Методологические основы управления социальным развитием региона в контексте региональной социально-экономической политики



страница1/5
Дата26.04.2016
Размер0.88 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5
На правах рукописи

Лубашев Евгений Александрович


МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Специальность 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством

(региональная экономика)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Санкт-Петербург 2014

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики».


Научный консультант:

Двас Григорий Викторович,

доктор экономических наук, профессор



Официальные оппоненты:

Гринберг Руслан Семенович,

доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук, директор ФГБУН « Институт экономики Российской академии наук » ;



Глухов Владимир Викторович,

доктор экономических наук, профессор, проректор по организационной и экономической деятельности ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет » ;



Ходачек Владислав Михайлович,

доктор экономических наук, профессор,



профессор кафедры макроэкономического регулирования Северо-Западного института управления, ФГБОУ ВПО « Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации » .





Ведущая организация:



ФГАОУ ВПО « Национальный исследовательский университет « Высшая школа экономики » (Санкт-Петербургский филиал).


Защита состоится 3 июня 2014 года в 15.00 на заседании диссертационного совета Д 002.079.01 в Институте проблем региональной экономики РАН, по адресу: 190013, г. Санкт-Петербург, ул. Серпуховская, 38.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института проблем региональной экономики РАН.


Автореферат разослан «___» _________ 2014 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета Шабунина Т.В.


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования

В последние десятилетия в России проводятся глубокие преобразования, затрагивающие социально-экономические отношения, политическую и идеологическую системы. Одновременно с тенденциями либерализации экономики и развитием института частной собственности в стране происходит регионализация власти, расширение полномочий субъектов РФ в процессах управления социальным развитием. При этом система отношений, построенная на многосубъектном балансе интересов, позволяющая в перспективе получить ощутимые социальные эффекты, является и причиной усиления региональной дифференциации.

Экономические реформы 90-х оказали негативное воздействие на социально-экономическую ситуацию в стране. По уровню большинства макроэкономических показателей за последние 5 лет Российская Федерация отстает от развитых стран. По уровню же социально-экономических показателей, таких как ВВП на душу населения, уровень доходов, расходы государства на социальную сферу, индекс Дженни, индекс развития человеческого капитала и других наша страна находится рядом с экономически отсталыми странами. Таким образом, можно говорить о кризисном состоянии социально-экономической системы государства.

Очевидно, что центральным звеном социально-экономической системы общества выступает человек. Удовлетворение его потребностей, защита прав и свобод, наконец, воспроизводство самого человека – является основной задачей органов власти и других институтов. Все вышеназванные процессы реализуются в рамках социального развития.

Социальное развитие региона должно быть эволюционным процессом, т.е. удовлетворять закону о возвышении потребностей и способствовать воспроизводству человеческого капитала. В рамках социального развития необходимо обеспечивать постоянное повышение качества и уровня жизни, положительный естественный прирост населения и улучшать его качественные характеристики.

Но на практике можно наблюдать другие тенденции: от застойных процессов до регрессивных. Сегодня в большинстве регионов России естественный прирост отрицательный, и воспроизводство населения обеспечивается только за счет активных миграционных процессов. Статистика свидетельствует об активных деградационных явлениях: наркомании, алкоголизме, криминализации как в сфере взрослого, так и детского населения. Эксперты отмечают резкое падение качества всех уровней образования: от школьного до высшего профессионального, а также снижение общего уровня культуры среди населения.

Для достижения эволюционного социального развития необходима разработка специальной политики – политики социального развития, которая должна формироваться и реализовываться как самостоятельное направление региональной социально-экономической политики, способствуя тем самым учету интересов и потребностей населения.

В рамках данного вида политики в субъектах РФ должны быть внедрены принципиально новые механизмы управления социальным развитием, основанные на императиве повышения качества жизни населения и обязательном всестороннем учете региональной специфики.



Степень разработанности исследуемой темы

Среди зарубежных ученых, занимавшихся разработкой вопросов развития теории социального государства, социального развития, социальной политики можно отметить работы Н. Аберкромби, А.Вагнера, Г.Геллера, В. Зомбарта, Л.Джорджа, Ф.Наумана, Ю.Офнера, Дж. Роулза, Б. Тернера, Ф.А. Хайека, Л. Штейна, Л. Эрхарда и др.

Среди отечественных исследователей проблем социального развития и социально-экономической политики можно отметить научные работы Н.А.Волгина, И.А.Григорьевой, Р.С.Гринберг, В.И.Жукова, О.В.Заборовской, М.Ф.Замятиной, В.М.Капицына, Э.Н.Кроливецкого, Ю.В.Кузнецова, В.И.Курбатова, И.М.Лаврененко, Д.С. Львова, Г.И.Осадчей, В.Р. Полозова, В.Г.Попова, А.А.Румянцева, И.И. Сигова, Т.Ю.Сидориной, В.Ф.Уколова, А.М. Ходачека, Е.И.Холостовой, В.Е.Чиркина и др.



Проблемы социально-экономической политики в региональном разрезе, особенности ее разработки и реализации в субъектах РФ и муниципальных образованиях отражены в работах таких исследователей, как Б.М.Гринчель, В.В. Глухов, Б.С.Жихаревич, В.М.Данилова, Г.В.Двас, Т.С.Дымнич, С.Н.Левин, С.В. Кузнецов, А.М.Малинин, Н.М.Межевич, Л.В.Мельникова, Е.А.Морозова, В.Е.Рохчин, С.Н.Смирнов, В.М. Ходачек и др.

Некоторые аспекты управления человеческим капиталом как основным объектом социального развития рассмотрены в исследованиях Г.Беккера, Ю.Г.Быченко, Э.Д.Вильховченко, Ф.Б.Власова, В.О.Евсеева, М.В.Журавлева, С.А.Иванова, Н.Е. Колесникова, М.М.Критского, С.А.Курганского, И.В.Скобляковой, Е.Г. Слуцкого, И.В.Соболевой, Т.Стюарта, Г.Шмидта, Т.Шульцаи других ученых.

Узкоспециализированным вопросам социального развития, таким, например, как формирование социальной инфраструктуры, посвящены работы Е.В.Башмачниковой, Ш.З.Валиева, З.Г.Зайнашевой, Н.Н.Иванова, Н.А.Платоновой, В.К.Романович, Н.З.Солодиловой, И.Т.Шаяхметова и др.

Однако часть вопросов, касающихся социального развития и региональной социально-экономической политики, в том числе и в части формирования терминологического аппарата, требуют проведения дополнительных исследований. Существует необходимость в разработке единых терминологических и сущностных подходов к понятию «социальное развитие» как научной категории.

Ощущается явный недостаток исследований, посвященных теоретическим и методологическим основам формирования и реализации региональной политики социального развития, управления социальным развитием региона.

Практически отсутствуют работы, посвященные организации взаимодействий федеральной, региональной, муниципальной власти, бизнес-структур и структур гражданского общества в рамках реализации региональной социально-экономической политики.

Представляется необходимым проведение прикладных исследований особенностей социального развития регионов с учетом объективных и субъективных оценок.

Выше изложенное подтверждает актуальность выбранной темы и определяет цель и задачи диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования заключается в разработке методологических основ управления социальным развитием региона в контексте региональной социально-экономической политики.

Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:

- выявить тенденции, характеризующие степень устойчивости и сбалансированности развития субъектов Российской Федерации, а также проблемы управления социальным развитием регионов и факторы, влияющие на эффективность этой деятельности;

- уточнить термины, используемые для описания социального развития региона, в том числе – в увязке с теоретическими основами региональной социально-экономической политики;

- обосновать цели региональной социально-экономической политики, а также определить принципы ее построения;

- определить субъект, объект, механизмы и ресурсы управления социальным развитием региона;

- выявить и исследовать специфические особенности субъектно-объектных взаимодействий и инструментов в системе управления социальным развитием региона;

- разработать методический аппарат, позволяющий на основе совместного анализа объективных и субъективных оценок параметров, характеризующих особенности социально-экономического развития регионов России, получить наиболее адекватное представление об эффективности управления устойчивым, сбалансированным развитием региона и выработать предложения по совершенствованию такого управления.



Объектом исследования является система управления социальным развитием региона как элемент региональной социально-экономической политики.

Предметом исследования являются имманентные особенности управления социальным развитием региона и их влияние на формирование региональной социально-экономической политики.

Научная новизна диссертационного исследования связана с разработкой и обоснованием методологических основ управления социальным развитием региона в контексте региональной социально-экономической политики.

Научная новизна полученных в ходе исследования результатов заключается в следующем:

1. Развито понятие социального развития как совокупности эволюционных процессов использования потенциала соответствующей территории (эндогенного и экзогенного относительно рассматриваемой территории) с целью воспроизводства и совершенствования человеческого капитала, а также создания для населения возможности в настоящем и будущем удовлетворять весь комплекс своих физиологических и социальных потребностей объективного и субъективного характера.

2. Введено понятие и развиты теоретические и методологические основы политики социального развития как целенаправленной деятельности органов власти по обеспечению, во взаимодействии с бизнес-сообществом, общественными институтами и населением, сбалансированного социального развития региона. Доказано, что региональная политика социального развития должна рассматриваться как суперпозиция региональной локализации федеральной политики социального развития (с учетом региональной специфики) и сферы самостоятельной региональной политики, ориентированной на достижение сбалансированного социального развития мерами, составляющими компетенцию региональных органов управления.

3. Обоснована классификация регионов по типу социального развития, в рамках которой выделены четыре основных обобщенных типа регионов, характеризующихся:

- опережающим социальным развитием;

- сбалансированным развитием;

- стагнационным социальным развитием;

- регрессивным социальным развитием.

4. Выявлены общие и специфические принципы, которым должна удовлетворять региональная политика социального развития для обеспечения сбалансированного развития. К специфическим относятся принципы, которые применяются только в политике социального развития, а именно:

- приоритетность высокого качества жизни;

- сочетание унифицированности и индивидуальности;

- партнерство в рамках многосубъектного управления;

- социальная ответственность;

- реактивность управления;

- императивность социальной поддержки как элемента социальной справедливости.

5. Выявлена специфика управленческой деятельности при реализации функций социального развития региона (СРР) в рамках управления его устойчивым развитием, которая проявляется как в формировании основных элементов системы управления СРР, которыми являются субъект управления, объект управления, механизм управления (совокупность управляющих воздействий), обратная связь и ресурсное обеспечение, так и в специфике их взаимодействия. Установлено, что субъектом управления СРР является совокупность органов власти (федеральных, региональных и муниципальных), предприятий различных организационно-правовых форм, оказывающих услуги населению, бизнес-сообщества региона, общественных (неправительственных) организаций, политических партий, объединений, некоммерческих организаций, церкви, научного сообщества и т.д. Объектом управления СРР является совокупность двух подсистем – населения региона и социальной сферы региона.

6. Разработаны методологические основы проблемно-ориентированного целеполагания, заключающегося в построении системы показателей сбалансированности социального развития региона, характеризующих количественные и качественные параметры элементов региональной социально-экономической системы в текущем периоде с учетом интересов будущих поколений, имеющихся ограничений и возможных рисков. Такая система автоматически интегрирует в себе критерии оценки уровня жизни, качества жизни, индикаторы устойчивого развития, показатели экономической безопасности и удовлетворенности населения результатами, тенденциями и перспективами развития.

7. Разработана методология типологизации регионов по уровню социального развития, включающая определение индексов социального благополучия регионов, отнесение их к одному из шести таксонов, формируемых по уровню социального благополучия, и выработку механизмов и инструментов управления социальным развитием, наиболее эффективных для соответствующих таксонов.

8. Разработан индекс социального благополучия – используемый для оценки текущего уровня и динамики социального развития региона интегральный показатель, определяемый как средневзвешенная величина рангов (изменяются дискретно от 1 до 6 в порядке убывания уровня социального развития регионов) по уровню темпов развития (за определенный период времени) каждого из десяти отобранных показателей, позволяющих в совокупности наиболее адекватно оценить уровень и динамику социального развития регионов России.

9. Разработана и апробирована методика применения контент-анализа Интернет-источников для получения информации о восприятии гражданским обществом текущих результатов управления социальным развитием региона, в которой использовался датированный по времени сбора информации запрос на получение соответствующей информации, характеризующей семантическое поле ряда понятий, связанных с проблемами и решением вопросов социально-экономического развития в регионах России, из одной из наиболее авторитетных и масштабных по объему хранящейся информации поисковых систем Google.

10. Разработана и апробирована позволяющая получить наиболее адекватное представление об эффективности управления устойчивым сбалансированным развитием региона методика корреляционного анализа данных, полученных из трех различных источников: официальных данных Росстата, экспертных оценок и результатов проведенного в соответствии с разработанной автором методикой контент-анализа Интернет-ресурсов.



Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы определяется ее актуальностью, научной новизной и достигнутой в рамках сформулированной концепции степенью адекватности отражения выявленных проблем при совершенствовании механизма управления социальным развитием региона. Значимость диссертации состоит в том, что ее концептуальные положения, методологические положения и выводы позволяют существенно расширить комплекс знаний, теорию, методологию, методики и методы организации процесса управления социальным развитием региона в контексте региональной социально-экономической политики.

Практическая значимость диссертационной работы определяется возможностью использования результатов и рекомендаций по формированию теоретических и методологических основ управления социальным развитием региона при разработке региональных целевых программ и муниципальных планов развития в социальной сфере, при принятии управленческих решений по модификации объектов социальной инфраструктуры, а также при формировании взаимодействий с различными субъектами региональной социально-экономической политики.



Методологию и методы исследования составили ряд общетеоретических, общеметодологических, междисциплинарных и научных подходов, методов исследования; социологические методы; моделирование; историко-классификационный, институциональный, системный анализ; контент-анализ; структурно-функциональный и вероятностный подходы к решению проблем управления социальным развитием региона; различные виды научного анализа. В диссертации использованы результаты исследований и практической деятельности автора, статистические данные, характеризующие особенности региональной социально-экономической политики, теоретические положения и выводы современной зарубежной и отечественной экономической науки.

Положения, выносимые на защиту

- развито понятие «социальное развитие»;

- обоснована классификация регионов по типу социального развития;

- введено понятие региональной политики социального развития;

- выявлены общие и специфические принципы, которым должна удовлетворять региональная социальная политика;

- выявлена специфика управленческой деятельности при реализации функций социального развития региона;

- разработана методология проблемно-ориентированного целеполагания;

выявлены особенности механизма управления социальным развитием региона;

- разработан индекс социального благополучия, используемый для оценки текущего уровня и динамики социального развития региона;

- разработана методология типологизации регионов по уровню социального развития, включающая определение индексов социального благополучия регионов;

- разработана и апробирована методика применения контент-анализа Интернет-источников для получения информации о восприятии гражданским обществом текущих результатов управления социальным развитием региона; разработана и апробирована методика корреляционного анализа данных, полученных из трех различных источников: официальных данных Росстата, экспертных оценок и результатов проведенного в соответствии с разработанной автором методикой контент-анализа Интернет-ресурсов.

Степень достоверности и апробация результатов исследования

Достоверность результатов диссертационного исследования обеспечивается использованием нормативно-правовой базы Российской Федерации; официальных статистических данных, характеризующих процессы управления социальным развитием региона; применением методик сбора и обработки исходной информации; непосредственным участием диссертанта в проведении социологических исследований; успешной апробацией, полученных в диссертации выводов и рекомендаций.



Результаты диссертационного исследования были использованы при разработке долгосрочной целевой программы «Демографическое развитие Ленинградской области на 2012-2014 годы», утвержденной Постановлением Правительства Ленинградской области от 25 мая 2012 г. № 180, а также долгосрочной целевой программы «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронном виде, на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Ленинградской области на 2012-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Ленинградской области от 27 октября 2011 г. № 349.

Материалы диссертационной работы были представлены на VIII Всероссийской научно-теоретической конференции «Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере» (Сыктывкар, 2009 г.), I Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в сфере сервиса: проблемы и перспективы» (Санкт-Петербург, 2010 г.), III Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в сервисе» (Санкт-Петербург, 2012 г.), XV Международной научно-практической конференции «Проблемы современной экономики» (Новосибирск, 2013 г.), XXII Международной научно-практической конференции «Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд» (Новосибирск, 2013 г.), VII международной научно-практической конференции «Приоритетные научные направления: от теории к практике» (Новосибирск, 2013 г.) и других.

Область исследования и результаты соответствуют паспорту специальности научных работников 08.00.05 – «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – региональная экономика», следующим его пунктам: п.3.5. Пространственно-экономические трансформации; региональная социально-экономическая дифференциация; пространственная интеграция и дезинтеграция страны; п.3.10. Исследование традиционных и новых тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально-экономических систем; п.3.12. Региональные особенности социально-экономического развития; типы регионов (развитые и депрессивные, доноры и реципиенты, монопродуктовые и диверсифицированные, с крупными городскими агломерациями и без них и др.), методические проблемы классификации и прикладные исследования особенностей развития различных типов регионов; п.3.14. Проблемы устойчивого сбалансированного развития регионов; мониторинг экономического и социального развития регионов; п.3.16. Региональная социально-экономическая политика; анализ особенностей и оценка эффективности региональной экономической политики в Российской Федерации, федеральных округах, субъектах Федерации и муниципальных образованиях; п.3.17. Управление экономикой регионов. Формы и механизмы взаимодействия федеральной, региональной, муниципальной власти, бизнес-структур и структур гражданского общества. Функции и механизмы управления; п.3.18. Проблемы разграничения полномочий и предметов ведения/сфер компетенции между федеральной, региональной, муниципальной властью. Цели и механизмы федеральной политики регионального развития. Формы и механизмы взаимодействия Федерации и ее субъектов при решении ключевых вопросов социально-экономического развития; п.3.21. Организация и оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и администраций муниципальных образований; применение таких оценок в системе государственного управления и контроля, а также Номенклатуре специальностей научных работников, утвержденной приказом Минобрнауки РФ от 25.02.2009 г. № 59.

По теме диссертационного исследования автором опубликовано 47 научных работ общим объемом 67,62 печатных листа.



Структура, содержание и объем диссертации определены поставленной целью и задачами исследования. Диссертация состроит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В первой главе «Концептуальные основы социального развития в контексте региональной социально-экономической политики» проанализировано влияние тенденций и закономерностей развития региональных социально-экономических систем на трансформацию социальных проблем в современной России; рассмотрены основы социального развития в контексте экономической теории; разработаны теоретические и методологические принципы построения региональной политики социального развития как составляющей региональной социально-экономической политики.


  1. Развито понятие «социальное развитие региона»

Очевидно, что центральным звеном социально-экономической системы общества является человек. Решение его социальных проблем, удовлетворение потребностей, защита прав и свобод, наконец, воспроизводство самого человека – основные задачи органов власти и других институтов. Реализация этих задач осуществляется в рамках социального развития, формируя его.

Термин «социальное развитие» широко употребляется в официальных текстах для обозначения процессов, происходящих в социальной сфере. Но ни в научной литературе, ни в нормативно-правовых актах нет однозначного толкования данного термина. Некоторая определенность термина «социальное развитие» существует только в смысле его динамического характера, но не в теоретических содержательно-структурных аспектах. Чаще говорится о социальном обеспечении, социальной защите, социальных рисках, но не о социальном развитии. Многие исследователи отождествляют социальное развитие с социально-экономическим, что является неверным, поскольку последнее учитывает, помимо социальных процессов, экономические, т.е. подразумевает не только развитие общества (личности), но и всей социально-экономической системы территории, включая хозяйствующие субъекты, финансово-кредитные учреждения и т.д.В экономической литературе социальное развитие, как правило, ассоциируется с понятием благосостояния, с его ростом. С этим также можно не согласиться, поскольку рост благосостояния, уровня жизни не всегда приводит к личностному развитию, к удовлетворению всех общественных потребностей.

На настоящий момент не сложились единые терминологические и сущностные подходы к социальному развитию как научной категории, равно и как к объекту управления. Дополнительную сложность при формировании такого единого подхода составляет то обстоятельство, что демографические проблемы и, например, проблемы развития отдельных социальных групп имеют явно выраженные региональные различия, что приводит к тому, что у разных исследователей, изучающих процессы социального развития на базе конкретных территорий или административно-территориальных образований, у которых социальные проблемы могут иметь диаметрально противоположные доминанты, могут оказаться сформированными совершенно разные наборы предпосылок для анализа, обобщения и выводов.

Анализ подходов ученых, представляющих разные отрасли науки, позволяет сформулировать комплекс ключевых аспектов, которые должны быть учтены при разработке теоретических основ социального развития:

1) ядром социального развития является индивидуум (личность);

2) индивидуумы составляют человеческий капитал, являющийся важнейшим ресурсом функционирования соответствующей социально-экономической системы;

3) для формирования эффективного человеческого капитала необходимо обеспечить каждого индивидуума необходимыми ресурсами и условиями для существования и развития, т.е. удовлетворить его потребности;

4) потребности могут носить объективный и субъективный характер, поэтому при управлении социальным развитием должен применяться принцип индивидуализации;

5) при управлении социальным развитием необходимо учитывать закон возвышения потребностей, поэтому социальное развитие должно носить эволюционный характер;

6) человеческий капитал должен расширенно воспроизводиться как количественно (прирост населения), так и качественно (развитие населения).

Для достижения семантического соответствия указанным аспектам представляется дать следующее определение социального развития как объекта исследования:



Социальное развитие – совокупность эволюционных процессов использования потенциала соответствующей территории (эндогенного и экзогенного относительно рассматриваемой территории) с целью воспроизводства и совершенствования человеческого капитала, а также создания для населения возможности в настоящем и будущем удовлетворять весь комплекс своих физиологических и социальных потребностей объективного и субъективного характера.

При этом социальная сфера может быть определена как совокупность ресурсов и механизмов их использования в процессах социального развития. Экономическая, политическая, финансовая, инвестиционная, инновационная сферы, несмотря на влияние на социальную сферу через определенные элементы, остаются внешними по отношению к социальному развитию. Они образуют с ним связи, каждая из которых имеет неодинаковое значение для социального развития.




  1. Обоснована классификация регионов по типу социального развития

На основании изучения статистических данных и общей оценки ситуации в Российской Федерации можно выделить четыре основных обобщенных типа социального развития региона:

- опережающее социальное развитие, при котором показатели воспроизводства человеческого капитала и удовлетворения потребностей населения имеют избыточно завышенные темпы роста, нарушающие принципы устойчивого развития (недостаток: ускоренное использование ресурсов/ потенциала, способное вызвать нестабильность процессов развития в средне- и долгосрочной перспективе);

- сбалансированное развитие, при котором показатели воспроизводства человеческого капитала и удовлетворения потребностей населения имеют положительную динамику, соответствующую балансу между ресурсами (потенциалом) и целями социального развития;

- стагнационное социальное развитие, при котором показатели воспроизводства человеческого капитала и удовлетворения потребностей населения имеют либо слабо выраженную положительную, либо и вовсе нулевую динамику (недостаток: отсутствие количественного и качественного общественного прогресса);

- регрессивное социальное развитие, при котором показатели воспроизводства человеческого капитала и удовлетворения потребностей населения имеют отрицательную динамику.

Оптимальным является второй вид регионального социального развития (сбалансированный), предполагающий нарастание позитивных процессов при эффективном и рациональном использовании ресурсов территории, обеспечивающем непрерывность развития и относительную стабильность процессов, характеризующих социальное развитие региона. Такое развитие может быть достигнуто в рамках специального направления региональной социально-экономической политики - региональной политики социального развития.


  1. Введено понятие региональной политики социального развития

В диссертационном исследовании выдвинута гипотеза о том, что для достижения сбалансированного социального развития необходима разработка и реализация особого вида политики – региональной политики социального развития, ориентированной на организацию управления совокупностью направленных на обеспечение социального развития общественных отношений в процессе формирования и использования всех видов ресурсов различными общественными сферами жизнедеятельности.

На сегодняшний день теоретические основы данного вида политики, ее целевая база и методология исследования, как и научные основы самого социального развития, развиты недостаточно.

Социальное развитие должно быть эволюционным процессом, т.е. удовлетворять закону возвышения потребностей и способствовать воспроизводству человеческого капитала, т.е. политика социального развития посредством рационального использования всех имеющихся на территории региона ресурсов должна обеспечивать постоянное повышение уровня и качества жизни, положительный естественный прирост населения и обеспечивать улучшение его качественных характеристик.

Из-за значительных различий в природных, демографических, экономических и других условиях исключительно важное значение имеет локализация федеральной политики социального развития на региональном уровне и ее гармонизация с региональной политикой, реализуемой региональными властями в соответствии с закрепленными за ними полномочиями в рассматриваемой сфере и за счет собственных средств. Повышение роли региональной политики регионального развития определяется дифференциацией и тенденциями, происходящими в регионах, такими как усиление этнонациональных процессов и настроений в регионах или усиление асимметрии экономического развития, необходимостью учета специфических региональных особенностей, в том числе различных стартовых условий при реорганизации социальной сферы в регионах, несовершенством системы разграничения полномочий, социально-политической нестабильностью в отдельных регионах, неравномерным влиянием мирового экономического кризиса на различные регионы.

Таким образом, с учетом того, что в последние годы все больше полномочий в сфере социального развития передается на уровень субъектов РФ, можно сделать вывод о том, что реализация региональной политики социального развития является одной из важнейших задач органов управления субъектов РФ.

Совместный анализ описанных процессов и явлений позволяет предложить следующее определение региональной политики социального развития:

Региональная политика социального развития (РПСР)– это целенаправленная деятельность органов власти по обеспечению, во взаимодействии с бизнес-сообществом, общественными институтами и населением, сбалансированного социального развития региона. При этом региональная политика социального развития должна рассматриваться как суперпозиция региональной локализации федеральной политики социального развития (с учетом региональной специфики) и сферы самостоятельной региональной политики, ориентированной на достижение сбалансированного социального развития мерами, составляющими компетенцию региональных органов управления.

Очевидно, что региональная политика социального развития имеет достаточно широкую сферу применения, затрагивая самые различные стороны жизни населения. Чтобы более четко определить предметную область РПСР, необходимо выделить ее направления. В общем, можно выделить три основных критерия для дифференциации направлений РПСР: сферный (в сфере социально-трудовых отношений, в сфере охраны здоровья, в сфере образования, в сфере культуры и досуга, жилищная политика и т.д.); объектный, определяющий ориентацию РПСР на социально-демографические группы населения (РПСР в отношении детей и подростков, в отношении молодежи, женщин, пожилых людей, инвалидов, работающих и т. д.) и проблемно-ориентированный, предполагающий решение в рамках РПСР основных проблем (РПСР, направленная на снижение криминализации и маргинализации, РПСР в сфере урегулирования конфликтов и т.д.).

На основе сочетания и интеграции вышеназванных подходов автором выделены следующие направления региональной политики социального развития:


  1. Регулирование демографической ситуации.

  2. Социальная защита.

  3. Формирование и развитие (модернизация) социальной инфраструктуры.

  4. Обеспечение здоровья граждан.

  5. Развитие системы образования и науки.

  6. Развитие трудовых отношений.

  7. Реформирование сферы жилищно-коммунального хозяйства.

  8. Снижение депривационных и деградационных процессов в обществе.

Названные направления определяют такие виды региональной политики социального развития, как политика социальной защиты; демографическая политика; развитие социальной инфраструктуры; политика в сфере образования; политика в сфере здравоохранения; трудовая политика; политика в сфере ЖКХ; антидепривационная и антидеградационная политика.

Резюмируя все вышесказанное, можно говорить о том, что эффективная политика социального развития, исходя из своей генеральной цели, а именно достижения сбалансированного социального развития, выполняет следующие функции: демографическую; защитную; функцию обеспечения; функцию адаптации и социализации; экономическую; функцию развития; интегративную; регулятивную; функцию организации и контроля; воспитательную и образовательно-просветительскую; идеологическую и политическую (табл.1).


Таблица 1. Функции региональной политики социального развития





  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал