Методические рекомендации для выполнения внеурочной самостоятельной работы студентами спо по специальности «Ветеринария»



Скачать 236.23 Kb.
Дата02.05.2016
Размер236.23 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Департамент агропромышленного комплекса,

торговли и продовольствия ЯНАО

ГБПОУ ЯНАО «Ямальский полярный агроэкономический техникум»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

методические рекомендации для выполнения внеурочной самостоятельной работы студентами СПО по специальности «Ветеринария»


Салехард, 2014

Методические рекомендации составлены в соответствии с типовой рабочей программой по дисциплине «Экологические основы природопользования». Предназначены для выполнения студентами 2 курса специальности «Ветеринария» внеурочной самостоятельной работы по дисциплине «Экологические основы природопользования».

Методические рекомендации подготовила – Бородина Л.В., преподаватель естественно-технологических дисциплин ГБПОУ ЯНАО «Ямальский полярный агроэкономический техникум».



Содержание

Пояснительная записка

3

  1. План самостоятельной работы студентов

4

  1. Виды самостоятельной работы студентов

5

Раздел 1. Общие проблемы природопользования

7

1.1 Прогнозирование последствий антропогенного воздействия на окружающую среду в результате профессиональной деятельности.

8

    1. Моделирование природных процессов в решении экологических проблем.

9

    1. Проблемы природопользования в животноводстве

10

Раздел 2 Правовые и социальные вопросы природопользования

10

    1. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор.

10

    1. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду.

12

Рекомендуемый список интернет ресурсов для выполнения самостоятельной работы

18


Пояснительная записка

Взаимодействие человека и природы (социально-экономический аспект) – политика и стратегия использования природных ресурсов и в управлении реакциями общества на изменение ресурсных возможностей планеты и ее отдельных регионов. Для общества природа имеет огромное социальное, производственное, экономическое, научное, оздоровительное значение. Социально-экономическое развитие человеческого общества всецело должно быть направлено на приспособление (адаптацию) человечества к условиям меняющейся среды. Верный подход в условиях современности заключается в ограниченном рациональном преобразовании природы для нужд развития человечества, которое также должно видоизменять свои инструменты в соответствии с ресурсными возможностями Земли.

В связи с развитием производительных сил общества увеличивается масса веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Человек преднамеренно и непреднамеренно воздействует на условия существования, идя в разрез с законами природы.

Экологическая ситуация ухудшается в масштабах всей земли и непосредственно в пределах нашей страны, области, района.

Студент обязан знать эту ситуацию. Если мы хотим управлять окружающей средой, то надо жить по законам природы, в унисон с ней.

3


  1. План самостоятельной работы студентов

Специальность 111201 Ветеринария

Название учебной дисциплины «Экологические основы природопользования »

Преподаватель: Бородина Л.В.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Раздел 1 Общие проблемы природопользования

8

Тема: Экологические проблемы различных видов природопользования

1.1 Прогнозирование последствий антропогенного воздействия на окружающую среду в результате профессиональной деятельности.

2

    1. Моделирование природных процессов в решении экологических проблем.

2

    1. Проблемы природопользования в животноводстве

4

Раздел 2 Правовые и социальные вопросы природопользования

8

Тема: Особенности экологических проблем районов Крайнего Севера

    1. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор.

4

    1. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду.

4

Итого по дисциплине

16

4


  1. Виды самостоятельной работы студентов

  • подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и  реферирование методической и учебной литературы  при  выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу, изучение отдельных тем,  вынесенных на самостоятельное рассмотрение;

  • подготовка к выполнению контрольных работ и тестов;

  • повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной и итоговой аттестации.

Методические указания

В процессе самостоятельного изучения дисциплины постарайтесь отразить основные положения темы в кратком конспекте в тетради для самостоятельных работ по дисциплине. После изучения каждой темы предлагается выполнить задание для закрепления материала. Отвечая на вопросы задания, вы сможете проверить себя, насколько усвоена данная тема. Задание выполняется письменно. Перед началом самостоятельного изучения тем дисциплины попробуйте себя проверить по таблице 1, насколько вы знакомы с ними. В таблице 1 заполните графы с указанием даты начала изучения дисциплины по разделам. Например, по теме 1. «Прогнозирование последствий антропогенного воздействия на окружающую среду в результате профессиональной деятельности», вы имеете какие-то представления. Тогда напротив номера темы в графе «Представляю» вы ставите знак «НЗ 5.09.2012» (начало занятий и дата). Если о материале других тем вы ничего не представляете , тогда ставите тот же знак, но в графе «не представляю». Это входной контроль для себя. Поработайте с материалом, написав конспект, выполнив задания, вы снова обратитесь к этой же таблице и заполните графы повторно на ваше усмотрение, но уже с указанием знака «КЗ 12.12.2012» (конец занятий и дата). После чего проанализируйте данные таблицы и сделайте



5

вывод: на что следует обратить внимание, в период подготовки к зачету по дисциплине, что требует более глубокого объяснения, какие консультации потребуются от преподавателя.



Таблица 1

Входной контроль (самопроверка)

№ темы

Название темы

Не представляю

Представляю

Имею навыки

Знаю

Умею

Понимаю



Прогнозирование последствий антропогенного воздействия на окружающую среду в результате профессиональной деятельности.





















Моделирование природных процессов в решении экологических проблем.





















Проблемы природопользования в животноводстве





















Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор.





















Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду.



















6

Раздел 1. Общие проблемы природопользования

Тема: Экологические проблемы различных видов природопользования.

Студент должен:

Знать:

  • Особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду

  • Принципы и методы рационального природопользования

  • Методы экологического регулирования

  • Принципы размещения производств различного типа

  • Основные группы отходов, их источники и масштабы образования

  • Понятие и принципы мониторинга окружающей среды

должен уметь:

  • Анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности

  • Использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды их обитания

  • Соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности

7

Тема1.1: Прогнозирование последствий антропогенного воздействия на окружающую среду в результате профессиональной деятельности


Работа № 1 « Анализ проблемных ситуаций»

Цель: обсудить влияния хозяйственной деятельности человека на глобальные процессы нарушения биосферы.



Задание: назван ряд экологических проблем. Предложите прогноз возможного развития экологической ситуации на пути решения данной проблемы. У каждой проблемы определите соответствующие ей аграрные последствия. Ответы запишите в таблицу.

Экологические проблемы:

  1. «Парниковый эффект»

  2. Озоновые «дыры»

  3. Снижение биоразнообразия

  4. Истощение природных ресурсов

  5. Загрязнение речных и морских акваторий.


Экологические проблемы, связанные с будущим человечества

Экологические проблемы

Ваш прогноз возможного развития ситуации

Пути решения проблемы

Аграрные последствия
















































8

Тема 1.2: Моделирование природных процессов в решении экологических проблем.


Работа №2 «Разработка предложений к стратегии выживания человечества»

Цель: обсудить проблемы связанные с будущим человечества



Задание: пользуясь предложенным перечнем условий, необходимых для выживания человечества, приведите самые убедительные, на ваш взгляд, аргументы, подтверждающие или опровергающие данные элементы стратегии выживания. Заполните таблицу «Стратегия выживания человечества» в тетради.

Стратегия выживания человечества

Элементы стратегии

Аргументы

  1. Отказ от потребительского подхода




  1. Регулирование численности населения




  1. Уменьшение загрязнения окружающей среды




  1. Развитие нетрадиционных источников энергии




  1. Безотходные технологии




  1. Надежность проектов АЭС




  1. Повышение качества среды обитания человека




9

Тема 1.3: Проблемы природопользования в животноводстве
Работа № 3 «Экологическая экспертиза животноводческого комплекса (фермы)»

Цель: принять личное участие в решении проблем природопользования



Задание: проведите экологическую экспертизу ближайшего животноводческого комплекса (фермы) и его влияния на среду:

А) место положения комплекса (на территории населенного пункта, в рельефе)

Б) поголовье скота, содержание: летом, зимой

В) наличие очистных сооружений

Г) проблема утилизации навоза

Д) санитарно-защитные зоны




Раздел 2 Правовые и социальные вопросы природопользования.

Тема 2.1 Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор.



Студент должен иметь представление:

  • Об истории становления Российского природоохранного законодательства;

  • О международных связях, взаимоотношениях по вопросам охраны окружающей среды,

Знать:

  • Задачи и цели природоохранных органов управления и надзора.


Методические указания

Работая над материалом темы, в первую очередь познакомитесь с историей Российского природоохранного законодательства, с первыми этапами

10

охраны природы, с охраной природы в советский период и обратите особое внимание на природоохранное законодательство современного этапа. Выпишите в тетрадь природоохранные постановления 1970-2012 гг. в хронологическом порядке и нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды.



Необходимость согласовывать с соседними странами использование природных ресурсов, а также вопросы, касающиеся мигрирующих животных, осознали еще в XIX веке. Не бывает экологического счастья в одной стране. Современный этап международного природоохранного движения характеризуется включением всех государств в решение социально-экологических-экологических проблем в общемировом масштабе. Началом этого процесса стала Конференция ООН по проблемам окружающей среды, открытая в Стокгольме (Швеция) 5 июня 1977 г.

Проследите за участием России в деятельности международных природоохранных организациях, за работой международной комиссии по охране окружающей среды в рамках ООН в 1983 г.

Главные природоохранительные итоги ХХ века и программа деятельности на ХХI век обсуждались на конференции в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в июне 1992 года. Этот всемирный форум подтвердил целесообразность продолжения курса на оптимальное сочетание экономического развития и сохранения природной среды, провозглашенного Стокгольмской конференцией. Вместе с тем впервые на столь высоком уровне было декларировано, что именно глобальные экологические проблемы стали главной угрозой человечеству, а их решение – приоритет для всего мирового сообщества. Повестка дня на ХХI век – всеобъемлющий документ объемом 700 страниц, содержащей конкретные рекомендации по решению глобальных экологических проблем с рядом новых эколого-экономических подходов к природоохранной деятельности. В ХХI век человечество входит с ясным пониманием жизненной значимости экологических проблем с обоснованной

11

уверенностью в их решении во благо всех народов мира и природы Земли.



В Российской Федерации охрану, контроль и регулирование рационального использования природных ресурсов и окружающей среды осуществляют федеральные органы исполнительной власти. В 89 субъектах РФ за рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды осуществляют органы исполнительной власти регионов и территориальные органы специального министерства РФ и др.

Задание 1. В литературных источниках или в Интернет найдите определения ниже перечисленным терминам и понятиям и запишите к себе в тетрадь

Основные термины и понятия

Кадастр, Экологическое воспитание, Экологическая экспертиза, ФАО, ВОЗ, ЮНЕСКО, МСОП, ЮНЕП

Задание 2. Ответьте на следующие вопросы:

    1. Как развивалось природоохранное законодательство в России? Основные его вехи и правовые документы. Ответ оформите в виде таблицы.

    2. Какие существуют современные международные связи России по вопросам охраны окружающей среды, их цели?

    3. Каковы основные принципы и правила охраны природы?

    4. Роль международных организаций в охране природы. Почему необходимо международное сотрудничество в деле охраны природы?

Тема 2.2 Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду



Студент должен знать:

- правовые вопросы экологической безопасности.



Основные термины и понятия

Природопользование - практика использования природной среды и других природных ресурсов человечества

12

Экологический паспорт предприятия – нормативно-технический документ, включающий данные по использованию предприятием природных и вторичных ресурсов и определению влияния производства на окружающую среду. Экологический паспорт представляет собой один из основных документов, используемых в целях государственного экологического контроля.



Экологическая оценка – мнение о влиянии производств и предприятий на окружающую среду.

Ущерб от загрязнения окружающей среды – фактические и возможные убытки народного хозяйства, связанные с загрязнением среды жизни с учетом потерь, связанных с ухудшением здоровья населения, сокращением длительности трудового периода и жизни людей.

Гражданско-правовая ответственность – за нарушение природоохранительного законодательства – заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный вред в натуре или денежной форме

Дисциплинарная ответственность - за экологические нарушения – осуществляется на производстве, носит перспективный характер, обладает свойствами быстроты и оперативности, простоты исполнения, легко доходит до сознания и воздействует на волю участников общественных отношений.

Административная ответственность – регламентируется специальной главой с перечнем административных правонарушений в области охраны окружающей природной среды Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Уголовная ответственность – установлена Уголовным кодексом РФ и применяется только судом при совершении преступления
Методические указания

Ухудшение состояния природы настоятельно выдвигает необходимость ее оздоровления, облагораживания. Немалая роль при этом принадлежит правовым средствам.

13

Целью и сердцевиной экологического законодательства является забота о здоровье, трудовых и бытовых условиях жизни людей. Так первостепенное место в земельных отношениях отводится сельскохозяйственному производству, в водных отношениях – питьевому водоснабжению и т.д.



Экологическое законодательство включает несколько уровней. Основу составляют положения Конституции РФ. Внимательно ознакомьтесь с содержанием статей №№ 9; 36; 41; 42; 58; 71; 72.

Главным (базовым) актом в области экологии является Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», принятый 19 декабря 1991 г.

Частью экологического законодательства является природоресурсное законодательство, ведущее место в котором принадлежит земельному законодательству (праву). Согласно этому закону земля может иметь разную форму собственности. Знание этого документа важно специалисту сельского хозяйства.

В декларации Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде записано, что «человек имеет основное право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и умножение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений».

В механизме стимулирования экологической деятельности государства и гражданина праву человека на благоприятную среду сопровождается выработкой гарантий, обеспечивающих соблюдение и стимулирование реализации этого права, как гражданами, так и государством. Каждый гражданин должен знать свои права и пользоваться ими. Правоохранительные органы, суды, арбитражные суды наделены полномочиями по рассмотрению споров граждан о природопользовании, ущемлении их прав, по пресечению посягательств на экологические права. Кроме правоохранительных органов существуют и общественные организации, которые стоят на страже

14

экологических прав граждан.



Рассматривая эту тему, уясните и ответственность граждан и предприятий за экологические правонарушения. Постарайтесь понять, в чем заключается суть дисциплинарной и уголовной ответственности. Особо остановитесь на вопросах охраны окружающей среды на предприятиях, так как промышленность вообще, а конкретные промышленные предприятия в частности, оказывают серьезную нагрузку на окружающую среду. Проследите как осуществляются взаимоотношения в системе «промышленное предприятие – окружающая среда».

Задание 3. Ответьте на следующие вопросы (письменно):

3.1. Какие природные объекты подлежат правовой охране? Основные правовые документы, регулирующие охрану этих объектов.

3.2. Как отражена охрана природы в Конституции РФ?

3.3. Как осуществляется контроль над выполнением законов и постановлений по охране природы в РФ?

3.4. Что такое дисциплинарная, гражданско – материалльная, административная, уголовная ответственность в области охраны природы? Приведите примеры.

3.5. Что такое экологический паспорт? Какую информацию он содержит?

Какова цель составления экологического паспорта и знание заключенной в нем информации?

15

3.6. Решите кроссворд 1.


По вертикали:


  1. Ручательство за право граждан на окружающую природную среду

  2. Наказание за нарушение природоохранительного законодательства

  3. Мнение о влиянии производства на окружающую среду

  4. Выбросы промышленных, бытовых и сельскохозяйственных предприятий в окружающую среду.

  5. Убытки народного хозяйства

  6. Вид ответственности



По горизонтали:

  1. Совокупность законов.

  2. Вид ответственности.

  3. Практика использования природных ресурсов.

  4. Рычаг экологического управления промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

16

Кроссворд 1







1








































4















































































2


































7



























































































3

























































































































8









































































































































































5
















6





































































































































9





















































































































































































































































































10




































































































17

Рекомендуемый список интернет ресурсов для выполнения самостоятельной работы:



http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/ekologicheskie-faktory.html

http://studyspace.ru/osnovyi-ekologii/klassifikatsiya-ekologicheskih-faktorov-3.html

http://www.ecology-portal.ru/publ/4-1-0-20



http://abc.vvsu.ru

http://environments.land-ecology.com.ua/component/content/article/140-interesnoe-osnovy-ekologii/1660-populyacziya-i-ee-osnovnye-xarakteristiki.html



http://biofile.ru/bio/

http://slovari.yandex.ru/экосистема/БСЭ/Экосистема/

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/ekosistema.html



http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/123889/Природные

http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/prirodnye-resursy.html

http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Природные%20ресурсы/

http://www.mining-enc.ru/p/prirodnye-resursy/



http://www.refstar.ru/data/r/id.22948_1.html

http://www.globaltrouble.ru/ekologiya_atmosfery_gidrosfery_pedosfery/zagryaznenie_gidrosfery.html

http://www.ecology-portal.ru/publ/9-1-0-305

http://gendocs.ru/v27262/загрязнение_гидросферы

http://ru.wikipedia.org/wiki/Загрязнение_литосферы

http://www.p0d.ru/news/data_html/aaaaacaad.html

18



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал