Методическое пособие для изучения раздела «структура экологического менеджмента на предприятии»



страница1/7
Дата29.04.2016
Размер0.52 Mb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7



В.И. Чернышов
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА

«СТРУКТУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

НА ПРЕДПРИЯТИИ»

ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ В ЭКОЛОГИИ»
Для студентов экологического факультета


Москва

Издательство Российского университета дружбы народов

2000

У т в е р ж д е н о



РИС Ученого совета

Российского университета

дружбы народов
Чернышов В.И.

Методическое пособие для изучения раздела «Структура экологического менеджмента на предприятии» дисциплины «Менеджмент и маркетинг в экологии». – М.: Изд-во РУДН, 2000.   33 с.

В методических пособиях изложены основные понятия, цели и задачи экологического менеджмента на предприятии – современном инструменте природопользования, приведены рекомендации по организации и структуре экологической службы на производствах разного типа.

Методическое пособие предназначено для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению 511100 «Экология и природопользование», а также может быть полезным для стажеров и аспирантов, специализирующихся в области экологии и экологической экспертизы.

Подготовлено на кафедре системной экологии экологического факультета.

 Издательство Российского университета дружбы народов, 2000 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ


Становление экологического менеджмента 4

Цели и задачи менеджмента на предприятии. 7

Методы экологического менеджмента на предприятиях 10

Организация экологической службы предприятия 11

Анализ экологического состояния предприятия 16

Оценка экологических рисков на предприятии 17

Оценка затрат на природоохранные мероприятия 18

Экологический маркетинг в деятельности предприятия 19

Процедура оценки воздействия предприятия на окружающую среду 21

Экологическая ревизия предприятия 24

Отношения предприятия с общественностью 26

Обучение сотрудников предприятия экологическому менеджменту 28

Литература 33



Становление экологического менеджмента

В рамках государственной организации человеческого общества первичным элементом современных производств и «инструментом природопользования» яв­ляется предприятие – как юридическое лицо.

П
редприятие функционирует, как открытая система ( Рис. 1 ). Для него харак­терно наличие внутренней, внешней среды и каналов их взаимодействия.

Сегодня мы имеем сформировав­шийся и достаточно эффективно функционирующий производственный менедж­мент. Однако целью этого менеджмента была и осталась основной задачей обес­печение максимальной прибыли предприятия. При этом в цене товара (полезного продукта) не учитывалась (полностью или частично) стоимость всех природных ресурсов и воздействие отходов предприятия на здоровье человека и природную среду.

Системный подход к структуре и функциям предприятия позволили существенно увеличить возможности управленческого контроля (менеджмента) за всеми переменными современного производства.

Можно считать правомерным выделение трех главных этапов в эволюции менеджмента в течение последнего века. Первый этап (конец XIX в.—30-е гг. XX в.) — происходит становление менеджмента как науки и самостоятельного вида деловой деятельности, а также обособление управления от собственности. Второй этап (30—60-е гг.) — менеджмент опирается на хозяйственные основы командно-административного типа вертикально интегрированной системы управления. Особое значение приобрело исследование проблем мотивации труда. Человече­ский фактор стал пристально изучаться идеологами менеджмента именно с 30-х гг. XX в.

Последний, третий этап (с 60-х гг. — по настоящее время) характерен тем, что возобладала неформальная, гибкая система менеджмента, основанная на го­ризонтально - интегрированной мотивационной модели с использованием пре­имущественно дивизиональной департаментализации. Наиболее яркие представи­тели этого этапа И. Ансофф, Д. Томпсон, В. Оучи, М. Портер, Дж. Коттер, Т. Петерс, Ф. Хедоури, М. Мескон и др., внесшие существенный вклад в развитие теории управления.

Для этого этапа характерно расширение сферы влияния менеджмента на внешнюю среду предприятия. В настоящее время интенсивно формируются такие сложные производственные комплексы, как корпорации, холдинги и межнацио­нальные объединения. Инфраструктуры этих комплексов включают в себя, как обязательный компонент, экологические системы. Такая тенденция в экономике и управлении экономическими комплексами сформировала теоретические основы экологического менеджмента.



Современная наука управления представлена многими различными тече­ниями и школами. Их отличает стремление соединить научное исследование ор­ганизационно-технических проблем управления отдельными предприятиями с решением коренных проблем рыночной системы хозяйствования, достижением стабильности эколого-экономического развития, преодолением социально-эконо­мических и экологических конфликтов. Нацеленность исследований на область управления внутренней и внешней средой производства является основопола­гающей тенденцией развития теории экологического менеджмента.

Подход к управлению, как к процессу оценивает его в качестве системы, в которой деятельность, направленная на достижение целей организации, рассмат­ривается не как единовременное действие, а как серия взаимосвя­занных непрерывных деловых акций, материализующих функции управления. В рамках по­следних - планирование, организация, мотивация, координация и контроль.

В самое последнее время практика традиционного менеджмента, непосредст­венно связанного с предпринимательством, столкнулась с новыми проблемами. Первоначально наука развивалась, прежде всего, под влиянием внешних воздейст­вий, реагируя на обнаружившиеся потребности производства и жизнедеятельно­сти человека. Создание новых знаний шло без како­го-либо видимого управления извне. Но затем все яснее вырисовывается недостаточность такого подхода. Стала очевидной необходимость управления процессом формирования инноваций. Воз­никла наука, изучающая воздействие внутренних факторов, отражающих логику создания новых знаний. Менеджеры стали полноправными участниками данного процесса.

К факторам, формирующим самые современные подходы к управлению пред­приятиями, относят, в первую очередь, процессы глобализации общественного развития. Эти процессы отражают постоянно растущую взаимосвязанность и зависимость всех стран регионов мира от экологической ситуации в природно-климатических и экономических зонах.

В XX в. эти процессы, под воздействие революционных изменений в науке и технике (вызвавших бурное развитие производительных сил во всех частях земного шара), заметно ускорились. В результате появления скоростных средств сооб­щения и бурного прогресса электронных средств люди, живущие в разных странах и регионах, стали не только ближе друг к другу, но и более мобильны и взаимозависимы.

Процесс слияний, поглащений и приобретений крупными корпорациями компаний своих соперников, менее удачливых конкурентов, происходящий в воз­растающих масштабах, ведет к усложнению организации управления и в ряде случаев – к снижению результативности экологического менеджмента.

Характерным для истории менеджмента является трансформация его от ма­лоприметной периферийной дисциплины, до основного направления социальной мысли, которое сегодня определяет образ жизни сотен миллионов людей. Много­численные и разнообразные по подходам и содержанию теории и школы менедж­мента позволили значительно расширить представление об управлении как о науке, сформулировать его принципы, определить задачи и функции, разработать механизмы и методы их реализации, а также критерии оценки деятельности ме­неджеров и экологического менеджмента в целом.

Научная, практическая, информационная база данных, накопленная за тыся­челетия, бесценный опыт известных и безвестных менеджеров, усилия многих ученых, исследователей создали теоретическую основу, базируясь на которой се­годня можно решать совершенно новые проблемы. Находить к ним оригинальные подходы, которые делают возможным ускоренную трансформацию науки и прак­тики менеджмента применительно к качественно новым эколого-экономическим условиям, открывают путь к преобразованию экономики не только отдельных стран, но и мирового хозяйства в целом.

Экологический менеджмент располагает своим собственным экономическим механизмом, который направлен на решение конкретных проблем взаимодействия коллективов подразделений предприятий, его сотрудников в реализации социо-эколого-эко­номических, технологических, социально-психологи-ческих задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен работой в условиях свободной конкуренции.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал