Мирюгина Татьяна Андреевна биотестирование и биоиндикация учебно-методический комплекс рабочая программа



страница1/5
Дата26.04.2016
Размер0.67 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал ТЮМГУ в г. Тобольске

Естественнонаучный факультет

Кафедра биологии, экологии и методики преподавания естествознания

«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор филиала «ТюмГУ» в г. Тобольске

_______________________ /Е.А. Короткова /

__________ _____________ 201__г.



Мирюгина Татьяна Андреевна

БИОТЕСТИРОВАНИЕ И БИОИНДИКАЦИЯ


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 06.03.01 Биология

очная форма обучения

Тюменский государственный университет

Филиал в г.Тобольске

2014г.


  1. Пояснительная записка

Целью освоения «Биотестирование и биоиндикация» является знакомство с основными понятиями и методами биологической индикации, его организацией и проведением в современных условиях, основных методологических критериях и подходах, применяемых при решении задач на разных уровнях.

Задачи курса состоят в формировании у студентов базовых знаний в области мониторинга по направлениям: организация системы наблюдений, оценка экологической ситуации, прогноз изменения окружающей природной среды; современное состояние и перспективы развития данной отрасли экологических знаний. В ходе изучения предмета студенты должны расширить фундаментальные знания, а также научиться практически использовать их для наблюдений, оценки и прогноза антропогенных изменений экосистем.

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла. Для успешного освоения «Биотестирование и биоиндикация» студенты должны обладать знаниями и умениями, полученными в результате освоения предшествующих дисциплин и модулей: Общая биология, Ботаника, Зоология, Микробиология и вирусология, Биология человека, Биология клетки, Генетика и эволюция.

Параллельно изучаются такие дисциплины как, методология и история биологии, общая экология.

На изучении данной дисциплины базируется изучение следующих дисциплин: основы биоэтики, экологический мониторинг, природоохранная деятельность, современные проблемы биологии, введение в биотехнологию.

Освоение данной дисциплины необходимо для профессиональной деятельности выпускников, а также для последующего прохождения практик, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины

3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

ОПК – 10 способностью применять базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципы оптимального природопользования и охраны природы, мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы


3.2. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать: основные понятия и виды биоиндикации, особенности растений, животных, микроорганизмов как индикаторов; эколого-физиологогические основы биоиндикации и биотестирования, перечень стандартных тест-объектов и требования к ним; основные понятия токсикологии, методологию биогеохимической индикации; особенности биоиндикации на разных уровнях организации живой природы (клеточном, организменном, популяционном, биоценотическом); терминологию, методологию и области применения ландшафтной индикации; современные области применения биоиндикаторов.

  • Уметь: выбирать наиболее подходящие для решения практических задач методы и объекты биоиндикации, тест-объекты и тест-функции, планировать токсикологический эксперимент, статистически обрабатывать, анализировать и описывать его результаты, давать рекомендации по установлению ПДК и других предельно-допустимых норм исходя из данных биотестирования, давать заключение об экологическом состоянии объекта исследования.

  • Владеть: стандартными методиками микробной индикации, фитоиндикации, зооиндикации, физиологическими тестами для оценки экологического качества среды

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часа)


4.1. Структура дисциплины

Таблица 1





Наименование раздела дисциплины

Семестр

Виды учебной работы

(в академических часах)

аудиторные занятия

СР

ЛК

КСР

ПЗ




1

Основы биоиндикации  и биотестирования

6

4




6

16

2

Методы биотестирования в оценке состояния компонентов окружающей среды

6

6




10

24

6

Области применения биоиндикации 

6

4




12

26




Итого




14




28

66


4.2. Содержание дисциплины

Таблица 2





Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

(дидактические единицы)

1

Основы биоиндикации  

История биоиндикации. Биоиндикаторы. Особенности растений, животных, микроорганизмов как индикаторов. Экологические основы биоиндикации. Виды и типы биоиндикации. Методы биоиндикации: активный и пассивный мониторинг. Биотестирование и решаемые с его помощью задачи 

2

Методы биотестирования в оценке состояния компонентов окружающей среды

Выбор тест-объекта, частных и интегральные тест-функций в зависимости от поставленной задачи. Определение цианотоксинов методом иммуноферментного анализа. Методы тестирования с помощью инфузорий Paramecium caudatum. Метод биотестирования с помощью дафний Daphnia magna Straus. Метод биотестирования с помощью водорослей. Метод биотестирования по показателю замедленной флуоресценции хлорофилла.

3

Области применения биоиндикации 

Лихеноиндикация, её значение. Грибы в системе биоиндикации радиационных нагрузок. Высшие растения - индикаторы антропогенного загрязнения.

Международное сотрудничество в области биоиндикации антропогенных изменений среды. Задачи биомониторинга.




5. Образовательные технологии

Таблица 3





занятия



раздела

Тема занятия

Виды образовательных технологий

Кол-во часов



1

История биоиндикации. Биотестирование и решаемые с его помощью задачи.  

Информационная лекция

2



1

Экологические основы биоиндикации. Виды и типы биоиндикации.

Лекция -визуализация

2



1

Индикация загрязнения окружающей среды по качеству пыльцы растений


Практическое занятие

2

4-5

1

Оценка влияния крупных автомагистралей на состояние растительного покрова

Практическое занятие

4



2

Выбор тест-объекта, частных и интегральные тест-функций в зависимости от поставленной задачи.

Лекция -визуализация

2



2

Отбор проб природных объектов для фонового мониторинга.

Информационная лекция

2



2

Особенности биотестирования почв с целью их экотоксикологической оценки

Лекция -визуализация

2

9-10

2

Биоиндикация загрязнения атмосферного воздуха с помощью лишайников


Практическое занятие

4

11-12

2

Определение качества воды в пресноводном водоеме по видовому разнообразию зообентоса

Практическое занятие

4

13

2

Определение общего микробного числа в водоеме


Практическое занятие

2



3

Применение биологических процессов и биохимических параметров животных как индикаторов

Проблемная лекция

2



3

Применение биологических процессов и биохимических параметров растений как индикаторов  

Лекция -визуализация

2

16

3

Методика биотестирования по гибели ракообразных daphnia magna straus

Практическое занятие

2

17

3

  Изучение состояния воды с использованием растений ряски

Практическое занятие

2

18

3

Оценка солевого загрязнения почвы по листьям


Практическое занятие

2

19

3

Кресс-салат как тест-объект для оценки загрязнения водной среды

Практическое занятие

2

20

3

Тестирование почв на проростках редиса и кресс–салата

Практическое занятие

2

21

3

Индикация состояния окружающей среды по частотам встречаемости фенов белого клевера

Практическое занятие

2


6. Самостоятельная работа студентов

Таблица 4





Наименование раздела дисциплины

Вид самостоятельной работы

Трудоемкость

(в академических часах)

1

Основы биоиндикации  

Выполнение домашних заданий; конспектирование текста

16

2

Методы биотестирования в оценке состояния компонентов окружающей среды

Выполнение домашних заданий; конспектирование текста

Ответы на контрольные вопросы;



20

3

Области применения биоиндикации 

Использование компьютерной техники и Интернета; Работа с конспектом лекции

26


7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства

7.1. Оценочные средства диагностирующего контроля

В качестве входящего контроля проводится тестирование по основным разделам биологии.

Примеры тестов:

 1.Совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство, называются… 

А. Популяцией     Б. Видом           

В. Классом           Г. Верного ответа нет

2. Для видов обитающих в Байкале, ареал ограничивается этим озером, - это пример … критерия 

А.Экологического   Б.Морфологического  

В. Географического      Г. Физиологического

3. Пеночки - теньковки и пеночки - веснички, обитающие в одном  лесу, составляют:

а) одну популяцию одного вида;                         в) две популяции одного вида;

б) две популяции двух видов;                              г) одну популяцию разных видов.

4. Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида.

А) генетический критерий  Б) морфологический критерий 

В) экологический критерий  Г) географический критерий

7.2. Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы студентов

7.2.1. Распределение рейтинговых баллов по модулям и видам работ

Таблица 5. 6 семестр

Виды работ

Максимальное количество баллов

Модуль 1.1

Модуль 2.1

Модуль 3.1

Итого

Аудиторные занятия

10

18

14

42

Лекции

4

6

4

14

Лабораторные занятия

6

12

10

28

Самостоятельная работа

15

7

16

38

Итого за работу в семестре

25

25

30

80

Обобщающий контроль










20

Итого










100

7.2.2. Оценивание аудиторной работы студентов

Таблица 6





Наименование раздела дисциплины

Формы оцениваемой работы

Максимальное количество баллов

Модуль (аттестация)

Работа на лекциях

1

Основы биоиндикации  

Посещение лекций. Конспект «Специфические методы исследования организмов»

3

1

2

Методы биотестирования в оценке состояния компонентов окружающей среды

Посещение лекций.

Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика методов анализа

загрязнителей природных объектов»


2

2

3

Области применения биоиндикации 

Посещение лекций

Защита реферата по разделу



6

3

Работа на практических (семинарских, лабораторных) занятиях

1

Основы биоиндикации  

Посещение занятий

Выполнение учебного индивидуального задания



8

1

2

Методы биотестирования в оценке состояния компонентов окружающей среды

Посещение занятий

Выполнение учебного индивидуального задания

Выполнение аудиторной контрольной работы


16

2

6

Области применения биоиндикации 

Посещение занятий

Выполнение учебного группового задания

Выполнение аудиторной контрольной работы


12

3

7.2.3. Оценивание самостоятельной работы студентов

Таблица 7



Наименование раздела (темы) дисциплины

Формы оцениваемой работы

Максимальное количество баллов

Модуль (аттестация)

1

Основы биоиндикации  

Составление таблицы «Виды загрязняющих веществ по классам приоритетности»

Составление аннотаций нескольких научно-популярных биологических изданий

Выполнение домашних контрольных работ


15

1

2

Методы биотестирования в оценке состояния компонентов окружающей среды

Составление таблицы «Методы биотестирования»

Составление аннотаций нескольких научно-популярных биологических изданий

Выполнение домашних контрольных работ


7

2

6

Области применения биоиндикации 

Подготовка презентации «Виды биоиндикации»

Проект «Экологическая обстановка в городах Тюменской области: наблюдение, оценка, прогноз»



18

3.2

7.2.4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости

Вопросы для аудиторной контрольной работы

Вариант 1


  1. Организация системы биоиндикации промышленного объекта (или района, города) и оценка экологической ситуации

  2. Международный мониторинг загрязнения биосферы. Всемирная метеорологическая организация (ВМО).

  3. Приоритетные загрязняющие вещества атмосферного воздуха.

Вариант 2

1. Общетеоретические подходы к организации биоиндикации.

2. Методы и средства контроля среды обитания.

3. История государственного экологического мониторинга в России.


Вопросы для домашней контрольной работы

Вариант 1.



  1. Международное сотрудничество в решении проблем оценки глобальных и региональных трансграничных воздействий на окружающую среду.

  2. Тенденции загрязнения атмосферного воздуха в России.

  3. Мониторинг земельных ресурсов.

Вариант 2.

  1. Экологический мониторинг и экологический контроль в Российской Федерации: понятия, задачи, направления деятельности.

  2. Мониторинг минерально-сырьевых ресурсов.

  3. Методы биоиндикации водных экосистем с помощью зоопланктона.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал