Международное сотрудничество в области сохранения биоразнообразия и вопросы гармонизации данных



страница1/7
Дата24.04.2016
Размер1.69 Mb.
ТипАнализ
  1   2   3   4   5   6   7
МЕЖДУНАРОДНОЕ

СОТРУДНИЧЕСТВО

В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ

БИОРАЗНООБРАЗИЯ

И ВОПРОСЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ДАННЫХ

Москва - 2002 Издательский Дом

«страховое ревю»



ISBN 5-7965-0019-8

Международное сотрудничество в области сохранения биоразнообразия и вопросы гармонизации данных.

М.: Издательский Дом «Страховое ревю», 2002.

Авторы:

д. геогр. н. Ю.Г. Пузаченко



к. геогр. н. И.А. Мерзлякова

Предисловие - С.Н. Кураев Рецензент - к.б.н. В.А. Орлов



ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 4

1.Международное сотрудничество в области сохранения


биоразнообразия 7

Конвенции и соглашения: статус, цели и контролирующие
организации 7

Научные программы, информационные системы и сети 19



Примеры основных проектов в области сохранения
биоразнообразия 24

2.Вопросы гармонизации данных в области сохранения


биоразнообразия 25

Гармонизация данных и информационных ресурсов
как результат ратификации основных конвенций в области
сохранения биоразнообразия 26

Анализ стандартов, принятых в международных программах,

и Европейская информационная система. 31

2.3.Информационное обеспечение реализации стратегии
устойчивого развития 40

Приложение 1. Перечень существующих и потенциальных
индикаторов в рамках Конвенции о биологическом разнообразии 47
Приложение 2. Стандарт представления информации по
биосферным заповедникам МАВ
UNESCO 54
Приложение 3. Стандарт представления информации для
охраняемых территорий сети Рамсарской конвенции 55
Приложение 4. Стандарт первого национального доклада

по сохранению биологического разнообразия в России (1997) 57

Приложение 5. Полный формат данных для охраняемых территорий,


принятый Европейской информационной системой в рамках
Программы 2000 58

Приложение 6. Типовая форма хранения и представления


информации по особо охраняемой лесной территории
(на примере памятника природы «Тегринский лес») 63

ПРЕДИСЛОВИЕ
Масштабные негативные изменения окружающей среды, вызван­ные хозяйственной деятельностью человека, коснулись всех сфер планеты. Практически не остались нетронутыми ни атмосфера, ни гидросфера, ни биосфера, ни литосфера. Изменившиеся условия су­ществования привели к катастрофической деградации экологичес­ких систем, безвозвратной потере целого ряда биологических видов, истощению водных и минеральных ресурсов, и как следствие, к зна­чительному ухудшению качества жизни людей. Характерной особен­ностью этих изменений явились их темпы, которые значительно пре­восходят скорости естественных флуктуации, свойственных природ­ным средам, что не позволяет объектам живой природы адаптиро­ваться к новым условиям существования. К середине двадцатого века человечество с ужасом обнаружило, что оно стоит на пороге гло­бального экологического кризиса, затрагивающего все стороны жизни людей и природы, и способного уже в ближайшее время при­вести к катастрофическим и необратимым последствиям.
В ответ на этот глобальный вызов в 1972 году была образована Про­грамма ООН по окружающей среде (ЮНЕП), а в Стокгольме созвана Всемирная конференция, посвященная вопросам охраны окружающей среды, заложившая основы сбалансированного подхода к решению ком­плекса экологических проблем в глобальном масштабе. Конференция в шведской столице придала мощный импульс разработке национальных и международных экологических программ, а также созданию механиз­мов их реализации. Одним из основных механизмов в области между­народного сотрудничества стали многосторонние природоохранные конвенции, которые представляют собой универсальный правовой ме­ханизм совместного и согласованного решения проблем, которые в силу своего трансграничного или глобального характера не могут быть ре­шены одной страной. Международные природоохранные конвенции, со­глашения и программы регламентируют деятельность стран примени­тельно к выбросам и сбросам в различные природные среды, обраще­нию с опасными и токсичными химическими веществами и отходами, защите объектов животного и растительного мира.
Настоящая работа посвящена последней из перечисленных темати­ческих областей международного природоохранного сотрудничества. Но по значимости и реальному влиянию на будущую судьбу человечества данное направление международной природоохранной деятельности по­истине является первым среди равных. Именно благодаря системе жи­вых организмов, а иначе говоря - биоте, мы обязаны тем, что на Земле имеется подходящая для жизни человека окружающая среда. Безогляд­но разрушая биосферу, человек фактически совершает акт самоубийства.
В основополагающем документе Конференции по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 год), «Повестке дня на XXI век», проблеме сохранения биоразнообразия уделяется значитель­ное внимание. В частности, в этом документе говорится: «Биологи­ческое разнообразие мира - разнообразие живых организмов - пред­ставляет большую ценность по экологическим, генетическим, соци­альным, экономическим, научным, образовательным, культурным, рекреационным и эстетическим причинам. Разнообразие важно для эволюции и сохранения систем жизнеобеспечения биосферы. Биологи­ческое разнообразие, однако, значительно уменьшается в связи с опре­деленными видами деятельности человека, и очень важно предвидеть, предупредить и устранить причины этого уменьшения. Мир должен сохранить биологическое разнообразие». Даже по этой небольшой цитате из достаточно сухого и компромиссного дипломатического документа можно судить о глубочайшей обеспокоенности мирово­го сообщества проблемой сохранения биологического разнообразия. И весьма показательным является тот факт, что именно на Конфе­ренции в Рио была подписана Конвенция о биологическом разнооб­разии, ставшая базовым международным документом, имеющим юридическую силу и регламентирующим усилия мирового сообще­ства в области сохранения биоразнообразия.
В соответствии с Конвенцией о биологическом разнообразии и другими международными соглашениями и программами государства разрабаты­вают национальные планы и стратегии, направленные на принятие конк­ретных мер по сохранению отдельных видов и экосистем, а также мест оби­тания. Среди таких мер, в частности, могут быть упомянуты: охрана гене­тических ресурсов, являющихся общим достоянием человечества, сохра­нение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, сохранение мигрирующих видов, сохранение экосистем, развитие и обеспечение дея­тельности особо охраняемых природных территорий, реинтродукция и пе­реселение видов в целях восстановления популяций и др.
Настоящая работа посвящена международному природоохран­ному сотрудничеству в области сохранения биоразнообразия. Представ­ленные сведения позволяют составить достаточно полное впечатление о международном сотрудничестве в области сохранения биологическо­го разнообразия. Кроме справочной информации о Конвенции о биоло­гическом разнообразии, в работе нашли отражение основные положе­ния смежных Конвенций и соглашений, относящихся к сохранению био­разнообразия, описаны их цели и задачи. Ввиду небольшого объема, в данной работе представлены только наиболее важные Конвенции и со­глашения.
Большое внимание уделено имеющим первостепенное значение вопросам гармонизации данных, информационного обеспечения и со­здания информационно-аналитических баз в сфере сохранения био­разнообразия. Рабочее Совещание в Бонне (ноябрь, 1999 год) «Гар­монизация биологических данных российских охраняемых террито­рий со стандартами и методологией Европейского агентства по ох­ране окружающей среды» (European Environmental Agency), на ко­тором были определены и согласованы форматы сбора, обработки и анализа данных биологического мониторинга, послужило серьез­ной мотивацией для решения проблем, связанных с гармонизацией данных. В данной работе рассматриваются не все проблемы, связан­ные с гармонизацией данных, но их актуальность на сегодняшнем этапе развития российского природоохранного движения несомнен­на, и следует надеяться, что эти вопросы займут особое место в реа­лизации информационной политики России,
Все эти международные правовые и организационные механизмы призваны содействовать развитию такой цивилизации, которая бережно относится к живой природе как таковой, а не только как к ресурсу эко­номического роста и источнику финансовой прибыли; цивилизации, где живая природа могла бы естественным образом интегрироваться в со­временный образ жизни, а человек сосуществовал бы с ней, а не поко­рял бы ее во имя своих постоянно растущих потребностей. Хочется на­деяться, что настоящая работа позволит нам продвинуться к достиже­нию этой цели.

С.Н. Кураев

1. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ

1.1. Конвенции и соглашения: статус, цели и контролирующие организации

Конвенция о биологическом разнообразии (Convention on Biological Diversity).

Текст: http://www.biodiv.org/

Статус

Конвенция о биологическом разнообразии была открыта для подпи­сания 5 июня 1992 года на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. В настоящее время сторонами Конвенции являются 181 государство, она одобрена Европейским Сообществом. Конвенция вступила в силу 29 декабря 1993 года после ее ратификации 30 странами. Конвенция о биологическом разнообразии носит глобаль­ный характер, затрагивает все аспекты биоразнообразия и является, по сути, рамочной конвенцией. Россия ратифицировала Конвенцию в 1995 году.



Цель

Основная цель Конвенции - сохранение биологического разнообра­зия, а именно разнообразия всего живого на генетическом, видовом и экосистемном уровнях, а также устойчивое использование его компо­нентов и получение выгод, связанных с использованием генетических ресурсов и обменом соответствующими технологиями. В рамках Кон­венции существует Картахенский протокол по биобезопасности. В на­стоящее время Россия готовится к ратификации данного протокола. Орга­низацией, ответственной в России за выполнение положений Картахен-ского протокола, будет Минпромнауки России.



Организация, контролирующая выполнение обязательств по Конвен­ции - Министерство природных ресурсов Российской Федерации, кото­рое координирует выполнение обязательств.



Конвенция о международной торговле видами ди­кой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчез­новения (СИTEC) (Convention on International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora (CITES).
Текст: http://www.cites.org/ и http://www.cites.org/CITES/eng/text.shtml.

Информация о Международных обязательствах России по Конвен­ции СИТЕС - сайт Российского представительства Всемирного фонда дикой природы: http://www.wwf.ru/the_news/46.html .

Конвенция СИТЕС - это основной механизм контроля и регулирова­ния торговли редкими и находящимися под угрозой исчезновения вида­ми животных и растений во всем мире.



Статус

Данная Конвенция принята в 1973 году в Вашингтоне и вступила в силу 1 июля 1975 года. Иногда ее еще называют Вашингтонской конвен­цией или сокращенно СИТЕС от английской аббревиатуры названия кон­венции. В настоящее время членами Конвенции являются 154 государ­ства, включая Россию. Штаб-квартира находится в Женеве (Швейцария).



Цель

Необходимость принятия Конвенции о международной торговле ви­дами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, была связана с осознанием того факта, что международная торговля пред­ставителями дикой фауны и флоры оценивается ежегодно в тысячи мил­лионов долларов и является одной из важных причин сокращения попу­ляций многих животных и растении. В основу данной Конвенции поло­жен согласованный сторонами-участницами Список редких и находя­щихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, торговля которыми может нанести ущерб их природным популяциям и, следова­тельно, торговлю которыми необходимо контролировать с помощью со­гласованных международных процедур. Последние включают в себя в основном выдачу разрешений установленного международного образца станами-участницами Конвенции, по которым осуществляется экспорт, импорт и реэкспорт занесенных в согласованные Списки видов живот­ных и растений. Действие Конвенции при этом распространяется как на виды, так и на их части и дериваты.



Организация, контролирующая выполнение обязательств по Конвен­ции. Россия, в составе СССР, присоединилась к Конвенции в 1976 году. В настоящее время Правительством Российской Федерации определено два административных органа СИТЕС - Госкомрыболовство России (в отношении осетровых видов рыб) и Министерство природных ресурсов Российской Федерации (в отношении остальных видов животных и рас­тений).


Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных (Боннская конвенция) (Convention on the Conservation of Migratory Species of Wild Animals (Bonn Convention).
Текст: http://www.wcmc.org.uk/cms/bas_docs.htm

Статус

Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных, ина­че называемая Боннской конвенцией, была подготовлена и открыта для

подписания в 1979 году. Вступила в силу в 1983 году после ратифи­кации ее пятнадцатью странами. Штаб-квартира находится в Бонне (Германия).

Цель - сохранение мигрирующих видов, статус сохранности кото­рых считается неблагоприятным по определенным критериям.

Организационная структура и членство

В настоящее время членами Конвенции являются 75 стран и ЕЭС. Бывший СССР активно участвовал в переговорном процессе, включая прошедшее предложение о русском языке, как рабочем языке Конвен­ции, но Конвенцию не ратифицировал. В Боннской конвенции также не участвуют США, Канада, Мексика, Япония, КНДР, Китай, то есть стра­ны, имеющие прямые двусторонние соглашения или конвенции об ох­ране перелетных птиц, заключенные помимо Боннской конвенции. Де­позитарием является Правительство Федеративной Республики Герма­нии. Высшим органом Конвенции является Конференция Сторон, созы­ваемая не реже одного раза в три года. Для выполнения Конвенции об­разован Секретариат, Ученый совет, а также другие органы.



Организация, контролирующая выполнение обязательств по Конвен­ции. Россия не является стороной Конвенции. В рамках Боннской кон­венции действует целый ряд соглашений (например, Россия подписала Меморандум о взаимопонимании в области принимаемых мер по охра­не стерха).

В качестве примера приведем одно из соглашений, действующих в рамках Боннской конвенции.






Соглашение по сохранению китообразных Черного и Средиземного морей и прилегающей Атлантической акватории (Agreement on the Conservation of Cetaceans of the Black Sea, Mediterranean Sea and Contiguous Atlantic Area (ACCOBAMS).
Текст: http://www.wcmc.org.uk/cms/acc_text.htm

Статус - Соглашение подписано в Монако в 1996 году. Принято в рамках Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких живот­ных.

Цель - поддержание благоприятного природоохранного статуса ки­тообразных. Призвана способствовать прекращению любого преднаме­ренного уничтожения китообразных и сотрудничеству в деле создания и поддержания сети специально охраняемых территорий для сохране­ния китообразных.

Организация, контролирующая выполнение обязательств по Конвен­ции. Россия не является стороной Соглашения. В качестве наблюдателя

участвуют представители Министерства природных ресурсов Рос­сийской Федерации.





Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция) (Convention on Wetlands of International Importance as Wildlife Habitats (Ramsar).

Текст: http://www.ramsar.org/index_key _docs.htm

Статус

Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное зна­чение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, заключена 2 февраля 1971 года в г. Рамсар (Иран), поэтому ее называют Рамсарской конвенцией или просто Рамсар. 3 февраля 1982 года в текст Конвенции были предложены поправки (Парижский протокол), касаю­щиеся, в первую очередь, финансовых обязательств по взносам в Кон­венцию, которые были приняты 28 мая 1987 года Конференцией Сто­рон. Рамсарская конвенция носит глобальный характер и является спе­циализированной конвенцией, так как ее предмет ограничивается толь­ко водно-болотными угодьями. Штаб-квартира Конвенции располагает­ся в Гланде (Швейцария). Россия, в составе СССР, присоединилась к Конвенции в 1976 году.



Цель - выявление и сохранение наиболее ценных водно-болотных угодий (морские заливы, озера, участки долин рек, заболоченные тер­ритории) независимо от географического положения, которые по ряду установленных критериев соответствуют статусу угодий, имеющих меж­дународное значение. Критерии, по которым определяется значимость водно-болотного угодья, подразумевают, что такое угодье должно быть типичным или уникальным для соответствующего региона, иметь осо­бую ценность для поддержания биологического разнообразия и регу­лярно посещаться большим количеством водоплавающих птиц (20 тыс. птиц или 1 % особей популяции одного вида или подвида водоплавающих птиц). Такие места являются рефугиумами специфического биоразнообра­зия, стабилизаторами климата, а часто и источниками пресной воды. Стра­ны-участницы Конвенции обозначенные угодья провозглашают официаль­но и затем они заносятся в Список водно-болотных угодий, имеющих меж­дународное значение, который хранится в Бюро. Провозглашение водно-болотного угодья «имеющим международное значение» и включение его в Список Конвенции означает, что государство принимает на себя обязатель­ства осуществлять свою деятельность на данном угодье таким образом, чтобы способствовать сохранению и устойчивому использованию водно-болотного угодья, а также содействовать охране, управлению и рациональному использованию ресурсов мигрирующих водоплавающих птиц. Бюро в свою очередь обязано хранить этот список, вносить в него из­менения в соответствии с информацией от Договаривающихся Сторон, включая информацию о состоянии занесенных в Список водно-бо­лотных угодий, а также доводить эту информацию до других Сто­рон.

Организация, контролирующая выполнение обязательств по Кон­венции - Министерство природных ресурсов Российской Федерации.
К


bern convention
онвенция об охране дикой фауны и флоры и
природных сред обитания в Европе (Бернская конвенция) (Convention on the Conservation of European Wildlife and Natural Habitats (The Bern Convention).

Текст: http://www.nature.coe.int/english/cadres/berne.htm

Статус

Бернская конвенция подготовлена Советом Европы, в который вхо­дят 25 стран-членов. Решение об учреждении Концепции было при­нято резолюцией Совета министров Совета Европы в 1976 году. Она была открыта для подписания на 3-й Европейской конференции ми­нистров окружающей среды в Берне 19 сентября 1979 года. Конвен­ция вступила в силу с 1 января 1982 года. Штаб-квартира находится в Страсбурге (Франция).



Цель - обеспечить охрану дикой фауны и флоры и природных ме­стообитаний; содействовать международному сотрудничеству; уде­лять особое внимание редким и наиболее уязвимым видам, включая мигрирующие виды.

Организация, контролирующая выполнение обязательств по Кон­венции. Россия является Стороной Совета Европы с 1995 года, но не является Стороной Бернской Конвенции. В качестве наблюдателя в мероприятиях участвует представитель Министерства природных ре­сурсов Российской Федерации.

Международная конвенция по регулированию китобойного про­мысла (International Convention for the Regulation of Whaling).

Текст: http://www.antcrc.utas.edu.au/opor/Treaties/icrw.html (вре­менно недоступен), главная страничка: http://www.antcrc.utas.edu.au/

Статус - открыта к подписанию 2 декабря 1946 года в Вашинг­тоне. Введена в действие 10 ноября 1948 года. Количество сторон Конвенции в настоящее время - 39.

Цель - сохранение всех видов китов - объектов китобойного про­мысла, создание международной системы регулирования промысла

для обеспечения контроля за поголовьем китов и его увеличением, для сохранения этого природного ресурса для будущих поколений. Организация, контролирующая выполнение обязательств по Кон­венции - Госкомрыболовство России. Россия в составе СССР ра­тифицировала Конвенцию в 1948 году. Комиссионер определен из состава Министерства природных ресурсов Российской Федерации.



Конвенция ООН по морскому праву (UN Convention on the Law of the Sea).

Текст: http://www.un.org/Depts/los/index.htm

Статус - открыта к подписанию 10 декабря 1982 года. Конвенция подписана более чем 150 странами. Цель - регулировать использование ресурсов океанов и морей. Отча­сти перекрывает Женевскую конвенцию 1958 года по рыболовству и ох­ране живых ресурсов открытых морей. Основные положения: определе­ние границ территориальной морской и смежной зон; использование про­ливов для международного судоходства; определение границ исключи­тельной экономической зоны; освоение континентального шельфа; пре­дотвращение, снижение и контроль за загрязнением морской среды; про­ведение научных исследований.

Организация, контролирующая выполнение обязательств по Конвен­ции - Госкомрыболовство России. Россия ратифицировала Конвенцию 12 марта 1997 года.

Международная конвенция о сохранении атлантических тунцов (International Convention for the Conservation of Atlantic Tuna).

Текст: http://www.oceanlaw.net/texts/iccat.htm



Статус - открыта для подписания 14 мая 1966 года в Рио-де-Жаней­ро. Вступила в силу 21 марта 1969 года в Рио-де-Жанейро. Для СССР -вступила в силу 7 января 1977 года.

Цель - поддержание популяции тунцов и тунцовых рыб, обитающих в Атлантическом океане на уровне, позволяющем получать максималь­но устойчивый улов для потребления в пищу и других целей.



Организация, контролирующая выполнение обязательств по Конвен-ции - Госкомрыболовство России.

Конвенция о сохранении тюленей Антарктики (Convention for the Conservation of Antarctic Seals).

Текст: http://www.Oceaniaw.net/texts/seals.htm

Статус - Конвенция подписана в Лондоне в 1972 году. Цель - содействие целям защиты, научного изучения и рациональ­ного использования тюленей Антарктики, а также сохранения удовлетворительного равновесия экологической системы.

Организация, контролирующая выполнение обязательств по Конвен­ции - Госкомрыболовство России.

Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтий­ском море и Бельтах (Convention on Fishing and Conservation of the Living Resources in the Baltic Sea and Belts).

Текст: http://www.oceanlaw.net/texts/ibsfc.htm

Статус - Конвенция подписана в Гданьске 13 сентября 1974 года.

Цель - поддержание и увеличение живых ресурсов Балтийского моря, достижение оптимальных уловов, расширение и координация научных исследований в этих целях. Задачи — разработка и осуществление орга­низационных и технических мероприятий по сохранению и увеличению живых ресурсов, включая меры по искусственному воспроизводству цен­ных видов рыб и/или участи в них финансовыми средствами, принятие других мер по рациональному и эффективному использованию живых ресурсов.

Организация, контролирующая выполнение обязательств по Конвен­ции - Госкомрыболовство России.

Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (Convention on the Conservation of Antarctic Marine Living Resources).

Текст: http://www.oceanlaw.net/texts/ccamlr.htm

Статус - Конвенция подписана в Канберре в 1980 году.

Цель - сохранение морских живых ресурсов Антарктики путем пре­дотвращения сокращения численности любой вылавливаемой популя­ции до уровней ниже обеспечивающих наибольший чистый годовой при­рост, поддерживание экологических взаимосвязей между вылавливае­мыми, зависящими от них и связанными с ними популяциями и морс­ких живых ресурсов Антарктики, восстановления истощенных популя­ций, предотвращение изменений морской экосистемы.

Организация, контролирующая выполнение обязательств по Конвен­ции - Госкомрыболовство России.

Конвенция о будущем многостороннем сотрудничестве по рыбо­ловству в Северо-Восточной Атлантике (Convention on Future Multilateral Cooperation in Northeast Atlantic Fisheries).

Текст: http://www.oceanlaw.net/texts/neafc.htm

Статус - Конвенция подписана в Лондоне в 1980 году.

Цель - содействие сохранению и оптимальному использованию рыбных ресурсов района северо-восточной части атлантического океана, по­ощрении международного сотрудничества.

Организация, контролирующая выполнение обязательств по Кон­венции - Госкомрыболовство России.

Конвенция о сохранении лосося в северной части Атлантическо­го океана (Convention for the Conservation of Salmon in the North Atlantic Ocean).

Текст: http://www.oceanlaw.net/texts/nasco.htm

Статус - Конвенция подписана в Рейкьявике в 1982 году.

Цель ~ способствовать получению, анализу и распространению научной информации, относящейся к запасам лосося в северной ча­сти Атлантического океана, сохранению, восстановлению, увеличе­нию запасов и рациональному управлению ими в северной части Ат­лантического океана посредством международного сотрудничества.

Организация, контролирующая выполнение обязательств по Кон­венции - Госкомрыболовство России.

Конвенция о сохранении ресурсов минтая и управлении ими в центральной части Берингова моря (Convention on the Conservation and Management of Pollock Resources in the Central Bering Sea).

Текст: http://www.oceanlaw.net/texts/bering.htm

Статус - Конвенция подписана в Вашингтоне в 1994 году. Подпи­сана Российской Федерацией 16 июня 1994 года.

Цель - установление международного режима сохранения ресур­сов минтая, управления ими и их оптимального использования в Кон­венционном районе, восстановление и поддержание ресурсов мин­тая в Беринговом море на уровнях обеспечения их максимально ус­тойчивого вылова, сотрудничество в сборе и изучении фактической информации относительно минтая и других живых морских ресур­сов в Беринговом море, предоставление форума для рассмотрения вопроса об установлении мер по сохранению других живых морс­ких ресурсов.

Организация, контролирующая выполнение обязательств по Кон­венции- Госкомрыболовство России.

Конвенция по рыболовству в Черном море (Convention Concerning Fishing in the Black Sea).

Текст: http://www.oceanlaw.net/texts/blacksea.htm



Статус - Конвенция подписана в Варне 7 июля 1959 года, вступила в силу 21 марта 1960 года.

Цель - обеспечить рациональное использование рыбных ресурсов Черного моря и развитие рыболовства. Развивать взаимопомощь в совершенствовании техники лова и проведении исследований в области ихтиологии и гидробиологии в целях сохранения численности рыбных запасов и увеличения прироста.

Организация, контролирующая выполнение обязательств по Конвен­ции - Госкомрыболовство России.

Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в северной час­ти Тихого Океана (Convention for the Conservation of Anadromous Stocks in the North Pacific Ocean)

Текст: http://www.oceanlaw.net/texts/npas.htm

Статус - Конвенция подписана в Москве в 1992 году. Ратифициро­вана Россией 4 ноября 1992 года, вступила в силу - 16 февраля 1993 года.

Цель - содействие получению, анализу и распространению науч­ной информации, относящейся к запасам анадромных видов и эко­логически связанным видам в северной части Тихого океана, коор­динация усилия по сохранению запасов анадромных видов в север­ной части Тихого океана, создание эффективного механизма между­народного сотрудничества в целях содействия сохранению запасов анадромных видов в северной части Тихого океана.

Организация, контролирующая выполнение обязательств по Кон­венции - Госкомрыболовство России.



Конвенция об охране всемирного культурного и природ­ного наследия (World Heritage Convention)

Текст: http://www.unesco.org/whc/nwhc/pages/home/pages/homepage.htm

Информационная сеть Мирового Наследия http:// www.unep-wcmc.org/whin/index.html . Список объектов Мирового Наследия http://www.unesco.org/whc/heritage.html.



Статус - Конвенция подписана в Париже в 1972 году. Участники -124 государства. Ратифицирована СССР 9 марта 1988 года.

Цель - устанавливает ответственность за выявление, защиту, охрану и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия; вклю­чение охраны наследия в программы развития, создание служб, развитие научно-технических исследований, принятие необходимых мер по право­вой, научно-административной и финансовой защите наследия; поддерж­ка в проведении исследований, обучении персонала, обеспечение обору­дованием; предоставление займов и субсидий.

Организация, контролирующая выполнение обязательств по Конвенции -Министерство природных ресурсов Российской Федерации (природное на­следие) и Министерство культуры Российской Федерации (культурное на­следие).

Конвенция по борьбе с опустыниванием (Convention to Combat Desertification).

Текст: http://www.unccd.int/convention/menu.php

Статус - Конвенция подписана в 1994 году. Цель - борьба с опустыниванием.

Организация, контролирующая выполнение обязательств по Кон­венции. Россия не является Стороной Конвенции.






ХЕЛКОМ: Конвенция по защите морской среды райо­на Балтийского моря (Convention on the Protection of the Marine Environment of the Baltic Sea Area).

Текст: http://www.helcom.fi/

Статус - Конвенция подписана в Хельсинки (Фин­ляндия) в 1974 году. Участники - 8 государств (Россия с 1980 года).

Цель - охрана морских ресурсов и среды Балтийского моря. Основ­ные положения: ограничение и контроль за проникновением в регион опасных и вредных веществ, включая загрязнение от наземных источ­ников; предотвращение загрязнения от морских судов, отходов и хозяй­ственного использования морского дна; борьба с морским загрязнени­ем; составление списков веществ, использование которых подлежит кон­тролю; учреждение Комиссии по охране морской среды Балтики.

Организация, контролирующая выполнение обязательств по Конвен­ции - Министерство природных ресурсов Российской Федерации.

Соглашение между Ирландией, Норвегией и Россией по отдель­ным аспектам сотрудничества в области рыболовства (Agreement between Iceland, Norway and Russia Concerning Certain Aspects of Cooperation in the Area of Fisheries).

Текст: http://www.oceanlaw.net/texts/barents.htm

Статус - Соглашение подписано 15 мая 1999 года в Санкт-Петер­бурге (Россия). Стороны - Россия, Норвегия, Исландия.

Цель - взаимный обмен квотами по уловам отдельных видов рыбных ресурсов. По этому соглашению Исландия взяла на себя обязательство прекратить вылов рыбы в открытой части Баренцева моря.

Организация, контролирующая выполнение обязательств по Конвен­ции - Госкомрыболовство России.

Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (Бухарестская кон­венция) (Convention on the Protection of the Black Sea against Pollution)

Текст на русском языке: http://old.priroda.ru/res/2/international/2-l-20.html

Текст на английском языке: http://www.eelink.net/~asilwildlife/blksea_convention.html; http://www.unep.ch/seas/main/blacksea/bsconv.html



Статус. Год и место принятия: 1992 год, Бухарест, Румыния. Россия ратифицировала Конвенцию 15 февраля 1993 года.

Цель - сотрудничество в области защиты морской среды Черного моря, охраны живых ресурсов. Основные положения: установление принципа равных прав и обязанностей сторон; сотрудничество по разработке до­полнительных протоколов и принятию мер по защите, сохранению морс­кой среды Черного моря, предотвращению или снижению уровня загряз­нения морской среды; проведение научно-технических работ по защите и сохранению морской среды региона; создание Комиссии по защите Чер­ного моря от загрязнения как органа реализации Конвенции; соблюдение протоколов (по защите морской среды от загрязнения от наземных источ­ников, по сотрудничеству в области борьбы с загрязнением морской сре­ды нефтью и другими вредными веществами в чрезвычайных ситуациях, по защите морской среды от загрязнения сбросами отходов).

Организация, контролирующая выполнение обязательств по Кон­венции - Госкомрыболовство России.

Соглашение по норвежскому молодняку сельди (1996-97 Norwegian Spring-Spawning Herring Agreements)

Текст: http://www.oceanlaw.net/texts/herringl.htm

Статус - Соглашение подписано 14 декабря 1996 года. Стороны -Фарерские острова, Исландия, Норвегия, Россия.

Цель - обеспечить охрану, рациональное использование и управле­ние ресурсами норвежского молодняка сельди.

Организация, контролирующая выполнение обязательств по Конвен­ции - Госкомрыболовство России.

Соглашение о сохранении белых медведей (International Agreement on the Conservation of Polar Bears),

Текст: http://eelink.net/~asilwildlife/PolarBears.html

Статус - Соглашение подписано в Осло в 1973 году. Участники - 5 государств (Россия - с 1976 года).

Цель - принятие мер для сохранения и рационального использования ре­сурса важного вида арктического района- белого медведя. Основные положе­ния: запрет на добычу белого медведя, за исключением научных и охранных целей; препятствие нарушению управления другими живыми ресурсами; со­хранение арктических экосистем; проведение, координация и обмен ин­формацией по управлению ресурсами и охране вида.

Организация, контролирующая выполнение обязательств по Конвен­ции. Россия является Стороной Соглашения в составе СССР с 1975 года.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации.



Международное Соглашение по тропической древесине (International Tropical Timber Agreement).

Статус - Соглашение подписано в Женеве в 1983 году.

Цель - обеспечение эффективной основы для сотрудничества и кон­сультаций между производителями и потребителями тропической дре­весины, развитие и диверсификация международной торговли тропичес­кой древесиной и улучшению структуры рынка, помощь исследованиям и разработкам в целях улучшения лесоустройства и улучшения исполь­зования древесины, совершенствование системы информации о рынке, разработка национальной политики, направленной на обеспечение по­стоянства пользования тропическими лесами, их охрану и сохранение их генетических ресурсов и поддержание экологического баланса в со­ответствующих регионах.

Организация, контролирующая выполнение обязательств по Конвен­ции. Россия поименована в качестве страны, потребляющей тропичес­кую древесину.

Форум ООН по лесам (UN Forum on Forests).

Статус. В Нью-Йорке в штаб-квартире ООН с 11 по 23 июня 2001 года состоялась первая сессия ФЛООН.

Цель - обсуждение лесных проблем на регулярной основе, выработ­ка согласованных подходов к их разрешению, а также координация дея­тельности организаций и учреждений системы ООН в лесной сфере.

Организация, контролирующая выполнение обязательств - Мини­стерство природных ресурсов Российской Федерации.

Европейская Конвенция по ландшафтам (European Convention for Landscape Protection).

Текст на русском языке: http://kuznetsov-vv.hotbox.ru/d&g/ELC.htm Цель - состоит в том, чтобы продвигать защиту, управление и плани­рование ландшафтов, и организовывать европейское сотрудничество по проблемам ландшафтов.

Пан-Европейская стратегия сохранения биологического и ланд­шафтного разнообразия (Pan-European Biological and Landscape Diversity Strategy).

Текст на английском языке: http://www.ecnc.nl/doc/europe/legislat/strafull.html.

Статус. В 1995 году на Софийской Конференции Министров ок­ружающей среды Европейских государств под эгидой Совета Европы и Европейской Экономической Комиссии ООН был подготов­лен и принят документ «Пан-Европейская Стратегия Сохранения Биологического и Ландшафтного Разнообразия» (ПЕС). Участвуют 55 стран. В сферу действия этой Стратегии включена вся террито­рия России.

Цель - существенное уменьшение угрозы для биологического и лан­дшафтного разнообразия Европы; создание условий для восстановле­ния нарушенных систем; укрепление экологической целостности всей Европы; обеспечение всестороннего участия общественности в усили­ях по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия.

Организация, контролирующая выполнение обязательств. Министер­ство природных ресурсов Российской Федерации занимается разра­боткой программы участия России в Пан-Европейской стратегии со­хранения ландшафтного и биологического разнообразия.


    1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал