Методическое пособие для выполнения самостоятельных работ учащихся по программе профессионального модуля «заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами»



Скачать 497.57 Kb.
страница1/3
Дата23.04.2016
Размер497.57 Kb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3
Министерство профессионального образования, подготовки

и расстановки кадров Республики Саха (Якутия)

Автономное учреждение Республики Саха (Якутия) « Профессиональный лицей №11»


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

«ЗАПРАВКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ГОРЮЧИМИ

И СМАЗОЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ»
МДК 3.1 «ОБОРУДОВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ»

МДК 3.2 «ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ, ПРИЕМА, ХРАНЕНИЯ И ОТПУСКА НЕФТЕПРОДУКТОВ» ПО ПРОФЕССИИ « АВТОМЕХАНИК»

Якутск

2013
Составители:

Тимофеев А.А., преподаватель дисциплин профессионального цикла,

Тарабукина Н.С., заместитель директора по УМР

АУ РС(Я) «Профессиональный лицей №11»



Рецензенты:

Чочанов Ю.М., заместитель директора по УПР ГБОУ «Профессиональное училище №3»

Гылыкова Р.П., доцент кафедры машиноведения Автодорожного факультета

ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»,

кандидат технических наук

Методическое пособие рассмотрено и утверждено к изданию

на заседании научно-методического совета Министерство профессионального образования РС(Я)

11 апреля 2013г.



Методическое пособие для выполнения самостоятельных работ учащихся по программе профессионального модуля «Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами» /Мин-во проф.образования подгот. И расстановки кадров Респ.Саха (Якутия); [сост.: А.А. Тимофеев , Н.С. Тарабукина]. – Якутск: Компания «Дани-Адмас», 2013.-44с.

Методическое пособие для выполнения самостоятельных работ по курсам «Оборудование и эксплуатация заправочных станций», «Организация транспортировки, приема, хранения и отпуска нефтепродуктов» по профессии «Автомеханик» по квалификации «Оператор заправочных станций» разработаны в соответствии с ФГОС НПО, с учебным планом и рабочей программой по указанному курсу.

В данном пособии даны материалы об автозаправочных станциях, эксплуатации АЗС в осенне-зимних и весенне-летних условиях, видах топлива и смазочных материалов. Приведены основные сведения о технологическом оборудовании и техническом обслуживании АЗС. Затронуты вопросы охраны труда, противопожарных мероприятий на АЗС и охраны окружающей среды. Разработаны контрольные вопросы для самостоятельной работы учащихся.
© Министерство профессионального образования,

Подготовки и расстановки кадров РС(Я), 2013

© Оформление. ООО «Компания "Дани-Алмас"», 2013

Содержание
Введение

Тема 1. Виды автозаправочных станций. Основные требования.

1.1. Классификация автозаправочных станций.

1.2. Основные требования к АЗС.

Тема 2. Технологическое оборудование АЗС.

2.1. Основные технологические линии.

2.2. Резервуары.

2.3. Топливно-раздаточные колонки.

2.4.Маслораздаточные колонки

Тема 3. Виды и свойства топлива.

3.1. Бензины

3.2. Дизельное топливо

Тема 4. Эксплуатация АЗС

4.1. Подготовка АЗС к эксплуатации в осенне-зимних и весенне-летних условиях

4.2. Прием нефтепродуктов

4.3. Хранение нефтепродуктов

4.4. Отпуск нефтепродуктов

Тема 5. Охрана окружающей среды. Противопожарные мероприятия и техника безопасности

5.1. Охрана окружающей среды

5.2. Противопожарные мероприятия и техника безопасности

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Список литературы



Введение

Автозаправочные станции (АЗС) и комплексы (АЗК) являются важнейшим звеном системы нефтепродуктообеспечения страны. Они предназначены не только для заправки автотранспортной техники топливом, но дополнительно осуществляют: продажу смазочных материалов, специальных жидкостей, запасных частей и различных принадлежностей к автомобилям; прием от владельцев индивидуального транспорта отработанных масел; техническое обслуживание и мойку автомобилей.

Современная АЗС - это целый комплекс по предоставлению всех необходимых в дороге услуг. Сегодня уже невозможно представить себе успешную сеть АЗС без использования автоматизации и современных технологий.

Современные автозаправочные станции представляют собой сложные инженерные сооружения, оборудованные комплексом автоматизированных систем обеспечения технологического процесса приема, хранения топлив и заправки автотранспортной техники. Автозаправочные станции являются объектами повышенной пожарной и экологической опасности. В связи с этим от совершенства эксплуатации АЗС зависит не только эффективность работы транспортного комплекса России, но и безопасность работы обслуживающего персонала и экология окружающей среды.



Тема 1. Виды автозаправочных станций.

Основные требования

1.1. Классификация автозаправочных станций

По конструктивному исполнению АЗС делятся на: стационарные (традиционные), блочные, контейнерные, модульные, передвижные.

По функциональному назначению различают: общего пользования и ведомственные (заправочные пункты).

По способу размещения резервуаров: с подземным расположением, с наземным расположением, с расположением на транспортном средстве.

По типу расположения на местности: дорожные, городские, сельские, речные.

По нормативным параметрам типовых проектов АЗС: по числу топливозаправочных колонок, по числу заправок в часы пик, по количеству заправляемых машин в сутки, по общей вместимости резервуаров [3].

Таблица 1.

Категория АЗС по нормативным параметрам

Категории АЗС

Мощность АЗС машин, 1 час

Количество резервуаров, 25 м,шт.

Время заправки ТС,мин.

Число ТРК

МРК


,шт.

Средняя разовая заправка,л.

Площадь АЗС, га

1

240

12

2,5

12

50

0,4

2

160

8

2,5

8

50

0,35

3

80

4

1,75

4

50

0,2

4

120

6

2,5

6

50

0,3


Виды автозаправочных станций:

- Блочная АЗС – автозаправочная станция с подземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которой характеризуется размещением топливораздаточных колонок над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.

- Модульная АЗС – автозаправочная станция с надземным расположением резервуаров топливораздаточных для хранения топлива, технологическая система которой характеризуется разнесением и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.

- Контейнерная АЗС – автозаправочным станциям с надземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которой характеризуется размещением топливораздаточных в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

- Передвижная АЗС - предназначена для розничной продажи топлива мобильная технологическая система которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие
Термины и определения:


  1. Многотопливная АЗС - автозаправочная станция, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива (бензин и дизельное топливо, сжиженный углеводородный и сжатый природный газ);

  2. Топливозаправочный пункт - автозаправочная станция, размещаемая на территории предприятия и предназначенная для заправки только транспортных средств этого предприятия;

  3. Традиционная АЗС - автозаправочная станция с подземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая схема которой характеризуется разнесение резервуаров и топливораздаточных колонок;

  4. Резервуарный парк - группа резервуаров, предназначенных для хранения нефтепродуктов и размещенных на территории, ограниченной по периметру дорогами или противопожарными проездами и заглубленных в грунт ниже планировочной отметки местности не менее, чем на 0,2 метра;

  5. Сливная площадка - технологическая площадка, предназначенная для установки на ней автомобильных цистерн с топливом при сливе его в резервуары АЗС;

  6. Площадка АЗС - территория автозаправочной станции с асфальтовым или бетонным покрытием, ограниченная по периметру бордюрным камнем, имеющая въезд и выезд, сообщающаяся с очистными сооружениями и предназначенная для проезда автотранспортных средств к ТРК, сервисным зданиям, а также для проезда автомашин технических служб АЗС.

1.2. Основные требования к АЗС.

Здания и сооружения на территории АЗС размещаются в строгом соответствии с проектом, утвержденным и согласованным в установленном порядке.

Все виды ремонтно-строительных работ зданий и сооружений выполняются в строгом соответствии с графиком планово-предупредительных работ (ППР), составленным на основании местных условий эксплуатации. За осадкой фундаментов зданий, сооружений и оборудования в первые два года их эксплуатации (после ввода в эксплуатацию) устанавливается тщательное наблюдение путем осмотра и измерений не реже одного раза в три месяца.

Металлические конструкции необходимо осматривать не реже одного раза в год, а железобетонные - не реже двух раз в год. При обнаружении повреждений и неисправностей в конструкциях зданий и сооружений проводится обследование специализированными организациями. По результатам обследования принимаются меры по дальнейшему использованию конструкций.

Для предохранения от коррозии металлические конструкции зданий и сооружений необходимо периодически окрашивать защитными грунтами, красками или лаками (наружные - не реже одного раза в год, а находящиеся внутри помещения - не реже одного раза в 3-5 лет) [2].

На АЗС ведется журнал осмотра и ремонта зданий и сооружений, в который необходимо записывать: даты и результаты осмотров с описанием всех замеченных повреждений, выполненные ремонтные работы, с указанием дат начала и окончания ремонта, его характера и объема, результаты измерений осадки фундаментов, данные о трещинах и их местонахождении. Для снижения загазованности жилых и производственных зданий автозаправочная станция располагается со стороны преобладающего направления ветров. Вентиляционные установки производственных помещений АЗС поддерживаются в исправном техническом состоянии. Эффективность работы вентиляционных установок принудительного действия ежегодно проверяется специализированными организациями с выдачей заключений и отметкой в паспорте на вентиляционную установку.

Планировка должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива на территории АЗС и за ее предел. На въезде и выезде с территории устраиваются пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м., или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами осадки в очистные сооружения.

Планировка предусматривает:

-Удобный подъезд и стоянку автомобильной техники у колонки во время заправки;

-Хороший обзор всей территории из помещения оператора;

-Отведение зон под зеленые насаждения;

-Санитарно-гигиенические условия для работников станции;

-Согласование с общей архитектурной композицией микрорайона;

-Минимальные расстояния АЗС до внешних объектов и между ее сооружениями, должны соответствовать НПБ 111-98. «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;

-Место расположения АЗС обозначается дорожным знаком;

-При въезде на территорию АЗС устанавливается;

-Дорожный знак «ограничение максимальной скорости движения»;

-Дорожный знак «движение транспортных средств с опасными грузами запрещено»;

-Предписывающий знак «обязательная высадка пассажиров» на АЗС устанавливается в зоне сервисного обслуживания;

-Предупреждение водителям мототранспорта о выключении двигателя за 15 метров до ТРК путем установки указателя «Остановка мототранспорта за 15 метров»;

-Информационное табло «Схема движения автотранспортных средств по АЗС»;

-Информационное табло с указанием ассортимента отпускаемых нефтепродуктов, видов обслуживаемого транспорта;

-На подъездах к заправочному островку устанавливают знак «движение только прямо» на АЗС, имеющей навес, устанавливают знак «ограничение по высоте»;

-Информационные знаки о расположении пожарного водоема, водозаборных колодцев или пожарного гидранта.

В соответствии с требованиями технических условий на технологические системы, применяемые на АЗС, устанавливаются знаки, ограничивающие габариты, массу и виды транспортных средств, разрешенных для въезда на АЗС.

На видном месте размещается информация для водителя по правилам заправки транспортных средств, применительно к типу топливораздаточных колонок.

c:\азс_фото\стационарный.jpg

Рисунок 1. Схема организации стационарной (традиционной) автозаправочной стации.


Тема 2. Технологическое оборудование АЗС.

2.1. Основные технологические линии.

Линия наполнения – комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается наполнение резервуара топливом.

Линия выдачи – комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается подача топлива из резервуара к ТРК.

Линия деаэрации – комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается пожаровзрывобезопасное сообщение с атмосферой свободного пространства резервуара.

Линия обесшламливания – комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается удаление из резервуара подтоварной воды с твердыми частицами (шлама).

Рисунок 2. Технологическое оборудование АЗС.

Линия наполнения - комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается наполнение резервуара топливом из автоцистерны. Участок линии, входящий в состав резервуара, состоит из трубопровода Ду 80 с толщиной стенки не менее 4 мм, который с одной стороны оканчивается на расстоянии не более 100 мм от дна резервуара рассекателем струи топлива, с другой - фланцем для присоединения трубопровода линии наполнения. Участок, не входящий в состав резервуара, состоит из межблочных трубопроводов приемного и насосного колодцев. В приемном колодце размещены: быстросъемная муфта; фильтр-гидрозатвор, выполняющий функцию огнепреградителя; запорная арматура; штуцер для подсоединения системы испытания на герметичность; пост управления. В насосном колодце помещен насосный агрегат с электродвигателем во взрывобезопасном исполнении по ГОСТ 17494.

Линия выдачи - комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается подача топлива из резервуара к ТРК: трубопровод забора топлива Ду 50 с толщиной стенки не менее 3 мм, оснащенный приемным клапаном для забора топлива на расстоянии не менее 150 мм от дна резервуара; огнепреградитель; запорная арматура в технологическом колодце резервуара и перед ТРК; трубопроводы подачи топлива к ТРК. Участок трубопровода от технологического колодца до ТРК прокладывается в лотках, исключающих выход проливов топлива из него в грунт.

Технологическое оборудование, предназначенное для использования пожароопасных и взрывопожароопасных веществ и материалов, должно соответствовать ТЭД, техническим условиям (далее — ТУ) и конструкторской документации, согласованным и утвержденным в установленном порядке.

Линия деаэрации - комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается пожаровзрывобезопасное сообщение с атмосферой свободного пространства резервуара. Линия состоит из наземного участка стального трубопровода, конец которого оборудован дыхательным клапаном и запорной арматурой перед дыхательным клапаном, и участка, проложенного в шахте, соединяющего паровое пространство резервуара с наземным участком. Запорная арматура предназначена для перекрытия этого трубопровода при испытаниях на герметичность системы, а также для безопасной замены и обслуживания дыхательного клапана. Пороги срабатывания дыхательного клапана: вакуум 100-150 Па, давление 1400±50 Па. Дыхательный клапан устанавливают в конце линии, высота установки от поверхности площадки равна 2,5 м. Пропускная способность линии контролируется при помощи мановакуумметра с запорной арматурой[3].

Линия обесшламливания - комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается удаление из резервуара подтоварной воды с твердыми частицами (шлама). Линия применяется также для полного опорожнения резервуара от остатков нефтепродукта (при уровне нефтепродукта ниже места его забора линией выдачи) и при механизированной промывке резервуара закрытым способом. Линия обесшламливания состоит из: стационарной части, представляющей собой трубопровод Ду 40, с одной стороны оканчивающегося коллектором для пластового забора подтоварной воды, проходящего на расстоянии не более 10 мм от дна резервуара, а с другой стороны - штуцером с герметично закрывающейся заглушкой и предназначенным для подсоединения шланга насоса откачки шлама или моющего раствора; переносной части, состоящей из шланга откачки, ручного насоса, шланга слива и переносной емкости для сбора шлама.

2.2. Резервуары

Для хранения нефтепродуктов на АЗС используются подземные и наземные стальные горизонтальные или вертикальные резервуары.





  1. - опоры приварные,

  2. - резервуар

  3. - люк-лаз с крышкой

  4. - дыхательная линия

  5. - огневой предохранитель ОП-40

  6. - люк замерный ЛЗ-80

  7. - колодец технологический 1200х3200

  8. - мановакуумметр

  9. - клапан дыхательный СМДК-50

  10. - клапан приемный КП-40

  11. - линия выдачи Ду40

  12. - уровнемер ПМП-201

  13. - линия наполнения Ду-80

  14. - рым строповочный

  15. - ограничитель налива ОН-80

  16. - труба дренажная межстенного пространства

  17. - сигнализатор многоканальный

  18. - бак расширительный

  19. - кран шаровый Ду50

Горизонтальные цилиндрические резервуары, устанавливаемые заглубленно, получили наибольшее распространение. Они выдерживают более выше внутренние избыточные давления и разрежения по сравнению с вербальными. Однако имеют увеличенный расход стали на 1 м3 хранимого горючего и большую сметную стоимость 1 м3 вместимости резервуара. He-большая единичная вместимость вынуждает устанавливать их в большом количестве.

Вертикальные резервуары лишены этих недостатков. Они широко распространены, в основном, на нефтебазах. Появились проекты вертикальных цилиндрических резервуаров и для АЗС.

Вертикальные резервуары могут устанавливаться в железобетонных колодцах. В бетонное основание колодца закладывается швеллер для тяг крепления резервуара. Колодец закрывается перекрытием, в котором имеется отверстие для управления оборудованием резервуара.

Горизонтальные резервуары изготавливают по ГОСТ 17032 вместимостью: 5, 10, 25, 50, 75 и 100 м3. По требованию заказчика выпускают резервуары вместимостью 4, 8,20 и 60 м3. Маркировка: буква Р - резервуар; цифра - вместимость в метрах кубических. Горизонтальный цилиндрический резервуар состоит из обечайки (цилиндрическая часть) и двух днищ. Обечайка сваривается из нескольких царг (колец) встык или внахлестку. Днища изготавливаются плоскими, коническими, в некоторых случаях - сферическими и привариваются к обечайке, как правило, с помощью уторных уголков.

Резервуары вместимостью до 8 м3 включительно должны изготавливаться с плоскими днищами. Для усиления конструкции внутри резервуаров по длине на расстояниях, примерно равных диаметру, привариваются кольца жесткости.

Резервуары и защитные кожухи к ним изготавливают из материала, обладающего достаточной устойчивостью к физическому и химическому воздействию рабочей жидкости и окружающей среды. В основном это малоуглеродистая сталь Ст.Зсп по ГОСТ 380[3].
2.3. Топливораздаточные колонки
Предназначены для заправки автотранспортных средств отфильтрованным топливом и выполняют следующие основные функции: отпуск топлива в бак потребителя по заданной оператором дозе в литрах; отпуск топлива в бак потребителя на заданную сумму денег; отображение информации о розничной цене одного литра топлива и возможность ее корректировки с контроллера; отображение информации о заданной и отпущенной дозе топлива в физических и денежных единицах при разовом отпуске; отображение информации о суммарном количестве отпущенного топлива по вызову оператора; сохранение в отсчетном устройстве информации о суммарном количестве отпущенного топлива; аварийное прекращение выдачи дозы непосредственно с колонки или контроллера; продолжение отпуска заданной дозы при устранении аварии с разрешения оператора; программная защита от несанкционированного доступа кода поста и значения юстировочного коэффициента; возможность монтажа колонки на расстоянии до 30 м от резервуара.

ТРК классифицируют по следующим признакам:


  1. По мобильности: переносные, стационарные;

  2. По виду привода: с ручным, электрическим, комбинированным;

  3. По способу управления: ручного, от местного задающего устройства; от дистанционного задающего устройства; от автоматического задающего устройства;

  4. По способу размещения: одинарные - для обслуживания одного потребителя; двойные - для Рисунок 3. Топливно-раздаточная колонка одновременного обслуживания двух потребителей;

  5. По составу выдаваемого топлива: для выдачи однокомпонентного топлива, для образования и выдачи топливной смеси;

  6. По номинальному расходу топлива, л/мин.: 25; 40; 50; 100; 160;

  7. По способу размещения сборочных единиц: в одном корпусе, в нескольких корпусах; по типу отсчетного устройства: с механическим и электрическим устройством.

Устройство топливно-раздаточной колонки состоит: из насоса, приводимого электрическим двигателем; фильтра грубой очистки, установленного на всасывающем патрубке насоса; газоотделителя, установленного на нагнетательной линии после насоса; устройства для снижения производительности насоса в конце выдачи дозы, установленного после газоотделителя; фильтра тонкой очистки; измерителя объема дозы топлива; раздаточного крана; индикатора рукава; отсчетного устройства, связанного с измерителем объема[5].

На дистанционном устройстве задается доза. При снятии раздаточного крана включается насос, который подает топливо в газоотделитель через клапан, измеритель объема и раздаточный кран топливо поступает в бак автомобиля.


Рисунок 4 Топливораздаточный кран в сборе

С целью сокращения гидравлических сопротивлений и уменьшения габаритов трубопроводной обвязки колонок, осуществляется объединение ряда узлов гидравлической системы в один узел (моноблок). Как правило, в моноблок объединяют насос, фильтры, газоотделитель, поплавковую камеру, обратный клапан. В этом случае измеритель объема и электродвигатель устанавливают непосредственно на моноблок.



2.4. Маслораздаточные колонки

Требования к маслораздаточным колонкам определены ГОСТом 4.103: номинальный расход масла должен обеспечиваться при высоте всасывания не менее 3 м, высоте раздаточного крана над уровнем земли до 2 м и расположении отдельных блоков колонки на расстоянии до 20 м; тонкость фильтрования должна составлять 250 мкм.

Маслораздаточную колонку с насосной установкой монтируют в отапливаемом помещении, поскольку они могут работать лишь при температуре не ниже +8°С.

Колонка состоит из: счетчика масла, насосной установки, раздаточного крана с рукавом.

- счетчик масла – предназначен для измерения и учета количества выданного масла по показаниям стрелок и суммарного счетчика. За один полный оборот большой стрелки выдается 1 л, а за один полный оборот малой стрелки - 10 л масла. Итоговые результаты выдачи показывает суммарный счетчик роликового типа с максимальным пределом измерения 999,9 л. После каждой выдачи стрелки вручную устанавливают в нулевое положение;

- насосная установка приводится в действие электродвигателем гидравлического аккумулятора, фильтра, автоматического выключателя с манометром, обратного и предохранительного клапанов. Весь агрегат смонтирован на чугунной плите. На всасывающем трубопроводе установлен клапан с грубым сетчетым фильтром. Основной фильтр смонтирован на нагнетательной линии насоса. В фильтре имеется пробка для слива масла из системы и удаления воздуха из всасывающей магистрали;

Манометр предназначен для контроля давления в аккумуляторе и для регулировки автоматического выключателя и предохранительного клапана.

Электрический двигатель включается и выключается автоматически с помощью магнитного пускателя.

Предохранительный клапан регулируется в пределах 1,6... 1,7 МПа для предохранения гидравлической системы в случае неисправности автоматического выключателя [5].

Рисунок 5. Схема маслораздаточной колонки (в разрезе).





  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал