Материалы к "правительственному часу"



страница1/4
Дата01.05.2016
Размер0.63 Mb.
  1   2   3   4

МАТЕРИАЛЫ К "ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОМУ ЧАСУ"


Слайд 1



Слайд 2


Слайд 3



Слайд 4


Слайд 5



Слайд 6


Слайд 7



Слайд 8


Слайд 9



Слайд 10


Слайд 11



Слайд 12


Слайд 13



Слайд 14


Слайд 15



Слайд 16


Слайд 17



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Справка по основным направлениям деятельности в области лесных отношений
Россия – крупнейшая лесная держава мира. На ее долю приходится четверть мирового лесного покрова, леса занимают почти половину территории страны. Общая площадь земель лесного фонда Российской Федерации составляет около 1,84 млн. гектаров, из них доля лесных земель свыше 75 %. Леса являются экологическим каркасом территорий, условием экологической безопасности страны и планеты в целом. Леса России выполняют важнейшие защитные, водоохранные и климаторегулирующие функции, играют ключевую роль в сохранении биоразнообразия и поддержании других биосферных функций.

В 2012 году Рослесхоз продолжает работу по созданию комплекса взаимоувязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления лесами, в том числе системы управления ресурсным обеспечением лесного хозяйства.

В 2006 году принят и в 2008 году полностью вступил в силу действующий Лесной кодекс Российской Федерации, которым установлена принципиально новая система реализации полномочий органов государственной власти и регулирования лесных отношений. Начиная с указанного момента, органами государственной власти проводилась активная работа по дальнейшему реформированию и развитию нормативно-правового регулирования в области лесных отношений с целью обеспечения потребностей граждан в ресурсах и услугах леса, обеспечению их прав на благоприятную окружающую среду. За это время на федеральном и региональном уровнях полностью создана и продолжает совершенствоваться необходимая нормативная правовая база. Продолжается гармонизация лесного законодательства с другими отраслями права. Особое внимание уделяется сохранению единства правового регулирования на всей территории Российской Федерации.

В результате этих процессов наиболее значительная часть управленческих полномочий была передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В федеральном ведении остаются нормативно-правовое регулирование, бюджетное планирование, государственная инвентаризация лесов, пожарный надзор в лесах, отнесение лесов к видам лесов по целевому назначению, а также контроль за исполнением делегированных полномочий субъектами Российской Федерации.

Одновременно осуществлены кардинальное реформирование органов управления лесами на федеральном и региональном уровнях, формирование необходимой материально-технической базы, совершенствование организации лесопользования (развитие института аренды лесов, купли-продажи лесных насаждений), а также совершенствование финансово-экономических механизмов использования лесов, лесоустройства, охраны, воспроизводства и защиты лесов.

Сложный этап реформирования усугублялся кризисными явлениями в мировой экономике 2008 года. Возросли требования к управлению лесами, которое должно отвечать современным социальным, экологическим и экономическим стандартам. Под воздействием ряда объективных и субъективных причин увеличились угрозы повреждения лесов пожарами, вредителями и болезнями, другими неблагоприятными факторами. Требуют особого внимания вопросы противодействия нелегальному лесопользованию. Лесной сектор сталкивается с необходимостью адекватного реагирования на изменения экологических требований, глобализацию рынков, усиление конкуренции продукции и технологий, недостаточной инновационной


и инвестиционной активностью в лесном секторе.

В 2010 году создан наделенный широкими полномочиями самостоятельный федеральный орган исполнительной власти – Федеральное агентство лесного хозяйства. Правительство оказало лесному сектору значительную поддержку, начав выделение средств на модернизацию материально-технической базы и строительство, продолжив политику стимулирования приоритетных инвестиционных проектов по глубокой переработке древесины.

Характеризуя пройденный этап в целом, можно отметить, что принятые меры привели к улучшению ситуации в лесном комплексе. Несмотря на кризисные явления, не прерывалось плановое поступление платежей за использование лесов в бюджетную систему Российской Федерации. Не допущено сокращение площади лесов, сохранен их экологический и экономический потенциал. Сохранена фактическая монополия государства на леса. Преодолены намечавшиеся тенденции спада лесопользования и лесопромышленного производства.

В рамках Положения о порядке организации исполнения проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года можно отметить следующие основные результаты деятельности Рослесхоза, а именно:

лесистость территории Российской Федерации сохранена на уровне 46,6 %;

уровень объема доходов от использования лесов на землях лесного фонда, поступающих в федеральный бюджет к объему средств субвенций, предоставляемых из федерального бюджета на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений, увеличился до 76,4 % (при плановом показателе – 71 %);

объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов в расчете на 1 гектар земель лесного фонда увеличился на 1,57 % в сравнении с плановым значением и составил 14,19 рубля;

доля лесного фонда, предоставленного в аренду, возросла на 46,15 % в сравнении с плановым значением и составила 19 %.

В настоящее время Рослесхозом совместно с представителями Минпроторга России подготовлен проект Лесной политики России, начато его широкое обсуждение. Указанным проектом, в частности, устанавливаются стратегические цели, задачи и перспективы лесного комплекса Российской Федерации,
а также механизмы достижения данных целей в процессе управления лесами, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Основными целями являются:

обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала;

повышение вклада лесов в социально-экономическое развитие страны, обеспечение экологической безопасности и потребностей экономики в лесных ресурсах, сохранение имеющихся и создание новых качественных рабочих мест;

удовлетворение общественных потребностей нынешнего и будущих поколений граждан России
в ресурсах и услугах леса;

достижение лидирующих позиций в международных процессах по сохранению и приумножению лесов, на мировых рынках лесоматериалов и лесобумажной продукции.

При устойчивом управлении леса являются гарантом предотвращения неблагоприятных климатических изменений, мощнейшим возобновляемым сырьевым источником для лесного комплекса страны, объектом приложения потенциально высокоэффективного труда и получения конкурентоспособной продукции.

Достижение указанных целей обеспечит устойчивое управление лесами в области их использования, охраны, защиты и воспроизводства, направленное на обеспечение сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды, рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов. При этом обеспечивается не только сохранение и восстановление экономического, экологического и социально-культурного потенциала лесов, но и развитие всех форм предпринимательства и обеспечивается занятость местного населения.

Использование лесов должно осуществляться в целях удовлетворения потребностей общества
в лесных ресурсах и других полезностях леса с учетом целевого назначения лесов. Сохраняется
и совершенствуется в перспективе деление лесов России на защитные, эксплуатационные и резервные. Резервные леса рассматриваются как основной залог стабильности климата, сохранения биологического разнообразия и иных экологических функций. Они являются одновременно резервом экономических полезностей леса для будущих поколений. В эксплуатационных лесах необходимо стремиться
к максимальному использованию естественного прироста древесины, поддерживая их естественный потенциал к самовоспроизводству. В защитных лесах формируются устойчивые лесные насаждения, выполняющие средообразующие, водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции в интересах обеспечения права граждан на благоприятную окружающую среду.

Будет продолжено совершенствование института аренды в лесах и уменьшение предпосылок


к возникновению коррупции в этой сфере, обеспечение должного уровня конкуренции среди претендентов.

Планируется при осуществлении использования лесов применять лучшие из существующих технологии и технические средства, обеспечивающие сохранение экологических функций лесов и сохранение их биологического разнообразия. В тех регионах и лесных насаждениях, где это обосновано лесоводственной целесообразностью и способствует повышению интенсивности ведения лесного хозяйства, намечено постепенно увеличить объем древесины, заготавливаемой выборочными рубками.

Будут выработаны и приняты активные меры по формированию в стране достаточной сети лесных дорог, поддержки государством действий заинтересованных сторон по строительству новых и расширению возможностей имеющихся лесных дорог.

Должное развитие должны получить виды использования лесов, не связанные с заготовкой древесины, многоцелевое лесопользование. Предполагается дальнейшее развитие экотуризма в лесах, более широкое использование недревесной продукции лесов.

В целях обеспечения необходимого уровня охраны лесов от незаконных рубок и иных нарушений лесного хозяйства планируется дальнейшее совершенствование систему государственного лесного надзора и пожарного надзора на всех уровнях управления лесами. Предусматривается развитие лесного и смежного законодательства в этой сфере, повышение эффективности правоприменения, использования новых информационных технологий и дистанционных методов. При активном участии общественных организаций особое внимание будет уделяться профилактике лесонарушений, воспитанию у населения, особенно у подрастающего поколения, бережного отношения к лесу и нетерпимости к нарушениям лесного законодательства.

Должна получить дальнейшее развитие единая в Российской Федерации система управления охраной всех лесов от пожаров на всех уровнях управления лесами. Предусматривается повышение эффективности предупреждения возникновений и распространения лесных пожаров на основе повсеместного внедрения систем противопожарного обустройства лесов и обеспечения эффективной наземной и авиационной охраны, мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров с использованием современных дистанционных средств получения данных и инновационных информационных технологий. Будут продолжены разработка и внедрение новых технологий и средств профилактики, обнаружения и тушения лесных пожаров. Эти действия дополнятся планомерной работой по просвещению местного населения с активным участием общественных организаций и объединений.

В сфере защиты лесов особое внимание будет уделено повышению качества выявления и диагностики лесопатологических факторов, объективности прогноза лесопатологической ситуации, а также эффективности планирования и осуществления системы лесозащитных мероприятий на разных уровнях управления. Будут продолжены мероприятия по совершенствованию интегрированной защиты лесов от вредителей и болезней, поддержке разработки и внедрения новейших методов и технологий лесопатологического мониторинга, локализации и ликвидации очагов вредных организмов с применением лесозащитных препаратов нового поколения.

Планируется обеспечить непрерывный процесс воспроизводства лесов, соответствующий природному лесорастительному потенциалу и естественной динамике лесных экосистем с максимального использования естественной способности лесов России к самовоспроизводству. Искусственное лесовосстановление должно ориентироваться на использование репродуктивного материала надлежащего качества из зарегистрированных источников и соответствующего лесосеменному районированию. При воспроизводстве лесов будет продолжено использование природосберегающих технологий, максимально адаптированных к естественным природным процессам.

Ожидается, что государственная политика в сфере использования лесных ресурсов должна способствовать повышению экономических показателей использования лесных ресурсов и производства лесной продукции до уровня мировых стандартов. Лесной комплекс повысит свой вклад в социально-экономическое развитие регионов страны и обеспечит повышение занятости населения в лесных регионах, особенно в градообразующих и монопрофильных населённых пунктах.

Для повышения инвестиционной привлекательности лесного сектора планируется продолжить политику поддержки инвестиционных проектов в области освоения лесов, повышения доступности кредитных ресурсов, разработки механизмов выделения государственных субвенций и субсидий субъектам Российской Федерации и инвесторам для реализации проектов, направленных на расширения внутреннего рынка потребления лесопродукции и увеличения лесоэкспортного потенциала лесного комплекса.

Более широкое применение получат механизмы государственно-частного партнерства при освоении лесов, особенно при создании объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог) за счет средств федерального бюджета, регионального и местного бюджетов, средств арендаторов лесных участков.

Будет сохранен свободный и бесплатный доступ граждан в леса, находящиеся в государственной собственности, а также заготовка для собственных нужд пищевых и недревесных ресурсов леса. Поддержаны действия заинтересованных по рекреационному обустройству лесных территорий, развитию рынка услуг лесной рекреации и лесного туризма (экотуризма) с учетом интересов коренных народов, живущих в лесах и полностью зависящих от них в своем существовании.

Рослесхоз продолжит создание условий для широкого участия всех заинтересованных сторон в разработке и эффективном применении законодательства, регулирующего деятельность участников лесных отношений. Будут активно применяться эффективные механизмы постоянного многостороннего диалога заинтересованных сторон на основе своевременной и объективной информации о деятельности заинтересованных сторон и состоянии лесов. В диалоге широкое применение найдут формы, основанные на партнерском участии органов управления лесами, предпринимателей и общественных организаций, в том числе в сфере воспитания бережного отношения людей к лесу, экологического воспитания детей и молодежи.

В международных отношениях, не вступая в необратимые противоречия с другими странами, будут продолжены формирование выгодной для собственных граждан международной лесной политики, расширение присутствия российского представительства на новом международном рынке, где наряду с традиционными рыночными ценностями и факторами равноправно выступят новые экологические и социальные приоритеты. Особое внимание в переговорных процессах будет уделено повышению лесоэкспортного потенциала страны. Внешнеэкономическая политика будет способствовать закреплению позиций российских производителей на традиционных рынках лесобумажной продукции и освоению ими перспективных рынков.

Конкретные задачи, а также критерии и индикаторы их достижения на более близкую перспективу с запланированными по годам количественными значениями установлены проектом государственной программы «Развитие лесного хозяйства на период до 2020 года, согласованной с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Проект государственной программы находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации.

Проект государственной программы предусматривает решение следующих основных задач:

повышение эффективности профилактики, обнаружения и тушения лесных пожаров, а также минимизация социально-экологического ущерба, наносимого лесными пожарами;

повышение эффективности защиты лесов от вредных организмов и неблагоприятных факторов;

повышение продуктивности и качества лесов на основе их гарантированного воспроизводства и лесоразведения в первую очередь в регионах, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциал;

обеспечение интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия, повышение эффективности контроля использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;

улучшение социально-экономических условий в лесном хозяйстве, повышение качества научных исследований, переподготовки и повышения квалификации кадров отрасли.

Этапы и сроки реализации государственной программы: I этап – 2012–2014 годы, II этап –


2015–2017 годы, III этап – 2018–2020 годы.

Ресурсное обеспечение реализации государственной программы соответствует предельным лимитам бюджетных обязательств средств федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013


и 2014 годов, составляющее на 2012 год – 27,3 млрд. руб., на 2013 год – 29,5 млрд. руб. на 2014 год – 30,5 млрд. руб.

Вместе с тем проектом государственной программы предусмотрено финансирование за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также внебюджетных источников (арендаторы и иные источники).

На 2012–2014 годы расходы бюджетов субъектов Российской Федерации составляют 7,4 млрд. руб., расходы из внебюджетных источников – 59,6 млрд. руб.

Рослесхоз уже приступил к внедрению программно-целевого метода и инструментов финансирования, обеспечивающих прозрачность и обоснованность финансовых потоков на федеральном и региональном уровнях власти. Со всеми субъектами Российской Федерации заключены соглашения. В ряде субъектов уже начата реализация региональных целевых программ, способствующих развитию лесного комплекса.


Информационно-аналитические материалы к справке об основных направлениях деятельности
в области охраны, защиты, воспроизводства и использования лесов

4 декабря 2006 года принят Лесной кодекс Российской Федерации, которым установлена принципиально новая система реализации полномочий органов государственной власти и регулирования лесных отношений. Начиная с указанного момента, органами государственной власти проводилась активная работа по дальнейшему реформированию и развитию нормативно-правового регулирования в области лесных отношений с целью создания необходимой правовой базы для организации соответствующей деятельности, в том числе направленной на обеспечение потребностей граждан в ресурсах и услугах леса, гармонизации лесного законодательства,

Указом Президента Российской Федерации от 27 августа 2010 года № 1074 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» установлено, что руководство деятельностью Рослесхоза осуществляет Правительство Российской Федерации и Рослесхоз наделен функциями: по контролю и надзору в области лесных отношений и по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях).

В результате наделения Рослесхоза полномочиями по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений был подготовлен и принят Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон),
в котором решен ряд принципиальных вопросов.

Указанный Федеральный закон направлен на защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, охрану лесов от пожаров, обеспечение пожарной безопасности в лесах, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, установление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров и т.д.

Федеральный закон внес изменения в том числе в федеральные законы от 21 декабря 1994 года
№ 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», согласно которым четко разграничиваются полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления
в части осуществления мер пожарной безопасности в лесах, тушения лесных пожаров, введения чрезвычайной ситуации в лесах, возникших вследствие лесных пожаров.

Также на совершенствование законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности в лесах направлены отдельные нормы Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Федерального закона от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В целях реализации положений Федерального закона изданы постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2011 года № 343 «О внесении изменений в Правила пожарной безопасности в лесах», от 5 мая 2011 года № 344 «Об утверждении Правил привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров», от 17 мая 2011 года № 376 «О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров», от 17 мая 2011 г. № 377 «Об утверждении Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы», от 16 апреля 2011 года № 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов», от 17 мая 2011 года № 376 «О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров», которые предусматривают защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и устанавливают требования к правилам пожарной безопасности в лесах.

Кроме того, изданы за истекший период Рослесхозом подготовленные соответствующие постановления Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 года № 687 «Об утверждении Правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах», от 16 апреля 2011 года № 284 «О внесении изменений в Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора и Положение об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах», от 18 мая 2011 года № 378 «Об утверждении Правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации», от 29 июня 2011 года № 524 «Об утверждении Правил отмены правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений», от 31 января 2012 года «О лицензировании деятельности по тушению лесных пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров».

Вышеперечисленные нормативные правовые акты разрабатываются Федеральным агентством лесного хозяйства и принимаются в соответствии и в развитие положений, установленных Лесным кодексом Российской Федерации с целью обеспечения реализации механизмов, направленных на защиту, охрану и воспроизводство лесов, и осуществления полномочий органов государственной власти в сфере лесных отношений.

Кроме того, с целью дальнейшего развития нормативно-правового регулирования, всестороннего анализа и применения результатов мирового опыта правового регулирования в данной сфере, достижения лидирующих позиций в международных процессах по сохранению и приумножению лесов, на мировых рынках лесоматериалов и лесобумажной продукции Федеральное агентство лесного хозяйства является активным участником соответствующих международных переговоров и процессов.

В частности, в настоящее время представители Рослесхоза входят в состав Межправительственного переговорного комитета по выработке юридически обязывающего соглашения по лесам Европы, в процессе которого занимают активную позицию, направленную на закрепление и отражение интересов Российской Федерации в положениях международного правового акта.

Помимо изложенного, Рослесхоз ведет активную работу, направленную на сохранение единства правового регулирования на всей территории Российской Федерации. С этой целью Рослесхоз осуществляет полномочия по контролю за правовым регулированием органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений. В рамках данной работы Рослесхоз систематично осуществляет сбор и обобщение соответствующей информации, проводит правовую экспертизу правовых актов, по результатам которой в случае необходимости направляет в органы государственной власти субъектов Российской Федерации предписания об устранении выявленных нарушений.

Учитывая изложенное, Федеральным агентством лесного хозяйства активно ведется работа по нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений, главной целью которой является создание необходимых условий и правовой основы для эффективного осуществления полномочий в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

В целях развития лесного хозяйства и совершенствования управления лесами распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 года № 69-р была утверждена Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003–2010 годы (далее – Концепция). Реализация Концепции была направлена на создание условий, обеспечивающих устойчивое управление процессами воспроизводства лесов при соблюдении требований непрерывного, рационального и неистощительного пользования лесным фондом, повышение доходов от использования лесных ресурсов, сохранение ресурсного, рекреационного, экологического потенциала лесов и их биологического разнообразия. Концепцией предполагалась реализация мероприятий в части нормативной правовой деятельности, совершенствования государственного управления в сфере лесных отношений, повышения уровня межведомственной и межрегиональной координации в сфере лесных отношений, повышения эффективности деятельности по использованию, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов, повышения уровня научного и кадрового обеспечения развития лесного хозяйства, расширения участия


в международном сотрудничестве в области лесного хозяйства.

Принятие в 2006 году новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации обусловило необходимость изменения Концепции в части корректировки направлений развития лесного хозяйства и комплекса мероприятий по ее реализации.

В ходе реализации Концепции был осуществлен с учетом проводимых в стране реформ комплекс мероприятий:

по реализации положений Лесного кодекса Российской Федерации;

по организации государственного лесоуправления, особенно в части передачи лесхозов субъектам Российской Федерации и формирования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений;

по организации межведомственного взаимодействия, взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по пресечению незаконных заготовок и оборота незаконно заготовленной древесины;

по совершенствованию организации лесопользования (развитие института аренды лесов, купли-продажи лесных насаждений), совершенствованию экономического механизма использования лесов, лесоустройства, охраны и защиты лесов;

по совершенствованию системы финансирования переданных полномочий Российской Федерации


в области лесных отношений;

по регулированию вопросов контроля за исполнением переданных субъектам Российской Федерации полномочий в области лесных отношений, обеспечению защиты деятельности государственных лесных инспекторов при пресечении лесонарушений.

Срок реализации Концепции истек в 2010 году, все ее основные мероприятия были выполнены.

Кроме того, за последние четыре года ставки платы за использование лесов, установленные Правительством Российской Федерации, были сохранены на уровне 2009 года, что явилось скрытым инвестиционным механизмом в лесной отрасли и позволило существенно поддержать предприятия лесного комплекса, обеспечив их финансовую устойчивость, особенно в период экономического кризиса.

В рамках Положения о порядке организации исполнения проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года № 815, можно отметить следующие основные результаты деятельности Рослесхоза, а именно:

лесистость территории Российской Федерации сохранена на уровне 46,6%;

произошло увеличение уровня переработки заготовленной древесины до 64,8 % (при плановом показателе – 55 %);

уровень объема доходов от использования лесов на землях лесного фонда, поступающих в федеральный бюджет к объему средств субвенций, предоставляемых из федерального бюджета на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений, увеличился до 76,4 % (при плановом показателе – 71 %);

объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов в расчете на 1 гектар земель лесного фонда увеличился на 1,57 % в сравнении с плановым значением и составил 14,19 рубля;

доля лесного фонда, предоставленного в аренду, возросла на 46,15 % в сравнении с плановым значением и составила 19 %.

Основные направления деятельности, предусматривают необходимость обеспечения государственной поддержки ускоренной технологической модернизации лесного хозяйства на основе более активного использования инструментов государственно-частного партнерства через заключение крупномасштабных инвестиционных соглашений, в которых государство берет на себя обязательства по созданию необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры.

Таким образом, приоритеты и цели государства в сфере лесных отношений определяют необходимость комплексного решения задач лесного хозяйства, направленных на обеспечение непрерывного, неистощительного, рационального, многоцелевого и экономически эффективного использования лесов с учетом их социально-экологического значения.

Успешная реализация указанных направлений возможна только при активном участии органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которым в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, переданы полномочия по организации и обеспечению использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства. В настоящее время значительной частью субъектов Российской Федерации разработаны региональные целевые программы в области лесного хозяйства, определяющие основные цели, задачи, объемы и источники финансирования мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов. Анализ этих программ, представленных субъектами Российской Федерации, показывает, что они ориентированы на инерционный сценарий развития, который не сможет обеспечить прорывное развитие лесного хозяйства страны в целом, его модернизацию и инновационную перестройку лесного сектора экономики. Поэтому на первый план выходит необходимость использования механизмов государственной программы по координации деятельности на федеральном и региональном уровнях в области лесных отношений, достижения баланса их интересов, а также слияния финансовых ресурсов при решении общих целей и задач.

Реализация указанных механизмов обеспечит комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов в сфере лесных отношений, системное развитие использования и воспроизводства лесов, создаст организационно-финансовые и экономические механизмы взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и построения эффективной системы управления лесами.

Дополнительные эффекты от реализации указанных мероприятий будут достигнуты за счет развития и использования научного потенциала лесных научно-исследовательских учреждений страны, информационной поддержки и создания инфраструктуры для ситуационного анализа рисков в лесном хозяйстве, повышения качества переподготовки и повышения квалификации лесных кадров.

Также одной из ключевых задач на среднесрочную перспективу является существенное улучшение делового климата в лесной отрасли, в том числе за счет создания предпосылок (мер государственной поддержки и регулирования) к мотивации среднего и малого предпринимательства в области лесных отношений.

Новая модель экономического роста лесного сектора экономики должна быть достигнута за счет глобальной модернизации лесного комплекса в целом, охватывающей не только технологию, но и всю лесную экономику, а также социальные институты. Это обусловливается потребностью в интеграции российской лесной экономики с развитыми странами.

В 2011 год общий объем финансирования лесного хозяйства из федерального бюджета составил 36 млрд. рублей.

Рост финансирования лесного хозяйства в 2011 году относительно 2010 года составил 175 %, в том числе по субвенциям на исполнение лесных полномочий в субъектах Российской Федерации – 141 %.

В том числе в 2011 году были предусмотрены целевые средства федерального бюджета субъектам Российской Федерации в виде субсидий:

на приобретение специализированной противопожарной техники и оборудования – 5,0 млрд. рублей;

на строительство лесосеменных центров в субъектах Российской Федерации – 1,78 млрд. рублей.

Благодаря проделанной работе по совершенствованию организации использования лесов в бюджетную систему Российской Федерации в 2011 году поступило 21,8 млрд. рублей лесных платежей, это позволило перевыполнить план поступлений на 16 процентов.

Таким образом, результаты 2011 года наглядно показали особое отношение со стороны государства к проблемам лесной отрасли, а также готовность Правительства Российской Федерации оперативно и качественно принимать взвешенные политические решения для устранения безотлагательных вопросов стоящих перед лесным хозяйством.

В 2012 году Рослесхоз продолжает работу по созданию комплекса взаимоувязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления лесами, в том числе системы управления ресурсным обеспечением лесного хозяйства.

В прошлом году Рослесхоз уже приступил к внедрению программно-целевого метода, инструментов финансирования, обеспечению прозрачности и обоснованности финансовых потоков. Программно-целевой метод должен найти применение не только на федеральном, но и на региональном уровне власти.


На федеральном уровне планируется реализация государственной программы «Развитие лесного хозяйства на период до 2012 года», а на уровне субъектов Российской Федерации – региональных целевых программ, способствующих развитию лесного комплекса региона в целом.

В рамках этих программ будут реализовываться мероприятия: по рациональному использованию лесов; охране лесов от пожаров; лесовосстановлению; обеспечению государственной инвентаризации лесов; повышению эффективности государственного управления в лесном хозяйстве и государственного лесного контроля и надзора, включая деятельность государственной лесной охраны; созданию электронной информационно-аналитической базы лесов; развитию науки и повышению эффективности внедрения научно-исследовательских разработок в лесную отрасль.

В настоящее время Рослесхозом разработан проект государственной программы «Развитие лесного хозяйства на период до 2020 года», который находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации. Основой данной программы является переход на программно-целевой метод планирования бюджетных расходов, ориентированный на конкретный результат. По своей сути государственная программа представляет собой набор всех мероприятий и объемов, жестко привязанных к уровню финансирования.

Распределение полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти, которое отражено в статье 81 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс), является итогом децентрализации системы управления лесным хозяйством, последовательно проводимой в течение последних лет. В результате этих процессов наиболее значительная часть управленческих полномочий была передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В федеральном ведении остаются нормативно-правовое регулирование, бюджетное планирование, государственная инвентаризация лесов, пожарный надзор в лесах, отнесение лесов к видам лесов по целевому назначению, а также контроль за исполнением делегированных полномочий субъектами Российской Федерации.

Перераспределение полномочий между федеральными и региональными органами власти предполагает кардинальное изменение организационной структуры управления.

Согласно статье 15 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» осуществлен переход права собственности Российской Федерации на лесхозы к субъектам Российской Федерации, а также проведены мероприятия


по преобразованию лесхозов в соответствии с гражданским законодательством.

В субъекты Российской Федерации передано соответствующее финансирование деятельности преобразованных лесхозов и управления лесами в виде субвенций.

Процедура делегирования полномочий предполагает также передачу в ведение субъектов Российской Федерации пожарно-химических станций, авиабаз и другой инфраструктуры.

Действующим Лесным кодексом субъекты Российской Федерации наделены полномочиями в сфере организации использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Другая важная характеристика проведенной реформы – разделение функций государственного управления и ведения лесного хозяйства.

С одной стороны, на базе лесхозов созданы лесничества субъектов Российской Федерации как управленческие структуры.

С другой стороны, в соответствии со статьей 53.8 Лесного кодекса созданы специализированные бюджетные и автономные учреждения для выполнения работ по охране лесов от лесных пожаров. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года № 69 утверждено Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации для осуществления мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов созданы также специализированные организации, учреждения, либо привлекаются коммерческие организации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации в регионах созданы различные управленческие структуры (министерства, департаменты, управления, агентства).

Согласно данным отраслевой отчетности штатная численность работников лесного хозяйства за 2011 год составляет 79,7 тыс. единиц, в том числе подведомственных учреждений – 34,0 тыс. единиц. Штатная численность работников лесничеств (лесопарков), являющихся структурными подразделениями органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также являющихся государственными учреждениями, составляет 39,7 тыс. единиц, что составляет около 49,7 % от общей штатной численности работников лесного хозяйства.

Анализируя созданные структуры органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, можно сделать вывод, что доля работников органов государственной власти субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы (лесничества, лесопарки), составляет 18,9 %, лесничеств (лесопарков), являющихся государственными учреждениями, – 38,4 %, подведомственных учреждений, организаций – 42,7 %.



  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал