Наше предприятие имеет один выпуск сточных ливневых вод в реку nn, которая относится к рыбохозяйственным водоёмам II категории



Скачать 51.18 Kb.
Дата01.05.2016
Размер51.18 Kb.
Наше предприятие имеет один выпуск сточных ливневых вод в реку NN, которая относится к рыбохозяйственным водоёмам II категории.

Во втором полугодии 2012 г. была проведена проверка нашего предприятия по соблюдению законодательства в водоохранных зонах и границах прибрежных защитных полос городских водных объектов межрайонной природоохранной прокуратурой г. N. В ходе проверки со ссылкой на данные протоколов исследования природных и сточных вод, выданных испытательной лабораторией нашего предприятия, представителями прокуратуры были выявлены нарушения – превышение концентраций загрязняющих веществ, поступающих в реку NN (железо – на 0,09 мг/л, медь – на 0,001мг/л по сравнению с разрешённым сбросом), и был сделан вывод о том, что эти действия нарушают правила охраны водных объектов и приводят к загрязнению поверхностных вод. Однако в тех же самых протоколах приведены фоновые концентрации загрязняющих веществ в реке, согласно которым фоновые концентрации железа и меди значительно превышают концентрации данных загрязняющих веществ в выпуске ливневых сточных вод нашего предприятия. Для сравнения приведём концентрации железа и меди соответственно в ливневых водах, в реке, в питьевой водопроводной воде на момент отбора проб из реки и в пределах НДС: 0,190 и 0,002; 0,380 и 0,015; 0,190 и 0,004; 0,100 и 0,001 мг/дм2.

Поэтому считаем, что сброс ливневых сточных вод нашего предприятия не может привести к загрязнению воды в реке, а наоборот, вследствие того, что они более чистые, чем речная вода, происходит улучшение экологической ситуации в водоёме в результате разбавления воды более чистыми водами.

Просим дать разъяснение по данному вопросу: нарушает ли наше предприятие правила охраны водных объектов и могут ли наши ливневые сточные воды привести к загрязнению, засорению, истощению поверхностных вод реки NN? Может ли наше предприятие (или должностное лицо) быть привлечено к административной ответственности по ст. 8.13 ч. 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение)?

Предусматривается ли возможность установки в нашем случае НДС по железу и меди на уровне фоновых концентраций в реке?

В целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду осуществляется нормирование в области охраны окружающей среды.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:


  • нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

  • нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

  • нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду и пр.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учётом природных особенностей территорий и акваторий.

В соответствии с п. 3 ст. 22 Закона за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причинённого окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно п. 1 ст. 23 Закона нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Согласно п. 1 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (далее – Методика), утверждённой приказом МПР России от 17.12.2007 № 333, нормативы допустимых сбросов (НДС) веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов – это нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учётом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.

Величины НДС определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта, которые согласно п. 3 Методики включают:


  • общие требования к составу и свойствам поверхностных вод для различных видов водопользования;

  • перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ в воде водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водопользования;

  • перечень ПДК веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения.

Расчётная величина норматива допустимого сброса тесно связана с числовым значением норматива качества вод водных объектов, поэтому при превышении установленных НДС не будут обеспечиваться и нормативы качества – предельно допустимые концентрации веществ для водных объектов, состав и свойства вод. Всё это в конечном итоге может привести к негативным изменениям качества воды водного объекта, т.е. к его загрязнению.

Если нормативы качества воды в водных объектах не могут быть достигнуты из-за воздействия природных факторов, не поддающихся регулированию, то величины НДС определяются исходя из условий соблюдения в контрольном пункте сформировавшегося природного фонового качества воды (п. 1 Методики).

Однако следует принимать во внимание то, что единоразовый отбор проб природной воды выше выпуска сточных вод предприятия не даёт представления о фоновой загрязнённости водного объекта.

Согласно РД 52.24.622-2001 «Методические указания проведения расчётов фоновых концентраций химических веществ в воде водотоков» фоновая концентрация химического вещества – это расчётное значение концентрации химического вещества в конкретном створе водного объекта, расположенном выше одного или нескольких контролируемых источников этого вещества, при неблагоприятных условиях, обусловленных как естественными, так и антропогенными факторами воздействия.

Для расчёта фоновых концентраций необходимо иметь данные о качестве воды водного объекта не менее чем за один год – при ежемесячной, ежедекадной или ещё более дробной системе отбора проб воды; не менее чем за двухлетний период при 6–11-разовом отборе проб воды в год; не менее чем за трёхлетний период при 4–5-разовом отборе проб воды в год (п. 4.10 РД 52.24.622-2001).

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Сбрасывая сточные воды с превышением допустимых концентраций меди и железа, установленных НДС и разрешением на сброс, ОАО «NNN» нарушает требования законодательства Российской Федерации, правила охраны водных объектов и не обеспечивает нормативы качества воды водных объектов, а это, в свою очередь, может привести к негативным изменениям качества реки NN, т.е. к её загрязнению.

За нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, предусмотрена административная ответственность в соответствии с п. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.



Одновременно с этим необходимо отметить, что нормативы допустимых сбросов могу быть установлены на уровне фоновых концентраций при условии, что ПДК меди и железа в воде реки NN не обеспечиваются (превышены) из-за природных факторов, не поддающихся регулированию.



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал