Монография Санкт-Петербург 2011 ; 371. 8; 372. 8



страница1/7
Дата26.04.2016
Размер1.34 Mb.
ТипМонография
  1   2   3   4   5   6   7
С.Г.Ковалева, О.М.Иванова, Н.Ю.Баталева, Е.В.Стрелецкая, В.В.Крылов

Внеклассная работа – как средство повышения компетентности учащихся.

Монография

Санкт-Петербург 2011


УДК 371.3; 371.8; 372.8

Рецензенты: доктор технических наук, профессор Копыльцов А.В.(зав. кафедрой информатики РГПУ им. А.И.Герцена), доктор педагогических наук, профессор Кузьмичева Н.И. (кафедра педагогики и психологии РГПУ им. А.И.Герцена)

С.Г.Ковалева, О.М.Иванова, Н.Ю.Баталева, Е.В.Стрелецкая, В.В.Крылов «Внеклассная работа – как средство повышения компетентности учащихся».

В настоящее время, несмотря на возрастание понимания значимости внеклассной работы для достижения общих образовательных целей, многие методисты и учителя по-прежнему недооценивают возможности внеклассной работы, считая ее второстепенной, вспомогательной и даже развлекательной.

В данной монографии показано значение внеклассной работы как средства не только закрепления полученных знаний, но и как способа формирования умений применять полученные знания на практике, что является необходимым для повышения компетентности учащихся.

Монография содержит практический материал по проведению внеклассной деятельности с использованием традиционных методик и инновационных технологий по следующим предметам: физика, информатика, английский язык, краеведение.

Основные результаты и выводы данной работы могут быть рекомендованы для использования учителями средних школ, а так же учителями школ с углубленным изучением различных предметов при организации внеклассной работы; методистами НМЦ и РМЦ; методистами институтов усовершенствованиями для повышения квалификации учителей; преподавателями педагогических вузов для методической подготовки студентов к работе.

Введение.

В начале 21 века в нашей стране по ряду экономических причин во многих школах была практически свернута внеклассная и внеурочная деятельность учащихся,несмотря на то, что внеклассная работа является важнейшим средством для осуществления индивидуального подхода к учащимся и учета их познавательной потребности. Между тем внеклассная работа при системной и масштабной организации является одной из альтернатив имеющему существенные недостатки профильному обучению.

Проблема формирования компетентности учащихся и обучения их умению применять знания является весьма актуальной. Это обусловлено, во-первых, процессом модернизации современного образовательного процесса и, во-вторых, все возрастающим потоком информации, где одним из главных критериев формирования отношения ученика к знаниям становится умение им воспользоваться в целях саморазвития, что ведет к становлению положительных внутренних ощущений, переживаний, эмоциональному отклику. Одной из важнейших основ процесса модернизации образования является ценностное отношение к личности, которое заключается в том, что основной целью, основным результатом, основной ценностью функционирования образовательных систем является формирование и развитие личности средствами образования.

Вопросу формирования умения применять знания, посвящены работы многих психологов, педагогов, методистов. Однако все авторы рассматривают пути формирования этого умения на уроках, и совершенно не уделяется внимание возможностям внеклассной работы по предметам. В данной работе разработана особенности методики проведения внеклассной работы по различным предметам, с целью формирования навыков учащихся применять знания на практике. Обоснованы критерии отбора содержания для внеклассных мероприятий по ряду предметов, отвечающие следующим требованиям:



  • повышение активности ученика как субъекта обучения;

  • возможность творческого сотрудничества между педагогами и учащимися;

  • создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание;

  • ориентация деятельности учащихся на успех;

  • вариативность форм организации образовательного процесса, средств и условий деятельности;

  • отражение общечеловеческих ценностей.

Раздел 1.Теоретические основы повышения компетентности учащихся в процессе внеклассной работы.
§1. Организация обучения в рамках внеклассной работы в школе.
Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету. Если учащиеся не вовлечены в активнуюпознавательную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету. Ознакомившись на занятии кружка, конференции или вечере с тем или иным понятием или явлением, ученик постарается глубже понять его суть, захочет получить дополнительную информацию.

К внеклассной работе по предметам предъявляются следующие требования:



  • Внеклассные занятия, углубляя и расширяя знания учащихся, не должны отвлекать их внимание от основного содержания учебной программы;

  • Необходима тесная связь учебно-воспитательной работы на уроке и на внеклассных занятиях. Однако внеклассная работа не должна быть простым продолжением учебной работы;

  • Предлагаемый учащимся для изучения материал должен быть доступен им, соответствовать их возрасту, уровню развития;

  • Содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся;

  • Должна осуществляться глубокая связь индивидуальной, групповой и коллективной работы;

  • Необходимо сочетание добровольности работы с обязательностью ее выполнения.

Внеклассные занятия не связаны обязательной программой, их организуют и проводят с учетом запросов учащихся. При организации внеклассных занятий необходимо рационально использовать время учителя и учащихся, поэтому очень важно до начала учебного года спланировать всю внеклассную работу. Такой план следует составлять в соответствии с желаниями и наклонностями учащихся и с учетом общешкольного годового плана.


Внеклассная работа ориентирует педагогов и школьников на систематический, интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение обеих сторон. Она «открывает школу», создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе учителей, учащихся и их родителей.
У учащихся должны быть воспитаны стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний, умение самостоятельно пополнять их и применять на практике. Эти задачи не могут быть полностью решены только на уроках. Многие из них требуют применения форм и методов работы, не укладывающихся в рамках урока. Однако было бы ошибкой считать главной задачей внеурочной работы доучивание того, что не успели доучить на уроке. Общей отличительной чертой внеурочных занятий должен быть признак добровольного выбора занятий учащимися по их интересам.
Между классной и внеклассной работой есть как сходства, так и различия. Сходство заключается в том, что и та и другая работа решает примерно одинаковый круг общеобразовательных, воспитательных и развивающих проблем.
Но есть и ряд различий: тематика внеклассных занятий не предписана, ее выбирает педагог сам либо совместно с учащимися, сообразуясь со склонностями и желаниями последних и, конечно, возможностями учебного заведения. Занятия не скованы жестким регламентом образовательной программы и лимитом учебного времени. Они почти полностью построены на инициативе учеников, а формы их проведения очень разнообразны, изменчивы и могут быть совсем необычны.
У внеклассного занятия шире возможности для ликвидации имеющегося несоответствия учебной деятельности на уроке интересам учащихся. Именно эти отличия, отличают внеклассную работу от обязательной учебной, и определяют ее привлекательность для учащихся. Педагог же видит в ней еще один канал для установления контактов со своими воспитанниками и влияния на них.

Анализируя все выше изложенное, можно сформулировать обобщающее положение, которое определяло бы, что следует понимать под внеклассной работой. Итак, под внеклассной работой понимаются необязательные, добровольные, специально организованные занятия вне урока, цель которых – способствовать развитию познавательных интересов, творческих способностей, углублению и расширению их знаний, удовлетворению и обеспечению разумного отдыха школьников.

Роль внеклассной работы состоит в следующем:


  • Повышение интереса учащихся к предмету.

  • Расширение и углубление знаний.

  • Развитие творческих способностей.

  • Внеклассная работа делает уроки более эффективными как для учителя, так и для учеников.

  • Подготовка к трудовой деятельности.

  • Помощь школе.

  • Развитие умений на практике применять свои знания.

Проблема развития умения применять знания, прежде всего, связана с феноменом понимания учебного материала. Для осознания учеником любого содержания недостаточно, чтобы оно находилось в поле его восприятия. Необходимо, чтобы данное содержание стало целью действий школьника, а это, как раз и является одной из задач внеклассной работы.



В педагогической литературе отражаются наиболее общие принципы, определяющие работу системы общего образования в целом. Это принципы гуманизации, демократизации, индивидуализации, дифференциации, доступности, вариативности, активности, сотрудничества, адаптивности и т.д.
Следование этим общим принципам в русле новой образовательной парадигмы является обязательным при конструировании любого образовательного процесса, в том числе, и для теории методики организации внеурочной работы, для которой наряду с общестратегическими появляются также свои специфические принципы.
На основе результатов анализа психолого-педагогической литературы можно сформулировать ведущие идеи обучения детей в рамках внеклассной работы.
Идея всестороннего развития личности ребенка на основе возрастающей активности самой личности. При этом речь должна идти о системности не одних только знаний, но и мотивационно-ценностной, нравственно-практической и интеллектуально-познавательной сфер личности, исключительно только в своем единстве придающих ей позитивный, творческий, созидательный характер. Эмоции, отношения, идеалы не менее важны, чем знания и мастерство.
Идея предоставления ребенку максимальной свободы выбора форм и средств самореализации при ведущей роли отношений творческого сотрудничества между детьми и взрослыми, взаимном уважении достоинств обеих сторон. Проблема свободы – это, прежде всего свобода личностной самореализации в различных видах деятельности. При этом важным предметом педагогического внимания должно стать отношение ребенка, особенно подростка, к самому себе. Уважением к ребенку мы научим его уважать самого себя, тогда он будет уважать и других.
Идея усиления мотивации к творчеству и познанию за счет разнообразной разносторонне развивающей, творческой деятельности, организуемой совместно с ребятами. Формирование положительного отношения к учению, познанию, творчеству – главное условие дальнейшего непрерывного самообразования человека. Но творца можно создать лишь посредством упражнения в творчестве.
Сформулируем теперь принципыорганизации обучения в рамках внеклассной работы.

  • Принцип ориентации на потребности и интересы учащихся.

  • Принцип опоры педагога на личностные достижения учащихся. Это является условием гуманизации образовательного процесса.

  • Принцип возможности осуществления самореализации. Самореализация – это особый вид высших потребностей. Существует объективная зависимость успешности образовательного процесса от того, насколько в ходе этого процесса выявляются и актуализируются естественные мотивы самореализации личности.

  • Принцип взаимосвязи классной и внеклассной работы. Успешности взаимодействия классного и внеклассного образования способствуют следующие условия:

  1. Количественное соотношение основного и внеклассного образования должно быть таким, чтобы одно не являлось помехой для другого;

  2. Использование на уроках опыта школьников, приобретенного ими во внеурочное время;

  3. Использование знаний, приобретенных детьми на уроках в их внеклассной деятельности;

  4. Содержание внеклассной работы должно быть современно, структурировано, значимо для учащихся.

  • Принцип равноправного взаимодействия субъектов внеклассного образования. Суть этого принципа в том, что лишь совместными усилиями учителей, родителей, товарищей можно создать для ребенка условия успеха, помочь обрести уверенность в себе.

  • Принцип учета реальных возможностей субъектов и средств внеклассной работы.

- возможности учащихся (возрастные, познавательные, психофизические);

- возможности педагога (знания, опыт, особенности личности);



- возможности материально-технического, дидактического обеспечения педагогического процесса.
При включении ребенка в дополнительную образовательную деятельность, организованную на внеклассных занятиях, появляются следующие закономерности:

  1. Возрастает активность личности. Повышению социальной активности индивида способствует усвоение таких компонентов культуры как опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений. Внеклассная работа способствует становлению адекватной самооценки ребенка; констатируя наличие реальных, оцененных окружением достижений, помогает ребятам поверить в свои познавательные возможности, тем самым способствует повышению познавательной активности.

  2. У школьников формируется творческий стиль жизнедеятельности. Этому способствуют: признание безусловной ценности индивида; создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание; понимание и сопереживание; полная свобода символического выражения. Полная реализация этих условий возможна в рамках внеклассной работы.

  3. Учеником осознается и реализуется потребность в самообразовании и самовоспитании, в самоорганизации. Ориентация внеклассной работы на достижения учащихся, на создание «поля» для самоутверждения в личностно значимом окружении и в избранной предметной области способствует тому, чтобы удовлетворение частными достижениями перерастало в потребность постоянного самосовершенствования, саморазвития, самообразования.

  4. Более эффективно проходит процесс становления адекватной самооценки себя и своих успехов в учебе. Правильное, адекватное отношение к себе, к своим возможностям имеет решающее влияние для нормального психического состояния человека. Данные многих исследований говорят о том, что отрицательным отношением к себе и заниженной самооценкой во многом обусловлены неудовлетворительная успеваемость, незаинтересованность в учебе, низкая мотивация, плохое поведение. Внеклассное образование предоставляет ребенку право выбирать деятельность, в которой он чувствует себя компетентным. В ней учащийся избавлен от жестоких оценок, от страха получить плохую оценку, потерпеть поражение, что естественно формирует положительную самооценку.

  5. Эффективнее осуществляется социализация личности. Обучение в рамках внеклассного образования, организованное по принципу сотрудничества, предоставляет учащимся новый широкий круг общения и возможность самоутверждения в ближайшем социальном окружении; помогает им выработать некоторые самые необходимые социальные навыки – сотрудничества, терпимости, преодоления трудных ситуаций; содействует освоению подрастающим поколением искусства жизненной самоорганизации.

  6. Происходит активное становление ценностных ориентаций личности. Ценностные ориентации отражают ценностное отношение личности к социально-нравственным явлениям, что говорит об осознании ею и переживании объективных ценностей как потребителей, мотивирующих ее настоящее и будущее поведение.


§2. Компетентность, как высший уровень образованности.

Обучение – один из наиболее значимых процессов, происходящих в жизни каждого человека. В настоящее время информация меняется, обновляется с такой скоростью, что процесс обучения растягивается на всю жизнь. Обучение выступает одним из оптимальных способов социальной адаптации человека к современной жизни, поскольку средствами обучения можно передать большой объем информации. Существует достаточно большое количество методов обучения. Необходимо знать эти методы, классифицировать их для эффективного процесса обучения, для того, чтобы полученные в процессе обучения знания использовались в повседневной жизни человека.

Компетенция (в переводе с латинскогоcompetentia) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Компетентными в любой сфере жизнедеятельности люди становятся не только благодаря школе. Общеобразовательные учебные заведения должны определиться, к решению каких проблем они должны готовить молодежь, в каких вопросах их воспитанники должны быть компетентными. К числу ключевых метапредметных компетенций можно отнести:



  • способность учиться;

  • способность сотрудничать, договариваться, преодолевать конфликтные ситуации;

  • способность сохранять здоровье тела и духа;

  • способность самостоятельно определяться и действовать независимо;

  • способность действовать продуктивно, творчески подходя к работе.

В методиках обучения отдельным предметам компетенции используются давно, например лингводидактические компетенции применяются в языках, коммуникативные — в информатике.

Однако знания и умения учащихся, получаемые на одном предмете, часто не используются, не получают развития на другом предмете. Очень часто более сложные межпредметные понятия изучаются раньше элементарных. Поэтому школьнику необходимо помочь в изучении и усвоении межпредметных понятий, а это можно достигать не только на уроках, но и во внеурочное время.



Стратегия развития образования учитывает основные изменения, происходящие в современном мире, которые обуславливают необходимость поиска новых подходов к определению целей образования и средств их реализации.
Эта стратегия учитывает и изменения в самой системе образования, которые привели к появлению ее новых социальных и педагогических возможностей и то, что возможности вариативной системы образования для повышения качества образования используются лишь частично. Она направлена на устранение причин рассогласования между педагогическим потенциалом системы образования и реальным результатом образования.
Стратегия развития образования исходит из того, что сложившееся содержание школьного образования является недоступным для части учащихся и во многих случаях оказывается невостребованным в актуальной и «послешкольной» жизни учащихся, а потому часто выступает фактором, препятствующим формированию высокого уровня мотивации учебной деятельности учащихся. При этом сложившаяся система оценки учебных достижений учащихся ориентируется в основном на усвоение большого объема учебного материала на репродуктивном уровне.
Образование может оказать громадное влияние на развитие личности, но все же его возможности не безграничны. К тому же реальные возможности образования всегда ограничиваются теми ресурсами, которые способно выделить общество на нужды системы образования.
Кроме того, цели образования должны соответствовать реальным возможностям системы образования и определять возможности человека, получившего данное образование.
Образование можно определить как специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельного решения проблем,имеющих социальное и личностное значение, в различных сферах деятельности на основе освоения культуры общества.
Развить у обучаемых способность к самостоятельному решению проблем можно лишь на основе формирования опыта решения этих проблем.
Процесс школьного обучения может лишь частично обеспечить формирование опыта решения нравственных, эстетических и конкретных социальных проблем. Добиться решения этих задач на уроках, где главной целью является выполнение учебной программы, невозможно. Поэтому обучение должно сопровождаться дополнительным образованием, самообразованием, домашним образованием.
Цели школьного образования достаточно сложные и многообразные.

  1. Научить учащихся учиться. Научить использовать эффективные приемы познавательной деятельности. Помочь учащимся понять сам смысл учения.

  2. Научить учащихся решать стандартные жизненные проблемы, то есть понимать сущность и значимость этих проблем, усвоить существующие правила и нормы решения этих проблем, уметь их обосновывать, ориентироваться в источниках информации, которые могут помочь в их решении.

  3. Научить ориентироваться в мире ценностей, то есть помочь учащимся осознать сущность ценностного отношения к миру, сформировать у них знания о базовых ценностях, развить способность к определению критериев оценки явлений действительности.

  4. Подготовить учащихся к профессиональному выбору, ориентации в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях.

  5. Научить решать нестандартные задачи, к числу которых можно отнести исследовательские, творческие, мировоззренческие.

С точки зрения вышеуказанных общих целей школьного образования его результатом является достижение учащимися уровня образованности, соответствующего их личностному потенциалу.


В современной литературе выделилось несколько подходов к обоснованию и определению сути образованности.
Первый подход представлен работами петербургских ученых. Образование,с позиций данного подхода, - это процесс формирования опыта решения значимых для личности проблем на основе использования социального и осмысления собственного опыта обучаемых. А образованность – индивидуально-личностный результат образования, качество личности, которое заключается в способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт. Уровень образованности определяется достигнутым уровнем реализации общих целей школьного образования.
Становление образованности рассматривается в рамках следующих уровней:

  • Элементарная грамотность

  • Функциональная грамотность

  • Компетентность.

Уровень элементарной грамотности характеризуется способностью решать проблемы учебной деятельности на основе овладения общеучебными умениями и навыками.


Уровень функциональной грамотности характеризуется способностью решать проблемы учебной деятельности на основе овладения познавательными умениями; стандартные жизненные проблемы на основе усвоения правил и алгоритмов; проблемы ориентации в системе ценностей на основе усвоения знаний о ценностях; проблемы подготовки к профессиональному образованию на основе усвоения опорных знаний и умений, а также знаний о системе профессионального образования, правилах приема в профессиональных учебных заведениях и об особенностях обучения в них.

Высшим уровнем образованности является компетентность – умение решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на базе теоретических знаний.


Выделяются три вида компетентности: общекультурная, профессиональная и методологическая.
Уровень общекультурной компетентности означает способность решения познавательных проблем, стандартных жизненных проблем, проблем подготовки к профессиональному образованию на основе самостоятельного определения критериев оценки конкретных ситуаций и критериев выбора источников информации.
Существенным признаком допрофессиональной компетентности является способность решения перечисленных выше проблем на основе использования критериев, отвечающих особенностям профессиональной деятельности и профессионального образования.
Методологическая компетентность – это уровень образованности, который характеризуется способностью решать все виды проблем, в том числе мировоззренческих, творческих, исследовательских, на основе эвристических поисковых методов.
Идеи компетентности личности развиваются параллельно с идеями ее образованности. Компетентность является одним из уровней образованности, одной из ступеней, и как следствие, одним из видов образовательного результата.
Второй подход к определению образованности предложен представителями московской школы, которые выделяют четыре аспекта содержательной трактовки образования:

  • образование как ценность;

  • образование как система;

  • образование как процесс;

  • образование как результат.

С их точки зрения образование - это результат, фиксирующий факт присвоения и государством, и обществом, и личностью всех ценностей, рождающихся в процессе образовательной деятельности.


В рамках данного подхода рассматривается иерархическая «лестница» восхождения человека к более высоким образовательным результатам.



Грамотность




Содержит гуманитарные и естественнонаучные аспекты первоначального познания мира, в их гармонии и взаимодополнении.


Образованность




Это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума. Она предполагает не только наличие достаточно широкого кругозора по самым различным вопросам жизни человека и общества, но и достаточно определенную избирательность, по глубине проникновения и понимания тех или иных вопросов.


Профессиональная компетентность




Определяется уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу.


Культура






Менталитет





Компетентность может включать в себя набор компетенций, которые обнаруживаются в различных сферах деятельности. Выделяют компетенции:

  • Ключевые, которые относятся к общему содержанию образования;

  • Общепредметные, относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

  • Предметные, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Несмотря на различие в подходах к понятию компетентности ясно, что она может формироваться только при условии глубокой личностной заинтересованности учащихся в данном виде деятельности.


Поэтому если учитель хочет в качестве образовательного результата иметь компетентность учеников, он должен не принуждать, а мотивировать их к выполнению той или иной деятельности. Одним из основных средств мотивации и является внеклассная работа.
В современных условиях, формирование знаний не является главной целью образования. Знания и умения как единицы образовательного результата необходимы, но не достаточны для того, чтобы быть успешными в современном информационном обществе. Для человека чрезвычайно важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения в конкретных ситуациях, для разрешения проблем, возникающих в реальной деятельности. При таком подходе знания являются базой компетентности человека, средством ее достижения.
За рубежом компетентность часто заменяется понятием «квалификация». Квалификация – это совокупность знаний, умений, способностей, которые необходимы для осуществления деятельности в какой-либо области.
Британский психолог Дж. Равен предложил трактовать компетентность как специфическую способность к эффективному выполнению конкретного действия в конкретной предметной области, включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.
Несмотря на различие взглядов, все ученые сходятся во мнении, что понятие «компетентность» шире знаний, умений и навыков и не является их суммой, так как включает все стороны деятельности: знаниевую, операционно-технологическую, мотивационную.
Таким образом, на основании отечественных и зарубежных исследований сущности компетентности, под компетентностью можно понимать интегральное качество личности, характеризующее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Характеризуя сущностные признаки компетентности человека, следует иметь в виду, что они:

  • постоянно изменяются;

  • ориентированы на будущее;

  • имеют деятельный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях;

  • проявляются в умении осуществлять выбор исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации;

  • связаны с мотивацией на непрерывную самообразовательную деятельность.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал