Место Инвестиционной стратегии в системе стратегического регионального планирования



страница1/2
Дата26.04.2016
Размер0.59 Mb.
  1   2
ПРОЕКТ


ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Инвестиционная стратегия как модель действий


    1. Место Инвестиционной стратегии в системе стратегического регионального планирования

    2. Образ Свердловской области-2030

    3. SWOT-анализ инвестиционных возможностей Свердловской области, оценка возможностей достижения сформированного образа

    4. Цели и задачи Инвестиционной стратегии для достижения позиций сформированного образа


Раздел 2. Стратегические ориентиры инвестиционного развития Свердловской области на период до 2030 года
2.1. Отраслевые приоритеты

2.2. Территориальные приоритеты

2.3. Меры по общему улучшению инвестиционного климата Свердловской области
Раздел 3. Механизмы и инструменты реализации Инвестиционной стратегии
Раздел 4. Ожидаемые итоги реализации Инвестиционной стратегии, целевые установки
Раздел 5. Мониторинг и контроль реализации Инвестиционной стратегии

РАЗДЕЛ 1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ КАК МОДЕЛЬ ДЕЙСТВИЙ
СТРАТЕГИЯ – ЭТО ОПЕРИРОВАНИЕ БУДУЩИМ, ОНА ЗАДАЕТ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ПРОГРАММ, КОТОРЫЕ В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, НАПОЛНЯЮТСЯ ПРОЕКТАМИ.


    1. МЕСТО ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Инвестиционная стратегия Свердловской области является частью системы стратегических документов, определяющих направления социально-экономического развития Свердловской области, среди которых:

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596
«О долгосрочной государственной экономической политике»;

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601


«Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;

- Указ Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 года № 1276


«Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности»;

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.10.2011
№ 1757-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года»;

- Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 № 873-ПП «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года»;

- отраслевые стратегии Свердловской области.
Инвестиционная стратегия направлена на достижение целей и задач Стратегии социально-экономического развития Свердловской области. Инвестиционная стратегия выполняет роль ключевого инструмента для привлечения инвестиций в экономику региона. Реализация инвестиционных приоритетов развития Свердловской области, а также совершенствование делового климата в Свердловской области станут основой для экономического роста региона, а значит, и обеспечат формирование необходимых ресурсов для выполнения поставленных социальных и экономических задач.


    1. ОБРАЗ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ-2030

В результате реализации Инвестиционной стратегии будет формирован качественно новый образ Свердловской области для населения, предпринимателей и инвесторов.


Свердловская область – «промышленное сердце России».

Свердловская область традиционно является локомотивом промышленного производства в России и входит в 5-ку регионов по производственному потенциалу.

Особая роль Свердловской области выражена в девизе на гербе региона – «Опорный край державы». Главная, проверенная временем, специализация региона даст прочную основу для дальнейшего развития Свердловской области как «промышленного сердца России».

Ключевая задача – это не просто сохранение станового характера экономики региона, а создание всех необходимых условий для дальнейшего развития промышленной специализации Свердловской области.


Свердловская область – регион высокого уровня жизни населения.

Свердловская область – это регион высоких стандартов жизни населения. Обеспеченная безопасность жизни, высокая средняя заработная плата, развитая сеть социальных, культурных и спортивных учреждений позволяют уральцам чувствовать себя в регионе комфортно и безопасно– как для представителей подрастающего поколения, так и для представителей старшего поколения уральцев.

Образование на Среднем Урале качественное, доступное, соответствует потребностям общества и экономики. Свердловская область успешно реализует большой научный и образовательный потенциал для развития и образования подрастающего поколения и повышения образовательного уровня населения.

Развитие здравоохранения Свердловской области идет по инновационному пути, увеличивается доля высокотехнологичной медицины. Инновационное здравоохранение доступно для населения.

Свердловская область имеет устойчивую положительную динамику численности населения, уровень смертности существенно уступает уровню рождаемости. Кроме того, Свердловская область – регион удобного и безбарьерного проживания людей с ограниченными возможностями.
Свердловская область – регион эффективных инвестиций для инвестора.

Свердловская область к 2030 году существенно укрепит свои конкурентные преимущества, основанные на развитом промышленном и потребительском рынках, современной инфраструктуре, эффективной системе государственной поддержки предпринимателей и инвесторов.

В Свердловской области полностью решены вопросы, связанные с формированием «мягких» факторов инвестиционной привлекательности - ликвидированы административные барьеры при прохождении инвесторами разрешительных, регистрационных и контрольно-надзорных процедур, при принятии решений органы власти учитывают мнение и интересы бизнес-сообщества.

В Свердловской области инвестор проекта тратит минимальное количество времени (в сравнении с другими субъектами Российской Федерации) на начало реализации своего предпринимательского проекта.

Свердловская область обеспечивает эффективность инвестиций для инвестора.

Под эффективностью инвестиций понимается:



  • сокращение непроизводственных затрат инвестора, в том числе посредством оптимизации и совершенствования процедур, определяющих все стадии инвестиционного проекта;

  • прозрачность инвестиционного процесса и гарантии в сферах, зависящих от работы органов власти, получения инвестором дохода в ожидаемом объеме при выходе проекта на проектную мощность.


Свердловская область - регион инноваций.

Свердловская область - территория разработки и внедрения передовых технологий. Порядка половины предприятий промышленного производства в 2030 году осуществляют технологические инновации.

Продукция уральских компаний представлена на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг. Расходы предприятий Свердловской области на исследования и разработки составляют 2,5 - 3 процента валового регионального продукта к 2030 году.

Инновационное развитие превратится в основной источник экономического роста.

Кроме этого, инновации в Свердловской области - социально ориентированные и направлены на повышение качества жизни и расширение возможностей граждан.

В обществе развито инновационное мышление и дух предпринимательства, которые формируются внутри креативного класса, создающего в экономике знаний большую часть добавленной стоимости.


Свердловская область - территория результативного взаимодействия бизнеса, власти и общества, а также международного сотрудничества.

Выстроенные и работающие в Свердловской области механизмы коммуникации позволяют с высокой эффективностью реализовывать экономические и социальные проекты.

В Свердловской области успешно функционируют площадки открытого диалога бизнеса и власти, в рамках которых обеспечивается совместное оперативное и взвешенное решение вопросов государственной поддержки и сопровождения инвестиционных проектов.

Губернатор Свердловской области – гарант прав предпринимателей, в регионе успешно функционирует развития система представления интересов предпринимательского сообщества, защиты их интересов. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области действует в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Свердловская область - территория успешных региональных и международных коммуникаций. В регионе создаются условия для жизни и работы не только граждан России, но и граждан зарубежных государств.


    1. ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, SWOT-АНАЛИЗ


Место Свердловской области в экономике Российской Федерации

Экономика Свердловской области – экономика индустриального типа, в которой существенная часть созданной добавленной стоимости (37,3 % в сравнении с 33,8 % в целом по Российской Федерации) приходится на промышленное производство. Область устойчиво входит в первую десятку регионов, на долю которых приходится более 50 % производимой в Российской Федерации промышленной продукции.

По оценкам авторитетных рейтинговых агентств, Свердловская область является одним из привлекательных регионов России для открытия и ведения бизнеса:

Кредитный рейтинг Standard&Poor's:

«ВВ», прогноз «Стабильный» (присвоен в августе 2014 года).



Инвестиционный рейтинг «Эксперт РА»:
1B, высокий потенциал - умеренный риск (присвоен в декабре 2013 года).

Рейтинг Subnational Doing Business:

Екатеринбург занимает 24 место по легкости ведения бизнеса среди 30 городов Российской Федерации (по итогам 2012 года).

Таблица 1

Основные показатели экономического развития Свердловской области

в 2013 году

Позиция сравнения

Значение

Место среди регионов РФ

Валовый региональный продукт, млрд. руб.

1 585,7

6

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

350,6

9

Численность населения, млн. чел.

4,3

5

Численность занятых в экономике, млн. чел.

2,2

5

По общему объему инвестиций в основной капитал Свердловская область входит в десятку крупнейших регионов Российской Федерации (рисунок 1).

Рисунок 1. Десять крупнейших по объему инвестиций в основной капитал субъектов РФ по итогам 2013 года, млрд. рублей
По итогам 2012 года норма инвестиций (отношение инвестиций к ВРП) в Свердловской области составила 24,3%.

МАТРИЦА SWOT-АНАЛИЗА

Конкурентные преимущества

(сильные стороны)

Внутренние сдерживающие факторы

(слабые стороны)

  1. Богатая минерально-сырьевая база: балансовые запасы железных руд Урала составляют свыше 12 млрд. тонн; общая обеспеченность разведанными запасами около 150 лет;

  2. Высокий потенциал транспортного развития: город Екатеринбург - третий по величине транспортный узел России, наличие международного аэропорта, развитое железнодорожное сообщение, регион является международным транспортным коридором «Запад – Восток», по территории региона проходят 6 федеральных автомобильных трасс;

  3. Наличие значительных научных наработок и высокий уровень образования персонала, работающего в научно-технологическом секторе. УрФУ – один из девяти федеральных вузов РФ – входит в ТОП-500 мировых университетов по версии QS;

  4. Наличие современных форм организации промышленного производства (холдинговые структуры, кластеры) и присутствие в регионе крупных транснациональных корпораций;

5. Опыт успешного внешнеэкономического сотрудничества со странами ШОС и БРИКС; на территории региона действуют
17 дипломатических и торговых миссий, 10 почетных консульств;

6. Наличие ёмкого внутреннего рынка, высокий спрос на товары промышленного и потребительского назначения;



  1. Развитая инфраструктура телекоммуникационных услуг: территория покрытия сотовой связью составляет более 90 %;

  2. Одна из крупнейших региональных энергосистем, достаточно хорошо развита и избыточна по балансу электрической энергии и мощности;

  3. Положительная динамика роста производительности труда: в 2013 году по сравнению с уровнем 2007 года выработка на 1 работника в фактических ценах увеличилась почти в 2 раза;

  4. Высокий уровень развития финансовой инфраструктуры: 67 филиалов кредитных организаций, 108 страховых компаний;

  5. Высокий уровень развития малого предпринимательства, что обеспечивает широкий выбор товаров и услуг, а также диверсифицированный подход при выборе поставщиков и контрагентов;

  6. Управленческая команда региона готова к эффективному сотрудничеству с бизнесом;

13. На территории региона расположен один из крупнейших в России выставочных центров – МВЦ «Екатеринбург-Экспо».

  1. Имеется дефицит отдельных групп рабочих специальностей в промышленности, главным образом, в машиностроении, металлургии и энергетике;

  2. Высокий уровень физического и морального износа основных фондов;

  3. Несложившаяся система процесса коммерциализации технологий;

  4. Высокие удельные затраты энергии на единицу выпускаемой продукции, связанные с территориальной удаленностью Свердловской области на север и холодным климатом;

  5. Недостаточный уровень инновационной активности предприятий: низкий спрос на инновации и ориентация на закупку готовой техники и технологий за рубежом в ущерб внедрению собственных разработок;

  6. Недостаточные темпы роста инвестиций в высокотехнологичный сектор (энерго- и ресурсосберегающие технологии, информационно-телекоммуникационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии и новые материалы);

  7. Наличие энергодефицитного узла в центре региона (Первоуральско-Екатеринбургский узел);

  8. Высокая техногенная нагрузка промышленных предприятий на окружающую среду, и как следствие, ухудшение экологической обстановки в регионе;

  9. Сохранение высоких административных барьеров на уровне отдельных муниципальных образований;

  10. Высокая доля транспортных издержек в себестоимости выпускаемой продукции;

  11. Отсутствие готовых площадок, обеспеченных инфраструктурой в объемах, соответствующих запросам развития производства.

Возможности

Угрозы

  1. Выгодное экономико-географическое положение на границе Европы и Азии;

  2. Социально-экономическая политика федерального центра, в том числе политика импортозамещения, развитие многовекторной модели интеграции в российский и мировой рынок;

  3. Межрегиональная кооперация и конкуренция;

  4. Сотрудничество России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе, установление долгосрочного торгово-экономического сотрудничества с Китаем в области энергетики, лесопереработки, медицины и реализация совместных инвестиционных проектов;

  5. Модернизация транспортной системы России;

  6. Привлечение федерального финансирования и значительных частных инвестиций для развития инфраструктуры в рамках подготовки к проведению крупных международных мероприятий, в том числе Чемпионата мира по футболу -2018;

  7. Сложившийся имидж Свердловской области как надежного региона с максимально благоприятными условиями для установления деловых контактов;

  8. Реализация стратегических проектов освоения Арктики позволит северным территориям Свердловской области получить доступ на расширяющиеся рынки сбыта;

  9. Отраслевая структура экономики Свердловской области совпадает с приоритетными направлениями развития промышленности Российской Федерации;

  10. Поддержка федерального курса на самообеспечение основными видами продовольствия: развитие пищевой промышленности и сельского хозяйства.

  1. Постепенное истощение минерально-сырьевой базы;

  2. Усиление межрегиональной конкуренции за инвестиционные ресурсы;

  3. Возможное неблагоприятное изменение конъюнктуры мировых цен на металлы и углеводороды;

4. Исторически сложившаяся утяжеленная структура промышленности, для которой характерно преобладание первичных секторов экономики с низкой долей добавленной стоимости в выпуске продукции;

5. Исчерпание имеющихся технологических заделов в ряде высоко- и среднетехнологичных отраслей экономики;

6. Нарастание территориальных диспропорций в социально-экономическом развитии столицы Свердловской области и других муниципальных образований;

7. Сокращение численности населения трудоспособного возраста и сокращение численности занятых в экономике на фоне растущего демографического дисбаланса в России в целом.


Проведенная оценка факторов в рамках SWOT-анализа позволяет сделать следующие выводы о направлениях поиска стратегических путей инвестиционного развития Свердловской области.




  1. Использование сильных сторон Свердловской области для реализации возможностей предполагает:

- расширение географии привлечения партнеров инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на территории Свердловской области;

- превращение Свердловской области в межрегиональный транспортный распределительный центр, формирование конкурентной системы мультимодальных перевозок;

- формирование инновационных и инжиниринговых центров на базе крупнейших образовательных и научных центров Свердловской области;

- поддержание политики импортозамещения, развитие производства с целью обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области;

- максимальное использование возможностей внутреннего рынка для привлечения инвесторов и возможностей инвесторов, уже имеющих производство в Свердловской области;

- проведение крупных выставочных мероприятий для позиционирования Свердловской области на российском и международном уровнях;

- включение малого бизнеса в производственные цепочки крупных предприятий и государственная поддержка малого бизнеса в рамках политики импортозамещения;

- формирование благоприятного инвестиционного климата Свердловской области, позиционирование Екатеринбурга как одного из крупнейших деловых центров, тесное и открытое взаимодействие власти, инвесторов и общества в целях эффективной реализации инвестиционных проектов.


2. Использование сильных сторон для преодоления угроз предполагает:

- формирование опорной сети ряда муниципальных образований как механизма балансировки территориального развития Свердловской области, их интеграция в территориально-отраслевые агломерации;

- координацию инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций для снижения затрат инвесторов на топливно-энергетические ресурсы;

- экологизацию промышленного производства, внедрение экологически чистых (безотходных) технологий;

- создание условий для привлечения реализации крупных трудоемких инвестиционных проектов и обеспечение условий для комфортной трудовой миграции.
3. Использование возможностей внешней среды для устранения слабых сторон возможно через:

- привлечение федерального финансирования для формирования современной инвестиционной инфраструктуры;

- развития региональной системы трансферта технологий;

- повышение инвестиционной привлекательности социальных отраслей путем развития конкуренции, увеличения доли негосударственного сектора в этой сфере и привлечения инвестиций для внедрения новых технологий.


4. Минимизация слабых сторон для предотвращения возможных угроз возможна за счет:

- формирования площадок, обеспеченных инженерной и транспортной инфраструктурой;

- реализации комплексных инвестиционных проектов, включая реализацию инфраструктурных программ, за счет консолидации и синхронизации областных, муниципальных и частных инвестиционных ресурсов;

- развития в Свердловской области эффективных механизмов профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим потребностям инвесторов.





    1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОЗИЦИЙ СФОРМИРОВАННОГО ОБРАЗА

Целью настоящей Инвестиционной стратегии является создание системы инструментов для привлечения в экономику Свердловской области инвестиций в объеме, достаточном для выполнения целевых ориентиров социально-экономического развития Свердловской области и достижения сформированных образов Свердловской области на долгосрочную перспективу.


Для этого в рамках данной стратегии будут обозначены прозрачность и управляемость инвестиционного процесса в Свердловской области, ориентация инвестиционной политики региона на грамотное определение инвестиционных ресурсов развития и их эффективное использование.
Реализация Инвестиционной стратегии Свердловской области в целом будет базироваться на следующих принципах:

- особое внимание к реализации инвестиционных приоритетов развития Свердловской области;

- эффективность взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления с предпринимательским сообществом, понятные и прозрачные условия взаимодействия;

- равные условия для реализации на территории Свердловской области инвестиционных проектов, соответствующих приоритетам инвестиционной политики Свердловской области и иных инвестиционных проектов, направленных на достижение целей и задач Стратегии социально-экономического развития Свердловской области.



РАЗДЕЛ 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
2.1. ОТРАСЛЕВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ
ПРИОРИТЕТ 1: ЗАВЕРШЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБНОВЛЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ.


    1. В металлургическом комплексе - инновационное обновление за счет освоения производств высоких переделов, превращение отрасли в компонентную базу, ориентация на производство конкурентоспособных материалов (ставка на материаловедение как основу развитии отрасли).

Дальнейшее повышение конкурентоспособности металлопродукции предусматривается за счет применения современных технологий с минимизацией расходных коэффициентов при раскрое металла, увеличения доли высокопередельной продукции (холоднокатаного листа, листа с покрытием, сортового проката, изготовленного по современным технологиям, метизов) и переходом на продукцию с покрытиями (увеличивающую срок службы).

Для развития металлургического комплекса в качестве компонентной базы предприятиям Свердловской области необходимо осуществлять реализацию инвестиционных проектов, направленных на разработку и внедрение в производство:

- нового поколения материалов с повышенным уровнем служебных характеристик (сверхлегких, высокожаропрочных сплавов; высокопрочных коррозионно-стойких и теплостойких сталей; интеллектуальных материалов с эффектом самовосстановления; наноструктурных материалов и защитных покрытий и др.);

- композитов с алюминиевой и титановой матрицами, композитов с матрицами на основе никеля и ниобия и др.

В Свердловской области уже сегодня в металлургическом комплексе активно проводятся процессы модернизации производства в соответствии с передовыми мировыми разработками, внедрение энерго- и ресурсосберегающих и экологических технологий, расширение минерально-сырьевой базы. Технологии выплавки стали, переработки меди и алюминия в Свердловской области соответствуют мировым стандартам.

В Свердловской области имеется большой потенциал для развития современного металлургического производства на базе крупнейших предприятий региона: ОАО «СинТЗ» (создание трубного кластера), ОАО «Северский трубный завод» (установка непрерывного стана), ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод» (выпуск крупногабаритного проката из алюминиевых сплавов),


ОАО «Первоуральский новотрубный завод» (проекты «белой металлургии»: финишный центр по производству нефтегазопроводных труб и электросталеплавильный комплекс «Железный Озон-32» по производству бесшовных труб).

1.2. В химическом комплексе Свердловской области приоритетными направлениями развития выступят:

- применение материало- и энергосберегающих технологий переработки углеводородного сырья, технологий производства экологически чистых удобрений и ресурсосберегающих малотоннажных химических продуктов, производство широкого спектра синтетических и функциональных материалов нового поколения;

- организация технологического производства инновационной импортозамещающей продукции.

Перспективной будет реализация предприятиями химической отрасли инвестиционных проектов в сфере производства полиамидных нитей, термоусадочной пленки, нетканых материалов, ПВХ-пластикатов, листов из пенополистрола, поликарбоната и полиолефинов, полимерных труб, тары и упаковки, профильно-погонажных изделий, резинотехнических изделий различного назначения, шин, древесно-полимерных композитных материалов и других.

Платформой для развития указанных направлений химического производства станут промышленно-инновационные кластеры.

В Свердловской области аналогичные проекты уже реализуются в рамках Химического кластера федерального уровня в Нижнем Тагиле, включающего в себя Химический парк «Тагил» на базе ОАО «Уралхимпласт» - ведущего российского производителя синтетических смол и пластмасс.



1.3. В лесопромышленном комплексе - увеличение глубины переработки древесины, внедрение безотходных технологий деревообработки, укрепление позиций региона на мировом рынке лесопродукции высокой степени обработки.

Повышение конкурентоспособности продукции лесопромышленного комплекса Свердловской области будет осуществляться по следующим направлениям:

- освоение выпуска прогрессивных видов продукции: конструкционных материалов на основе древесины, листовых древесных материалов с новыми потребительскими свойствами;


  • разработка технологий и оборудования для получения материалов нового поколения: древесных полимерно-композитных и модифицированных материалов для строительных изделий; древесных плит, фанеры, утеплителей нового поколения; клееных корпусных, несущих и ограждающих строительных конструкций из массивной древесины;

  • развитие деревянного домостроения с показателями, обеспечивающими высокую комфортность, экологию и высокие эргономические показатели;

  • развитие биоэнергетики и производства биотоплива, увеличение переработки низкосортной древесины и др.

В лесопромышленном комплексе Свердловской области уже реализуется ряд комплексных инвестиционных проектов полного цикла: строительство завода по производству древесно-стружечных плит (ООО «СВЕЗА-Лес»), создание деревообрабатывающих предприятий с собственным циклом лесозаготовки (ЗАО «Аргус СФК», ООО «Выйский деревообрабатывающий комбинат») и создание лесоперерабатывающего производства с собственным циклом лесозаготовки
(ООО «Лесников»). В перспективе актуальным является создание лесопромышленного кластера на базе ООО «Первая лесопромышленная компания» в г. Алапаевск.

1.4. В производстве строительных материалов приоритетными направлениями являются инновационное обновление продуктового ряда и техническое перевооружение производства.

На основе межотраслевой интеграции химической, лесной и металлургической промышленностей возможно реализовать уникальную возможность для развития комплексного производства строительных материалов, ориентированного на освоение новых инновационных строительных материалов, изделий и конструкций с повышенными характеристиками качества (листовое стекло, металлоконструкции, сухие строительные смеси, кровельные материалы, различные виды стеновых и отделочных материалов).

В Свердловской области уже создана мощная производственная база предприятий промышленности строительных материалов, реализующих крупные инвестиционные проекты (ООО «Невьянский завод керамических изделий», ООО «МитЛайн», ООО «ПроЛайм», ООО «ККК Урал»).


    1. В машиностроительном комплексе – развитие за счет создания современных высокотехнологичных наукоемких производств, основанных на «экономике знаний», выпускающих «умную» продукцию, соответствующую международным стандартам.

В частности, перспективными направлениями для реализации инвестиционных проектов в машиностроительном комплексе выступят:

  1. для станкостроения - производство станков для лучевой формообразующей обработки; прецизионных электроэрозионных станков, термопластавтоматов, установкок для изготовления прототипов и деталей методами послойного синтеза, прецизионных металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудованияОснова реализации таких проектов создана на ряде предприятий области (ГРС-Урал, Пумори, Кировоградский завод твердых сплавов и др.);

2) для транспортного и железнодорожного машиностроения - производство дизельных двигателей и их компонентов нового поколения. Такие проекты реализуются на следующих предприятиях: Уральские локомотивы и Корпорация Уралвагонзавод, Уралэлектромаш, НПО Автоматики, Синара-транспортные машины, Уральский дизель-моторный завод и др.;

3) для нефтегазового машиностроения - создание оборудования нового поколения для глубокого бурения нефтяных и газовых скважин в сложных условиях работы, а также создание комплекса оборудования для глубокой переработки тяжелых нефтяных остатков. Платформа для реализации таких проектов будет создана на базе УРБО, Буланашский машиностроительный завод, Пневмостроймашина, Завод имени Воровского и др.;

4) для электротехнического машиностроения - производство новых видов электросилового оборудования, оборудования высокого напряжения и трансформаторов. Такие проекты уже реализуются на таких предприятиях, как: Энергомаш-Уралэлектротяжмаш, Группа СВЭЛ, Уралкабель, Свердловский завод трансформаторов тока и др.;

5) для производства специальной техники - производство новых видов строительно-дорожных машин и оборудования, снегоуборочной техники, техники для гражданского домостроения, современных видов кабин с оснащением рабочих мест операторов новыми способами компьютеризации управления рабочими органами. Осуществление серийного производства может быть организовано на основе


ОАО "Машиностроительный завод имени М.И.Калинина, г.Екатеринбург",
ООО «Уралтехноград» и др.;

6) для производства медицинской техники- выпуск высокотехнологичной медицинской техники и приборов для оперативных вмешательства и аппаратной реабилитации. Уральские предприятия - Уральский оптико-механический завод и Уральский приборостроительный завод и др. – имеют необходимый потенциал для реализации инвестиционных проектов, соответствующих таким характеристикам.

Развитие медицинского машиностроения должно осуществляться в неразрывной связи с развитием фармацевтической промышленности для обеспечения комплексного развития отрасли и коммерциализации результатов научных исследований и разработок.

1.6. В фармацевтической промышленности – инновационное развитие за счет создания высокотехнологичной медицинской продукции, освоения производства новых видов лекарственных средств, создания сети отечественных фармацевтических предприятий с полным циклом технологических процессов, начиная от производства субстанций, заканчивая упаковкой готовых лекарственных средств.

В Свердловской области уже реализован ряд стратегически важных проектов, среди которых производство инфузионных растворов, готовых форм генно-инженерного инсулина человека на заводе «Медсинтез», изготовление новых импортозамещающих лекарственных препаратов по международным стандартам на Березовском фармацевтическом заводе и Ирбитском химико-фармацевтическом заводе.

Результатом достижений в области медицинской, фармацевтической промышленности и развития новых методов лечения станет продление человеческой жизни и укрепление здоровья.

Будет развиваться медицина долголетия, которая будет направлена на раскрытие потенциальных и адаптационных возможностей организма, что увеличит продолжительность активной жизни человека.

В целом развитие экономики будет характеризоваться более высокими по сравнению со среднероссийскими параметрами импортозамещения и инновационной активности компаний, а также более высоким уровнем частных и государственных инвестиций в развитие человеческого капитала, инновационной и транспортной инфраструктуры. Эти факторы будут способствовать повышению среднего темпа роста ВРП и выступят гарантом обеспечения высокого уровня качества жизни на территории области.
ПРИОРИТЕТ 2: ФОРМИРОВАНИЕ "НОВОЙ ЭКОНОМИКИ"

"Новая экономика" Свердловской области - это отрасли с высоким удельным весом нематериального, человеческого капитала, такие как информационно-коммуникационные технологии, образование, медицина, наука, сервисные и интеллектуальные услуги.

«Новая экономика» характеризуется возрастанием роли человеческого капитала как основного фактора экономического роста, опережающим развитием сферы услуг, в том числе, государственных, частыми технологическими прорывами и научными открытиями, и быстрыми изменениями на рынке.

Именно человеческий капитал определяет способность страны к интенсивному развитию, поэтому необходимым условием для формирования «новой экономики» является модернизация систем образования и здравоохранения, являющихся основой социального развития общества.



Инновационное развитие социальных отраслей должно обеспечиваться за счет опережающего развития науки и технологий. Рост затрат на НИОКР является одним из главных факторов активизации инновационных процессов в социальной сфере.

Развитие сферы образования, намеченное на период до 2030 года, должно быть ориентировано на внедрение инновационных технологий (интерактивных методов обучения, технологий реального времени, мультисервисных технологий) и подготовку квалифицированных кадров всех уровней профессионального образования, соответствующих требованиям современной экономики. Так, при поддержке Правительства Свердловской области на базе Первоуральского металлургического колледжа уже реализуется уникальная программа в области подготовки высококвалифицированных рабочих кадров – «Будущее белой металлургии». Дальнейшее развитие — это направление должно получить в рамках комплексного проекта формирования «Уральской инженерной школы».

Развитие здравоохранения на период до 2030 года должно быть ориентировано на создание «Медицины будущего», основанной на новейших технологиях биоинженерии, биомедицинских, клеточных технологиях и др. Ярким примером реализации инновационного социального проекта при участии частных инвесторов является открытие «Госпиталя Восстановительных Инновационных Технологий» в Нижнем Тагиле, специализирующегося на эндопротезировании крупных суставов. Это комплекс новейших, инновационных и «умных» технологий в медицине, обеспечивающий выполнение всей цепочки восстановительного процесса.

Инновационное обновление жилищного строительства наряду с использованием материалов новых поколений будет обеспечиваться и внедрением технологий, повышающих комфортность и безопасность жизни в вновь возводимом жилье. Это будет достигаться за счет инновационных решений в области архитектуры, инженерно-технического проектирования, оборудования жилья системами управления «умный дом», а также решениями по использованию альтернативных источников энергии и поддержания в исходном состоянии окружающей среды, недопущения ее загрязнения.

В Свердловской области первые шаги в части реализации таких проектов сделаны. Например, в «Академическом», уже сегодня за счет высокотехнологических инфраструктурных решений жители района платят за теплоэнергию на 30 процентов меньше, чем горожане, проживающие в других районах города Екатеринбурга (введена единая автоматическая система диспетчерского контроля и управления инженерным оборудованием).

Важно, чтобы высокотехнологические инфраструктурные решения стали частью повседневной жизни в муниципальных образованиях в Свердловской области.

Безусловным атрибутом «новой экономики» является ускоренное развитие IT-сектора, как инструмента роста других отраслей экономики. Росту объема рынка информационных технологий будет способствовать создание технопарков в сфере высоких технологий, внедрение суперкомпьютеров, современных электронных технологий в социальной сфере, оказание государственных услуг в электронном виде и др. Уже в 2012 году в регионе началось строительство технопарка высоких технологий «Университетский», на базе которого разместится и кластер IT-компаний. Он станет частью Уральского университетского комплекса, формируемого на базе УрФУ.

Кроме того, для индустриальной Свердловской области одним из основных условий коренного улучшения качества жизни жителей области, особенно – жителей малых и средних городов - выступает развитие туризма, обеспечивающего создание дополнительных рабочих мест в смежных отраслях (транспорт, связь, общественное питание, сельское хозяйство, ремесленничество, пищевая промышленность, сфера развлечений, отдыха, торговля).

Свердловская область обладает мощным туристским потенциалом, позволяющим реализовывать разнообразные туры в сфере познавательного, активного, сельского, экологического, рекреационного и других видов туризма, комплексных туристских продуктов, ориентированных на различные возрастные группы и целевые аудитории.

Уже сегодня начато формирование кольцевого маршрута «Самоцветное кольцо» (Екатеринбург – Невьянск – Висим – Нижний Тагил – Мурзинка – Алапаевск – Ирбит – Артемовский – Реж – Березовский – Екатеринбург), в пределах которого сконцентрированы более половины зарегистрированных памятников культуры.

В качестве перспективных комплексных маршрутов можно предложить формирование широтного маршрута «Пояс Рифея» (Красноуфимск – Арти – Нижние Серьги (парк «Оленьи ручьи») – Екатеринбург – пос.Малышевский – Каменск – Уральский – Камышлов – Талица), проходящего с запада и востока вдоль федеральных автодорог Пермь – Екатеринбург и Екатеринбург – Тюмень, а также меридионального маршрута «Уральский меридиан» (Екатеринбург – Невьянск – Висим – Нижний Тагил – Качканар – Верхотурье – Карпинск – Краснотурьинск – Североуральск), ориентированного в первую очередь на развитие активного туризма.
ПРИОРИТЕТ 3: РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

В Свердловской области, учитывая ее транспортно-логистический потенциал, есть все основания для успешного использования основных общероссийских направлений развития. Среди них: развитие Севера Российской Федерации, реализация крупных проектов на Дальнем Востоке, укрепление дружественных экономических отношений с Азией.

Особенностью Свердловской области является ее уникальное географическое положение. В  распоряжении региона – одна из крупнейших железнодорожных сортировочных станций, более 3,3 тыс. км железных дорог, почти 30,5 тыс. км автодорог. Гордость Среднего Урала — международный аэропорт Кольцово, который становится полноценным авиахабом. Свердловская область представляет собой международный транспортный коридор «Запад – Восток», по территории области проходят 6 федеральных автомобильных трасс.

В то же время необходимо отметить, что Свердловская область удалена от регионов Европы, центральной России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Это обусловливает относительно высокие транспортные издержки на доставку продукции, производимой в области, к основным рынкам сбыта.

Поэтому одна из приоритетных задач – это использование потенциала региона для превращения Свердловской области в крупнейший транспортно-логистический центр с развитыми межрегиональными коммуникациями, обеспечивающий транспортную доступность региона, развитие системы мультимодальных перевозок как условие эффективного выхода предприятий на новые рынки сбыта.

Модернизация транспорта в качестве инфраструктурной отрасли экономики, включая участие в реализации проектов высокоскоростных железнодорожных магистралей, и создание новой сетки региональных и местных авиа- и наземных перевозок обеспечит качественно иной уровень мобильности населения.

Для этого, в частности, будут реализованы проекты строительства новых направлений федеральных автомобильных дорог Ивдель – Лабытнанги, Екатеринбург – Уфа, реконструкция федеральных автомобильных дорог Екатеринбург - Тюмень, Екатеринбург - Пермь, Екатеринбург - Казань, развитие Екатеринбургской кольцевой дороги.

Для Свердловской области актуально расширение пропускной способности железной дороги и железнодорожного вокзала, создание сети региональных аэропортов. Существенное развитие региону даст формирование транспортного коридора «Северный путь», предусматривающего расширение пропускной способности железной дороги Серов – Приобье и выход на север Тюменской области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Оптимизацию транспортного сообщения в европейском направлении призвано обеспечить продление скоростной железной дороги Москва-Казань до Екатеринбурга.

Основу формирования эффективной системы товародвижения призвано обеспечить создание современных транспортно – логистических центров и контейнерных терминалов суммарной мощностью грузопереработки 60 млн. тонн в год на основных межрегиональных транспортных коммуникациях в пределах городов Красноуфимск/Ачит, Каменск-Уральский, Богданович, Ирбит, Тавда, Нижний Тагил, Серов, Ивдель, а также Екатеринбург.
ПРИОРИТЕТ 4: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В Свердловской области на текущий момент накоплено около 9 млрд. тонн отходов производства. Ежегодно образуется порядка 190 млн. т отходов, из них используется в среднем 84 млн. т (44,2 %), размещается – 115,0 млн. т

В условиях роста промышленного производства задача снижения техногенного воздействия на окружающую среду имеет приоритетное значение. Для каждого промышленного предприятия процесс модернизации производства должен проходить в неразрывной связи с обеспечением экологической безопасности и внедрением экологически эффективных инновационных технологий.

С другой стороны, накопленные отходы производства – в частности – алюминиевого, можно рассматривать в качестве перспективного источника для производства редкоземельных металлов, рынок которых последние десятилетия растет быстрыми темпами. К 2020 году в России прогнозируется увеличение потребления редкоземельных металлов в среднем в 2 раза с учетом потребностей оборонно-промышленного комплекса.

Основу обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области создает активно развивающийся при поддержке Правительства области региональный агропромышленный комплекс. Сегодня в регионе реализуются инвестиционные проекты, направленные на развитие молочного животноводства и птицеводства. В ближайшей перспективе необходимо развитие растениеводства, в том числе – производство плодов, ягод, овощей закрытого грунта. Особую актуальность имеют проекты, направленные на обеспечение первичной и глубокой переработки производимой сельскохозяйственной продукции, обеспечения ее сохранности и доставки до конечного потребителя. В Свердловской области, особенно в ее восточной и западной частях, есть все условия для производства высококачественной экологически чистой продукции, спрос на которую неуклонно растет.

Агропромышленный комплекс может и должен стать серьезной площадкой для инноваций, способствующих наполнению внутреннего рынка качественными, а самое главное, доступными продуктами питания отечественного производства, обеспечению. продовольственной безопасности. На практике это означает оптимальное использование биологического потенциала сельскохозяйственных животных и растений, внедрение современных технологий диагностики сельскохозяйственного скота, включая применение различных безопасных препаратов нового поколения.


Система отраслевых приоритетов Инвестиционной стратегии Свердловской области реализуется посредством «Инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение». Такие проекты рассматриваются Советом по инвестициям Свердловской области, перечень актуализируется в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития региона.

2.2. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ
На этапе зарождения новой волны экономического цикла, когда ресурсы ограничены, а развиваться нужно быстро и инновационно, необходимо переходить к выделению пространственных зон роста Свердловской области и концентрации усилий по их дальнейшему развитию.

Основой роста экономики Свердловской области должна стать опорная сеть ряда муниципальных образований – «точек экономического роста». При условии успешной реализации территориальное развитие региона будет давать существенный синергетический эффект на всю территорию Свердловской области.

Комплексный анализ обеспеченности территорий области отдельными факторами производства (природные ресурсы, инфраструктура, кадры, финансы, транспортная доступность, экономический и экологический потенциал), а также прогнозная оценка динамики основных рынков сбыта позволяет выделить территориальные агломерационные «точки роста», развитие которых определит пространственную конфигурацию социально – экономического, и, соответственно, инвестиционного развития области.

С учетом всех вышеназванных факторов и географического положения отраслевыми приоритетами развития в агломерациях Свердловской области будут выступать:

- в центральной агломерации – машиностроение, логистика, фармацевтическая промышленность и социальная сфера;

- в западной агломерации – металлургия, машиностроение, агропромышленный комплекс, логистика, стройиндустрия, сфера туризма и социальная сфера;

- в южной агломерации – металлургия, агропромышленный комплекс, стройиндустрия и социальная сфера;

- в восточной агломерации – лесная промышленность, агропромышленный комплекс, фармацевтическая промышленность, логистика и сфера туризма;

- в горнозаводской агломерации – металлургия, машиностроение, химическая и фармацевтическая промышленность, стройиндустрия и социальная сфера;

- в северной агломерации – металлургия, химическая и лесная промышленность, логистика, стройиндустрия, сфера туризма и социальная сфера.



Такой подход к определению территориальных приоритетов на основе существующих и перспективных конкурентных преимуществах отдельных территорий Свердловской области позволяет сформировать порядка 35 «точек роста», которые могут и должны стать «опорной сетью» пространственного развития региона (таблица 2).
Таблица 2

Прогноз территориальных агломерационных «точек роста» муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области

п/п

Агломерации Свердловской области

Территориальные «точки роста»

(35 муниципальных образований)

Отраслевой аспект

металлургия

машиностроение

лесная промыш-ленность

химическая промыш-ленность

фармацевтичес-кая промышленность

агропромыш-ленный комплекс

сфера туризма

социальная сфера

логистика

стройиндустрия



Центральная

Муниципальное образование «город Екатеринбург»; Березовский городской округ





























Западная

Полевской городской округ; городской округ Первоуральск; городской округ Верхняя Пышма; городской округ Красноуфимск; Нижнесергинский муниципальный район; Михайловское муниципальное образование


























Южная

Муниципальное образование город Каменск-Уральский; городской округ Богданович; Белоярский городской округ; городской округ Сухой Лог; городской округ Заречный





























Восточная

Муниципальное образование город Алапаевск; Туринский городской округ; Тавдинский городской округ; Муниципальное образование город Ирбит; Туринский городской округ; Камышловский городской округ; Талицкий городской округ




























Горнозаводская

Верхнесалдинский городской округ; город Нижний Тагил; Новоуральский городской округ; Невьянский городской округ; Кушвинский городской округ



























Северная

Городской округ Краснотурьинск; Серовский городской округ; городской округ Карпинск; городской округ Красноуральск; городской округ Верхотурский; Североуральский городской округ; Качканарский городской округ; Ивдельский городской округ; Новолялинский городской округ: город Лесной

























2.3. МЕРЫ ПО ОБЩЕМУ УЛУЧШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В Свердловской области проводится большая работа, направленная на улучшение общих условий для старта и ведения бизнеса в регионе, в том числе, в части снижения административных барьеров, совершенствования системы государственной поддержки, налаживания открытого диалога с предпринимательским сообществом.

В Свердловской области осуществляется целый комплекс мер для снижения административных барьеров.

Государственными органами Свердловской области ведется работа по упрощению и сокращению сроков регистрации предприятий и прав собственности на объекты, уменьшению процедур при получении разрешения на строительство и подключении к электросетям. На сегодняшний день в области можно зарегистрировать юридическое лицо за 11 дней, получить разрешение на строительство за 158 дней, подключиться к электросетям за 86 дней.




  1   2


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал