Методика санитарно-гигиенической оценки состояния окружающей среды на предприятиях гражданской авиации



страница1/4
Дата30.04.2016
Размер1.08 Mb.
  1   2   3   4
Утверждаю
Начальник МСУ МГА
В.Ф.ТОКАРЕВ
5 декабря 1984 года
МЕТОДИКА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Методика предназначена для СЭО ГА и Рабочих групп авиапредприятий по охране природы.
1. Проведение санитарно-гигиенического контроля
за уровнем загрязненности воздуха в аэропортах
и других эксплуатационных предприятиях ГА.
Оценка полученных результатов
Принятый 25 июня 1980 г. Закон СССР "Об охране атмосферного воздуха", как и ряд

последующих Постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, предусматривают строгий

контроль за состоянием атмосферного воздуха, предписывают разработку технических нормативов

предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ от всех промышленных предприятий и

транспорта. Эти нормативы должны неукоснительно соблюдаться с тем, чтобы обеспечить чистоту

атмосферы. В основу разрабатываемых нормативов ПДВ легли гигиенические нормативы предельно

допустимых концентраций (ПДК) для каждого вредного компонента и их комбинаций в воздухе.
Авиапредприятия являются источником загрязнения атмосферного воздуха целым рядом

вредных химических веществ. Они поступают в атмосферу как от стационарных источников

(котельные, вентиляционные системы АТБ, АРЗ), так и от передвижных (спецавтотранспорт,

воздушные суда). Для осуществления текущего и предупредительного санитарного надзора по охране

атмосферного воздуха на подведомственных территориях санитарной службы (СЭС ГА) необходимо

исходить из следующих позиций:


а) выброс вредных веществ на авиапредприятиях (аэропорты, авиаремзаводы) происходит в

основном за счет сгорания топлива;


б) основным источником загрязнения являются воздушные суда (эмиссия авиадвигателей,

дренированное топливо). Причем в районе аэропорта наибольшее количество вредных веществ

поступает в атмосферу на наземном участке эксплуатации воздушного судна (при прогреве

авиадвигателей, рулении, взлете, посадке);


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
в) выбросы вредных веществ поступают в приземной слой, вызывая в основном локальное

загрязнение атмосферы на ограниченной территории. При этом уровень загрязнения и площадь

распространения загрязнения в значительной степени зависят не только от интенсивности

самолетодвижения в аэропорту, но и от метеорологических условий, расположения аэропорта и т.д.;


г) помимо авиадвигателей существенным источником загрязнения атмосферы в крупных

аэропортах являются котельные, работающие на твердом или жидком топливе, и спецавтотранспорт

(тягачи, топливозаправщики и т.д.);
д) территория расположения пассажирского комплекса аэропорта (аэровокзал, привокзальная

площадь, гостиница, пассажирский перрон) являются местом массового скопления пассажиров,

имеющих полиморфный состав по состоянию здоровья, возрасту и т.д., и поэтому относится к

территории населенных мест. Оценка уровня загрязненности воздуха на этой территории должна

проводиться, как для атмосферного воздуха населенных мест (список ПДК N 1892-78 с

последующими добавлениями), другие участки аэропорта (ВПП, дорожки руления, АТБ, территории

автобазы, котельной и т.д.) представляют собой рабочую зону. Оценка уровня загрязненности воздуха

на этих участках должна проводиться по ГОСТ 12.1.005-76 "Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-

гигиенические требования";
е) обеспечение заинтересованных организаций материалами об уровнях загрязнения атмосферы

для использования их при разработке оздоровительных мероприятий по охране природы может

проводиться только на основе систематических наблюдений в содружестве с органами ГКГМ СССР

и МЗ СССР.


Система санитарного надзора за состоянием атмосферного воздуха в аэропортах и других

эксплуатационных подразделениях ГА должна включать:


а) первичный контроль в целях определения фоновых загрязнений атмосферного воздуха (перед

сдачей объекта ГА в эксплуатацию);


б) систематический контроль с отбором проб атмосферного воздуха в заранее намеченных

точках (как на территории авиапредприятия, так и в санитарно-защитной зоне);


в) эпизодический анализ воздуха в целях рассмотрения жалоб населения, проживающего в

районе расположения авиапредприятий;


г) систематический контроль качества воздуха рабочих зон.
Выбор конкретного места для отбора проб воздуха проводится санитарным врачом совместно с

представителями метеорологической службы ОАО, членами Рабочей группы авиапредприятия по

охране труда. Выбору пунктов отбора проб должны предшествовать:
а) ознакомление с архитектурно-планировочной схемой аэропорта и прилегающей санитарно-

защитной зоной;


б) изучение метеорологических особенностей аэродрома, включая изучение розы ветров,

скорости ветров, частоты и длительности инверсий и т.д.;


в) выявление участков с застоем воздуха;
г) изучение интенсивности самолетодвижения в течение суток, по дням недели, по месяцам;
д) изучение данных о выбросах вредных веществ различными подразделениями

авиапредприятия.


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
Для организации контроля за уровнем загрязненности воздуха СЭС ГА должны быть оснащены

необходимым оборудованием и аппаратурой, в том числе:


- аспираторами для отбора проб воздуха (типа ЭА-822, ПРУ-4, М-114 и др.);
- пылемерами (типа ДПВ-1, РИП-4, ИКП-1 и др.);
- аналитическими весами (типа ВЛК-200-М и др.);
- фотоэлектроколориметром (типа ФЭК-56, ФЭК-60 и др.);
- поглотителями Зайцева, Петри с пористой пластинкой N 1 и N 2;
- химическими реактивами (согласно перечню на каждую методику);
- экспресс-анализаторами.
Из универсальных переносных газоанализаторов, использующих линейно-колористический

метод, рекомендуется газоанализатор ПГА ВПМ (Киевский завод аналитического приборостроения),

стационарный газоанализатор окиси углерода ГМК-3М (СКБ автоматизации газоаналитических

систем).
Для контроля величины выброса вредных веществ от автотранспорта рекомендуется

использовать газоанализатор окиси углерода ГАИ-1 (Смоленский завод средств автоматики),

измерители уровня дымления ИДА-106 "Атлас" (Кировский завод "Автоматика"), К-408

(Новгородский опытно-экспериментальный завод). Оценка выброса окиси углерода и дымления

проводится по ГОСТ 17.2.2.03-77 и 21598-75. Более подробный список применяемых в настоящее

время газоанализаторов приведен в справочнике "Оборудование химических лабораторий" [11]. В

этом же справочнике содержится список необходимых реактивов, лабораторной посуды и другого

инвентаря для проведения измерений.
В крупных СЭС ГА, помимо перечисленного оборудования, необходимо иметь

газохроматографическую аппаратуру с пламенно-ионизационными детекторами и детекторами по

теплопроводности ("Цвет" серии 100, Выру-Хром, ЛХМ и др.).
В качестве методического пособия по организации наблюдения и контроля за загрязнением

атмосферного воздуха следует использовать "Руководство по контролю загрязнения атмосферы" (Л.,

Гидрометеоиздат, 1979 г.), утвержденное Госкомгидрометом СССР и Минздравом СССР в июне

1978 г., а также "Руководство по методам определения вредных веществ в атмосферном воздухе" (Т.В.

Соловьева, В.И. Хрусталева, М., Медицина, 1974 г.), "Унифицированные методы атмосферных

загрязнений" (СЭВ, ч. I и II, М., 1970 - 1973 гг.), "Справочник по физико-химическим методам

исследования объектов окружающей среды" (Л., Судостроение, 1979 г.) и др. [12 - 23].
    Основными    вредными    веществами,    образующимися    при   

эмиссии
авиадвигателей,  сгорании  топлива  котельных  и  автотранспортных

средств,
являются окись углерода (CO), окислы азота (NO ), сернистый ангидрид

(SO ),
                                             

х                         2
углеводороды (CH ), а также аэрозоли твердых частиц.
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
                х
Попадая в воздушную среду, вредные вещества могут оказывать неблагоприятное воздействие

как на работников авиапредприятия, летно-подъемный состав, пассажиров и других лиц,

находящихся в аэропорту, так и на природную среду в целом. Вследствие этого концентрация

вредных веществ в воздухе авиапредприятий не должна превышать установленные предельно

допустимые уровни.
В табл. 1 приведены предельно допустимые концентрации основных вредных веществ в

атмосферном воздухе населенных мест и в воздухе рабочей зоны.


Таблица 1
----------------------------------T--T----------T-----T----T---T-----

-----¬
¦ Предельно допустимые концентрации ¦ CO ¦     NO    ¦ NO  ¦ SO  ¦ CH

¦ Взвешенные ¦
¦         (ПДК), мг/куб. м         ¦   ¦           ¦    2 ¦   2 ¦   х ¦

вещества ¦


+---------------------------------+--+----------+-----+----+---+-----

-----+
¦ ПДК для атмосферного воздуха     ¦ 5 ¦ 0,6       ¦ 0,085 ¦ 0,5 ¦ 5 

¦ 0,5       ¦
¦ (максимально разовая)            ¦   ¦           ¦      ¦     ¦   

¦           ¦


+---------------------------------+--+----------+-----+----+---+-----

-----+
¦ ПДК для атмосферного воздуха     ¦ 3 ¦ 0,06      ¦ 0,04

¦ 0,05 ¦ 1,5 ¦ 0,05      ¦
¦ (среднесуточная)                 ¦   ¦           ¦      ¦     ¦   

¦           ¦


+---------------------------------+--+----------+-----+----+---+-----

-----+
¦ ПДК для воздуха рабочей зоны     ¦ 20 ¦ 5 (в пе-  ¦ 5    ¦ 10  ¦ 300 ¦ 4,0

(сажа) ¦
¦                                  ¦   ¦ ресчете на ¦      ¦    

¦ (по ¦           ¦


¦                                  ¦   ¦ NO )      ¦      ¦     ¦ C)

¦           ¦


¦                                  ¦   ¦   2       ¦      ¦     ¦   

¦           ¦


L---------------------------------+--+----------+-----+----+---+-----
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
------
Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны - это те

концентрации, которые при ежедневной (кроме выходных) работе в течение 8 ч или другой

продолжительности, но не более 41 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не могут вызвать

заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами

исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих

поколений.


ПДК вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест - это такие концентрации,

которые не оказывают на человека прямого или косвенного вредного действия, не влияют на его

самочувствие, настроение, а также на растительность, климат, прозрачность атмосферы и санитарно-

бытовые условия жизни населения.


Загрязненный воздух аэропорта может распространяться на расположенные вблизи населенные

пункты, поэтому на границе санитарно-защитной зоны (СЗЗ) с коммунальными объектами

содержание вредных веществ не должно превышать ПДК для этих веществ, установленных для

атмосферного воздуха населенных мест.


Отбор проб воздуха является трудной и ответственной задачей. Трудность заключается в том,

что при одном и том же количестве поступления в воздух тех или других выбросов их концентрация

может сильно колебаться (в зависимости от метеоусловий, рельефа местности и т.д.).
Контроль атмосферных загрязнений в районе авиапредприятия рекомендуется выполнять на

стационарных и маршрутных постах, а также под факелом источника загрязнения. На маршрутных и

подфакельных постах отбор проб воздуха необходимо проводить последовательно по направлению

ветра на расстоянии от стационарного источника, согласованном с местными органами

здравоохранения. Кроме того, в связи с наиболее близким расположением к источникам выброса

вредных веществ аэровокзального комплекса необходимо проводить контроль содержания в воздухе

вредных веществ в зоне его воздухозабора (около вентиляционной шахты) и параллельно в

помещении аэровокзала.


Отбор проб в аэропортах I, II и III классов и внеклассовых рекомендуется проводить в

следующих точках: ВПП, пассажирский перрон, территория автобазы, склад ГСМ, котельная

(подфакельные наблюдения), стоянка самолетов, территория АТБ, дорожки руления самолетов к

ВПП.
В аэропортах IV и V классов воздух отбирается в трех точках: ВПП, пассажирский перрон,

стоянка самолетов.
Во всех аэропортах необходимо систематически проводить контроль загрязненности

атмосферного воздуха в авиагородке и в санитарно-защитной зоне (СЗЗ).


Периодичность анализов необходимо согласовывать с местными органами здравоохранения и

Госкомгидромета.


Отбор проб и анализ необходимо проводить, прежде всего, по пяти основным вредным

веществам, образующимся при сгорании топлива: окись углерода, окислы азота, углеводороды,

сернистый ангидрид и аэрозоли вредных частиц.
Кроме того, по показаниям рекомендуется проводить анализ других вредных примесей, выброс

которых предположителен по материалам инвентаризации источников их образования.


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
Отбор проб воздуха на территории АРЗ необходимо проводить не менее чем в трех точках, в

том числе в районе вентиляционных выбросов из мотороиспытательного цеха, цеха покраски и

гальванического участка.
Кроме того, пробы отбираются в санитарно-защитной зоне. Периодичность этих анализов

также согласовывается с городской СЭС и местными органами Госкомгидромета.


На каждом АРЗ по результатам инвентаризации выброса вредных веществ определяются

ингредиенты, по которым контролируется состояние окружающей среды. В этот перечень должны

входить, помимо пяти основных загрязнителей атмосферы (см. выше), такие вредные вещества как

соли тяжелых металлов, фенол, бензол, 3,4-бензпирен и др.


Отбор проб воздуха для определения максимально разовых концентраций вредных веществ в

воздухе осуществляют, как правило, в течение 20 - 30 мин. В каждой точке отбирают не менее 25

проб в течение нескольких дней на уровне 1,5 м от земли. Рекомендуется проводить отбор проб и их

анализ в разные сезоны, т.е. зимой, весной, летом и осенью.


Отбор среднесуточных проб рекомендуется проводить также на уровне 1,5 м от земли на

открытых площадях, в удалении от строений и при отсутствии видимой пыли. Пробы отбираются в

течение суток либо путем аспирации исследуемого воздуха через поглотительную систему

непрерывно (24 часа), либо путем аспирации воздуха через одни и те же поглотители с перерывами в

2 или 4 ч (т.е. 6 - 12 раз за сутки при 20 - 30-минутном отборе), либо путем аспирации исследуемого

воздуха через поглотительную систему различное число раз (6, 12, 24) по 20 - 30 мин. в каждую

пробу. В последнем случае каждую пробу анализируют отдельно [23].
Последний способ отбора проб можно считать наиболее целесообразным. Он позволяет не

только установить среднесуточную концентрацию вредного вещества в воздухе, но и одновременно

определить их максимальные концентрации в равные интервалы времени в зависимости от

интенсивности самолетодвижения, функционирования стационарных и передвижных объектов ГА.


В зависимости от применяемых методик анализа отбор проб воздуха проводится в газовые

пипетки, резиновые камеры, медицинские шприцы, снабженные герметическими заглушками,

поглотительные приборы с использованием электроаспираторов типа ЭА-30, ЭА-822, ПРУ-4, М-114,

автоматических пробоотборников типа АПВ-1 и др.


При оформлении результатов исследования в протокол необходимо вносить следующие данные:

дата и время отбора проб, метеоусловия, атмосферные явления, количество отобранного воздуха для

анализа, скорость аспирации, применяемый метод анализа, концентрация вредных веществ в мг/куб.

м. Кроме того, в протокол вносят следующие дополнительные сведения: название аэропорта, его

класс, количество взлетов и посадок воздушных судов за сутки (по типам судов). По завершении

анализов в конце года рассчитываются средние концентрации за сезон и за год, число наблюдений

концентраций больше ПДК, повторяемость (процент) концентраций больше ПДК за сезон и за год,

максимальные концентрации за сезон и за год.


При одновременном обнаружении в воздухе нескольких вредных веществ однонаправленного

действия оценку загрязненности воздуха проводят по суммарному эффекту.


Сумма отношений фактических концентраций каждого вещества к их ПДК не должна

превышать единицы:


                        С      С            С
                         1      2            n
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
                       ---- + ---- + ... + ---- = 1,
                       ПДК    ПДК          ПДК
                          1      2            n
    где:
    С , С , ..., С  - концентрации обнаруженных веществ с 

однонаправленным


     1   2        n
действием;
    ПДК , ПДК , ..., ПДК  - их предельно допустимые концентрации.
       1     2          n
Например, эффектом суммации обладают сернистый ангидрид и двуокись азота.
Атмосферный воздух считается не отвечающим гигиеническим нормативам, если из 10 средних

суточных проб или из 25 максимально разовых в двух или более пробах найденные концентрации

превышают ПДК.
Анализ вредных веществ
Анализ вредных веществ выполняется общепринятыми методиками, описанными в

соответствующих руководствах и методических указаниях [12 - 17].


Окись углерода рекомендуется определять:
а) инфракрасным методом по спектрам поглощения (газоанализаторы типа ГМК-3);
б) газохроматографическим методом, разработанным институтом общей и коммунальной

гигиены им. А.Н. Сысина АМН СССР. Метод основан на использовании детектора по

теплопроводности с предварительным вымораживанием пробы (хроматографы "Цвет" серии 100 и

др.);
в) линейно-колористическим методом с использованием переносных газоанализаторов типа

ЭА-0201, ПГА ВПМ, УГ-2 и др., основанных на использовании индикаторных трубок.
    Окислы азота (NO ) рекомендуется определять:
                    х
а) колориметрическим методом суммарного и раздельного определения окиси и двуокиси азота.

Суммарное определение основано на окислении окиси азота до двуокиси с помощью окислительной

смеси, нанесенной на твердый сорбент, и последующем определении двуокиси азота с реактивом

Грисса-Илосвая;


б) хемилюминесцентным методом с использованием газоанализатора ГХЛ-1;
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
в) линейно-колористическим методом с использованием переносных газоанализаторов типа

ЭА-0201, ПГА ВПМ, УГ-2 и др., основанных на использовании индикаторных трубок.


Следует отметить, что рекомендуемые линейно-колористические методы предназначены только

для анализа воздуха рабочих зон и не могут быть использованы для анализа воздуха населенных мест

и коммунальных объектов.
Определение сернистого ангидрида рекомендуется проводить на кулонополярографическом

газоанализаторе ГКП-1 или электрохимическом газоанализаторе "Атмосфера-1". Кроме того,

определение сернистого ангидрида можно проводить обычными фотометрическими методами,

основанными на окислении его до сульфат-моно.


Анализ воздуха на твердые частицы рекомендуется проводить либо гравиметрическим методом,

либо с помощью специально выпускаемых отечественной промышленностью пылемеров ИКП-1,

РИП-4 и др.
Определение 3,4-бензпирена рекомендуется проводить флуоресцентно-спектральным методом,

основанным на использовании спектрографа ИСП-51 с фотоэлектрической приставкой ФЭП-1 [12].


Определение углеводородов, включая алифатические и ароматические соединения,

рекомендуется проводить газохроматографическим методом. Этим же методом одновременно могут

определяться кислородсодержащие органические соединения. Наиболее приемлемым детектором для

фиксации углеводородов и кислородсодержащих органических веществ является пламенно-

ионизационный детектор (ПИД). Для экспресс-определения паров бензина или керосина в воздухе

рабочих зон целесообразно использовать газоанализаторы типа ПГА ВПМ.


Метод газовой хроматографии обладает возможностью обнаруживать очень небольшие

количества химических соединений в газовых смесях сложного состава. Газохроматографическое

определение отличается высокой специфичностью обнаруживаемых ингредиентов, хорошей

воспроизводимостью получаемых результатов, достаточной точностью.


Немаловажно и то, что с помощью газохроматографического метода отбор проб можно

проводить очень быстро, без использования электрической энергии.


Особенно возрастают положительные качества газовой хроматографии, когда есть возможность

использовать современные высокочувствительные детекторы - пламенно-ионизационный,

электронного захвата, водородный, гелиевый, термокондуктометрический и др.
В настоящее время отечественная промышленность выпускает самые разнообразные

хроматографы, снабженные указанными детекторами. Наиболее распространенными из

отечественных хроматографов являются "Цвет-6", "Ниохром", "Нефтекин", "Выру-Хром", "Цвет" серии

100 и др. Метод газовой хроматографии целесообразно использовать в сочетании с другими

методами санитарно-химического анализа (фотоэлектроколориметрия, нефелометрия,

спектрофотометрия, инфракрасная спектроскопия и др.).


Оценка уровня загрязненности воздуха обычно проводится комплексно. Отбор проб воздуха для

газохроматографического анализа рекомендуется осуществлять одновременно с отбором проб для

анализа другими методами. Пробы воздуха для газохроматографического анализа можно отбирать в

герметизируемые стеклянные медицинские шприцы или газовые пипетки. В отдельных случаях

допускается производить отбор в мешки Дугласа, футбольные или волейбольные камеры

(определение окиси углерода, метана, других нерастворимых в воде и несорбируемых резиной

веществ).
Пробы воздуха (в герметически закрытых шприцах или газовых пипетках) доставляются в
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
лабораторию в горизонтальном положении. Анализ проб проводится по возможности в день отбора.
Определение углеводородов и кислородсодержащих органических веществ (ацетон, этанол и

др.) рекомендуется проводить на газовом хроматографе с пламенно-ионизационным детектором.

Обычно для качественного и количественного анализа вредных веществ используются по две

параллельные стальные колонки с внутренним диаметром 3 - 4 мм, заполненные различными

набивками. Одна из таких методик отработана в ГосНИИ ГА и может быть рекомендована для

газохроматографического анализа ацетона, этанола, бензола и других вредных веществ в воздухе.


I колонка
Набивка - силиконовая смазка ДС-550 на шималите;
длина колонки - 3 м;
внутренний диаметр - 4 мм;
температура разделения - 100 - 110 °С;
температура инъектора - 130 - 140 °С;
газ-носитель - гелий (допускается также азот);
скорость газа-носителя - 40 мл/мин.;
скорость водорода - 30 мл/мин.;
скорость воздуха - 300 мл/мин.
II колонка
Набивка - парапак Q;
длина колонки - 2 м;
внутренний диаметр - 4 мм;
температура разделения - 150 °С;
температура инъектора - 160 - 170 °С;
газ-носитель - гелий (азот);
скорость газа-носителя - 40 мл/мин.;
скорость водорода - 30 мл/мин.;
скорость воздуха - 300 мл/мин.
Водород попадает в детектор обеих колонок либо из баллона, либо из генератора. Подача

воздуха осуществляется либо из компрессора, либо из газового баллона.


На обеих колонках анализ производится после тщательной продувки колонок и выхода прибора

на нулевой режим. Проверка "готовности" прибора к анализу проводятся по показаниям самописца

при максимальной чувствительности усилителя хроматографа.
Объем пробы для анализа обычно составляет от 2,0 до 5,0 мл. Качественные показатели по

идентификации вредных веществ, присутствующих в пробе, определяются по времени выхода и


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
времени удерживания путем сравнения экспериментальных данных с фактическими показателями

чистых веществ (на обеих колонках). Для количественного обсчета показаний строится

калибровочный график (по чистым веществам). Впуск в хроматограф чистых веществ осуществляется

при помощи микрошприца.


Чувствительность усилителя хроматографа подбирают таким образом, чтобы сигналы детектора

от всех анализируемых пиков укладывались на ленте самописца. Обычно эти величины близки к

максимальным значениям. Точно также следует поступать и при использовании других методик

газохроматографического анализа [12 - 18, 23].


Помимо непосредственного анализа проб воздуха, несомненно, целесообразным является

газохроматографический анализ с концентрированием анализируемых веществ на твердых сорбентах

(активированный уголь, силикагель и др.) с последующей десорбцией их органическим

растворителем или током газа-носителя [13, 18]. Воздух пропускают через сорбент в течение 20 - 30

мин. Общий объем анализируемого воздуха может составлять 100 - 150 и более литров. Десорбцию с

твердого сорбента для анализа легкокипящих органических соединений можно проводить

бензиловым спиртом или другим подходящим растворителем (в зависимости от целей работы).

Количество растворителя обычно составляет 2 - 3 мл. После извлечения вредных веществ с твердого

сорбента пробу вводят в испаритель хроматографа с помощью микрошприца (объем пробы 1 - 2

микролитра). Этот способ анализа позволяет увеличить предел определения вещества в воздухе в

десятки раз. Можно пользоваться и другими способами концентрирования определяемых веществ из

воздуха (вымораживание, упаривание и др.).


Для газохроматографического анализа углекислого газа в воздухе рекомендуется пользоваться

хроматографом, снабженным детектором по теплопроводности.


Одним из таких хроматографов является ХЛ-69. Прибор позволяет определить содержание

углекислого газа в воздухе в концентрациях от 0,01 до 100%. Хроматографическую колонку

рекомендуется заполнять полисорбом-102. Температура термостата колонки - 50 °С. Газ-носитель -

гелий. Скорость газа-носителя - 40 - 50 мл/мин. Объем пробы - 5 мл. Ток детектора - 75 - 65 мА.


Расчет содержания углекислого газа в воздухе проводится по калибровочному графику. Его

строят по эталонным газовым смесям углекислоты в азоте или воздухе. Рекомендуется использовать

такие газовые смеси, состав которых будет близок к предполагаемому содержанию углекислоты в

анализируемом воздухе.


Определение других вредных веществ в атмосферном воздухе проводится в случае установления

их повышенного выброса. Такими веществами могут быть аэрозоли смазочных масел, формальдегида,

пары различных растворителей, кислоты и др. Их определение проводится общепринятыми

санитарно-химическими методами [12 - 18].



  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал