Министерство здравоохранения и социального развития



страница1/30
Дата26.04.2016
Размер7.01 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ГОУ ВПО «Владивостокский государственный медицинский университет»

Факультет клинической психологии


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» ГОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА ГОУ ВПО «Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского»

ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ В ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
При поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда,

проект № 11-06-14081-Г




МАТЕРИАЛЫ

МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ г. Владивосток, 15-19 сентября 2011

Владивосток 2011

УДК 616.89:159.9(063) ББК 56.1:88.4 Я 431

А 437


А 43

Ответственный редактор Н. А. Кравцова

А 43 Проблемы здоровья личности в теоретической и прикладной психологии:

Материалы Международной науч.-практ. конф. / Под ред. Н. А. Кравцовой. -Владивосток : Мор. гос.ун-т им. адм. Г.И. Невельского, 2011. - 364 с.



ISBN 978-5-8343-0708-2

Редакционный совет:

Братусь Б.С., д-р психол. наук, проф. действительный член Академии естественных на­ук РФ (Москва); Стрелков Ю.К., д-р психол. наук, проф. (Москва); Залевский Г. В., д-р психол. наук, проф., чл.кор. РАО (Томск); Белокобыльский Н.Д., д-р мед. наук (Владивосток); Глебова Т. Н., PhD, проф., Международный Университет Аллаент (Сакраменто, США); Гусев А.Н., д-р психол. наук, проф. (Москва); Данченко С.А, канд. психол. наук, доцент (Владивосток); Жилина Е.В, канд. психол. наук, доцент (Владивосток); Кадыров Р. В., канд. психол. наук, доцент (Владивосток); Карпова Н.Л., д-р психол. наук, проф. (Москва); Калита В.В., канд. психол. наук, проф. (Владивосток); Маркина Л.Д., д-р мед. наук, проф. (Владивосток); Сакутин В.А., д-р филос. наук, проф. (Владивосток); Ульянов И.Г., д-р мед. наук, проф. (Владивосток); Чернявская В.С. д. п. н, проф. (Владивосток).

Предлагаемое издание содержит тексты статей и тезисов докладов участников конференции.

Адресуется психологам, врачам, философам, педагогам, работникам социальной сферы, а также исследователям, интересующимися проблемами здоровья личности в теоретической и прикладной психологии.



Издание осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 11-06-14081 г

ISBN 978-5-8343-0708-2
© ГОУ ВПО «Владивостокский государственный медицинский университет» (ВГМУ), Факультет клинической психологии, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 7
Раздел I. Теоретико-методологические аспекты проблемы

исследования здоровья личности 8
Гусев А.Н., Рубан В.А.О возможности психодиагностического компонента комплексной экспертизы образовательной среды учреждения:

опыт разработки и перспективы применения 8



Епанчинцева Г.А. Об экологичности психологической диагностики

личности 13



Залевский Г.В. В поиске интегративного подхода к проблеме психологии
здоровья и здорового образа жизни студенческой молодежи 17

Кошелева М.Е. Теоретические аспекты рассмотрения феноменологии

здоровья человека 26



Кричевец А.Н. Античные греки и позитивная психология 34

Лозовик Л.А., Новиков В.В. Организация судебно-психиатрической
и судебно-психологической экспертной деятельности в Республике
Беларусь 41

Панкова Н.В.Психологические составляющие личностного здоровья:
основные подходы и перспективы изучения 47

Сокольская М.В. Методологические основания исследования личностного
здоровья профессионала 52
Раздел II. Психология здоровой и аномальной личности 63

Агафонова Е.Б. Любимые сказки девушек из неполных семей в контексте
исследования жизненного пути личности 63

Алешина Н.В., Барыльник Ю.Б. Результаты исследования образовательного
уровня, наследственной отягощенности, возрастных особенностей, социальной
среды родителей детей, страдающих различными формами раннего
детского аутизма 70

Белозор Т.А., ОрловаМ.Ю. Особенности ценностно-смысловой сферы

у лиц с разными типами идентичности 74



Берг Т.Н., Стовпец О. Совладающее поведение у детей подросткового
возраста с онкологической патологией 77

Братусь Б.С., Инина Н.В. Вера между сознательным и бессознательным 84

Витютина Т.А. Нарушения переживания течения времени как критерий

наличия психических нарушений 88



Волгина Т.Л. Клинико-диагностические аспекты раннего детского аутизма ... 92

Глозман Ж.М. Внутренняя картина болезни как фактор успешности

ее преодоления 100



Губарева Л.А. Зависимость ведущего жизненного сценария от отношения

к смерти 104



Денисова В.А. Я - функции личности беременных женщин с различными
стилями переживания беременности 112

Жданова С.Ю. Особенности представлений о здоровье в связи

с возрастом 116



Земскова А.А. Взаимосвязь типов семейного воспитания и акцентуаций
характера у подростков 118

Катасонова А.В. Высшие психические функции у детей с логоневрозом 122

Кожевникова И.О. Расстройства депрессивного спектра среди студентов
ВГМУ 127

Козлова Н.В., Богомаз С.А. Личностное развитие молодежи с учетом
переживаемого ими чувства собственной безопасности 131

Кравцова Н.А. Самооценка и «я» функции личности подростков,

страдающих психосоматическими расстройствами 139



Кравцова А.Ю. Я-функции личности и оптико-пространственные
представления у делинквентных подростков 146

Кулешов В.Е. Отношение к смерти как детерминанта смысла жизни 151

Наумова В.А. К вопросу о личностных новообразованиях зрелого возраста. 159

Неверова А.А. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста
киножурнала Ералаш 165

Осинская С.А. Феномен отцовства: современное состояние проблемы 168

Панченко Л. Л., Суворова Н. А. Имена и личностные характеристики 172

Рабовалюк Л.Н. Ценностные ориентации беременных женщин 181

Свиридова И.А., Серый А.В., ЯницкийМ.С. Ценностно-смысловые

индикаторы психологического здоровья личности 190



Соколова В. Ф. Национальный характер - феномен духовного здоровья

нации 198



Сутормин О.Ю. Соотношение образа «Я» и жизнетворчества личности 203

Тюлюпо С. В., Стоянова И. Я. Компетентность матери: функциональная организация и ситуативные проявления

в детской участковой поликлинике 208



Устинова О.А. Гуманитарный диалог как средство социокультурного
самоопределения личности в юношеском возрасте 215

Фанталова Е.Б. Внутренний конфликт и внутренний вакуум: объективная оценка параметров и особенности субъективного переживания у студентов 220

Черемискина И.И., Шишкина В.С. Семья и брак в представлениях старше-
классников 226

Шебанова В.И. Особенности восприятия семейных отношений
девушек-подростков, с разным типом пищевого поведения 230

Яворская М.В., Рябова А.А. Способ рождения путём операции кесарева
сечения как один из факторов формирования тревожной личности 235
Раздел III. Психотерапия, психокоррекция и психореабилитация

личности 240
Герасимова И. В. Метафора взросления для девочки 240

Глебова Т.Н. Нейробиология (нейронаука) межличностных отношений

и психотерапии 242



Горецкая А.Н. Типологические особенности комплайенса

у больных гипертонической болезнью 248



Карпова Н.Л. «Внутренняя картина здоровья» и «внутренняя картина
болезни» в логопсихотерапии 251

Шебанова В.И., Шебанова С.Г. Общие стратегии психотерапевтической
работы с защитными механизмами 256
Раздел IV. Профессиональный стресс и профессиональная деформация

личности 263
Антоновский А.В. Особенности факторной структуры защитно-

совладающего поведения в профессиональной деятельности учителей 263



Беликеева А.Н. Психологическое здоровье личности сотрудников
уголовно-исполнительной системы 271

Зубарев Д.Г., Данченко С.А. Влияние уровня морально-психологических
качеств как категорий этики на устойчивость к стрессу в профессиональной
деятельности российских полицейских 275

Данченко С.А. Трудовая мотивация медицинских работников

и преподавателей вузов 279



Кадыров Р.В. Посттравматический рост как результат переживания

психической травмы (на примере военнослужащих, принимавших участие

в боевых действиях, и сотрудников МЧС России) 283

Кузнецова Д. С. Исследование профессионального стресса у бухгалтеров.... 290

Невструева Т.Х., Мазелис В.В. Современные модели взаимоотношений

врача и пациента в контексте психосемантического подхода 295



Новикова И.А., КореховаМ.В., Ксенофонтов А.М. Профилактика
психологической дезадаптации у сотрудников органов внутренних дел 301

ПанченкоЛ.Л., Лысенко Э.П. Агрессивность и образ тела у врачей 307

Чернявская В.С., Слугина Н.Л. Поленезависимость и толерантность к неопределенности в контексте профессиональных компетенций

дизайнера на примере преподавателей 310


Раздел V. Психологические аспекты совершенствования

учебно-воспитательного процесса и педагогической
деятельности в целях сохранения психического здоровья
обучающихся в высшей школе 318


Бажин А. С. Кравцова Н.А., Белокобыльский Н. Д. Психологическая
структура психосоциальной компетентности выпускников факультета
клинической психологии 318

Козловская Т.Н. Роль самоорганизации человека в достижении

собственного здоровья 325



Кузьмина Ю.В. Проблемы психологии здоровья и стиля жизни

студенческой молодежи: кросс-региональный аспект 329



Молокостова А.М. Социальный интеллект и адаптированность

в образовательной среде вуза как фактор психического здоровья 335



Пекарь Е.В.Психологическое сопровождение в подготовке судоводителя.... 342

Урываев В.А. Субъективное благополучие как индикатор адаптации

студентов к вузовской жизни 346



Чернявская В.С., Засорин С.М. Мотивация и профессиональная

идентичность студентов-дизайнеров 350



Чернявская В. С., Хатковская Е. С. Когнитивные стили

у студентов-дизайнеров 353

Наши авторы 359

ВВЕДЕНИЕ
Организация и проведение международной научно-практической конфе­ренции «Проблема здоровья личности в теоретической и прикладной психоло­гии» обусловлена огромным интересом исследователей к проблемному полю, в котором пересекаются как традиционные для медицины и клинической психо­логии вопросы психического здоровья, так и только развивающаяся психология здоровья, психология здоровой личности.

Актуальность указанной проблематики связана с отмечающимся ростом психических расстройств в современном обществе. Этому способствуют, с од­ной стороны, все более нарастающая напряженность и темп жизни в социуме предъявляющие к личности повышенные требования на фоне нарастающего политического, экологического, материального неблагополучия и социальной нестабильности. С другой стороны, изменение условий психического развития детей в семьях. Семья все чаще перестает быть тем надежным местом, в кото­ром ребенок чувствует себя защищенным. Это способствует тому, что увеличи­вается количество людей с различными формами девиантного поведения (суи­цидального, аддиктивного, делинквентного) в основе которого лежат расстрой­ства развития личности.

Обращает на себя внимание разнообразие точек зрения специалистов на проблему здоровья личности. Несмотря на то, что биопсихосоциодуховная мо­дель человека обсуждается последние десятилетия, а биопсихосоциальной мо­дели, предложенной Энджелом, уже более 70 лет, нередко в определении исто­ков расстройств личности доминирует биогенетический подход, причем по­следние годы новые факты открытые цито и биохимиками, заставляют по но­вому рассматривать связь между психическим и биологическим фактором.

Несмотря на все многообразие вышеуказанных проблем в теоретической психологии, в прикладной психологии накоплен значительный опыт оказания психологической помощи и психотерапии личности в различных условиях жизнедеятельности.

В настоящем издании представлены научные статьи, подготовленные уча­стниками конференции, касающиеся важных аспектов проблемы здоровья лич­ности: теоретико-методологические аспекты проблемы исследования здоровья личности; психология здоровой и аномальной личности; психотерапия лично­сти; профессиональный стресс и профессиональная деформация личности; про­блема сохранения психического здоровья обучающихся в высшей школе.

Оргкомитет конференции и Факультет клинической психологии ГОУ ВПО Владивостокского государственного медицинского университета благодарит всех, кто принимал участие в обсуждении актуальных проблем, отраженных в конференции и надеемся, что эти материалы окажутся полезными не только для практических психологов, но и для специалистов смежных отраслей практики.


Н.А. Кравцова

Раздел I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ
О ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА КОМПЛЕКСНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧРЕЖДЕНИЯ: ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
Гусев А.Н., Рубан В. А., Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Современная школа сталкивается со значительной вариативностью ис­пользуемых педагогических технологий и образовательных средств, включаю­щих широкое применение методических, информационных и технических но­ваций. Рост интенсивности коммуникационных и информационных воздейст­вий на учащихся является принципиальным фактором, повышающим психоло­гическую нагрузку на них, и, следовательно, потенциальной причиной, сни­жающей уровень общей безопасности процесса школьного обучения. Как и лю­бая сложно организованная система, школьная образовательная среда не может эффективно функционировать без своевременных и надежных оценок качества образовательных воздействий на обучающегося - без своего рода сигналов об­ратной связи. Психическое здоровье учащихся, уровень их психологического благополучия являются важными критериями оценивания качества образова­тельного процесса и уровня психологической безопасности образовательной среды в целом. Поэтому весьма важной задачей становится получение надеж­ной информации о психическом здоровье учащегося, возможностях и ограни­чениях усвоения им учебного материала.

Кроме того, прогноз эффективности и/или безопасности внедрения новых форм и методов организации образовательного процесса может потребовать знания и учета индивидуально-психологических особенностей учащихся.

Из этого следует, что всё более актуальным становится внедрение техно­логий психодиагностического сопровождения образовательных учреждений и использование оценок психологического благополучия обучающихся в качест­ве обязательных критериальных показателей в экспертизе психологической безопасности образовательной среды.

Основная задача настоящей публикации - описать результаты создания компьютерной системы для проведения психодиагностики обучающихся учре­ждений общего образования. Работа выполнялась в рамках проекта «Разработка системы психодиагностики обучающихся с использованием информационных и коммуникационных технологий», поддержанного Федеральным агентством по образованию РФ. В качестве основных исполнителей в рамках данного проекта участвовали ведущие ученые-психологи и преподаватели факультетов психоло­гии МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва), РПГУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург), Психологического института РАО, ведущие программисты агент­ства «1 С-Персонал», школьные психологи Москвы, Санкт-Петербурга, Мос­ковской и Ленинградской областей, Ростова-на-Дону и Рязани.

В нашей стране в образовательной сфере создана система психолого-медико-педагогической помощи детям и подросткам. Введены должности пси­хологов в школах, организованы специализированные образовательные учреж­дения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. По данным, полученным в исследовании С.Б. Малыха, на 26 миллионов школьников в Росси приходится не менее 26-27.000 школьных психологов. По другим данным в системе образования работает около 40.000 психологов. Результаты мониторинга, проведенного Федерацией психологов образования России, показывают, что даже по сравнению с развитыми европей­скими странами обеспеченность системы образования России психологически­ми кадрами весьма высока. Настоящее положение дел крайне резко контрасти­рует не только и не столько со слабой обеспеченностью практических психоло­гов образования психодиагностическим инструментарием, но отсутствием в нашей стране необходимого набора надежных и стандартизированных методи­ческих средств для проведения психодиагностических обследований. Повсеме­стно используются плохо адаптированные для России зарубежные методики. Кроме того, имеется необходимость оснащения учреждений системы образова­ния набором компьютеризованных методических средств, позволяющим ре­шать задачи психодиагностики на современном уровне. Это связано с решени­ем задач повышения эффективности работы практических психологов сферы образования, поскольку позволит проводить психодиагностическое тестирова­ние стандартным образом, правильно обрабатывать его результаты, качествен­но и надежно их сохранять и давать на их основе адекватные заключения о психическом статусе и прогнозе психического развития учащегося.

Одним из средств, позволяющих значительно интенсифицировать работу психолога образовательного учреждения и повысить ее эффективность, на наш взгляд, могут быть современные информационные технологии. Разработка ти­повой компьютерной психодиагностической системы «1С-Школьная психоди­агностика» позволяет увеличить охват групп учащихся одним психологом за единицу времени, исключить ошибки в расчетах результатов тестирования, по­высить оперативность выработки рекомендаций по работе с учащимися для учителей, родителей, а также рекомендаций для самих учащихся. Поскольку результаты психодиагностического тестирования позволяют получать надеж­ные оценки психического здоровья учащихся, они могут быть использоваться как показатели психологического благополучия детей в данном образователь­ном учреждении.

Представим результаты работы по выполнению указанного выше проекта, в виде краткого описания созданной нами и прошедшей практическую апроба­цию нами компьютерной психодиагностической системы.

1. При отборе психодиагностических методик авторы использовали мате-
риалы мониторинга по применению методических средств практическими пси-
хологами образования нашей страны. Эти данные были получены в ходе опроса
практических психологов из десяти крупных субъектов федерации России, и, на
наш взгляд, отражают как реальные запросы наших коллег-практиков, так и
широту распространения отдельных психодиагностических средств (Малых,
2005, 2007).

Проведенный нами анализ показал, что в состав компьютерной психодиаг­ностической системы в качестве обязательных должны входить следующие классы методик:



  • Методики для оценки уровня развития познавательной сферы обучающихся (сенсорно-перцептивные процессы, внимание, память мышление, воображение).

  • Методики, оценивающие мотивационно-потребностную и смысловую сферы личности

  • Методики, направленные на оценку степени социально-психологической адаптации обучающихся в коллективе.

  • Методики, направленные на психодиагностику детско-родительских от­ношений.

  • Методики, оценивающие различные аспекты девиантного поведения обу­чающихся.

  • Методики, оценивающие уровень различных способностей и задатков.

  • Методики, позволяющие давать психологу заключения в областях проф­ориентации и профконсультации.

2. Безусловно, один из важнейших вопросов, возникающих при создании
любой компьютерной психодиагностической системы, - это вопрос об адапта-
ции подобранных методик для использования их на персональном компьютере.
Эта проблема имеет несколько аспектов:

  • оценка возможности и целесообразности компьютеризации конкретной методики;

  • проработка процедуры тестирования с учетом особенностей оригиналь­ной методики и специфики ее реализации на компьютере;

  • учет возрастных особенностей учащихся;

  • учет особенностей профессиональной деятельности практического пси­холога образования;

  • учет реальной обеспеченности психологов образовательных учреждений подходящей компьютерной техникой и условиями для проведения психодиаг­ностических исследований.

Проработка указанных вопросов показала целесообразность включения в основные функции психодиагностической системы возможностей проводить тестирование в разных формах:

  • на компьютере психолога в рамках самой психодиагностической системы;

  • в компьютерном классе образовательного учреждения без установки в нем психодиагностической системы;

  • традиционный бланковый вариант тестирования.

Кроме того, была реализована еще одна принципиальная идея: некоторые методики принципиально не могут быть компьютеризованны, но в рамках ком­пьютерной психодиагностической системы могут быть реализованы процедуры обработки данных, анализа и представления результатов, подготовки психоди­агностического заключения, ведение интегрированной базы данных и др.

Таким образом, нами был реализован важный принцип - приоритетная ориентация на содержание психодиагностической методики и отказ от компью­теризации тех методик, процедура которых несовместима с использованием компьютера.



  1. По каждой из отобранных методик в рамках самой компьютерной пси­ходиагностической системы и в тексте руководства к ней представлены сведе­ния о: назначении методики и ее общее описание; сфера применения; подроб­ная процедура использования; нормативные показатели; описание алгоритма обработки результатов тестирования; описание результатов тестирования.

  2. В рамках настоящего проекта был осуществлен сбор обезличенных ре­зультатов тестирования учащихся 26 образовательных учреждений от 1 до 11 классов. По каждой методике обследовано не менее 600 учащихся. Рассчитаны нормативные показатели.

  3. Важная характеристика разработанной системы - создание защищенных архивов для хранения персональных данных учащихся. Фактически кроме са­мого психолога доступ других лиц к результатам психодиагностического тес­тирования не возможен.

  4. Программной платформой, на которой реализована компьютерная пси­ходиагностическая система, является платформа «1С-Предприятие 8», которая широко распространена во всех субъектах федерации России. Это обеспечивает системе максимально высокую потенциальную возможность для ее техниче­ской поддержки в регионах.

Система имеет модульную структуру. Кратко опишем «архитектуру» сис­темы или состав основных модулей:

1). Модуль структуры учебного заведения и персональных данных дает возможность производить ввод списков учащихся по группам и классам; осу­ществляет хранение биографических данных, психологических характеристик учащихся, фотографий, видеофрагментов и других необходимых материалов и документов; дает возможность получать подробную информацию об отдельном ученике, классе, параллели, школе; позволяет хранить историю изменений структуры, состава и персональных данных учащихся.

2). Модуль отчетов, основываясь на данных проведенного тестирования, дает возможность построения стандартных и произвольных отчетов. Обеспечи­вает возможность ведения журналов, включающих всю историю психодиагно­стического обследования конкретного ученика по разным тестам. Позволяет получать статистические данные в виде таблиц и графиков, формировать отче­ты психолога учебного заведения о проделанной работе. Данный модуль позво­ляет также проводить статистический анализ «сырых» данных и оценку произ­водных психодиагностических показателей. Обеспечиваются сравнение резуль­татов, полученных по разным группам учащихся (пол, возраст, класс и т.д.), оценка изменения психодиагностических показателей во времени и др.

3). Модуль обмена данными обеспечивает обмен данными с созданной в рамках проекта «Информатизация системы образования» типовой системой для автоматизации основных процессов деятельности общеобразовательного учре­ждения «1С: ХроноГраф Школа». Производит выгрузку результатов тестирова­ния из информационной базы с целью накопления информации и дальнейшей корректировки нормативных показателей.

4). Модуль интеграции с почтовыми службами позволяет осуществлять рассылку подготовленных для прохождения тестов (точнее - их электронных XML-форм, см. ниже) по электронной почте. Это позволяет одному опытному психологу-психодиагносту руководить процессом получения данных сразу в нескольких школах или округе (регионе) в целом. Дает возможность загружать пройденные тесты прямо из почтового клиента непосредственно в компьютер­ную психодиагностическую систему.

5). Модуль XML-тестирования обеспечивает возможность создания для каждого компьютеризованного теста автономного варианта в виде электронно­го бланка, с которым на персональном компьютере в интерактивном режиме может работать любой испытуемый, независимо от того, установлена ли на нем сама психодиагностическая система. Это гарантирует безопасность, надлежа­щий уровень защиты и конфиденциальности информационной базы психодиаг­ностических данных. Обучающиеся не имеют доступа непосредственно к про­граммному обеспечению и результатам тестирования. Результаты тестирования автоматически загружаются в программу и обрабатываются. Поэтому появля­ется принципиальная возможность сбора и анализа полученных данных по рай­ону, округу или региону в целом.

6). Модуль бланкового тестирования позволяет распечатать бланковый (бумажный) вариант теста, ввести вручную результаты тестирования, а затем обработать введенные в систему данные и сохранить их в единой информаци­онной базе.

7). Модуль психологического тестирования позволяет провести полную процедуру тестирования на компьютере - от предъявления тестового материала до распечатки психодиагностического заключения. В нем содержатся сведения об используемых в системе психологических методиках, нормах и алгоритмах расчетов. Данный модуль позволяет проводить тестирование в соответствии со сформированной базой психологических методик и хранение результатов пси­хологической диагностики; служит для регистрации результатов тестирования в компьютерной психодиагностической системе; дает возможность ввода и на­копления психолого-педагогических рекомендаций.

7. Для оценки познавательных функций учащихся в разработанном нами прототипе системы используется новая для отечественной психологии методо­логия. Дело в том, что для сравнительной оценки развития познавательных функций у детей необходима «линейка» однотипных тестов, которые позволя­ют производить психодиагностику уровня развития когнитивных процессов в самых различных возрастах - от 1 до 11 класса. О позитивном опыте решения такого рода задачи свидетельствуют результаты современных английских пси­хологов, создавших батарею методик DAS - Differential Ability Scales, вклю­чающую в себя когнитивные тесты и тесты достижений, предназначенные для индивидуального обследования детей и подростков в возрасте от 2-х с полови­ной до 17 лет. Большинство из этих тестов нецелесообразно или невозможно проводить на компьютере, поэтому в рамках нашей системы реализован блок ввода данных тестирования, обработки полученных данных и интерпретации результатов. Из-за значительной сложности обработки данных и интерпретации результатов DAS компьютеризация даже части профессиональной деятельно­сти психолога в области диагностики познавательных функций, на наш взгляд, крайне оправдано.

Оценивая перспективу начатой нами работы, укажем на необходимость самого широкого обсуждения вопросов, связанных с составом методических средств, использование которых необходимо психологам образовательных уч­реждений. Важнейшая проблема, с которой столкнулись разработчики системы, - отбор методически «чистых» тестов, имеющих современную авторскую ре­дакцию. Оказалось, что даже в профессиональной литературе присутствуют плохо отредактированные методики, имеющие мало сходства с авторским ори­гиналом. Кроме того, целесообразно продолжить работу в направлении обеспе­чения авторских прав создателей психодиагностических методик. Один из важ­нейших вопросов связан с необходимостью сбора психодиагностических норм по каждой методике в зависимости от возраста пола, учащегося, типа образова­тельного учреждения и др. важных факторов. Для продолжения начатой работы авторы приглашают к сотрудничеству всех заинтересованных коллег (проф. Алексей Николаевич Гусев, angusev@mail.ru).

В настоящее время авторский коллектив в рамках выполнения одного из проектов Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы заканчивает апробацию новой компьютерной системы, ориен­тированной на использование в дошкольных образовательных учреждениях -«1 С-Дошкольная психодиагностика».



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал