О единой государственной системе экологического мониторинга



Скачать 75.58 Kb.
Дата24.04.2016
Размер75.58 Kb.
Документ предоставлен КонсультантПлюс

Утверждено

Приказом Министра охраны

окружающей среды и природных

ресурсов Российской Федерации

от 9 февраля 1995 г. N 49


ПОЛОЖЕНИЕ

О ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
Настоящее Положение определяет цели и задачи организации и функционирования Единой государственной системы экологического мониторинга (далее именуется ЕГСЭМ), ее структуру, порядок функционирования, правовой статус информации.
I. Цели, задачи и функции ЕГСЭМ
1. Единая государственная система экологического мониторинга функционирует и развивается с целью информационного обеспечения управления в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологически безопасного устойчивого развития страны и ее регионов, ведения государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и экосистем, природных ресурсах, источниках антропогенного воздействия.

2. Основными задачами ЕГСЭМ являются:

проведение с определенным пространственным и временным разрешением наблюдений за изменением состояния окружающей природной среды и экосистемами, источниками антропогенных воздействий;

проведение оценок состояния окружающей среды, экосистем территории страны, источников антропогенного воздействия;

прогнозирование состояния окружающей среды, экологической обстановки на территории России и ее регионов, уровней антропогенного воздействия при различных условиях размещения производительных сил, социальных и экономических сценариях развития страны и ее регионов.

3. В соответствии с основными задачами в ЕГСЭМ осуществляется мониторинг состояния природных сред, экосистем, природных ресурсов и источников антропогенного воздействия, а также информационное обеспечение решения экологических проблем.

Эти работы выполняются в рамках ЕГСЭМ на единых научно - методических и метрологических подходах.
II. Структура ЕГСЭМ
4. Единая государственная система экологического мониторинга создается на основе территориально - ведомственного принципа построения, предусматривающего максимальное использование возможностей существующих государственных и ведомственных систем мониторинга состояния окружающей природной среды, источников антропогенного воздействия, природных ресурсов, экосистем.

В ЕГСЭМ выделяются базовые и специализированные подсистемы мониторинга и подсистемы обеспечения функционирования системы в целом.

5. Базовые подсистемы создаются на основе служб наблюдения состояния природных сред и природных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих мониторинг:

- состояния атмосферы;

- водных объектов: поверхностных вод, суши, морской среды, водной среды, водохозяйственных систем и сооружений в местах водозабора и сброса сточных вод, подземных вод;

- недр (геологической среды), опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов;

- земель, почвенного покрова;

- наземной флоры и фауны (кроме лесов);

- лесов;

- фонового состояния окружающей природной среды;

- источников антропогенного воздействия.

6. Специализированные подсистемы функционируют на базе служб наблюдений федеральных органов исполнительной власти и осуществляют мониторинг:

- промышленной безопасности;

- рыб, других водных животных и растений;

- воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения (в рамках системы социально - гигиенического мониторинга);

- околоземного космического пространства;

- военных объектов.

К специализированным подсистемам относится отраслевая система мониторинга окружающей среды Минсельхозпрода России.

7. Руководство подсистемами осуществляют специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с распределением функций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.93 N 1229 "О создании единой государственной системы экологического мониторинга".

Функционирование подсистем осуществляется на основании настоящего Положения и Положений о подсистемах ЕГСЭМ, утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими деятельность этих подсистем, по согласованию с Минприроды России <*>.

--------------------------------

<*> Госкомэкология России.
8. В ЕГСЭМ образуются специализированные ведомственные подсистемы, связанные с мониторингом источников антропогенного воздействия предприятий различных отраслей промышленности и сельского хозяйства страны.

9. В ЕГСЭМ функционируют подсистемы обеспечения, к которым относятся:

- топографо - геодезическое и картографическое обеспечение, включая создание цифровых, электронных карт и геоинформационных систем;

- электронные системы передачи данных.

10. В ЕГСЭМ могут быть образованы и другие подсистемы, решающие тематические целевые задачи.

11. ЕГСЭМ функционирует и развивается во взаимодействии с Российской системой по чрезвычайным ситуациям (РСЧС) и обеспечивает РСЧС всей необходимой информацией в согласованной форме и в согласованные сроки. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций федерального и регионального масштабов ЕГСЭМ функционирует как подсистема РСЧС.

12. ЕГСЭМ функционирует на четырех основных уровнях: федеральном, региональном (бассейновом), субъектов Российской Федерации (далее именуется территориальный уровень), локальном.
III. Функционирование ЕГСЭМ
13. Территориальные системы экологического мониторинга организуются в субъектах Российской Федерации и являются основными системообразующими элементами ЕГСЭМ (территориальными подсистемами ЕГСЭМ). Как и ЕГСЭМ в целом, территориальные подсистемы формируются на основе базовых и специализированных подсистем при участии систем обеспечения соответствующего уровня.

На территориальном уровне функционируют локальные системы экологического мониторинга, организация которых осуществляется предприятиями и организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории субъектов Российской Федерации.

14. Территориальные подсистемы ЕГСЭМ формируются в субъектах Российской Федерации по унифицированным методологическим принципам с целью обеспечения сопоставимости информации между отдельными территориальными подсистемами ЕГСЭМ и включают в себя как базовую сеть мониторинга федерального уровня, так и соответствующую сеть мониторинга объектов в интересах данного субъекта Российской Федерации.

15. Данные, получаемые всеми звеньями территориального уровня ЕГСЭМ, собираются в специализированных центрах базовых и специализированных подсистем на данной территории, функционирующих на единой организационной, методической и информационной основе.

Данные для обеспечения информационных систем федерального (регионального) уровня передаются в соответствующие федеральные (региональные) центры указанных подсистем.

Обобщение информации, получаемой территориальными центрами базовых и специальных подсистем, осуществляется по данной территории в информационно - аналитических центрах территориальных органов Минприроды России по согласованию с территориальными (региональными) подразделениями федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих функционирование ЕГСЭМ.

16. Для оценки антропогенного воздействия объектов хозяйственной деятельности организуются системы мониторинга источников воздействия на окружающую природную среду и зон их непосредственного влияния (импактный мониторинг), осуществляющие свое функционирование в рамках соответствующих базовых и специализированных подсистем ЕГСЭМ.

Решение о необходимости наличия у предприятия указанных систем мониторинга принимается органами, выдающими лицензии на природопользование и проведение мониторинга состояния окружающей среды.

Системы мониторинга источника воздействий создаются за счет средств субъекта хозяйственной деятельности, который обеспечивает их регламентное функционирование.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов соответствует оригиналу.

18. Региональный уровень ЕГСЭМ может быть образован для решения задач экологического мониторинга, носящих региональный характер, с определением территориальных подсистем ЕГСЭМ, участвующих в формировании региональной системы. Целесообразность создания регионального уровня ЕГСЭМ определяется:

- необходимостью оценки состояния природных объектов, анализа природных процессов и экологически неблагоприятных явлений, когда их границы не совпадают с границами субъектов Российской Федерации;

- сложившейся структурой территориальных (региональных) органов ряда ведомств;

- целесообразностью создания мощных региональных функциональных центров, способных обслуживать ряд субъектов Российской Федерации.

19. На федеральном уровне ЕГСЭМ выполняет следующие основные функции:

- обобщение информации, получаемой на территориальном или региональном уровнях;

- обеспечение требуемого качества данных, получаемых на всех уровнях ЕГСЭМ;

- информационное обеспечение управления в области охраны окружающей природной среды и экологической безопасности, осуществляемого федеральными органами исполнительной и представительной власти;

- информирование населения и общественности России об основных показателях, характеризующих экологическую обстановку на территории страны, и крупномасштабных тенденциях ее изменения;

- обеспечение функционирования подсистем экологического мониторинга, имеющих федеральное значение, а также специальных систем мониторинга, не имеющих территориального и регионального уровней;

- обеспечение участия Российской Федерации в международных, в том числе глобальных, системах экологического мониторинга.



20. Сбор, хранение и анализ информации, поступающей от информационных звеньев базовых и специализированных подсистем мониторинга территориального уровня, а также федеральных центров специализированных подсистем, не имеющих территориального уровня, осуществляется в информационно - управляющих федеральных центрах соответствующих подсистем ЕГСЭМ, связанных между собой на единой организационной, методической и информационной основе. Федеральный информационно - аналитический центр Минприроды России осуществляет сводный анализ информации, передаваемой из информационно - управляющих центров соответствующих подсистем ЕГСЭМ федерального и территориального уровней в порядке, согласованном с федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающих функционирование ЕГСЭМ, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

21. Обмен данными между информационными центрами подсистем ЕГСЭМ осуществляется на принципе бесплатного доступа к данным мониторинга, полученным за счет бюджетных средств.



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал