Методическая деятельность муниципальных библиотек Амурской области



Скачать 354.45 Kb.
Дата02.05.2016
Размер354.45 Kb.
ТипЗадача

Государственное бюджетное учреждение культуры

«Амурская областная научная библиотека имени Н.Н. Муравьева-Амурского»


Методическая деятельность муниципальных

библиотек Амурской области
Научно-методическая работа – это законодательно закрепленная обязанность центральных библиотек, являющихся научно-методическими центрами. Реорганизация системы библиотечного обслуживания населения в связи с социально-экономическими реформами бюджетной сферы, развитие инновационной деятельности, использование традиционных и информационных коммуникационных технологий требуют новых подходов к организации методической работы библиотек.

В новых правовых условиях библиотеки области строят свою деятельность на основе формирования и выполнения муниципального задания на оказание услуг с указанием объёмов деятельности, перечней услуг и требований к их качеству.

Для изучения возможностей совершенствования дальнейшего развития методической деятельности библиотек, методический отдел Амурской областной научной библиотеки им. Н.Н. Муравьева-Амурского провел социологическое исследование «Методическая деятельность муниципальных библиотек Амурской области».

Задача исследования – обобщить и проанализировать состояние методической деятельности муниципальных библиотек области.

В анкетировании приняли участие 23 центральные и межпоселенческие библиотеки. Не ответили на вопросы анкеты информационно-методический центр библиотечного обслуживания Шимановского района и библиотечный отдел центра по развитию культуры, молодежной политики и спорта Тындинского района. Не высылались анкеты в отдельные библиотеки (гг. Зея, Шимановск, Углегорск, пгт Прогресс).

Анкета состояла из 23 вопросов, касающихся методической деятельности муниципальных библиотек и Амурской областной научной библиотеки.

В структуре центральных и межпоселенческих библиотек функционируют специальные подразделения, занимающиеся методической деятельностью:

методико-библиографический отдел (Бурейская, Мазановская, Серышевская, Ромненская межпоселенческие библиотеки);

– информационно-методический отдел (МИБС г. Благовещенска);

– отдел методической и библиографической работы (ЦБС г.Райчихинска);

– отдел методико- библиографической работы (Свободненская МБ, ЦБС г.Свободного);

– отдел библиотечного маркетинга (Константиновская МБ);

– методико-информационный сектор (Зейская МБ).

В 12 районах и городах в структуре библиотеки нет отдела, но есть ставка методиста (г.Тында, Михайловский, Магдагачинский, Белогорский районы), ведущего методиста (Тамбовский, Селемджинский, Октябрьский, Ивановский, Архаринский, Завитинский районы, г.Белогорск), главный методист (Благовещенский район). В Сковородинском районе ставка методиста сокращена в 2013 году. В Ромненском районе методические функции выполняет заместитель директора.

Процент методистов с высшим библиотечным образованием составляет 13,6 (3 методиста), со средне-специальным библиотечным – 59,0% (13 методистов), высшее педагогическое образование имеют 2 человека, средне-специальное педагогическое – 2, 1– высшее (менеджер), 1 – высшее (агроном).

По стажу работы в библиотеке респонденты распределились следующим образом: 30-35 лет ­– 8 чел. (34,7%), свыше 20 и 10 лет по 3 респондента, 2 – проработали в библиотеке от 40 до 45 лет; имеющие стаж от 3-х до 10 лет – 3 респондента, до 3- х лет – 1, до года – 2 человека.

Возрастная категория от 30 до 55 лет методистов центральных и межпоселенческих библиотек самая многочисленная – 15 человек (68,1%), от 55 до 60 лет –14 человек (63,6%), старше 60 лет – 3 человека (13,6%). В возрасте до 30 лет нет ни одного методиста.

За последние три года состав методистов обновился на 18,2% (Белогорском, Зейском, Селемджинском, Константиновском районах).

На основании приведенных данных можно сделать вывод – методические службы области возглавляют квалифицированные специалисты, имеющие большой опыт практической работы.

В законе Амурской области «О библиотечном деле» библиотека, наделенная органами местного самоуправления статусом «центральной» (Ст.21.3), обязана «…оказывать методическую помощь библиотекам». Поэтому, в уставе учреждения, юридического лица, методическая деятельность должна быть закреплена.



В результате анкетирования выяснилось, что только в половине центральных и межпоселенческих библиотек прописана деятельность по оказанию методической помощи библиотекам:

Ромненский район – осуществление научно-методического руководства библиотеками района, организация профессиональной учебы библиотекарей, анализ и обобщение опыта работы библиотек района, распространение и контроль его внедрения.

г.Тында – оказание справочно-информационной, методической и практической помощи библиотекам г. Тынды.

ЦБС г. Белогорска – оказывает методическую и практическую помощь в разработке сценариев и методических материалов, проводит консультационные услуги специалистам библиотечного дела, проводит маркетинговые и социологические исследования, осуществляет издательскую деятельность.

Ивановский район – осуществляет маркетинговые и социологические исследования по развитию и прогнозированию деятельности Учреждения и муниципальных библиотек района, осуществляет издание методических пособий и рекомендаций, рекомендательных библиографических пособий, различных информационных материалов краеведческого характера, рекламной продукции о деятельности библиотек района, выявляет, изучает и обобщает опыт деятельности библиотек, проводит конференции, семинары, участвует в организации непрерывного образования и повышения квалификации библиотечных кадров.

Архаринский район – библиотека является методическим, информационным и культурным центром в области библиотечного дела; участвует в организации непрерывного образования и повышения квалификации кадров; осуществляет издания методических пособий, различных информационных материалов, выявляет, изучает и обобщает опыт деятельности библиотек, проводит семинары.

Константиновский район – осуществление образовательной деятельности в системе повышения профессиональной квалификации библиотечных кадров, в сфере обучения основам информационной, правовой культуры населения в форме разовых лекций, семинаров; сопровождение деятельности муниципальных библиотек района через различные формы методической, информационной, консультационной работы; проведение социологических, маркетинговых исследований по развитию и прогнозированию деятельности Учреждения.

Михайловский район – обеспечение методико-библиографической и практической помощи библиотекам; консультирование по вопросам, касающимся деятельности библиотек и качественному библиотечному обслуживанию населения; организация районных семинаров, стажировок, курсов повышения квалификации работников; обеспечение сводной государственной отчетности библиотек.

Зейский район – оказание методической и практической помощи библиотекам Зейского района

Селемджинский район – проведение анализа библиотечного обслуживания населения в районе, его дальнейшее прогнозирование; организация работы по повышению квалификации специалистов библиотек района с помощью семинаров, мастер-классов, конференций; организация работы по составлению государственной отчетности, утвержденной Госкомстатом, по форме 6-нк в органы статистики и Управление культуры Администрации Амурской области.

Сковородинский район – оказывает методическую помощь библиотекам различных форм собственности и организационно-правовых форм на территории Сковородинского района (организация семинаров, консультаций); осуществляет методическую деятельность; обеспечивает методико-библиографическую и практическую помощь библиотекам.

Благовещенский район – осуществление методической деятельности;

Тамбовский район – не привели текст из Устава.

Не отражена методическая деятельность в Уставах библиотечных учреждений городов – Свободного, Райчихинска, Благовещенска, районов – Бурейского, Мазановского, Завитинского, Магдагачинского, Октябрьского, Свободненского, Серышевского, Белогорского.

Методическая деятельность в библиотеках регламентируется нормативными локальными документами:

Положение о методическом совете (гг.Белогорск, Благовещенск, Завитинский, Ивановский, Октябрьский, Бурейский районы);

Положение об отделе методической и библиографической работы

(г. Райчихинск), Положение об отделе библиотечного маркетинга (Константиновский район);



Положение о методико-библиографическом отделе (Свободненский, Серышевский, Ромненский, Бурейский, Мазановский районы, г. Свободный, Благовещенск (отдел называется – информационно-методический);

Положение о методико-информационном секторе (Зейский район).

Межпоселенческие библиотеки Завитинского, Благовещенского районов не имеют специальной структуры, но Положения о методическом отделе разработаны. Если в библиотеке методической деятельностью занимается один методист, в методико-библиографическом отделе числится один специалист – целесообразнее принять «Положение об организации методической работы в библиотеке», как это сделано в Ивановском, Октябрьском, Сковородинском районах.

Нормативные локальные документы по методической деятельности не приняты в городе Тынде, в Тамбовском, Архаринском, Магдагачинском, Михайловском, Белогорском, Селемджинском районах.

При проведении исследования нас интересовал вопрос, включена ли услуга (работа) по методическому обеспечению в муниципальное задание – 52,2 % респондентов ответили отрицательно (города Благовещенск, Райчихинск, Тында, Белогорск, районы – Селемджинский, Белогорский, Серышевский, Октябрьский, Магдагачинский, Архаринский, Завитинский, Благовещенский).

В ряде библиотек в муниципальное задание включены показатели методической услуги (работы), выполняемые в библиотеках:

Мазановский, Ивановский, Бурейский, Зейский, Ромненский, Сковородинский, Тамбовский, Константиновский, Михайловский, Свободненский районы – издание информационно-методических материалов в помощь организации работы библиотек по различным направлениям, выезды в библиотеки для оказания практической, методической помощи, организация мероприятий по повышению квалификации библиотечных работников, подготовка справок, информаций о деятельности библиотек по различным направлениям.

г.Свободный – посещение филиалов с целью оказания методической помощи, количество организованных и проведенных семинаров, совещаний, методических советов для сотрудников, количество подготовленных аналитических справок, информаций.

В целях реализации постановления Правительства РФ от 26.02.2014 № 151 «О формировании и ведении базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, формировании, ведении и утверждении ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями)» министерство культуры и архивного дела области своим приказом от 18.06.2015г. утвердило ведомственный перечень государственных услуг (работ). В перечне под номером 37 числится работа по предоставлению консультационных и методических услуг.

В ходе исследования определились приоритетные направления методической деятельности. По степени значимости на первое место – 47,8% респондентов (11 человек) – поставили «оказание консультационно-методической, практической помощи библиотекам по различным направлениям деятельности». Лидерами оказались направления «анализ и оценка деятельности библиотек (39,1%); «повышение квалификации, организация обучения персонала» (30,4%), «развитие творческого потенциала сотрудников» (21,7%).

Следующие 7 направлений методической деятельности распределились в таком порядке: организация планирования и оценки его результатов, инновационная деятельность, издательская деятельность, проектная деятельность, внедрение Модельного стандарта общедоступной библиотеки, профессиональное и социальное партнерство, законотворчество.

В 8-ми анкетах респонденты не сочли нужным отметить проектную деятельность, в 9 – внедрение Модельного стандарта общедоступной библиотеки, в 5 – развитие творческого потенциала сотрудников, в 7 – законотворческую деятельность, профессиональное и социальное партнерство.

Методист ЦБС г. Белогорска добавила исследовательскую деятельность и поставила ее на 5 место по значимости, для методиста Зейской центральной библиотеки «все важно и взаимосвязано, очень сложно что-то выделить».

Активизировалась аналитическая деятельность методических центров, это заметно по изданию сборников и обзоров по деятельности своих библиотек: информационно-аналитический обзор «Библиотеки МБУ «ЦБС г. Белогорска», информационный сборник «Работа библиотек Мазановского района», аналитический обзор «Архаринская межпоселенческая библиотека и библиотеки-филиалы района в 2014 г.», сборники «Вести из библиотек области» (Бурейский район), «А что у вас?» (Завитинский район).

В содержании методической деятельности повышение квалификации специалистов занимает, ведущее направление. Мы предложили респондентам ответить на вопрос «какие формы повышения квалификации вы считаете наиболее эффективными»?

Популярными формами обучения методисты считают семинары (18 респондентов), курсы повышения квалификации, выезды с оказанием практической помощи (17), показательные мероприятия (15), практикумы (13), мастер- классы, деловые игры, тренинги (12), стажировки (5), круглые столы, школы передового опыта (4), профессиональные конкурсы (1).

Тематика семинаров разнообразна и охватывает многие направления деятельности библиотек: «Сельская библиотека в информационном обществе», «Библиотека как инструмент продвижения чтения, книги, культуры», «Библиотека – связующее звено между поколениями» (Ивановский район), «Современное детство и библиотека» (Завитинский район), «Использование краеведческого потенциала в работе библиотек» (г.Райчихинск), «Обслуживание людей с ограниченными возможностями», «Новые формы работы: буктрейлер, квест, флэшмоб» (Магдагачинский район), «Библиотека как центр патриотического воспитания молодежи», «Сельская библиотека – пространство для читателя» (Октябрьский район), «Перспективы развития библиотек на современном этапе» (Белогорский район), «Библиотека – территория культуры», «Актуальные формы библиотечных мероприятий в Год литературы» (Бурейский район), «Справочно-библиографическая и информационная работа», «Сельская библиотека: учимся работать по новому», «Нормы времени на основные комплексы работ в библиотеке» (Константиновский район), «Краеведческая работа как важнейший элемент гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания читателя» (Серышевский район).

Помимо семинаров эффективной формой повышения квалификации специалисты считают проведение практикумов: «Программная деятельность библиотек» (Ивановский район), «Планирование работы по нормам времени» (Завитинский район), «Как создать презентацию» (Октябрьский район), «Запись информации на электронные ресурсы», «Работа с электронными ресурсами» (Белогорский район), «Организация клубов, любительских объединений в библиотеке. Оформление портфолио.», «Библиографическое описание документа» (Серышевский район), «Работа в компьютерных программах (Зейский район).

Хотя респонденты и выделили наиболее популярную форму «мастер-классы, деловые игры, тренинги», но в практике работы используют их совсем редко. Приведено всего несколько примеров, проведенных мастер-классов: «Библиографический обзор литературы о войне» (Завитинский район), «Оформление книжных выставок к Году литературы в России» (Серышевский район), «Компьютерные технологии в библиотеке» (Ивановский район). Можно отнести к этой форме и дискуссионные качели «Литературные вечера как способ расширения кругозора пользователей», встречи-отчеты «Мои успехи», которые проводятся МБ Бурейского района. Методистам при проведении мероприятий по повышению квалификации необходимо внедрять активные диалоговые, дискуссионные формы, творческие лаборатории, конкурсы инновационных форм работы и др.

В ЦБС г. Райчихинска проводятся «Дни обмена профессиональными инновациями», в 2015 году темами обмена были «Продвижение чтения и выставочная деятельность» и «Работа с детьми и молодежью». ЦБС г. Белогорска помимо семинаров использует такие формы работы как открытая трибуна, дни информации и специалиста; часы: информационно-методические, интересных сообщений, творческих советов, профессионального диалога, деловых предложений, обзор новых профессиональных журналов. В Серышевском районе проводят выставки методических материалов «Копилка методиста», «Новые журналы для библиотечных специалистов», в Архаринском – «День профессионального общения».

Школа инноватики работает в МИБС г. Благовещенска, Школа молодого специалиста – в Селемджинском районе, Школа начинающего библиотекаря, Школа компьютерной грамотности – в Бурейском районе. Стажировки для вновь принятых сотрудников проводят Ивановский, Зейский, Бурейский районы.

Стимулируют творческую активность и показательные мероприятия. В Ивановском районе проведен районный фестиваль чтения «Книг волшебные страницы», районное мероприятие, посвященное 200-летию М.Ю. Лермонтова «Он обладал пылающей душой», торжественное мероприятие к Дню матери «Мамочка моя», в ЦБС г. Райчихинска – час профессионального общения «Через игру – к чтению», «Мир на кончиках пальцев», в Магдагачинском районе – литературный час по творчеству А.Синяковой «Какое счастье просто жить», сторителлинг «Жила была библиотека».

В Серышевской межпоселенческой библиотеке к эффективным формам отнесли такую форму работы, как конкурс профессионального мастерства «Библиотекарь года», который в районе проводится ежегодно, в Архаринском – районные конкурсы «Огненным годам посвящается» и «Читаем детям книги о войне».



Выезды с оказанием практической, консультационной, методической помощи отметили 73,9% респондентов. Выезды в библиотеки-филиалы методисты осуществляют по различным темам: это расстановка фонда в соответствии с ББК, списание документов и составление актов, реклама и имидж библиотеки, организация справочно-библиографического аппарата, плановая проверка работы библиотек, передача книжного фонда и др.

Методист Архаринской межпоселенческой библиотеки считает, что эффективной формой повышения квалификации являются индивидуальные занятия с работниками библиотек-филиалов, в Магдагачинском районе индивидуальные консультации называют «Методическая неотложка».

В г. Тынде проводятся ежегодные семинары с библиотеками управления образования по обмену опытом.

Библиотеки, методические центры, используют различные формы методического обеспечения работы своих библиотек. Большинство библиотек (86,9%) отметили организацию мероприятий по повышению квалификации сотрудников библиотек; 60,8% – консультационную помощь, 47,8% ­– выезды в библиотеки с оказанием методической и практической помощи, аналитическую деятельность – 30,4%, издательскую – 37,4%. Также были выделены такие формы работы, как: проведение конкурсов, подготовка сценариев и методика проведения мероприятий, индивидуальные практикумы, подготовка обзоров, выставок, документационное обеспечение библиотечных процессов, презентации-путешествия по библиотекам, мониторинги. Как показывает анализ анкет, методисты не упомянули о распространении инновационного опыта работы, о разработке локальных нормативных документов, кроме Ивановской МБ с, о подготовке справок для органов управления культурой как о формах методической работы.

Не указали темы проводимых мероприятий по повышению квалификации библиотеки городов Благовещенска, Белогорска, Свободного, Тынды, районов – Селемджинского, Мазановского, Благовещенского, Свободненского, Ромненского, Сковородинского, Михайловского, Тамбовского.

Немаловажное значение для информационно-методического обеспечения деятельности библиотек является подготовка методических рекомендаций, библиографических изданий, обзоров, дайджестов, буклетов, подготовленных библиотеками – методическими центрами. Нас интересовали наименования, вид методико-библиографических изданий, подготовленных библиотеками в 2014-2015гг. (Приложение).

Следует отметить, что некоторые библиотеки увлекаются изданием закладок, буклетов, памяток, информационных листков. Например, в Свободненском районе из 26 названий – 21 буклет, в Благовещенском районе из 20 названий – 11 буклетов, в Бурейском районе из 25 ­– 12 закладки, памятки, буклеты, в Магдагачинском районе из 15 наименований – 9 буклетов. Методист одной из библиотек отнес к методико-библиографическим изданиям нормативные локальные документы – должностные инструкции, расчет муниципального задания, положение об оплате труда, правила пользования библиотекой и др.

На вопрос, «какие библиотечные инновации были внедрены в ваших библиотеках с помощью методической службы» были получены ответы:

- выездной читальный зал под открытым небом, открытие сайта, участие в районном фестивале «Мы «ЗА» здоровый образ жизни», организация: пунктов выдачи в селах, палатки «Книжная карусель», десанта в пансионат «Приозерье» (Тамбовский район);

- мероприятия в рамках Всероссийской акции «Библионочь, флэш-моб, «Книжные жмурки», акция на открытом воздухе «Книжный десант», велопробег «С книгой – в путь» (Ивановский район);

- акции на улицах города, обзор-дегустация, Библионочь, Библосумерки, программы: «Здоровая молодежь-здоровая Россия», «Экологическое просвещение и воспитание жителей г. Райчихинска 2013-2015гг», «Я рожден в России» (г.Райчихинск)

- открытые площадки ко Дню молодежи, ко Дню поселка, проведение Библиосумерек (Архаринский район);

- квест-игра «Там, на неведомых дорожках», «Моя малая родина – Гонжа», акция «Книжные жмурки», флэшмоб «Мы дети твои, Россия» (Магдагачинский район);

- Библионочь, презентации сборников местных авторов, акция «Читатель дарит читателю» (Завитинский район);

-библиопикник, литературная аллея, виртуальные выставки, акварельная поляна, поэтическая переменки, флэшбук, день самоуправления (г.Белогорск);

- выездной читальный зал (Октябрьский район);

- литературная гостиная, библиокафе (г. Свободный);

- Библионочь, Библиосумерки (Констатиновский район);

-флэшмоб: «Мой Пушкин», «Победе –70», «Библиотека – храм литературы», акции «Славим ветерана», «Помоги ближнему», мастер-классы «Краткий экскурс в квиллинг», «Валентинка – ажурное сердце», литературные жмурки «Ты возьми меня с собой», конкурс буктрейлеров «Книга – живое слово» по произведениям о Великой Отечественной войне, Библионочь (Серышевский район);

- плейкаст (Селемджинский район).

Межпоселенческие библиотеки Белогорского, Сковородинского, Мазановского, Благовещенского районов, центральная библиотека г. Тынды не ответили на данный вопрос.

Методисты все активнее участвуют в разработке программ, проектов, направленных на развитие библиотек. В МИБС г. Благовещенска участие в конкурсе на получение муниципального гранта в сфере культуры и искусства города давно стали источником дополнительного финансирования библиотек. Методист участвовал в разработке проектов «Этот город сердцу дорог», «Семья – источник вдохновенья», «Развивающая среда нового поколения», «Память сильнее времени», «Литературный город».

В разработке проектов для областного конкурса муниципальных библиотек «Библиотека и чтение – 21 век» принимали участие методисты: «Библиотека-центр краеведческого чтения» (Михайловский район), «Мир чтения молодым» (Магдагачинский район), «Ощути радость чтения», «Мир чтения молодым» (Константиновский район), «Семейное чтение: от А до Я», «Кукольный театр-детям» (Бурейский район). «Книга в парковой зоне» так назывался проект, разработанный совместный МБ Ивановского района и администрации Ивановского сельсовета. Методист ЦБС г. Белогорска занималась разработкой фестиваля «Большие гонки».

Межпоселенческая библиотека Тамбовского района разработала программу «Карусель библиотечного дела», Зейского района – «Культурная мозаика», Ромненского – «Память о войне в книгах оживает», ЦБС Райчихинска – «Книги, меняющие жизнь». В разработке краеведческого проекта «Листая прошлого страницы» приняла участие методист ЦБС г. Свободного, краеведческой программы «Есть ли корни у народа» – методист Магдагачинского района.

Приложили руку методисты Архаринского, Магдагачинского, Завитинского, Свободненского районов и к разработке районных программ «Развитие и сохранение культуры и искусства» (подпрограмма «Библиотечное дело»).

Следует отметить, что методисты активно используют современные информационные технологии в практической работе. По результатам опроса информационные технологии применяются всеми межпоселенческими и центральными библиотеками при издании информационно-методических материалов и повышении квалификации, 11 библиотек (48,8%) ведут справочно-библиографический аппарат отдела (Серышевский, Благовещенский, Мазановский, Бурейский, Зейский, Октябрьский, Магдагачинский, Архаринский, Ивановский районы, г.Свободный г. Белогорск), в создании сайта участвуют 52,1% респондентов (Серышевский, Бурейский, Ромненский, Зейский, Октябрьский, Магдагачинский, Ивановский, Тамбовский, Михайловский районы, гг. Райчихинск, Белогорск, Тында), веб-страницы (Белогорский, Завитинский районы).

Создают базы данных по краеведению, актуальным темам, работают с СПС «КонсультантПлюс» 43,4% опрошенных (Свободненский, Бурейский, Сковородинский, Зейский, Октябрьский, Архаринский, Ивановский, Михайловский, Серышевский, Завитинский, Магдагачинский, Ромненский районы, гг. Тында, Свободный, Райчихинск).

Методист межпоселенческой библиотеки Бурейского района создает БД по статьям журналов «Читаем, учимся, играем», «Игровая библиотека», «Библиотека», «Библиополе».

Только 30,4% респондентов создают БД «Статистика» (Бурейский, Ромненский, Архаринский, Михайловский, гг.Белогорск, Тында, Райчихинск), 4 (17,4%) наполняют Банк инновационных идей (Мазановский, Бурейский, гг. Тында, Райчихинск).

Библиотечным специалистам, занимающимся методической деятельностью необходимо непрерывно совершенствовать свой профессиональный рост, расширять свои знания в соответствии с новыми требованиями времени.

На вопрос, «каким образом Вы повышаете свою квалификацию», получены следующие ответы.

Курсы повышения квалификации «Инновационно-методическая деятельность библиотек: актуальные вопросы теории и практики» (2014г.), проводимые Амурской областной библиотекой и Амурским областным колледжем искусств и культуры, посетили 18 методистов центральных и межпоселенческих библиотек, не приняли участие в курсах методисты ЦБС г. Белогорска, МИБС г. Благовещенска, межпоселенческой библиотеки Зейского района.

Методисты Октябрьского и Бурейского района обучались на курсах повышения «Актуальные проблемы правового обеспечения деятельности библиотек» (2013г.), которые проводила О.Ф. Бойкова, ведущий научный сотрудник РГБ, шеф-редактор журнала «Независимый библиотечный адвокат».

Курсы повышения «Основы организации библиотечного дела» (2014г.) посетили методист Селемджинского района, «Технология ИРБИС-64» (2015г.) – Тамбовского района, «Автоматизация библиотек, процессов комплектования и ведение электронного каталога» (2012г.) – Ивановского района.

Участие в научно-практической конференции АОНБ «Современные технологии в библиотечном обслуживании молодежи» (2013г.) отметила только методист Ромненского района.

Методист Ивановского района приняла участие в Амурском Библиофоруме, выставочном проекте «О себе и малой родине»(2014г.).

Специалисты областных библиотек, научной и детской, с выездными семинарами «Публичные библиотеки: стратегия развития и сотрудничества» и «Детская библиотека – новые задачи, новые возможности» в 2013г. посетили Серышевский район, участие в этих семинарах отметила методист межпоселенческой библиотеки.

Методист МБ Бурейского района обучилась на семинарах «Оптимальные методы решения профессиональных задач с помощью СПС КонсультантПлюс», «КонсультантПлюс» ООО «Фирмы Дом».

Вебинары Российской государственной детской библиотеки посещает методист Селемджинского района.

Выезды в библиотеки других регионов по обмену опытом не указал ни один респондент, внутри региона – сотрудники межпоселенческой библиотеки Михайловского района посетили Константиновскую МБ, тамбовчане навестили коллег из МБ Ивановского района.

В г. Тынде методист посещает библиотеки школ города для обмена опытом работы.

К предпочитаемым формам обучения100% респондентов отнесли и самообразование, под которым, в основном, подразумевается профессиональное деловое чтение. Только методист центральной библиотеки Магдагачинского района написала, что пользуется Интернет.

Самообразование методиста немыслимо без чтения профессиональной литературы, без изучения инновационного опыта работы библиотек. К сожалению, некоторые центральные библиотеки, не имея финансовой поддержки со стороны органов местного самоуправления, не выписывают журналы, не комплектуются профессиональной литературой, тем самым лишают возможности себя и сотрудников поселенческих библиотек повышать профессиональный уровень, заниматься самообразованием.

На вопрос о профессиональных журналах, получаемых библиотекой на 2015 год, получена следующая информация:



Библиотека – получают 15 центральных и межпоселенческих библиотек, не выписывают: Благовещенский, Октябрьский, Ивановский, Селемджинский, Магдагачинский районы, г. Райчихинск. В центральных библиотеках Сковородинского и Константиновского района это единственный профессиональный журнал.

Библиополе – 13 библиотек; Ивановская межпоселенческая библиотека выписывает один журнал «Библиополе».

На 3-м месте по популярности у библиотек сборник сценариев «Читаем, учимся, играем» (Тамбовский, Архаринский, Завитинский, Октябрьский, Ромненский, Благовещенский районы, г. Белогорск) и « Библиотека и закон» (Завитинский, Ромненский, Свободненский, Бурейский, Благовещенский, Серышевский районы, г. Свободный).



Библиотечное дело – выписывают г. Благовещенск, Серышевский район;

Библиотека и время 21 век ­– Октябрьский, Благовещенский, Белогорский районы;

Современная библиотека – гг.Тында, Благовещенск, Серышевский район;

Справочник руководителя учреждения культуры – Архаринский, Белогорский, Мазановский районы, г. Белогорск;

Независимый библиотечный адвокат – Завитинский, Ромненский, Свободненский, Бурейский, Селемджинский;

Библиотека предлагает – Серышевский, Благовещенский районы, г.Белогорск;

Книжки, нотки и игрушки – Завитинский, Октябрьский, Ромненский районы, г.Белогорск;

Мир библиографии – гг. Благовещенск, Белогорск, Свободный, Ромненский район;

Игровая библиотека – Белогорский, Октябрьский, Бурейский, Благовещенский, Серышевский, Селемджинский.

Многие журналы выписывают одна-две центральные и межпоселенческие библиотеки, например, журналы «Школьная библиотека» (г.Благовещенск, Селемджинский район), «Библиотековедение» (Бурейский район), «Новая библиотека» (г.Тында), «Ваша библиотека» (гг.Тында, Благовещенск), «Библионяня» (Октябрьский, г.Благовещенск), «Библиотечные сервисы», «Самовоспитание младшего школьника в библиотеке» (Серышевский район) и др.

Разброс названий выписываемых профессиональных журналов колеблется от 12 (Серышевский район) до 1 (Ивановский, Константиновский, Сковородинский районы). ЦБС г. Белогорска оформили подписку в 2015 г. на 10 названий журналов, МИБС г. Благовещенска, Бурейский район – на 9, Ромненский район – 7, Благовещенский район – 6, гг.Тында, Свободный –5. Не подписались ни на один профессиональный журнал межпоселенческие библиотеки Михайловского, Магдагачинского районов, центральная библиотека г. Райчихинска.

Здесь же методистам было предложено написать 4-5 названий профессиональных книг, полученных за 2-3 последних года. Картина неутешительная: в пределах 4-5 названий профессиональных изданий получено 13 межпоселенческими и центральными библиотеками, 10 библиотек не получили за три года ни одной книги (гг. Свободный, Тында, Райчихинск, Сковородинский, Свободненский, Мазановский, Магдагачинский, Ивановский, Тамбовский, Михайловский районы).



Названия книг, полученных библиотеками:

Выставка: какой ей быть? Многообразие тем, многообразие форм.

(Зейский, г. Белогорск);

Паршин Ю.М. Сценарные основы праздничного досуга (Зейский район);

Головко С.И. Культурно-просветительская деятельность библиотеки. Кашкаров А.П. Новации в читальном зале. Кононенко И.М. Муниципальные публичные библиотеки: трансформации во времени (Ромненский район, всего 6 названий).

Книги из серии «Библиотека 21 век» издательства «Либерия» – (г.Благовещенск, 6 названий, Белогорский район (количество не указано);

Кондрашкина Е.В. Массовое библиотечное обслуживание (г. Белогорск);

Плохотник Т.М Детский библиотекарь. Кашкаров А.Ф. Новации в читальном зале. (Бурейский, Серышевкий районы);

Пантюхова Т.В. Здоровая нация – это мы (Бурейский, Серышевский, Завитинский районы);

Пантюхова Т.В Проекты и гранты (Константиновский, Октябрьский районы);

Шуминова И.О. Роль библиотеки в многонациональном пространстве: программы, проекты, сценарии (Константиновский район);

Буслаева М.А., Круглик Т.А. Профи-центр: академия на рабочем месте (Константиновский район, г. Белогорск);

Фармер Л. Библиотечное обслуживание молодежи в Японии, России и США, Миллениум.1000 книг. (Селемджинский район);

Авраева Ю.Б. Руководители и методисты библиотек: новые ориентиры (г. Благовещенск, Серышевский район).

Библиотечно-информационное образование: новые концепции и технологии развития. Васильченко Н.П. Современное делопроизводство в библиотеке (Серышевский район);

Бородина В.А. Психология библиотечного обслуживания (Октябрьский район)

Рассадина М.И. Ориентация на библиотечную профессию: модульный подход. Шуминова И.О. Всем миром против общей беды. Бородина В.А. Информационное обслуживание: описание, таблицы, схемы: спецкурс для методиста (Завитинский район);

Бойкова О.Ф., Клюев В.К. Правовая среда библиотеки (Архаринский район).

Благовещенский район отнес к книгам журналы «Библиополе», «Справочник руководителя учреждения культуры», «Библиотечное дело».

К сожалению, приходиться сделать вывод, что дело не только в недофинансировании подписки и комплектования, но и в отсутствии привычки у сотрудников библиотек изучать профессиональную литературу. Руководителям тех библиотек, где отсутствует подписка и книги, стоит проконтролировать комплектование профессиональными изданиями своих учреждений.

Ежегодно специалисты Амурской областной научной библиотеки выпускают более 30 методико-библиографических материалов. Все они представлены на сайте библиотеки в электронном виде. В ходе анкетирования выяснилось, что практически все библиотеки используют материалы областной научной библиотеки в своей работе, в том числе в электронном виде. Активно используются библиотеками также рекомендации по планированию, календари знаменательных дат, материалы курсов повышения квалификации.

Электронные версии не используют межпоселенческие библиотеки Сковородинского и Зейского районов.

Вот что пишут наши коллеги: «все получаемые из АОНБ материалы изучаются, доводятся до сведений работников, рекомендуются к использованию в работе» (Завитинский район); «в методическом кабинете оформлена постоянно действующая книжная выставка «Новинки из Амурской областной библиотеки», каждый библиотекарь имеет возможность познакомиться с изданиями областной библиотеки. Также с новинками методист знакомит на планерных заседаниях и на занятиях клуба «Профессионал» (г.Белогорск).

Мы поинтересовались, каким формам в организации методической помощи отдают предпочтения руководители методических служб. Формы методической помощи, используемые библиотеками, разнообразны. Больше всего респондентов (11) отдали предпочтение проведению мероприятий по повышению квалификации сотрудников библиотек (семинары, практикумы по обмену опытом, конкурсы профессионального мастерства, школа молодого специалиста), консультирование заняло 2 место в выборе приоритетов (8), издательская деятельность – на третьем месте (7), выезды ­– 5 респондентов. Бурейский район выделил проведение семинаров-практикумов совместно с отделом образования и центром детского творчества. Были отмечены: взаимопосещения сельских библиотек, написание сценариев, исследовательская и аналитическая деятельность, создание презентаций, внедрение инновационных форм в работу библиотек, выездные семинары в лучшие библиотеки района, показательные мероприятия, практическая помощь на местах по ведению библиотечной документации.

Интересны ответы на вопрос «что нужно изменить в первую очередь» в методической деятельности. Многие специалисты предложили уменьшить количество справок по различным направлениям деятельности библиотек, улучшить финансирование, материально-техническую базу и компьютеризацию всех библиотек привести в соответствие с современными требованиями, перевести библиотеки с сокращенного режима работы на полный рабочий день, «повысить оплату труда, как методиста, так и библиотекарей, чтобы был стимул работать».

Ниже мы приводим некоторые высказывания методистов в авторской редакции:

- и главное – вернуть уважительное отношение к труду библиотекаря со стороны пришедших во власть, не унижать людей, отдавших этой работе всю жизнь, и хотя бы иногда советоваться с ними, прежде чем ломать и кромсать сферу культуры;

- обратить внимание властей на состояние библиотек, на развитие культуры. Как говорил Д.С.Лихачев: «Закроются библиотеки – откроются тюрьмы», а у нас в районе из 22 библиотек осталось 14. Работаешь и боишься, что тебя в любой момент могут сократить, хоть бы доработать до пенсии Район дотационный, денег ни на что нет, как говорит наш начальник ОК – живем в долг. Хотелось бы, чтобы в каждой библиотеки был компьютер, электронная почта, чтобы библиотекарю не звонить со своего личного телефона по несколько раз по одному и тому же вопросу. А вообще необходимо повышать имидж библиотек;

- изменить сознание библиотечного работника в том плане, что сегодня библиотека работает в другом русле, что библиотекарь сам должен быть инициатором свежих идей, а не сидеть в ожидании, что кто-то преподнесёт инновацию;

- быть мобильным и своевременно реагировать на все изменения, которые происходят в обществе, в библиотечной сфере; расширить штат сотрудников, поднять престиж библиотечного работника;



Что уже устарело в методической работе:

- создание картотеки на бумажных носителях;

- в методической работе все устраивает, вводятся новые формы и методы работы, стало интересней работать с внедрением новых информационных технологий, можно не только рассказать, но и показать свою работу;

- стареть методическое обеспечение не может, так как хорошо забытое старое часто бывает новым и интересным;

- всё новое – это хорошо забытое старое, только в иной реконструкции.

Проведенное исследование показало, что 78,3 % опрошенных положительно ответили на вопрос «есть ли будущее у методической службы». Один респондент выразил сомнение «при нынешнем положении в районе и таком отношении власти к библиотекам – сомневаюсь». Не ответили на вопрос специалисты межпоселенческих библиотек Белогорского, Благовещенского, Мазановского районов, МИБС г. Благовещенска.

Вот такие ответы получены нашими респондентами:

- будут существовать сельские библиотеки – нужна будет методическая служба;

- на районном уровне методическая деятельность должна быть т.к. сельским библиотекарям нужно встречаться, делиться опытом, узнавать новое;

- методическая служба очень нужна, она помогает сельским библиотекам в работе, учит правильно оформлять документацию, проводить мероприятия;

- из-за слабой материально-технической базы, невозможности сельских библиотек получать специальную литературу и журналы, без методической помощи не обойтись;

- пока существуют библиотеки – методическая служба необходима и должна быть;

- будущее есть, учеба кадров важна всегда;

- думаю, да, методическая служба – путеводитель в обеспечении деятельности библиотек. Без этого работник теряется, не внедряет новшества, работает по накатанному. .. Конечно, это не касается всех… Есть библиотекари, которые зажигают других и сами горят на работе;

- методическая работа нужна, поэтому будущее у нее есть!

Предложения, рекомендации, пожелания, высказанные в адрес методической службы Амурской областной научной библиотеки:

- интересной информации о новшествах в библиотеках и других культурно-досуговых учреждениях РФ, которую можно использовать в библиотечной работе;

- продолжить практику проведения информационных дней методиста, чтобы хоть раз в год можно было пообщаться с коллегами, посмотреть на работу других, узнать новое;

- разработка семинаров, которые можно провести для сельских библиотек с отсутствием компьютеров, интернета, комплектования;

- проведение обучающего семинара-практикума «Программно-целевая и грантоведческая деятельность»;

- оперативной информации обо всем новом, интересном, необходимом;

- инновационные формы работы, связанные с информационными технологиями;

- оказание практической, методической помощи: проведение обучающих занятий, тренингов, практикумов, мастер-классов;

- оказание помощи по внедрению платных услуг;

- хотелось бы четко знать о недостатках наших годовых планов и отчетов;

- чаще проводить выездные семинары для библиотечных работников нашего района;

- помощь в освоении новых библиотечных технологий, маркетинга, стратегического планирования;

- готовые консультации, методические рекомендации для уровня районной библиотеки;

- спасибо ОБР за введение страницы «Наши консультации»;

- очень хотелось бы, чтобы был сделан анализ планов и отчётов, хотя бы кратко, на что в дальнейшем обратить внимание при составлении.

В адрес методической службы областной библиотеки поступило и такое высказывание: «Я довольна методической помощью областной научной библиотеки. Много методических рекомендаций, которые помогают в работе при составлении планов, рекомендаций по направлениям и формам работы, рекомендаций в помощь в работе с библиотечными кадрами».

Мы поинтересовались, чем помимо профессиональной деятельности, увлекаются наши методисты и были приятно удивлены: чтение книг – 8 респондентов, цветоводство, огородничество – 9, рукоделие, вязание, кулинария – 8. Сочинением стихотворений занимаются 3 специалиста, по одному – отдают предпочтение пчеловодству, разгадыванию кроссвордов и головоломок, игре на гитаре, чтению детективов, коллекционированию открыток по теме «Новый год», компьютеру.

Таким образом, как показывает исследование, методические службы межпоселенческих и центральных библиотек накопили богатый опыт по проведению мероприятий по повышению квалификации сотрудников, консультационная, аналитическая, практическая помощь библиотекам является приоритетной для методических центров. Методисты участвуют в программно-проектной и инновационной деятельности, используют в работе информационные технологии, занимаются издательской деятельностью и очень талантливы.

В то же время специалисты отмечают слабую материально-техническую базу, отсутствие необходимых профессиональных журналов и книг, негативное отношение местных властей к проблемам библиотек.

Несмотря на трудности, большинство методистов верят, что методическая деятельность не потеряла своего значения, и будущее у нее есть.


Приложение

Издательская деятельность муниципальных библиотек

за 2014-2015гг.

Названия издания

Вид издания

Название библиотеки

Моя семья-моя радость

В анкете

Межпоселенческая библиотека

Селемджинского района



Развлекательный урок

не указан




Береги здоровье смолоду

вид изданий




Каникулы, каникулы, чудесная пора







Методический вестник №1

сборник

Межпоселенческая библиотека Серышевского района

Г.Федосеев: писатель-первопроходец

Информ. метод. материалы




Как это было на Даманском

–//–




Листая прошлого страницы

дайджест




Он был источник дерзновенный: к 200-летию

со дня рождения М. Ю. Лермонтова



Методические

рекомендации



Межпоселенческая библиотека Константиновского района

По тропам Афганской войны

–//–




Библиотечные уроки

–//–




Мерчандайзинг-не только термин, но и методика

–//–




Ордена и медали Великой Отечественной войны

Материалы для бесед и сообщений

Межпоселенческая библиотека

Свободненского района



Читаем книги о войне

Рек. аннот. список литературы




Книги –юбиляры 2015

Информ. список

Межпоселенческая библиотека Благовещенского района

Библиотечные уроки: виды и формы

Не указан




70 лет Победы в Великой войне

Сборник сценариев и презентаций




Книжная выставка в библиотеке

Не указан




Лето, книга, я - друзья

Методические рекомендации

Межпоселенческая библиотека Мазановского района

Инновационная деятельность библиотек

Методические рекомендации




Календарные и знаменательные даты года

Фактографический сборник




Юбиляры года

Персональные памятки




И снова память возвращается к войне

Методико-библиогр. пособие

Межпоселенческая библиотека Бурейского района

Памятники на Бурейской земле

Информ. вестник




Книги юбиляры. Культура и армия.

Инструкт.-метод.

материалы






Календарь знаменательных и памятных дат




МИБС г.Благовещенск

Как правильно составить библиографическое пособие

Не указан




Инновационные формы работы библиотек России

консультация

ЦБС г.Свободного

Новые формы работы с читателями

Методические рекомендации




Ни дня без рекламы

Информ.-метод. материалы

ЦБС г. Белогорска

Словарь массовой работы от «А» до «Я»







Культура как среда обитания

дайджест

МБУК Городская библиотека г.Тында

Библиотерапия: как лечиться книгой

дайджест




Советы, которые позволят Вам даже самую нестабильную и критическую ситуацию с пользователем библиотеки

Памятка




Живая память: о воинах-райчихинцах (Афганистан)

сборник

ЦБС г. Райчихинска

Сценарии культурно-досуговых мероприятий 2 выпуска

сборник




«Я хочу рассказать вам о книге»: итоги районного конкурса

Информационный

бюллетень



Межпоселенческая библиотека Ромненского района

Выставка-это всегда интересно: из опыта работы

сборник




Государство, власть, право

Информ. вестник




Библиотечные новинки. вып.1

Информационный бюллетень




Легендарный БАМ
Она рассказала нам о войне:

вечер-портрет Ю.Друниной



Дайджест
Не указан

Зейская межпоселенческая библиотека

Октябрьский район: этапы большого пути

Не указан

Межпоселенческая библиотека Октябрьского района

Человек трудом велик

Не указан




Село мое родное

Не указан




Ради памяти павших и во имя живых

сборник




Нормирование труда: пакет документов в помощь планированию

Не указан

Центральная библиотека Завитинского района

Я советую вам, дорогие коллеги: советы методиста

Не указан




День России

Сборник сценариев

Центральная библиотека Магдагачинского района

29 мая - День соседа

Информ. листок




В помощь организаторам летнего отдыха детей и подростков

сборник




Календарь знаменательных дат -2014-2015 годы




Межпоселенческая библиотека Архаринского района

Лучшие читатели Ивановского района

Не указан

Межпоселенческая библиотека Ивановского района

Идеи для творчества

Сборник сценариев




Библиотеки. Годы. Жизнь.

Портретная галерея.



Не указан

Межпоселенческая библиотека Тамбовского района

Портфолио библиотекаря

Метод. рекомендации




Восхождение к мастерству: участие библиотек в смотрах-конкурсах

Не указан




Библиотека и чтение – 21 век

Информационно-

библиографичес. сборник



Межпоселенческая библиотека Михайловского района



Заведующий методическим отделом Л. Ф. Куприенко



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал