Методические материалы по подготовке к кандидатскому экзамену по истории и философии науки



страница1/3
Дата02.05.2016
Размер0.6 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3


Методические материалы
по подготовке
к кандидатскому экзамену
по истории и философии науки

Для аспирантов и соискателей ученой степени
кандидата экономических наук



Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2006

УТВЕРЖДЕНЫ

Ученым советом
(протокол № 4 от 25.04.2006 г.)


С о с т а в и т е л и

д-р филос. наук, проф. Е.А. Мамчур


(Раздел I «Общие проблемы философии науки»);
д-р филос. наук, проф. К.Х. Момджян
(Раздел II «Философские проблемы социально-гуманитарных наук»);

канд. экон. наук, доц. К.Н. Андрианов


(Раздел III «История экономических учений»)
Методические материалы по подготовке к кандидатскому экзамену по истории и философии науки: Для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата экономических наук. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2006. – 35 с.
Подготовлены на кафедре общественных наук и экономическом факультете.
Разработаны на основе программ, утвержденных приказом Минобразования России от 17 февраля 2004 № 697 «Методические материалы по подготовке к кандидатскому экзамену по истории и философии науки».

© Мамчур Е.А., Момджян К.Х., Андрианов К.Н., 2006

© Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, 2006
Раздел I. Общие проблемы философии науки
Программа
Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки

Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная фи­лософия науки как изучение общих закономерностей научного позна­ния в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. Эволюция подходов к анализу науки. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позити­вистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки.


Тема 2. Наука в культуре современной цивилизации

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и ис­кусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном обра­зовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).


Тема 3. Проблема объективности научного знания

Эпистемологическая объективность как способность науки добывать относительно истинное знание о мире. Дискуссии в современной эпистемологии по поводу объективности научного знания. Объективность и релятивизм. Гносеологические и социальные корни эпистемологического релятивизма.

Фундаментализм и антифундаментализм в трактовке научного знания. Фундаменталистские представления о научном знании как обоснованном. Эксперимент и методологические принципы (принципы подтверждаемости, соответствия, сравнительной простоты, принципиальной наблюдаемости, фальсифицируемости) как критерии объективности научных теорий.



Объективность науки как ее социальная неангажированность и свобода от ценностей. Наука и власть. Феномен идеологизированной науки. Борьба за демократизацию общества как способ противостояния возникновению идеологизированной науки.
Тема 4. Возникновение науки и основные стадии
ее исторической эволюции

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Культура античного полиса и становление первых форм теоретичес­кой науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университе­тах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек – творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формиро­вание идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения эксперимен­тального метода и его соединения с математическим описанием приро­ды: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникно­вения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возник­новение дисциплинарно организованной науки. Технологические при­менения науки. Формирование технических наук.


Тема 5. Структура и уровни научного познания

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни научного знания и критерии их различения. Структура эмпирического уровня знания. Эксперимент и наблюдение. Типы экспериментов: поисковые и проверочные; натурные и модельные; однофакторные и многофакторные. Вычислительные эксперименты и их роль в современном научном познании. Данные наблюдений как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Проблема теоретической нагруженности факта.



Структура теоретического уровня знания. Гипотезы, концепции и теории. Роль гипотез в развитии науки. Виды гипотез.

Развитая теория. Две стратегии построения теорий: метод принципов и метод гипотез. Гипотетико-дедуктивная модель научной теории. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Мысленный эксперимент.



Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследова­ния и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности. Научная картина мира. Исторические формы научной картины ми­ра. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принци­пов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения на­учных знаний в культуру. Логика и методология науки. Методы научно­го познания и их классификация.
Тема 6. Динамика научного знания
и социокультурный контекст развития науки

Научные традиции и научные революции. Критика кумулятивистской модели роста научного знания в постпозитивистской философии науки в работах К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоша и П. Фейерабенда. Понятия нормальной и экстраординарной науки Куна. Методология исследовательских программ Лакатоша. Проблема соизмеримости разделенных научной революцией фундаментальных научных теорий. Механизмы преемственности научного знания. Локальные и глобальные научные революции. Глобальные революции как перестройка оснований науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая и остнееклассическая наука.

Социокультурный контекст функционирования и развития науки. Интернализм и экстернализм в трактовке научного познания: дискуссии между социологами познания и философами науки. Различие между социокультурной обусловленностью и социокультурной детерминированностью научного знания. Неизбежность социокультурной обусловленности и проблематичность социокультурной детерминированности научного знания.


Тема 7. Стратегии научного исследования
в эпоху постнеклассической науки

Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Освоение саморазвивающихся систем и новые стратегии научного поиска. Роль синергетики и нелинейной динамики в развитии представлений об исторически развивающихся системах.

Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

Синтез эволюционного и системного подходов как основа концепции глобального эволюционизма. Роль идеи нестационарной Вселенной в становлении концепции глобального эволюционизма.

Новые этические проблемы науки в конце XX, начале XXI вв. Этическая релевантность науки. Различие между фундаментальными и прикладными исследованиями в плане этической релевантности науки. Моральная и социальная ответственность ученого.

Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.

Наука и новые мировоззренческие ориентиры цивилизационного развития. Сциентизм и антисциентизм. Новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур.

Литература
Основная

Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. – М., 1978.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.



Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. – М., 1985.

Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001.

Малкей М. Наука и социология знания. – М., 1983.

Мамчур Е.А. Объективность науки и релятивизм. К дискуссиям в современной эпистемологии. – М., 2004.

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998.

Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. – М., 2004.

Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. – М., 1996.



Дополнительная

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII–XVIII вв.). – М., 1987.

Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2001.

Кезин А.В. Наука в зеркале философии. – М., 1990.

Косарева Л.Н. Социокультурный генезис науки: философский аспект проблемы. – М., 1989.

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2000.

Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. – М., 1987.

Моисеев Н.Н. Современный рационализм. – М., 1995.

Наука в культуре. – М., 1998.



Пригожин И., Cmeнгepc И. Порядок из хаоса. – М., 1986.

Принципы историографии естествознания. XХ век / Отв. ред. И.С. Тимофеев. – М., 2001.

Разум и экзистенция / Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. – СПб., 1999.

Современная философия науки: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. – М., 1996.



Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. – М., 2000.

Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. – М., 1988

Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1991.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.

Хюбнер К. Истина мифа. – М., 1996.




Вопросы для подготовки к экзамену


  1. Предмет философии науки. Три аспекта бытия науки: наука как социальный институт, как система деятельности и как система знания. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.

  2. Эволюция подходов к анализу науки. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Три этапа в развитии позитивизма.

  3. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоша, П. Фейерабенда.

  4. Социологический и когнитивный подход к анализу научного знания. Сильная программа социологии познания. Конструктивистское направление в трактовке познавательного процесса.

  5. Наука и вненаучные формы знания. Наука и философия, наука и обыденное знание, наука и искусство. Особенности научного познания. Особый эпистемологический статус научного знания в культуре. Наука, паранаука, лженаука.

  6. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

  7. Возникновение науки и основные стадии ее исторического развития. Преднаука и наука в собственном смысле этого слова. Становление первых форм теоретического знания в античности.

  8. Средневековая наука. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого. Астрология, алхимия, магия как первые формы экспериментальной деятельности.

  9. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон и У. Оккам.

  10. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре.

  11. Проблема объективности научного знания. Дискуссии в современной эпистемологии. Рационализм и релятивизм. Гносеологические и социальные корни эпистемологического релятивизма. Объектность и объективность теоретического описания реальности.

  12. Фундаментализм и антифундаментализм в современной эпистемологии. Фундаменталистские представления о научном знании как обоснованном. Эксперимент и методологические принципы как критерии объективности научных теорий.

  13. Объективность науки как ее социальная неангажированность и свобода от ценностей. Наука и власть. Феномен идеологизированной науки. Борьба за демократизацию общества как способ противостояния возникновению идеологизированной науки.

  14. Наука и этика. Этическая релевантность науки. Различие в плане этической нагруженности науки между фундаментальными и прикладными исследованиями. Моральная и социальная ответственность ученого.

  15. Научное знание как сложная развивающаяся система. Структура научного знания: эмпирический и теоретический уровни научного познания. Цель и методы эмпирического уровня познания. Эксперимент и наблюдение. Типы экспериментов.

  1. Теоретический уровень знания. Основные методы теоретического уровня. Роль гипотезы в развитии знания. Виды гипотез.

  2. Метод принципов и метод гипотез в построении научных теорий. Гипотетико-дедуктивная модель научной теории.

  3. Основания науки. Структура оснований: идеалы и нормы научного исследования, научная картина мира, философские основания науки.

  4. Эволюция научной картины мира. Конкретно-исторический характер идеалов научного знания. Роль философских идей и принципов в формировании научных теорий.

20. Научные традиции и научные революции. Локальные и глобальные научные революции. Глобальные научные революции как перестройка оснований науки. Взаимодействие традиций и революций в становлении и развитии нового знания.

  1. Наука в социокультурном констексте. Социокультурная обусловленность и социокультурная детерминированность научного знания. Неустранимость социо-культурной обусловленности и проблематичность социокультурной детерминированности научного знания: дискуссии между рационалистами и социологами познания.

  2. Традиционные и технологические типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Исторические типы научной рациональности. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.

  3. Особенности современной постнеклассической науки. Переход к исследованию сложноогранизованных человекоразмерных систем. Нелинейная динамика и синергетика в развитии современных представлений о сложноорганизованных системах.

  4. Идея глобального (универсального) эволюционизма в современной научной картине мира. Универсальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Роль синергетики в разработке концепций универсального эволюционизма.

  5. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих ориентиров техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Поиски нового типа цивилизационного развития. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

Раздел II. Философские проблемы
социально-гуманитарных наук


Программа
Тема 1. Общенаучная методология в общественном
и гуманитарном познании

Ключевое значение системного подхода. Понятие системы. Типы систем. Общество как система с органическим типом целостности. Структурный, функциональный и динамический анализ общества. Уровни системного рассмотрения общества. Проблема «реалий и универсалий» и ее методологическое значение для общественных и гуманитарных дисциплин.


Тема 2. Сциентистская и антисциентистская трактовки философии

Критерии научности и их применимость к философскому познанию. Софийная и эпистемная традиции в философии. Полемика вокруг научного статуса социальной философии: конфликт сциентистского и антисциентистского подходов. Общие принципы соотношения истинностных и ценностных суждений. М. Вебер и требование «свободы от оценки». Цели и задачи валюативной социальной философии: поиск «смыслов» человеческого бытия в истории. Философия как социальное проповедничество – аргументы «за» и «против». Место валюативной философии в европейской культуре, связь с религией, моралью, искусством. Философия как саморефлексия культуры. Философия как системообразующее основание социокультурных суперсистем (П. Сорокин).


Тема 3. Предмет и понятийное строение
рефлективной социальной философии

Цели и задачи рефлективной философии. Гносеологическая, антропологическая и субстанциальная модели рефлективного философствования. Сущность и существование социальной реальности как предмет рефлективной философии общества. Системный взгляд на социальную реальность, его уровни и аспекты. Категория «социум» как обозначение надорганической реальности, выделенной из природы и отличной от нее. Категория «общество» как обозначение организационной формы воспроизводства социальности. Категория «история» как обозначение событийной жизни людей в конкретных пространственно-временных обстоятельствах. Человек как объект социально-философского анализа.

Социальная философия и антропология. Социальная философия и социология. Социальная философия и историческое познание. Методологические функции социальной философии.
Тема 4. Специфика социального познания

Проблема познаваемости общественных явлений в истории социально-философской мысли. Натурализм и редукционизм как стратегии социального познания. В. Дильтей о понимании и объяснении как альтернативных методах познания. Герменевтика как метод социальной философии. Интуитивизм в социальной философии. Г. Риккерт о различии наук о природе и наук о культуре. Номотетический и идиографический методы познания. Отнесение к ценности как метод наук о культуре. Принципы «понимающей социологии» М. Вебера аргументы «за» и «против». Метод идеализации и границы его применимости. Теория социального познания бихевиоризма. Классическая субъект-объектная парадигма социального познания и ее критика феноменологической социологией. Проблема естественной установки познания и феноменологической редукции в социальной философии. Постмодернизм: критика эссенциалистской стратегии социального познания и ее справедливость. М. Фуко: идея «воли к истине», истина как презумпция власти. Проблема возможности и пределов социального прогнозирования.


Тема 5. Ключевые понятия обществознания

Понятие социального. Социальное как тип деятельности. Социальное как коллективное в общественной жизни. Социальное и культурное. Социум как надорганическая реальность.

Широкая и узкая трактовки понятия «общество». Общество как социальная реальность. Общество как организационная форма воспроизводства социальности.

Общество и история. История как действительность общественной жизни.

Понятие «человек». Проблема родовой сущности человека.
Тема 6. Специфика социального:
методологические проблемы исследования

Социальное и природное: границы демаркации. Субстанциальный подход к анализу социальной реальности. Деятельность как способ существования социального. Модусы, атрибуты и акциденции социального.


Тема 7. Специфика деятельности:
методологические проблемы исследования

Проблема редукционизма в общественном и гуманитарном познании. Информационная специфика деятельности. Категории «цель», «целесообразность», «целеполагание» и их методологическое значение для социально-гуманитарного знания. Феномен мышления. Мышление и язык. Адаптивная специфика деятельности: феномен труда. Методологические проблемы антропосоциогенеза.


Тема 8. Анализ всеобщих организационных моментов деятельности
и его значение для общественных и гуманитарных дисциплин

Субъект и объект. Типы социальной субъектности: полемика «методологического индивидуализма и методологического коллективизма». Потребности и интересы действующего субъекта: проблемы типологии. Функции и роль сознания в деятельности людей. Проблемы социального детерминизма. Пространственно-временные измерения деятельности.


Тема 9. Общество как форма социальной коллективности:
методологические проблемы исследования

Общество как реальная самодостаточная группа. Принципы структурного анализа общества: подсистемы, компоненты и элементы. Понятие и типы общественных отношений. Детерминанты и доминанты общественной жизни. Механизмы и формы общественного изменения.


Тема 10. Общеметодологические проблемы исследования истории

Событийное и структурное в истории. Проблема презентизма. Этнические измерения истории. Проблемы типологии истории. Проблемы направленности исторического изменения. Историософия России: проблема цивилизационных ориентиров. Место России в глобализирующемся мире.



Литература

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1993.

Алексеев В.П. Становление человечества. – М., 1984.

Американская социологическая мысль. – М., 1994.



Барт П. Философия истории как социология. – СПб., 1902.

Бауман З. Мыслить социологически. – М., 1996.

Беккер Д. В обществе – об обществе // Социологос. – М., 1991.

Белл Д. Мятеж против современности // СОЦИС. – 1989. – № 5.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М., 1995.

Бердяев Н. Смысл истории. – М., 1990.

Берталанфи Л. История и статус общей теории систем // Системные исследования. – М., 1973.

Блок М. Апология истории. – М., 1973.

Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль. – М., 1994.

Бродель Ф. Структуры повседневности. – М., 1986.

Булгаков С. Философия хозяйства. – М., 1990.

Бхаскар Р. Общества // Социологос. – М., 1991.

Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

Вебер М. История хозяйства. – Пг., 1923.

Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. – Киев, 1994.

Виндельбанд В. Прелюдии. – СПб., 1904.

Винер Н. Кибернетика и общество. – М., 1958.

Власть. Очерк современной социально-политической философии Запада. – М., 1989.



Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1995.

Гадамер Х.Г. Истина и метод. – М., 1992.

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика. – М.; Л., 1929.

Гегель Г.Ф.В. Философия истории // Соч. – М.; Л., 1929. – Т. 8.

Геллнер Э. Нации и национализм. – М., 1991.

Геллнер Э. Условия свободы. – М., 1995.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / Пер. с англ. и фр. – М., 1990.



Гобозов И.А. Введение в философию истории. – М., 1993.

Губман Б.Л. Смысл истории. Очерки современных западных концепций. – М., 1991.

Гумбольдт фон, В. Язык и философия культуры. – М., 1985.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. – Л., 1990.

Гумплович Л. Основы социологии. – СПб., 1899.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. – М., 1991.

Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. – 1988. – № 4.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии – М., 1991.

Зиммель Г. Проблема социологии // Новые идеи в социологии. – СПб., 1913.

Зиммель Г. Проблемы философии истории. – М., 1898.

Карсавин Л.П. Введение в историю (теория истории). – Пг., 1920.

Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. – М., 1983.

Ковалевский М.М. Социология. – СПб., 1910.

Козинг А. Нация в истории и современности. – М., 1978.

Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. – М., 1980.

Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. – М., 1936.



Конт О. Основные законы социальной динамики // Зомбарт В. Социология. – Л., 1926.

Кэннеди П. Вступая в двадцать первый век. – М., 1997.

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. – М., 1994.

Лефевр А. Бои за историю. – М., 1991.

Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества // Социологос. – М., 1991.

Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. – М., 1983.

Маркарян Э.С. Вопросы системного исследования общества. – М., 1972.

Маркс К. Письмо Павлу Васильевичу Анненкову, 28 декабря 1846 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 27.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Разд. 1: Л.Фейербах // Соч. – Т. 3.

Маркс К. Философско-экономические рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. – М., 1956.

Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Т. 1. – М., 1981.



Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 1999.

Мегрелидзе К.Р. Основные проблемы социологии мышления. – Тб., 1973.

Медников Б.М. Аксиомы биологии. – 1982.

Межуев В.М. Философия истории и историческая наука // Вопросы философии. – 1994. – № 4.

Мейер Э. Теоретические и методологические вопросы истории. – М., 1911.

Мизес Л. Запланированный хаос. – М., 1993.

Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. – М., 1977.

Момджян К.Х. Введение в социальную философию. – М., 1997.

Момджян К.Х. Категории исторического материализма: системность, развитие. – М., 1986.

Новая технократическая волна на Западе. – М., 1991.



Парсонс Т. Система современных обществ. – М., 1997.

Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1985.

Платон Государство // Соч.: В 3 т. – М., 1971. – Т. 3. – Ч. 1.

Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю // Изб. филос. пр. – М., 1956. – Т. 1.

Поппер К. Нищета историцизма. – М., 1993.

Поппер К. Открытое общество и его враги. Ч. 2. – М., 1992.

Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. – М., 1973.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.

Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

Проблемы истории докапиталистических обществ. Кн. I. – М., 1968.

Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. – М., 1972.

Ранке Л. Об эпохах новой истории. – М., 1898.

Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. – СПб., 1908.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре (фрагменты) // Культурология. XX век. Антология. – М., 1995.

Риккерт Г. Философия истории. – СПб., 1908.

Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. – М., 1991.

Самосознание европейской культуры ХХ века (М. Хайдеггер, И. Хейзинга, О. Шпенглер и др.). – М., 1991.



Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. – М., 1989.

Семенов Ю.И. Философия истории. – М., 1999.

Современная западная теоретическая социология. – М., 1994.



Сорокин П. А. Человек. Циви­лизация. Общество. – М., 1992.

Социологические теории национализма. Научно-аналитический обзор. – М., 1991.



Степин В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего. – М., 1996.

Тард Г. Социальные законы // Зомбарт В. Социология. – Л., 1926.

Тернер Дж. Структура социологической теории. – М., 1985.

Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991.

Тоффлер О. Будущее труда // Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.

Тоффлер О. Раса, власть и культура // Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.

Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. – М., 1987.

Уорд Л. Социальная статика // Зомбарт В. Социология. – Л., 1926.

Файнберг Л.А. У истоков социогенеза. – М., 1980.

Философия и политика в современном мире. – М., 1989.



Фофанов В.П. Социальная деятельность как система. – Новосибирск, 1981.

Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 1992.

Франк С.Л. Очерк методологии общественных наук. – М., 1922.

Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М., 1989.

Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». – М., 1925.

Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.

Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. – 1990. – № 3.

Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. – М., 1992.

Хомманс Дж. Возвращение к человеку // Американская социологическая мысль. – М., 1994.

Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

Шерозия А.Е. Психика, сознание, бессознательное. – Тб., 1979.

Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993.

Штомпка П. Социология социальных изменений. – М., 1996.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 21.

Энгельс Ф. Роль насилия в истории // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 21.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 21.

Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. – М., 1978.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

Вопросы для подготовки к экзамену


  1. Проблема научности социального познания в истории философской мысли.

  2. «Науки о природе» и «науки о культуре»: сходства и различия.

  3. Натуралистический подход к проблеме социального познания.

  4. Антинатурализм в социальном познании.

  5. Герменевтика как методология социального познания.

  6. Проблемы социального познания в философии постмодернизма.

  7. Принципы системного анализа социальной реальности.

  8. Деятельность как способ существования общественного человека.

  9. Феномен сознания. Сознательное, бессознательное и подсознательное деятельности людей.

  10. Предмет социальной философии.

  11. Феномен труда. Дискуссионные проблемы антропосоциогенеза.

  12. Потребности действующего субъекта.

  13. Стимулы, мотивы, цели и программы деятельности.

  14. Средства и результаты деятельности. Проблема интереса.

  15. Проблема «свободы воли» в социальной философии.

  16. Понятие общества.

  17. Проблема истины в философском познании общества. Сциентистское, антисциентистское направления в социальной философии.

  18. Субъекты социального действия.

  19. Формы социальной предметности.

  20. Общественные связи и отношения.

  21. Сферы общественной жизни.

  22. Типы социальных групп.

  23. Нации и национальные отношения.

  24. Проблема типологии общества.

  25. Принципы структурного анализа общества.


Раздел iii. История экономических учений
Программа


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал