Настоящее издание разработано на основе методических указаний Основные правила подготовки и защиты квалификационной



Скачать 283.54 Kb.
Дата02.05.2016
Размер283.54 Kb.
ТипДиплом


Методические рекомендации к выполнению, оформлению и защите дипломных работ


Настоящее издание разработано на основе методических указаний «Основные правила подготовки и защиты квалификационной (дипломной) работы студентом выпускником» разработанная Министерством образования России и напечатанная в // Официальных документах образования. – 2004. - № 7. – С.38-84.

Разработка также базируется на нормативно-правовых актах Российской Федерации в сфере образования, государственных стандартах (ГОСТах), государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по различным специальностям, а также рекомендациях Министерства образования России.

Правила оформления библиографической части даны с учетом нового ГОСТа 7. 1- 2003. «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

Методические указания могут быть полезны студентам- дипломникам, как практическое руководство при подготовке и защите квалификационной работы, а также работникам библиотек.

Наиболее полную информацию об «Основных правилах подготовки и защиты дипломных работ» вы можете получить в информационном отделе научной библиотеки ДГУ.


Общие требования к квалификационной (дипломной) работе
Защита квалификационной (дипломной) работы студентом-выпуск­ником является завершающим этапом его обучения (уровни: бака­лавр, специалист, магистр).

Приступая к защите квалификационной (дипломной) работы, сту­дент-выпускник должен наглядно представлять все этапы ее подго­товки и защиты.

Цель подготовки квалификационной (дипломной) работы — это сис­тематизация в процессе закрепления и расширения теоретических зна­ний и практических умений студентом-выпускником, полученных им по профилирующим дисциплинам по соответствующим государствен­ным образовательным стандартам.

В соответствии с Положением об итоговой государственной атте­стации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 25.03.2003 № 155, итоговая государственная аттестация выпускников включает:

• государственный экзамен по специальности;

• защиту квалификационной (дипломной) работы. Выпускные работы выполняются в форме квалификационной (ди­пломной) работы или дипломного проекта.

Вид квалификационной (дипломной) работы, ее объем, и состав оп­ределяются вузом в соответствии с Положением об итоговой государ­ственной аттестации выпускников высших учебных заведений Россий­ской Федерации.

Основные темы квалификационных (дипломных) работ, как правило, определяются высшим учебным заведением (вузом). Однако студенту-выпускнику также предоставляется возможность выбирать "свою" ак­туальную тему квалификационной (дипломной) работы.

В процессе подготовки квалификационной (дипломной) работы каж­дому студенту-выпускнику назначаются научный руководитель и на­учный консультант.

Руководителем квалификационной (дипломной) работы студента-выпускника может быть как преподаватель выпускающей кафедры, гак и другие преподаватели — из других вузов, а также практиче­ские работники (например, из органов государственной власти, компа­ний Фирм, банковских учреждений и др.), имеющие ученые степени кандидата или доктора наук.

Заведующий выпускающей кафедры, а также заведующие других ка­федр и подразделений вуза могут оказывать методическую помощь студенту-выпускнику в период всего цикла подготовки квалификационной (дипломной) работы.

Назначение научного консультанта должно быть согласовано с заведующим выпускающей кафедры и научным руководителем.

К квалификационной (дипломной) работе студента-выпускника долж­ны предъявляться следующие общие требования:

. квалификационная (дипломная) работа должна носить научно-исследовательский характер,

. тема квалификационной (дипломной) работы должна быть актуальной, т.е. отражать исследуемую проблему в контексте значимости современных экономических, социальных и политических проблем, соответствовать современному состоянию развития науки и общества.

• квалификационная (дипломная) работа должна отражать нали­чие умений студента-выпускника самостоятельно собирать, система­тизировать материалы практики и анализировать сложившуюся ситуа­цию (тенденции) в практике или в данной сфере общественных отно­шений или деятельности (праве, экономике, управлении...);

• тема квалификационной (дипломной) работы, цели и ее задачи должны быть тесно связаны с решением проблем исследования;

• работа должна отражать добросовестное использование студен­том-выпускником данных отчетности и опубликованных материалов других авторов как у нас в стране, так и за рубежом;

• квалификационная (дипломная) работа должна иметь четкую структуру, завершенность, отвечать требованиям логичного, последо­вательного изложения материала, обоснованности сделанных выводов и предложений;

• положения, выводы и рекомендации квалификационной (ди­пломной) работы должны опираться на новейшие статистические дан­ные и действующие нормативные акты, достижения науки и резуль­таты практики; иметь расчетно-аналитическую часть (с соответствую­щими аналитическими таблицами, графиками, диаграммами и т.п.) для работ в области экономики, менеджмента и др.

Теоретические положения, самостоятельные выводы и рекоменда­ции — это обязательное условие квалификационной (дипломной) ра­боты студента-выпускника.

Достоверность цитируемых источников, будь это специальная на­учная литература, статистические данные, анкетные или расчетные материалы, обобщение результатов практики, характеризует кругозор студента- выпускника.

Квалификационная (дипломная) работа студента-выпускника, вы­полненная по завершению профессиональных образовательных про­грамм подготовки бакалавров, специалистов и магистров, подлежит обязательному рецензированию и защите в Государственной аттеста­ционной комиссии вуза (ГАК).

Квалификационная (дипломная) работа специалиста должна представлять собой относительно законченное теоретическое или опытно-экспериментальное исследование одной из актуальных эко­номических, правовых, управленческих и других проблем; содержать научный анализ действующего законодательства и научно-практиче­ской литературы, состояния практики; содержать самостоятельные научно обоснованные выводы и предложения. Научная новизна и прак­тическая значимость квалификационной (дипломной) работы специа­листа являются основными критериями качества исследования.



Структура дипломной работы (проекта)

Дипломная работа должна быть надлежащим образом оформлена, в соответствии со стандартизацией и едиными формами контроля, и содержать следующую структуру: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы, вспомогательные указатели, приложения.

1.Титульный лист дипломной работы (проекта) должен содержать следующие сведения:


  • полное наименование министерства, вуза, факультета, кафедры;

  • название темы дипломной работы (проекта);

  • название вида документа (дипломная работа или дипломный проект);

  • сведения об исполнителе (Ф.И.О. студента-дипломника, номер груп­пы, подпись);

  • сведения о научном руководителе (Ф.И.О., ученая степень, ученое зва­ние, подпись);

  • сведения о допуске дипломной работы (проекта) к защите (дата допус­ка: Ф.И.О., ученая степень, ученое звание и подпись заведующего выпускающей кафедры;

  • наименование места и года выполнения. Образец титульного листа приведен в Приложении.

2.Оглавление должно содержать перечень структурных элементов ди­пломной работы (проекта) с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение в тексте, в том числе:

  • введение;

  • главы, параграфы, пункты, подпункты;

  • заключение;

  • список литературы;

  • вспомогательные указатели;

  • приложения.

Образец оглавления приведен в Приложении

Введение характеризует актуальность и социальную значимость темы, степень ее разработанности в отечественной и мировой теории и практике; цели, задачи, объект и предмет, базу научного исследования или проектирования, методы сбора и обработки информации, научные гипотезы, обоснование выбора использованных литературных источников, композиционные особенности и крат­кое содержание глав и параграфов основной части работы.


Основная часть дипломной работы (проекта).
Основную часть следует делить на главы, параграфы, пункты и под­пункты. Каждый элемент основной части должен представлять собой закончен­ный в смысловом отношении фрагмент работы.

В структуре основной части должно быть выделено не менее двух глав, а в их составе не менее двух параграфов и т.д.

Обязательным структурным элементом основной части дипломной ра­боты (проекта) является аналитический обзор темы.

Аналитический обзор представляет собой результат аналитико-синтетической переработки совокупности документов по определенной теме, со­держащий обобщенные и критически проанализированные сведения об истории, современном состоянии, тенденциях и перспективах развития предмета обзора.

К тексту аналитического обзора предъявляются следующие основ­ные требования:

• полнота и достоверность информации;

• наличие критической оценки использованной информации;

• логичность структуры;

• композиционная целостность;

• аргументированность выводов;

• ясность, четкость и лаконичность изложения.
В Заключении раскрывается значимость рассмотренных вопросов для научной теории и практики; приводятся главные выводы, характеризующие в сжа­том виде итоги проделанной работы; излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы. В Заклю­чении не допускается повторение содержания введения и основной части, в ча­стности выводов, сделанных по главам.
Список литературы.
Список использованной литературы составляется в строго приори­тетном порядке, начиная с нормативных правовых актов федерально­го уровня, регионального уровня, индивидуальных и коллективных монографий, научных статей и т.д.

См. Приложение

В приложении могут содержаться копии собранных документов, например, бух­галтерских и статистических отчетов организации, на основе которых выполнена та или иная квалификационная (дипломная) работа; гра­фики, таблицы, диаграммы, другие документы.



Оформление квалификационной (дипломной) работы
Таким образом, при написании квалификационной (дипломной) работы нужно постоянно следить за тем, чтобы не отклоняться от предмета исследования.

Написав черновую рукопись, отредактировать весь написанный текст.



  • Все страницы необходимо нумеровать, начиная с титульного листа. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в сере­дине верхнего поля страницы.

  • Каждая глава, а также введение и заключение начинаются с новой страницы.

  • На титульном листе квалификационной (дипломной) работы ука­зывается наименование вуза и выпускающей кафедры, специальность, фамилия и инициалы студента, тема дипломной работы, ученое зва­ние, фамилия и инициалы научного руководителя (приложение 2).

  • Квалификационная (дипломная) работа должна быть оформлена надлежащим образом. Все листы работы и приложений следует акку­ратно подшить (сброшюровать) в папку и переплести.

  • Таблицы и рисунки должны иметь названия и порядковую нумерацию. Например, следует писать: таблица 1 "Место кадрового планирования в системе управления работой с персоналом в организации" либо "Распределение инвестиционных объектов по районам г. Мос­квы". Нумерация таблиц и рисунков должна быть сквозной для всего текста квалификационной (дипломной) работы.

  • Порядковый номер таблицы проставляется в правом верхнем углу над ее названием. В каждой таблице следует указывать единицы измере­ния показателей, и период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых таб­личных данных, то ее приводят в заголовке таблицы после ее названия.

  • Порядковый номер рисунка и его название проставляются под ри­сунком. При построении графиков по осям координат откладываются соответствующие показатели, буквенные обозначения которых выно­сятся на концы координатных осей, фиксируемые стрелками. При не­обходимости вдоль координатных осей делаются поясняющие надписи.

  • Формулы приводятся сначала в буквенном выражении, затем дает­ся расшифровка входящих в них индексов, величин. Как правило, квалификационная (дипломная) работа студента-вы­пускника пишется сначала рукописно, а затем переносится в файл на компьютер. Однако при наличии регулярного доступа к компьютерному рабочему месту квалификационная (дипломная) работа может изначаль­но создаваться в текстовом редакторе. При этом следует соблюдать следу­ющие рекомендации, носящие в значительной мере общий характер, т.е. относящиеся к правилам создания больших деловых документов.

  • Квалификационная (дипломная) работа разбивается на файлы в соответствии с утвержденным планом (структурой) работы. Иными сло­вами, выпускнику рекомендуется работать с файлами типа "Глава 1" или "Chapt 3", помещенными в папку "Диплом".

  • Оформительской стороне в начале работы над текстом не следует уделять большое внимание. Это следует делать в последнюю очередь, когда будет собран весь документ. К. собранному документу следует применить стили, примеры которых приведены ниже.

  • При создании документа и цитировании источников текста, дан­ных, формул, рисунков следует сразу вставлять сноски, куда поме­щаются ссылки на соответствующие издания.

После объединения всех компонентов глав следует проверить ну­мерацию страниц квалификационной (дипломной) работы:

Размер бумаги — А4

Поля: левое — 30 мм, правое — 20 мм, сверху — 20 мм, снизу — 20 мм

Следует применять, по крайней мере, три стиля:

Основной, Заголовок 1, Заголовок 2

Полезно также создать стили для текстов таблиц, их заголовков и подписей под рисунками



Настройки основного стиля

Шрифт — 12, типа Times New Roman

Межстрочный интервал — полуторный

Отступ красной строки — 1,3 см

Отступы до и после абзаца — О

Выравнивание — двухстороннее

Переносы установлены

Настройки стилей заголовков

Заголовок главы:

Кегль 18, типа рубленый Arial или Pragmatica, полужирный

Межстрочный интервал — 2

Отступ красной строки — О

Отступ до и после абзаца — 12 пунктов

Начинать с новой страницы

Выравнивание — по центру



Название пунктов внутри главы

Кегль 12, типа рубленый Arial или Pragmatica полужирный, курсив

Межстрочный интервал — 2

Отступ красной строки — О

Отступ до абзаца — 12 пунктов, после абзаца — 6 пунктов

Выравнивание — влево


В текстовом редакторе Microsoft Word этим трем стилям соответствуют:

обычный, Заголовок I, Заголовок 2

Установить этим стилям нужные параметры можно через меню Формат/Стиль/Изменить

Нумерация глав и пунктов

При правильном назначении стилей главам и пунктам (а возмож­но, и подпунктам) многоуровневая нумерация расставляется тексто­вым редактором автоматически: Формат/Список/Многоуровневый. Это позволяет добавлять, переносить или удалять отдельные пункты в процессе устранения замечаний научного руководителя дипломной ра­боты, не заботясь об их нумерации.



Сборка оглавления

При правильном назначении стилей главам и пунктам сборка ог­лавления обеспечивается средствами текстового редактора в Microsoft Word. Это делается через меню Вставка/Оглавление и указатели/коре­шок "Оглавление".

При этом рекомендуется ограничиться двумя уровнями — т.е. Заго­ловок 1 и Заголовок 2. Следует учесть, что собранное Оглавление будет вставлено в то место работы, где был установлен курсор. Рекомендуется оглавление вставлять после титульного листа квалификационной (дип­ломной) работы.
Библиографический аппарат в квалификационной (дипломной) ра­боте

это выражение научной этики и культуры научного труда. Именно по нему члены Государственной аттестационной комиссии, присутствующие на защите квалификационной (дипломной) работы, могут судить о степени осведомленности студента-выпускника о со­стоянии проблемы в теории и практике.

Библиографический аппарат квалификационной (дипломной) ра­боты представляется библиографическим списком и библиографиче­скими ссылками, которые оформляются в соответствии с требования­ми ГОСТ 7.1-2003 "Библиографическое описание документов" и ГОСТ 7.1-2003 "Библиографическое описание произведений печати".

Рассмотрим вначале оформление библиографического списка, ко­торый в квалификационных (дипломных) работах обычно следует оза­главливать как "Список использованной литературы".



  • соответствие теме дипломной работы (проекта) и полнота отражения всех аспектов ее рассмотрения;

  • наличие опубликованных и неопубликованных отечественных и зарубежных документов;

  • разнообразие видов изданий: официальные, нормативные, справочные, учебные, научные, производственно-практические и т.д.;

  • отсутствие морально устаревших документов;

Библиографическое описание можно условно разделить на две час­ти: нормативные правовые акты и научная методическая литература.


Нормативные правовые акты располагаются в соответствии с их юридической силой:

• международные законодательные акты — по хронологии;

• Конституция РФ;

• кодексы — по алфавиту;

• законы РФ — по хронологии;

• указы Президента РФ — по хронологии;

• акты Правительства РФ — по хронологии;

• акты министерств и ведомств в последовательности — приказы, постановления, положения, инструкции министерства — по алфави­ту, акты — по хронологии.

В списке использованной литературы должно быть указано полное название акта, дата его принятия, номер, а также официальный ис­точник опубликования. Например:
Об акционер­ных обществах: федеральный закон от 10 марта 2002г. № 208-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации.- 2002. - №3.-Ст.1.

Библиографическое описание составляют непосредственно по про­изведению печати или выписывают из каталогов и библиографиче­ских указателей полностью, без пропусков каких-либо элементов, сокращений заглавий и т.п.


Ниже приведены примеры библиографического описания различ­ных видов произведений печати.
Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации : офиц. текст. – М. : Маркетинг, 2001. – 39 с.

О внесении изменений в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ: Указ Президента Российской федерации от 7 декабря 2004г. №1502 //Собрание законодательства.- 2004.-№50.- Ст.5019.

О подписании межправительственного соглашения по сети азиатских автомобильных дорог: Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2004г. №224 //Собрание законодательства РФ.- 2004.-№18.- Ст. 1769.


Государственные стандарты и сборники документов
Библиографическое описание документа. Общие требования и пра­вила составления: ГОСТ 7.1-2003. - Введ. 2004-01-07. – М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2004. – 75 с.
Книги одного, двух, трех и более авторов
Федорова, М. Ю. Образовательное право : учеб. пособие для вузов / М.Ю. Федорова. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 319 с.

Агафонов В.В., Криминалистика : вопросы и ответы/ В.В.Агафонов, А.Г. Филиппов. – М.: Юриспруденция, 2000. – 164 с.

Агафонов, С. А. Дифференциальные уравнения: учебник для вузов / С.А. Агафонов, А.Д. Герман, Т.В. Муратова ; [под. ред. В.С. Зарубина, А.П. Крищенко.] – М., 2002. – 347 с.

Наркотизм: профилактика и стратегия борьбы/ Г.М. Миньковский, Э.Ф. Побегайло, В.П. Ревин, Б.П. Целинский.-М.: [б.и.], 1999.-240 с.


Сборники
Методологические проблемы современной науки / Сост. А.Т. Моска­ленко. — М. : Политиздат, 2003. — 295 с.
Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. тр. / Научно-исслед. НИИ высшего образования; отв. ред. Н.Н. Нечаев. - М.: НИИВО, 2004. - 156 с.

Многотомные издания
Гиппиус, З.Н. Сочинения : в 2 т. / Зинаида Гиппиус. – М.: Лаком-книга: Габестро, 2001

Т. 1: Романы. – 367 с. – Библиогр. в примеч.: с. 360-366.

Т. 2: Романы. – 415 с. Содерж.: Чертова кукла ; Жизнеописание в 33 гл. ; Роман – царевич : история одного начинания ; Чужая любовь.
Отдельный том
Казьмин, В.Д. Справочник домашнего врача: в 3 ч. Ч. 2. Детские болезни / Владимир Казьмин. – М. : АСТ : Астрель, 2002. – 503 с.
Материалы конференций, съездов
Проблемы вузовского учебника: тез. докл. Третья всесоюз. науч. конф. - М. : МИСИ, 2004. - 156 с.
Статья из газеты
Райцын, Н. В окопах торговых войн //Деловой мир. — 1993. — 7 окт.
Статья из журнала
Егорова-Гантман, Портрет делового человека/ Е. Егорова-Гантман, И. Минтусов //Проблемы теории и практики управления. — 1992. —№ 6. — С. 14—15.

Статья из продолжающегося издания
Сафронов Г.П. Итоги, задачи и перспективы развития книжной тор­говли //Кн. торговля. Опыт, пробл., исслед. — 2002. — Вып. 8. — С. 3—17.

Статья из энциклопедии и словаря
Бирюков Б.В. Моделирование/Б.В. Бирюков, Ю.А. Гастев, Е.С. Геллер //БСЭ. - 3-е изд. - М., 2003. - Т. 16. - С. 393-395.
Электронные ресурсы
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. – Электорон. Текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб.). – М. : Большая Рос. энцикл., 1996. – 1 электрон. опт. диск.
* * *
Рассмотрим правила оформления библиографических ссылок
Библиографическая ссылка — совокупность библиографических сведений о цитируемом, рас­сматриваемом или упоминаемом в тексте ра­боты том или ином документе (его состав­ной части или группе документов), необходимых для его общей характеристики, идентифика­ции и поиска.

При оформлении таких ссылок допускаются некоторые отклоне­ния от общих правил библиографического описания источников.

При включении элементов описания в основной текст соблюдаются правила оформления текста, а не библиографического описания, в ча­стности, при употреблении кавычек (основное заглавие, заглавие сери­альных изданий пишут в кавычках), при расположении инициалов или имен (они предшествуют фамилиям авторов, а не следуют за ними).

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изда­нию или иному источнику, то ссылку следует начинать словами "Цит. по: ...", либо "Цит. по кн.: ...", или "Цит. по ст.: ...".

Когда текст, к которому относится ссылка, не цитируется, а лишь упоминается, то пользуются начальными словами "См.", "См. об этом".

Когда надо подчеркнуть, что источник, на который делается ссыл­ка, — лишь один из многих, где подтверждается, или высказывается, или иллюстрируется положение основного текста, то в таких случаях используют слова "См., например, ...", "См., в частности, ...".

Когда нужно показать, что ссылка представляет дополнительную литературу (информацию), указать следует "См. также: ...".

По месту расположения относительно основного текста квалифи­кационной (дипломной) работы библиографические ссылки разделя­ются на:

• внутритекстовые, т.е. являются частью основного текста;

• подстрочные, т.е. вынесенные из текста в низ страницы. Внутритекстовые ссылки используются, когда значительная часть

ссылок вошла в основной текст квалификационной (дипломной) ра­боты неразрывно. Изъять ее из текста невозможно, не заменив этот текст другим. В этом случае в скобках указываются лишь выходные данные и номер страницы, на которой напечатано цитируемое место, или только выходные данные (если номер страницы указан в тексте), или только номер страницы (если ссылка повторная). Например: сдел­ки, совершенные с целью, заведомо противной основам правопоряд­ка и нравственности (Гражданский кодекс РФ, ст. 169)'.

Подстрочные ссылки на источники используют в тексте квалифи­кационной (дипломной) работы, когда ссылки нужны по ходу чте­ния, а внутри текста их разместить невозможно или нежелательно, чтобы не усложнять чтение и не затруднять поиски при наведении справок.

Например:

26. Вельский К.Т. Формирование и развитие социа­листического правосознания. М., 1982. С. 43-46.

В тех случаях, когда студент-выпускник приводит ссылки в конце каждой страницы своей работы в виде подстрочных ссылок, для связи их с текстом используются знаки сносок в виде звездочки или цифры. Если ссылок более четырех, то использовать звездочки нецелесооб­разно. Знак сноски следует располагать в том месте текста, где по смыслу заканчивается мысль автора.

При повторных ссылках полное описание источника дается только при первой сноске. В последующих сносках вместо заглавия приводят условное обозначение, например: "Указ. соч. ...". Если несколько ссы­лок на один и тот же источник приводятся на одной странице книги или статьи, то в сносках проставляют слова "Там же" и номер страни­цы, на которую делается ссылка.

Существует несколько способов связи основного текста квалифи­кационной (дипломной) работы с описанием источника. Чаще всего для этой цели служит порядковый номер источника, указанного в библиографическом списке, в основном тексте этот номер берется в квадратные скобки. При указании в основном тексте на страницу ис­точника последняя также заключается в квадратную или круглую скоб­ку. Например: [11, С.35], что означает: 11 источник, 35 страница.

Первичная подстрочная ссылка включает в себя все обязательные элементы описания книги. Даже если часть элементов (фамилия авто­ра, например) содержится в основном тексте, их рекомендуется по­вторять в ссылке. При этом знак сноски ставится после цитаты, если поясняющий текст предшествует цитате или включен в ее середину.

За содержание дипломного проекта, правильность приведенных дан­ных несет ответственность студент-выпускник. Дипломный проект им под­писывается. Подпись и дата ставятся на последней странице содержа­тельной части (т.е. после Заключения и Списка литературы).
Завершающий этап
Процедура защиты квалификационной (дипломной) работы студентом-выпускником:

1. Подготовка квалификационной (дипломной) работы к защите

Законченная квалификационная (дипломная) работа подписыва­ется студентом-выпускником и представляется научному руководите­лю. После просмотра и одобрения квалификационной (дипломной) работы руководитель подписывает работу и вместе со своим письмен­ным отзывом представляет на проверку заведующему кафедрой.

В своем отзыве научный руководитель характеризует квалифика­ционную (дипломную) работу.

Зав. кафедрой на основании этого отзыва (рецензии) принимает решение о допуске студента-выпускника к дипломной защите, делая соответствующую запись на титульном листе дипломной работы.

2. Рекомендации по составлению текста выступления на защите ква­лификационной (дипломной) работы

Какой бы великолепной ни была квалификационная (дипломная) работа, без квалифицированного ее представления невозможно полу­чить высокую оценку. Ведь оценка в значительной мере выставляется и за то, как студент-выпускник ее представит.

В тексте выступления студент-выпускник должен обосновать акту­альность избранной темы, произвести обзор других научных работ по избранной им теме (проблеме), показать научную новизну и практи­ческую значимость исследования, дать краткий обзор глав квалифи­кационной (дипломной) работы и, самое главное, представить полу­ченные в процессе результаты.

Первоначально остановимся на содержании выступления и исполь­зовании результатов исследования.

Во-первых, текст выступления должен быть максимально прибли­жен к тексту квалификационной (дипломной) работы, поэтому осно­ву выступления составляют Введение и Заключение, которые исполь­зуются в выступлении практически полностью. Также практически полностью используются выводы в конце каждой из глав.

Во-вторых, в выступлении должны быть использованы только те графики, диаграммы и схемы, которые приведены в квалификационной (дипломной) работе. Использование в выступлении данных, не исполь­зованных в квалификационной (дипломной) работе, недопустимо.

Структуру текста выступления при защите квалификационной (дип­ломной) работы можно представить в виде следующей таблицы (таб­лица 2).

Структура выступления

Таблица 2



Раздел выступления

Продолжительность

(мин.)


Количество слайдов презентации

Введение. Обоснование темы исследования (актуальность, объект, предмет исследования, цель, задачи, методы и т.д.)

2,8

10



Раздел выступления

Продолжительность

(мин.)


Количество слайдов презентации

Краткое содержание работы (выводы по главам)

0,5-1,5

Не менее 1 на каждую главу

Результаты опытно-экспериментальной работы

3-5

По необходимости, но не менее чем 1 слайд в минуту

Заключение (основные выводы, дальнейшие перспективы разработки проблемы)

1

1-3

4. Рекомендации по составлению компьютерной презентации (КП) квалификационной (дипломной) работы с помощью программ презента­ционной графики

Компьютерная презентация дает ряд преимуществ перед обычной бумажно-плакатной. Для полного использования программы подготов­ки КП необходимо хорошо знать все ее особенности. Компьютерная презентация позволяет использовать ее студенту-выпускнику как ле­гальную шпаргалку, а с другой стороны, позволяет члену Государ­ственной аттестационной комиссии одновременно изучать квалифика­ционную (дипломную) работу и контролировать выступление студен­та-выпускника. Поэтому желательно сопровождать выступление пре­зентацией с использованием 15—20 слайдов.

Основными принципами при составлении КП являются

• лаконичность, ясность, уместность, сдержанность, наглядность (подчеркивание ключевых моментов), запоминаемость (разумное ис­пользование ярких эффектов).

Необходимо начать КП с заголовочного слайда и завершить итого­вым. В заголовке приводится название и автор. Советуем придумать краткое название и поместить его на все слайды (Вид — Колонтитул — Приме­нить ко всем). Сделайте также нумерацию слайдов и напишите, сколько всего их в презентации. В итоговом слайде должно найтись место для благодарности руководителю и всем тем, кто дал ценные консультации и рекомендации.

Основное требование - каждый слайд должен иметь заголовок, количество слов в слайде не должно превышать 40.
В заключение — несколько неформальных советов. Помните, в ко­миссии сидят ваши преподаватели, а не ваши враги. Но будьте внима­тельны в использовании терминологии, формул, числового материала. Перепроверьте его более тщательно, так как грубую ошибку в докла­де вам не простят.

Используйте в речи понятные аудитории слова, не бравируйте но­выми терминами и понятиями. Постарайтесь найти аналогии и иллюс­трации к вашим определениям.

Не стесняйтесь, будьте самими собой, но говорите "мы", а не "я".


Образцы приложений:
Приложение 1

Образец формата задания на дипломную работу (проект)

Наименование вуза

Наименование факультета

Наименование кафедры

Студент


ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ (ПРОЕКТ)

(Ф.И.О., группа)

Тема работы (проекта)

утверждена Советом факультета от

протокол №_

Срок сдачи работы (проекта) Исходные данные_________

Перечень вопросов, подлежащих исследованию или разработке:

1)__________________________________________________________

2)____________________________________________________

3)____________________________________________________

4)____________________________________________________

5)____________________________________________________

Перечень графических материалов .

Консультанты по работе (проекту) с указанием относящихся к ним разделов

Научный руководитель Зав.кафедрой________

Задание принял к исполнению.

подпись, дата

подпись, дата

подпись, дата

Приложение 2

Образец формата плана-графика выполнения дипломной работы (проекта)

План-график выполнения дипломной работы (проекта)

Студент.

(Ф.И.О., группа)

Тема работы (проекта)

утверждена Советом факультета от.

протокол №_



Этапы работы

Сроки выполнения

Вид отчетности

Отметка о выполнении

1

составление программы исследо­вания;







2

подготовка аналитического обзо­ра темы;







3

сбор исходных эмпирических дан­ных;







4

обработка и анализ полученной информации;








5

выполнение проектно-расчетных работ;








6

подготовка и оформление тексто­вой части дипломной работы (проекта);







В

i


подготовка и оформление на­глядного (графического) материа­ла.







Заключение научного руководителя по предзащите:

Дипломная работа (проект) допускается к защите: Дата_____________ Подпись научного руководителя


Приложение 2

Образец оформления титульного листа дипломной работы


Министерство образования Российской Федерации

Дагестанский государственный университет

Факультет информационной культуры
Кафедра библиотековедения и библиографии

ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ КАТАЛОГОВ

Дипломная работа

Исполнитель: Ибрагимова Елена Владимировна,

студентка 5 курса ОЗО

Научный руководитель: Нурбагандова Д.И.,

зав. информац.отд. ДГУ

Зав.кафедрой: Омаров К.О., канд. пед. наук,

доцент_____________________

Дата допуска к защите: 5.06.2005.


Махачкала 2005

Приложение 3

Образец оформления оглавления дипломной работы ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение............................................................................................................. 3

Глава 1 Лингвистические средства ведения 6

электронных каталогов.................................................................

1.1. Электронный каталог назначение, виды.................................... б

1.2. Состав лингвистических средств ведения 14 электронных каталогов.................................................................

1.3. Форматы библиографической записи для

электронных каталогов................................................................. 21

Глава 2 Состояние лингвистического обеспечения

электронных каталогов и перспективы его развития................. 29

2.1. Методика сбора и обработки данных..............,........................... 29

2.2. Анализ состава лингвистических средств, обеспечивающих ведение электронных каталогов в библиотеках города Махачкала.................................................... 40

Заключение.............................................................................. 51

Список литературы............................................................................................. 55

Указатель таблиц................................................................................................ 59

Приложения..................................................................................................... 61

по теме_ студента.

Приложение 4

Образец формата рецензии на дипломную работу

(проект)

РЕЦЕНЗИЯ


на дипломную работу (проект)

по теме___________________________________________________________

студента__________________________________________________________

(Ф.И.О., группа)

Дипломная работа (проект) объемом_______ страниц содержит таблиц_____ иллюстраций___________, приложений______.
Посвящена_________________________________________________________

(актуальность и социальная значимость темы)

Основные результаты_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Новизна и оригинальность идей, положенных в основу работы, а также методы ее выполнения________________________________________________________


Практическая значимость работы.______________________________________________________________________________________________________________________________

(возможность внедрения результатов работы в практику, ожидаемый эффект)


Анализ обоснованности выводов и предложений_________________________________________________________________________________________________________________________
Качество оформления________________________________________________ Недостатки работы__________________________________________________

Изложенное позволяет считать, что рецензируемая дипломная работа (проект)___________________________________________________________


Дата_______ Рецензент__________________ Подпись___________

Методические рекомендация подготовили :директор научной библиотеки ДГУ Алиева Л.И. и зав. информационным отделом Нурбагандова Д.И.










База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал