонал парка, средства связи).

Стимулирование развития туристской инфраструктуры на территории национального парка и в его охранной зоне (подготовка и организация открытых конкурсов аренды земельных участков, объектов, зданий и сооружений, ознакомительных экскурсий для потенциальных инвесторов, иных мероприятий, нацеленных на формирование привлекательного инвестиционного климата).

Организация обслуживания посетителей национального парка как собственными силами (издание и распространение информационных материалов, экскурсионное обслуживание, службы гидов-проводников, прокат инвентаря), так и с привлечением частного сектора (туры, отдельные услуги по размещению, питанию, организации досуга, реализация сувенирной продукции).

Привлечение кадров для работы в сфере туризма на территории национального парка, их подготовка и переподготовка.

Эффективное выполнение НП этих функций обеспечивает, с одной стороны, регулирование туризма с целью сохранения природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, а с другой — позволяет интегрировать национальный парк в социально-экономическую структуру региона.

ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ОТДЫХА

Исходя из целей и задач НП, функциями в сфере туризма и отдыха являются:

Обеспечение охраны туристских ресурсов и экологический мониторинг.

Планирование регулируемого туризма и отдыха на территории парка на основе научно обоснованных данных о допустимых нагрузках с учетом интересов туризма и с вовлечением в процесс планирования заинтересованных сторон (местных и региональных органов власти, частного сектора, общественности и ученых).

Маркетинг, включая систему сбора данных для формирования маркетинговой стратегии в отношении разработки и продвижения турпродукта национального парка и прогнозирования потребительского спроса на него.

Подготовка туристского предложения, ориентированного на потребительский спрос, и продвижение туристского продукта национального парка.

Обустройство и уборка территории национального парка, поддержание в надлежащем состоянии историко-культурных объектов.

Обеспечение безопасности посетителей парка (информационное обеспечение, пункты экстренной медицинской помощи, обученный навыкам оказания доврачебной медицинской помощи персонал парка, средства связи).

Стимулирование развития туристской инфраструктуры на территории национального парка и в его охранной зоне (подготовка и организация открытых конкурсов аренды земельных участков, объектов, зданий и сооружений, ознакомительных экскурсий для потенциальных инвесторов, иных мероприятий, нацеленных на формирование привлекательного инвестиционного климата).

Организация обслуживания посетителей национального парка как собственными силами (издание и распространение информационных материалов, экскурсионное обслуживание, службы гидов-проводников, прокат инвентаря), так и с привлечением частного сектора (туры, отдельные услуги по размещению, питанию, организации досуга, реализация сувенирной продукции).

Привлечение кадров для работы в сфере туризма на территории национального парка, их подготовка и переподготовка.

Эффективное выполнение НП этих функций обеспечивает, с одной стороны, регулирование туризма с целью сохранения природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, а с другой — позволяет интегрировать национальный парк в социально-экономическую структуру региона.

ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА, ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОДВИЖЕНИЕ

Существует широко распространенное заблуждение о том, что туристским продуктом национального парка являются туристские маршруты или туры. В действительности все, что национальный парк делает в области туризма, нужно рассматривать как производственный процесс, базу которого составляют достопримечательности парка, ограничением является его рекреационная емкость, а продуктами — проформы туристского предложения, идеи или отдельные программы. Поэтому под процессом формирования турпродукта национального парка следует понимать комплекс управленческих и организационных мероприятий, направленных на повышение туристской привлекательности этой территории, создание имиджа парка как туристско-рекреационного центра.

При формировании турпродукта особое преимущество дает использование современных компьютерных технологий, в том числе и геоинформационных систем (далее — ГИС). Картографическое изображение ресурсной базы территории дает полную и наглядную картину существующей ситуации. Применение ГИС дает большие возможности при моделировании перспектив развития туризма на территории и существенно упрощает технологию разработки туристских маршрутов.

Процессу формирования турпродукта предшествуют оценка туристского потенциала НП и его маркетинговый анализ. На основе данного анализа определяются наиболее интересные для национального парка целевые группы посетителей и составляются программы развития видов туризма, наиболее целесообразных именно в этом парке.

Обустройство и туристская инфраструктура, безопасность и информационное обеспечение и т. д. прямо влияют на качество посещений и являются важнейшими элементами турпродукта НП. Поэтому, формирование положительного имиджа национального парка и продвижение его турпродукта является совместной задачей туроператоров, национального парка, местных и региональных администраций.

Положительный имидж должен быть основан на особенностях конкретного национального парка. Рекламно-информационные материалы должны иметь практическую направленность, то есть отвечать на вопросы:

Каковы уникальные достоинства данной территории?

Как туда добраться?

Каковы условия посещения?

Что можно посмотреть?

Где можно остановиться?

Где можно перекусить?

Где можно получить дополнительную информацию?

Как сделать предварительный заказ?

Реализация туристского продукта осуществляется туроператорами и турагентами как напрямую потенциальным туристам, так и оптом туристским агентам через систему туристских ярмарок и бирж.

Позиционирование национального парка и продвижение его туристского продукта осуществляется по следующим направлениям:

как объекта показа природных и историко-культурных памятников;

как места отдыха на природе.

Услуги, предоставляемые национальным парком в сфере туризма

НП может реализовывать посетителям (напрямую или через туроператоров) следующие услуги:

посещение территории национального парка и его отдельных объектов;

посещение визит-центров, музеев и экспозиций, программы экологического просвещения;

снабжение экологической информацией;

обеспечение информацией по безопасному поведению на территории парка;

реализация рекламно-издательской продукции (картосхем национального парка, буклетов, фотоальбомов, календарей, прочей сувенирной продукции с символикой НП);

размещение на оборудованных стоянках, в кемпингах, гостевых домах и т. д.;

пользование оборудованными кострищами, туалетами и другими объектами обустройства;

услуги по питанию;

услуги гидов-проводников, экскурсоводов и переводчиков;

прокат спортивного инвентаря;

распространение аудио-, видео- и фотопродукции о национальном парке;

организация досуга (спортивные, оздоровительные мероприятия и т. д.).

Посещение национального парка следует рассматривать как комплексную услугу. Учитывая психологию посетителей, желательно, чтобы плата за вход не только предполагала бы возможность попасть на территорию парка, но и включала в себя выдачу памятного буклета или значка с символикой парка, какого-нибудь недорогого сувенира и т. п. Чем выше будет плата за вход, тем больше дополнительных “бесплатных” услуг она должна в себя включать.

Введение платы за вход имеет смысл в случае, если национальный парк может реально обеспечить ее сбор (например, если в парк имеется всего 2—3 въезда, на которых есть возможность поставить шлагбаумы).

В национальных парках кластерного типа или находящихся в густонаселенной местности более эффективно вводить умеренную плату за пользование теми или иными объектами благоустройства (оборудованными стоянками, привалами, кемпингами и т. д.), так как затраты национального парка на поддержание этих объектов в надлежащем состоянии очевидны как для турфирм, так и для посетителей.

Поскольку сегодня национальные парки России не могут полностью отказаться от взимания платы за услуги населению (как это сделали, например, в Эстонии), желательно, чтобы ценовая политика НП была диверсифицирована с учетом уровня доходов различных категорий граждан. Введение льгот и льготных абонементов для местных людей, а также для отдельных категорий социально незащищенных граждан имеет большой общественный резонанс и способствует созданию положительного имиджа как отдельного национального парка, так и природоохранной деятельности в целом.

Поскольку хозяйственная деятельность в сфере туризма сопряжена с высокими коммерческими рисками и требует высокого профессионализма и значительных капиталовложений, желательно, чтобы в конечном итоге оказанием платных услуг занимался бы преимущественно частный сектор. Некоторые НП имеют на своем балансе здания и сооружения (например, бывшие турбазы), которые, как правило, находятся в аварийном состоянии и не могут быть использованы для предложения на их базе конкурентоспособных турпродуктов. Затраты на поддержание в надлежащем состоянии и переоборудование подобных объектов для нужд туризма отрицательно сказываются на рентабельности. Поэтому такие объекты лучше сдавать в аренду.

Мировой опыт показывает, что бизнесмены редко эксплуатируют созданные в национальных парках государством объекты туристской инфраструктуры, предпочитая на их месте возводить новые гостевые дома, приюты, небольшие гостиницы, более полно отвечающие потребительскому спросу и мировым стандартам качества.

Эстонский опыт по упорядочению туристского сектора

В Эстонии в целях упорядочения туристского сектора был издан Закон о туризме (вступил в силу 1 марта 2001 г.), в соответствии с которым администрации охраняемых территорий не могут иметь в собственности или владении гостиницы и кемпинги, а центры туристической информации и информационные службы парков должны предоставлять посетителям информацию бесплатно. Таким образом государство пытается разделить публичные и коммерческие услуги. Коммерческими услугами занимается частный сектор, а публичными — государство. За коммерческие услуги потребитель платит прямо, публичные услуги он получает бесплатно, то есть платит косвенно, налогами. Такая модель широко используется в Европейском Союзе.

| вверх |

Информационное обслуживание посетителей

Информационное обеспечение клиентов парка является одной из основных его функций, от которой прямо зависит популярность НП и соблюдение посетителями правил поведения на его территории. Кроме того, информационное обслуживание должно связывать в единое целое все виды деятельности этой ООПТ и формировать ее положительный имидж в глазах потенциальных потребителей турпродукта.

Основными видами деятельности национального парка по информационному обслуживанию потребителей являются:

создание и обустройство информационных центров;

информационное оформление объектов показа и маршрутов;

издание печатной продукции о национальном парке, в том числе путеводителей и карт маршрутов;

создание качественного Интернет-сайта парка и своевременное обновление информации о нем.

Условно потребителей информации о национальном парке можно разделить на две группы:

1) эколого-просветительские и природоохранные организации;

2) потенциальные посетители (туристы).

Бесплатными для посетителей должны быть следующие сведения:

о порядке и сроках посещения;

о транспортной доступности и ее особенностях;

о наличии мест в гостиницах и приютах;

о наборе основных и дополнительных услуг;

о существующих туристских и экскурсионных маршрутах и некоторая другая информация.

Учитывая сравнительно высокую стоимость работ по разработке и распространению информации, национальный парк должен привлекать для этих целей спонсоров из числа местных предприятий и организаций, а также природоохранных фондов.

Услуги гидов-экскурсоводов

Одной из главных составляющих турпродукта национального парка может стать служба гидов-проводников или гидов-экскурсоводов. При наличии специальной дополнительной подготовки подобные услуги могут оказывать при наличии специальной подготовки как специалисты национального парка, так и местные жители, с которыми туроператоры напрямую заключают договоры на обслуживание тура.

Требования к гиду:

наличие государственного сертификата и/или лицензии на осуществление данного вида деятельности (при необходимости);

знание территории парка и его окрестностей, этнографических, историко-культурных, природных сведений (в зависимости от тематики тура);

коммуникабельность и знание основ гостеприимства;

умение ориентироваться на местности;

знание правил поведения в лесу, на водоеме и т. п.;

умение оказывать доврачебную медицинскую помощь;

владение иностранным языком (в зависимости от целевой аудитории).

Сопровождение туристских групп специалистами национального парка также предполагает:

обеспечение туристов схемами маршрута;

проведение инструктажа по правилам техники безопасности и особенностям поведения на территории парка;

при необходимости проверка физической подготовки и специальных навыков (верховой езды, скалолазания, сплава на плоту и т. п.), предоставление специального инвентаря и т. д.

| вверх |

Обустройство территории

Обустройство территории играет важную роль при развитии туризма и отдыха. На территории национального парка оно также служит минимизации антропогенного воздействия от рекреационной и туристской деятельности на природные и историко-культурные комплексы и объекты. Базовое обустройство территории производится силами самого национального парка и является важнейшим компонентом его турпродукта.

Необходимо, чтобы в проектировании объектов базового обустройства, осуществляемого НП, активное участие принимал отдел по туризму. Данное участие реализуется путем внесения в план управления НП предложений на основе данных экологического мониторинга и результатов маркетинга.

Требования, которым должны соответствовать элементы обустройства территории парка:

минимальные нагрузки на природную среду и историко-культурные объекты;

удобство и безопасность для посетителей;

гармонирующий с окружающим пространством дизайн.

Минигостиницы, гостиничные комплексы и лечебно-оздоровительные центры, а также прочие предприятия сферы обслуживания и индустрии развлечений формируют инфраструктуру туризма близ границ НП и не относятся к базовому обустройству территории.

С уже действующими предприятиями сферы обслуживания следует разрабатывать программы совместных действий по минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Строительство новых объектов и сооружений на территории национального парка, связанных с его функционированием, следует разрешать только в том случае, если предпроектная документация свидетельствует о применении инновационных экологически безопасных технологий, при этом нельзя допускать чрезмерной концентрации объектов.

Согласно опыту экспертов, даже такой привлекательный для национальных парков вид туризма, как природно-ориентированный туризм, предполагает наличие средств размещения определенной минимальной комфортабельности. Поэтому желательно, чтобы администрация парка инициировала переговоры с коммерческими структурами с целью поиска взаимовыгодного компромисса. Иллюстрацией тому может служить пример, когда предприниматель приходит в администрацию ГУНП с проектом строительства гостиничного комплекса, состоящего из 10 гостевых домов на 60 мест. Данное количество мест обеспечивает рентабельность проекта, однако при этом нагрузка на объект превышает допустимую. Вместо того чтобы сразу же отклонить проект, администрация национального парка может начать переговоры и предложить предпринимателю рассредоточить 10 гостевых домов на 3—4 участках, находящихся на некотором расстоянии друг от друга. При этом в выигрыше могут оказаться и туристы, так как отдых на природе у многих из них обычно ассоциируется с тишиной и уединением.

Соискатели лицензий на деятельность, предполагающую аренду земли под строительство объектов (или эксплуатацию уже существующих зданий и сооружений в качестве перечисленных выше объектов) еще до объявления конкурса должны быть проинформированы о существующей политике НП в сфере регулирования туризма и отдыха.

Обеспечение безопасности посетителей национального парка

Одним из важных критериев туристской привлекательности территории является безопасность отдыха. Национальному парку совместно с местными органами власти, туроператорами и другими заинтересованными сторонами следует разработать комплекс мер по предупреждению несчастных случаев, оказанию необходимой медицинской помощи, в том числе и доврачебной, эвакуации пострадавших, поискам заблудившихся туристов. При этом национальные парки не должны подменять собой местные органы власти или другие структуры.

Роль парка в этом процессе заключается в:

разработке правил безопасного поведения на территории парка;

взаимодействии с соответствующими органами, ответственными за безопасность людей, — страховыми компаниями, МЧС, службами скорой и неотложной медицинской помощи, службами спасения, подразделениями органов внутренних дел;

своевременном информировании посетителей парка о потенциально опасных природных явлениях: экстремальных температурах воздуха и воды, ураганах, селе- и лавиноопасности, а также о наличии опасных для человека животных и растений (хищников, ядовитых змей, пауков, растений и грибов и т. д.



Государственные инспекторы по охране национального парка должны проходить специальную подготовку по оказанию доврачебной медицинской помощи. В национальном парке желательно иметь пункт медицинского обслуживания.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал