Методические рекомендации о создании особо охраняемой природной территории местного значения



Скачать 113.87 Kb.
Дата01.05.2016
Размер113.87 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Методические рекомендации о создании особо охраняемой природной территории местного значения
Введение
Настоящие Методические рекомендации являются результатом анализа и обобщения опыта по организации особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) и предназначены для использования в работе органами местного самоуправления Костромской области, общественными и иными организациями, гражданами Российской Федерации, заинтересованными в создании ООПТ. Методические рекомендации определяют порядок действий при организации новых, преобразовании и упразднении существующих ООПТ местного значения.

Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 14.03.1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 года №136-ФЗ, Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 года №200-ФЗ, Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 года №74-ФЗ, Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 года №190-ФЗ, Закон Костромской области от 15.02.2012 года №194-5-ЗКО «Об особо охраняемых природных территориях в Костромской области».


Общие положения
1. Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны (Федеральный закон от 14.03.1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

2. ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

ООПТ местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления (пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 года №33-ФЗ).

3. ООПТ местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 года №33-ФЗ).

4. Организацию подготовки документов, необходимых для создания ООПТ местного значения, осуществляют администрации муниципальных образований (пункт 2 статьи 7 Закона Костромской области от 15.02.2012 года №194-5-ЗКО).

Решение об организации особо охраняемой природной территории местного значения принимают представительные органы муниципальных образований (пункт 3 статьи 7 Закона Костромской области от 15.02.2012 года №194-5-ЗКО).

5. Управление и контроль в области организации и функционирования ООПТ местного значения осуществляются органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 14.03.1995 года №33-ФЗ).

6. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться ООПТ местного значения (пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 года №33-ФЗ).

К полномочиям органов местного самоуправления по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся:

представление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения;

участие в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного значения, генеральных планов (программ) развития курортов и курортных регионов (районов);

контроль за рациональным использованием и охраной природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и их земель в пределах своей компетенции;

участие во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха, использование зарубежного опыта в развитии курортов;

ведение реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения, включая санаторно-курортные организации (статья 6 Федерального закона от 23.02.1995 года №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»).

7. Органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории ООПТ (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие) (пункт 2 статьи 2 Федерального закона РФ от 14.03.1995 года №33-ФЗ).

8. Все ООПТ учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки (пункт 4 статьи 2 Федерального закона РФ от 14.03.1995 года №33-ФЗ).

9. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 94 Земельного кодекса РФ).

10. На ООПТ местного значения уполномоченными органами местного самоуправления осуществляется муниципальный контроль в области охраны и использования ООПТ в порядке, установленном муниципальными правовыми актами (пункт 4 статьи 33 Федерального закона РФ от 14.03.1995 года №33-ФЗ).

11. Органы местного самоуправления могут осуществлять охрану ООПТ местного значения через специально созданные для этой цели структурные подразделения, наделенные соответствующими полномочиями (пункт 3 статьи 35 Федерального закона РФ от 14.03.1995 года №33-ФЗ).

12. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель (статья 11 Земельного кодекса РФ).

13. Ограничиваются в обороте находящиеся земельные участки в государственной или муниципальной собственности в пределах ООПТ (пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ).

14. Проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий местного значения является объектом государственной экологической экспертизы регионального уровня (статья 12 Федерального закона от 23.11.1995 года №174-ФЗ «Об экологической экспертизе»).

15. Оптимальные размеры, конфигурация и границы ООПТ определяются с учетом конкретных природных и социально-экономических условий, а также состояния и значения природных и историко-культурных комплексов и объектов в границах планируемой особо охраняемой природной территории.

16. Создание и преобразование ООПТ должны способствовать реорганизации системы местных ООПТ в единую экологическую сеть. Для этого размещение ООПТ должно происходить с учетом обеспечения непосредственного соприкосновения границ с иными ООПТ, их охранными зонами, другими видами особо охраняемых территорий (защитные леса различных категорий, особо защитные участки леса, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, защитные участки, выделенные для охраны объектов животного мира, природные ландшафты в границах историко-культурных музеев-заповедников, земли противоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных насаждений, иные земли, выполняющие природоохранные функции и отнесенные к землям природоохранного назначения и др.) в целях формирования в регионе единой экологической сети.


Порядок создания ООПТ местного уровня
17. Инициирование процесса создания ООПТ:

1) Основанием для инициирования процесса создания местных ООПТ являются накопленные сведения о размещении и значимости природных и историко-культурных комплексов и объектов.

2) Инициатором создания ООПТ могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные и иные организации, а также граждане Российской Федерации.

3) Инициатор создания ООПТ информирует органы местного самоуправления, общественность о необходимости принятия специальных мер для сохранения природных и историко-культурных комплексов и объектов.

4) Инициатор создания ООПТ может предпринимать необходимые меры по проведению комплексного экологического обследования территории, подготовке материалов, подтверждающих наличие уникальных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

18. Образование ООПТ местного значения осуществляется в следующем порядке:

1) проведение комплексного экологического обследования территории, которой предполагается придать статус ООПТ местного значения;

2) подготовка научного обоснования образования ООПТ местного значения;

3) подготовка пояснительной записки о необходимых затратах, в том числе компенсации убытков, возникающих в связи с изъятием земель и (или) ограничением хозяйственной деятельности;

4) подготовка картографических материалов проектируемой ООПТ местного значения (при необходимости и ее охранной зоны);

5) подготовка проекта положения об ООПТ местного значения;

6) согласование проекта положения об ООПТ местного значения с исполнительными органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправления, землепользователями и землевладельцами;

7) принятие решения об образовании особо охраняемой природной территории местного значения.

В целях защиты природных комплексов и объектов в границах ООПТ местного значения от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках, водных поверхностях могут создаваться охранные зоны с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.


Подготовка материалов, обосновывающих необходимость создания ООПТ территории местного значения
19. Материалы, обосновывающих необходимость создания ООПТ местного значения (далее - Материалы), представляют собой результат обобщения сведений, полученных в ходе:

1) специализированных исследований, проведенных для выявления уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, ландшафтов, объектов растительного и животного мира, требующих специальных мер охраны;

2) анализа данных, представленных в литературных и иных источниках.

20. Инициаторы создания ООПТ и разработчики Материалов должны предусмотреть меры по:

1) сохранению биологического, ландшафтного разнообразия и достопримечательных природных образований на территории муниципального образования;

2) стабилизации и повышению численности редких видов флоры и фауны;

3) осуществлению мониторинга состояния охраняемых объектов и комплексов.

21. Материалы оформляются в виде эколого-экономического обоснования создания ООПТ (далее – ЭЭО) и картографических материалов.

22. ЭЭО включает пояснительную записку, содержащую:

1) физико-географическое описание местоположения участка и его размещение в системе административного деления муниципального района; природно-экологическую и социально-экономическую характеристики территории; комплексную оценку территории;

2) обоснование необходимости создания ООПТ;

3) площадь создаваемой ООПТ;

4) описание границ;

5) перечень земельных участков по категориям, их площадь;

6) перечень землевладельцев и землепользователей земельных участков;

7) предложения по режиму охраны и использованию;

8) предложения по управлению территорией и порядок финансирования;

9) проект Положения создаваемой ООПТ и ее охранной зоны.

23. Картографический материал включает карто-схемы создаваемой ООПТ и ее охранной зоны (в случае необходимости) с указанием категорий земель, границ ООПТ, точек поворота и земельных участков землевладельцев и землепользователей, а так же, в случае необходимости, другие тематические карты, иллюстрирующие сведения, представленные в описательной части ЭЭО.
Принятие решения о создании

ООПТ местного значения
24. Материалы, представляемые в органы местного самоуправления для принятия решения об организации ООПТ местного значения включают:

1) сопроводительное письмо;

2) проект постановления органа местного самоуправления об организации ООПТ местного значения;

3) пояснительную записку к проекту постановления;

4) ходатайство о переводе земельных участков из состава земель соответствующих категорий в земли ООПТ в связи с созданием ООПТ регионального значения (при необходимости такого перевода);

5) материалы ЭЭО.


Требования к структуре и содержанию положений

об ООПТ местного значения
25. Структура и содержание Положения об ООПТ местного значения утверждается правовым актом органа местного самоуправления.

26. Структура и содержание положения об ООПТ местного значения соответствующей категории должны включать следующие сведения о территории данной ООПТ и ее охранной зоне:

1) о правовом статусе территории (наименование, категория, уровень значимости, год создания, срок действия;

2) местоположение, административная подчиненность, кластерность;

3) площадь (общая и каждого участка) ООПТ;

4) описание и координаты границ (каждого участка территории);

5) цели создания ООПТ;

6) экспликация земель, кадастровый номер каждого участка ООПТ, особенности земельных отношений в границах данной ООПТ;

7) природно-экологическая характеристика территории, описание основных объектов охраны;

8) местоположение ООПТ в экологической сети;

9) управление и финансирование;

10) зонирование и режим охраны территории;

11) организация охраны данной ООПТ, осуществление контроля в области функционирования данной ООПТ;

12) карта ООПТ (иллюстрации, демонстрирующие состояние ландшафтов, природных объектов и комплексов).

27. Действие Положения об ООПТ распространяется на все земельные участки, в том числе включенные в границы ООПТ без изъятия их у собственников этих участков вне зависимости от категории назначения этих земель (земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли водного фонда; земли лесного фонда; земли запаса).

28. Особенности режима особой охраны для ООПТ различных категорий определяются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.

Раздел «Режим охраны ООПТ» должен включать:

перечень видов хозяйственной деятельности и природопользования, запрещенных на данной ООПТ;

перечень видов хозяйственной деятельности и природопользования, частично ограниченных на данной ООПТ;

особенности использования земельных, водных, лесных и иных природных (в том числе водных биологических) ресурсов, включая регулирование охоты и рыболовства;

функциональное зонирование ООПТ (при наличии такового), в том числе наименование, особенности режима и описание границ каждой функциональной зоны;

обязательность соблюдения режима особой охраны всеми собственниками, владельцами и пользователями земельных участков, расположенных в границах данной ООПТ.

Раздел «Режим охранной зоны ООПТ» включает аналогичные разделу «Режим охраны ООПТ» позиции.

29. Функциональное зонирование территории ООПТ должно учитывать: наличие на территории участков, имеющих определенные ограничения по использованию в соответствии с лесным, водным законодательством, законодательством Российской Федерации о недрах, животном мире и др.

30. Изменение функционального зонирования ООПТ может осуществляться только после внесения соответствующих поправок в положение о ней, принимаемых на основании разработанных проектов организации и развития ООПТ.

31. Режим особой охраны ООПТ должен учитывать интересы населения, постоянно проживающего в ее границах.



32. В случае организации государственного учреждения, создаваемого в целях обеспечения государственного управления в области функционирования создаваемой ООПТ (далее – учреждение), правовой статус, задачи и функции этого учреждения, порядок управления им, формирования имущества и денежных средств определяются уставом данного учреждения, подготавливаемым в соответствии с требованиями законодательства.

33. Устав учреждения, осуществляющего управление ООПТ должен содержать сведения об особенностях осуществления учреждением природоохранной, эколого-просветительской, рекреационной, научно-исследовательской и финансово-хозяйственной деятельности.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал