Методические рекомендации для практических работ (семинаров) Дисциплина : Основы философии Специальность: для всех специальностей



Скачать 289.31 Kb.
Дата29.04.2016
Размер289.31 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Министерство образования РМ

ГБОУ РМ СПО «Саранский государственный промышленно-экономический колледж»

Рассмотрено и одобрено УТВЕРЖДАЮ

на заседании предметной Зам. директора по учебной работе

(цикловой) комиссии гуманитарных

дисциплин _____________ А.В.Максимова

«___» ________________ 20__г.

Протокол № ___

От «___» ___________ 20__г

Председатель П(Ц)К гуманитарных

Дисциплин __________Козлова Н.В.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для практических работ (семинаров)

Дисциплина : Основы философии

Специальность: для всех специальностей
Автор: Милякина Е.Д. преподаватель

Общественных дисциплин ГБОУ РМ СПО «СГПЭК

Саранск 2013

Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Практическое занятие № 1

Тема: "Философия Древнего Востока и Древней Греции: сравнительный аспект".


3. Практическое занятие №2

Тема: Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени.


4. Практическое занятие № 3

Тема «Основные направления философии ХХ в»


5. Практическое занятие №4

Тема: Глобальные проблемы современности


6. Темы рефератов по философии

7. Требования по оформлению рефератов по дисциплине

Пояснительная записка
Государственный стандарт (ФГОС) подготовки специалиста среднего профессионального образования по предмету Основы философии предполагает обязательное проведение практических занятий. Самостоятельная подготовка к практическим занятиям способствует формированию абстрактного мышления: гуманистического мировоззрения, умения получать и критически осмысливать философскую информацию из различных источников и самостоятельно ориентироваться в ней, умения анализировать, систематизировать применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера.

Данные методические рекомендации предлагают разнообразные задания по основам философии для того, чтобы полнее и глубже освоить предмет, отработать навыки самостоятельной работы, успешно пройти промежуточную аттестацию.

Методические рекомендации содержат: планы работы на семинарских занятиях, темы для выступлений (докладов) вопросы для самостоятельной работы, темы рефератов, списки литературы по каждой теме.

В процессе работы на семинарских занятиях у студента должны сформироваться основные представление о проблемах философии. Студент должен:

- осознано ориентироваться в истории человеческой мысли, в основных проблемах, касающихся условий формирования личности;

- самостоятельно анализировать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей, общества в целом, государств и политических режимов;


- задумываться над вопросами: Откуда я пришел в этот мир и что я должен в нем делать, чтобы оправдать свое назначение человека? В чем заключается это назначение? Что такое любовь, смерть, творчество, вера?

- понимать: чтобы стать человеком, надо научиться философски мыслить, думать и постоянно развивать свой ум.




ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практические занятия проводится по 4 темам дисциплины.

Форма проведения – семинары.

Практические занятия включают в себя выполнение тестовых заданий, творческих работ по отдельным темам курса, просмотр видеоматериалов, презентаций.

Цель данных методических указаний – помочь студентам освоить учебную программу по философии, самостоятельно находить необходимую информацию, подготовиться к сдаче зачета или экзамена.

Тема: "Философия Древнего Востока и Древней Греции: сравнительный аспект".
Цель: выявить особенности философии Древних цивилизаций.
План:

1. В чем специфика философской проблематики Запада? Первые философские школы.

А) проблема человека

Б) проблема познания

В) социальная философия



2. Особенности философии Востока. Человек в философии и культуре Древнего Востока

А) проблема человека

Б) проблема познания

В) социальная философия



3. Общее и особенное в развитие философии на Востоке и Западе
В процессе занятия просмотреть видео-фильмы «Великие философы Античности, Китая и Индии»
Список литературы:

1. Древнекитайская философия: В 2 т. М., 1972.

2. Древнекитайская философия. Эпоха хань. М., 1990.

3. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)

4. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 с.

5. Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. – М.: Мысль. 1972. – 343 с.

6. Лосев А.Ф. Платоновский объективный идеализм и его трагическая судьба // Платон и его эпоха. - М., 1979. с.11-12, 36-37.

Краткое содержание темы практического занятия.
В отличие от философии Запада философия Востока сконцентрировала свое внимание на проблеме человека, причем рассматривает проблему человека с точки зрения практики. Философия Запада является многопроблемной: она исследует натурфилософские, онтологические, гносеологические, методологические, эстетические, логические, этические, политические, правовые проблемы. Западная философия обращается к человеку чаще не через его практическое бытие или этикет, а предлагает ему общие принципы бытия и познания.

Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией: зачастую одно и то же философское течение предстает и как собственно философское, и как религиозное. Примеры тому брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство. Западная же философия более привержена научной методологии и отмежевывается от религии.

Философские учения Запада в эпоху древнего мира не превратились ни в одну из мировых религий. Более того, в западной античной философии, прежде всего в сочинениях Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара и других философов, довольно сильна атеистическая тенденция.

Разработка категориального аппарата в западной и восточной философии также содержит свою специфику. В Восточной философии органически воспринимаются многие категории, предложенные мифологией.

Западная философия в большей мере оперирует традиционно философскими категориями: движение, противоположность, единство, материя, сознание, пространство, время, мир, субстанция и др.

Различия в решении проблем познания. В западной философии познание рассматривается не только как эмпирическое, чувственное и рациональное, но и как логическое, т. е. дается разработка проблем логики. Большой вклад в их решение внесли Сократ, Платон и особенно Аристотель.

В восточной философии фактически проблемой логики занималась лишь индийская школа ньяя (санскр. буквально -- правило, рассуждение, логика). Ньяя подчеркивала важность умозрения для решения философских проблем.



Социальная философия древнего мира обращается к проблемам государства, закона, труда, управления, войны и мира, желаний, интересов, власти, имущественного деления общества. При этом в западной (древнегреческой и древнеримской) философии содержится более широкий спектр проблем. Да и их рассмотрение отличается от рассмотрения в восточной философии. В социальной философской проблематике античности преобладает этическая тематика. Так, в одних только «Диалогах» Платона даются определения понятий судьбы, старости, добродетели, разумности, справедливости, терпеливости, хладнокровия, совестливости, свободы, скромности, порядочности, великодушия блага, миролюбия, легкомыслия, дружбы, благородства, веры, здравомыслия и др.

Ценным при рассмотрении этих социально-философских проблем является обращение к человеку в его единстве с обществом.

В восточной философии рассматриваются проблемы «вселенского человека», общечеловеческих ценностей. Так, в частности, в китайской философии Конфуций стремился показать необходимость иерархии социальных структур, субординации людей. Много внимания уделяется в восточной философии проблеме закона, отношения народа и правителя.

Таким образом, вся духовная цивилизация Востока несет в себе обращение к бытию личности, ее самосознанию и самосовершенствованию через уход от материального мира, что не могло не сказаться на всем образе жизни и способах освоения всех ценностей культуры, истории народов Востока.

Духовная цивилизация Запада оказалась более открытой изменениям, поискам истины в различных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном, практическом
Рассмотрев философию Древнего Востока и Древней Греции можно сделать следующие выводы:

их сходство, во-первых, состоит в том, что философии сохранили религиозно-мифические представления об окружающем мире и человеке;



во-вторых, обе философии становились в рабовладельческом периоде, который сопровождался экономическим прогрессом, первым появлением и развитием государств;

в-третьих, и восточная философия и древнегреческая имеют схожие представления о первоначале, коим является Бог. При этом важно отметить, что и в восточной философии (преимущественно конфуцианство) и в древнегреческой (Сократ, Платон) человек должен стремиться к истинности (мудрости), к добродетели, ибо добро – есть главная цель, поскольку сам Бог – есть добро;

в-четвертых, тождественна их мифологическая картина мироздания, которая одушевляла человека, очеловечивая его;

наконец, философии имеют некоторые материалистические представления о миро-устройстве, а именно: всё возникает и возвращается в вечно движущуюся первичную материю.

Однако, помимо сходств, существуют различия данных философских систем. Рассмотрим три основных.

Первое различие, являющееся первостепенным, состоит в объяснении происхождения и развития мира. Так, древневосточная философия является религиозно-мифологической: весь мир уподоблялся человеку, а человек – миру и Богу. Что же касается философии Древней Греции, то здесь возникают материалистические и идеалистические идеи миропонимания. В поздней античности возникает метафизика (Аристотель).

Во-вторых, в рассматриваемых философиях по-разному трактуется роль человека. В философии Древнего Востока человек, уподобляясь божественному, приходит в мир для совершения красоты, для добродетели, для внутреннего познания (индивидуалистическая модель) и совершенствования. Древнегреческая же философия рассматривает человека, напротив, как мыслителя, искателя мировой истины, как философа, ищущего ответ на вечные и вновь возникающие вопросы. Человек рассматривается здесь с научной точки зрения, а его роль в обществе представляет некую социальную субординацию, описанную Платоном в трактате «Государство», а затем Аристотелем.

В-третьих, обе системы имеют различные диалектические идеи, а также взгляды на бытие, небытие, проблемы материи и ее форм. Точнее сказать, восточная античная философия занимается данным вопросом с позиции религии. Философы же Древней Греции, разделившись на материалистов и идеалистов, рассматривают бытие с научной точки зрения, поскольку в это время появляется метафизика, диалектика.
Задания студентам для самостоятельной работы.

Каково на ваш взгляд значение мыслителей античного периода в формировании философской науки?

2. Назовите основные философские проблемы школ Античного периода?

3. Каково влияние религии в процессе становления философии древнего Востока?

4. В чем отличие ортодоксальных и неортодоксальных школ древней Индии?

5. В чем специфика философских направлений древнего Китая, значение учения Конфуция?

6. Какова отличительная особенность становления философии др. Востока в сравнении с Античной философией?

Практическое занятие №2
Тема: Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени.

Цель: исследовать особенности философии Возрождения и нового времени, основных направлений, этапов развития философской мысли, представителей.


План:

1. Философия и гуманизм эпохи Возрождения. Наука и философия эпохи Возрождения.

2. Философы французского Просвещения

3. И. Кант – основатель немецкой классической философии

4. И. Фихте и его философские идеи. Философская концепция Шеллинга.

5. Диалектика Г. Гегеля.

6. Материалистическая концепция – Людвига Фейербаха.
В процессе занятия просмотреть видео-фильмы «Великие философы»

Список литературы:

1. Кун Т. Структуры научных революций. М., 2006.

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 с.

4. Крылов А.Г. Антология мировой философии. М., 2008.

5. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.-480с.



Краткое содержание темы практического занятия.
Эпоха Возрождения (Ренессанса) открывает новый этап в осмыслении культуры и философии, что и следует отразить в работе. Покажите знание таких понятий, как «гуманизм», «возрождение», «антропоцентризм». Выделите отличительные черты Возрождения, такие как индивидуализм, культ светской (т.е. не церковной) жизни, особое внимание к античной греко-римской культуре и т.д. В эпоху Ренессанса формируется совершенно новое самосознание человека, идея культуры приобретает человеческое, гуманистическое измерение. Культура – это не только преобразованная человеком природа, но и преобразование самого человека.

Открытие древнего мира было произведено деятелями Возрождения таким путем, что стало одновременно открытием человеческой индивидуальности. Как это стало возможным? Чтобы ответить на этот вопрос еще раз обратите внимание на значение термина «гуманизм». Покажите, что гуманизм открыл перспективу безграничных возможностей человеческого индивида.



Обратите внимание на философское понимание человека и природы, причем сделать это надо через сравнение с предыдущей – средневековой – эпохой. Если в Средневековье массы, завороженные идеей Бога, чувствовали и думали одинаково, то в эпоху Возрождения ситуация меняется. Индивид становится самостоятельным, вырастает его новое самосознание и самоутверждение. В противоположность средневековому человеку, который всецело считал себя обязанным Богу, индивид Ренессанса склонен приписывать свои заслуги самому себе. Раскрытие философского смысла понятий «антропоцентризм» и «пантеизм» поможет вам понять проблему человека и природы в данную эпоху.

Натурфилософия и диалектика в эпоху Возрождения представлена трудами многих мыслителей. Особая заслуга в их развитии принадлежит Н. Кузанскому (1401-1464). И Джордано Бруно (1548-1600). Для характеристики философии Возрождения целесообразно обратиться именно к их творчеству. Обратите внимание на особенности пантеизма Н.Кузанского и Д. Бруно, учение Н. Кузанского о совпадении противоположностей в едином предмете. Раскройте положение Д.Бруно о бесконечном Космосе, бесчисленности миров и творческой активности природы. Покажите значение идей натурфилософов эпохи Возрождения для развития философии и науки Нового времени.



Работая над темой философия Нового времени, необходимо учитывать, что философия XVII в. опиралась все более на авторитет науки, который существенно отличался от авторитета церкви. На стороне науки был исключительно человеческий разум и ничто более. Научная революция утверждала принципиально новое мировоззрение со всеми преимуществами и недостатками, суть которых вам и необходимо раскрыть.

Обратите внимание на то, что в связи с тем, что философия XVII в. опиралась на науку, то на первый план выходили вопросы гносеологии (теории познания). В ней же в новой форме был продолжен спор (начавшийся в средневековой философии) между двумя направлениями – номинализмом (опирающимся на чувственный опыт) и рационализмом (опирающимся на разум). В философии Нового времени они предстали как эмпиризм и рационализм. С помощью учебников и философского словаря поработайте над этими понятиями, уясните их смысл и назовите родоначальников этих важных философских направлений. Выясните, в чем состояло основное содержание научной революции. Покажите, что научная революция XVII в. привела к созданию новой картины мира. Раскройте ее основные компоненты.

В заключении работы необходимо сделать вывод об особенностях философской мысли данной эпохи.



Задания студентам для самостоятельной работы.

1. На каком основании XVII век называют «веком гениев»?

2.Каковы характерные черты онтологии Нового времени?

3.Как вы оцениваете тезис: «Цель оправдывает средства». Ответ аргументируйте.

4.Раскройте основные идеи философии XVII в?

5. В чем значение философии Нового времени?

6.В чем недостатки философии Нового времени?


Практическое занятие № 3

Тема «Основные направления философии ХХ в»
Цель: научить студентов ориентироваться в основных теориях Западной философии XIX-XX веков, самостоятельно заниматься поисковой работой, посвященной биографии персоналий.
План:

1. Философия Новейшего времени и ее представители

2. Философия марксизма.

3. Позитивизм и его направления в философии XIX – XX в.

4. Иррационалистические концепции в философии Новейшего времени.

5. Прагматизм в неклассической философии нового времени.

6. Развитие экзистенционализма и феноменологии как осносновных направлений Новейшей философии. Основы фрейдизма и неофрейдизма. Философская антропология

В процессе занятия просмотреть видео-фильмы «Великие философы», презентации.
Литература:
1.Хрестоматия по философии:Уч.пос./сост.Алексеев П.В.,.,Панин А.В.-М.:ТЕИС,1996- 416с.

2. Радугин А.А. Философия; Курс лекций.–М., 1997 .

3. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)

4. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 с

5. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.-480с.

6. Краткий философский словарь/ред Алексеев А.П./Изд.2 ререраб. и доп.-М.:ПБОЮЛ,2001-496 с.


Краткое содержание темы практического занятия.
Философия XX в. – это сложное духовное образование, для которого характерны следующие черты:

плюрализм, активный диалог и взаимопроникновение различных

философских школ и направлений;

– многообразие направлений – идеализм и материализм, антропологизм и натурализм, сциентизм и антисциентизм;

– расширение круга философских проблем, актуальных для XX в. –

философия науки, глобальные проблемы человечества, философская

антропология, проблема кризиса духовности и т.д.

Модели современного философского мышления.



Прагматизм. Представители: Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи.

Основные идеи:

– содержание знания определяйся eго практическими последствиями (Пирс);

– истина – это то, что полезно и приносит успех (Джемс);

– идея есть «инструмент» действия (Дьюи);

– функция интеллекта не в том, чтобы познавать объекты, а в том,

чтобы искать выгодные пути к этим объектам, а потому задача мышления

– преобразовывать неопределенную ситуацию в определенную (Дьюи).



Постпозитивизм – этап в развитии философии науки. Представители: К. Поппер, Т. Кун.

Основные идеи:

– факты в определенной мере зависят от теории и даже детерминируются, поэтому смена теорий может привести к смене фактического базиса науки;

– открытие нового знания и его обоснование – это единый процесс;

– философские положения осмысленны и неустранимы из научного знания;

– в истории науки неизбежны революционные преобразования, ведущие к пересмотру значительной части признанного и обоснованного

знания, поэтому следует говорить не о развитии, а об изменении научного знания.

Экзистенциализм выдвинул на первoe место уникальность человеческого бытия. Его истоки – в учении С. Кьеркегора, согласно которому экзистенция – способ бытия человека. Представители: К. Ясперс, М. Хайдеггер (Германия), Ж.-П. Сартр, Д. Камю (Франция), Н. Бердяев (Россия).

Основные идеи:

– наука не может познать человека. Истина – зло, которое делает человеческое существование еще более тяжелым, а мифы и иллюзии помогают жить;

– общество также враждебно человеку, так как оно нивелирует личность, превращает ее в винтик, отчуждает от самой себя;

– объективная реальность не может существовать без субъекта (человека);

– осознать свою экзистенцию человек может не всегда, а чаще в по-

граничной ситуации, когда он познает себя как нечто безусловное;

– свобода человека, состоит в том, что он сам формирует себя благодаря своим действиям и поступкам. А свободный человек несет ответственность за свои поступки.



Психоанализ. Представитель: З. Фрейд. Развивают его идеи

К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, неофрейдисты В. Райх, Г. Маркузе,

Э. Фромм. Постмодернизм.

Основные идеи:

– человеческим поведением движут инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт (З. Фрейд);

– в структуре психики личности можно выделить три уровня (З. Фрейд);

– бытие человека двойственно: с одной стороны, он – часть природы

и подчинен инстинктам, а, с другой стороны, его поведение нравственно

детерминировано (3. Фрейд, Э. Фромм);

– преодолеть противоречие человек может, только создав более гуманное общество, где он сможет раскрыть такие свои качества, как разум, любовь, веру, и перейти от жизненного принципа «иметь» к принципу «быть» (Э. Фромм).



Задания студентам для самостоятельной работы.

1. В чем особенность философии 20 века?

2. Каким философом была разработана теория диалектического материализма?

3. Кем разработана известная философская концепция «воля к власти»?

4. Как называется философское течение, в центре которого находится проблема уникальности, неповторимости человеческого существования, проявляющегося в способности человека испытывать эмоциональные острейшие переживания?
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ (РЕФЕРАТОВ) ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»
В целях закрепления материала студенты выполняют письменные работы (рефераты) в виде индивидуальных заданий.
Реферат оформляется на стандартных листах (формат А-4). Текст реферата может быть выполнен на компьютере.
Объем реферата 15-20 страниц.
Реферат представляет собой самостоятельное исследование предполагаемой темы. Недопустимо механическое переписывание (перепечатывание) учебников, монографий или материалов системы Internet. Автор реферата должен дать характеристику двух - трех концепций по исследуемому вопросу и выразить собственное мнение по данной теме.
Реферат должен содержать следующие элементы:
1. Титульный лист
2. Содержание
3. Введение
4. Основная часть (главы и разделы)
5. Заключение
6. Список литературы.
1. Титульный лист содержит наименование министерства, полное наименование учебного заведения, тема реферата, фамилия и инициалы автора реферата, фамилия и инициалы преподавателя, проверившего реферат, место написания реферата и год

Практическое занятие №4
Тема: Глобальные проблемы современности
Цель: поднять знания студентов на новый уровень осмысления глобальных проблем, максимально актуализировать знания по другим дисциплинам.

развивать навыки групповой работы» учить анализировать полученную информацию; развивать воображение, учить видеть причинно-следственные связи;
План:

1. Философское понимание будущего. Глобальные проблемы современности в контексте будущего человечества

2 Причины глобальных проблем Римский клуб

3. Взаимосвязи глобальных проблем Экологический и демографический кризисы

4. Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем

5. Проблема наркомании и СПИДа

6. Проблема утилизации отходов

7. Роль философии в решении глобальных проблем

8 Взгляды зарубежных философов на преодоление глобальных проблем

9. Взгляды советских философов на преодоление глобальных проблем


Литература:
1. Моисеев Н.Н. Коэволюция природы и общества. Пути ноосферогенеза. // Экология и жизнь. ? №2-3. ? 1997.

2. Месарович М. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. ? М.: Гардарики, 2006.

3. Спиркин А.Г. Философия. ? М.: Гардарики, 2004.

4. Фролов И.Т. Сущность и значение глобальных проблем. - М.: Знание, 2002. - 48 с.

5. Фролов И.Т., Загладин В.В. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты. - М.: Международные отношения, 2002. - 238 с.

6. Радугин А.А. Философия; Курс лекций.–М., 1997 .

7. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)

8. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 с

9. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.-480с.
Краткое содержание темы практического занятия.
Философский взгляд на глобальные проблемы позволяет выявить их сущность, структуру и сложный механизм их взаимодействия и взаимозависимости, что содействует определению причин их появления и развития, а также способов и путей их решения. При рассмотрении глобальных проблем и поиске путей их решения философия активизирует взаимодействие обширного круга наук, при котором происходит их междисциплинарное объединение. Философия обеспечивает мировоззренческую, методологическую, культурологическую, моральную основу определения путей решения глобальных проблем.

Во второй половине нынешнего столетия сформировалось и такое течение, как философия глобальных проблем. Оно ориентировано на осмысление острых противоречий и проблем в развитии современного человечества, их истоки и проявления, тенденции развития, пути и способы их решения. Глобальные проблемы (экологическая, энергетическая, сырьевая, демографическая и иные) представляют собой комплекс сложных противоречий, которые охватывают своим воздействием все человечество и ставят на повестку дня вопрос о выживании и дальнейшем существовании человечества. В рамках этого течения осознается и подчеркивается единство современной цивилизации и общность судеб всех стран и народов. Волею судьбы оказавшись в одной лодке, они обречены на то, чтобы сообща искать и находить пути и способы выживания.

Интенсивное развитие философии глобальных проблем началось в 60-е годы. В это время началась активная разработка теоретических моделей будущего человечества. В 1968 г. был образован Римский клуб — неправительственная международная организация, объединившая ученых и специалистов из нескольких десятков стран. В него вошел ряд известных ученых (Дж. Фор-рестер, Д. Медоуз, М. Месарович), а первым президентом клуба стал итальянский ученый Аурелио Печчеи (1908 — 1984 гг.). Деятельность этой организации была направлена в первую очередь на всестороннее осмысление глобальных проблем, поиск путей их практического решения и формирование соответствующего общественного мнения. По инициативе клуба был осуществлен ряд крупных исследовательских программ, опубликованных в форме теоретических докладов. К их числу относятся «Пределы роста» (1972 г.), «Человечество у поворотного пункта» (1974 г.), «Цели для человечества» (1977 г.), «Нет пределов обучению» (1979 г.), «Революция босоногих» (1985 г.) и другие. В деятельности Римского клуба неизменно затрагивались вопросы прекращения разрушительной и бессмысленной гонки ядерных вооружений, напряженная экологическая ситуация на планете, социальное расслоение в мире. Стержнем теоретической деятельности клуба стала проблема бытия человека в современном мире, поиск путей гуманизации общественных отношений*. Было подчеркнуто, что выживание человечества и его будущее возможны лишь путях совершенствования и развития человеческих качеств, через «Человеческую Революцию» и формирование так называемого нового гуманизма.

B своей книге «Человеческие качества» А. Печчеи сформулировал основной тезис собственной концепции: выживание и будущее человечества возможны лишь на путях Человеческой Революции, т.е. совершенствование духовного мира людей. Все интеллектуальное могущество человека должно быть употреблено в первую очередь для его культурной эволюции. Очевидно, что существующие в мире глобальные проблемы в значительной мере являются результатом очень медленного протекания такой эволюции, проявлением несоответствия между научно-техническим и духовно-нравственным прогрессом человечества.

По убеждению Печчеи, основная проблема сейчас — это острая необходимость совершенствования человеческих качеств. Требуется революция в самом человеке, в структуре его мышления и психологии, в содержании способностей и характере потребностей. До сих пор человек вместо того, чтобы изменяться самому, предпочитал преобразовывать внешний мир, став в нем «звездой первой величины» и создав «империю человека». В итоге человек может стать, по мнению Печчеи, пленником собственных страстей, желаний и амбиций и оказаться одиноким странником посреди зыбучих песков пустыни. Человек XX столетия стал утрачивать чувство реальности, перестал трезво оценивать свою роль и место в мире, смысл жизни и призвание. Все это есть, по сути дела, эпохальный кризис, который пронизывает все стороны жизни современной цивилизации.

Выход из этого кризиса Печчеи видел в так называемом «новом гуманизме», который призван обеспечить трансформацию человека, коренное изменение его качеств и восстановить тем самым кулътурную эволюцию человеческого рода. В возврате к этой эволюции и состоит, по убеждению ученого, суть Человеческой Революции как первейшего условия самосохранения человечества. Новый гуманизм должен включить в себя, прежде всего чувство глобальности (единство человечества), любовь к справедливости, неприятие насилия.

Увязывание глобальных проблем современного человечества с кризисом человека имеет место и в творчестве других мыслителей и ученых. Так, немецко-французский ученый Альберт Швейцер (1875 — 1965 гг.) выдвинул концепцию «новой этики». По его убеждению, подлинной этикой в наше время может быть лишь безграничная ответственность за жизнь на планете. Благоговение перед жизнью в Космосе должно стать исходным принципом современного гуманизма. Гуманно лишь то, что способствует сохранению и развитию жизни, включая и человеческую. Если сутью «старого» гуманизма (период Нового времени) было покорение внешнего мира для человека, то сутью «нового» гуманизма должно стать примирение с этим миром, поиск гармоничного единства с ним, ориентация на ненасилие. «Помогать любой жизни» — вот в чем должна состоять основная установка «нового» гуманизма. Критерием развития общества призвана быть степень гуманизма в нем, сохранение всех без исключения форм жизни.

На глобальные проявления кризиса современного человека указывал и австрийский ученый Конрад Лоренц (1903 — 1989 гг.). Он подчеркивал, что на человеке XX века лежит много «смертных грехов». К ним относятся такие, как разрушение природной среды, глобальные и локальные военные конфликты, неконтролируемый рост населения, создание и совершенствование оружия массового поражения. В наше время происходит интенсивное разрушение человеческого в человеке, и в XX столетии он, по сути дела, стал Демиургом (творцом) Зла во всемирном масштабе. Если в XIX веке «Бог умер» (Ф. Ницше), то в XX веке «человек умер» (Э. Фромм), и с этим обстоятельством также связаны глубинные истоки и предпосылки глобальных противоречий и проблем в развитии современной цивилизации.



В наше время развитие человеческого рода создает почву для глубоких тревог и опасений, ведь в XX веке человечество создало предпосылки для самоуничтожения. Но укорененность разумных и нравственных начал в культуре общества все же порождает и надежду на лучшее будущее, на выживание человечества. Однако для реализации этой надежды потребуется выполнение ряда условий.

Во-первых, для разрешения глобальных проблем необходимо осознание их «стоков, остроты и масштабов, возможных негативных последствий накопления критической массы этих проблем. Требуется новое политическое мышление, т.е. понимание того, что все страны и народы представляют собой единое человечество с общими проблемами и интересами. Выживание человечества возможно лишь через ненасилие и сотрудничество на основе общечеловеческих ценностей.

Вo-вторых, для решения глобальных проблем требуется революция человеческих качеств и утверждение нового гуманизма. Ради собственного будущего современному человеку необходимо оказаться от непомерных амбиций и неуемных аппетитов, от психологии насильственного покорения природы и сосредоточиться на ином: на сохранении жизни во всех ее формах. Надо учиться культуре выживания, подчиняя этому весь свой духовный и физический опыт.

B-третьих, острота и масштабность глобальных проблем настоятельно побуждают перейти на так называемый устойчивый контролируемый (направляемый) тип развития. Всесторонняя и широкомасштабная деятельность человеческого рода должна быть постав-под разумный и предметный жесткий контроль. Прошедшая в 1992 году Конференция ООН по проблемам окружающей среды активно подла модель устойчивого развития и рекомендовала ее всем и государствам. Было подчеркнуто, что удовлетворение денных потребностей нынешних поколений не должно достигаться путем лишения такой возможности для последующих поколений людей. Необходима коэволюция, т.е. согласованное (партнерское) существование Человека и Природы. Будущее человечества ложно, если оно сумеет направить энергию своего Разума не на рушение, а на созидание, на поиск более цивилизованных форм существования в Космосе и новой миссии в нем.
Задание для самостоятельной работы в группах
В 1992 году на конференции ООН был принят документ «Повестка дня на XXIвек» – в нем говорилось, что все люди должны получать ясное представление о сложившейся ситуации, и об опасностях, которые угрожают им и их потомкам. Т.е. мы, должны понимать, что угрожает не только мне и в данный момент, но и всем нам – и сегодня, и в будущем.

Давайте представим, что мы на заседании Совета Безопасности ООН. На повестке дня – один серьезный вопрос – принятие Кодекса Мира. Это должны быть правила, обеспечивающие мир на всей Земле – правила четкие, конкретные, которые смогли бы принять все народы планеты.

На выработку кодекса мира группам дается 5 минут. Затем представители групп зачитывают проекты. На доске лист ватмана – используя предложенные проекты, эксперты составляют единый Кодекс Мира.

В последние годы предприняты реальные шаги по оздоровлению международной ситуации и разоружению. Но окончательное решение этой проблемы возможно лишь тогда, когда все страны объединятся в желании сохранить мир.
Сообщение группа может готовить заранее, предварительно получив консультацию у преподавателя. Самостоятельно отбирается содержание, и форма подачи материала. Перед выступлением групп, демонстрация презентации студентов, выступление группы Результаты работы группы обсуждаются и оцениваются группой экспертов (экспертами могут выступать студенты другого курса).

Темы рефератов по философии


  1. Предназначение и смысл философии.

  2. Мифология и философия.

  3. Философия и религия.

  4. Философия и искусство.

  5. Диалектика и метафизика.

  6. Жизнь и учение Будды.

  7. Проблемы человека в философии конфуцианства.

  8. Космоцентризм как основа философии Древней Греции.

  9. Жизнь и философия Сократа.

  10. Учение Платона о государстве и обществе.

  11. Проблемы логики и теории познания в философии Аристотеля.

  12. Оппозиция номинализма и реализма в средневековой философии.

  13. Фома Аквинский: учение о человеке.

  14. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения.

  15. Эмпиризм и рационализм философии Нового времени.

  16. Т. Гоббс об обществе и государстве.

  17. Дж. Локк о субъекте познания и активности мышления.

  18. Социальная философия французского Просвещения.

  19. Этическая теория Иммануила Канта.

  20. Диалектика Г.В.Ф. Гегеля.

  21. Философия истории Г.В.Ф. Гегеля.

  22. И.Г. Фихте о назначении ученого и человека.

  23. Антропологический принцип философии Людвига Фейербаха.

  24. Философия мировой воли (А. Шопенгауэр).

  25. Философия нигилизма Ф. Ницше.

  26. Концепция человека С. Кьеркегора.

  27. Критика интеллекта и рационального познания в философии А. Бергсона.

  28. Прагматизм и проблемы истины.

  29. Проблемы человека в философии К. Маркса.

  30. Материалистическое понимание истории.

  31. Диалектика природы в работах Ф. Энгельса.

  32. Проблемы социальной философии в работах В.И. Ленина.

  33. В.И. Ленин о диалектике.

  34. «Философия жизни»: закон науки и судьба.

  35. Э. Гуссерль о кризисе европейского человечества и философии.

  36. М. Вебер об интуитивизме и натурализме в гуманитарных науках.

  37. Неопозитивизм и постпозитивизм: основные проблемы.

  38. Экзистенциализм и феноменология.

  39. Проблема «понимания» и герменевтика.

  40. Бессознательное и проблемное индивидуализации.

  41. «Восстание масс» Х. Ортеги-и-Гассета и христианский эволюционизм П. Тейяра де Шардена.

  42. Монистические и плюралистические концепции бытия.

  43. Материя, пространство, время, движение: проблемы понимания.

  44. Диалектика как учение об универсальных связях бытия, движения и развития.

  45. Проблема тождества бытия и мышления.

  46. Психика, мышление, сознание: философский анализ.

  47. Проблема бессознательного в философии.

  48. Познание как социальный процесс.

  49. Социальное и гуманитарное познание.

  50. Общество как система.

  51. Формационный и цивилизационный подходы к понимаю процессы развития общества.

  52. Общество и природа: проблемы взаимосвязи.

  53. Общество как развивающаяся система: эволюция и революция.

  54. Проблема взаимосвязи социального пространства и социального времени.

  55. Индивид, индивидуальность, личность.

  56. Личность и общество.

  57. Личность и власть.

  58. Социально-экономические классы и профессиональная структура общества: современное понимание.

  59. Национальное самосознание и национализм.

  60. Диалектика общественного бытия и общественного сознания.

  61. Человек в инфоромационно-техническом обществе.

  62. Человечество перед лицом глобальных проблем.

  63. Проблема человека в русской религиозной философии.

  64. Россия в диалоге культур.

  65. Философия и наука.

  66. . Синергетика и философия: проблемы взаимоотношения.

  67. Философские концепции истории науки.

  68. Компьютеризация как основа новых информационных технологий.

  69. Проблема истины в научном познании.

  70. Аксиология в научном познании.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал