Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан Региональная молодежная общественная организация «Центр развития добровольчества Республики Татарстан»



Скачать 353.34 Kb.
Дата01.05.2016
Размер353.34 Kb.
ТипМетодическое пособие
Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан
Региональная молодежная общественная организация

«Центр развития добровольчества Республики Татарстан»
В помощь руководителю

добровольческого объединения


"Уроки добра"

методическое пособие

Казань, 2013
УДК, ББК


Автор-составитель Латыпова Д.Ю.

Методическое пособие «Уроки добра» могут быть использованы при организации работы добровольческого центров, объединений, агентств в средних и средне-специальных образовательных учреждениях, высших учебных заведениях, центрах детского творчества, учреждениях дополнительного образования, социальных служб для молодежи, общественных организаций, а также в рамках проведения факультативных занятий, элективных курсов, дополнительных занятий в интерактивной форме по этике и нравственности, а также в процессе преподавания обществознания, социологии, психологии.

Методическое пособие "Уроки добра" подготовлены в рамках проекта «Поддержка Центра развития добровольчества Республики Татарстан» на средства гранта Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан

ISBN

© Региональная молодежная общественная организация "Центр развития добровольчества Республики Татарстан"
Содержание
Вместо введения 1

Я провожу урок 16

Добровольчество без границ 1

«Все краски мира» 6

Экология - мир вокруг меня 9

Дети – наше будущее 13

Заключение 19

Список литературы 19



ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ
Методическое пособие "Уроки добра" предназначено для тех, кто хочет сделать мир вокруг лучше, для тех, кому не безразлично в каком обществе он живет, для тех, кто готов поделиться своей искрой с другими – для тебя мой Друг.

Ты молод, полон сил и привык ценить свое время, поэтому "Уроки Добра" максимально емко дают азы добровольческой работы, в то же время они позволят тебя по новому взглянуть на некоторые вещи и заняться саморазвитием. Всеми сокровищами (а знания таковыми неприметно являются), которые ты получишь в этом увлекательном путешествии, ты сможешь поделиться со своими сверстниками. Итак, в путь…


Я ПРОВОЖУ УРОК
Для проведения "Уроков добра" мы предлагаем тебе использовать представленные в следующих разделах лекционный материал, тренинговые упражнения, интерактивные занятия и обсуждения разбитых на 4 темы: "Добровольчество без границ", "Все краски мира", "Экология мир вокруг меня" и "Дети наше будущее".

«Уроки добра» преследуют следующие задачи:

1. Улучшение информированности участников, при этом развиваются горизонтальные коммуникации и взаимопонимание.

2. Разработку новых идей, решений, повышение активности участников и стимулирование их к социальной активности.

3. Создание коллектива единомышленников, способных к сотрудничеству и взаимопомощи.

4. Осуществление многоаспектной экспертизы любой идеи - путем коллективного поиска аргументации ее защиты, критическому анализу, реальному осмыслению и прогнозированию потенциальных проблем.

В тексте Урока информация представлена различным шрифтом:


  • обычный шрифт - лекционный материал;

  • курсив - информация о формах и методах проведения занятий описание упражнений;

  • мелкий шрифт - дополнительная информация для ведущего.

Все уроки рассчитаны на группу до 30 человек - это может быть твой класс или группа, члены общественной организации или просто единомышленники. Все что тебе необходимо это место, 60 минут времени, подготовленное занятие и хорошее настроение.

Этот раздел посвящен тому каким образом тебе лучше организовать «Уроки добра» среди своих сверстников и быть готовым преодолеть возможные трудности.



  • Правила групповой работы.

Организация групповой работы включает определенный этикет совместной деятельности, чтобы не затрачивать много усилий для обсуждения сути Уроков правила устанавливаются в начале занятий. Приведенные ниже правила один из вариантов того, что можно предложить участникам «Уроков добра»:

Я внимательно слушаю, когда говорит другой.

Я критикую идеи, а не людей.

Я выслушиваю каждого, даже если я с ним не согласен.

Я изменяю свою точку зрения тогда, когда факты дают мне на это основания.

Я побуждаю каждого к обсуждению, чтобы придти к решению.

Я обосновываю мнения и убеждения.

Я учитываю в своем выступлении то, что говорили другие выступающие.



Я говорю, обращаясь к аудитории.

Что делать? При работе с группой определи, какие правила групповой работы целесообразны использовать для каждой конкретной аудитории и для каждого конкретного Урока. В конце каждого Урока поблагодарите участников и ответьте на их вопросы.

  • Методы групповой работы.

При поведении урока использованы разные методы, для чего они?

Лекции – 5% усвоения. Это быстрый способ донести информацию большого объема. Основным недостатком является – пассивная позиция участника.

Чтение – 10 % усвоения. Чтение в одиночку или в компании позволяет получить информацию, но не выработать навык.

Аудиовизуальные средства – 20% усвоения. Увлекательно, эмоционально, но сложно подобрать средство, чтобы одинаково восприняли все участники группы.

Использование наглядных пособий – 30% усвоения. Работают все каналы восприятия. Основной недостаток – есть категории, которые сложно показывать через наглядные пособия.

Интерактивные формы, обсуждение в группах – 50 % усвоения. Позволяет поделиться мыслями, впечатлениями, ощущениями. Дает возможность думать, высказывать и выслушивать различные мнения, в процессе осуждение может выйти далеко за рамки темы, и затратить больше запланированного времени.

Обучение в упражнении – 70% усвоения. В ходе ролевых игр, проигрывания ситуаций, практических занятий и заданий, самостоятельных исследований приобретается навык. Основной недостаток – формирующийся навык может быть ситуативным, т.е. выйдя за пределы аудитории, участник может вести себя по-прежнему.

Выступление в роли обучающего. Организация подготовленного добровольческого мероприятия – 90% усвоения. «Хочешь выучить сам – объясни другому».

Что делать? Программа сбалансирована и позволяет использовать различные методы для организации пространства «Уроков добра». Необходимо придерживаться простых правил:

    1. в начале занятия удели внимание правилам групповой работы;

    2. используй разнообразные формы работы;

    3. отслеживай динамику Урока, он должен быть интересным и познавательным;

    4. четко давай инструкции;

    5. внимательно и безоценочно выслушивай позицию участников;

    6. задавай направляющие вопросы, чтобы Урок проходил в нужном русле;

    7. обсуждай сходство и различия позиций;

    8. благодари аудиторию за вопросы;

    9. подытоживай рассуждения всех сторон;

    10. уточняй, что нового узнали участники.

  • Мотивация

Зачем мне тратить свое время на этот Урок? Вопрос который может возникнуть у участников группы, и оставаться в той или иной степени актуальным на протяжении всей работы.

Что делать? Эффективным приёмом для укрепления мотивации, создания обстановки безопасности в группе является уточнение целей Урока, уважительное отношение к участникам, лаконичные и полные инструкции к играм и заданиям. Также участников мотивирует их собственная активность в группе.

На когнитивном уровне (знание, познание) - возможность сопоставлять, принимать решения, спорить, осознавать и пр.

На эмоциональном уровне - это переживание сплочённости с другими, эмпатии, привнесение своих эмоций, удовлетворение любопытства, потребности в любви и признании и пр.

На поведенческом уровне – экспериментирование с различными ролями и ситуациями, удовлетворение потребности в физической активности.



  • Привлечение внимания (позерство).

Целью отдельных участников может быть желание быть в центре внимания всей группы. Особенно подростки, это кстати твои свертники, в этом часто нуждаются и пытаются добиться этого всеми возможными иногда даже негативными способами.

Что делать? Избегай невербального подкрепления (улыбок, одобрительных кивков) когда видишь, что участник «работает» на публику. Направь его энергию в мирное русло (например, можно попросить его фиксировать на ватмане (доске) ответы группы). Установи для каждого участника лимит времени. Подчеркни, что в сейчас важно мнение каждого. Не оставляй без внимания других участников группы, особенно застенчивых.

  • Постоянные вопросы.

Вопросы полезны только тогда, когда они углубляют взаимодействие, заставляют размышлять, обозначают несогласие. Вопросы бесполезны и даже вредны, если они являются попыткой рационализировать чувства, завуалировать критику, выразить враждебность по отношению к другим.

Что делать? Ведущий должен понимать, что такой способ ведения хотя и комфортен, но не эффективен, поэтому необходимо предлагать таким участникам переформулировать вопросы в утвердительные высказывания.

  • Самобичевание.

Некоторые участники постоянно обвиняют либо сами себя, либо группу, делая неблагоприятные прогнозы. Таким способом они маскируют свою потребность в помощи и внутреннее одиночество.

Что делать? Тебе следует поддержать, приободрить участника, обратить внимание даже на незначительный прогресс в его деятельности (знаниях и т.п.), похвалить за усилия, повысить его уверенность в благоприятном развитии событий.

  • Посторонние разговоры.

Многие участники склонны порой шептаться со своими соседями, когда другой говорит. Эти разговоры вызывают недоверие и раздражение у других.

Что делать? Спросить шепчущихся участников, готовы ли они сообщить содержание своего разговора всей группе. Обрати внимание участников на правила.
Дорогой Ведущий старайся во время проведения «Уроков добра» поддерживать доброжелательную рабочую атмосферу.
УДАЧИ!!!

ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО БЕЗ ГРАНИЦ
Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое добровольчество?

  2. Что привлекает людей заниматься добровольческой деятельностью?

  3. Каковы основные принципы добровольческой деятельности?

  4. Как я могу помочь?


Ведение урока:

Урок состоит из лекционного материала и интерактивных обсуждений с участниками. Уделите внимание основным понятиям добровольческой деятельности. Позволяйте участникам высказывать своё мнение, обсуждая важность общественно полезной деятельности, спросите у них об индивидуальном опыте и приводите примеры деятельности различных организаций.


1.1.Что такое добровольчество? (10 минут)

Добровольческое движение в России имеет давнюю историю. Общественная благотворительность зародилась ещё в домонгольский период, позднее значительную роль в ее поддержке сыграла церковь. В XVII впервые появились многочисленные благотворительные заведения, которые заложили фундамент системы социальной опеки.

Надо сказать, что отношение к добровольчеству в российском общественном сознании отнюдь неоднозначное. На бытовом уровне данное понятие включает в себя и людей согласившихся участвовать в научных экспериментах, и военных, пожелавших служить в армии, и тех, кто вызвался помогать в чрезвычайных ситуациях….

Задание для участников урока:

Спросите у аудитории какие ещё представления о добровольчестве они знают .

Самое главное, что большинство улавливают суть данного явления, заключающееся в доброй воле людей участвовать в чем-то конкретном, что выходит за рамки индивидуальных или семейных интересов.

В российском законодательстве понятие «доброволец» упомянуто в Федеральном законе от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». По сути, добровольческая деятельность пока является частью благотворительной.

Для ведущего:

добровольцы - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности) в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

волонтеры - граждане Российской Федерации и иностранные граждане, участвующие на основании гражданско-правовых договоров в организации и (или) проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий без предоставления указанным гражданам денежного вознаграждения за осуществляемую ими деятельность в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорту в Российской Федерации".

Быть добровольцем или волонтером в развитых странах мира очень почётно, в тоже время это является выражением активной гражданской позиции. Добровольческая деятельность неотъемлемая часть жизнь практически каждого гражданина независимо от рода деятельности и возраста. Например, в Великобритании благодаря сотрудничеству промышленных, торговых предприятий, банков с общественными организациями, работодатели поощряют волонтерскую деятельность своих сотрудников. «Типичный» волонтер, поддерживаемый работодателем, пару часов в месяц работает в социальных организациях; уникален опыт Германии: здесь на добровольной основе работают пожарные дружины, работают волонтерские биржи, а молодые люди в большинстве земель должны пройти добровольческую практику. Отдельная тема с международными добровольческими лагерями работа в них может быть разной, это зависит от нужд принимающей стороны. Озвучивается в объеме на усмотрение ведущего. В таких проектах можно поучаствовать на территории: Австрии, Австралии, Азербайджана, Армении, Бельгии, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Ирландии, Испании, Исландии, Италии, Канады, Кореи, Киргизстана, Латвии, Литвы, Македонии, Марокко, Мексики, Молдовы, Нидерландов, Норвегии, Польши, России, Румынии, Украины, Словакии, Словении, США, Таиланда, Турции, Финляндии, Франции, Хорватии, Чехии, Швейцарии, Швеции, Эстонии, ЮАР, Югославии, Японии.

Задание для участников урока:

Спросите у участников, какие направления добровольческой деятельности они знают. Напишите на ватмане (доске). После завершения поговорить о том, какие ещё есть направления (приводите простые и яркие примеры деятельности добровольцев). Например: строительство, и реконструкция, и уборка в зданиях и общественных постройках; экологические проекты, такие как уход за парком, садоводство, уборка загрязнений и т.д.; социальное обслуживание, работа с детьми, пожилыми, людьми с ограниченными возможностями, беженцами, в центрах помощи алкоголикам и наркоманам, профилактика заболеваний и художественные проекты; исторические захоронения, археология и реставрация старинных сооружений, участие в спортивных мероприятиях и многое другое.

Для ведущего:


Основные направления благотворительной деятельности отражены в 135-ФЗ от 11 августа 1995 года.


В Республике Татарстан добровольческие инициативы и социальная активность граждан реализуются по следующим основным направлениям (Концепции
развития добровольческого движения Республики Татарстан
на период до 2013 года, в которой отражены направления добровольческой деятельности):

работа с социально не защищенными слоями населения, людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию (включая оказание помощи пенсионерам, инвалидам, детям, оставшимся без попечения родителей);

формирование у детей и молодежи определенной социально-профессиональной позиции и ответственности (молодые люди осваивают способы социального и профессионального поведения, новые социальные роли, а также социальные и профессиональные виды деятельности);

формирование здорового стиля жизни и пропаганда занятий физической культурой и спортом;

профилактика социально негативных явлений (наркомания, алкоголизм, табакокурение, инфекции, передаваемые половым путем, ВИЧ/СПИД);

работа с детьми и молодежью и для детей и молодежи, включая «группу риска» (например, выпуск информационных материалов, реализация программ патриотического воспитания);

содействие в организации и проведении крупных культурных, спортивных и иных социально значимых мероприятий;

содействие в развитии туризма и восстановлении памятников культуры и архитектуры в Республике Татарстан;

содействие спасательным службам в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пропаганде и обучению навыкам безопасности жизнедеятельности, создание общественных аварийно-спасательных формирований;

содействие экологическому воспитанию граждан и организации работ по защите окружающей среды (например, акции по очистке лесов и водоемов, по посадке деревьев);

содействие развитию иных добровольческих инициатив.

Основной сферой деятельности добровольцев является социальная, так как считается, что от её состояния во многом зависит стабильность страны в целом. Кроме того, участие государства в этой сфере признается, как правило, недостаточно неэффективным.



Упражнение:

Поделите участников на группы 3-5 человек и предложите им написать своё определение добровольчества. После чего, развесьте их в помещении. Найдите в них общее.

Итак, с точки зрения российского законодательства: "Добровольцы - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности".




    1. Что привлекает людей заниматься добровольческой деятельностью? (10 минут)

Мотивы – в психологии, то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. Причины прихода в добровольчество у людей разные.

Задание для участников урока:

Предложите участникам составить списки мотивов, которые, по их мнению, побуждают молодежь заниматься добровольческой деятельностью. Выпишите их на ватман (доску).

По данным опроса наиболее часто встречаются:



  • Желание помочь другим людям / Сострадание к нуждающимся;

  • Возможность приобретения новых, интересных знакомств / общение

  • Использовать свое свободное время с лучшей пользой / Внести разнообразие в жизнь;

  • Чувство обязанности вернуть обществу то, что получил сам;

  • Гражданские чувства / Участие в развитие региона;

  • Нравится имидж добровольческой организации;

  • Желание почувствовать свою необходимость;

  • Религиозные соображения;

  • Потребность в самореализации;

  • Возможность получения опыта и первичного профессионального развития и др.

Задание для участников урока:

По окончанию попросите выделить 5 причин заниматься добровольчеством для каждого участника.


    1. Каковы отличительные признаки добровольческой деятельности?(20 мин)

Задание для участников урока:

Для разрядки и активизации внимания участникам площадки предлагается провести следующее: выбрав из заранее подготовленных ведущим карточек с названиями принципов добровольчества одну, с помощью жестов (как в игре «Крокодил»), объяснить участникам, что это за слово. После угадывания каждого принципа он записывается на ватмане оглашения.

Предложите каждому участнику из данных принципов охарактеризовать основные принципы добровольческой деятельности, а также подумать над тем, что можно еще добавить к данному списку. Время на обсуждение в команде 3-4 минуты.

Для того, чтобы команда не растерялась, ведущему целесообразно привести пример: Законность - деятельность добровольцев не может противоречить законодательству Российской Федерации (не забывая фиксировать это на ватмане).

Итак, независимо от вида добровольческой деятельности, добровольцы России руководствуются, и применяют на практике следующие основные принципы:



  • ​ Добровольность - Для ведущего: никто не может быть принужден действовать в качестве добровольца, добровольцы действуют только по доброй воле.

  • ​ Безвозмездность – Для ведущего: труд добровольцев не оплачивается, добровольцы оказывают безвозмездную помощь и осуществляют безвозмездную работу.

  • ​ Ответственность – Для ведущего: добровольцы, взявшие на себя ту или иную работу – принимают на себя личную ответственность за ее качественное выполнение и доведение до конца.

  • ​ Законность – Для ведущего: деятельность добровольцев не может противоречить законодательству Российской Федерации.

  • ​ Уважение – Для ведущего: добровольцы уважают достоинство, особенности и культуру всех людей.

  • ​ Солидарность – Для ведущего: добровольцы проявляют солидарность с целями и принципами организации, в которой состоят.

  • ​ Равенство – Для ведущего: добровольцы признают равные возможности участия каждого в коллективной деятельности.

  • Самосовершенствование – Для ведущего: добровольцы признают, что добровольческая деятельность способствует их личному совершенствованию, приобретению новых знаний и навыков, проявлению способностей и возможностей, самореализации.

  • Нравственность – Для ведущего: следуя в своей деятельности морально-этическим нормам, добровольцы, личным примером содействуют формированию и распространению в обществе духовно-нравственных и гуманистических ценностей.

Итак, мы определились с принципами, лежащими в основе добровольческой деятельности.

Подводим итог: На что же направлено добровольчество?

Цель добровольчества («Кодекс добровольцев России» Разработан 2005 г.) – мобилизация и объединение усилий людей для активного созидательного участия в развитии гражданского общества и в улучшении качества жизни, формирование позитивного общественного мнения о значимости добровольчества для социально-экономического развития страны, укрепления культурных, духовных, моральных, нравственных, семейных и общечеловеческих ценностей.


    1. Как я могу помочь?(5 минут)

Подводим итоги урока:

В этом блоке Вы можете поговорить о добровольческом объединении в вашем учебном заведении, интересных проектах, куда вы готовы пригласить добровольцев, в общем, найти единомышленников.

Чтобы участникам урока легче определиться, в чем интересно было бы участвовать расскажите о:

- истории организации, куда приглашаете их работать;

- мероприятиях (акциях, проектах, программах), в которых им предлагаете поучаствовать;

- добровольческих вакансиях, имеющихся на данный момент.

Дайте участникам способ самовыражения и самореализации, покажите способы действия индивидуально или коллективно на благо других людей или общества в целом. И вы найдете самых лучших добровольцев для своей команды. Из них могут вырасти координаторы и специалисты в организации.

По окончанию урока целесообразно ответить на вопросы участников. Было бы хорошо показать видео материалы и предоставить контактную информацию, где можно ознакомиться с деятельностью некоммерческих организаций и имеющимися добровольческими вакансиями/Вашего добровольческого объединения.

Для ведущего:

Если у Вас осталось время Вы можете познакомить участников урока с представленными ниже определениями.



Некоммерческая организация - организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью, только если данная деятельность направлена на достижение целей организации.

Добровольческая (волонтерская) организация – некоммерческая организация, привлекающая к своей деятельности добровольцев и осуществляющая добровольческие программы и проекты.

Добровольческая (волонтерская) программа (проект)программа (проект), разработанная молодежной добровольческой группой, добровольческой организацией, республиканским ресурсным центром по поддержке добровольчества, муниципальным центром по поддержке добровольческих инициатив или индивидуально добровольцем, с целью решения социальных проблем общества, подготовки добровольцев, популяризации идей добровольчества.

Добровольческая вакансия – наличие незанятого рабочего места, где необходима помощь добровольцев.

  1. ДЕТИ - НАШЕ БУДУЩЕЕ


Вопросы для обсуждения:

1) Каждый ребенок имеет право…

2) Дети в трудной жизненной ситуации

3) Чем благотворительные мероприятия могут помочь детям в трудной жизненной ситуации?


Ведение урока:

Урок состоит из интерактивных обсуждений и лекционного материала с участниками. Позволяйте участникам высказывать своё мнение, систематизируйте ответы, спросите у них об индивидуальном опыте и приводите примеры деятельности различных организаций.


2.1 Каждый ребенок имеет право…(15 минут)

Присоединившись в сентябре 1990 года к Конвенции о правах ребенка российское государство должно обеспечивать всем детям наилучшие возможности для их развития, воспитания и образования. «Конвенция о правах ребенка» была принята 20 ноября 1989 года Генеральной ассамблеей ООН. Этот документ носит международный характер. Конвенция потому и существует, что взрослые люди прекрасно понимают – из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный и запуганный взрослый, который не сможет быть достойным членом общества. Об этом и подумало мировое сообщество, принимая Конвенцию, она охватывает как гражданско-политические, так и социально-экономические и культурные права детей, которыми они обладают от рождения и до достижения совершеннолетия - 18 лет, если государством не предусмотрен иной срок наступления совершеннолетия.

Для ведущего:

«Конвенция» - с латинского «соглашение». Государство, подписавшее конвенцию, берет на себя ответственность и готовность отвечать за невыполнение. Государство ежегодно предоставляет отчет в ООН о положении детей в своей стране. Конвенция имеет 54 статьи, в которых права ребенка приобретают силу норм международного права.

К основным правам детей относиться – право (На усмотрение ведущего: данную часть можно проводить в качестве интерактивного опроса или зачитать):


  1. на жизнь,

  2. на свободу слова, мысли и религии,

  3. на медицинскую помощь,

  4. на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни,

  5. жить со своими родителями и воспитываться в семье,

  6. на воспитание,

  7. на уважение человеческого достоинства,

  8. на защиту от жесткого обращения,

  9. на Ф.И.О. при рождении,

  10. на защиту от вовлечения в преступную деятельность,

  11. на образование,

  12. на защиту от насилия в семье,

  13. иметь гражданство своей страны,

  14. на защиту от продажи в рабство,

  15. на помощь со стороны государства по защите их прав.

Викторина для участников (Основана на конвенции о правах ребёнка).

  1. Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на …. (Жизнь) (ст. 6)

  2. Образование должно быть направлено на развитие личности, умственных и физических способностей ребёнка и его…(талантов). (ст.29)

  3. Конвенции признаёт право ребёнка на отдых и …(досуг). (ст. 31)

  4. Кто, несёт основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка? (Родители). (ст.18)

  5. Кто, если по какой либо причине нет родителей, то кто несет ответственность за воспитание ребёнка? (Опекуны.) (ст. 18)

  6. Начальное образование является бесплатным и … (обязательным). (ст.28)

  7. Государства принимают все необходимые меры с целью защиты ребёнка от всех форм (какого?) и психологического насилия? (физического) (ст.18)

  8. Какая организация в 1989 году приняла и выработала Конвенцию о правах ребёнка? (ООН.)


2.2 Дети в трудной жизненной ситуации (15 минут)

Однако существует ряд объективных условий, приводящих к тому, что дети оказываются в трудной жизненной ситуации.



Задание для участников урока:

Давайте попробуем перечислить кто такие дети в трудных жизненных ситуациях. предложенные участниками ответы необходимо записать на ватман (доску) максимально приблизив их перечисленным в законе (см. ниже). Например, не дети в детских домах, а дети, оставшиеся без попечения родителей. Добавьте сами недостающие варианты.

С точки зрения, Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - это дети:

  • оставшиеся без попечения родителей;

  • дети-инвалиды;

  • дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

  • дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

  • дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

  • дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

  • дети — жертвы насилия;

  • дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

  • дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

  • дети, проживающие в малоимущих семьях;

  • дети с отклонениями в поведении;

  • дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Для ведущего:

Трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Попасть в трудную жизненную ситуацию может каждый человек т. к. источниками риска (в самом обобщенном виде) могут быть:


  • искусственная среда обитания (экологические аспекты);

  • внутренняя среда (гигиенические и соматические заболевания);

  • естественная среда (несчастные случаи при землетрясениях, наводнениях; ураганах);

  • профессиональная среда (профессиональнее заболевания, несчастные случаи на производстве);

  • непрофессиональная среда (любительская деятельность в местах повышенного риска — горы, пещеры и т. д.; активный спорт);

  • социальная среда (употребление алкоголя, наркотиков, др. психоактивных веществ, суициды и т. п.).


4.3 Чем благотворительные мероприятия могут помочь детям в трудной жизненной ситуации?(15 минут)

Работа с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации – одна из самых распространенных направлений деятельности благотворительных и добровольческих организаций.

Давайте оценим направления деятельности, в которых благотворительные организации могут помочь детям в трудной жизненной ситуации.

Задание для участников урока:

Разделите участников на группы по 5-8 человек. Дайте 5 минут на обсуждение. Затем по очереди каждая команда называет по одному направлению. Ведущий фиксирует на ватмане (доске).

Для ведущего:



Социальная поддержка, в зависимости от характера проблемы несовершеннолетнего и субъекта ее оказания, может иметь различные формы:

  • эмоциональная;

  • социализирующая;

  • практическая;

  • материальная.

Задание для участников урока:

Предложите участникам задать интересующие их вопросы. Старайтесь обратить внимание добровольцев не только на разовые мероприятия, но и системную деятельность через участие в социальных проектах по работе с детьми в трудной жизненной ситуации.

Дети – наше будущее, именно от детей зависит то, каким будет наше завтра. Каким будет обществ, какой будет страна, твой любимый город, твоя семья, какими будем мы.



3. ЭКОЛОГИЯ - МИР ВОКРУГ МЕНЯ
Вопросы для обсуждения:

1) Знакомство с экологий

2) Что мы знаем о проблемах взаимодействия человека с окружающей средой?

3) Добровольческая деятельность по защите окружающей среды

4) Что может сделать каждый из нас в отдельности, и что мы можем сделать вместе.
Ведение урока:

Урок состоит из тренинговых упражнений, лекционного материала и интерактивных обсуждений с участниками. Позволяйте участникам высказывать своё мнение, обсуждая важность бережного отношения к природе, спросите у них об индивидуальном опыте и приводите примеры деятельности различных организаций.


3.1 Знакомство с экологий (10 минут)

Экология – это наука. С древнегреческого Логос переводиться как понятие, учение, наука. Как вы думаете, что же означает «Эко»? (Для ведущего выслушать 2-3 ответа участников. Правильный ответ: дом, обиталище, жилище) Получается, это наука о доме. Но не о доме в обычном смысле, нет, это наука о нашем общем доме – планете Земля. Наука, которая учит нас бережно относится к окружающему миру, к Земле. Сегодня мы постоянно слышим и читаем об экологии, и этому есть много причин. Хотя экология - одна из самых молодых наук, она имеет большое значение для будущего человечества.

Вклад в теоретические основы современной экологии внёс Барри Коммонер (американский ученый), сформулировав 4 закона экологии (каждый закон можно немного обсудить):



Первый закон. Все связано со всем. (Информация для ведущего: Это закон об экосистемах и биосфере, обращающий внимание на всеобщую связь процессов и явлений в природе. Он призван предостеречь человека от необдуманного воздействия на отдельные части экосистем, что может привести к непредвиденным последствиям. (например, осушение болот приводит к обмелению рек).

Второй закон. Все должно куда-то деваться. (Информация для ведущего: Это закон о хозяйственной деятельности человека, отходы от которых неизбежны, и потому необходимо думать как об уменьшении их количества, так и о последующем их использовании. )

Третий закон. Природа «знает» лучше. (Информация для ведущего: Это закон разумного, сознательного природопользования. Нельзя забывать, что человек - тоже биологический вид, что он - часть природы, а не ее властелин. Это означает, что нельзя пытаться покорить природу, а нужно сотрудничать с ней. Пока мы не имеем полной информации о механизмах и функциях природы, а без точного знания последствий преобразования природы недопустимы никакие ее «улучшения». Закон имеет двойной смысл — одновременно призыв сблизиться с природой и призыв крайне осторожно обращаться с природными системами.)

Четвертый закон. Ничто не дается даром. (Вольный перевод — в оригинале что-то вроде «Бесплатных обедов не бывает») Информация для ведущего: Это закон рационального природопользования. «...Глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничего не может быть выиграно или потеряно и которая не может являться объектом всеобщего улучшения». Платить нужно энергией за дополнительную очистку отходов, удобрением - за повышение урожая, санаториями и лекарствами - за ухудшение здоровья человека и т д.)

Для ведущего информационный блок: Второй и четвёртый законы по сути являются перефразировкой основного закона физики — сохранения вещества и энергии. Первый и третий законы — действительно основополагающие законы экологии, на которых должна строиться парадигма данной науки. Основным законом является первый, который может считаться основой экологической философии.

Современное значение понятия экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. В настоящее время чаще всего под экологическими вопросами ошибочно понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды. Во многом такое смещение смысла произошло благодаря всё более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду, однако необходимо разделять понятия ecological («относящееся к науке экологии») и environmental («относящееся к окружающей среде»).

«Окружающая среда» - это более научное понятие. Оно характеризует естественные природные условия и экологическое состояние определенной местности. Обычно этот термин используется для описания природных условий на поверхности Земли, включая живую и неживую природу, а также их взаимодействие с организмом человека.

Законодательство в области окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона № 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002

Всемирный день окружающей среды, введенный Генеральной Ассамблеей ООН в 1972 году, отмечается во всём мире 5 июня. Тогда впервые на Стокгольмской конференции прозвучал призыв государств и организаций ежегодно в этот день проводить специальные мероприятия по сохранению и восстановлению окружающей среды (Для ведущего: в России 5 июня также отмечается «День эколога»)
3.2 Что мы знаем о проблемах человека с окружающей средой?(10 минут)

Задание для участников урока:

Всю аудиторию необходимо разделить на команды по 3 – 5 человек. Каждая команда выбирает интервьюера (журналиста, ведущего опрос). Интервьюер в течение 5 минут опрашивает свою мини группу и делает журналистский доклад на тему «Проблемы окружающей среды» (на 1 – 1,5 минуту). По истечении времени, отведенного на интервью, журналисты выходят перед аудиторией и по очереди делают доклад о проблемах, которые их группа считает наиболее актуальными.

Ведущему урока необходимо делать заметки на ватмане (или доске), отмечая проблемы названные журналистами.

Для ведущего информационный блок: обратить внимание на проблемы взаимодействия человека с окружающей средой (загрязнение воздуха, воды, почвы, рукотворные лесные пожары, проблемы отходов, энергетические (производство и потребление ведет к истощению окружающей среды, сокращение ресурсов, вредные выхлопы) и сельскохозяйственные (минеральные удобрения, пестициды, гербициды, стоки животноводческих комплексов и др.))

Вывод: В течение всей жизни организм человека подвергается постоянному воздействию большого спектра факторов окружающей среды. Все эти факторы непосредственно влияют на жизнедеятельность, здоровье и на продолжительность жизни. На здоровье человека влияют 5 основных групп факторов: социальные, биологические, жилая среда, производственные факторы, и образ жизни.

Для ведущего: на здоровье природы, по классификации Джарреда Даймонда из его книги «Коллапс», влияют 5 основных групп факторов: 4 фактора из этого набора — разрушение среды обитания, изменение климата, враждебные соседи и дружественные торговые партнеры — могут иметь или не иметь значение для отдельного общества; пятый фактор — отношение общества к окружающей среде — всегда важен.




    1. Добровольческая деятельность по защите окружающей среды (20 минут)

Добровольческая деятельность по защите окружающей среды предполагает участие молодых людей в разнообразных акциях по привлечению внимания общества или власти к экологическим проблемам, требующим решения. Добровольцы оказывают помощь в распространении информации по различным экологическим проектам. Это прежде всего проведение лекций, рассказов о современных технологиях, позволяющих без больших затрат сделать свой быт и свое рабочее место экологичнее. Среди активных видов деятельности можно назвать экологические инспекции: выявление незаконных рубок деревьев и кустарников, несанкционированных свалок мусора и др.

Задание для участников урока:

Предложите участникам добавить ещё направления, где добровольцы могли бы вести свою деятельность по защите окружающей среды, сделайте заметки на ватмане (доске).

Для ведущего - примеры:



  1. Уборка мусора/раздельный сбор мусора/сбор вторсырья

  2. Посадка деревьев

  3. Экологические рейды/общественный экологический контроль

  4. Энергосбережение

  5. Использование экологичных технологий/ отказ от неэкологичных технологий

  6. Минимизировать загрязнение окружающей среды/ утилизация отходов в соответствии с требованиями закона/ раздельный сбор мусора ДОМА!

  7. Эко-просвещение

-Уроки/семинары

-Открытые, массовые мероприятия

- Пропаганда через СМИ

Волонтеры известной организации Гринпис говорят о своей работе так: «широкое развитие природоохранного волонтерства может заметно изменить образ мысли и образ жизни многих людей. Мы стараемся дать возможность максимальному количеству людей поучаствовать в практических природоохранных мероприятиях, увидеть непосредственный результат своей работы. Это могут быть посаженные деревья, потушенные лесные пожары, остановленные незаконные рубки».

Для ведущего информационный блок: Гри́нпис (англ. Greenpeace — «зелёный мир») — международная общественная природоохранная организация, основанная в городе Ванкувер (Канада) 15 сентября 1971 года Дэвидом Мактаггартом. Основная цель «Гринпис» - добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путём привлечения к ним внимания общественности и властей.

Другие организации можно посмотреть здесь: Википедия – Список экологических организаций.



Задание для участников урока:

Есть у Маршака стихи, которые начинаются слова­ми: «Что мы сажаем, сажая леса?». Всю аудиторию необходимо разделить на команды по 3 – 5 человек. В течение 5 минут подготовить ответить на этот вопрос исходя из позиций людей с разными специальностями (например: постарайтесь отве­тить за кораблестроителя, столяра, работника бумажного комбина­та, железнодорожника, учителя и др.). По истечению докладчик от команды рассказывает, время на доклад 1 минута.

На усмотрение ведущего, можно зачитать в конце.

ПРАЗДНИК ЛЕСА

Что мы скажем, сажая леса?


Мачты и реи – держать паруса,
Рубку и палубу, ребра и киль –
Странствовать по морю в бурю и штиль.

Что мы скажем, сажая леса?


Легкие крылья – лететь в небеса.
Стол, за которым ты будешь писать.
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.

Что мы скажем, сажая леса?


Чащу, где бродят барсук и лиса.
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где пестрые дятлы стучат.

Что мы скажем, сажая леса?


Лист, на который ложится роса,
Свежесть лесную, и влагу, и тень, -
Вот что сажаем в сегодняшний день.


  1. 3.4 Что может сделать каждый из нас в отдельности, и что мы можем сделать вместе. (5 минут)

Задание для участников урока: по желанию ведущего можно обсудить какие экологические инициативы помогут сделать лучше Ваше село/город/район/республику.

Участие добровольцев в экологических проектах позволяет им не только оказать посильную помощь в сохранении природного и культурного богатства нашей страны, но и, в буквальном смысле, поближе познакомиться со многими памятниками природы и культуры, приобщиться к культурному наследию.



Задание для участников урока:

По желанию ведущего можно провести в конце конкурс среди участников урокам. Предусмотрите приз для участника, который первым ответит на вопрос:

Одно дерево в сутки выделяет столько кислорода, сколько потребуется для дыхания трёх человек в течение этого же времени. В вашем учебном заведении (поселке, городе, муниципальном образовании) …. количество человек какое количество деревьев могут удовлетворить потребность в кислороде в течение суток всех этих людей?


  1. «ВСЕ КРАСКИ МИРА»


Вопросы для обсуждения:

  1. Моя страна - мой дом

  2. Однообразный мир

3) Что могу сделать я?
Ведение урока:

Урок состоит из тренинговых упражнений и интерактивных обсуждений с участниками. Позволяйте участникам высказывать своё мнение, обсуждая многообразие точек зрения, приводите примеры из жизни и художественной литературы.


4.1. Моя страна – мой дом (20 минут)

Упражнение «Я особенный потому что…»(5 мин)

Каждый участник занятия называет свое имя, или же псевдоним, под которым он хочет участвовать. И то качество (навык), которое его отличает от других. Если это качество уже было отмечено кем-то или присущее другому участнику, то участник должен назвать еще что-то особенное в себе.

Задача ведущего группы подчеркнуть разность участников группы.

Работа с участниками группы. Мы здесь все разные, но мы вместе давайте подумаем, что нас объединяет. Выпишите ответы участников на ватман (доску).

Для ведущего: участники могут говорить о возрасте, причастности к одной организации, вероисповедании, половой принадлежности и др. Обсуждение доходит до места проживания: Республика Татарстан, Россия (если участники не выходят на эту тему, им помогает ведущий).

Россия – это наш общей дом. Россия согласно конституции является многонациональным государством. Дом — это не просто место нашего физического существования, это еще и место, где формируется сознательное и бессознательное нашей души, отношение к миру, переживание жизненных перспектив. И то, каким этот дом будет, зависит от нас. Дом очень многое говорит о человеке - о его гостеприимстве, увлечениях, темпераменте и тп. То, каким будет наш дом, зависит от нас.

Задание для участников урока:

Разделите участников на 3 - 6 команд, предложите им в группах в течение 5 минут обсудить следующую народную мудрость:

«Кто живет в стеклянном доме, тот не должен бросаться камнями» - английская пословица;

«Мой дом — моя крепость» — английская поговорка;

«Не красна изба углами, а красна пирогами» – русская пословица;

«Мило тому, у кого много всего в дому. В добром житье сами кудри вьются, в худом секутся» - русская поговорка;

«Из пяти пальцев, какой ни укусишь, всякий больно» - татарская пословица;

«Человек пестр изнутри, а животное снаружи - татарская поговорка

После чего команды в излагают, как они поняли эти высказывания.

Наш дом будет комфортным, если в нем будет царить атмосфера дружбы, мира и согласия между народами, проживающими в нем. И это не только наш моральный долг, но и правовая потребность.

Ведущий может поговорить с участниками урока, как они понимают эти слова.

Для ведущего:



Дружба - бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются доверие и терпение.

Мир - то, в чем совершается человеческое существование, например: «общественный мир», «мы», или «собственная» и «ближайшая (домашняя) среда»;

Согласие - договоренность или отсутствие возражений. Более точно – такое приложение воли действующего лица к какому-либо действию, предложению или результату, при котором это лицо принимает на себя (или разделяет) ответственность за последствия и/или легитимирует это действие (предложение или результат), т.е. согласие влечет за собой важные последствия с точки зрения ответственности и законности.
2) Однообразный мир (20 минут)

Давайте представим мир без «многообразия», например в соответствии с вашими вкусами, ценностями, привычками, способами поведения и так далее. Например: вы любите ярко розовый – всё вокруг окрасилось в этот цвет; вам нравиться «шоколад» - в магазинах продается только ваша любимая еда; вы любите определенную марку машин – остальные запрещены к производству, по улицам ходят ваши двойники или двойники вашего «кумира», всегда стоит одна и та же любимая вами погода; в соседнем кинотеатре идут похожие друг на друга фильмы … Представили? Можете добавить ещё какие-то важные черты. (Хотя, похоже, и так страшно)



Задание для участников урока:

В мире однообразия многие понятия исчезнут. Например, станет ненужной категория выбора, собственно и выбирать будет не из чего – раз все будет одинаковым. А что ещё исчезнет? Разбейте участников на команды по 3-4 человека (можно проводить в качестве индивидуального задания), дайте им задание составить список из 31 исчезновений и оценить (На Их взгляд) – что в мире не будет выбора, моды и др….(5-7 минут)

Свои открытия пусть зафиксируют на листах бумаги, отметив что именно будет присутствовать в «Мире Однообразия». Поставьте рядом с записью свою оценку «+», если исчезновение нравиться; «-» если бы возражали против такого исчезновения; «?» - если не знаете как оценить последствия.

Развесьте полученные работы в аудитории и дайте время участникам ознакомиться с работами друг друга. Затем спросите: Хотели бы они жить в таком мире?

Богатство многообразия культур нашего мира, уважение, принятие, наши способы и формы самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, которым способствуют знания, открытость, общение и свобода мыслей, совести и убеждений помогают нам находиться в гармонии многообразия.



Разминка «Упражнение « Ураган» (5 мин)

Участники садятся в круг. Ведущий выходит в центр и предлагает поменяться местами всем, кто обладает определенным признаком (белая рубашка, почищенные утром зубы, черные глаза и т.д.). Все обладающие названным признаком обязательно должны поменять свое место или стать ведущим. Ведущий называет только тот признак, которым сам на данный момент обладает. Когда участники меняются местами, он должен занять чье-нибудь место. Оставшийся без стула человек становится ведущим. Если ему долго не удается сесть в круг, он может сказать: «Ураган» – и тогда все сидящие по кругу должны поменяться местами.
3) Что могу сделать я?(5 минут)

Задание для участников урока:

Ведущий предлагает участникам урока по очереди высказаться на вопрос «Что могу сделать я, чтобы заиграли все краски мира?» (Например: буду ценить дух мирного взаимодействия и сотрудничества представителей различных национальностей и вероисповеданий; попробую узнать новое о людях других национальностей; буду уважать человека и его права в независимости от их вероисповедания и национальности и др.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы были рады поделиться с тобой технологией проведения «Уроков добра» для твоих сверстников. Цель проведения «Уроков добра» помочь молодежи реализовать свою гражданскую позицию в решении актуальных социальных проблем. Уверенны, что ты сможешь подготовить достойную команду и реализоать актуальные добровольческие проекты.

Мы готовы тебе помочь вместе сделать нашу родину территорией добра. Ты всегда сможешь обраться за консультацией в РМОО «Центр развития добровольчества РТ». Напиши нам, как прошли твои уроки по адресу: ksddrt@mail.ru



Желаем удачи. 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


    1. «Волонтерство как социальный феномен современного российского общества» О.И. Холина, // Научный журнал: Теория и практика общественного развития № 8, 2011 г.

    2. «Добровольчество в России и мире в контексте социального партнерства: Сборник статей/ отв. редактор И.Н.Гаврилова. – М.: Институт сравнительной политологии РАН, 2001 г.

    3. Кодекс добровольцев России. - http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./16/530/561602/727054/727055/727068

    4. «Коллапс» Д. Даймонд. - М.: АСТ ,2008г.

    5. Конвенция ООН о правах ребенка.- http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

    6. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.04.2011 «Об утверждении Концепции развития добровольческого движения Республики Татарстан на период до 2013г.» - awcs.ru/maps/docs/4_tatarstan_postanovl306.doc.

    7. «Предпосылки формирования философско - методических основ изучения процесса социальной адаптации детей в трудной жизненной ситуации» М.А. Лыгина// Известия ПГПУ им. Белинского № 23, 2011г.

    8. «Профилактика зависимости от психоактивных веществ: особенности работы подростками группы риска»/ методическое пособие УНП ООН. – М, 2008г.

    9. «Толерантность как образ жизни»: УМП/ под ред. Г.Л. Бардиер и А.Ю. Сунгурова. – СПб.: Изд-во Ютас, 2008.

    10. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

    11. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

    12. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

    13. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорту в Российской Федерации"

    14. Свободная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org/wiki/

    15. Общественная организация «Центр экологической политики и культуры» www.ecologyandculture.ru




База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал