Нравственная



Скачать 126.4 Kb.
Дата27.04.2016
Размер126.4 Kb.


Местная религиозная организация православный Приход храма Святых Апостолов Петра и Павла г. Новотроицка Оренбургской области Орской и Гайской Епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат)

НРАВСТВЕННАЯ

КУЛЬТУРА

ПРАВОСЛАВИЯ

Настоятель Игумен Никодим (Шушмарченко)

2012 г.

Нравственная культура православия.

Для раскрытия содержания нравственной православной культуры необходима единая трактовка таких понятий, как «нравственность», «православие», «культура», «духовность». Эти термины определяются средствами понятийного аппарата философской, богословской, психологической, педагогической, эстетической и других наук.



Нравственность - это компонент духовности, система норм и ценностных представлений, определяющих и регулирующих поведение человека. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости, порядочности, милосердия и т.п. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом; это способы и приемы передачи во вне своего внутреннего и духовного мира. Нравственность принято понимать как совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу в обществе. Она регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения. В основе нравственности лежит безусловное и внеисторическое религиозное начало.

Духовность - все относящееся к человеческой душе, духу; духовность - это устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу; стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу и, таким образом, одухотвориться, внутренне освободиться от обыденности. Это и есть основа и главная причина любой веры и религиозности. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром.

Духовность и нравственность существуют в неразрывном единстве. При их отсутствии невозможно полноценное существование человека и культуры.



Православие - христианское вероучение, сложившееся в Византии как восточно-христианская Церковь, в отличие от возникшего на западе католицизма. Православие – христианское вероисповедание, к которому принадлежат церкви: русская, греческая, сербская, черногорская, румынская, некоторые славянские, греческая и сирийская во владениях Турции, и абиссинская. Название «православная» осталось за церковью восточной со времени отделения (1054) от нее церкви западной, принявшей название католической. Православие признает семь таинств и видит в них не только знаки благодати, но и самую благодать. Православие признает почитание святых и силу их предстательства перед Богом за людей, святость мощей и икон. Слово православие – это перевод с греческого слова «ортодоксия». «Орто» означает «верный, правильный». Слово «докса» в греческом языке имеет два значения. Одно из них – «прославление», другое же – «учение», «мнение». Значит слово «православие» имеет два оттенка: «правильное прославление Бога» и «верное учение».

Культура - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание, совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а также самый процесс их созидания и воспроизводства. В этом смысле понятие культуры, в отличие от понятия природы, характеризует мир человека и включает в себя ценности и нормы, верования и обряды, знания и умения, обычаи и установления, язык и искусство, технику и технологию и т. д. Различные типы культуры характеризуют определенные исторические эпохи, конкретные общества, народности и нации, а также специфические сферы деятельности.

Начало нового тысячелетия в России связано с возвращением нравственных ориентиров в политику государства, с осознанием того, что возрождение страны, решение экономических и социальных проблем неразрывно связаны с воспитанием человека высокой культуры. А воспитывать человека высокой культуры необходимо с самого раннего возраста. Нравственное воспитание, восходящее к отечественному культурному, прежде всего православному, наследию обеспечивает условия для становления человека, готового в любых областях деятельности следовать нравственному закону, стремящегося улучшить мир, природу, культуру, самого себя. Эта цель достигается только тогда, когда усилиями различных социальных субъектов создается открытое воспитательное пространство. Интеграция возможностей государства, Церкви, общественных организаций, семьи в решении проблем россиян будет способствовать гражданской консолидации, национальному единению. Об актуальности возвращения к ориентирам нравственной культуры свидетельствуют такие кризисные явления современной жизни, как наркомания, пьянство, криминализация детской и молодежной среды, низкий уровень общественной морали, утрата традиционных семейных ценностей, упадок патриотизма. Духовная дезинтеграция общества, девальвация ценностей старшего поколения и размытость жизненных ориентиров молодежи привели к тому, что современная Россия оказалась среди стран-лидеров по числу социальных сирот (детей в стране все меньше, а детей в детдомах все больше), количеству разводов, самоубийств; уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков. В демографическом плане страна оказалась у черты, за которой может начинаться физическое вырождение нации.


Нравственная православная культура - фундамент, база для самосовершенствования человека социального взаимодействия, основанная на принципе единства, свободы и ответственности. Православная культура - это культура духовных исканий человека, поиска путей преодоления собственного эго и восхождения к святости как к идеалу. Православная культура имеет глубочайшие исторические корни, являя миру уникальное отношение к Богу, миру и человеку. Мы живем в этой культуре и этой культурой более тысячи лет, возраст самой православной культуры насчитывает более двух тысяч лет, а некоторые онтологические содержательные моменты православной культуры равны по возрасту нашему миру. Рассматривать православную культуру следует как культуру православной цивилизации. С этой точки зрения культура православной цивилизации начинается от Рождества Христова, при этом некоторые этические нормы почерпнуты из Ветхого Завета и преображены христианством. Важно проследить историю возникновения православной цивилизации и ее культуры еще в рамках античного мира, в рамках Великой Римской империи. Необходимо помнить, как римское право трансформировалось в симфонию властей, симфонию царства и священства во втором Риме – священной Византийской империи; как греческий идеал красоты обретал под воздействием христианства священные формы; как античная базилика обретала формы византийского храма, а затем молитвенным горением зажглись купола православных храмов в третьем Риме – Москве; как великая античная философия одарила своим богатством христианское богословие, которое явило миру откровение о Пресвятой Троице. Следует знать и помнить, что христианство, освободив человека от языческого понимания природы, от ее обожествления, дало возможность ее объективного научного изучения. В то время рождались прекрасная живопись, литературные произведения, иконопись, поэзия, архитектура, музыка.

Мы все должны знать, как великая православная цивилизация была дарована на сохранение России и ее народу, как наши князья шли войной на Византию, желая земного богатства, а обрели небесное; как жили, молились и совершали великие подвиги наши святые предки; как рождалась в летописях и богословских трактатах, в поучениях и житиях наша великая духовная литература. Нам надо знать, как преподобный Сергий, игумен земли Русской, вымаливал свободу нашего народа и государства, как наши святые князья и воины проливали свою кровь за родную землю, за ее свободу, за ее святую веру и самобытную культуру, как возрастал в нашей земле патриарший дух.

В Православии очень часто употребляется слово «спасение». Спастись – означает спасти свою душу от царства тьмы. Поскольку земная жизнь коротка, а душа бессмертна, т.е. будет существовать вечно, то главной, если не единственной, задачей христианина является именно спасение души. Но существуют ли какие-то инструкции по поводу того, что для этого нужно делать? Разумеется, такой инструкцией является Евангелие, где только и говорится о том, как прожить земной фрагмент нашего существования, чтобы в вечности нам было хорошо. На этот счет там и краткие, и развернутые указания, называемые Заповедями. Их исполнение – ключ к Царству Света: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюдал заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви». В Заповедях блаженств Господь указывает на те духовно-нравственные свойства, которые нужны для достижения Царства Божия. Они являются одновременно и плодами, и признаками истинной жизни. В них и через них уже в земной жизни человек предвкушает блаженство будущего века.

Заповедями блаженств Христос будит в человеке желание вступить на путь духовного обновления и духовного роста. В своей совокупности Заповеди могут быть рассмотрены как лестница восхождения в доброделании, начиная с нищеты духовной и кончая готовностью претерпеть за Христа все жизненные неудачи и злоключения. И человек, пожелавший правильно построить свою нравственную жизнь, должен суть этих Заповедей сделать достоянием собственной души, чтобы, опираясь на их руководство, сделать свою жизнь ориентированной на духовно-нравственное совершенство.

Первая Заповедь блаженств – Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное – учит человека правильно относиться к своей духовной нищете. Святой Иоанн Златоуст говорит, что «нищета духовная это то же, что смирение духа». В христианстве каждое дело, каждая мысль и слово должны сопровождаться смирением. Нет закона, заставляющего быть скромным, но есть закон мироустройства, согласно которому, чем меньше мнит о себе человек, тем более желанным он будет в Царстве Небесном: «Бог гордым противится, а смиренному дает благодать».

Вторая Заповедь блаженств — Блаженны плачущие, ибо они утешатся – учит плачу, вызываемому осознанием скудности своих духовных сил, а также пагубности своей греховности и силы ее над собственной душой, нищей духом. Поэтому смиренный человек скорбит и плачет, чтобы Сам Бог оказал ему помощь в борьбе с грехами. Знание самого себя и своих грехов приводит человека к покаянному плачу, который омывает грехи и приносит утешение. Источник плача открывает себя в разуме человека.

Третья Заповедь – Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю – учит человека кротости. Истинная кротость – редкая добродетель. Эта добродетель может быть названа концентрацией всех духовных сил человека на основе глубочайшего смирения. Кроткий – это духовно нравственный, воспитанный, культурный человек. Под «землей» здесь понимается обновленная земля, которая сменит нынешнюю после Страшного Суда.

Четвертая Заповедь – Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся – учит человека каждый свой поступок согласовывать с волей Божией, отыскивать в нем особый смысл, который озарял бы всю его жизнь высшим, небесным и нравственным содержанием. Внутренняя потребность в приобретении добродетелей, исполненных красоты Христовой правды и святости, создает те благодатные условия, при которых человек вкушает святую силу этой правды уже в земной жизни. Под правдой надо понимать справедливость. Тот, кто радеет о мирной справедливости, пусть потерпит: он порадуется, увидев, как она восторжествует в «будущем веке».

Пятая Заповедь блаженств – Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут – учит человека быть милостивым. Милостивые – это люди внимательные к самим себе и принимающие учения и наставления Отцов. Милостивый становится «глазом», как сказано о херувимах, он осматривает себя со всех сторон, чтобы увидеть, потрудился ли он над приобретением смирения, плача о грехах, кротости, жажды высшей правды и получил ли на свои духовные запросы благодатную помощь Божию.

Шестая Заповедь блаженств – Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят – учит правильно пользоваться своим сердцем. Сердцем познаются ум и красота. Чистые сердцем, или чистосердечные, люди искренние, простодушные, по-детски доверчивые, видящие в других прежде всего хорошее и не таящие в себе зла. Отзвук Заповеди слышен и в других словах Иисуса: «Если не обратитесь и не будете как дети – не войдете в Царство Небесное». Очищение сердца достигается работой человека над собой и завершается действием благодати Божией.

Седьмая Заповедь блаженств – Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими – учит человека открывать в себе присутствие любви Божией, сообщающей ему дар миротворчества. Светское понятие «счастье», кстати говоря, очень туманное, ибо каждый трактует по-своему, в христианстве заменяется более конкретным: «мир в душе». И действительно, какое может быть в душе счастье у того, у кого в груди клокочет вулкан? Ни богатство, ни власть, ни слова не заменят ему душевного покоя. Иисус учил апостолов, входя в чей-то дом, говорить: «Мир вам!» И это самое лучшее пожелание из всех возможных. «Подражайте Мне, – говорил Иисус, – ибо Я кроток и смирен, и обрящете покой душам вашим». Людская вражда ненавистна Отцу Небесному, и те, кто сеет мир, поступают как истинные Его дети.

Восьмая Заповедь блаженств – Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное –учит человека стать обладателем той правды Христовой, за которую его могут гнать. Исполнение Заповедей роднит человека со Христом и Его правдой. Она отвечает самым насущным запросам человеческого духа. Внутреннее родство с Христовой правдой – еще один оттенок той Божественной любви, которая, по слову святого Иоанна Златоуста, «создает благочестие души». Благочестие. Оно достигает своей полноты через подвиг, борьбу с грехами и надежду на помощь Божию. Любовь к правде Христовой занимает в нем ведущее место и приводит человека в «святое мужество», так что он ради нее готов перенести всевозможные лишения, озлобления, гонения, находящие на него от плоти, диавола и злономерных людей. За перенесение этих страданий Христос обещает Царство Божие как самое дорогое и близкое страдальцу за Правду Божию.

Девятая Заповедь блаженств – Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Эта заповедь учит человека переносить всевозможные гонения за Христа и при этом испытывать «радость и веселие» духа. Она говорит, что христиане будут лишаемы общения с другими людьми, преследуемы и гонимы не только за правду жизни во Христе, но и за Самого Христа как Носителя этой правды.

Исполнение заповедей называется делами христианина. Внедрение Заповедей Божиих в свою жизнь приводит человека к расцвету всех его духовных и нравственных сил, к полному использованию его духовных дарований и талантов. Такой расцвет закладывает фундамент надежды на его готовность принять участие в полноте жизни будущего века. Апостол Иаков говорит в своем Соборном послании: «Вера без дел мертва», – и здесь имеются в виду именно дела веры. Эти дела нужны Богу не сами по себе, а как доказательство нашей веры, за которую Он нас и спасет. Такое представление о спасении вырабатывает в православном человеке черты, сильно отличающие его от католика и протестанта: сознание собственного недостоинства и упование не на свои силы, а на милость Божию. Это вовсе не фатализм: ведь милость Божию надо снискать, и на это направлены старания православного верующего. Он прекрасно помнит слова Евангелия: «Царство Небесное усилием берется», – и это не позволяет ему быть пассивным. Знание Заповедей блаженств, «Символа веры» и внедрение их в свою жизнь дают православному человеку полноту Богопознания и спасительную силу. Эти основные догматы являются ядром Православной цивилизации, ее специфическим типом верования, определяющим особенности православного миропонимания и духовно-нравственной православной культуры.

Корнем, питающим древо культуры нашей цивилизации, является Православие, оно его взрастило,1 укрепило и украсило прекрасными плодами.

Самое поразительное в нашей культуре то, что, находясь в атмосфере православной цивилизации, дыша ее воздухом, вдохновляясь ее высокими идеалами, лучшие представители национальных культур, люди иных вер, настраивались на ее тон и вносили свой голос, свою лепту в копилку культуры православной цивилизации. Грузин Булат Окуджава, татарин Мусса Джалиль, дагестанец Расул Гамзатов, евреи Ян Френкель, Исаак Дунаевский, Иван Айвазовский и многие другие. Какая высокая поэзия, музыка, живопись! И это все наше общее, это все принадлежит нашей цивилизации. Православная культура открывает человеку доступ к христианской культуре в целом, т.е. и к мировым шедеврам, и ценностям культуры и искусства Западной Европы.

Православная культура открыта для всех, кто хочет войти в ее традицию и постичь ее глубинные смыслы, кто хочет к ней приобщиться или просто ознакомиться.

Православная цивилизация всегда существовала в рамках империй. Чем более империя становилась многонациональной и многоконфессиональной, тем крепче она была, тем прекраснее становилась ее культура. Разные языки, веры, а значит, и разное мышление, приводили к разным способам выражения сокровенной красоты и возвышали культуру православной цивилизации до Божественных высот. Зная историю православных империй, можно лучше осмыслить историю нашего Отечества, понимать, как его сохранить, что мешает его единству и стабильности. Нас всегда объединяла православная цивилизация, она наша колыбель и единственная Родина.



Список литературы:

  1. Бунеев Р.Н., Данилов Д. Д Основы духовно - нравственной культуры народов России. - М,: Баласс, 2011.

  2. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энцеклопедический словарь. М.: «ЭСМО», 2003.

  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно - нравственного развития й-воспитания личности гражданина России.

М.: «Просвещение», 2010.

  1. Духовно - нравственная культура в школе. Учебно - методическое пособие под редакцией игумена Киприана (Ященко), М., Институт экспертизы образовательных программ и государственно - конфессиональных отношений, 2009.

  2. Нефедов, Геннадий, протоиерей. Основы христианской нравственности. - М.: Паломник; Сибирская Благозвонница, 2008.

  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. М.: - 1953.

  4. Погорелов С.Т. Духовно - нравственное воспитание младших школьников в процессе преподавания курса «Православная культура». Издательство Екатеринбургской епархии. Екатеринбург: 2011.

  5. Тростников В.Н. Основы православной культуры. Ульяновск: ОАО «ИПК «Ульяновский дом печати», 2009.






База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал