Методические рекомендации по написанию и защите выпускных квалификационных работ для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров



страница1/3
Дата26.04.2016
Размер0.61 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3
Министерство образования и науки РФ

Филиал ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»

в г. Ишиме

Кафедра биологии, географии и методики их преподавания




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ И ЗАЩИТЕ

ВЫПУСКНЫХ

КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ
для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров

050100 – «Педагогическое образование»,

профилям: «Биологическое образование», «Естественнонаучное образование», «Биология, география», «Экологическое образование, безопасность жизнедеятельности», «Экологическое образование, химия»,
«Биология, химия»

ИШИМ, 2015

Печатается по рекомендации Учебно-методического совета филиала ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» в г. Ишиме

Составители:

Левых А.Ю.,

Иванкова А.В.,

Малецкая Н.С.,

Щеглов А.Ф.

Направление: 050100 – Педагогическое образование. Профили подготовки: «Биологическое образование», «Естественнонаучное образование», «Биология, география», «Экологическое образование, безопасность жизнедеятельности», «Экологическое образование, химия», «Биология, химия».

В методических рекомендациях изложены основные требования по написанию и защите выпускных квалификационных работ бакалавров. Рекомендации предназначены студентам дневного и заочного отделений. Они могут быть использованы старшеклассниками при написании конкурсных работ по биологии и экологии.

© Левых А.Ю.

© Иванкова А.В.

© Малецкая Н.С.

© Щеглов А.Ф.

Содержание


Требования к выпускной квалификационной работе бакалавра

4

Выбор и утверждение темы ВКР

4

Порядок выполнения ВКР

5

Структура и содержание ВКР

7

Требования к оформлению ВКР

11

Рецензирование ВКР

14

Критерии оценки ВКР

14

Защита ВКР

15

Примерная тематика выпускных работ

16

Рекомендуемая литература

19

Приложение 1. Образец оформления титульного листа




Приложение 2. Образец оформления второго листа ВКР




Приложение 3. Образец оформления содержания ВКР




Приложение 4. Пример оформления вводной части ВКР




Приложение 5. Пример оформления таблиц и рисунков




Приложение 6. Пример оформления списка литературы











Требования к выпускной квалификационной работе бакалавра

Защита выпускной квалификационной работы (ВКР) – один из видов испытаний итоговой государственной аттестации, которая согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» является завершающим этапом процесса обучения студентов в высших учебных заведениях. Требования к объему, содержанию и структуре выпускной работы определяются высшим учебным заведением на основании ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование», профилям «Биологическое образование», «Естественнонаучное образование», «Биология, география», «Экологическое образование, безопасность жизнедеятельности», «Экологическое образование, химия». Требования к написанию и защите ВКР регламентируются Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Министерством образования Российской Федерации и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет» (от 24.10.2007 № 594; 14.07.2008 № 638)., Положением о выпускных квалификационных работах студентов филиала ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» в г.Ишиме (от 25.12.2014 г.).

Выпускная квалификационная работа должна содержать анализ информации по изучаемой студентом проблеме, исследовательскую часть и обоснование предложений, разработанных студентом для её реализации. При выполнении ВКР особое внимание необходимо уделять качественному оформлению текстовой части и табличному материалу. Графическая часть должна иметь сугубо иллюстрационный характер, подтверждающий обоснованность и достоверность заключений по вопросам исследований.

Выполнение ВКР имеет своей целью:

- систематизацию, закрепление и углубление теоретических и практических знаний по биологии, развитие умения рационального использования межпредметных связей при решении научных, образовательных и воспитательных задач (особое внимание должно уделяться региональной программе по биологии для средней школы);

- развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение современными подходами в области исследований, приобретение опыта постановки эксперимента, сбора полевого материала и его обработки с определением достоверности результатов исследования и точности постановки опыта с применением методов математической статистики;

- определение уровня профессиональных знаний у студентов и их подготовленности к самостоятельной работе в педагогической, научно-исследовательской, проектно-производственной, контрольно-экспертной и других областях деятельности.


Выбор и утверждение темы ВКР
Темы выпускных квалификационных работ определяются выпускающей кафедрой. Кафедра предоставляет студенту перечень тем выпускных квалификационных работ до начала преддипломной (или педагогической) практики. Темы систематически обновляются и дополняются. Тематика выпускных квалификационных работ должна соответствовать основным направлениям научно-исследовательской работы кафедры, учитывать специализацию кафедры, а также профессиональный опыт профессорско-преподавательского состава, направленность подготовки студентов и региональные биологические, географические и экологические вопросы.

Научная тема кафедры биологии, географии и методик их преподавания: Инновационные подходы к совершенствованию качества подготовки учителей биологии и географии

В рамках общей тематики с учётом приоритетных задач вуза, запросов региона и имеющегося у преподавателей опыта и задела выделяются следующие направления исследований:

Экологический мониторинг и биоразнообразие

- Мониторинг и биоразнообразие флоры и растительности в естественных и трансформированных ландшафтах;

- Мониторинг и биоразнообразие фауны и животного населения в естественных и антропогенных ландшафтах;

- Мониторинг морфофункционального и психофизиологического состояния и здоровья населения;

- Феногенетический мониторинг популяционного и видового биоразнообразия;

- Проблемы охраняемых территорий, рационального использования природных ресурсов и экологически обоснованного градостроительства;

- Геоэкологические аспекты биоразнообразия и геоэкологический мониторинг.

Стратегия и методология биолого-географического образования в свете требований ФГОС3 и ФГОС 3+

- Научно-методическое сопровождение образовательного процесса в условиях новых ФГОС;

- Модернизационный потенциал высшей школы в области биолого-географического образования: проблемы и пути их решения.

Важное значение при определении примерной тематики выпускных квалификационных работ имеет знание программ, целей и задач, а также мест прохождения студентами полевой и педагогической практик.

Кроме того, темы выпускных квалификационных работ могут быть предложены предприятиями, организациями, учреждениями, являющимися потребителями кадров данного профиля, или самим студентом, вплоть до предложения своей темы с необходимым обоснованием целесообразности её разработки, с учётом своей подготовленности в этой области, научно-познавательных и практических интересов.

По решению кафедры на основании заявления студента возможно изменение темы выпускной квалификационной работы, но не позднее, чем по истечении 1/3 срока, отведенного на подготовку выпускной квалификационной работы. Изменение темы оформляется распоряжением директора института (декана факультета).

Ценность выпускной квалификационной работы в значительной степени зависит от того, насколько полно и глубоко будут представлены результаты исследований студента в области основной специальности, насколько обоснованы его предложения и рекомендации для практического использования в науке, производстве, образовании, воспитании и просвещении. Как показал опыт, наиболее оптимален вариант, когда студент второго-третьего курса, начиная работать над выбранной темой курсовой работы, продолжает её развивать на старших курсах и оставляет эту тему для выполнения выпускной квалификационной работы.

Избранные студентами темы и назначенные руководители утверждаются на заседании выпускающей кафедры. Решение кафедры оформляется специальным протоколом, который подписывается заведующим кафедрой и деканом факультета «Математики, информатики и естественных наук» филиала ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» в г. Ишиме, в срок не позднее 3 месяцев до защиты выпускных квалификационных работ.



Порядок выполнения ВКР
Сфера деятельности научного руководителя

После утверждения темы научный руководитель выпускной квалификационной работы выдает задание на выпускную квалификационную работу, разрабатывает совместно со студентом календарный график выполнения работы, рекомендует студенту необходимую литературу, справочные материалы и другие источники по теме, проводит регулярные индивидуальные консультации, проверяет и оценивает выполнение работы в соответствии с календарным графиком, пишет отзыв на готовую выпускную квалификационную работу.

Научными руководителями назначаются профессора, доценты кафедр, а также старшие преподаватели, имеющие достаточный опыт научной и педагогической работы, высококвалифицированные учителя биологии. В исключительных случаях научными руководителями могут назначаться ассистенты кафедр. По отдельным разделам выпускной квалификационной работы кафедрой могут назначаться консультанты из числа профессоров и преподавателей Тюменского государственного университета, а также высококвалифицированных работников общеобразовательных учреждений.

Сфера деятельности студента

В процессе выполнения выпускной квалификационной работы студент встречается с научным руководителем, информирует его о ходе выполнения работы, о возникших проблемах и трудностях, предоставляет отчет о проделанной работе. Совместная работа студента и преподавателя способствует своевременному выявлению возможных просчётов, как в содержании, так и в структуре будущей выпускной квалификационной работы. Вместе с тем, следует иметь в виду, что студенту совершенно необходимо, учитывая замечания своего руководителя, объективно их оценивать, но, внося коррективы в работу, сохранять при этом и определённую самостоятельность в анализе накопленного материала.

Во время написания выпускной квалификационной работы желательно участие студентов в работе научных и практических конференций, научных кружков, где студентам предоставляется возможность апробировать результаты своих исследований.

В процессе выполнения выпускной квалификационной работы (обязательно до оформления окончательного варианта ВКР) студент должен внимательно ознакомиться с правилами оформления и защиты выпускной квалификационной работы. На основании изученности вопроса исследований, собранного фактического материала и его анализа, студентом готовится текст выступления на защите, а также графики, таблицы, экспонаты, гербарий, позволяющие наиболее глубоко охарактеризовать свои исследования и аргументировать выводы.



Предзащита. Выпускающая кафедра определяет необходимость и сроки проведения предварительной защиты ВКР и принимает решение о допуске ВКР к защите. Предзащита выпускных квалификационных работ проводится не позднее 1 месяца до их защиты.

Студент может быть не допущен к защите выпускной квалификационной работы в следующих случаях:

- при наличии академической задолженности по промежуточным аттестациям в соответствии с учебным планом;

- при нарушении сроков закрепления и утверждения темы выпускной квалификационной работы;

- при нарушении сроков изменения темы выпускной квалификационной работы;

- при несоблюдении календарного графика подготовки выпускной квалификационной работы;

- при наличии отрицательного отзыва научного руководителя на выпускную квалификационную работу.

Защита. Выпускная квалификационная работа считается подготовленной к защите при наличии положительного отзыва от научного руководителя и рецензии от оппонента.

Законченная и оформленная выпускная квалификационная работа подписывается студентом, руководителем, рецензентом и вместе с письменными отзывами руководителя и рецензента представляется заведующему кафедрой, который решает вопрос о допуске студента к защите и делает соответствующую запись на выпускной квалификационной работе.

Выпускная квалификационная работа должна быть полностью закончена, оформлена и представлена заведующему кафедрой за 3 дня до защиты.

Защита выпускной квалификационной работы включает следующие действия:

- представление председателем предметной комиссии студента членам комиссии;

- сообщение студента с использованием наглядных материалов и компьютерной техники об основных результатах выпускной квалификационной работы (не более 15 минут);

- вопросы членов ГАК и присутствующих после доклада студента;

- ответы студента на заданные вопросы;

- выступление научного руководителя с отзывом на выпускную квалификационную работу;

- заслушивание рецензии;

- ответы дипломника на замечания рецензента.

Продолжительность защиты одной выпускной квалификационной работы, как правило, не должна превышать 45 минут.


Структура и содержание ВКР
Выпускная квалификационная работа имеет экспериментально-исследовательский характер, что должно быть отражено в её структуре и содержании. Объём выпускной квалификационной работы должен составлять не менее 40 страниц компьютерного текста, включая список использованной литературы, но без приложения. Выпускная квалификационная работа включает в себя составные части, располагающиеся в соответствующей последовательности:

— титульный лист;

— содержание;

— введение;

— аналитический обзор литературы (характеризующий состояние изученности проблемы исследования);

— физико-географическая характеристика района исследований;

— материалы и методы исследований;

— результаты исследований и их обсуждение;

— выводы;

— список использованной литературы;

— приложение.

Титульный лист оформляется по установленной форме (Приложение 1, 2).

Содержание отражает последовательность расположения составных разделов и подразделов выпускной квалификационной работы. В нём указываются номера страниц, с которых начинается изложение раздела и подраздела работы (Приложение 3).

Во введении обосновывается актуальность и научная новизна избранной темы, определяются цель и задачи выпускной квалификационной работы, подходы и методы изучения, аргументируется ее практическая значимость. Приводятся краткие сведения об апробации работы (Приложение 3).



Структура введения:

  • актуальность темы,

  • цель и задачи исследований,

  • объект и предмет исследований,

  • гипотеза,

  • научная новизна работы,

  • практическая значимость работы,

  • апробация работы.

При обосновании актуальности работы необходимо учитывать основания к выполнению работы социального, теоретического и практического характера.

Пример обоснования актуальности в ВКР по теме «Анализ состояния популяций серебряного карася в водоёмах юга Тюменской области»:

В перечень приоритетных научных направлений, утверждённых Указом Президента РФ № 799 от 7.07.2014 г. входят экологический мониторинг сред жизни и разработка комплексных методов оценки окружающей среды. Многочисленными эколого-зоологическим исследованиями показана перспективность использования рыб для оценки экологического состояния водоёмов (Ветлугина, 2005; Михеев, 2006; Абраменко, 2011 и др.). При этом наиболее предпочитаемыми объектами экологических исследований являются широко распространённые виды рыб такие, как серебряный карась. В то же время, несмотря, на достаточно хорошую изученность эколого-биологических особенностей серебряного карася в целом (Ковальский, 2005; Абраменко, 2008; Корзун, 2011) имеются лишь отрывочные сведения о состоянии популяций данного вида в водоёмах лесостепной зоны Тюменской области (Блащеница, Ибрагимова, 2013; Воронина, Малышкова, 2014; Петракова, 2013; Левых, Усольцева, 2014; Усольцева, 2014). Это обосновывает актуальность данной работы.



Социальное обоснование актуальности работы:

В перечень приоритетных научных направлений, утверждённых Указом Президента РФ № 799 от 7.07.2014 г. входят экологический мониторинг сред жизни и разработка комплексных методов оценки окружающей среды.



Теоретическое (фундаментальное) обоснование актуальности работы:

Многочисленными эколого-зоологическим исследованиями показана перспективность использования рыб для оценки экологического состояния водоёмов (Ветлугина, 2005; Михеев, 2006; Абраменко, 2011 и др.). При этом наиболее предпочитаемыми объектами экологических исследований являются широко распространённые виды рыб такие, как серебряный карась.



Практическое (прикладное) обоснование актуальности работы:

В то же время, несмотря, на достаточно хорошую изученность эколого-биологических особенностей серебряного карася в целом (Ковальский, 2005; Абраменко, 2008; Корзун, 2011) имеются лишь отрывочные сведения о состоянии популяций данного вида в водоёмах лесостепной зоны Тюменской области (Блащеница, Ибрагимова, 2013; Воронина, Малышкова, 2014; Петракова, 2013; Левых, Усольцева, 2014; Усольцева, 2014).



Пример обоснования актуальности в ВКР по теме «Организация учебно-исследовательской деятельности школьников по региональной экологии»:

Согласно ФГОС основного общего образования, утверждённому Приказом Минобрнауки РФ № 1897 от 17.12 2010 г., изучение предметной области «Естественнонаучные предметы» должно обеспечить в числе прочих компетенций овладение экосистемной познавательной моделью и её применением в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды. В то же время одним из основных результатов освоения основных общеобразовательных программ (п. 4 ст. 7 Закона «Об образовании») являются умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщённых способов деятельности. В работах педагогов-новаторов и методистов-биологов (Борзенко, 2001; Зверева, 2007; Левченко, 2014 и др.) показана эффективность учебно-исследовательской деятельности учащихся в формировании экологического мировоззрения школьников. Однако в специальной литературе обсуждаются в основном общие вопросы организации учебно-исследовательской деятельности школьников и приведено очень мало методических рекомендаций по работе с конкретными натуральными объектами. Это обосновывает актуальность данной работы.



Социальное обоснование актуальности работы:

Согласно ФГОС основного общего образования, утверждённому Приказом Минобрнауки РФ № 1897 от 17.12 2010 г., изучение предметной области «Естественнонаучные предметы» должно обеспечить в числе прочих компетенций овладение экосистемной познавательной моделью и её применением в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды.



Теоретическое (фундаментальное) обоснование актуальности работы:

В то же время одним из основных результатов освоения основных общеобразовательных программ (п. 4 ст. 7 Закона «Об образовании») являются умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщённых способов деятельности. В работах педагогов-новаторов и методистов-биологов (Борзенко, 2001; Зверева, 2007; Левченко, 2014 и др.) показана эффективность учебно-исследовательской деятельности учащихся в формировании экологического мировоззрения школьников.



Практическое (прикладное) обоснование актуальности работы:

Однако в специальной литературе обсуждаются в основном общие вопросы организации учебно-исследовательской деятельности школьников и приведено очень мало методических рекомендаций по работе с конкретными натуральными объектами. Это обосновывает актуальность данной работы.



Пример формулировки вводной части ВКР по теме «Анализ состояния популяций серебряного карася в водоёмах юга Тюменской области»:

Цельанализ состояния популяций серебряного карася в некоторых озёрах юга Тюменской области и оценка качества среды обитания.

Задачи:

1) Отловить представительные выборки серебряного карася в оз. Травное и оз. Большое Рямовое.

2) Определить пол и возраст особей; провести сравнительный статистический анализ поло-возрастной структуры популяций серебряного карася в разных озёрах.

3) Изучить флуктуирующую асимметрию меристических признаков и по коэффициенту асимметрии оценить качество среды обитания.



4) Изучить изменчивость морфометрических признаков серебряного карася.

Объект исследования: серебряный карась (Carassius auratus Gibelio).

Предмет исследования: поло-возрастная структура популяций и изменчивость морфологических признаков серебряного карася в озёрах юга Тюменской области.

Научная новизна: результаты работы дополняют сведения об особенностях популяций серебряного карася в водоёмах юга Тюменской области и качестве исследуемых вод.

Практическая значимость: полученные результаты представляют интерес для специалистов, и могут применяться экологическими службами региона (или специалистами-экологами) в оценке состояния водоёмов.

Гипотеза: в градиенте антропогенного воздействия на водоёмы возрастает уровень флуктуирующей асимметрии меристических признаков и диапазон изменчивости морфометрических признаков серебряного карася, изменяется поло-возрастная структура популяции.

Пример формулировки вводной части ВКР по теме «Организация учебно-исследовательской деятельности школьников по региональной экологии»:

Цель – разработка системы организации учебно-исследовательской деятельности школьников по региональной экологии с применением зоологических объектов.

Задачи:

  1. Изучить состояние проблемы организации учебно-исследовательской деятельности школьников в области региональной экологии.

  2. Выявить структуру системы организации учебно-исследовательской деятельности школьников по региональной экологии.

  3. Провести эколого-биологическое исследование с использованием доступного зоологического объекта – серебряного карася.

  4. Сформировать рекомендации по организации учебно-исследовательской деятельности школьников в области региональной экологии с использованием серебряного карася.

Объект исследования: учебно-исследовательская деятельность школьников.

Предмет исследования: формы, методы, методики, средства организации учебно-исследовательской деятельности школьников по региональной экологии с использованием серебряного карася.

Научная новизна: выявлены условия, формы, методы, методики, средства … организации системы учебно-исследовательской деятельности школьников по региональной экологии с использованием зоологических объектов.

Практическая значимость: Результаты исследования могут быть использованы в учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников, а также в учебной деятельности при изучении разделов «Зоология», «Экология».

Гипотеза: организация учебно-исследовательской деятельности школьников в области региональной экологии будет эффективной, если …

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал