Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов



страница1/4
Дата26.04.2016
Размер0.64 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«КОЛЛЕДЖ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

имени Героя Советского Союза М.Ф. Панова»

Методические рекомендации

для самостоятельной работы студентов

при работе с учебной, дополнительной и справочной литературой и



при составлении схем, тезисов, конспектов

специальности:

120714 Земельно-имущественные отношения

270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений




Преподаватель: к.п.н. Таранова Галина Васильевна

МОСКВА


2014 год







СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка



  1. Работа с книгой. Формирование умений работать с учебной, дополнительной и справочной литературой (энциклопедиями, словарями)

  2. Работа в библиотеке. Формирование умений работать с библиографией, каталогом

  3. Формирование умений выделять главное, планировать, составлять схемы, тезисы, конспекты

  4. Литература

Интернет-ресурсы


Пояснительная записка

Новые стандарты третьего поколения уделяют большое значение самостоятельной учебной деятельности студентов, которая позволяет более успешно освоить компетенции, необходимые для реализации будущей профессиональной и бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности, ответственности, организованности и творческих (креативных) качеств личности обучающихся в решении стоящих перед ними проблем различного уровня.

В связи с этим необходимо уделять особое внимание разработке заданий для самостоятельной работы. Выполнение разработанных заданий предполагает ряд практических действий; произведение расчетов и вычислений, заполнение таблиц, построение схем и графиков, решение задач, проблемных ситуаций, проведение наблюдений, сбор фактического материала, написание конспектов, тезисов, творческих, реферативных работ, учебных проектов и т.д.

Успешная самостоятельная работа возможна при наличии следующих условий:

1. Обучающийся должен быть подготовлен к осуществлению самостоятельной деятельности (морально готов к необходимости такой деятельности).

2. Необходима позитивная мотивация получения новых знаний в конкретной области познания.

3. Наличие и доступность необходимого научного, учебно-методического и справочного материала.

4. Обеспечение преподавателем консультационной помощи.

5. Системный и систематический само- и внешний контроль уровня достижений обучающегося в реализуемой им самостоятельной познавательной деятельности во внеаудиторное время.

При выполнении заданий важно, чтобы обучающиеся сделали вывод, что процесс обучения – это совместная деятельность обучающегося и преподавателя.

Необходимо научить обучающихся осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, делать её самоанализ, самооценку и самокоррекцию. Формирование умения контролировать свою деятельность непосредственно в ходе занятий, выполнения упражнений.

Для этого необходимо предложить обучающимся поработать самостоятельно в библиотеке с учебной, справочной литературой, со словарями, энциклопедиями.

Студент получает положительный результат от той деятельности, которая у него получается. Студент запоминает ту информацию, которая ему интересна. Поэтому активную самостоятельную работу студента следует поддерживать и стимулировать различными приемами:


  • наполнение теоретического материала интересными фактами, высказываниями известных людей;

  • соблюдение принципа последовательности в изложении материала;

  • маленькие открытия индивидуальных особенностей самого себя;

  • игровые моменты;

  • реальные рекомендации по развитию памяти, внимания, организации учебного труда;

  • нацеленность на достижения успеха.

Выполнение разработанных заданий предполагает ряд практических действий; заполнение таблиц, построение схем, решение задач, проблемных ситуаций, проведение наблюдений, сбор фактического материала, написание конспектов, тезисов, реферативных работ, проектов и т.д.





  1. Работа с книгой. Формирование умений работать с учебной, дополнительной и справочной литературой (энциклопедиями, словарями)

Цель:

1. Ознакомить обучающихся с элементами справочного аппарата книги – ее библиографическим описанием и аннотацией.

2. Рассмотреть устройство современной книги, научить различать суперобложку и титульный лист, форзац, фронтиспис, формат издания.

3. Расширить знания обучающихся о разных видах справочной литературы (словарях, справочниках, энциклопедиях) и сформировать умения работать с дополнительной и справочной литературой.

4. Ознакомить с приемами работы с электронными словарями, энциклопедиями.

5. Воспитывать культуру чтения.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ТЕМЕ
Данные задания дают представление о справочной литературе, формируют цели обращения к словарям и энциклопедиям, обучают работе с ними. Обучающиеся узнают о структуре словарей и энциклопедий, расположении материала, знакомятся с понятиями «Алфавитный и предметный указатели», «указатель имен, понятий и терминов».

Хорошее знание аппарата книги, назначения всех элементов служит прочным фундаментом навыка самостоятельной работы с книгой, умения пользоваться ее справочным аппаратом.

Справочный аппарат включает в себя аннотацию.

Аннотация – краткое изложение содержания книги, статьи и т.д., часто с критической оценкой ее. Она состоит из:

1. Описания библиографических признаков книги (автор, название и т.д.).

2. Краткого изложения материала содержания.

3. Указания, для кого данная книга предназначается.

Как элемент выходных сведений аннотация может быть напечатана в составе макета аннотированной каталожной карточки на обороте титульного листа или на концевой полосе, а также отдельно.

Аннотации, написанные шаблонно, сухо, формально, отбивают у читателей желание прочитать и купить книгу. Поэтому издателям очень важно не жалеть усилий и времени на составление аннотации, стараясь сделать из каждой произведение малой формы самостоятельной ценности.

Справочный аппарат книги состоит из множества элементов. Это оглавление, выходные данные, предисловие, примечания, указатели имён, географические указатели, аннотации и т.п.

Основное назначение выходных сведений – информировать читателей, покупателей, библиотекарей и т.д., об издании и его главных особенностях: кто автор, каково заглавие, к какому виду изданий относится, кому адресовано, кто издатель, где, в каком месте, в каком году издание выпущено, кто принимал участие в его создании, подготовке и выпуске, какая типография (типографии) исполняла полиграфические работы и т.п.

Как любой элемент справочного аппарата оглавление (содержание) имеет свои задачи. Их три:



  • справочно-поисковая – упростить и убыстрить розыск составных частей издания (глав, параграфов, статей, рассказов, примечаний, библиографического списка и т.д.);

  • информационно-пояснительная – дать читателю общее представление о содержании и структуре издания, подготовить его тем самым к чтению или к выбору материала;

  • рекламная – завлечь читателя, вызвать у него интерес к просматриваемой книге, желание прочитать ее, купить или взять в библиотеке.

Устройство книги:

Современная книга имеет следующую структуру:



Обложка. Обложка «одевает», «прикрывает» книгу. Это «покрышка» книжного блока. На ней печатается фамилия автора, название книги, иногда – название издательства и год издания. Обложка может быть сделана из разных материалов.

Переплет. Переплет, как и обложка, помогает книге дольше про-жить, сохранить в целости страницы текста. Переплет, как и обложка, - «визитная карточка книги», ее лицо. Переплет, в отличие от обложки, делается из плотного картона, покрытого кожей или ее заменителей, тканью или бумагой.

Суперобложка. Super по латыни означает «сверх». Суперобложка – это еще одна обложка, своего рода «обертка», которую надевают поверх переплета или обложки, чтобы она предохраняла их от повреждений, делала книгу еще наряднее и красивее.

Форзац. Это лист бумаги, соединяющий основную часть книги с крышкой переплета.

Титульный лист. Это первая страница книги, на которой напечатана фамилия автора и заглавие, подзаголовок, название издательства, место и год издания книги, т.е. выходные данные.

Фронтиспис. Он есть не в каждой книге. Но если вы переворачиваете обложку, вслед за ней – листок форзаца, и вот тут, рядом с титульным листом, слева от него, вас встречает иллюстрация – портрет автора книги, главного героя, просто картинка, - это и есть фронтиспис. Он всегда рядом с титульным листом и, как правило, обращен к нему «лицом».

Колонцифра. Этим красивым именем называется обычная цифра, которая обозначает в книге порядковый номер страницы.

Колонтитул – справочная строка над текстом страницы (иногда сбоку от него, изредка под ним), сообщающая о ее содержании: <…> в словаре, энциклопедии – какие заглавные слова или на какую начальную букву или начальный слог заглавные слова помещены на странице. Колонтитулы – основное или дополнительное средство поиска нужного материала. В алфавитно построенных словарях и энциклопедиях они часто бывают единственным поисковым инструментом.

Формат издания. Формат книги или, точнее, формат издания - это размер его по ширине и длине.

Первые полосы разделов выделяют средствами вёрстки или художественного убранства. Шрифтовые и нешрифтовые методы выделения позволяют выявить заголовки или отдельные части текста.

Книги различают по их читательскому и целевому назначению, а также по тематике.

По читательскому назначению могут быть выделены книги для массового читателя, для специалистов и для детей.

Исходя из целевого назначения книги, говорят об официальных, научных, научно-популярных, учебных, литературно-художественных, справочных, рекламных и других изданиях.

Среди учебных книг можно выделить учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия и др.

Характерными видами справочной литературы являются словари, энциклопедии, справочники по специальным вопросам, инструкции, ката-логи, проспекты, путеводители, памятки, календари.
Формирование умений работать с дополнительной и справочной литературой.

В процессе работы часто приходится работать не только с учебником, но и с разного рода справочной литературой: это словари, энциклопедии, справочники.

К справочной литературе предъявляться восемь основных требований:

1. Полнота фактического материала.

2. Научная и практическая значимость.

3. Удобопоисковость.

4. Объем словарных или справочных статей.

5. Язык и стиль изложения.

6. Наличие ссылок и отсылок.

7. Наличие вспомогательного справочного аппарата.

8. Культура издания.

Словари многочисленны и разнообразны

В 1863-1866 годах вышло первое издание «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Над этим замечательным, уникальным памятником русского языка и русской культуры автор беззаветно трудился около 50 лет. Повсюду, в любых ситуациях, Владимир Иванович не переставал записывать слова. Из многих краёв России добровольные корреспонденты присылали ему местные слова и их толкования. Словарь содержит более двухсот тысяч слов, а также 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок. Конечно же, в наше время словарь не может быть использован как справочник по современному русскому языку, он отражает состояние языка в 19 веке. С тех пор значения многих слов изменились. Но ценность словаря от этого нисколько не уменьшилась.

Не менее известны в наше время и толковые словари, выпущенные под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова и Сергея Ивановича Ожегова. В них включены новые слова, уточнены толкования многих слов. Общедоступность и удобство пользования сделали эти словари очень популярными. А в 1991 году словарю Ожегова была присуждена премия Академии наук.

Использование:

1) орфографического (словарь «Пиши правильно»);

2) толкового («Пойми правильно»);

3) этимологического («Словарь происхождения слов»);

4) орфоэпический («Произноси правильно») достаточно традиционно.

В одних словарях объясняются предметы, явления окружающего мира (это словари энциклопедические), в других - разъясняются (толкуются), лексические значения слова, указываются нормы их правописания, произношения (это словари лингвистические).

Однако словарь - все-таки не совсем книга; это самый настоящий рабочий инструмент, от которого можно ожидать актуальности, точности и удобства использования. Разумеется, новые термины, определения и целые понятия появляются с пугающей быстротой и мгновенно находят свое место в языке.

Однако оперативно отражать все языковые изменения и дополнения в бумажных словарях не представляется возможным по вполне очевидным причинам: слишком часто придется повторять весь многоэтапный и дорогой цикл редактирования, допечатной подготовки, оформления и собственно печати. Кроме того, российский пользователь сегодня вряд ли может себе позволить каждые год-два приобретать свежее издание специализированного словаря и выбрасывать старое.

Возможность оперативного дополнения, обновления электронного словаря, нетребовательность к системным ресурсам, компактность программы-оболочки и сравнительная простота ее создания, огромная аудитория таких словарей. Современный пользователь может выбирать электронный словарь сообразно своим потребностям, возможностям используемого компьютера и т. д.

Энциклопедия в том виде, в каком мы её знаем сейчас, появилась в XVIII веке. Образцом для неё послужил словарь. Словарь содержит только слова и их определения, давая читателю, минимум информации и нередко не позволяя ему понять значение и применимость термина или как данный термин относится к более широкому кругу знаний. Чтобы устранить эти недостатки, энциклопедия глубже проникает в каждый освещаемый ею предмет и содержит обзор накопленного о нём знания. Энциклопедия часто содержит много географических карт и иллюстраций, а также библиографию и статистику.

Энциклопедия - приведённое в систему обозрение всех отраслей человеческого знания или круг дисциплин, в совокупности составляющих отдельную отрасль знания.

Энциклопедией называют также научное справочное пособие, содержащее обозрение наук или дисциплин (преимущественно в форме словаря). В широком понимании — сборник научных сведений и справок на различные темы, предназначенный для широкого круга читателей.

На самом деле, цель энциклопедии — собрать знания, рассеянные по свету, привести их в систему, понятную для людей ныне живущих, и передать тем, кто придёт после нас, с тем, чтобы труд предшествующих веков не стал бесполезным для веков последующих, и чтобы наши потомки, обогащённые знаниями, стали добрее и счастливее, и чтобы мы не канули в вечность, не сумев послужить грядущим поколениям (Дени Дидро).

Энциклопедии делятся на универсальные (например, «Большая советская энциклопедия», «Британника», «Википедия»), отраслевые («Математическая энциклопедия»), региональные, персональные.

Универсальная энциклопедия — энциклопедия, охватывающая весь круг знаний о мире и человеке.

Отраслевые – содержат систематизированную информацию по какой-либо определенной отрасли научного знания («Историческая энциклопедия»).

Персональная – содержит систематизированную информацию по всем или некоторым вопросам, связанным с одним человеком или группой лиц («Однотомная Лермонтовская энциклопедия»).

Региональные – содержат систематизированную информацию по всем или некоторым отраслям и областям знаний, связанным с каким-либо краем, регионом или отдельным городом, ПГТ, селом, деревней и др.

Например, региональные энциклопедии: «Московская энциклопедия», «Рязанская энциклопедия».

В зависимости от подготовки читателя, которому энциклопедия адресована, она не только может содержать информацию о некой определённой области знания, например, о медицине, философии, военном деле или юриспруденции, но и излагать материал более или менее специальным языком.

Способ организации энциклопедии важен для удобства её использования в качестве справочной литературы. Исторически сложилось два основных способа организации энциклопедии: алфавитный и иерархический.

Алфавитная (алфавитно-словарная, или просто словарная) организация основана на расположении отдельных не связанных между собой статей в алфавитном порядке названий их предмета. Энциклопедии, в которых информация разделена по словам и словосочетаниям, называются энциклопедическими словарями, например, 82-томный Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 58-томный Энциклопедический словарь Гранат, Википедия. Разновидностью энциклопедий являются также энциклопедические справочники, в которых статьи представлены в предельно сжатой форме.

Системная (или логически-тематическая, иерархическая) организация, кроме того, существуют энциклопедии, в которых информация разделена по отраслям знаний, например, 12-томная Детская энциклопедия.

Существуют и энциклопедии смешанного типа, например, большая часть Большой советской энциклопедии построена как энциклопедический словарь, но том «СССР» построен по логически-тематическому (иерархическому) принципу.

Новые возможности для организации энциклопедии создают электронные устройства, позволяющие, например, проводить поиск по ключевым словам.

Метод составления

Современные средства накопления и обмена информацией создают всё новые способы для сбора, проверки, обработки и представления информации. Такие проекты как Википедия представляют собой пример новых форм энциклопедии, в которых дополнение и извлечение информации предельно упрощено.

В России наиболее значительным проектом такого рода с 1996 г. является «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (БЭКМ), ежегодно издаваемая в обновлённом варианте компанией «Кирилл и Мефодий». Один из наиболее крупных проектов по публикации энциклопедических изданий в Интернете на русском языке — открытый в 2000 году портал «Рубрикон», где выложены тексты и иллюстрации 62 энциклопедий и словарей. Многие материалы проекта находятся в платном доступе.

Свободная энциклопедия

С развитием интернет-технологий стало возможным и появление Википедии — энциклопедии, составляемой и редактируемой всеми желающими. Несмотря на кажущуюся вседоступность, в том числе и для деструктивного воздействия, по охвату Википедия (английская версия, более 3,159 млн. статей на 14 января 2010 года), как минимум, не уступает все-мирно известным изданиям.

Основным недостатком, является то, что Википедию нельзя в полной мере считать «приведённым в систему обозрением отраслей человеческого знания», поэтому приведение в систему накопленного материала является одной из постоянных целей Википедии.

Объявленный в 2005 году выход полного издания 62-томной «Большой энциклопедии», подготовленной издательством «Терра», претендовал на «прорыв в энциклопедическом деле». Общий словник Энциклопедии насчитывает свыше 200 000 слов, включая отсылочные статьи и разъяснённые термины. Из них — свыше 160 000 составляют ключевые слова обзорных, понятийных и биографических статей, которые сопровождаются более чем 60 000 цветными и черно-белыми иллюстрациями, 340 общегеографическими и политическими картами.

Кроме известных нам энциклопедий есть и другие – на электронных носителях. Это словари, энциклопедии и даже целые библиотеки, как, например, известная многим «Библиотека Кирилла и Мефодия», Библиотека Мошкова, «Большая электронная детская энциклопедия», справочники по отдельным областям науки. Они значительно облегчают работу многим людям. С их помощью можно, не выходя из дома, отыскать необходимую информацию.

Мультимедиа – одна из самых привлекательных областей компьютерной техники. Мультимедийные энциклопедии, игры, обучающие программы, справочники, электронные журналы вошли в нашу жизнь подобно книгам, видеокассетам и музыкальным компакт-дискам.

Мультимедиа пока не столь доступно, как кино и телевидение, однако сила его воздействия и механизм этого воздействия  в чем-то подобны. Череда ярких, запоминающихся образов, гармоничный звуковой и видеоряд, выдержанный оптимальный ритм монтажа, чередование различных графических и методических приемов, фоновые шумы и музыка, позволяющие передохнуть или направленные на усиление эмоционального воздействия на учащегося – все это современные мультимедийные энциклопедии.

Такие преимущества мультимедийных энциклопедий, как возможность полнотекстового поиска и увлекательный контроль знаний в виде игры, очевидны.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

Чтобы легко и быстро найти нужную информацию, необходимо знать, как устроены энциклопедии. На последних страницах энциклопедий расположены содержание, алфавитный и предметный указатели, указатель имён, список терминов или понятий. Как работать с энциклопедиями? Сначала нужно выбрать энциклопедию нужного направления (отрасли). Например, вопрос звучит так: «Когда и где жил древний ученый - математик Пифагор?» Какой том энциклопедии нам понадобится? Математика. Возьмём энциклопедию по математике серии «Аванта+» и откроем указатель имён. По алфавиту отыщем нужное нам  имя – Пифагор. Рядом с именем ученого мы увидим  номера страниц, на которых содержится  более подробная информация о нём.   Или, например, вопрос поставлен так: «Что такое многогранник?» Находим в этой же энциклопедии предметный указатель, а в нём по алфавиту – слово «многогранник». Рядом с этим словом – номер нужной нам страницы.

Мы можем сказать, что справочник – это младший брат энциклопедии и словаря. Материал здесь расположен по отдельным темам. Одни справочники подскажут названия рек, морей, городов, другие расскажут о растениях, животных, кораблях или самолетах.
ЗАДАНИЕ

1. Преподаватель раздаёт подобранные для работы книги. Обучающиеся работают с ними, составляют аннотацию, находят элементы справочного аппарата.

2. Предложенные преподавателем книги обучающиеся распределяют по читательскому и целевому назначению, делают пояснения.

3. Обучающиеся составляют рассказ-описание книги по внешнему виду, устройству и назначению.

4. Работа со статьями лингвистического словаря.
Задание 1

Ознакомьтесь с предложенными книгами, найдите выходные данные. Что вы узнали о книге на основе этих данных?


Задание 2

Составьте рассказ-описание книги по внешнему виду, устройству и назначению.


Задание 3

Внимательно рассмотрите титульный лист тех книг, которые вы получили. Перечислите элементы справочного аппарата в рассмотренных вами книгах? Из каких элементов состоит библиографическое описание? В какой книге под этим описанием даются некоторые пояснения о содержании книги, её назначении, авторе и т.п.?


Задание 4

Составьте аннотации к предложенным книгам.


Задание 5

Какие словари Вам известны? Расскажите о них. В каких ситуациях они могут быть Вам полезны? Поработайте со статьями лингвистических словарей. Подготовьте представление словарей любого типа.


Задание 6

Проанализируйте предложенные энциклопедии, данные занесите в таблицу.



  • Большая Советская Энциклопедия (БСЭ).

  • Пролеев С. Энциклопедия нравов (ЭН).

  • Лоулесс Д. Энциклопедия ароматических масел.

  • Чернобров В. Энциклопедия загадочных мест Земли.

  • Энциклопедия автомобилей.

  • Энциклопедия этикета.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал