Мбоу дод нцдод



Скачать 200.52 Kb.
Дата02.05.2016
Размер200.52 Kb.
ТипПрограмма
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Навашинский Центр дополнительного образования детей
Рассмотрена на заседании

педагогического совета

МБОУ ДОД НЦДОД

от 29.04.2012 г., протокол № 4

Утверждена приказом директора

от 03.05.2012 г. 26/1



ПРОГРАММА

ДОЛОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Филиала МБОУ ДОД НЦДОД

Детский оздоровительно – образовательный центр

«Озеро Свято»

«ЭКОЛОГИЯ»

Возраст участников от 7 до15 лет.

(срок реализации 21 день)

Автор – составитель:

методист ДООЦ «Озеро Свято»

Колчина Е.В.



г. Навашино

2013 г.

1.Пояснительная записка

Программа объединения «Экология» носит эколого-биологическую направленность.

Работа по программе предполагает не только знакомство детей с природой родного края, но и развитие у них интереса к познанию природы и личностного стремления к общению с ней. Для достижения этой цели и увеличения эффективности образовательной части программы в работе педа­гога важна опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка. Этому способствуют использование интерактивных методик, организация непосредственного общения с природой, создание благоприятных условий для самовыражения ребенка, формиро­вание сплоченного детского коллектива.

Программа ориентирована на развитие всех основ­ных компонентов экологической культуры (экологических зна­ний, ценностных ориентации, экологического мышления, актив­ного подхода к решению экологических проблем) на основе организации дополнительного экологического образования с активным использованием нестандартных форм обучения (экскурсий и интерактивных игр).

В основе работы по программе «Экология» лежат принципы гуманистической педагогики, опреде­ляющие характер и содержание деятельности:

- Ребенок находится в центре постоянно меняющегося мира. Для каждого ребенка значим собственный мир восприятия окружающей действительности. Этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне.

- Человек относится к окружающей действительности сквозь призму собственного восприятия и понимания.

- Человек стремится к самопознанию и самореализации, а также обладает внутренней потребностью в самосовершенствова­нии.

- Взаимопонимание, столь необходимое для развития лично­сти, может достигаться только в результате общения.

- Самосовершенствование, развитие происходит на основе взаимодействия со средой, другими людьми. Внешняя оценка весьма существенна для человека. Она формируется в результате прямых или скрытых контактов.

Программа предусматривает теоретическую и практическую подготовку. Ориентирована на детей 10 – 15 лет, проявляющих интерес к экологической деятельности.

Программа реализуется в течение одной лагерной смены.

Продолжительность занятия – 1 час 2 раза в неделю, всего 6 часов.

Набор в группу свободный, по желанию ребят, без специального отбора. Состав группы, обычно, постоянный, но возможен прием в течение всей лагерной смены.



Цель программы:

экологическое образование и воспитание учащихся на основе знакомства с природой Нижего­родского края.



Задачи программы

1. Развивающие:

- Развитие любви и интереса к природе родного края.

- Развитие восприятия целостности природы и способности искать, обнаруживать, прослеживать и описывать сложные вза­имосвязи между живой и неживой природой, различными про­цессами и явлениями биосферы.

- Развитие умения наблюдать и оценивать многообразные проявления описанных в учебной литературе природных законо­мерностей непосредственно в окружающей природе родного края.

- Расширение диапазона чувств и воображения ребенка.

2. Воспитательные:

- Воспитание доброго отношения детей друг к другу, развитие умения работать в коллективе.

- Воспитание видения красоты природы.

- Воспитание бережного отношения к природе.



3. Образовательные:

- Ознакомление детей с животным и растительным миром Нижегородского края.

- Знакомство с основными понятиями экологии.

2.Учебно-тематический план

объединения дополнительного образования детей

«Экология»

Возраст детей: от 10 до 15 лет

Срок реализации: 21 день (лагерная смена)

Направленность: эколого-биологическая





№ п/п

Тема

Количество часов





теория

практика

экскурсии

всего

1

Вводное занятие

Основы экологии

Основы охраны природы


0,5

-

-

0,5


2

Растительный мир родного края

0,5

0,5

1

2

3

Животный мир родного края



1

1

2

4

Безопасность человека и природы

ыы



0,5

-

-

0,5

5

Заключительное занятие

-

-

1

1




ИТОГО

1,5

1,5

3

6



3.Содержание программы

Основные направления программы

1. Образовательная работа по изучению природы родного края:
- Лекции, практические занятия, экскурсии по изучению окружающей среды.

- Проведение бесед о правилах поведения в природе.

- Викторины на знание окружающей среды.

- Учебно-исследовательская работа по оценке экологическо­го состояния местности.



2. Практическая работа:

- Благоустройство местности,

- Уборка территории лагеря.

3. Пропагандистская работа:

- Конкурсы листовок по охране леса, редких видов растений и животных; распространение листовок.

- Игры-конкурсы экологической направленности.

- Выпуск стенгазет природоохранной тематики.



Содержание деятельности

1. Вводное занятие

Основная задача — помочь познакомиться между собой детям, которые пришли в кружок. Формы проведения — игры, направ­ленные на развитие коммуникации: «Имя + ассоциация», «Нари­суй имя», «Молочные братья», «Дерево жизни», на весь срок работы кружка для сплочения коллектива детей эффективна игра «Тайный друг» (см. Приложение). Для формирования коллектива и сплочения группы рекомендуются игры на взаимодействие: «Нарисуй по описанию», «Разбитый квадрат», «Нарисуй в паре», «Не урони другого» и т. д.


2. Основы экологии

Теоретические вопросы: Понятие об экологии как о науке. История ее становления. Отличие экологии от других биологи­ческих дисциплин и связь с ними.

Понятие среды обитания организма. Факторы среды (абиоти­ческие, биотические, антропогенные). Приспособление организ­мов к среде обитания. Защита от холода и перегрева. Способы запасания и расходования воды растениями и животными. Типы взаимодействия организмов (конкуренция, мутуализм, парази­тизм). Отличие системы «хищник — жертва» от системы «пара­зит — хозяин». Приспособления организмов к защите от хищни­ков. Покровительственная окраска. Мимикрия.

Определение экосистемы. Продуценты, консументы, реду­центы. Круговорот веществ и энергии.

Практика: Игра «Экосистема» (см. Приложение), составление экосистем (на бумаге).

Экскурсии: Способы приспособления организмов к среде обитания. Экологическая роль разных групп организмов в эко­системе. Отличие естественных экосистем от созданных челове­ком агробиоценозов.
3. Основы охраны природы

Теоретические вопросы: Определение особо охраняемых при­родных территорий (ООПТ). Типы ООПТ (заповедники, био­сферные заповедники, национальные парки, заказники, памят­ники природы). История заповедного дела в России. Структура заповедника (очаг, заповедный полигон, охранная зона). Режимы и правила поведения в ООПТ. Редкие и охраняемые виды растений и животных родного края.

Практика: Игры «Заповедник», «Совет существ».

Экскурсии: Редкие и охраняемые виды растений и животных родного края.
4. Растительный мир родного края

Теоретические вопросы: Экологическая сукцессия (биография соснового бора). Пионерные сообщества. Микробные сообщества на поверхности камня. Грибы и лишайники на скале. Накопление органического вещества. Интенсивное почвообразование. Моховое сообщество, приходящее на смену лишайникам. Появление и развитие разнотравного луга, формирование почвенного слоя. Кустарниковая пустошь, замедление почвообразования. Заклю­чительные стадии сукцессии и климакс. Смешанный лес и лес хвойный. Формирование основного слоя органики над почвой. Климаксное сообщество (спелый сосновый бор) — заключитель­ная стадия в серии.



Практика: Сбор гербариев «Представители флоры родного края».

Экскурсии: Представители флоры леса, луга, водоема, болота.

5. Животный мир родного края

Экскурсии: Орнитофауна родного края. Энтомофауна родного края.

Практика: Определение птиц по их голосам. Сбор энтомоло­гической коллекции.
6. Заключительное занятие

Проведение викторины по изученному материалу. Оформле­ние коллекций. Экспозиция собранных материалов.


Формы и режим занятий

В содержании программы соединены естествоведческий и краеведческий компоненты. Основные формы обучения — урок-лекция, урок-экскурсия, практическое занятие, игровое занятие, дебаты, дискуссии, викторины.

Таким образом, занятия в кабинете сочетаются с экскурсиями, практическими работами на природе, самостоятельными исследо­ваниями школьников.

Условия реализации программы
Для эффективной реализации программы необходимы следу­ющие условия:

- Состав группы не более 15—17 детей.

- Личностное общение педагога с ребенком.

- Создание доверительной обстановки в детском коллективе.

- Формирование соревновательной атмосферы за счет систе­мы поощрения.

- Необходимое природное окружение территории лагеря.


Методические рекомендации
Деятельность педагога в целом и каждое занятие станут более результативны, если будут реализованы через игру. Игровая мотивация очень эффективна. Игра создает благоприятный эмоциональный фон для восприятия содержания занятий; усвое­ние знаний о природе при помощи игры, вызывающей яркие эмоциональные переживания, положительно влияет на формиро­вание бережного и внимательного отношения к объектам расти­тельного и животного мира. Поэтому игры используются на каждом занятии программы, и для каждой из них существует необходимое дидактическое обеспечение.

Среди разнообразных методов экологического воспитания особое место отводится наблюдению во время экскурсий. Содер­жание наблюдений складывается из следующих моментов: выде­ление объектов (целого); частей, из которых они состоят (опре­деление особенностей строения); наблюдение различных прояв­лений живых существ (способов функционирования, форм поведения); определение свойств и характеристик их частей; выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик. Такой подход позволяет детям на основе наблю­дений устанавливать связи между живыми объектами и услови­ями их обитания, явлениями неживой природы, то есть обеспечивает накопление конкретных, чувственных экологически зна­чимых знаний, которое ведет к пониманию зависимостей, суще­ствующих в природе. Наблюдения также используются на каждом занятии.

Учебно-исследовательские работы по оценке экологического состояния местности организуются в зависимости от уровня подготовки педагога и желания детей.

5. Способы отслеживания результатов усвоения
- Проведение научно-практических конференций по само­стоятельным исследовательским проектам детей, викторин, кон­курсов.

- Выпуск наглядных материалов, творческие выставки (фо­тографий, рисунков, стенгазет), экспозиция гербариев и других коллекций.


6. Список литературы

1.Аверкиев В. Д. Определитель растений Горьковской области/


В. Д. Аверкиев. — Горький, 1985.

2.Бигон М. Экология. Особи, популяции и сообщества/М. Бигон,


Дж. Харпер, К. Таусснд. — М., 1989. — Т. 1, 2.

3.Гиляров A.M. Популяционная экология/А. М. Гиляров. — М.,


1990.

4.Джиллер П. Структура сообщества и экологическая ниша/


П. Джиллср. — М., 1988.

5.Жизнь животных / Под ред. В.Е. Соколова. — М., 1984.

6.Играя, обучаемся. — Новосибирск, 1999. — Вып. 1, 2. (Серия
«Экологическая библиотека ИСАР-Сибирь»).

7.Корнем Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми/


Дж. Корнелл. — Владивосток, 1999.

8.Михеев А. В. Биология птиц: полевой определитель птичьих


гнезд/А. В. Михеев. — М., 1995.

9.Одум Ю. Экология/Ю. Одум. — М., 1986.

10.Шишка Э. Эволюционная экология/Э. Пианка. — М., 1981.

11.Пониматко А.О. Марш Парков — 2002 на земле Нижегород­ской: методические материалы/А. О. Пониматко, Е. О. Половинкина. — Н. Новгород, 2002.

12.Работное Т. А. Фитоценология/Т. А. Работнов. — М., 1981.

13.Райков Б. Е. Зоологические экскурсии/Б. Е. Райков, М. Н. Римский-Корсаков. — М.,1994.

14.Раманд Ф. Основы прикладной экологии/Ф. Раманд. — Л.,1981.

15.Чернова Н. М. Экология/Н. М. Чернова, А. М. Былова. —


М.,1988.

16.Чернова Н. М. Основы экологии: проб. учеб. для 9 кл.


общеобразоват. учрежд./Н. М. Чернова, В. М. Галушин, В. М. Константинов. — М., 1995.

17.Экологические очерки о природе и человеке. — М., 1988.

18.Яшин А. Л. Уроки экологических просчетов/А. Л. Яшин,
А. И. Мелуа. — М., 1991.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Игра «Тайный друг»
Имена всех участников группы пишут на листочках, сворачи­вают их. Всем предлагается вытянуть по одному листочку (если кому-нибудь попалось собственное имя, листочек нужно заме­нить). Для человека, имя которого вы вытянули, на несколько дней вы становитесь тайным другом. Каждый день, не выдавая себя, нужно проявить по отношению к своему другу как можно больше внимания.

Условие: никто не должен выдавать имя своего тайного друга.

Задание: по прошествии нескольких дней нужно угадать, кто был тайным другом для вас, и ответить на вопросы, что было самым главным и самым сложным для вас в этой игре.
Игра «Экосистема, или Плетение паутины»
Эту игру можно проводить в любом месте. Участников должно быть не менее трех; играть могут дети с 5 лет и старше. Игра поможет ребятам понять самые существенные взаимосвязи между всеми членами природного сообщества. Она наглядно показывает, как воздух, горные породы, растения и животные существуют и функционируют совместно в сбалансированной паутине жизни.

Дети образуют круг. Ведущий стоит внутри круга и держит в руках клубок веревки. «Кто может назвать какое-нибудь растение нашей местности?.. Капуста? Хорошо. Госпожа Капуста, вот вам конец веревки. Есть у нас животное, которое питается капустой?.. Кролики!.. Прекрасно!.. Господин Кролик, держите-ка веревку здесь, вы связаны с госпожой Капустой, потому что вы поедаете ее на обед. Ну, а кому на обед подают Господина Кролика?..»

Продолжайте соединять детей веревкой по мере того, как выясняется их взаимоотношение с другими членами группы. Вводите новые элементы и новые связи (другие животные, почва, вода и т. д.), пока весь детский круг не будет связан вместе, символизируя паутину жизни. Вы создали свою собственную экосистему.

Для того чтобы продемонстрировать, что каждый ее член необходим для всего сообщества, удалите под правдоподобным предлогом кого-нибудь из вашей паутины. Например, дерево погибает от пожара или от вредителей. Когда «дерево» падает, оно тащит за собой все веревки, которыми связано с другими. Все, кто почувствовал рывок при падении «дерева», тоже сделают рывок. Этот процесс продолжается до тех пор, пока все участники не почувствуют, что гибель дерева затронула каждого из них.



Экологическая игра «Край, в котором ты живешь»
Цель: активизация знаний детей о природе, привлечение их внимания к экологическим проблемам.

Реквизит: кубик с разноцветными сторонами; полоски цвет­ной бумаги с написанными на них вопросами.



Ход игры

На столе разложены вопросы в виде лепестков цветов («лепе­стки» лежат цветной стороной вверх, вопросы — на обратной стороне). Каждый цвет обозначает определенную область знаний. В середине каждого цветка написано, какую область знаний символизирует данный цвет: синий — охрана природы; зеле­ный —- ботаника; лиловый — зоология; желтый — загадки; оранжевый — занимательные задания; красный — экология.

По очереди команды бросают кубик, стороны которого окрашены в те же 6 цветов. Выпавшая сторона указывает область знаний, в которой команда выбирает вопрос (произвольно). Через одну минуту должен прозвучать ответ. Правильный ответ оцени­вается в 1 балл. Если ответ неверный, то ответить может другая команда и получить за это также 1 балл. Если ответ на вопрос не смогла дать ни одна команда, отвечает ведущий. Количество вопросов по каждой области знаний одинаковое.

Игра завершается подведением итогов и награждением побе­дителей.



Загадки

  1. На кусточки под листочки

Кто-то бусы бросил.

Вся поляна в черных точках

У зеленых сосен.

Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберет,

Руки вымажет и рот. (Черника)
2. Не сосна я и не елка.
Только осень на порог —
Скину с веток все иголки
До единой точно в срок.
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки.

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки. (Лиственница)
3. Только тронь — отдернешь ладонь:
Обжигает трава, как огонь. (Крапива)

4. Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь —

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василек)
5. В жару слезою плачет,
А в холод слезы прячет.
Не лиственница и не елка,

Хоть есть и шишки и иголки. (Сосна)


6. У дороги вырос лекарь,
Вдоль тропинки луговой.
Он порой для нас аптекарь.
Догадайся, кто такой? (Подорожник)
7. Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали,—

Не одну нашли, а десять!

Как ее названье, дети? (Картофель)


8. Цветочек забавный
Цветет под осиной:
Был красный недавно —
Теперь уже синий. (Медуница)
9. Его резные листья,
Цветочки золотистые

И стебельки кустистые —

Все ядом налитые.

А ядом лечат раны,

Царапины и ссадины. (Чистотел)
10. Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала,

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черемуха)



Занимательные задания

1. Как далеко в лес может забежать заяц? (До середины леса,


дальше он уже выбегает из леса.)

2. Что случается с вороной через три года после того, как она


вылупилась из яйца? (Ей идет четвертый год.)

3. Под каким деревом прячется заяц во время дождя? (Под


мокрым.)

4. Что нужно сделать, чтобы отпилить ветку, на которой


сидит ворона, не потревожив ее? (Подождать, пока она улетит.)

5. Ворона летит, а собака на хвосте сидит. Может ли это быть?


(Может, так как собака сидит на земле на своем хвосте.)
6. Если кошка влезла на дерево и хочет слезть с него по
гладкому стволу, как она будет спускаться: головой вниз или
хвостом вперед? (Хвостом вперед, иначе она не удержится.)

7. На что похожа половина яблока? (Па вторую половину.)

8. Летели три страуса. Охотник одного убил. Сколько
страусов осталось? (Страусы не летают.)

9. Какая птица состоит из буквы и реки? (Иволга.)

10. Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта.)
Охрана природы

1. Назовите редких бабочек Нижегородской области. (Аполлон,


махаон, малый ночной павлиний глаз.)

2. Какие первоцветы наших лесов вы знаете? (Медуница,


печеночница благородная, ветреница дубравная, подснежник, сон-
трава, первоцвет весенний.)

3. Чтобы сохранить одно взрослое дерево, сколько макулатуры


необходимо собрать? (60 килограммов.)

4. Есть ли заповедники на территории нашей области?


(Керженский.)

5. Какими мерами можно сохранить полноводность малых


рек? В этой работе могут участвовать и школьники. (Посадкой
леса вдоль рек.)

6. Какие в нашей стране существовали детские организации,


проводившие множество различных дел, связанных с охраной
природы? («Голубой патруль» и «Зеленый патруль».)

7. Как называется общественная организация, занимающаяся


вопросами охраны природы? (Всероссийское общество охраны
природы — ВО О П.)

8. Какие деревья могут быть отнесены к памятникам приро­ды? {Экзотические, причудливой формы, деревья-долгожители.)

9. Про самую крупную и самую редкую (занесенную в
Красную книгу) птицу нашей области можно загадать такую
загадку:

Хоть в печь, хоть в костер

Только нас положи —

Тебя обогреем мы всюду.

А букву изменишь —

Я в степь улечу

И редкою птицею буду.

Отгадайте эту загадку. (Дрова — дрофа.)


10. Какой жук (занесенный в Красную книгу) самый крупный
в нашей области? (Жук-олень.)

Зоология

1. Почему еж не делает запасов на зиму? (Он спит зимой.)

2. Когда рождаются зайчата, которых называют листопадничками? (Осенью, когда лист кроет землю.)

3. Какие животные спят с открытыми глазами? (Змеи, рыбы.)

4. Что греет кабана зимой? (Толстый слой жира.)

5. Рано-рано на рассвете


Сквозь листву затрепещу.
То спою на зависть флейте,

То, как кошка, запищу. (Иволга)

6. Назовите самых маленьких птичек наших лесов. (Королек,
крапивник.)

7. У какого млекопитающего нашей области детеныши


полосатые? (У кабана.)

8. Какие рыбы наших водоемов носят названия городов?


(Судак, елец.)

9. Какие птицы зимой в снегу ночуют? (Глухарь, тетерев.)


10. Какие бабочки носят названия, связанные с воинским званием на флоте, со жгучим растением, с лопухом? (Адмирал, крапивница, репейница.)
Ботаника
1. Почему раннецветущее растение нашей полосы называется «мать-и-мачеха»? (Из-за ее листьев, мягких и теплых с одной стороны, жестких и холодных с другой.)

2. Какие вечнозеленые растения встречаются в нашей области?


(Ель, сосна, пихта, можжевельник, клюква, брусника.)

3. По каким цветам можно узнать о приближении дождя?


(Одуванчик, вьюнок и некоторые другие цветы к ненастью закрываются.)

4. О каком растении загадка: «Никто не пугает, а вся дрожит»?


(Осина.)

5. Какую ягоду можно собирать два раза в год? (Клюкву —


осенью и весной из-под снега.)

6. Какое растение помогает при головной боли? (Лопух.)

7. У какого растения плод похож на якорь? (Водяной орех —
чилим.)

8. Это хвойное дерево встречается на севере нашей области,


шишки на нем растут не вниз, а вверх, как свечи. Что это за дерево?
(Пихта.)

9. О каком растении загадка:

У дорожки, у тропы

Он стоит открыто:

Толстый стебель да шипы —

Вот его защита.

Если тронуть молодца,

Будет драться до конца. (Чертополох)

10. Плоды какого кустарника называют «кладовой витаминов»? (Шиповник.)
Экология

1. Какая корова сытней живет — хвостатая или бесхвостая?


(Хвостатая.)

2. Куда обращена головка подсолнечника в полдень? (На юг,


к солнцу.)

3. Почему стрижи и ласточки в хорошую погоду летают


высоко, а перед дождем — над землей? (Насекомые — основная их
пища, в ясную погоду они летают высоко, а перед дождем жмутся
к земле, прячутся в траве.)

4. Почему нельзя жечь опавшую листву в городе? (В ней много


скапливается ядовитых веществ; при сжигании они попадают с
дымом в легкие, и может произойти отравление.)

5. За сколько лет в природе происходит разложение целлофана, полиэтилена, пластиковых бутылок, пластмассы? {До 200 лет.)

6. Тысячи ежей погибают под колесами автомобилей. Объяс­ните это явление, исходя из способа защиты, которым поль­зуется еж. {Он сворачивается в клубок, вместо того чтобы убежать.)

7. Почему зайцу-беляку приходится туго, когда неожиданно


наступает оттепель и земля обнажается из-под снега? Где он
спасается в это время? (Заяц становится издалека заметен для хищников. Он скрывается в лесу, где есть снег.)

8. Почему сосны в городах растут плохо и часто погибают,


а ели растут хорошо? (Ели более устойчивы к загрязнению
воздуха.)

9. Почему нельзя посыпать тротуары солью? (Происходит


засоление почвы, что может вызвать гибель многих растений.)

10. Чем объяснить, что в нашем городе (Нижнем Новгороде) очень часто остаются зимовать грачи? (Из-за работы промышлен­ных предприятий усиливается тепловой эффект, поэтому в городе становится теплее, а пищу в достаточном количестве грачи находят на городских свалках.)



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал