Наиболее важные вопросы по дисциплине "основы защиты информации, составляющей государственную тайну"



страница1/5
Дата27.04.2016
Размер0.76 Mb.
  1   2   3   4   5
Приложение 5

НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ


“ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ, СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ” И КРАТКИЕ ОТВЕТЫ НА НИХ
1. Понятие тайны в законодательстве Российской Федерации. Соотношение различных видов тайн.
В законодательстве Российской Федерации встречается более 30 видов различных тайн (государственная, служебная, коммерческая, банковская, личная, семейная тайна, тайна следствия, связи, почтовых отправлений и другие виды тайн). Общего определения тайны в законодательстве РФ не дано. В отношении различных видов тайн определения приведены:

государственная тайна

  • в Законе РФ “О государственной тайне” от 21.07.93 г. № 5485-1 (в ред. от 06.10.97 г. № 131-ФЗ), ст. 2;

служебная и коммерческая тайна

  • в Гражданском Кодекс РФ, часть первая от 30.11.94 № 51-ФЗ, ст.139;

банковская тайна

  • в Гражданском Кодексе РФ, часть вторая от 26.01.96 № 14-ФЗ, ст.857;

  • в Федеральном законе “О банках и банковской деятельности”, в ред. от 03.02.96 № 17-ФЗ, ст.26.

персональные данные

  • в Федеральном законе “Об информации, информатизации и защите информации” от 20.02.95 № 24-ФЗ, ст.11.

сведения конфиденциального характера

  • в Указе Президента РФ от 06. 03 97 г. № 188.


Признаки тайны (информации ограниченного доступа):

  1. Информация имеет действительную или потенциальную ценность для обладателя в силу неизвестности ее третьим лицам. Такими лицами могут быть государства, юридические или физические лица.

  2. К информации нет свободного доступа на законном основании. Возможность сохранения ее неизвестной для третьих лиц установлена законом. Сведения, которые не могут составлять тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

  3. Обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (секретности).


Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

В ряде случаев нет четкой границы между различными классификационными группами информации ограниченного доступа. Так, например, сведения, составляющие коммерческую тайну фирмы, при передаче их в органы государственной власти в тоже время становятся служебной тайной этих органов. Если распространение подобных сведений может нанести ущерб безопасности Российской Федерации, то они становятся государственной тайной.
2. Конституция Российской Федерации о защите информации и государственной тайны.
Информация в конституционном контексте связана, прежде всего, с реализацией основных прав и свобод человека и гражданина. Право на информацию установлено в ч. 4 ст. 29, ч. 2 ст. 24 и ст. 42 Конституции РФ; право на защиту информации о частной жизни лица – в ч. 1 ст. 24 Конституции РФ. Свобода мысли, мнений и слова закреплены в ч. 1, 3 ст. 29 Конституции РФ.

Ограничение доступа к информации есть исключение из общего принципа открытости информации, и осуществляется только на основе законодательства.

К нормам, ограничивающим принцип открытости, относятся:

право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23). Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ч. 1 ст. 24);

право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23);

право государства иметь государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (ч. 4 ст. 29).

Таким образом, в Конституции устанавливается баланс между открытостью информации и ограничением доступа к ней.
3. Понятие концепции защиты государственной тайны в Российской Федерации.
Концепция защиты государственной тайны в Российской Федерации представляет собой систему взглядов на проблему защиты государственной тайны, определяет основную идею и пути ее решения в различных сферах деятельности государства.

Общей целью защиты государственной тайны является предотвращение или снижение величины ущерба безопасности государства путем исключения (существенного затруднения) утечки информации, составляющей государственную тайну по всем возможным каналам.

При защите государственной тайны объектами защиты являются сведения, составляющие государственную тайну, и носители этих сведений независимо от физической природы носителя.

Основные угрозы для информации, составляющей государственной тайну:

  1. Разглашение информации.

  2. Ведение агентурной или технической разведки.

  3. Несанкционированный доступ к информации.

Источники угроз:

Внешние

деятельность иностранных разведывательных служб (органов);

деятельность иностранных экономических структур;

деятельность иностранных преступных групп и отдельных лиц;



Внутренние

противоправная деятельность общественных, экономических и других структур;

деятельность преступных групп и отдельных лиц;

природные явления;

сбои и отказы техники;

ошибки персонала.

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.

Государство не берет на себя всей полноты ответственности по защите государственной тайны, оно лишь обеспечивает создание необходимых и достаточных условий эффективной защиты государственной тайны. Предприятия, учреждения, организации, граждане непосредственно обеспечивают ее защиту в соответствии с действующими законами и утвержденными полномочными органами требованиями.

Основные направления проведения государственной политики в области защиты государственной тайны:

создание в органах государственной власти и местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях структурных подразделений по защите государственной тайны;

осуществление государственного заказа на проведение работ в области защиты государственной тайны;

лицензирование деятельности;



сертификация средств защиты информации;

создание единой системы документов в области защиты государственной тайны;

контроль за выполнением установленных требований по защите государственной тайны и надзор за соблюдением законности в области защиты государственной тайны.


4. Система документов по защите государственной тайны.
По функционально-целевому назначению документы по защите государственной тайны подразделяются на следующие основные классы:

правовые;

организационно-распорядительные;

нормативные;

плановые;

информационные.



В правовых документах (актах) определяются основные направления государственной политики в области защиты государственной тайны, основные права и обязанности государства, организаций, предприятий и граждан, компетенция органов государственной власти, виды и формы ответственности за нарушение требований по защите государственной тайны, финансово-экономические основы обеспечения работ по защите государственной тайны.

Правовые документы в области защиты государственной тайны включают:

Федеральные законы;

указы и распоряжения Президента Российской Федерации;

постановления и распоряжения высших органов исполнительной и судебной властей Российской Федерации.

Организационно-распорядительные документы определяют состав и регламентируют деятельность соответствующих органов и служб при организации и осуществлении защиты государственной тайны.

По характеру регламентируемых вопросов (решаемых задач) и продолжительности действия организационно-распорядительные документы подразделяют на два вида:

основополагающие (руководящие) документы;

распорядительные документы (документы оперативного управления).



Нормативные документы (НД) устанавливают единые требования, нормы и правила защиты информации, составляющей государственную тайну, обязательные для исполнения в пределах установленной при их введении сферы действия и области их распространения.

Основными видами нормативных документов, в которых регламентируются вопросы защиты государственной тайны, являются:

специальные НД Гостехкомиссии России и других органов государственной системы защиты информации;

НД государственной системы стандартизации.

Наряду с государственными стандартами отдельные вопросы защиты информации для различных объектов защиты регламентируются в стандартах отраслей, предприятий, а также в технических условиях на отдельные виды продукции и в других нормативных документах.

Плановые документы включают целевые программы и планы в области защиты государственной тайны или соответствующие разделы программ и планов более общего характера, по которым осуществляется самостоятельное финансирование.

Информационные документы служат для информационного обеспечения решения задач организации и осуществления защиты государственной тайны.
5. Признаки государственной тайны.
К государственной тайне относятся сведения, удовлетворяющие следующим признакам:

1. Сведения в строго установленных сферах деятельности государства (военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности) и ни в каких других.

2. Сведения, не известные широкому, точнее - неопределенному неконтролируемому кругу лиц, и, представляющие ценность именно в силу такой неизвестности.

3. Сведения, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Следует подчеркнуть, что ущерб касается не отдельных физических или юридических лиц, а государства в целом. При этом величина ущерба такова, что влияет на безопасность государства;

4. Сведения, относительно которых предпринимаются специальные меры защиты, направленные на предотвращение их неконтролируемого распространения.

При наличии всех четырех признаков сведения относятся к государственной тайне.


6. Сфера действия Закона “О государственной тайне”.
Место действия:

1. На территории Российской Федерации (включая учреждения Российской Федерации за рубежом).

2. За ее пределами — в силу специфичности Закона его требования обязательны для выполнения должностными лицами и гражданами, осведомленными в государственной тайне, в том числе и при их выездах за границу в служебные командировки или по частным делам.

Субъекты правоотношений, деятельность которых регламентируется:

1. Органы представительной, исполнительной и судебной властей всех уровней, органы местного самоуправления.

2. Предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

3. Должностные лица и граждане Российской Федерации, взявшие на себя обязательства либо обязанные по своему статусу исполнять требования настоящего Закона (например, народные депутаты, руководители органов государственной власти).

В силу ограничительного характера Закона он должен распространяться только на сравнительно небольшую часть населения, добровольно вступившую с государством в правоотношения по защите государственной тайны. Граждане, получившие доступ к государственной тайне в силу сложившихся обстоятельств (нашедшие утраченные секретные документы, например), не должны ограничиваться из-за этого в своих правах.
7. Основные полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне.
1.Палаты Федерального Собрания:

осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны;

рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны.

2. Президент Российской Федерации:

утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;

утверждает по представлению Правительства Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

утверждает по представлению Правительства Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну.

3. Правительство Российской Федерации:

организует исполнение Закона Российской Федерации "О государственной тайне";

представляет на утверждение Президенту Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне;

устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;

организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;

устанавливает размеры и порядок предоставления льгот гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны;

устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику государственной тайны в результате ее засекречивания;

заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам.

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий:



обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими;

обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации;



обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;

реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению льгот лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

5. Органы судебной власти:

рассматривают уголовные и гражданские дела о нарушениях законодательства Российской Федерации о государственной тайне; обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;

обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны.
8. Перечень сведений, составляющих государственную тайну.
Необходимость данного раздела определяется требованием Конституции РФ – Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом(ч. 4, ст. 29). Очевидно, что невозможно заранее на все случаи жизни установить такой перечень, который содержал бы конкретные сведения.

Поэтому, под Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, понимается совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленном федеральным законодательством.



Перечень сведений составлен в соответствии с областями деятельности государства:

1) сведения в военной области:

2) сведения в области экономики, науки и техники:

3) сведения в области внешней политики и экономики:

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Приведенный в статье 5 Закона перечень категорий сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, является исчерпывающим и может быть дополнен только Федеральным законом.


9. Принципами отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания.
Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание – это введение в предусмотренном настоящим Законом порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям.

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.


10. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений.
Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".

Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.
11. Порядок отнесения сведений к государственной тайне.
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с Законом “О государственной тайне”.

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации:

1) получают (разрабатывают) засекречиваемые сведения;

2) обосновывают необходимость отнесения их к государственной тайне;

3) направляют обоснованные предложения руководителям органов государственной власти по отраслевой, ведомственной подчиненности.



Руководители органов государственной власти, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне:

1) рассматривают представленные предложения, проводят их экспертную оценку;

2) принимают решения об отнесении сведений к государственной тайне и несут персональную ответственность за принятые решения;

3) разрабатывают развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию в отрасли (министерстве, ведомстве), с указанием степени секретности сведений, по отношению к которым эти министерства, ведомства наделены полномочиями по распоряжению.



Межведомственная комиссия по защите государственной тайны:

1) на базе предложений министерств и ведомств, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, формирует Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. При необходимости проводит межведомственную экспертизу правомерности отнесения сведений к государственной тайне;

2) согласовывает распределение между министерствами, ведомствами и другими органами государственной власти полномочий по распоряжению от лица государства сведениями, отнесенными к государ­ственной тайне;

3) готовит Перечень для утверждения Президентом Российской Федерации и к опубликованию.


12. Ограничения прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием.
Закон "О государственной тайне" не лишает собственника его собственности, а лишь временно ограничивает его право распоряжения собственностью.

Порядок ограничения прав собственности в этом случае следующий:



Руководители органов государственной власти, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне:

  1. по представлению собственника государственной тайны или органа государственной власти принимают решение о засекречивании государственной тайны и несут за это ответственность;

  2. определяют орган государственной власти, в распоряжение которого переходит информация на время сохранения ею секретности.

Орган государственной власти, в распоряжение которого переходит засекреченная информация:

  1. заключает договор с собственником государственной тайны о порядке и размерах возмещаемого ущерба в связи с ее засекречиванием;

  2. закрепляет в договоре с собственником его обязательства по нераспространению государственной тайны, а при отказе собственника государственной тайны от подписания такого договора предупреждает его об ответственности за несанкционированное распространение засекреченных сведений.

Собственник государственной тайны:

  1. вступает с государством в лице правомочного органа государственной власти в договорные отношения, связанные с защитой засекреченной государственной тайны;

  2. обжалует неправомерные действия в суд.


13. Порядок засекречивания сведений и их носителей.
Основанием для засекречивания сведений является их соответствие действующим в данных органах, на данных предприятиях, в данных учреждениях и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.

При невозможности идентификации сведений со сведениями, содержащимися в действующем перечне, должностные лица обязаны обеспечить предварительное засекречивание полученных (разработанных) сведений в соответствии с предполагаемой степенью секретности и в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего указанный перечень, предложения по его дополнению (изменению).

Должностные лица, утвердившие действующий перечень, обязаны в течение трех месяцев организовать экспертную оценку поступивших предложений и принять решение по дополнению (изменению) действующего перечня или снятию предварительно присвоенного сведениям грифа секретности.
14. Рассекречивание сведений и их носителей.
Рассекречивание сведений и их носителей - снятие ранее введенных ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям.

Основаниями для рассекречивания сведений являются:

взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну;

изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны…”

Носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. До истечения этих сроков носители подлежат рассекречиванию, если изменены положения действующего перечня, на основании которых они были засекречены.

В исключительных случаях право продления первоначально установленных сроков засекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, предоставляется руководителям государственных органов, наделенным полномочиями по отнесению соответствующих сведений к государственной тайне, на основании заключения назначенной ими в установленном порядке экспертной комиссии.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал