Методические рекомендации «О преподавании учебного предмета «Карелия. Край, в котором я живу»



Скачать 86.62 Kb.
Дата01.05.2016
Размер86.62 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Методические рекомендации

«О преподавании учебного предмета «Карелия. Край, в котором я живу»

(4 класс) в общеобразовательных учреждениях Республики Карелия

в 2009-2010 учебном году».

Республиканский базисный учебный план 2006 года (Приказ Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия от 05.05.06., № 599) предусматривает изучение учебного предмета «Край, в котором я живу» со 2-го по 4 класс (34 часа в год) в рамках регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования.

По своему статусу учебный предмет «Край, в котором я живу» является пропедевтическим по отношению к учебным предметам регионального компонента (краеведческой направленности), изучаемым в основной и старшей школе. Содержание для начальной школы конструируется с учетом возрастных, познавательных возможностей и интересов обучающихся. Содержание учебных предметов «Край, в котором я живу» (начальное общее образование) и «Моя Карелия» (основное общее образование) структурируется на основе концентрического принципа, что позволяет, заложив в начальном образовании основы, в дальнейшем сформировать завершенную систему представлений о родном крае на каждом этапе обучения, обеспечить преемственность в изучении курсов.


Цель предмета «Карелия. Край, в котором я живу»:

создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире;



  • содействовать развитию ребенка, достижению им определенного уровня образованности.

Задачи курса:

освоение элементарных знаний (пропедевтических) о природе, обществе и культуре Карелии;

развитие речи учащихся, умений наблюдать, сравнивать, анализировать, характеризовать объекты окружающего мира, выделять отличительные особенности объектов родного края;

воспитание эмоционально-ценностного, позитивного отношения к родному краю, патриотических чувств, уважения к традициям, обычаям, истории и культуре своей «малой родины»;

формирование умения взаимодействовать с окружающим миром, передать свое отношение к родному краю в продуктах детского творчества (поделки, рисунки, сочинения, модели, макеты и т.д.), стремления позитивного преобразования существующей действительности.

Предмет «Карелия. Край, в котором я живу» имеет краеведческую направленность, призван формировать в сознании обучаемых систему взглядов, принципов, норм поведения в отношении к малой родине, способствовать становлению и развитию гражданской позиции ребенка. Практико-ориентированная направленность курса окажет помощь ребенку в освоении природной, социо-культурной среды при активном взаимодействии с ней

В основе отбора содержания учебного предмета лежит принцип единства, взаимосвязи, взаимопроникновения и взаимодополнения федерального и регионального компонентов содержания общего образования. Учебный предмет «Карелия. Край, в котором я живу» для 4 класса включает содержательные линии краеведческой направленности предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования «Окружающий мир» (человек, природа, общество), «Литературное чтение», «Технология», «Искусство» (изобразительное искусство, музыка). Особое значение в данном перечислении придается предмету «Окружающий мир». В структуру учебного предмета заложена практическая направленность содержания, позволяющая организовывать самостоятельную познавательную деятельность обучающегося. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Для успешной реализации основных целей учебного предмета следует значительную часть учебного времени использовать для учебных прогулок, посещения краеведческих и художественных музеев, экскурсионной и проектной деятельности.

Во II классе учащиеся изучали особенности своей местности, в III классе специфику своего района, в IV классе - Республики Карелия.


Общеобразовательное учреждение самостоятельно разрабатывает программу учебного предмета «Карелия. Край, в котором я живу» для 4 класса. Основу должны составить следующие содержательные линии: природа Карелии, история родного края, культура Карелии.
Вариант примерного планирования учебного предмета

«Карелия. Край, в котором я живу» (4 класс)

Природа Карелии (10 часов)

Наша Республика на карте Родины. Карта Карелии.

Своеобразные черты равнинной поверхности Карелии (холмы, возвышенности, бараньи лбы, озовые гряды) – следы деятельности ледника. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами).

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае

Водоемы Республики (Онежское и Ладожское озера), их значение в природе и жизни человека. Белое море – часть мирового океана. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашей Республики.

Ознакомление с важнейшими видами почв Республики (подзолистые и др.). Охрана Почв в Карелии.

Особенности природы таёжной зоны Карелии. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям тайги. Охрана природы в Карелии. Заповедные территории. Разнообразие видов растений и животных , внесенных в Красную книгу Карелии. Правила безопасного поведения в лесу и возле водоема.

Практические работы: знакомство с картой Карелии; рассматривание образцов полезных ископаемых Карелии, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, знакомство с многообразием культурных растений и домашних животных Карелии.

Экскурсии: в природу, краеведческий музей

Творческие работы: Сбор коллекции полезных ископаемых, рисунки на тему «Сохраним природу нашего края»

Общество (8 часов)

Традиционные и современные праздники Карелии. День Республики Карелия.

Петрозаводск – столица Республики Карелия: герб города, расположение на карте. Достопримечательности. Учреждения образования и культуры: театры, образовательные учреждения (школы, средние специальные учебные заведения, высшие учебные заведения Карелии).

Города современной Карелии: название, расположение на карте, крупные предприятия, историко-культурные достопримечательности (2-3 примера, по выбору учителя).

Северный сосед Карелии – Финляндия. Расположение на карте, столица, главные достопримечательности. Культурные отношения.

Туристические маршруты Карелии.

Известные люди нашего края.

Экскурсии в краеведческие музеи, театры, учреждения науки и культуры.
Культура Карелии(12 часов)

Устное народное творчество: пословицы и поговорки, их значение и место в народной жизни. Небылицы и перевертыши

Собиратели былин в Карелии. Былины (по выбору учителя): «Добрыня и Змей», «Алеша и Тугарин Змеевич», «Сухман», «Дунай», «Волх Всеславьевич», «Добрыня и Алеша» Поэтический язык былин.

Эпос «Калевала». «Калевала» - памятник мировой народной культуры. История создания карело-финского народного эпоса. Элиас Леннрот – создатель «Калевалы». Основные события и герои эпоса «Калевала».

А. М. Линевский «Листы каменной книги» (главы по выбору) Краткий рассказ о писателе. Жизнь и необычайные приключения мальчика Льока и его племени.

Знакомство с творчеством известных карельских художников, работающих в жанрах пейзажа, портрета, в области книжной графики, скульптуры.(2-3 по выбору): Т. Юфа, Н.Брюханов, Г.Стронк, Б.Поморцев, В.Чекмасов, Л.Давидян, Л.Ланкинен

Своеобразие архитектуры Карелии (на примере местного материала)

Итоговое повторение и обобщение – 1 час.

Резерв – 3 часа на проведение проектной и исследовательской деятельности

Требования к уровню подготовки выпускников начальной школы

Раздел «Природа Карелии»

Обучающиеся должны

знать:

- особенности природы Карелии: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;



- некоторые современные экологические проблемы республики;

- особенности хозяйственной деятельности человека в Карелии
уметь:

- находить и показывать территорию Карелии на карте;

- распознавать природные объекты, различать важнейшие полезные ископаемые своего края;

- устанавливать взаимосвязи между организмами природных сообществ;

-распознавать основные сельскохозяйственные растения и животных Карелии;
Раздел «Общество»

знать:

- названия родного края и его столицы, района и населенного пункта, где живут обучающиеся;

- государственную символику Карелии;

- основные достопримечательностиреспублики;



уметь:

- показывать на карте границы Карелии, основные города Карелии (родной город, столицу);

- отображать в творческих работах особенности родного края;

- описывать наиболее яркие (изученные) события из истории своего родного города, Петрозаводска и Карелии.



Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о Карелии.




Раздел «Культура Карелии»
знать:

- названия и основное содержание изученных произведений и их авторов.

- фольклор малых жанров Карелии

- слова и мелодию Гимна Карелии;

- народные музыкальные традиции Карелии;

- народный музыкальный инструмент – кантеле;

- произведения известных карельских художников

- шедевры деревянного зодчества Карелии, памятники архитектуры родного города, села;

- характерные ремесла и промыслы края;

- символику образов в народном искусстве Карелии;

- специфику народного костюма, архитектуры, утвари;

- известные музеи республики;



уметь:

- определять тему и главную мысль произведений детских писателей Карелии

- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

-различать на слух народную и композиторскую музыку Карелии

- слышать и отличать звучание кантеле

- исполнять песни современных карельских композиторов для детей (по выбору обучающегося)

- узнавать отдельные произведения известных карельских художников, -называть их авторов,

- узнавать произведения традиционного народного искусства Карелии в многообразии народных промыслов России


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-самостоятельного выбора и чтения книг детских писателей и поэтов Карелии;

-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении.

-участия в детских творческих коллективах

- самостоятельной творческой деятельности

Список литературы


  1. Бабакова Т. А., Момотова А. П. Младшим школьникам о природе Карелии: Книга для чтения. Петрозаводск: Карелия, 1988.

  2. Где цветок, там медок. Сост., статья С.М. Лойтер. – Петрозаводск: КГПИ, 1993.

  3. Дивный остров Кижи: [науч.-попул. изд. для юношества] \ [сост.: Д.Н. Москин др.; текст: В.А. Гущина, Б.А. Гущин; авт. проекта кн.: Д.Н. Москин, Ю.В. Шлейкин]. – Петрозаводск: ПетроПресс, 2005.

  4. Земля – наш дом: школьникам о геологии Карелии/ Гарри Лак.- Петрозаводск: Версо, 2005.

  5. Калевала.Карело-финский эпос.Пересказала для детей Любарская «Карелия»Петрозаводск

  6. Карельские пословицы, поговорки. Петрозаводск, 1969. (на карел. и рус. яз.)

  7. Керт Г.М., Мамонтова Н.Н. Загадки карельской топонимики. Петрозаводск. – 1982.

  8. Красная книга Карелии: редкие и нуждающиеся в охране растения и животные. – Петрозаводск, 1995.

  9. Лак Г.Ц. «Земля – наш дом»: школьникам о геологии Карелии Петрозаводск: Версо, 2005

  10. Линевский А.М. « Листы каменной книги» Петрозаводск

  11. Лойтер С.М. «На поле-поляне, на море-океане» Хрестоматия по русскому фольклору Карелии - Петрозаводск: Verso, 2008г.;

  12. «Книга юного лесовода», Андреев К.Г. - Петрозаводск, 2006 год, издательство КНЦ РАН,

10.Пашков А.М. Гербы и флаги Карелии. Петрозаводск, 1994

    1. Песенный открою короб. Хрестоматия по карельскому фольклору для учащихся школ республики Карелия. - Петрозаводск: Карелия, 1993.

12. Плешаков А.А., Кондратьева И.А. Природа Карелии: знай, люби, береги. - Петрозаводск, 1992

13. Республика Карелия. Информационно-справочное пособие для общеобразовательных школ и учреждений начального и среднего профессионального образования. Под общей редакцией Е.Г. Немковича, А.С.Кармазина.- Петрозаводск: Карелия, 1999.



  1. Русский детский фольклор Карелии. - 1991.

15.Шитикова Л.И. Край, в котором ты живешь: Рассказы по истории Карелии для младших школьников. – Петрозаводск: Карелия, 2008.



Зав. лабораторией РНК Григорьевская Н.Ю.

Методист отдела дошкольного и начального образования Хазова Л В








База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал