Мотивация



Скачать 357.47 Kb.
Дата26.04.2016
Размер357.47 Kb.
Тема 1.1. Предмет гигиены, её цели и задачи. Основные положения гигиены. Понятие об экологии


МОТИВАЦИЯ


Подготовка современного медицинского работника в современных условиях немыслима без гигиенических знаний, которые тесно связаны с экологическим мировоззрением, профилактикой и клинической медициной. Гигиенические знания касаются вопросов питания, труда, устройства больниц, здорового образа жизни и т.д. На первом месте идут гигиенические рекомендации по формированию здорового образа жизни, а потом лекарства.

В процессе изучения гигиены вы узнаете, что у значительной части населения отсутствуют элементарные экологические знания, что и определяет развитие у конкретного человека развитие определенной болезни. Опираясь на знания анатомии, физиологии, биологии и других предметов, которые вы изучите в колледже, вы получите знания (а желательно, и убеждения!), необходимые для вашей профилактической деятельности, которые помогут бороться с болезнями, давать рекомендации по формированию здорового образа и самим оставаться здоровыми и служить образцом для подражания, тем самым создать условия для развития способности организовывать собственную деятельность.



ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ


  1. Определение понятий экология, экология человека и гигиена. Предмет и содержание экологии, экологии человека и гигиены.

  2. Взаимосвязь экологии, экологии человека и гигиены и их место в системе медицинских и биологических наук. Задачи экологии и гигиены. Санитария.

  3. Основные исторические этапы развития экологии и гигиены.

  4. Основные законы гигиены.

  5. Методы гигиенических исследований и гигиеническое нормирование.

  6. Понятие об экологии. Взаимосвязь гигиены и экологии человека.




        1. Определение понятий экология, экология человека и гигиена.

Предмет и содержание экологии, экологии человека и гигиены
Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный

прогресс нашей науки.

Будущее принадлежит медицине предохранительной.

Н.И. Пирогов

Экология (греч. – учение о доме) – это наука об отношениях растительного мира и животных организмов и образованных ими сообществ между собой и с окружающей средой. Термин «экология» предложен немецким ученым Э. Геккелем в 1866 г. В целом, проблемы большой экологии охватывают все вопросы жизнедеятельности всех живых организмов. Поэтому по отношению к предметам изучения экология подразделяется на экологию любого живого существа - микробов, растений, животных и т.д.

Экология человека изучает влияние факторов окружающей среды на человека и в свою очередь влияние человека и групп людей на окружающую среду. С ней тесно связана медицинская экология, изучающая болезни человека, вызванные загрязненной средой, и способы их предупреждения. Здоровье населения на любой территории – лучший показатель состояния среды его обитания.описание: http://900igr.net/datai/istorija/religija-drevnej-gretsii/0038-057-asklepij-i-gigieja.jpg

Понятие «гигиены» восходят в глубокую древность. Гигиея – дочь бога медицины Асклепия, изображавшаяся красавицей с чашей в руке, обвитой змеей – богиня здоровья, лечившая солнцем, водой и воздухом, соблюдением чистоты тела. Другая ее сестра – Панацея – лечила лекарствами.



Гигиена (греч. – здоровый) – это область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, оздоровлению условий жизни и труда человека, сохранению его здоровья и продлению жизни.

        1. Взаимосвязь экологии, экологии человека и гигиены и их место в системе медицинских и биологических наук. Задачи экологии и гигиены. Санитария.

Экология человека – это часть экологии – т. е. всей жизни на Земле. Если наука экология изучает способы жизни и выживания всех живых существ на Земле, то экология человека - изучает, как выжить человеку, особенно в эпоху перенаселения и увеличивающегося загрязнения Земли. Проблемой экологии человека является поиск методов нравственного и духовного воспитания человека, чтоб он осознал свое место в природе и не портил ее. Медицинская экология является составной частью экологии человека, изучающая экологические болезни человека.

Если для человека экология – это место проживания с ежесекундным общением с окружающими факторами – микроклиматом, воздухом, водой, пищей и др., с которыми организм ведет постоянное соприкосновение и борьбу за выживание, то гигиена – это инструмент, который изучает влияние условий жизни человека в экологической обстановке, как они влияют на его здоровье, работоспособность продолжительность жизни, и на основании этого изучения разрабатывает рекомендации по снижению риска вредного влияния окружающей среды на здоровье.



Санитария – это практическое претворение в жизнь гигиенических норм и правил. Если гигиена – наука с рекомендациями по сохранению и улучшению здоровья, то санитария – это практическая деятельность человека, с помощью которой достигается выполнение гигиенических правил. Но в жизни «знаю и выполняю» или «знаю, но не выполняю» или «не знаю и не выполняю» – это и есть уровень санитарной культуры человека.

Используя гигиенические знания, санитария помогает человеку выжить, продлить жизнь и размножиться.

Во взаимоотношении этих дисциплин можно ориентироваться с помощью следующих девизов: «ЭКОЛОГИЯ – ЖИВУ!», «ГИГИЕНА – ЗНАЮ, КАК ДЕЛАТЬ!» и «САНИТАРИЯ – А, ДЕЛАЮ ВОТ ТАК!».

Еще один пример на взаимоотношение этих дисциплин: укус комара – это экология; знаю, что он может вызвать малярию, надо сделать прививку – это гигиена; прихлопываю/не прихлопываю его, делаю/не делаю прививку от малярии – это санитария.



        1. Основные исторические этапы развития экологии и гигиены

Гигиена, как и любая другая наука, прошла долгий путь развития, ее истоки уходят в доисторический период. Зачатки гигиенических навыков появились еще у первобытного человека: обустройство жилища, приготовление пищи, захоронение умерших и т.д. Согласно историческим документам, уже у древних народов Индии, Китая, Египта существовали простейшие правила выбора источников водоснабжения, питания, ухода за телом, предупреждения инфекционных заболеваний и т.д.

Наибольшего расцвета гигиена как набор практических рекомендаций достигла в Древнем Риме, который среди прочего прославился своим водопроводом и общественными банями. Уже за 600-500 лет до н. э. в Древнем Риме было свыше 30 отдельных водопроводов, которые в сутки суммарно давали свыше 1,5 млн м3 горной ключевой воды.

Еще до зарождения гигиены как самостоятельной науки люди научились правильно выбирать место для колодца, правильно топить печи и т.д. Гигиенический характер носит и известный народный обычай не давать молодоженам на свадьбе спиртного, так как алкоголь губительно отражается на потомстве.

Исторические основы гигиены сформировались в глубокой древности. Уже в Древней Греции, Риме, Египте, Китае, Индии начинается систематизация и пропаганда приоритета здоровых условий и образа жизни человека, рационального питания, физической культуры, предупреждения болезней.описание: гиппократ (460-377 гг. до н.э.). древнегреческий врач и философ, основоположник гигиены (бюст ii-iii вв. до н.э. из британского музея).

Великий древнегреческий врач Гиппократ, живший 25 веков назад, писал, что болезнь является лишь следствием множества маленьких погрешностей, которые накапливаются день за днем, чтобы, наконец, свалиться на голову неразумного. Гиппократ указывал, что условия внешней среды влияют на развитие болезней. Он же считал, что врач должен направлять режим больного человека так, чтобы это способствовало скорейшему выздоровлению. С трудами Гиппократа связывают зарождение гигиены как науки.

История гигиены неразрывно связана с развитием человеческого общества, его культуры, производительных сил, и поэтому ее можно проследить на протяжении нескольких исторических периодов, отражающих влияние социально экономических условий, соответствующих этим периодам.

В Европе в У1-Х1У вв. все науки, в том числе медицина, пришли в упадок вследствие господства в обществе религиозных представлений, призывавших людей заботиться о чистоте души, а не тела, как было в Древней Греции и Риме. Поэтому данная эпоха вошла в историю медицины как огромный шаг назад в области развития гигиены. Не случайно эпоха Средневековья ознаменовалась опустошительными эпидемиями чумы, холеры, проказы, тифов, сифилиса и других инфекций, уносивших население целых городов. Так, Париж того времени назывался Лютеция, что означало — «город грязи», поскольку все нечистоты и отходы выбрасывались горожанами на улицы, прямо на головы и под ноги прохожих, и можно представить, какая при этом наблюдалась антисанитария.

Однако многие средневековые врачи высказывали ценные мысли в отношении гигиены.

Мировую известность получило произведение «Канон медицины» (XI в.) замечательного ученого и врача Востока Абу Али Ибн Сины (Авиценны). В этом труде он обобщил знания своей эпохи в области гигиены питания, жилища, воспитания детей, личной гигиены.описание: http://madra.dp.ua/arctur/n19/img/e1_1.jpg

Ибн Сина впервые одел медиков в белые одежды. Белый халат как символ чистоты и незапятнанности стал знаком медицинского работника.

Конец Средневековья (ХУ-ХУ1 вв.), эпоха Возрождения ознаменовались развитием естественных наук, возвращением интереса к гигиене.

Интенсивно гигиена стала развиваться в XVII—XVIII столетиях.

Эпоха раннего капитализма — это тяжелый физический труд в неблагоприятных для здоровья условиях, массовая заболеваемость трудящихся различными видами болезней, в том числе эпидемическими. Эпидемии же, как известно, не знают границ между сословиями. Снова пришлось вспомнить заповеди древних, что лучше предупредить болезнь, чем лечить, хотя в несколько иной редакции: «Профилактика выгоднее лечения».

Гигиенические знания в период расцвета капитализма связаны с развитием в обществе капиталистических отношений, которые привели к развитию машинной промышленности, переходу промышленности к механизации и автоматизации производства, загрязнению окружающей среды отходами промышленного производства, автотранспорта, росту безработицы.

История гигиены как самостоятельной науки и дисциплины начинается в 60—70-е гг. XIX в., когда в Западной Европе и России появляются первые кафедры гигиены при университетах.описание: макс фон петтенкофер (max von pettenkofer) (1818-1901). немецкий врач-гигиенист, основатель первого в европе гигиенического института (мюнхен).

В 1865 г. выдающийся немецкий ученый, врач Макс Петтенкофер (1818-1901) возглавил кафедру гигиены в Мюнхенском университете. Ввел эксперимент в гигиену, превратив ее в точную науку. Предлагая оздоровлять окружающую среду, он наметил пути профилактики многих болезней. Впервые обратил внимание на личную гигиену как важный фактор многих заболеваний: «насколько человек владеет личной гигиеной – таков его путь по жизни и такова его скорость к смерти».

М. Петтенкофер творчески использовал методы естественных наук (химии, физики) для гигиенического исследования и нормирования повседневно воздействующих на человека параметров воздуха, почвы и воды. Он и его ученики разработали многочисленные методы лабораторных исследований в гигиене. Значительные достижения в развитии естественных наук (химии, физики, физиологии, биологии, микробиологии и др.) подготовили почву для работы гигиенистов.

Российская гигиена прошла самобытный путь становления, обусловленный своеобразием общественного и экономического развития государства. Трехсотлетнее монголо-татарское иго нанесло огромный ущерб развитию производительных сил, культуры и науки России, в том числе и гигиены. После освобождения от него в конце XIV в. развитие страны во всех направлениях постепенно пошло вперед.

Основы гигиенических навыков были заложены в Древней Руси. «Домострой» (литературный памятник времен Ивана Грозного) предписывал порядок мытья посуды. В Москве с 1633 г. жители начали пользоваться водопроводом, сточные воды удаляли через канавы, была служба ассенизации.

В XVII в. вышел труд Епифания Славеницкого «Гражданство обычаев детских», где излагались вопросы гигиенического воспитания подрастающего поколения.

В 1737 г. в России впервые учреждается надзор за санитарным состоянием городов, а в 1742-м выходит первый закон «Регламент», в котором определялись условия труда на суконных фабриках.

М.В. Ломоносов (1711-1765), как величайший ученый и деятель культуры, внес свой вклад и в развитие гигиенических знаний, затронув ряд социально-гигиенических проблем и вопросов гигиены быта и питания в работе «О размножении и сохранении российского народа» (1761).

С 1806 г. в Петербургской медико-хирургической академии был введен курс гигиены на кафедре физиологии. Опыт Отечественной войны 1812 г. привел к появлению первых пособий по военной гигиене, написанных М.Я. Мудровым (1826) и Р.С. Четыркиным (1834).

Успешное развитие отечественной гигиены как науки во многом обязано прогрессивным взглядам на значение профилактики ведущих медиков того времени: Н.И. Пирогова, М.Я. Мудрова, С.П. Боткина, Г.А. Захарьина и других.

описание: http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=5953968eef350d5a&mb=imgdb_preview_201описание: мудров м.я. описание: http://mirvracha.ru/picture/picture?id=19490
Приоритет создания и формирования гигиенической науки в России принадлежит Алексею Петровичу Доброславину и Федору Федоровичу Эрисману.описание: алексей петрович доброславин

В 1872 г. А.П. Доброславин (1842-1889) возглавил первую в России кафедру гигиены при Петербургской военномедицинской академии. Он создал первый русский учебник по гигиене и журнал «Здоровье», первую гигиеническую экспериментальную лабораторию и заложил фундамент, на котором стала развиваться отечественная гигиена. А.П. Доброславин был одним из организаторов Русского общества по охране народного здоровья и женского врачебного образования в России.

описание: федор федорович эрисман (friedrich huldreich erismann)


В 1882 г. Ф.Ф. Эрисман (1842-1915) создал и возглавил кафедру гигиены в Московском университете и при ней городскую санитарную станцию (на ее базе впоследствии возник Научно-исследовательский институт гигиены, носящий его имя).

Ф.Ф. Эрисман по происхождению был швейцарцем, а по специальности — врачом-офтальмологом. По личным мотивам в 1869 г. он приехал в Россию и стал ее горячим патриотом.

Ф.Ф. Эрисман внес огромный вклад в развитие отечественной гигиены и санитарии своими оригинальными трудами по школьной гигиене, гигиене питания и труда. В 1892 г. он организовал Московское гигиеническое общество. Из-за своих оппозиционных взглядов Ф.Ф. Эрисман был неугоден царскому правительству, и, воспользовавшись первым удобным предлогом, оно поспешило избавиться от него. В 1896 г. он был вынужден покинуть Россию.

Благодаря А.П. Доброславину и Ф.Ф. Эрисману отечественная гигиена с первых шагов становления выгодно отличалась от зарубежной своим общественным характером, связью с санитарной деятельностью.

А.П. Доброславин и Ф.Ф. Эрисман оставили после себя многочисленных учеников, успешно продолживших их дело.описание: http://vmeda.org/userfiles/kafedri_15/5.jpg

Г.В. Хлопин, (1863-1929 гг) – ученик Эрисмана, поставил гигиену на обязательные лабораторные исследования и эксперимент, издал руководства по основам гигиены и общей гигиене, заведовал кафедрами гигиены в трех городах: Тарту, Одесса, Ленинград. Приемником Г.В. Хлопина стал профессор В.А. Углов. Одним из учеников В.А. Углова был академик АМН СССР профессор А.А. Минх. Он известен как гигиенист широкого профиля и как основатель кафедр гигиены в Ленинградском стоматологическом и Московском стоматологическом институтах. А.А. Минх опубликовал работы в области ионизации воздушной среды, коммунальной, спортивной, школьной гигиены и гигиены питания.



После 1917 г. в России наступил новый этап общественного развития и гигиены.

Первая мировая война и Октябрьская революция предопредилили сложную эпидемиологическую обстановку в стране, и 26 октября 1917 г. был создан Медико-санитарной отдел при Военно-революционном комитете, а в июле 1918 г. был утвержден Народный комиссариат здравоохранения во главе с Н.А. Семашко — первым наркомом здравоохранения.

В советский период отечественная гигиена как наука плодотворно развивалась в различных направлениях.

Так, в развитие коммунальной гигиены внесли значительный вклад такие видные ученые, как А.Н. Сысин (1879-1956), А.Н. Марзеев (1863-1966), В.А. Рязанов (19031968), С.И. Каплун (1897-1943), Г.И. Сидоренко (1926-1999) и другие.

описание: http://www.shukach.com/sites/default/files/imagecache/node-gallery-display-clean/post_images/208/114-61938.jpg описание: http://sysin.ru/assets/images/content/ryazanov.jpgописание: с.и. каплунописание: http://sysin.ru/assets/images/content/sysin.jpg
Гигиена труда освещалась в работах В.А. Левицкого (1867-1936), А.А. Летавета (1893-1984), Ф.Г. Короткова (1896-1983).

Развитие гигиены питания связано с именами таких ученых, как М.Н. Шатерников (1870-1939), О.П. Молчанова (1886-1975), П.Н. Диатронтов (1859-1934), К.С. Петровский (1902-1984), А.А. Покровский (1916-1976).

В создании школьной гигиены, переименованной в дальнейшем в гигиену детей и подростков, огромная роль принадлежит профессору А.В. Молькову (1870-1947) и его многочисленным ученикам.

В 1922 г. впервые в мире в СССР вышел государственный закон «О санитарных органах республики», который на государственном уровне обязал соблюдать вопросы гигиены и ввел государственный санитарный надзор. Деятельность санэпидслужбы в СССР была одна из самых эффективных в мире.описание: описание: http://bse.sci-lib.com/a_pictures/22/00/225784187.jpg

Ф.Г. Кротков сделал много для развития военной гигиены и радиационной гигиены. Во время Великой Отечественной войны в качестве главного гигиениста Советской Армии руководил санитарно-гигиеническим обеспечением. Он сформулировал основные правила санитарного благополучия войск.

В 1960-1970 гг. Ю.П. Лисицыным были развиты представления о социальных детерминантах здоровья. Им выпущены фундаментальные труды по проблемам здоровья населения и его обусловленности, организации медицинской помощи, социально-гигиенических аспектов психологии и биоэтики. Им впервые был предложен термин «санология» (здоровье здоровых людей). В 1990 г. И.Л. Брехман предложил использовать термин «валеология» вместо «санология». Однако в настоящее время более часто используемым является термин «здоровый образ жизни», заимствованный из зарубежной литературы. Некоторые авторы считают, что данный термин был впервые использован академиком АН УССР Н.М. Амосовым. Он предложил системный подход к здоровью, считая, что ему способствует режим ограниченных физических нагрузок.описание: описание: лисицын юрий павлович



В настоящее время последователи замечательной плеяды советских ученых продолжают заниматься решением очередных научных проблем в деле сохранения и улучшения общественного здоровья, которых за последние годы накопилось немало, в связи с переходом экономики развития страны на рыночные отношения.

В настоящее время в стране существует целая система гигиенических учреждений разного типа: научно-исследовательские институты, санитарно-гигиенические лаборатории, санитарно-эпидемиологические станции.

Внедрение в жизнь гигиенических требований осуществляется путем санитарного надзора, санитарного просвещения.

В соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.), «Положением о Государственном комитете санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации» (2004 г.) в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации организована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Федеральная служба (Роспотребнадзор, ранее — санэпиднадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, руководство которой осуществляют Главный государственный санитарный врач Российской Федерации и главные государственные санитарные врачи республик в составе РФ, автономных областей и округов, краев, областей, городов. Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.

В вопросах изучения влияния факторов внешней среды на здоровье человека гигиена тесно взаимодействует с экологической наукой, а точнее — экологией человека.

Государственный санитарный надзор осуществляется в двух формах:

а) предупредительного санитарного надзора – контроль за проектами, строительством, производством будущих изделий;

б) текущего санитарного надзора – повседневного, планового и целенаправленного за действующими объектами.

Роспотребназор представляет собой единую централизованную государственную систему, основной функцией которой является реализация государственной политики по обеспечению безопасности окружающей среды и снижение рисков для общественного здоровья. Сюда включаются такие виды деятельности, как санитарное нормирование, санитарный надзор, санитарно-гигиенический мониторинг, государственная регистрация и сертификация, исследование и испытание веществ и продукции, представляющих потенциальную опасность для человека и др. При этом осуществление практических мер по предупреждению эпидемий и их последствий, а также по охране окружающей среды возложено на субъекты Российской Федерации и является их обязательством.

В настоящее время Роспотребнадзор объединяет 2218 Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН), которые объединены в 90 территориальных управлений – по числу регионов и 1 - на железнодорожном транспорте. Кроме того, деятельность санэпидслужбы обеспечивают 21 научно-исследовательский институт (научные центры). Основной целью этих органов является обеспечение санитарно-эпидемического благополучия, предупреждение и ликвидация опасных и вредных влияний среды обитания человека на его здоровье. Это обеспечивается повседневным контролем за средой обитания человека и его здоровьем и управлением санитарно-эпидемидемической ситуацией на местах. Ведущим направлением деятельности госсанэпидслужбы в последнее время стал санитарно-гигиенический мониторинг по контролю за окружающей средой и оценкой рисков воздействия различных факторов на организм человека.



        1. Основные законы гигиены

Цель гигиенической науки и практики — разработка и реализация основ первичной медицинской профилактики. В широком понимании профилактика — комплекс мероприятий (политических, экономических, правовых, культурных, медицинских, экологических и пр.) по сохранению и укреплению здоровья населения, творческого долголетия, устранению причин заболеваний, улучшению условий труда, быта и отдыха населения, охране природной среды.

Выделяют три уровня профилактики:

  • охрана здоровья населения, предупреждение заболеваний всей совокупностью мероприятий по обеспечению благоприятной среды обитания и здорового образа жизни. Это активная наступательная профилактика;

  • донозологическая профилактика, включающая оценку реального и потенциального рисков здоровью людей, обусловленных неблагоприятным влиянием факторов среды обитания; диагностику донозологических нарушений в здоровье населения; проведение оздоровительно-реабилитационных мероприятий;

  • профилактика прогрессирования заболеваний, предупреждение осложнений и инвалидности как следствие хронической болезни и преждевременной смерти человека. Это оборонительная, пассивная профилактика. Профилактическая медицина решает кардинальные проблемы: как вырастить ребенка здоровым, как сохранить здоровье в зрелом возрасте и обеспечить активное долголетие.

Выделяют индивидуальную (личную) и общественную профилактику.

В зависимости от объекта приложения профилактических мер говорят о первичной профилактике, когда меры направлены на непосредственную причину заболевания, и о вторичной профилактике — в случаях воздействия на условия и факторы, способствующие развитию уже возникшего заболевания.

Наиболее демонстративным примером первичной профилактики являются санитарно-гигиенические и эпидемиологические мероприятия, иммунизация, вакцинация как средство предупреждения инфекционных заболеваний. Первичная профилактика определяет пути предупреждения хронических неэпидемических заболеваний (сердечно-сосудистые, онкологические, эндокринологические), генез которых во многом связан с нерациональным питанием, гиподинамией, употреблением алкоголя и курением.

Профилактическое направление заключается, по словам Н.А. Семашко, в заботе общества о здоровье населения, путем осуществления социально-экономических мероприятий по улучшению, преобразованию условий труда, быта, самого образа жизни населения, направленных на охрану здоровья населения, предупреждение причин и факторов риска заболеваний и повреждений, на осуществление определенной социальной политики. Такое направление становится основой стратегии проведения социальной политики в охране и укреплении здоровья населения.

Шесть законов гигиены по влиянию на окружающую среду для запоминания можно объединить в три «отрицательных», два – «положительных» и один – «технологический».



«Отрицательные» законы:

  • Закон отрицательного воздействия на окружающую среду деятельности людей: производственной и бытовой. Чем ниже научно-технический прогресс в стране, тем сильнее загрязнение окружающей среды и ее воздействие на здоровье живущих тут людей.

  • Закон отрицательного влияния на окружающую среду природных экстремальных явлений – вулканов, землетрясений, вспышек на солнце и т.д.

  • Закон отрицательного воздействия загрязнений окружающей среды на здоровье населения, какие бы не были эти загрязнения, они снижают иммунитет, вызывают частые заболевания, ускоряют старость и смерть.

  • «Положительные» законы:

  • Закон положительного влияния на окружающую среду человеческого общества – оно вынуждено, чтобы выжить, принимать законы и меры по ограничению вредного влияния научно-технического прогресса на человека, снижая уровень загрязнений.

  • Закон положительного влияния природных факторов - солнца, воздуха, воды и качественной пищи – на здоровье человека

  • «Технологический» закон:

  • Нарушение здоровья населения (болезнь, нарушение иммунитета и т.д.) возможно при наличии 3-х движущих сил:

а) источника вредности;

б) факторов и механизмов передачи этих вредностей

в) восприимчивого организма.


        1. Методы гигиенических исследований и гигиеническое нормирование

Гигиена, как наука, не мыслима без лабораторных исследований с использованием химии, физики, биологии, математики, общественных наук. Эти исследования проводятся регулярно на всех уровнях государственного контроля и делятся на две группы:

Методы первой группы составляют:

  1. Метод санитарно-гигиенического обследования – включает санитарное описание объекта изучения, с чего начинается любое гигиеническое исследование: характеризуется санитарно-топографическое, санитарно-техническое, санитарно-эпидемиологическое состояние объекта исследования, описываются недостатки и сроки их возможного устранения, объем и характер необходимых лабораторных исследований.

  2. Методы лабораторных исследований:

  • физический метод исследования – измерение температуры, скорости движения воздуха, шума, вибрации и т.д.;

  • санитарно-химический метод – химический анализ воды, пищи и т.д.;

  • микробиологический метод:

прямой – бактериологический: определение количества микробов и их вредность

вирусологический – тоже с вирусами.

Когда нельзя выявить вредных микроорганизмов, определяют их косвенным методом – по числу сопутствующих им безвредных микроорганизмов (кишечной палочки);



  • токсикологический (биологический) метод – на экспериментальных животных (птицах, мышах, крысах) определяется наличие вредного вещества и его воздействие на здоровье и потомство;

  • экспресс-метод - позволяет быстро определить наличие вредного фактора, например в гражданской обороне – отравляющего вещества.

Методы второй группы составляют:

  • экспериментальный метод – для определения неизвестных свойств вредных факторов;

  • метод физиологических наблюдений – для наблюдения за здоровьем проживающего населения и сравнения его со здоровьем в другой местности или другим временем;

  • метод клинических наблюдений – когда профилактические осмотры и диспансерное наблюдение дают возможность по годам сравнивать динамику здоровья населения в данной местности или коллективе;

  • социологические исследования и санитарно-статистические методы – смертность, рождаемость, брачность и т.д. – дают возможность проанализировать происходящие изменения в обществе;

  • анкетно-опросный метод – используются анкеты с различными вопросами, в т.ч. интимного характера, на которые часто получают ответы анонимно; ответы на них играют важную роль в разработке гигиенических рекомендаций.

Если методы первой группы применяются в практических учреждениях для повседневных исследований, то методы второй группы используются в НИИ для научных обоснований и научно-практических выводов.

Все исследования проводятся на основании ГОСТ (государственных стандартов), ТУ (технических условий), СанПиН (санитарных правил и норм) и других нормативно методических документов (НМД).

Все методы гигиенических исследований объединены общим понятием — гигиеническая диагностика. Цель гигиенической диагностики — выявление нарушений адаптационных механизмов человека и оценка состояния его адаптационных систем.

Гигиена включает в себя ряд разделов, каждый из которых охватывает самостоятельную область гигиенической науки и практики: коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена детей и подростков, гигиена питания, радиационная гигиена и др.

Особое место занимает самостоятельная гигиеническая дисциплина — общая гигиена. Общая гигиена раскрывает основные положения учения об окружающей среде, закономерностях влияния природных, бытовых, производственных факторов на здоровье и заболеваемость населения, а также определяет направление оздоровительных мероприятий.

По характеру воздействия на организм человека факторы среды можно разделить на три группы.

Первая группа — вредные, губительные для здоровья человека факторы. К ним относятся, например, ядовитые вещества, пыль, возбудители различных заболеваний, содержащиеся во вдыхаемом воздухе. Вторая группа — полезные факторы. К ним можно отнести вдыхание чистого, богатого кислородом воздуха. Третья группа — факторы, которые могут быть и полезными, и вредными, в зависимости от того, как человек их использует. Например, солнечные лучи необходимы для нормального развития и жизнедеятельности организма, но при неумеренном загорании они приносят вред здоровью.

Первой задачей гигиены, направленной на оздоровление условий окружающей среды, является выявление причинноследственных связей между воздействием факторов окружающей среды на организм и возможными изменениями состояния здоровья человека.

Вторая задача гигиены — это разработка средств и способов повышения устойчивости организма к влиянию негативных факторов окружающей среды. Этими средствами и способами являются:

  • здоровый образ жизни;

  • личная гигиена;

  • закаливание организма;

  • рациональное питание;

  • рациональные одежда и обувь;

  • физическая активность и др.

В практическом выполнении этой задачи значительная роль отводится медицинским работникам лечащего профиля, которые обязаны передавать знания, полученные при изучении гигиены, своим пациентам.

Известно, что при здоровом образе жизни заболеваемость и смертность населения могут снижаться на 50%, и это указывает на важность и необходимость практической реализации данной задачи гигиены среди населения нашей страны, в том числе и с помощью санитарного просвещения.

Гигиеническое нормирование:

В современных условиях проблема профилактики неблагоприятного воздействия вредных факторов на человека выдвигается на первое место, из них химическое воздействие на человека занимает ведущее место. Сейчас человек сталкивается с более 650 тысячью вредных химических веществ и лишь 1/5 часть из них детально изучены. Ежегодно появляется до 600 новых неизвестных химических соединений. Изучено действие лишь около 1000 соединений. Действие остальных, как правило, не известно, а для изучения действия только одного соединения требуется до 1 млн долларов и продолжительный срок (до 1-3 лет).

Как же защитить человека от вредных воздействий? Существует три направления:


  1. убрать вредный фактор. Применяется на производствах путем замены технологии (например, непосредственное рентгенологическое обследование заменено на компьютерно-дистанционное).

  2. уменьшить действие вредного фактора:

        • сократить время работы с ним (радиоактивные вещества)

        • уменьшить концентрацию вредных веществ в рабочей зоне;

        • когда невозможно, исходя из современных условий, прекратить полностью контакт с вредным фактором, то вводятся ограничения - гигиенические нормативы.

  1. защитить здоровье человека:

  • профилактические мероприятия – медосмотр при приеме на работу;

  • диспансеризация – своевременно выявить начало болезни;

  • применение защитных средств – респираторов, перчаток и т.д.;

  • соблюдение требований охраны труда и производственной безопасности (использование перчаток при заборе крови для профилактики СПИДа).

Гигиеническое нормирование осуществляется с помощью санитарно-гигиенических нормативов – это установленные в законодательном порядке, обязательные для исполнения всеми ведомствами допустимые уровни содержания химических соединений в объектах окружающей среды.

Гигиенические нормативы – это уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной работе (40 час. в неделю) в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья.

Впервые в мире в СССР с 20-х годов введено законодательство на предельно-допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ, начато изучение их действия на организм. Сейчас санитарно-гигиенические нормативы существуют во всех промышленно развитых странах.

С 1992 г введена обязательная государственная регистрация химических соединений, осуществляемая Российским Регистром потенциально опасных химических и биологических соединений. В основе гигиенического нормирования химических веществ лежат следующие принципы:



  • принцип безвредности – первостепенное значение имеет действие вещества на организм человека, а потом уже экономическая и технологическая выгода;

  • принцип опережения – обоснование разработки профилактических мероприятий защиты от вредного вещества должно предшествовать моменту его внедрения в производство;

  • принцип порогового действия – т.е. снижение его концентраций до таких, какие не вызывают неблагоприятных изменений (кроме пороговых мутагенных и канцерогенных, которые еще недостаточно изучены)

  • принцип единства экспериментальных и натурных исследований, т.е. на животных и на людях.

У нас в стране применяются три типа нормировочных показателей ПДК, ПДУ, ОБУВ и ОДУ. В основе гигиенического нормирования лежат научные исследования, обосновывающие безвредность определенной концентрации вещества или уровня физического воздействия на человека, а также уровень законодательного их утверждения для обязательного применения на практике.

ПДК - предельно-допустимая концентрация - применяется для химических веществ, когда действие соединения изучено, а концентрация вещества на рабочем месте не влияет на здоровье или на потомство, законодательно утверждается постановлением Правительства, поэтому обязательно для исполнения всеми предприятиями.

ПДУ - предельно допустимый уровень то же самое для физических факторов (например, уровня шума, света, концентрации пыли на коже человека и т.д.)

Когда действие вещества недостаточно изучено и оно еще исследуется, вводятся временные ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ), а для мало изученных и не исследуемых в настоящее время – ориентировочные допустимые уровни (ОДУ). Обоснование временных нормативов проводится на основании ускоренных экспериментальных и расчетных методов (для ОБУВ) или по аналогии с уже известными веществами (для ОДУ). Временные нормативы утверждаются Главным государственным санитарным врачом РФ и применяются не повсеместно, а на конкретных производствах. Все гигиенические нормативы после утверждения входят в состав государственных санитарно-гигиенических норм, правил и стандартов.



        1. Понятие об экологии. Взаимосвязь гигиены и экологии человека

Экология (от греч. oikos — дом, жилище, местопребывание и gos — учение) — наука, изучающая общие законы существования живых организмов, их взаимосвязь между собой и со средой их обитания.

Экология, подобно многим другим областям знаний, зародилась и развивалась вместе с человечеством. В трудах Гиппократа, Аристотеля и других древнегреческих философов содержатся сведения экологического характера. Философы древнего мира уже в те далекие времена понимали необходимость бережного обращения с природой, ее защиты. Например, древнегреческий философ Эпикур в IV в. до н. э. замечательно сказал: «Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей».

Основы современных постулатов экологических знаний впервые прослеживаются в работе Роберта Мальтуса (1789) об опасности перенаселения планеты Земля и в труде Чарлза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859).

Становление экологии как науки связано с именем немецкого биолога Эрнста Геккеля, который в 1866 г. издал труд «Общая морфология организмов», где впервые дал определение этой научной дисциплине. В книгах «Общая морфология организмов» и «Естественная история миротворения» (1868) Э. Геккель предложил название «экология» для одной из отраслей зоологии, изучающей целостность взаимоотношений между всеми видами живых существ и окружающей их органической и неорганической средой.

До 60—70-х гг. прошлого столетия термин «экология» употреблялся, как правило, только биологами, но с этого периода все меняется, поскольку антропогенные изменения окружающей природной среды по силе и характеру стали таковы, что сам человек оказался их жертвой.

В развитие экологии свой вклад внесли многие ученые, виднейшими из зарубежных были К. Мебиус, который ввел понятие «биоценоз», Д. Гриннел, обосновавший понятие «экологическая ниша», среди отечественных — В.Н. Сукачев, давший науке термин «биогеоценоз», и В.И. Вернадский, который в книгах «Биосфера» (1926) и «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения» (1965) ввел многие экологические понятия и создал учение о биосфере Земли.

В настоящее время экология разделилась на ряд научных отраслей и дисциплин, подчас далеких от первоначального понимания экологии как биологической науки об отношениях живых организмов с окружающей средой.

В зависимости от размеров объектов изучения экологию делят на аутоэкологию (организм и его среда), популяционную экологию (популяция и ее среда), синэкологию (биохимическое сообщество, экосистема и их среда), географическую или ландшафтную экологию (крупные геосистемы, географические процессы с участием живого мира и их среда) и глобальную экологию (учение о биосфере Земли).

Объектами экологии могут быть популяции организмов, виды сообществ, экосистема и биосфера в целом. По отношению к предметам изучения экологию подразделяют на экологию микроорганизмов, растений, животных, человека, сельскохозяйственную, промышленную (инженерную) и другие.

С учетом среды и компонентов выделяют экологию суши, пресных водоемов, морей, тундр, лесов, городов и т.д.

В зависимости от методов изучения различают такие экологические направления, как биосферная, медицинская, математическая, химическая, экономическая, юридическая и другие.

Медицинская экология изучает болезни человека, связанные с загрязнением среды, и способы их предупреждения и лечения. Здоровье населения любой территории — лучший показатель состояния среды его обитания.

Изучение общих закономерностей взаимоотношений природы и общества выделяют в особое направление — экология человека, рассматривающее взаимодействие человека с окружающей средой.

Термин «экология человека» появился в 1972 г. Он был предложен в Стокгольме на Первом международном совещании Организации Объединенных Наций по окружающей среде. С этого времени начинается современный этап развития новой науки.

Предметом изучения экологии являются среда, где живут и воспроизводятся живые существа, и взаимоотношения последних со средой.

Основные законы экологии популярно сформулированы американским экологом Б. Коммонером.

Первый закон: «Всё связано со всем». Небольшой сдвиг в одном месте экологической сети может вызвать значительные и долговременные последствия совсем в другом.

Второй закон: «Всё должно куда-то деваться». В сущности, это переформулировка хорошо известного закона сохранения материи. Б. Коммонер пишет: «Одна из главных причин нынешнего кризиса окружающей среды состоит в том, что огромные количества разных веществ извлечены из земли, где они были в связанном виде, преобразованы в новые, часто весьма активные и далекие от природных соединений» («Замыкающий круг», 1974).

Третий закон: «Природа знает лучше». Устойчивые природные экологические системы — сложнейшие образования, и организация их произошла в результате эволюционного развития, отбора из множества вариантов. Поэтому логично предположить, что природный — лучший вариант и каждый новый вариант будет хуже. Но это не значит, что природу нельзя изменять, улучшать, приспосабливать к интересам человека, просто делать это необходимо грамотно, опираясь на строгие научные знания о природе и предусмотрев все возможные отрицательные последствия.

Четвертый закон: «Ничто не дается даром» или «За всё надо платить». Смысл этого закона в том, что мировая экосистема представляет собой единое целое и, изменяя ее в какой-то незначительной мере в одном месте, мы должны научно предусмотреть, какие сдвиги могут произойти в других местах. То, что человек отнял у природы или испортил, он должен исправить и вернуть. Иначе начнутся такие сдвиги, которые трудно не только исправить, но даже предвидеть. Могут развиться изменения, которые будут угрожать существованию человеческой цивилизации.

Из всего сказанного следует, что гигиена и экология человека исследуют одни и те же явления, т.е. влияние факторов окружающей среды на здоровье человека.

К факторам, влияющим на состояние здоровья человека, относят следующие:

  • генетические;

  • природно-климатические;

  • эндемические;

  • эпидемические;

  • производственные;

  • социальные;

  • экологические.

Итак, в изучении влияния факторов окружающей среды на здоровье человека гигиена и экология как науки имеют общие цели. Дальнейшие задачи гигиенистов — разработка научно обоснованных рекомендаций и мероприятий, устраняющих или снижающих вредное воздействие негативных факторов или же усиливающих положительное влияние факторов окружающей среды.

Экологи принимают участие в разработке природоохранного законодательства страны. Выявив вредное воздействие того или иного фактора на природную среду и здоровье ее обитателей, они предают этот факт широкой общественной огласке в средствах массовой информации, формируют экологическое сознание у граждан страны и развивают движение населения за сохранение окружающей среды.

Приложение 1

Задания для закрепления новых знаний по теме «Предмет гигиены, её цели и задачи. Основные положения гигиены. Понятие об экологии».

Выполнить задания:



  1. Основоположники гигиенической науки в России.

  2. Предмет «Экология», ее задачи; ученый, предложивший этот термин.

  3. Предмет «Экология человека»; взаимосвязь с экологией и гигиеной.

  4. Предмет «Гигиена», ее задачи; связь с экологией.

  5. Гигиена и санитария, их задачи.

  6. Основные законы гигиены.

  7. Методы гигиенических исследований.

  8. Гигиеническое нормирование и его роль.



Список используемых источников


1. Крымская, И. Г. Гигиена и экология человека: учебное пособие [Текст]/ И. Г. Крымская. – Изд. 3-е, стер. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 351 с.

2. Пивоваров, Ю. П. Гигиена и экология человека: учебник [Текст] / Ю. П. Пивоваров, В.В. Кролик, Л. Г. Подунова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал