Новаторский подход к методике обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Цель



Скачать 396.88 Kb.
Дата24.04.2016
Размер396.88 Kb.

Новаторский подход к методике обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»..

Цель:

Обосновать и экспериментально проверить правильность и эффективность использования современных образовательных технологий ,активных методов обучения,информационно-коммуникационных технологий в урочной и внеурочной деятельности.



Задачи:

  • Исследовать и изучить теоретический материал по использованию современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности.

  • Изучить особенности использования информационно-коммуникативных технологий на уроках и во внеурочной деятельности для развития индивидуальных качеств учащихся

  • Выявить эффективность применения активных методов обучения на уроках и во внеурочной деятельности для формирования мотивов обучения.

Новые требования к профессионально-квалификационному потенциалу, определяемые массовыми технологическими и структурными изменениями экономики, рельефно отразили разрыв производства и социально-культурной сферы в качественно новом уровне производительных сил и сложившимися системами и формами подготовки кадров. Изменение содержания профессионального образования, требований к его качеству учитываются мной при разработке и реализации программ. Данное обстоятельство требует переориентации системы профессионального образования на инновационный путь развития. Это, прежде всего, выражается в пересмотре и обновлении программ обучения в направлении стимулирования творческой деятельности студентов, реального их участия в выполнении научно-исследовательских работ, интенсивной ломке старых и переходе к новым формам связи науки, профессионального образования промышленности.

Мною разработанная программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» представляет возможности реализации различных подходов к построению образовательного процесса , формированию у студентов системы знаний , умений , навыков , универсальных способов деятельности и ключевых компетенций :

- умений самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность в сфере БЖ ;

- умений оценивать и корректировать своё поведение в окружающей среде ,участвуя в проектной и учебно-исследовательской работе ;

- умение отстаивать свою гражданскую позицию , осознанно осуществлять выбор пути продолжения образования.

Наука и инновации должны быть органически включены в широкий контекст содержания и структуры профессионального образования с целью повышения уровня обучения профессиональными навыками, овладение специальными знаниями, приобщение студента к культуре в разных ее аспектах.

На своих уроках я использую репродуктивную, репродуктивно- алгоритмическую, эвристическую и творческую технологии обучения.

Пользуюсь технологиями развивающего обучения, информационно- педагогическими технологическими технологиями, основанными на индивидуально-дифференцированном подходе.

Большое внимание уделяю сфере подготовки кадров таким квалификационным и трудовым навыкам, как умение действовать в условиях интенсификации информационного обмена и значительной децентрилизации информационного обеспечения, умение использовать информацию для обоснования решений и планирования деятельности. Внедряю современные образовательные технологии при подготовке студентов различных специальностей в нашем колледже. Использую такие формы, как: семинары, презентации с ИКТ, экскурсии на предприятия, встреча с работодателями, работа со справочной литературой, нормативной документацией, интернет-порталами.

Использование мультимедийных технологий, различных прикладных программ(текстовых и графических редакторов, табличных процессоров и других) при изучении нового материала, для выполнения практических заданий открывают огромные возможности для саморазвития, самопознания, самореализации личности ребёнка.

Применение компьютерной техники на уроках БЖ даёт возможность:


  • подготавливать печатные и раздаточные материалы (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы), для использования в урочной и неурочной деятельности;

  • мультимедийное сопровождение объяснения нового материала, что позволяет более наглядно доносить учебный материал до учащихся (презентации, аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики);

  • обработка учащимися статистических данных, даёт возможность учащимся лучше владеть компьютерными технологиями, возможность обобщать, делать выводы (построение таблиц, графиков, создание отчётов);

  • контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий, позволяет достаточно быстро и беспристрастно осуществлять контроль знаний учащихся при помощи компьютерных тестов;

  • использование на уроках и при подготовке к ним интернет-ресурсов облегчает труд преподавателя и студентов при поиске материалов к занятиям.

В результате применения компьютерной техники на уроках и во внеурочной деятельности, я делаю учебные занятия более разнообразными, в плане использования методов и средств, компьютерная техника позволила, во-первых увеличить качество учебных занятий, во-вторых сократить время на подготовку к занятиям.

В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю общим проблемам: повышению качества знаний, активности, интереса учащихся к предмету и творческой самостоятельности на занятиях по БЖ. На протяжении многих лет эти проблемы требовали рассмотрения, изучения и творческого поиска путей их положительного разрешения

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет интенсифицировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Особенностями компьютерного обучения являются пошаговость в организации учебного процесса, наличие оперативной обратной связи, на основе которой осуществляется индивидуализация, дифференциация обучения, обеспечивается беспрерывный контроль за деятельностью учащихся на каждом этапе.

На своих занятиях использую технологии группового обучения. При проведении занятий различного типа (семинары, практические занятия, комбинированные уроки) студенты разбиваются на группы для решения творческих проблем, ситуационных задач. Здесь важную роль играет технология сотрудничества. При групповом обучении используются активные методы, основные на самостоятельном овладении знаниями в процессе активной познавательной деятельности. Также использую имитационные (игровые и неигровые),неимитационные методы обучения ( проблемная лекция, дискуссия, самостоятельная работа)

Мною используются и индивидуальные формы работы, когда учащимся выдаются задания на определенное количество времени. При индивидуализированной форме выдаются дифференцированные задания на нужный каждому отрезок времени.

Также применяется такая форма работы, как взаимоопрос, рецензирование и оценка учащимися ответов друг друга.

Если говорить о методике использования тестов, то она очень разнообразна. Тесты позволяют объективно измерить уровень подготовленности учащихся. На занятиях я использую тестовые задания 4 уровней , в зависимости от уровней усвоения учащимися учебного материала. Тестовый контроль даёт возможность при незначительных затратах времени опросить всех учащихся , более рационально использовать время , охватить больший объём содержания темы , быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала.

Тесты хороши как средство по организации учащимися собственной деятельности, как система обучающих заданий на их основе. Прекрасно показали себя тесты при использовании их в процессе игры типа «Брейн-ринга».

Тесты дают возможность индивидуализировать задания. Студенты используют их для самоконтроля. Тесты позволяют более объективно оценивать знания учащихся в ходе промежуточного и итогового контроля, помогают значительно увеличить накапливаемость оценок. Тесты использую в работе как с сильными, так и со слабыми учениками. К разработке и созданию тестовых заданий я привлекаю студентов.

В результате использования тестовых заданий, я наблюдаю следующие результаты:



  • - Повышение активности учащихся.

  • - Проявление интереса к внеклассным мероприятиям.

  • - Растет качество знаний.

Сегодня приходится постоянно задумываться над тем, что ожидает наших студентов. Ведь будущее потребует от них огромного запаса знаний и умений. В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю общим проблемам: повышению качества знаний, активности, интереса учащихся к предмету и творческой самостоятельности на занятиях по БЖ. С появлением в колледже компьютерных классов поставленные задачи стали реально выполнимы, так как современные условия позволяют учащимся с интересом подойти к изучению учебных дисциплин.

Для создания настроя на уроке очень важно сразу обозначить актуальность темы. Сосредоточить внимание учащихся на главных целях обучения, связать конкретные вопросы с более общими. Направить исследование и процесс раскрытия важных понятий в нужное русло.

Научными исследованиями доказано, что самым доступным для детского понимания является деятельность (действия) учащихся при определенных условиях. В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы уроки в сочетании с другими формами работы становились эмоционально увлекательными, развивающими, а главное воспитывающими действиями, где дискуссии чередуются с практическими занятиями, тренинги с ролевыми играми, обсуждения актуальных проблем с разработкой учащимися самостоятельных работ (исследовательских, поисковых, творческих). Новые информационные технологии идут в направлении поиска путей наиболее глубокой и всесторонней адаптации содержания и технологии обучения к индивидуальным особенностям студента. Эта адаптация может происходить по разным направлениям. Среди них особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Работая в учебных проектах, студенты учатся проводить исследования, а действуя за компьютером, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать поступающую к ним информацию и представлять новые идеи. Таким образом, формируя осознанные, прочные знания по БЖ, я наблюдаю положительные результаты. С использованием информационных технологий можно расширить кругозор учащихся и их практические возможности.

Некоторые студенты не справляются с учебой, что приводит к целому ряду негативных последствий: потере интереса к обучению, отрицательному отношению к колледжу и преподавателям ,к учебному труду, падению успеваемости и т. д. Поэтому накопленный опыт показал необходимость некоторого переосмысления методической системы обучения. Сложившаяся методика ориентирована на максимум усвоения знаний по всем предметам.

Анализ результатов успеваемости меня очень волнует. В целом система образования в образовательных учреждениях все еще не отвечает современным требованиям. Поэтому, основной работой считаю поиск эффективных путей совершенствования методической системы обучения.

При изучении материала я использую иллюстрированные плакаты, схемы, графики, видеоролики. Современные информационные технологии позволяют полно и интересно проиллюстрировать содержание учебного материала с помощью компьютерных презентаций (слайд-фильмов). Отличительной особенностью таких пособий является зрелищность, а не только информативность.

Всё это позволяет мне полно и интересно проиллюстрировать содержание учебного материала наглядно и доступно для учащихся.

Проектную деятельность я использую на занятиях по БЖ. Для этого применяю групповую форму работы. Творческие группы студентов занимаются исследовательской деятельностью – сложной, целенаправленной аналитической деятельностью ,в ходе которой включаются мыслительные и познавательные процессы. Они планомерно и систематически изучают объекты реальной действительности в городе, районе, крае и стране. Студенты также получают сведения из средств массовой информации. Их интересуют вопросы влияния жизнедеятельности человека на среду обитания , увеличение количества генетических патологий у новорожденных. Безусловно , исследовательская деятельность позволяет задуматься молодежи о своём образе жизни и о будущем поколении.

Активные методы обучения побуждают студентов к активной мыслительной деятельности и направлены главным образом не на изложение знаний и их запоминание , а на самостоятельное овладение в процессе активной познавательной деятельности. В своей работе я использую проблемные лекции , эвристические беседы , поисково-исследовательскую деятельность, а также игровые и неигровые имитационные методы.

Творческую деятельность учащиеся проявляют при составлении и написании рефератов и докладов. Эта форма работы предполагает самостоятельное изучение дополнительной литературы, развивает познавательный интерес, побуждает студентов пользоваться интернет-порталами.

Например,урок по теме: «Общие сведения о ЧС», реферат на тему «ЧС природного характера», «ЧС техногенного характера», доклад: «Антропогенные опасности».

Проверка подобных работ позволяет не только оценить знания учащихся, выяснить степень усвоения материала. По ним можно проследить образ мысли, интересы, чтобы затем использовать эти наблюдения в индивидуальной работе.

Проводя самостоятельные исследования, учащиеся реализуют свои творческие возможности по предмету. В зависимости от задач проекта проводят социологическое исследование.

Свои исследования студенты оформляют в виде презентаций. Решение правильно поставленных и корректно описанных исследовательских задач, а не «зазубривание» материала, существенным образом изменяет весь процесс обучения и резко повышает интерес учащихся к предмету.

В результате использования информационных технологий в процессе обучения, я наблюдаю следующие результаты:


  • - Студенты проявляют больше осознанности в изучении предмета, стали увереннее в оценках и выводах.

  • - Как сильные, так и слабые учащиеся охотно принимают участие во всех исследовательских работах.

  • - Учащиеся охотнее участвуют в различных внеклассных мероприятиях.

  • - Растет качество знаний.

  • - Возрос рейтинг предмета.

Таким образом, формирование прочных знаний требует большой работы с дополнительной литературой, умений использовать компьютерные технологии и программы в процессе обучения. Диалоговые и иллюстративные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса.

В ходе реализации разработанной мной программы у студентов формируется адекватное представление о военной службе , развиваются качества личности , необходимые для её прохождения ; студенты получают необходимые сведения в области оказания первой медицинской помощи ;формируется осознанное отношение к здоровому образу жизни.

С использованием современных образовательных технологий, активных методов обучения , информационных технологий можно расширить кругозор учащихся и их практические возможности. Я вижу в этом реальный путь получения качественного образования студентов.


















Преподаватель ГБОУ СПО СРСК Трофимова Елена Анатольевна

План-конспект
Тема 1. Среда обитания и жизнедеятельность

Тип урока: первичного усвоения знаний

Цели изучения темы:

Учебная: сформировать основные понятия об опасностях в окружающей среде

Развивающая: развитие способностей осуществлять свою жизнедеятельность в гармонии со средой обитания

Воспитательная: воспитание ценностного отношения к среде обитания

Требования к знаниям и умениям

Студент должен знать:

· основные опасности окружающего мира;

· основные правила безопасной жизни.

Студент должен уметь:

Оценивать ситуации опасные для жизни.



Материально техническое обеспечение:

Комплект учебно-методической документации , электронные материалы ,компьютеры , интерактивная доска , подключение к сети интернет.



Ключевой термин

Ключевой термин: жизнедеятельность.

Жизнедеятельность — сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровье и работоспособность.

Второстепенные термины

· безопасность жизнедеятельности;

· окружающая среда.

Сообщение новых знаний по теме :

Демонстрация презентации по данной теме.

В настоящее время, в условиях современного общества, вопросы безопасности жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека: остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели в различных жизненных ситуациях.

Увеличивается количество различного рода катастроф как природного, так и техногенного характера. При этом количество катастроф, связанных с деятельностью человека, превышает природные в несколько раз.

Поэтому ранее изучавшиеся в вузах и техникумах отдельно дисциплины "Гражданская оборона", "Охрана труда" и "Охрана окружающей среды" объединили в один предмет — "Безопасность жизнедеятельности".



Безопасность жизнедеятельности — это состояние окружающей среды, при котором с определенной вероятностью исключено причинение вреда существованию человека.

Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий жизнедеятельности людей на всех стадиях жизни, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни.

Безопасность и жизнедеятельность взаимосвязаны.

Жизнедеятельность — сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровья и работоспособность.

Необходимым и обязательным условием протекания биологического процесса является деятельность: игра, учение, труд.

В процессе разнообразной активной деятельности человек вступает во взаимодействие с окружающей средой.

Окружающая среда — это среда обитания, оказывающая постоянное воздействие на здоровье человека посредством материальных факторов: физических, химических, биологических, психофизических. Человеческий организм безболезненно переносит те или иные воздействия лишь до тех пор, пока они не превышают пределов адаптационных возможностей человека. Превышение этих пределов приводит к травмам или заболеваниям.

Повреждение организма может произойти в результате как непосредственных контактных (механических, электрических, химических и т.д.), так и дистанционных (тепловых, световых и пр.) внешних воздействий. Повреждения организма могут возникать сразу после воздействия или спустя определенное время после него.

С опасностями человек столкнулся с момента своего появления. Сначала это были природные опасности, но с развитием человеческого общества к ним прибавились техногенные, т.е. рожденные техникой.

Научно-технический прогресс наряду с благами принес и неисчислимые бедствия как человеку, так и окружающей среде. Увеличивается количество различных заболеваний (одно из последних — "синдром компьютерного зрения"), происходит интенсивное загрязнение атмосферы, увеличивается количество озоновых "дыр" и т.д.

Человек и сам является источником опасности. Своими действиями или бездействием он может создать для себя и окружающих реальную угрозу жизни и здоровья.

Опасности, создаваемые человеком, весьма разнообразны. Войны, преступления, проституция, наркомания, СПИД, голод, нищета, бескультурье — эти и другие пороки человеческого общества являются социальными опасностями.

Таким образом, опасности окружающего нас мира условно разделены на три четко выраженные группы: природные, техногенные, социальные.

Какой бы деятельностью человек не занимался, где бы ни находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы, представляющие для него угрозу. Это потенциальные (возможные) опасности. Постоянное наличие вокруг человека потенциальных опасностей (улица, транспорт и пр.) как в быту, так и на рабочем месте, вовсе не значит, что какое-то несчастье обязательно произойдет. Для этого необходимы определенные условия — причины.

Некоторые опасности не зависят от деятельности человека, появляются внезапно, не оставляя времени на раздумья, на спасение (аварии на транспорте, взрывы, землетрясения, ураганы и т.д.).

Для конца двадцатого века и начала двадцать первого характерно нарастание как экологических, так и иных катастроф. Поэтому людям надо прислушиваться к мнению ученых и организаций, заранее прогнозирующих различного рода бедствия и катастрофы.

Каждый человек должен предвидеть опасности и готовиться к ним заранее, быть готовым противостоять любой опасности и соблюдать основные правила безопасности жизнедеятельности:

1. Предвидеть и распознавать опасности и по возможности избегать их.

2. Знать об окружающих нас опасностях и собственных возможностях.

3. При необходимости быстро и грамотно действовать.

Главная задача возникшего научного направления "Безопасность жизнедеятельности" — анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия на человека и среду обитания.

Как наука БЖД находится в стадии формирования. Опирается на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, охраны окружающей среды, на достижения в профилактической медицине, основывается на законах и подзаконных актах.

Общие направления деятельности в области БЖД должны соответствовать программе действий "Повестка в 21 век" (Материалы всемирного форума в Рио-де-Жанейро, 1992 года). В программе указано, что единственный способ обеспечить безопасное будущее — это совместное решение проблемы развития экономики и сохранения окружающей среды.

Для этого необходим комплексный подход:

· всемирная экономия ресурсов;

· разработка и внедрение безопасных и экономичных технологий;

· просвещение и подготовка кадров в области.

Происходящие негативные изменения среды обитания человека предопределяют необходимость того, что современный специалист должен быть в достаточной степени подготовлен для успешного решения возникающих задач по обеспечению безопасности работающих и населения, по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Подготовке такого специалиста способствует изучение в учебных заведениях дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", что помогает выработать идеологию безопасности, навыки конструктивного мышления и поведения и безопасно осуществлять свои профессиональные функции.

Задачи науки БЖД сводятся к идентификации опасностей техносферы, разработке и использованию средств защиты от опасностей, их непрерывному контролю и мониторингу в техносфере, обучению работающих и населения основам защиты от опасностей, разработке мер по ликвидации последствий проявления опасностей.

Цель БЖД как науки — сохранение здоровья и жизни человека в техносфере, защита его от опасностей техногенного, антропогенного, естественного происхождения и создание комфортных условий жизнедеятельности.

Основные понятия в курсе "Безопасности жизнедеятельности":



Авария — происшествие в технической системе, не приводящее к гибели людей, хотя восстановление технических средств часто не возможно или нецелесообразно.

Катастрофа — происшествие в технической системе, которое сопровождается гибелью людей или пропажей их без вести.

Биосфера — оболочка Земли, охватывающая нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и верхнюю часть литосферы.

Техносфера— часть биосферы, преобразованная людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств, с целью удовлетворения своих материальных и социально-экономических потребностей.

Опасность — явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить вред здоровью человека непосредственно или косвенно.

Вредный фактор — негативное воздействие на человека, приводящие к ухудшению самочувствия или заболеваниям (шум, вибрация, запыленность воздуха, не достаточная освещенность и т.д.).

Травмоопасный фактор — негативное воздействие на человека, приводящее к травме или к летальному исходу (электрический ток, взрыв и т.д.).

Выводы по теме

Научные и практические знания, изложенные в дисциплине "Безопасность жизнедеятельности", позволяют минимизировать ошибочные действия людей, сделать техносферу комфортной, ограничить в ней опасности допустимыми пределами и устранить ее негативное воздействие на биосферу.



Вопросы для самоконтроля

1. Что такое процесс жизнедеятельности?

2. На какие четко выделенные группы разделены опасности окружающего нас мира? Приведите пример.

3. Что такое потенциальные опасности, и в каких случаях они могут стать явными? Приведите пример.

4. Что такое техногенная катастрофа? Приведите примеры возможных техногенных катастроф в Вашем городе.

5. Назовите основные правила безопасности жизнедеятельности. Приведите пример.

6. Какова главная задача науки "Безопасность жизнедеятельности"?

7. Какие существуют способы решения проблемы развития экономики при одновременном сохранении окружающей среды?



Задание на дом : 1.выучить стр.5-6 учебник С.В. Белов «Безопасность жизнедеятельности»

2. Подготовить сообщение по теме : «Потенциальные опасности вашего района» - на промышленных объектах ; природно-климатического характера.



План-конспект
Тема 2. Общие сведения о ЧС.

Тип урока: комбинированный ,усвоения знаний на основе имеющихся

Цели изучения темы:

Учебная :освоение знаний о ЧС

Развивающая: развитие черт личности , необходимых для безопасного поведения в ЧС

Воспитательная: воспитание навыков адекватно оценивать ЧС

Требования к знаниям и умениям

Студент должен знать:

· основные причины возникновения ЧС;

· источники ЧС

Студент должен уметь:

Самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность в сфере БЖ.



Материально техническое обеспечение:

Комплект учебно-методической документации , электронные материалы ,компьютеры , интерактивная доска , подключение к сети интернет.



Ключевой термин

Ключевой термин: чрезвычайная ситуация



Второстепенные термины

· природные ЧС;

. техногенные ЧС;

· антропогенные ЧС



Контроль знаний по предыдущей теме :

Фронтальный опрос :

1.Что такое среда обитания ?

2. Что такое жизнедеятельность ?

3. Дать определение понятия опасность.

4. Какие опасности подстерегают вас ежедневно ?

5.Что такое вредный фактор ? Приведите примеры.

6. Каковы правила безопасности жизнедеятельности ?

7. К чему сводятся задачи БЖД ?

Сообщение по теме : «Потенциальные опасности вашего района»



Сообщение новых знаний по теме :

Демонстрация презентации по теме

Любая деятельность потенциально опасна. Чрезвычайные ситуации, от каких бы причин они не возникали, отрицательно воздействуют на природу и человека.

Основные причины возникновения ЧС:

1) внутренние:

а) сложность технологий;

б) недостаточная квалификация персонала;

в) проектно-конструкторские недоработки;

г) физический и моральный износ оборудования;

д) низкая трудовая и технологическая дисциплина;

2) внешние:

а) стихийные бедствия;

б) неожиданное прекращение подачи электроэнергии;

в) газы технологических продуктов;

г) терроризм;

д) войны.

ЧС могут произойти при:

1) наличии источника риска (давление, взрывчатые вещества, радиоактивные вещества);

2) действии факторов риска (выбросе газа, взрыве, возгорании);

3) нахождении в очагах поражения людей, сельскохозяйственных животных и угодий.

Анализ причин и хода развития ЧС различного характера выявил их общую черту – стадийность. Можно выделить пять стадий (периодов) развития ЧС:

1) накопление отрицательных эффектов, приводящих к аварии;

2) период развития катастрофы;

3) экстремальный период, при котором выделяется основная доля энергии;

4) период затухания;

5) период ликвидации последствий.



Чрезвычайными ситуациями называют обстоятельства, возникающие в результате природных, стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, военного, социального и политического характера, вызывающие резкое отклонение от нормы жизнедеятельности людей, экономики, социальной сферы или природной среды.

В литературе часто используется понятие «экстремальная ситуация», которое отражает воздействие на человека опасных и вредных факторов, приводящих к несчастному случаю или чрезмерному отрицательному эмоциональному психологическому воздействию. К экстремальным ситуациям (ЭС) относятся:

1) травмы на производстве;

2) пожары;

3) взрывы;

4) дорожно-транспортные происшествия;

5) обстоятельства, которые могут привести к травмам различной тяжести.

Чрезвычайные ситуации – события, отличающиеся масштабностью, охватывающие значительную территорию и угрожающие большому числу людей.

В целом ЧС можно рассматривать как совокупность ЧС и ЭС. ЭС при определенных условиях может перерастать в ЧС.

Совокупность ЭС и ЧС называют опасной ситуацией.

Стихийные бедствия – это опасные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, при которых возникают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности людей, разрушением и уничтожением материальных ценностей.

Чрезвычайной называют внезапно возникшую ситуацию, которая характеризуется:

социально-экологическим и экономическим ущербом,

необходимостью защиты населения от воздействия вредных для здоровья факторов (химические агрессивные вещества, РВ, микроорганизмы, переохлаждение или перегревание, травмирующие и психогенные факторы),

проведением спасательных, неотложных медицинских и эвакуационных работ,

ликвидацией негативных последствий случившегося.



Выводы
Опасности и угрозы всегда указывают на взаимодействие двух сторон:
- той, которая выступает источником и носителем опасности (явление, процесс, субъект, объект);
- той, на которую направлена опасность или угроза - объект, субъект;


Вопросы для закрепления знаний :

1.Что такое ЧС ?

2. Каковы причины возникновения ЧС ?

3. Условия возникновения ЧС.

4. Стадии развития ЧС.

5. Что такое стихийные бедствия ?

6. Чем характеризуется ЧС ?

Задание на дом : подготовиться к уроку –семинару по теме : «Классификация ЧС».

Вопросы к семинару:
1. Признаки классификации ЧС :

- по сфере возникновения ;

- по ведомственной принадлежности ;

- по масштабу последствий.

2.Типовые фазы ЧС.

3. Локальные ЧС.

4. Местные ЧС.

5. Территориальные ЧС.

6. Региональные ЧС.

7. Федеральные ЧС.

8. Трансграничные ЧС.

9. Направление минимизации вероятности возникновения и последствий ЧС.

10. Примеры ЧС.

План-конспект
Тема 3. Классификация ЧС.

Тип урока: комбинированный ,урок-семинар.

Цели изучения темы:

Учебная: сформировать чёткие представления о классификации ЧС

Развивающая :овладение умениями классифицировать ЧС

Воспитательная :воспитание навыков самостоятельного нахождения информации по заданной теме

Требования к знаниям и умениям

Студент должен знать:

· признаки классификации ЧС;

· типовые фазы ЧС

Студент должен уметь:

.Самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность в сфере БЖ.

. Классифицировать ЧС

Материально техническое обеспечение:

Комплект учебно-методической документации , электронные материалы ,компьютеры , интерактивная доска , подключение к сети интернет.



Ход урока
1.Контроль подготовки по вопросам семинара :
1. Признаки классификации ЧС :

- по сфере возникновения ;

- по ведомственной принадлежности ;

- по масштабу последствий.

2.Типовые фазы ЧС.

3. Локальные ЧС.

4. Местные ЧС.

5. Территориальные ЧС.

6. Региональные ЧС.

7. Федеральные ЧС.

8. Трансграничные ЧС.

9. Направление минимизации вероятности возникновения и последствий ЧС.

10. Примеры ЧС.

2 .Двум студентам предлагается рецензировать ответы товарищей по плану :

- полнота ответа ;

- правильность ;

- выявление ошибок логики ;



- выявление ошибок последовательности изложения.

3. Демонстрируется фильм с примерами ЧС.

4.Теоретический материал :

  • Чрезвычайная ситуация - обстановка на объекте или на определенной территории акватории , сложившаяся в результате аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и эпифитотий, которые могут привести или уже привели к значительному ущербу, человеческим жертвам и нарушению условий жизнедеятельности.

ЧС природного характера :

  • Геологические (землетрясение, извержение вулканов, оползни, сели, снежные лавины).

  • Метеорологические (ураганы, смерчи, бури)

  • Гидрологические(наводнения, заторы, цунами).

  • Природные пожары (лесные, торфяные, степные).

  • Массовые заболевания (эпидемии, эпизоотии, эпифитотии).

ЧС техногенного характера :

  • На химически опасных объектах

  • На радиоционно опасных объектах

  • На пожаро- и взрывоопасных объектах

  • На гидродинамических объектах

  • На транспорте

  • В коммунально-энергетических сетях

Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, от размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

  • К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составил не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения

Ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы.

  • К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

Ликвидация местной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.

  • К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

Ликвидация территориальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

  • К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

Ликвидация региональной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

  • К федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн., минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы двух субъектов Российской Федерации.

Ликвидация федеральной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

  • К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

К ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться Войска гражданской обороны Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.



5. Задание на дом : подготовить рефераты по предложенным темам :

- локальные и местные ЧС вашего района ;

- территориальные и региональные ЧС , произошедшие за последний год в нашем регионе ;

- федеральные и трансграничные ЧС , произошедшие в нашей стране и за рубежом в последнее время.



Внеклассное мероприятие на тему:

«НАРКОТИКИ, ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА И ПОСЛЕДСТВИЯ ИХ УПОТРЕБЛЕНИЯ»

Цели занятия:

  1. Разъяснить понятия «наркотики» и «психоактивные вещества», объяснить их общие свойства и разницу между ними.

  2. Разобрать традиции и законы, ограничивающие употребление психоактивных веществ.

  3. Разобрать неблагоприятные последствия употребления психоактивных веществ.

  4. Помочь молодёжи осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и её последствия.

План занятия:

Приветствие ведущего.



  1. Конкурс рисунков и плакатов «Я выбираю жизнь»

  2. Дискуссия «Что такое наркотики и психоактивные вещества».

  3. Разъяснение понятий «наркотики» и «психоактивные вещества».

  4. Дискуссия «Правила и законы, ограничивающие употребление психоактивных веществ».

  5. Вред наркотиков.

  6. Подведение итогов

Материалы для занятия:

  1. Мультимедийное оборудование

  2. Компьютер, проектор.

  3. Листы ватмана.

  4. Фломастеры.

Ход занятия

1. Приветствие 1 ведущего:

Здравствуйте! Очень приятно всех вас снова видеть. Тема сегодняшнего занятия - наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления Мы начинаем сегодняшнее мероприятие с вашего домашнего задания –конкурса рисунков.

2.Проведение конкурса рисунков и плакатов «Я выбираю жизнь»

Цель: Повышение уровня осведомлённости студентов о наркомании , алкоголизме и психоактивных веществах , развитие творческих способностей.

. 3.Дискуссия «Что такое наркотики и психоактивные вещества»

2 ведущий:

Сейчас мы устроим дискуссию по вопросу «Что такое наркотики». Как бы вы ответили на этот вопрос ? Пояснение для ведущего: Следует сосредоточить внимание группы не на перечислении наркотиков, а на описании их общих свойств: способности изменять настроение, вызывать зависимость, приносить вред здоровью, противозаконности и т.д. Правильные ответы ребят лучше записывать на доске, чтобы они были хорошо видны всем. Молодцы, вы прекрасно поработали и уяснили, что наркотики обладают различными свойствами.

Организационный момент. Участники деловой игры разбиваются на пять-шесть групп. Каждая группа получает лист ватмана, фломастеры, цветную бумагу.

Выполнение задания :Студентам демонстрируются слайды с портретом человека, деградировавшего от употребления алкоголя.

c:\users\mrc-user\pictures\2.bmp



c:\users\mrc-user\desktop\рр.jpg





Задание 1.Создайте портрет зависимого человека (зависимость от психоактивных веществ , алкоголя, наркотиков). Это может быть и символическое изображение. Дайте ему краткую характеристику, подпишите, какими качествами он обладает. Время работы группы - 10-15 минут. После того как участники закончат работу, рисунки раскладываются на одном столе, и учащиеся делятся своими впечатлениями. Это упражнение позволяет глубоко чувствовать и пережи
ть ситуацию зависимости.
4.Разъяснение понятий «наркотики» и «психоактивные вещества»

3 ведущий :

В России все наркотические средства и психотропные вещества включены в перечень, утвержденный постановлением правительства России.

Наркотик - это вещество, внесенное в перечень наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации.

Гашиш и марихуана, а также другие продукты из конопли внесены в перечень наркотиков. А вот алкоголь и табак не внесены. Чем же тогда они являются?

Их называют «психоактивные вещества». Это такие вещества, после приема которых меняется настроение человека или его способность чувствовать и понимать окружающий мир или самого себя.

Кроме алкоголя и табака существуют еще и специальные медицинские лекарства: успокаивающие, обезболивающие, повышающие настроение (антидепрессанты) и др .Некоторые подростки вдыхают пары клея «Момент» или бензина (хотя эти вещества не считаются наркотиками и производятся вовсе не для этих целей). Клей «Момент», бензин и растворители также относятся к психоактивным веществам.

5.Дискуссия «Правила и законы, ограничивающие употребление психоактивных веществ»

1 ведущий :

Немало психоактивных веществ и наркотических средств являются лекарствами, которые применяются для лечения болезней. Некоторые используются для развлечения, чтобы улучшить настроение. Так что эти вещества и даже отдельные наркотики помогают людям.

Как вы думаете, существуют ли правила и законы, ограничивающие употребление и использование наркотиков и психоактивных веществ?

Приглашенный на мероприятие инспектор по деламнесовершеннолетних называет эти законы и правила.

  • Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» 1998 г., устанавливающий общий порядок оборота наркотиков.

  • Уголовный кодекс Российской Федерации, который запрещает изготавливать, приобретать, хранить, переносить, передавать другим, продавать наркотики и предлагать употреблять их кому бы то ни было.

  • Кодекс об административных правонарушениях, в котором установлена ответственность за употребление наркотиков без назначения врача, а также за их незаконное приобретение и хранение в небольших размерах.

  • Правила и рекомендации для врачей, которые назначают наркотики больным (психоактивные вещества и наркотики не разрешается назначать тем, у кого нет определенных заболеваний, например, никто не выпишет снотворных больному гриппом).

  • Правила для торговли, запрещающие продавать сигареты детям и алкоголь несовершеннолетним.

  • Правила дорожного движения, запрещающие пить и принимать наркотики за рулем.

  • Профессиональные правила, запрещающие на работе пить и принимать наркотики капитанам судов, машинистам, летчикам и всем тем, от которых зависит жизнь других людей: милиционерам, военным, авиадиспетчерам, хирургам и т.д.

  • Неписаные традиции, касающиеся употребления психоактивных веществ (алкоголь, табак)

1 ведущий :

. Теперь мы ознакомились с правилами и законами, которые помогут разобраться, как поступать с психоактивными веществами. Если придерживаться этих правил, обычно ничего страшного не происходит. Однако если употреблять психоактивные вещества для собственного удовольствия и не обращать внимания на законы и традиции, часто случаются различные неприятности. Сейчас мы поговорим о некоторых из них.



Демонстрация слайдов : изменения поведения человека в обществе под действием психоактивных веществ. Обсуждение с ребятами.
безымянныйее.jpgimg020.jpg

  1. Вред наркотиков




СЛАЙД «ВРЕД НАРКОТИКОВ» - на нём перечисленынеблагоприятные последствия употребления.

Дискуссия «Вред наркотиков для здоровья»

2 ведущий :

Как вы думаете, что может произойти с человеком, который употребляет наркотики, выпивает или курит? Как изменяется его личность, страдает организм?

Пояснение для ведущего

Необходимо высказать свое мнение о личности наркомана и о том, чем отличаются компоненты личности наркомана от таковых же у здорового человека. Названные студентами характеристики личности наркомана нужно записывать на доске. Особое внимание нужно сосредоточить на обеднении личности и потере личностных качеств в результате сужения интересов при наркомании.

Обратите внимание группы на то, что неблагоприятные последствия для здоровья могут иметь как немедленный (отравления, травмы), так и отдаленный характер (постепенное развитие хронических заболеваний).
Студентам проектируется на экран краткая таблица осложнений:


Агент

Немедленные осложнения

Хронические осложнения

Зависимость

Летучие вещества (клей и т.д.)

Смерть от удушья или остановки дыхания

Хронический бронхит,

хронический гепатит

(токсическое

поражение печени),

постепенно

нарастающее

слабоумие


Ухудшение характера

Зависимость (наркомания, алкоголизм и т.д.) -состояние, при котором человек испытывает постоянную потребность принимать то или иное психоактивное вещество. Зависимость появляется, если человек некоторое время принимает психоактивное вещество. Зависимость может возникнуть от любого наркотика и

психоактивного вещества -марихуаны, алкоголя, табака, кофе, лекарств и т.д.



Наркотики

Смерть от передозировки. Психозы: бред, галлюцинации

Хронический гепатит, СПИД, нарастающее слабоумие



Алкоголь

Травмы из-за нарушения координации движений. Смерть от удушья при попадании рвотных масс в легкие

Поражение печени и почек, нарастающее слабоумие



Табак




Хронический бронхит, рак легких, стенокардия, инфаркт миокарда



3 ведущий : Расходы общества на лечение

Мы поговорили о том, как много осложнений для здоровья вызывает употребление наркотиков, табака и алкоголя. И большинство из них приходится лечить. На лечение необходимы затраты. Это довольно большие деньги, и их можно было бы использовать для других, более приятных целей. Эти расходы - еще одно неблагоприятное последствие употребления наркотиков.
Задание 2.Участники деловой игры разбиваются на три группы. Каждая группа представляет собой редакцию молодежной газеты или журнала. Они получают письма разного содержания от сверстников. Задача группы - сочинить ответ, способный, по их мнению, решить возникшую проблему. Время работы группы - 10-15 минут.

Ситуация 1. «Я встречаюсь с парнем из нашего колледжа. Летом , пока я была на отдыхе , он познакомился с другими ребятами, которые курят и пьют алкоголь. Теперь он большую часть времени проводит с ними. Мне он нравится. Я не хочу его потерять. Но мне больно и обидно смотреть, как он катится в пропасть. Я очень хочу ему помочь, чтобы он не превратился в алкоголика. Посоветуйте, как?»

Ситуация 2. «Я был в ночном клубе с малознакомой компанией и мне предложили принять наркотик (уколоться). Эти ребята казались мне весёлыми и беззаботными. Мне стало интересно, и я согласился. Теперь думаю, а вдруг я уже наркоман? Ребята из той компании меня разыскивали, приходили в училище. Я вынужден от них прятаться. Что мне теперь делать?»

Ситуация 3. «Мы дружим ещё со школы. В последнее время моя девушка очень изменилась, у нее появились новые подозрительные друзья, они о чем-то шепчутся, куда-то исчезают ненадолго и возвращаются возбуждённые и весёлые. Подруга призналась мне, что несколько месяцев употребляет какие-то таблетки и порошки. Ей нравится то состояние , в которое она впадает. Этой новостью я поделился с близким другом, у которого в прошлом году от передозировки наркотиков умер брат. Друг советует обратиться за помощью к взрослым, но я боюсь, что своими действиями отверну от себя любимую девушку. Посоветуйте , как мне лучше поступить.

1 ведущий :

Как вы считаете, кто работает лучше - тот, кто пришел на работу трезвым, или тот, кто прошлым вечером много выпил? Тот, кто в ясном сознании, или тот, кто принял наркотики? Почему? Мешает ли работе курение? Как все это влияет на работу других людей, не принимающих этих веществ? Пояснение для ведущего

Лучше задавать вопросы один за другим, сначала дождавшись удовлетворительного ответа на предыдущий.



Теперь вы видите: чем больше наркотиков, табака или алкоголя употребляет человек, тем меньше работы он сможет сделать в единицу времени - производительность его труда падает. От этого страдает и он сам, так как меньше зарабатывает, и общество, так как он меньше производит продукции.

2 ведущий : Преступления

Для того чтобы покупать наркотики, нужны деньги. Наркоманы не очень хорошо работают, и им трудно заработать много. Поэтому им приходится воровать. Чтобы защитить нас от воров, чтобы ловить их, судить и держать в тюрьме, нужны деньги. Это тоже дополнительные расходы.

3 ведущий : Ухудшение в отношениях между людьми

Наконец, из-за всех этих неблагоприятных последствий настроение у людей портится, они чувствуют себя несчастными и раздраженными. И не только те, кто принимает наркотики, алкоголь или курит, но и окружающие их. Между ними часто возникают ссоры, они недовольны друг другом. Это очень неприятно для всех. Итак, мы разобрали неблагоприятные последствия злоупотребления психоактивными веществами.

Пояснение для ведущего

Можно занести все отмеченные неблагоприятные последствия употребления наркотиков на лист ватмана:



Вред наркотиков

  1. Для здоровья (собственного и потомства).

  2. Расходы общества на лечение, правоохранительные органы, тюрьмы и т.д.

  3. Снижение производительности труда и ухудшение экономики (аварии, прогулы, простои, травматизм).

  4. Преступления и другие правонарушения.

  5. Ухудшение отношений между людьми.

Задание 3. Участники деловой игры разбиваются на три группы. Каждая группа представляет работников телевидения. Их задача - придумать и поставить телевизионный ролик о вреде зависимости. Можно работать в любых жанрах: реклама, музыкальный клип, мультипликация, сказка, постановка и др. Также можно использовать музыку, танцы, костюмы. Время подготовки группы - 10-15 минут. Это задание может быть подготовлено заранее.

По окончании просмотра роликов участники обсуждают, какой из роликов был самым удачным и почему. Это упражнение позволяет учащимся утвердиться в своей позиции и осознать, как легко становятся зависимыми молодые люди и какие последствия ожидают зависимых людей.



7. Подведение итогов :Преподаватель

Вы молодцы. Большое спасибо всем. Вы очень хорошо и старательно работали.

Теперь давайте все по кругу скажем, что на этом занятии для вас оказалось интересным и полезным. А может быть, кому-нибудь что-то показалось неправильным или обидным? Каждый может сказать несколько слов.



















База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал