Начинающему преподавателю



Скачать 437.74 Kb.
страница1/3
Дата27.04.2016
Размер437.74 Kb.
  1   2   3


Министерство здравоохранения Республики Беларусь

УО «Мозырский государственный медицинский колледж»

В ПОМОЩЬ

НАЧИНАЮЩЕМУ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ


Автор-составитель:

Т.М. Мельник

Методкабинет


АННОТАЦИЯ
Начинающие преподаватели всегда сталкиваются с определенными трудностями в работе. Как правило, они много чего знают, но не могут применить свои знания правильно из-за нехватки опыта и не знания методики преподавания. Может наступить разочарование выбранной профессией. Однако помните, если вам суждено было стать преподавателями, призадумайтесь, насколько ваша профессия необходима. Не было бы хороших учителей у А. С. Пушкина, и мир, может быть, не узнал бы о столь блистательном поэте и прозаике. Не смогли бы нас поразить своим чудесным голосом

Г. Вишневская и великолепной игрой на Р. Ростропович. Этот список можно продолжить. Итак, вывод первый. Вы нужны! А поэтому, не надо отчаиваться, если что-то не получается. Все можно исправить. Нужно только постоянно учиться и использовать в работе положительный опыт других – это вывод второй. Как в свое время сказал Бертольд Брехт: «Кто не хочет учиться, не должен и учить».



Рекомендации новичкам «преподавательского дела».
Важны не только прочные знания по преподаваемой дисциплине, немаловажен и душевный настрой преподавателя. Надо любить того, кого учишь. Идите с улыбкой и доброжелательностью на встречу к учащимся. Тогда и они к вам потянутся.

Помните, педагогика начинается не с учебных планов и педагогических технологий, а с человека, с личности преподавателя. Именно он развивает, и воспитывает Человека с большой буквы.

Кроме того педагогика – это взаимодействие. Это взаимоуважение и поддержка. Цель преподавателя – научить и помочь учиться.

Профессия педагога - большая ответственность, накладывающая отпечаток буквально на все: на то, как одет преподаватель, что и как говорит, что читает, во что верит. Глаза учащихся видят все, все замечают и очень многое, если не все, впитывают из того, что видят, слышат, переживают. И именно в этом ответственность – что внушить, что заложить, на что нацелить и в какую веру обратить. Для этого сам преподаватель должен быть личностью, верить в учащихся и уметь зажечь и увлечь своим примером, своим делом.

На занятии и преподаватель, и учащиеся чувствуют ответственность за себя и за другого. У каждого свое место и множество ролей, своя деятельность и общая эмоциональная поддержка. Это своя жизнь, но совместная с другими. В педагогике действует принцип «здесь, сейчас, сегодня» ведь занятие – это часть жизни преподавателя и учащегося. Именно в это время, в этом месте каждый имеет право на успех и творчество.

Преподаватель – это всегда великий труженик. Поэтому важными профессиональными качествами педагога являются:


трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность,
умение поставить цель, избрать пути её достижения.

В работе преподавателя много трудностей и велики требования, предъявляемые к преподавателю, ибо плохой специалист – это брак в работе того, кто его учил.

Преподавание соответствующей дисциплины - основная работа преподавателя, но, помимо всего, преподавателя копируют учащиеся. Вот почему мировоззрение преподавателя, его поведение, его жизнь, его подход к каждому явлению, так или иначе, влияют на учащихся. Авторитет наставника у воспитанников не приходит автоматически, его каждый раз надо уметь завоевать.


Хотите узнать, насколько важна ваша дисциплина , предложите подопечным составить расписание лекций, практических занятий, по которым они хотели бы заниматься в колледже. Подсчитайте, сколько часов они отводят вашей дисциплине.
Вполне уместно на одном из первых занятий раздать небольшую анкету, чтобы получше узнать своих учащихся. Подготовьте несколько вопросов и попросите их ответить, разумеется, анонимно. В зависимости от ситуации, контингента учащихся, предмета они могут варьироваться. Возможно, для вашего мини исследования будут уместны следующие вопросы:

- Нравится ли Вам изучать ................?

- Почему вы изучаете .................?

- Необходимы ли знания .......................в Вашей дальнейшей профессиональной деятельности?

- Где Вы на практике применяете свои знания ....................?

- Что хотели бы делать на занятиях в рамках нашего курса?

- Будете ли продолжать изучать .....................после окончания курса?
Если хотя бы на первый и шестой вопросы вы получили положительные ответы – радуйтесь. Прекрасно!!! Перед вами открывается широкое поле деятельности!

Основные требования к уроку


  1. Плановость ведения урока. Каждое занятие должно проводиться по четко разработанному плану в строгом соответствии с программой дисциплины и требованиями календарно-тематического плана.

  2. Обязательное выполнение целей урока. Урок должен предусматривать глубокое, продуманное и в доходчивой форме изложенное учащимся содержание программного материала дисциплины.

  3. Изложение должно вестись не только как готовая информация в форме объяснения с помощью иллюстрации, но и путем постановки преподавателем проблемы и раскрытия ее обоснованным доказательством. Оно должно быть последовательным, находиться во взаимосвязи с другими дисциплинами.

  4. Урок должен быть частью курса, раздела, темы и иметь свою строгую логику. Это махонький отрезок учебного процесса, имеющий начало и конец.

  5. Знания учащиеся должны получать не только при теоретическом обучении, но и в процессе самостоятельного поиска путем выполнения практических работ.

  6. Преподаватель вносит в урок методическую направленность, педагогическое мастерство в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

  7. Структура урока должна быть четкой со строгим переходом от одного этапа или элемента к другому.

  8. На уроке должен осуществляться систематический и планомерный контроль за качеством знаний и умений учащихся.

  9. На уроке обязательно должно иметь место закрепление вновь полученных знаний учащихся как на теоретических, так и практических занятиях.

  10. Технические средства и программированные устройства, имеющиеся в колледже, должны быть использованы на уроках так, чтобы они расширяли и углубляли знания учащихся, обеспечивали эффективность учебного процесса.

  11. Подготовленность и культура преподавания, его уровень должны стать основой, обеспечивающей эффективность уроков.

  12. Необходимо соблюдать дозировку времени в организации каждого этапа урока.

  13. Руководство учащимися преподавателем должно проводиться на всех уроках, независимо от его типа и вида знаний.


Система целей урока

Каждый учебный материал преследует специфические цели формирования знаний, умений, навыков, а также системы взглядов и убеждений. Так, в ходе практического обучения формируются не только профессиональные знания и умения, но и приобретается опыт взаимоотношений в коллективе, складываются понятия нравственного и безнравственного.

Чтобы правильно определить учебные и воспитательные цели урока, надо хорошо знать задачи подготовки квалифицированных кадров на современном этапе. Педагог должен четко знать, зачем идет на урок. Исторически сложилось, что преподаватель формирует следующие цели урока:


  • обучающую (формирование знаний, умений и навыков);

  • воспитательную (формирование взглядов, убеждений, качеств личности);

  • развивающую (развитие интересов, мышления и др.);

  • методическую (зависит от цели приглашения коллег на открытый урок, а в случае работы по апробации новых методов, средств и форм обучения, такая цель ставится перед самим собой для совершенствования образовательного процесса и повышения уровня педагогического мастерства).


Требования к обучающей цели

  1. Цель должна удовлетворять основным дидактическим принципам (посильность, доступность, систематичность и последовательность, научность, обеспечение развития учащихся и др.).

  2. Одна должна удовлетворять требованиям учебной программы (для этого необходимо при анализе учебного содержания выделять существенное, главное).

  3. Цель должна быть корректной, то есть достижимой и конкретной, чтобы по результатам в конце урока можно было судить, достигнута ли она.

  4. Чтобы верно сформулировать цели урока, необходимо изучить, проанализировать междисциплинарные связи и учесть их для того, чтобы устранить дублирование материала и сэкономить время на углубление знаний и совершенствование умений.

  5. При планировании цели урока необходимо учесть уровни (этапы) формирования знаний и умений.


Этапы:

формирование знаний на уровне первичных представлений (ознакомление);

формирование на уровне понимания (когда учащийся сможет повторить, пересказать своими словами, найти на схеме, чертеже, рисунке) и запоминания;

формирование знаний на уровне их применения по образцу или в сходной ситуации, когда учащийся сможет выполнить типовые задания в соответствии с требованиями программы;

формирование знаний на уровне творческого применения, то есть в новой незнакомой ситуации, в условиях «переноса».

Отсюда становится понятным, что в ходе подготовки к урокам, при анализе содержания темы программы надо учесть, когда и сколько будет уроков по формированию новых знаний, ознакомление с новыми видами деятельности, по формированию умений и др.

В зависимости от главной обучающей цели уроки подразделяются на следующие основные типы:


  • урок формирования новых знаний;

  • урок формирования умений;

  • урок систематизации и обобщения;

  • урок контроля и коррекции;

  • смешанный (комбинированный) урок, который отличается от «чистых» тем, что на нем нужно достичь не одной, а двух и более целей.

  • В свою очередь уроки (например, формирование умений) могут подразделяться на уроки формирования первоначальных умений, уроки отработки умений и навыков, их совершенствование.


Требования к воспитательной цели урока.

Воспитательная цель не должна быть формальной. На уроке главное внимание будет уделено формированию знаний и умений, развитию сенсорных или вербальных возможностей специалиста, то не надо воспитательную цель «придумывать». Вообще деление целей на воспитательные и развивающие достаточно условно. Ведь ясно, что развивая интересы, мышление, формируя умения организовать свою деятельность, мы воспитываем личность. Поэтому не стоит во что бы то ни стало формулировать весь комплекс целей, а только те, что органически вытекают из содержания учебного материала и той деятельности, которую предстоит выполнить учащимся на уроке.


Развивающая цель урока

Очень важен эмоциональный фон урока. Доброжелательная оценка, похвала, атмосфера взаимопомощи, юмор создают благоприятные возможности для обучения и воспитания.

Развития учащихся на уроках можно достичь при следующих условиях:


  1. Если такую цель в числе прочих ставит перед собой и учащимися педагог (развитие, интереса к профессии, к конкретной деятельности на уроке, самостоятельности в выборе способа, режима, условий и организации работы, критического взгляда на слоившиеся технологические процессы, имеющееся оборудование, диагностических способностей, помогающих установить причины недостатков в своей деятельности и деятельности подчиненных и др.).

  2. Чтобы достичь указанных целей, необходимо подобрать соответствующие педагогические формы и методы работы с учащимися. Если, допустим, цель – развитие диагностических способностей, то необходимо обеспечить набор карточек с ситуационными задачами и организовать обсуждение их нетрадиционным способом. Не «вопрос педагога – ответ учащегося», а, например, игра «У постели больного». Правила игры диктуются условиями обучения, но сама идея совета, совместного обсуждения, «мозгового штурма» подсказывает, что при таком способе обучения учащиеся будут работать, думать, размышлять, более активно и заинтересованно.


Типы и структура уроков

По логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности различают следующие типы уроков:



    • вводный;

    • первичного ознакомления с материалом;

    • усвоения новых знаний;

    • применения полученных знаний на практике;

    • формирования навыков;

    • закрепления, повторения и обобщения;

    • контрольный;

    • смешанный (комбинированный).

    • По дидактическим целям и месту в общей системе различают уроки:

    • комбинированный (смешанный).


По дидактическим целям и месту в общей системе различают уроки:

    • комбинированный (смешанный);

    • выработки и закрепление умений и навыков;

    • проверки знаний.

    • Уточненный перечень основных типов уроков:

    • уроки изучения новых знаний;

    • уроки формирования новых умений;

    • уроки систематизации и обобщения;

    • уроки контроля и коррекции знаний, умений;

    • комбинированные (смешанные) уроки.


Структура урока – это его внешнее строение, состав, последовательность отдельных элементов, направленных на реализацию его основной, дидактической цели.

Отдельные элементы урока – его макроструктура. Способы и средства реализации этих элементов – микроструктура урока.



Тип урока зависит от его целей и определяет его структуру.

Приведем некоторые примеры структурирования уроков отдельных типов.


Уроки формирования новых знаний (умений):

сообщение темы и цели урока;

проверка домашнего задания;

изложение нового материала;

самостоятельная работа учащихся;



ответы на вопросы учащихся;

проверка усвоения нового материала;

дополнительные разъяснения;

домашнее задание.




Уроки систематизации и обобщения:

сообщение темы и цели урока;

мотивация учебной деятельности;

систематизация и обобщение ранее изученного материала (фронтальная беседа, самостоятельная работа учащихся, обобщающее заключение и выводы преподавателя, просмотр видеоматериалов и др.);

подведение итогов;

выдача домашнего задания.


Уроки практического применения знаний, умений:

сообщение темы и цели;

фронтальная беседа по изученному материалу;

практическое применение знаний и умений (лабораторные работы, упражнения, разбор ситуаций, самостоятельная работа, работа с медицинской документацией, курация больных и т. д);

подведение итогов;

выдача домашнего задания.


Уроки контроля и коррекции знаний и умений:

сообщение темы и цели;

контроль знаний и умений (устный опрос, письменная контрольная работа, проверка знаний и умений с помощью компьютерных тестов, карточек заданий и др.);

подведение итогов;

подведение итогов;

выдача домашнего задания.


Комбинированные (смешанные) уроки:

сообщение темы и цели урока, проверка домашнего задания;

изложение нового материала, его восприятие и осмысление учащимися;

самостоятельная работа учащихся;

закрепление материала;

обобщение и систематизация знаний;

подведение итогов;

выдача домашнего задания.


Различают традиционный и современный уроки. В основе традиционного урока лежат традиционные способы обучения, в основе современного – развивающие.
Нетрадиционные формы проведения уроков.

Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков типов нетрадиционных уроков. Наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков: конкурсы, аукционы, соревнования, семинары, суды, театрализованные представления, заочные путешествия, пресс-конференции, защита творческих заданий.



Примерный перечень нетрадиционных уроков:


  • проблемная лекция;

  • лекция «Парадоксы»;

  • урок-соревнование;

  • круглый стол;

  • урок – творческий отчет;

  • конференция;

  • урок-игра «Поле чудес»;

  • семинар;

  • урок – творческий зачет;

  • пресс-конференция;

  • урок – поиск истины и др.


уроки «погружения»;

    • уроки деловые или ролевые игры;

    • уроки пресс-конференции и конференции;

    • уроки-семинары;

    • уроки-экскурсии;

    • уроки соревнования и конкурсы;

    • театрализованные уроки;

    • уроки консультации и зачеты;

    • компьютерные уроки;

    • уроки с групповыми формами работы;

    • уроки взаимообучения учащихся;

    • уроки творчества и фантазии;

    • уроки-аукционы;

    • уроки, которые ведут учащиеся;

    • уроки сомнений и поиска истины;

    • уроки творческие отчеты;

    • уроки-формулы;

    • бинарные уроки;

    • уроки обобщения;

    • уроки-игры:

«Суд», «Следствие ведут знатоки», «Поле чудес», «КВН»;

    • уроки-парадоксы;

    • уроки-концерты;

    • уроки диалоги и полилоги;

    • интегральные уроки;

    • междисциплинарные уроки;

    • уроки круговой тренировки;

Использование нетрадиционных уроков позволяет решить такие педагогические задачи, как:

  • увеличение познавательной активности учащихся;

  • организация взаимодействия педагога с учащимися;

  • формирование умений самостоятельной познавательной деятельности у учащихся;

  • повышение степени заинтересованности учащихся, формирование их познавательных способностей.


Урок – деловая игра.

Деловая игра, которая проводится в кабинете, является дидактической (обучающей) и ее обязательными элементами и условиями служат:



  1. Формирование определенного круга знаний, воспитание определенных качеств личности.

  2. Учебно-производственная задача связана с ролью, которую выполняют учащиеся. Моделирование процессов труда должно отвечать тем профессиональным функциям, которые будут выполнять специалисты в предстоящей трудовой деятельности;

  3. Наличие ролей, каждому учащемуся отводится роль согласно условиям игры, это может быть роль работника скорой помощи, м/с приемного покоя, старшей м/с приемного отделения, операционной сестры. И роль эта должна соответствовать той должности, которую ему предстоит выполнить в трудовой деятельности.

  4. Различие ролей и целей. Каждая роль наделяется индивидуальными обязанностями, согласно функциональным обязанностям специалиста. Это позволяет обучить учащихся своим функциональным обязанностям в предстоящей трудовой деятельности, вносить коррективы в условия игры, тем самым заставить учащегося мыслить и самостоятельно принимать решения.

  5. Ситуация выражается в условиях и сценарии игры.

  6. Правила игры (рамки, за которыми последует наказание или может развиться изменение со стороны больного).

  7. Коллективный характер игры.

  8. Состязательность в игре.


Деловая игра – это то, что должны сделать играющие в ходе игры – выполнить определенную профессиональную деятельность.

Учебная задача – та цель, которая ставится к умениям.

Основными компонентами игры являются: сценарий, игровая обстановка, регламент. Сценарий включает характеристику игровой ситуации, правила игры и условия ее проведения.

Подготовка к такому уроку проходит несколько этапов.

- подготовительный. Здесь формируется и ставится цель игры, продумываются ее содержание, ход, распределение ролей. В последнем моменте можно использовать самих учащихся с учетом их интересов и возможностей. Для преподавателя отводится роль консультанта и контролера, особенно когда учащиеся имеют достаточную базу исходных знаний и умений;

- проведение игры согласно сценария, успех этого урока зависит от того, как серьезно проведена работа на 1 этапе;

- поведение игроков, анализ, определение его значения, оценка работы участников, рекомендации.

Очень важны условия игры – создать слабым учащимся ситуацию возможности успеха.

Практикуются в педагогической деятельности уроки-конкурсы, которые позволяют активизировать учащихся к изучению предмета, организации коллективной мыслительной деятельности. Урок-конкурс предусматривает выполнение различных заданий.

Для проведения его учащиеся группы делятся на 2 команды, каждая из команд готовится самостоятельно к уроку: выбирает капитана, рисует эмблему, готовит вопросы противнику, готовит домашнее задание (плакат, стенгазету, кроссворды).

Метод учебных кроссвордов.

Этот метод позволяет вспомнить забытое, приобрести новые знания. Решение их тренирует память, улучшает сообразительность, учит работать со справочной литературой, вырабатывает навык довести начатое дело до конца, а также развивает интерес к предмету, активизирует мыслительную и познавательную деятельность учащихся.

Решение кроссвордов направлено на длительное и осмысленное запоминание конкретного материала.

Метод тестового контроля.

Этот метод позволяет выявить полноту и уровень знаний, активизирует мыслительную деятельность, повышает качество контроля знаний.

Составляются самые различные конструкции заданий: выбор одного или нескольких правильных ответов правильной последовательности, определение ошибочных ответов, задание на классификацию и т. д.
Выбор форм организации деятельности учащихся на уроке


Формы

организации учебной работы учащихся


Особенности, признаки

В каком случае выбираем или иную форму

Фронтальная

(групповая, классная)



Преподаватель работает сразу со всей группой, учебная цель для всех общая, задачи общие, а работают по принципу «каждый за себя». Одни внимательно слушают, другие отвлекаются; одни отвечают на вопросы, другие не слышат ни вопросов, ни ответов. Одни выполняют упражнения быстро качественно, другие не успевают, третьи быстро и некачественно. Таким образом, эта форма работы рассчитана на «среднего учащегося».


  1. В ходе объяснения нового материала.

  2. В ходе самостоятельной работы учащихся, когда многие сделали одну и ту же ошибку, то преподаватель останавливает работу и проводит повторное объяснение для всех.

  3. Во время подведения итогов в конце урока.

Индивидуальная

Учебная цель для всех общая, но работают все самостоятельно, в индивидуальном темпе, каждый на своем месте.


  1. В ходе самостоятельной работы учащихся, когда проводится письменный опрос по карточкам-заданиям, при выполнении контрольных, расчетно-графических и др. видов работ по индивидуальным заданиям.

  2. В ходе практической работы, когда все выполняют одинаковые или совсем разные задания, но работа каждого не зависит от другого.

  3. Во время подведения итогов такая форма не практикуется.



Парная

(учитель-ученик)



Когда преподаватель организует выполнение работы парами: сильный учащийся, или два разных по успеваемости.

  1. В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая практическая работа требует серьезного практического осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание.

  2. В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.

  3. Во время подведения итогов возможна организация взаимной оценки работ.




Коллективная (бригада, звено, команда)

по 3-5-7 человек



Цель общая только для членов команды (бригады, звена). Зато задачи в этой бригаде у всех могут быть разные, так как возможно разделение труда и кооперация. В таких коллективах возникают отношения взаимной ответственности и зависимости. Поэтому и контроль частично осуществляется членами коллектива, а за преподавателем остается ведущая роль.

  1. Во время формирования новых заданий могут быть организованы звенья, игровые команды для обсуждения проблем, поиска решений.

  2. В ходе самостоятельной работы могут быть организованы постоянные или временные бригады, звенья для выполнения работ, требующих кооперации и разделения труда.

  3. Во время подведения итогов может быть организована деловая игра, когда команды оценивают уровень знаний и умений соперников по итогам рабочего дня.



Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал