Методические рекомендации по исследованию почвы в полевых и лабораторных условиях



Скачать 346.29 Kb.
Дата30.04.2016
Размер346.29 Kb.
ТипМетодические рекомендации


Главное управление образования Курганской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр»

Методические рекомендации

по исследованию почвы в полевых и лабораторных условиях
https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:and9gcsulyxb56ohb94q88dzviwnsrlcxvcibcdgkrjrs7xrclrfjsvy

Курган, 2014

Методические рекомендации по исследованию почвы в полевых и лабораторных условиях / Сост. Н.А. Бронских, Э.А. Павлова – Курган, 2014.

Сборник предназначен для педагогов школьного и дополнительного образования, учащихся, проявляющих интерес к изучению естественнонаучных дисциплин, широкого круга интересующихся вопросами оценки экологического состояния почвы.

Данный материал содержит доступные методы оценки показателей состояния почвы в полевых и лабораторных условиях при относительно несложном оснащении.

Рекомендации рассмотрены на заседании методического совета центра
Протокол №6 от 8 октября 2014 года
Содержание



Введение

4

Общая характеристика почвы

5

Техника отбора образцов для лабораторных исследований

5

Подготовка почвы к анализу

5

Методика изучения почвенного профиля

6

Методика определения механического состава почвы

10

Методика определения водопрочности структуры почвы

12

Методика изучения биологической активности

14

Методика определения органического вещества в почве

15

Методика определения засоленности почвы по солевому остатку

16

Методика определения уровня кислотности почвы (по водной суспензии)

17

Методика определения рН солевой вытяжки

18

Растения–индикаторы кислотности почв

19

Список литературы

20


Введение
Почвенные исследования, проводимые со школьниками, являются неотъемлемой частью комплексного изучения природы. Представления о строении почв, их разновидностях и распространении в своей местности являются необходимой основой для углубленного изучения остальных компонентов ландшафта – рельефа, растительности и животного мира. 

Почву исследуют как в полевых, так и в лабораторных условиях. Полевое исследование почвы позволяет определить её строение, свойства, и дать название по внешним, так называемым морфологическим признакам, а также провести отбор почвенных образцов для их изучения в лабораторных условиях.

Цель данного сборника – формирование умений и навыков ведения исследовательской деятельности школьников в камеральных и полевых условиях.

Данный материал содержит доступные методы оценки показателей состояния почвы в полевых и лабораторных условиях при относительно несложном оснащении.

Приобщение учащихся к исследованию в полевых и лабораторных условиях способствует решению следующих задач:

- расширению и углублению знаний, полученных при изучении школьного курса предметов естественнонаучного цикла;

- созданию условий для стимулирования школьников к познанию природы;

- обучению основным методам полевых исследований;

- приобретению элементарных практических навыков полевых работ;

- освоению методов камеральной обработки полевых материалов;

- совершенствованию умений и навыков исследовательской деятельности.

Общая характеристика почвы

Почва – достаточно сложный объект, сочетающий в себе признаки живой и неживой природы. Тем не менее, при правильном выборе методик, изучение почв может быть доступным для начинающего исследователя.

Вертикальная толща всякой почвы (до материнской породы), называемая почвенным профилем, расчленена на ряд почвенных горизонтов (почвенных слоев различной окраски и структуры). В полевых наблюдениях почвенных объектов обычно закладывают так называемые почвенные разрезы. Их делят на основные (глубокие) глубиной до 150-300 см, полуразрезы (полуямы) глубиной до 75 – 100 см и прикопки (25-75 см).

Почвенные горизонты различаются по цвету, плотности, влажности, структуре, химическому составу, кислотности, солености и другим характеристикам. Они представляют собой «отпечатки» процессов, протекающих в почве. Например, верхний горизонт свидетельствует об образовании гумуса. Горизонты, лежащие под ним, отражают изменения минеральной части почвы. В то же время кислотность, степень засоления, влажность, активность почвенных микроорганизмов, насыщенность органическими и минеральными веществами и другие свойства почв влияют на состав и структуру растительных сообществ, заселяющих данную местность.


Техника отбора образцов для лабораторных исследований

Полевое исследование почвы позволяет определить её строение, свойства и дать название по внешним, так называемым морфологическим признакам; провести отбор почвенных образцов для их изучения в лабораторных условиях.

При работе с верхними горизонтами почв образцы следует отбирать в 4-5 – кратной повторности. На расстоянии нескольких шагов (по сторонам воображаемого квадрата и посередине него) изымают 4-5 проб на глубину, равную штыку лопаты. Верхнюю часть, представленную подстилкой (дёрном), обычно не используют для анализа. Если образцы отбирают из почвенного разреза, следует изымать их из средней части каждого горизонта и непременно записывать глубину взятия.
Подготовка почвы к анализу

Образцы, доставленные в лабораторию, необходимо немедленно подвергнуть анализу или довести до воздушно-сухого состояния (большинство опытов проводят на заранее собранных и высушенных образцах). Хранение сырых образцов не допускается, так как под влиянием жизнедеятельности микроорганизмов, обитающих в субстрате, и тех, которые заселяются в него из воздуха, свойства почвы изменяются.

Для подготовки воздушно-сухого образца каждую взятую пробу почвы рассыпают тонким слоем на большом листе плотной бумаги.

Пинцетом удаляют корни и другие растительные остатки и, прикрыв сверху другим листом бумаги, оставляют на 2—3 дня.

Помещение для подготовки образцов должно быть сухим и защищенным от доступа аммиака, паров кислот и других газов.

Высушенный образец делят по диагонали на четыре части. Две противоположные части берут для растирания, а две другие сохраняют в неизменном состоянии. Почву растирают в фарфоровой ступке пестиком и просеивают через сито с отверстиями 1 мм. Растирание и просеивание повторяют до тех пор, пока на сите не останутся лишь твердые каменистые частицы крупнее 1 мм (скелет почвы). Почву, пропущенную сквозь сито, хранят вместе с необработанными фрагментами в коробке или бумажном пакете.

Лесные подстилки и образцы торфа сушат в течение нескольких суток, так как благодаря высокой влагоемкости они содержат большое количество воды. Все пробы раскладывают тонким слоем на больших листах бумаги в хорошо вентилируемых помещениях, ежедневно многократно перемешивая. По окончании просушивания образцы измельчают растиранием в фарфоровых ступках, затем просеивают через сито с отверстиями диаметром 2—3 мм. Затем берут один из образцов массой 50—200 г, вновь измельчают и просеивают через сито с отверстиями диаметром 1 мм. Частицы, оставшиеся на сите, снова растирают и просеивают до тех пор, пока не будет просеян весь образец. Готовые образцы хранят так же, как и образцы почв.
Методика изучения почвенного профиля

Вводная информация: характеристики почвы, оцениваемые в исследовании.

Цвет. Основными соединениями, обусловливающими цвет почвы, являются черные или коричневые гумусовые соединения; окисные соединения железа и марганца, окрашенные в красные или оранжевые тона; закисные соединения железа (соединения двухвалентного железа), имеющие сизоватую или голубоватую окраску; кремнезем, углекислая известь и каолинит, окрашенные в белый цвет. Например, верхние горизонты почв почти всегда темно-серые или коричневые, что свидетельствует о накоплении газов.

Обычно, чем интенсивнее цвет, тем больше органических веществ в почве. Богатые гумусом горизонты называют гумусово-аккумулятивными горизонтами. В описании их обозначают латинской буквой А с индексом. Выделяют собственно гумусово-аккумулятивные горизонты (А1), торфяные горизонты (Ат), дерновые (Ад), пахотные (Ап), лесные подстилки (А0,) и т. д.

Белесый цвет горизонта чаще всего связан с присутствием карбонатов (об их выявлении см. ниже). Вторая возможная причина — внутрипочвенное выветривание, при котором в горизонте накапливаются весьма устойчивые соединения кремния, а менее устойчивые соединения разрушаются и вымываются осадками в нижнюю часть почвенного профиля. Такие горизонты называют подзолистыми и обозначают А2. Они существенно обеднены элементами питания для растений. Горизонты с присутствием карбонатов получают дополнительный индекс «к» (например, Ак - верхний горизонт карбонатной почвы).

Горизонты ниже горизонта А — это переходные горизонты, свойства которых существенно зависят от свойств материнской породы (т.е. той, на которой сформировалась почва). Переходные горизонты обозначают латинской буквой В. В одном почвенном профиле может быть несколько переходных горизонтов — В1, В2 и т. д. Материнскую породу обозначают буквой С.

Некоторые горизонты влажных почв (например, болотных) имеют сизоватый оттенок, что свидетельствует о накоплении соединений двухвалентного железа. Сизый или голубоватый оттенок почвы — признак переувлажнения. Такие горизонты называют глеевыми. При описании разрезов глеевый горизонт обозначают буквой G. Если пятна сизоватого цвета не образуют сплошного слоя, а встречаются разрозненно, то горизонт называют оглеенным и при описании разреза к основному обозначению (букве) добавляют индекс g. Например, оглеенный переходный горизонт болотной почвы обозначают Bg.

Красноватые горизонты характерны для почв, в которых накапливается железо. Иногда соединения трехвалентного железа и марганца могут образовывать яркие пятна или «зерна».

В почвенных профилях редко встречаются яркие и чистые цвета. Поэтому при описании окраски часто используют двойное название цвета, добавляют к названию «темно-» или «светло-», дополнительно детализируют, например «светло-серая с буроватым оттенком».

Переход одного горизонта в другой может быть постепенным, почти незаметным. Поэтому иногда выделяют двойные горизонты, например А1А2, АВ, ВС и т.д.



Структура. Структурой почвы называют совокупность почвенных отдельностей (агрегатов), состоящих из соединенных между собой частиц. В описании разреза отмечают размеры и форму агрегатов (рис. 1). Кубовидной называют структуру, в которой агрегаты имеют примерно одинаковые размеры по трем осям (т.е. выглядят как круглые комки, зерна и т. д.).

У агрегатов призмовидной структуры размеры по вертикальной оси (т.е. в направлении «верх — низ» при расположении в почвенном профиле) превышают размеры по двум другим осям (т. е. образуют «столбики»). Агрегаты плитовидной структуры, наоборот, «сжаты» по горизонтальной оси (они выглядят как отдельные пластинки, чешуйки и т. д.).

Хорошо выраженные кубические агрегаты присутствуют в пахотной почве и являются признаком высокого плодородия. Агрегаты призмовидной структуры часто формируются при засолении почв, а плитовидной — при интенсивном вымывании минералов из почвенного горизонта.
Рисунок 1

а б в

Основные типы почвенной структуры:
а — кубовидная;
б — призмовидная;
в — плитовидная



Сложение.'>Сложение. Оно может быть слитным (очень плотным), плотным, рыхлым и рассыпчатым.
Таблица 1

Сложение почвы

Сложение

Признаки

Очень плотное, или слитное

Глыбистые бесструктурные почвы.

Почвенный нож очень трудно воткнуть в горизонт, а сухой образец невозможно разломить руками.

Копать лопатой невозможно. Можно ломом или киркой


Плотное

Горизонты В суглинистых и глинистых почв. Почвенный нож входит с усилием на 2—5 см.

При копании лопатой требуется значительное усилие.



Рыхлое

Структурные суглинистые и глинистые почвы. Почвенный нож входит с усилием на 10—15 см.

Копать легко, почвы не сыпучие.



Рассыпчатое

Безгумусные песчаные почвы.

Не создают препятствий для ножа.

При копании обнаруживается сыпучесть.



Новообразования. В результате естественных процессов в почве формируются новообразования, отличающиеся от основной массы почвы по цвету и химическому составу. Например, часто встречаются новообразования, состоящие из соединений железа и марганца. Они имеют ржаво-бурый, охристый и черный цвет и встречаются в виде пятен, «зерен» темного цвета или даже в виде почти сплошных, очень твердых прослоек. Еще один распространенный тип новообразований — белые образования карбонатов. Они встречаются в виде пятен или заполняют почвенные поры, повторяя их форму.

Таблица 2



Основные новообразования почвы

Новообразования

Признаки, встречаемость

Органические или органоминеральные вещества

Новообразования в виде темных натеков или корочек на поверхности структурных отдельностей (вне гумусового горизонта). В подзолистых и солонцеватых почвах.

Легкорастворимые соли и карбонаты

Белые выцветы и корочки на поверхности почвы, налеты на структурных отдельностях, прожилки и крупинки. В засоленных и карбонатных почвах.

Кремнезем

Присыпка белого цвета на поверхности структурных отдельностей. Оподзоленные и осолоделые почвы.

Соединения железа (III)

Твердые конкреции темно-бурого цвета, прослойки цвета ржавчины, поржавления в виде натеков, примазок, расплывчатых пятен. В песчаных почвах образуются коричневые прослойки – ортзанды. В почвах различных типов.

Оглеение. Глеевый горизонт выявляют по наличию сизоватых или голубоватых пятен.

Включения. Под включениями понимают инородные тела в профиле почв, например каменистые включения, остатки животных и растений (раковины, корни и т.д.), следы деятельности человека (обломки кирпича, кусочки угля, черепки посуды и т.п.).

Механический состав. Этим термином называют относительное содержание в почве почвенных частиц (механических элементов) различных размеров — от нескольких микрометров до нескольких миллиметров. Методика определения механического состава приведена ниже.

Мощность почвенных горизонтов. Толщину почвенных слоев, различаемых по вышеперечисленным признакам, определяют с помощью сантиметровой ленты.

Вскипание. Этот показатель свидетельствует о наличии в почве карбонатов (солей углекислого кальция), разрушающихся при взаимодействии с кислотой:

СаСО3 + 2НСl = СаСl2 + Н2О + СО2.

Углекислый газ выделяется из почвы в виде пузырьков с характерным шипением, а при небольшом количестве — с потрескиванием.

Техника закладки разреза

Оборудование: лопата штыковая, лопата совковая, три куска полиэтиленовой пленки (примерно 2x2 м).

Как правило, если цель работы не предусматривает другое, почвенные разрезы закладывают в типичных для исследуемого участка условиях, в стороне от дорог, канав, бугров или западин, не характерных для данного участка. Данные полевых исследований заносят в специальный бланк.

Таблица 3

Описание почвенного разреза



Почвенные горизонты

Мощность горизонта, см

Цвет

Влажность

Механический состав

Структура

Сложение

Включения

А0






















А1






















А2






















В






















С

























  1. В начале работы наметить штыковой лопатой контур разреза (прямоугольник) длиной 90—100 см и шириной 60-70 см. Одна короткая сторона разреза служит лицевой стороной, по которой будет проводиться описание почвы. Эта сторона должна быть обращена к солнцу.

  2. Квадратиками вынуть дерн и отложить на заранее подготовленное место (на полиэтиленовую пленку). По сторонам разреза поместить остальные два куска пленки.

  3. Углубить разрез на длину штыка лопаты, остатки почвы вынуть совковой лопатой. Гумусовый горизонт складывать по одну сторону разреза, нижние горизонты — по другую.

  4. Лицевую стенку, а также две боковые делать совершенно отвесными. Со стороны, противоположной лицевой, оставить ступеньку шириной примерно 30 см. На остальном пространстве разреза продолжить работу.

  5. Когда разрез достигнет желаемой глубины, зачистить (выровнять с помощью лопаты) лицевую стенку.

Процедура описания разреза

Оборудование: сантиметровая лента, булавка, нож с широким лезвием, пузырек с 10%-й соляной кислотой, ручка или карандаш, типовой бланк для описания почвенного разреза.

  1. Осуществить привязку почвенного разреза к местности: зафиксировать в бланке область, район, румб по сторонам света, расстояние в километрах (метрах) от населенного пункта, реки, озера. Расстояние можно измерять шагами, заранее установив длину шага.

  2. Прикрепить к верхней части лицевой стенки разреза сантиметровую ленту так, чтобы ее нулевое деление совпадало с верхним уровнем почвы, и измерить общую мощность профиля.

  3. По цвету, сложению и другим признакам определить почвенные горизонты. Очертить их границы ножом. Измерить мощность каждого горизонта и зафиксировать результат в бланке.

  4. Провести описание каждого горизонта по форме (таблица 3). Для оценки структуры, механического состава и других характеристик почвы из середины каждого горизонта отобрать небольшой образец (на ладонь). Для оценки присутствия карбонатов накапать на образец несколько капель соляной кислоты. Отметить присутствие новообразований и оглеения.

  5. На бланке описания выполнить мазки: из каждого горизонта отобрать щепоть почвы и растереть ее по бумаге в месте, соответствующем описанию горизонта. В результате на бумаге получится схематическое изображение профиля с естественной окраской горизонтов.

  6. Закопать разрез: засыпать нижние горизонты, затем верхние и утрамбовать почву. После этого разместить в прежнем порядке снятый дерн.

Определить рабочее название почвы при помощи специальной литературы, в которой описаны основные типы почвенных профилей (например, Александрова Л.Н., Найденова О.А., 1986).
Методика определения механического состава почвы

Вводная информация

В почвенных исследованиях механический состав почвы оценивают по содержанию в ней обособленных частиц различных размеров. Частицы крупнее 0,01 мм объединяют во фракцию физического песка, частицы мельче 0,01 мм — во фракцию физической глины. По соотношению этих фракций почвы делят на песчаные, супесчаные, суглинистые и глинистые. В каждой группе есть более мелкие подразделения (например, легкие, средние и тяжелые суглинки).

Определение механического состава почв очень важно для оценки экологических и сельскохозяйственных характеристик. Известно, что песчаные почвы (содержание глинистых частиц менее 10 %) обычно бедны питательными элементами для растений, плохо удерживают влагу, быстро и глубоко промерзают, неблагоприятны для развития почвенных бактерий. Загрязнители (например, тяжелые металлы или пестициды), попавшие в песчаную почву, ею практически не удерживаются и легко переходят в природные воды и растения.

Почвы, содержащие преимущественно глинистые частицы (от 50 до 85 %), также имеют отрицательные свойства: сильно набухают во время дождя, долго удерживают влагу на поверхности и не пропускают ее к корням растений, как правило, имеют мало промежутков, заполненных воздухом, необходимым для почвенных обитателей.

Наиболее благоприятны по свойствам супесчаные почвы (содержание глины – 10 -20 %) и суглинистые почвы (содержание глины – 20-30 % в легком суглинке, 30-40 % - в среднем суглинке, 40-50 % - в тяжелом суглинке). Эти почвы хорошо впитывают и удерживают влагу в толще почвы, а не на поверхности, содержат питательные элементы в форме, доступной для растений, и препятствуют их вымыванию, богаты микроорганизмами.

Техника постановки опыта

Оборудование: воздушно-сухой образец почвы, лупа, фарфоровая чашка, фарфоровая ступка.


  1. Небольшое количество почвы осторожно растереть в фарфоровой ступке. Это необходимо для того, чтобы разрушить почвенные агрегаты, т.е. разделить отдельные слипшиеся частички.

  2. Растертую почву поместить на лист белой бумаги и с помощью лупы определить наличие или отсутствие песчаных частиц. Частицы менее 0,01 мм с помощью лупы различить нельзя, поэтому глинистые частицы выглядят как однородный порошок.

  3. Еще одну порцию почвы (примерно 8—10 г) насыпать в фарфоровую чашку и осторожно смачивать водой до тестообразного состояния. Воду приливать постепенно, наблюдая за полным впитыванием каждой порции, тщательно размешивая ее с почвой до получения как можно более вязкого «теста». При избытке воды масса почвы становится жидкой и текучей, расплывается. В таком случае следует добавить еще одну порцию почвы.

  4. Из полученного «теста» скатать шарик диаметром 1,5—2 см и растянуть его в жгут. Определить механический состав почвы (таблица 4).

Таблица 4

Определение механического состава почвы



Механический состав

Вид в лупу

При скатывании

Песчаный

Состоит почти исключительно из песчаных зерен

Не скатывается в шарик

Супесчаный

Преобладают песчаные частицы с небольшой примесью глины

Не скатывается, но лепится в непрочные шарики

Легкосуглинистый

Среди глинистых частиц преобладают песчаные частицы

Образует непрочный шарик, в жгут не раскатывается, образует отдельные колбаски или цилиндрики



Среднесуглинистый

Среди глинистых частиц

заметны песчаные частицы



Образует сплошной жгут, который при сгибании в кольцо разламывается

Тяжелосуглинистый

Крупные песчаные зерна отсутствуют

Образует длинный жгут, который при сгибании в кольцо дает несколько трещин

Глинистый

Песчаные зерна отсутствуют

Дает гладкий шарик и длинный жгут


Методика определения водопрочности структуры почвы

Вводная информация

Чрезвычайно важным свойством почвенной структуры является ее водопрочностъ — устойчивость почвенных агрегатов против размывающего действия воды (о структуре почвы см. в методике изучения почвенного профиля). Водопрочная структура почвы обеспечивает благоприятные условия для растений — достаточное количество влаги, воздуха и питательных веществ. Если структура почвы неводопрочная, то при осадках возникает заиливание (в просторечии — образуется «грязь непролазная»), а при высыхании почва может даже растрескиваться.



Техника постановки опыта

Оборудование: воздушно-сухой образец почвы, фильтровальная бумага или ткань 15x15 см, расчерченная на квадраты со стороной 1 см; подставка (например, перевернутое сито), кристаллизатор.

  1. Отобрать 100 почвенных агрегатов примерно одинакового размера и поместить по одному в каждый квадратик на ткань или бумагу, уложенную на подставку так, чтобы края свисали (рис. 3 а).

  2. Подставку поместить в кристаллизатор, наполненный водой таким образом, чтобы смачивались свободные края ткани или бумаги. Выждать три минуты, чтобы почвенные агрегаты насытились влагой.

  3. Долить в кристаллизатор воды так, чтобы агрегаты были накрыты слоем толщиной 0,5 см. С этого момента начинается учет водопрочности агрегатов.

  4. На странице рабочей тетради, где расчерчена такая же сетка, как и на ткани (бумаге), в соответствующих клетках проставлять время расплывания того или иного агрегата. Общая продолжительность опыта — 10 минут. Пометкой «10 мин» обозначить и совсем распавшиеся на 10-й минуте агрегаты, и частично распавшиеся
    (рис. 3б).

  5. Для каждой минуты опыта подсчитать распавшиеся агрегаты (nр), а также агрегаты, не распавшиеся в опыте (nс), и занести полученные данные в таблицу (таблица 5). За общее число агрегатов, распавшихся на 10-й минуте, принять сумму распавшихся за это время агрегатов и половины частично распавшихся.

Рисунок 3

Схема опыта по определению водопрочности агрегатов

а б


а – приспособление для увлажнения агрегатов; б - участок фильтра с агрегатами:

1 – почвенные агрегаты; 2 – фильтровальная бумага или ткань; 3 – грузик;

4 – начальный уровень воды; 5- уровень воды в опыте; 6 – нераспавшиеся агрегаты; 7 – частично распавшиеся агрегаты; 8 – полностью распавшиеся агрегаты
Таблица 5

Динамика разрушения агрегатов при размокании в воде



(по Андрианову-Каминскому)


Время отсчета, мин

k



nрk

1

5







2

15







3

25







4

35







5

45







6

55







7

65







8

75







9

85







10

95







Сумма



Примечание. Поправочный коэффициент (k) позволяет сравнивать агрегаты, распадающиеся в разное время. Например, если коэффициент k равно 100, это означает, что агрегат, который не распался после 10 минут замачивания, в 100 раз прочнее того, который распался сразу.



  1. Рассчитать показатель водопрочности (ПВ). Он равен отношению общего числа распавшихся в опыте агрегатов с учетом поправочного коэффициента к изначальному числу агрегатов — n (согласно предлагаемой методике n равно 100):

Водопрочность почвенных выражают в процентах. При ПВ, равном 50, говорят, что наблюдается 50%-я водопрочность агрегатов, при ПВ, равном 40, — что 40%-я и т. д.



Методика изучения биологической активности почвы

Вводная информация

Состав, разнообразие и активность почвенных микробиоценозов — важная характеристика почвы. Жизнедеятельность микроорганизмов, обитающих в почве, обеспечивает ее плодородие, а следовательно, и благоприятные условия для жизни растений.

Почвенные микробиоценозы очень чувствительны к изменению экологических условий, к наличию загрязнителей, внесению минеральных и органических удобрений. Уровень их активности и численность служат индикатором благополучия почвенной среды.

В отличие от таких свойств почвы, как, например, состав, структура, рН и содержание гумуса, биологическая активность почвы не зависит от происхождения и типа почвы, что позволяет сравнивать пробы, взятые с разных территорий. Эта особенность очень важна для исследования городских почв, так как в условиях городов даже небольшие участки существенно различаются по происхождению, физическим и химическим показателям.

Общую биологическую активность почвы можно оценить по активности ферментов, вырабатываемых почвенными грибами и микроорганизмами во внешнюю среду, т.е. по так называемой протеазной активности. (Протеазы – ферменты, вырабатываемые и выделяемые микроорганизмами во внешнюю среду для переработки (разложения) белков).

Техника постановки опыта

Оборудование: воздушно-сухой образец почвы, коробки или банки для компостирования образцов, неиспользованная засвеченная фотопленка, дистиллированная вода, фотоувеличитель и люксметр или палетка (прозрачная пленка, расчерченная на равные квадраты со стороной 0,5 см).


  1. Отобранный образец (примерно 300—500 г) поместить в емкость для компостирования и довести влажность почвы до оптимальной: вливать дистиллированную воду частями и размешивать до образования крупных почвенных комочков. В момент, когда они начнут распадаться на более мелкие агрегаты, прекратить добавление воды.

  2. Нарезанную по 2—3 кадра фотопленку уложить на дно коробки (банки) эмульсионным (светлым) слоем вверх. Фотопленку лучше сначала замочить в дистиллированной воде на 10-15 минут.

  3. Произвести компостирование образца: выдерживать емкость с образцом при комнатной температуре 10—14 дней, регулярно увлажняя почву. В течение этого времени эмульсионный слой пленки будет разрушаться под действием протеаз, выделяемых грибами и микроорганизмами в почву.

  4. По окончании компостирования пленку осторожно вынуть и промыть под струей воды (не тереть!), после чего высушить.

  5. Произвести подсчет доли (в %) разрушенного протеазами эмульсионного слоя (рис. 4) при помощи фотоувеличителя и люксметра (вариант «А») или палетки (вариант «Б»).

Вариант «А». Включить приборы. При помощи люксметра измерить освещенность стола под фотоувеличителем (желательно, чтобы помещение было затенено) при закрытом затворе (принять за 0 %) и при открытом затворе без пленки (принять за 100 %). Фрагменты фотопленки по одному поместить в кадродержатель фотоувеличителя, измерить освещенность стола, рассчитать долю разрушенного слоя.

Вариант «Б». На каждый фрагмент пленки поочередно наложить палетку, подсчитать количество светлых квадратов и вычислить (в %) долю разрушенного эмульсионного слоя.


Рисунок 4




Внешний вид фотопленки после компостирования и промывания при разных значениях протеазной активности почвенных грибов и микроорганизмов: а — при 5 %; б—при 40 %.



Методика определения органического вещества в почве

Вводная информация

Почва формируется под воздействием различных факторов: почвообразующей породы, климата, жизнедеятельности растительных и животных организмов, антропогенных процессов и др. Характерным свойством почвы, отличающим её от различных грунтов и пород, является плодородие. Одним из необходимых условий плодородия почвы является содержание в ней органического вещества или гумуса. Не случайно почвы, содержащие много гумуса, называют богатыми. Источником формирования органического вещества в почве являются растительные остатки и, в меньшей степени, остатки микрофауны и макрофауны. Состав и содержание органического вещества в почве изменяются в процессе почвообразования. Простейший способ, с помощью которого можно определить примерное содержание в почве органического вещества, основан на его относительной легкости. В отличие от минеральных частиц, которые тонут при погружении образца почвы в воду, частицы органического вещества всплывают к поверхности, приводя к расслаиванию взвеси.



Техника постановки опыта

Оборудование: образец почвы, линейка, ложка, лабораторный стакан либо стеклянная банка объемом 1 л, вода.

  1. В сосуд (стакан, банку) поместите образец почвы объемом около 0,3 л. Залейте его водой и доведите уровень воды в сосуде до объема примерно 1л.

  2. Содержимое колбы взболтайте перемешивание для смачивания почвы и выхода пузырьков воздуха.

  3. Дождитесь расслоения взвеси, после чего измерьте линейкой значения высоты слоев отстоявшейся и всплывшей почвы линейкой.

  4. Результаты измерений высоты слоев почвы для каждого испытанного образца занесите в таблицу 6. Рассчитайте величину Нверхн./Ннижн.. Сделайте выводы.

Таблица 6




№ пробы

Высота слоя почвы в сосуде, мм

Нверхн.

___________________

Ннижн.


Верхнего слоя (Нверхн.)

Нижнего слоя (Ннижн.)

1.










2.










3.











Методика определения засоленности почвы по солевому остатку

Вводная информация

Засоленность почвы характеризуется повышенным содержанием легкорастворимых минеральных солей, что неблагоприятно сказывается на физических и химических свойствах почвы и создает неблагоприятные условия для развития и роста многих растений. Сильнозасоленные почвы обычно непригодны для выращивания сельскохозяйственных культур. У растений, произрастающих на засоленных почвах, задерживаются набухание семян, цветение, рост, снижается урожайность. При больших концентрациях солей наступает гибель растений. Наиболее вредное влияние оказывают карбонаты, хлориды и сульфаты натрия и калия.



Техника постановки опыта

Оборудование: водная вытяжка из образцов почв, лупа, пипетка-капельница, стекло предметное, фильтр бумажный, спиртовка, штатив.

  1. Нанести 1 каплю почвенной водной вытяжки на предметное стекло с помощью пипетки-капельницы.

  2. Осторожно нагревайте предметное стекло до испарения влаги, не допуская перегрева стекла во избежание его растрескивания.

  3. Рассмотрите сухой солевой остаток на стекле невооруженным глазом и в лупу. Повторить эксперимент на вытяжке из почвы, отобранной из другого места. Зарисуйте наблюдаемый солевой остаток в каждом случае.

  4. На основе сопоставления вида солевых остатков сделайте вывод о сравнительном количестве растворимых солей в почве, отобранной из разных мест.

Методика определения уровня кислотности почвы (по водной суспензии)

Вводная информация

В зависимости от географического положения, климата, состава растительности, наличия водоемов и близости подземных вод, влияния хозяйственной деятельности человека и других факторов в почвах устанавливается разный химический состав. От него зависит уровень кислотности почв. Во время дождя или при поливе ионы водорода, содержащиеся в почве, высвобождаются в почвенный раствор и поглощаются клетками и тканями живых существ. Многие из них очень чувствительны к концентрации протонов в среде и при отклонении уровня кислотности от нормы гибнут. Поэтому данный экологический фактор в значительной мере определяет состав и структуру растительного сообщества, а также характер использования территории человеком (анализ кислотности почв обязателен при ведении сельского хозяйства).

Для определения уровня рН почвы (таблица 7) готовят водную суспензию почвенного образца и измеряют ее кислотность (рНн2о) с помощью рН-метра.
Таблица 7

Почвы с разным уровнем кислотности



Пример

Градация кислотности

рНн2о

Подзолистые, дерново-

подзолистые



Сильнокислые

3,0-4,5

Некоторые болотные

Кислые

4,5-5,5

Серые лесные

Слабокислые

5,5-6,5

Некоторые черноземы

Нейтральные

6,5-7,0

Горизонты черноземов, насыщенные карбонатами, каштановые, сероземы

Слабощелочные

7,0-7,5

Солонцы

Щелочные

7,5-8,5

Почвы с содовым засолением

Сильнощелочные

>8,5

С помощью этой методики можно сравнивать разные почвенные образцы, проверять прогнозы о пробах, взятых на территории города, и т. п.



Техника постановки опыта

Оборудование: образец почвы, дистиллированная вода (предварительно освобожденная от растворенного углекислого газа, с рН 6,6—6,8), мерные стаканы на 50 мл, пипетка (дозатор, мерный цилиндр), весы, сито с ячейкой 1 мм (если для опыта взят сырой образец), рН-метр со стеклянными электродами.

  1. На технических весах взвесить 8—10 г почвы и поместить в стаканчики на 50 мл (если образец свежий, его перед этим нужно просеять через сито). Прилить пипеткой (дозатором, мерным цилиндром) 20-25 мл дистиллированной воды (соотношение почвы и воды в испытуемой водной суспензии должно составлять 1:2,5).

  2. Содержимое стаканчиков перемешивать энергичными круговыми движениями в течение 5 минут. За это время в раствор из почвы переместятся катионы, в том числе относительно свободные ионы водорода, которые задают рН водной суспензии. Если перемешивание продолжить, между частицами почвы и жидкостью установятся обменные процессы: катионы раствора начнут вытеснять ионы водорода, которые закреплены на поверхности почвы, и те частично перейдут в раствор, изменяя его кислотность. Чтобы это исключить, необходимо по истечении указанного времени сразу же измерить рН водной суспензии.

  3. Поместить электроды рН-метра непосредственно в стаканчики с почвенной взвесью. Записать показания прибора с точностью до 0,01 единицы рН. После измерения электроды обмыть дистиллированной водой и вернуть в специальный сосуд, где они хранятся. Прибор выключить.


Методика определения рН солевой вытяжки

Вводная информация

При изучении почв с рН менее 7 часто необходим более детальный анализ, чем измерение кислотности почвы по ее водной суспензии (см. предыдущую методику). Для этого готовят так называемую солевую вытяжку из образцов и определяют ее кислотность (таблица 8).

Почву обрабатывают раствором соли, образованной сильным основанием и сильной кислотой (например, хлоридом калия). Катионы металла, образовавшиеся при растворении соли, поглощаются почвенными частицами и вытесняют ионы водорода, закрепленные на поверхности почвы. Протоны переходят в вытяжку и становятся доступными для оценивания.

Таблица 8


Кислотность солевых вытяжек почв

Группа почв

рН солевой вытяжки (КCl)

Сильнокислые

<4,5

Среднекислые

4,6-5,0

Слабокислые

5,1-5,5

Близкие к нейтральным

>5,6

Анализ уровня кислотности солевой вытяжки (рНКСl) полезен в научных и в прикладных целях, так как аналогичный обменный процесс протекает в природе при увлажнении засоленных почв или почв, обогащенных минеральными удобрениями. Кроме того, по величине рНКСl косвенно судят об условиях образования торфа: верховой торф имеет рНКСl, равный 2,5—4,0, для переходного торфа характерно значение 4,0—6,0, для нижнего торфа — 4,5—7,5.



Техника постановки опыта

Оборудование: образец почвы, весы, 1 М раствор КСl (рН — 6,0), сито с ячейкой 1 мм (если для опыта взят сырой образец), мерные стаканы на 50 мл, тщательно промытые водой и ополоснутые раствором хлорида калия, пипетка (дозатор, мерный цилиндр), предметные стекла, рН-метр.

  1. Для получения солевой вытяжки на технических весах взвесить 8-10 г почвы (предварительно пропущенной через сито, если почва свежая) и поместить в подготовленные мерные стаканы. Пипеткой (дозатором, мерным цилиндром) прилить 20—25 мл раствора КСl. Суспензию энергично взбалтывать круговыми движениями в течение 5 минут. Накрыть стаканы чистыми предметными стеклами и оставить до следующего дня. В течение суток ионы К+ вытеснят Н+-ионы из почвы в раствор.

  2. На следующий день измерить рНКСl с помощью рН-метра.


Растения–индикаторы кислотности почв.

В полевых условиях кислотность почв можно определить при помощи растений–индикаторов. В процессе эволюции сформировались три группы растений: ацидофилы – растения кислых почв, нейтрофилы – обитатели нейтральных почв, базифилы – растут на щелочных почвах. Зная растения каждой группы, в полевых условиях можно приблизительно определить кислотность почвы (таблица 9).

Таблица 9

Растения-индикаторы кислотности почв (по Л.Г. Раменскому, 1956)



Группа

Биоиндикатор

рН почвы

  1. Ацидофилы

    1. Крайние ацидофилы

Сфагнум, зеленые мхи: гилокомиум, дикранум; плаун булавовидный, плаун годичный, плаун сплюснутый, ожика волосистая, пушица влагалищная, подбел многолистный, кошачьи лапки, кассандра, цетрария, белоус, щучка дернистая, хвощ полевой, щавелек малый




3,0 - 4,5

    1. Умеренные ацидофилы

Черника, брусника, багульник,калужница болотная, сушеница, лютик ядовитый,толокнянка, седмичник европейский, белозор болотный, фиалка собачья, сердечник луговой, вейник наземный

4,5 - 6,0

    1. Слабые ацидофилы

Папоротник мужской, ветреница лютиковая, медуница неясная, зеленчук, колокольчик крапиволистный, колокольчик широколистный, бор развесистый, осока волосистая, осока ранняя, малина, смородина черная, вероникадлиннолистная, горец змеиный, орляк, иван-да-марья, кисличка заячья

5,0 – 6,7

    1. Ацидофильно - нейтральные

Зеленые мхи: гилокомиум, плеврозиум, ива козья

4,5 – 7,0

  1. Нейтрофильные

    1. Околонейтральные

Сныть европейская, клубника зеленая, лисохвост луговой, клевер горный, клевер луговой,мыльнянка лекарственная,аистник цикутный, борщевик сибирский, цикорий, мятлик луговой

6,0 – 7,3

    1. Нейтрально-базифильные

Мать и мачеха, пупавка красильная, люцерна серповидная, келерия, осока мохнатая, лядвенец рогатый, гусиная лапка

6,7 – 7,8

    1. Базифильные

Бузина сибирская, вяз шершавый,бересклет бородавчатый

7,8 – 9,0

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Муравьев, А.Г. Оценка экологического состояния природно-антропогенного комплекса: учебно-методическое пособие. Изд. 2-е, дополн. расширенное – СПб.: Крисмас+, 2000. – 128с.

  2. Муравьев, А.Г., Каррыев, Б.Б., Ляндзберг, А.Р. Оценка экологического состояния почвы. Практическое руководство. / А.Г.Муравьев. Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб.: Крисмас+, 2008 – 216 с.

  3. Муравьев, А.Г., Пугал, Н.А., Лаврова, В.Н.Экологический практикум: учебное пособие с комплектом карт-инструкций. /А.Г. Муравьев. СПб.:Крисмас+, 2003.- 176 с.

  4. Семенов, А.А., Астафьев, В.М., Чердымова, З.И. Полевой практикум по экологии: учебное пособие для студентов вузов и учащихся старших классов.- М.: Тайдекс Ко, 2003. – 144 с.

  5. Федорова, А.И., Никольская, А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 288 с.

  6. Федорос, Е.И., Нечаева, Г.А. Экология в экспериментах: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007.- 333 с.





База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал