О. М. Сараев 23 марта 2002 г



страница1/12
Дата02.05.2016
Размер3.79 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
Государственное предприятие

«Российский государственный концерн но производству

электрической и тепловой энергии на атомных станциях»
КОНЦЕРН «РОСЭНЕРГОАТОМ»


Утверждаю:

Президент концерна

«Росэнергоатом»

О.М.Сараев


23 марта 2002 г.



ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИАТОМНЫХ СТАНЦИЙ

3-е издание, измененное и дополненное
РД ЭО 0348 - 02

Обязательны для атомных станций, а также научно-исследовательских институтов, конструкторских, проектных, строительно-монтажных, ремонтных и наладочных организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги для атомных станций.


Материалы, содержащиеся в настоящем издании, являются нормативными требованиями к организации и ведению безопасной, надежной и экономичной эксплуатации атомных станций Министерства Российской Федерации по атомной энергии.
Настоящие «Основные правила обеспечения эксплуатации атомных станций», 3-е издание, разработаны филиалом концерна «Росэнергоатом» Научно-техническим центром по аварийно-техническим работам на АЭС (НТЦ АТР) при участии специалистов концерна «Росэнергоатом» и атомных станций Министерства Российской Федерации по атомной энергии.

Правила рассмотрены и отредактированы комиссией в составе:

Антонов Б.В. (Председатель),

Копьев Ю.В. (заместитель Председателя),

Митрофанов Ю.Ф. (ответственный секретарь),

Мартыновченко Л.И., Абагян А.А., Давиденко Н.Н., Меньшов А.В.,

Редькин И.В., Дьяконов Е.И., Вуколов В.К., Сааков Э.С. (члены комиссии).

ВВЕДЕНИЕ
«Основные правила обеспечения эксплуатации атомных станций», 3-е издание, разработаны на основе 2-го издания настоящих Правил с учетом опыта эксплуатации атомных станций и требований Федеральных законов Российской Федерации «Об использовании атомной энергии», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений» и других, а также нормативных документов, действующих в области использования атомной энергии, принятых после введения в действие 2-го издания настоящих Правил.

«Основные правила обеспечения эксплуатации атомных станций», 3-е издание, (ОПЭ АС, 3-е издание) являются нормативным документом, определяющим основные требования к организации и ведению безопасной, надежной и экономичной эксплуатации атомных станций (АС). Основные требования изложены в данном документе кратко, более полно они приводятся в нормативных документах, действующих в области использования атомной энергии. Поэтому наряду с требованиями настоящих Правил необходимо руководствоваться требованиями нормативных документов, действующих в области использования атомной энергии.

Основным документом, определяющим безопасную эксплуатацию блока АС, является технологический регламент по эксплуатации, содержащий правила и основные приемы безопасной эксплуатации, общий порядок выполнения операций, связанных с безопасностью, а также пределы и условия безопасной эксплуатации АС.

С выходом настоящих «Основных правил обеспечения эксплуатации атомных станций», 3-е издание, отменяются действия ОПЭ АС, 2-е издание.

Все действующие руководящие и инструктивные материалы по вопросам организации обеспечения эксплуатации АС, а также эксплуатационные инструкции должны быть откорректированы в соответствии с настоящим изданием Правил.
Часть I.
ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКСПЛУАТАЦИИ АТОМНЫХ СТАНЦИЙ
1. КРИТЕРИИ, ПРИНЦИПЫ И ТРЕБОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АС
1.1. Общие положения

Атомная станция удовлетворяет требованиям безопасности, если ее радиационное воздействие на персонал, население и окружающую среду при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации, включая проектные аварии, не приводит к превышению установленных доз облучения персонала и населения, нормативов по выбросам и сбросам, содержанию радиоактивных веществ в окружающей среде, а также ограничивается при запроектных авариях.

Функция безопасности - конкретная специфическая цель и действия, обеспечивающие ее достижение, направленные на предотвращение аварий или ограничение их последствий.

Исходя из функций безопасности, федеральные нормы и правила по безопасности при использовании атомной энергии устанавливают основные критерии и принципы безопасности, т.е. такие значения параметров, характеристик и условий, при которых обеспечивается выполнение указанной цели.

Перечень федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также изменения в указанный перечень и дополнения к нему утверждаются Правительством РФ.

Безопасность АС должна обеспечиваться за счет последовательной реализации концепции глубоко эшелонированной защиты, основанной на применении системы физических барьеров на пути распространения ионизиующего излучения и радиоактивных веществ в окружающую среду и системы технических и организационных мер по защите барьеров и сохранению их эффективности, а также по защите персонала, населения и окружающей среды.

Концепция глубоко эшелонированной защиты осуществляется на всех этапах деятельности, связанных с обеспечением безопасности АС, в той части, которая затрагивается этим видом деятельности.

1.2. Система физических барьеров

1.2.1. Система физических барьеров включает в себя:

а) топливную матрицу, т.е. выбор таких материалов ядерного топлива, свойства которых при нормальных условиях, аварийных ситуациях и проектных авариях были бы такими, чтобы ограничивать выход продуктов деления под оболочку ТВЭЛ, а при прямом контакте топлива с теплоносителем обеспечивать минимально-допустимое радиоактивное загрязнение теплоносителя, охлаждающего активную зону реактора;

б) оболочку ТВЭЛ; конструкционные свойства оболочки ТВЭЛ в условиях их эксплуатации должны обеспечивать исключение (ослабление) повреждений ТВЭЛ с целью непревышения (ограничения) влияния ионизирующих излучений и радиоактивных продуктов на персонал, население и окружающую среду;

в) граница контура теплоносителя реактора; конструкция контура, система диагностики, порядок проведения технического обслуживания и ремонта, а также другие технические и организационные меры должны обеспечить целостность контура с учетом действия защитных систем и в условиях действия возникающих напряжений и нагрузок, температурных воздействий;

г) герметичное ограждение реакторной установки; этот барьер на пути распространения радиоактивных продуктов предназначен для предотвращения или ограничения распространения выделяющихся при аварии блока радиоактивных веществ и излучений за установленные проектом границы и выхода их в окружающую среду;

д) биологическая защита; барьер для предотвращения или ограничения радиационного воздействия на персонал при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации, включая проектные аварии.

1.2.2. При нормальной эксплуатации все физические барьеры должны быть работоспособными, а меры по их защите должны находиться в состоянии готовности. При выявлении неработоспособности любого из предусмотренных физических барьеров или неготовности мер по его защите РУ должна быть остановлена и приняты меры по приведению блока АС в безопасное состояние.

1.2.3 Система технических и организационных мер должна включать следующие уровни глубоко эшелонированной защиты:

- уровень 1; условия размещения АС и предотвращение нарушений нормальной эксплуатации;

- уровень 2; предотвращение проектных аварий системами нормальной эксплуатации;

- уровень 3; предотвращение запроектных аварий системами безопасности;

- уровень 4; управление запроектными авариями;

- уровень 5; противоаварийное планирование.

1.3. Культура безопасности

1.3.1. Культура безопасности - квалификационная и психологическая подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности АС является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к самосозна-

нию ответственности и к самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих

на безопасность.

1.3.2. Культура безопасности обеспечивается:

- структурой управления и контроля за деятельностью по безопасной эксплуатации атомных станций;

- высоким уровнем квалификации персонала при выполнении им обязанностей, предусмотренных в установленном порядке.

1.3.3. Для персонала понятие культуры безопасности состоит из следующих элементов:

- строго регламентированного и взвешенного подхода при осуществлении деятельности по безопасной эксплуатации АС;

- знаний и компетентности, обеспечиваемые необходимой подготовкой персонала;

- разработки и строгого соблюдения требований действующих инструкций при осуществлении деятельности по обеспечению безопасной эксплуатации АС;

- приверженности безопасности, определяющей безопасность АС как жизненно важное дело;

- контроля, включающего практику ревизий и экспертиз;

- готовности реагировать на критическую ситуацию;

- четкого понимания каждым работником своих прав, обязанностей и ответственности.


2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА
2.1. Обеспечение качества - планируемая и систематически осуществляемая деятельность, направленная на то, чтобы все работы на этапах выбора площадки, проектирования, сооружения, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации блока АС или АС, а также конструирования и изготовления для них систем и оборудования выполнялись установленным образом, а их результаты удовлетворяли предъявленным к ним требованиям.

2.2. Деятельность по обеспечению качества должна охватывать все этапы жизненного цикла АС от выбора площадки для размещения блока АС или АС до вывода из эксплуатации блока АС или АС.

2.3. Для обеспечения качества должны быть:

- документально оформлены требования к выполнению работ в виде необходимых процедур и инструкций;

- персонал обучен способам выполнения работ;

- обязанности руководящих, исполняющих и контролирующих лиц определены в соответствующих документах;

- обеспечена организационно-техническая поддержка деятельности персонала по соблюдению требований качества к выполняемой работе; работа должна быть соответствующим образом спланирована, исполнители обеспечены необходимыми документами (инструкциями, технологиями, картами и т.д.), исправными приборами и оборудованием, прошедшими проверку в установленном порядке.

По недостаткам, выявленным в процессе работы или в порядке проведения инспекций должны разрабатываться и реализоваться корректирующие меры.

2.4. Деятельность по обеспечению качества для АС, направленная на реализацию основных критериев и принципов обеспечения безопасности АС и осуществляемая эксплуатирующей организацией АС и организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги эксплуатирующей организации АС, регламентируется:

- «Общей программой обеспечения качества для блока АС или АС» - ПОКАС(О);

- «Программой обеспечения качества при выборе площадки для размещения блока АС или АС» - ПОКАС (ВП);

- «Программой обеспечения качества при проектировании блока АС или АС» - ПОКАС (П);

- «Программой обеспечения качества при разработке реакторной установки для блока АС или АС» - ПОКАС (РУ);

- «Программой обеспечения качества при разработке оборудования, изделий и систем важных для безопасности» АС - ПОКАС(Р);

- «Программой обеспечения качества при изготовлении оборудования, изделий и систем важных для безопасности АС» - ПОКАС (И);

- «Программой обеспечения качества при сооружении блока АС или АС» - ПОКАС(С);

- «Программой обеспечения качества при вводе в эксплуатацию блока АС или АС» - ПОКАС (ВЭ);

- «Программой обеспечения качества при эксплуатации блока АС или АС» - ПОКАС (Э);

- «Программой обеспечения качества при выводе из эксплуатации блока АС или АС» - ПОКАС (ВвЭ).

Каждая программа обеспечения качества должна быть утверждена до начала регламентируемых ею работ.

2.5. При разработке программ обеспечения качества должны учитываться действующие «Требования к программе обеспечения качества для атомных станций» (НП-011-99. Постановление Госатомнадзора России от 21.12.1999 г. № 4).

Методы обеспечения качества, устанавливаемые в программе обеспечения качества для АС, должны учитывать классификацию оборудования, систем и сооружений по влиянию на безопасность АС, определенные федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.

2.6. Эксплуатирующая организация АС:

- обеспечивает организацию и координацию разработки и выполнения общей и частных программ обеспечения качества для АС на всех этапах жизненного цикла блока АС или АС;

- разрабатывает, утверждает, вводит в действие приказом, выполняет и при необходимости осуществляет в установленном порядке пересмотр ПОКАС (О), ПОКАС (ВЭ), ПОКАС (Э), ПОКАС (ВвЭ);

- проверяет на соответствие установленным требованиям ПОКАС (ВП), ПОКАС (П), ПОКАС (РУ), ПОКАС (С), ПОКАС (Р), ПОКАС (И).

2.7. Организации, выполняющие работы или предоставляющие услуги для эксплуатирующей организации АС в соответствии с принятым разделением работ разрабатывают, утверждают и вводят в действие приказом программы обеспечения качества по своему направлению деятельности на основании требований ПОКАС (О):

- разработчик ТЭО (проекта) АС - ПОКАС (ВП), ПОКАС (П);

- разработчик проекта реакторной установки - ПОКАС (РУ);

- разработчик оборудования, изделий и систем важных для безопасности АС - ПОКАС (Р);

- изготовитель оборудования, изделий и систем важных для безопасности АС - ПОКАС (И);

- генеральный подрядчик по строительству блока АС или АС – ПОКАС (С).

Для сооружаемых, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации блоков АС и АС допускается не разрабатывать частные программы обеспечения качества для АС для предшествующих этапов жизненного цикла, а в общей программе обеспечения качества АС не устанавливать требования к частным программам обеспечения качества для АС для этих этапов.

Организации, выполняющие работы или предоставляющие услуги для эксплуатирующей организации АС, на основе действующих «Требований к программе обеспечения качества для атомных станций» и требований ПОКАС (О), реализуемых через договорные отношения, устанавливают требования к программам обеспечения качества для привлекаемых организаций, осуществляют координацию разработок и контроль за их выполнением.

Программы разрабатываются и утверждаются до начала регламентируемых ими работ и вводятся в действие соответствующими приказами по организации.

2.8. Эффективность ПОКАС должна определяться путем проведения проверок их выполнения.

2.9. Эксплуатирующая организация АС должна предусматривать проверку выполнения частных программ обеспечения качества, разработанных организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги эксплуатирующей организации АС.

2.10. Организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги эксплуатирующей организации АС, должны предусматривать проверку организаций, выполняющих работы и предоставляющих им услуги.

2.11. Должны проводиться независимые внутренние проверки выполнения программ обеспечения качества для АС как эксплуатирующей организацией АС, так и организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги эксплуатирующей организации, их анализ и совершенствование.

2.12. По результатам проверок должны представляться акты с необходимыми корректирующими мероприятиями по поддержанию требуемого уровня качества.


3. ИНСПЕКЦИИ И КОНТРОЛЬ ЭКСПЛУАТИРУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ КАЧЕСТВА И ВЫПОЛНЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ НОРМ И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
3.1. Целью инспекции и контроля эксплуатирующей организации является обеспечение качества и выполнение требований норм и правил в области использования атомной энергии на всех этапах жизненного цикла АС.

Основными задачами являются:

- инспекции и контроль за безопасностью АС;

- инспекции и контроль за всеми видами деятельности, важной для безопасности АС;

- инспекции и контроль деятельности предприятий (организаций) в части выполнения ими работ или предоставления услуг эксплуатирующей организации АС;

- контроль радиационного состояния окружающей среды в санитарно-защитной зоне и в зоне наблюдения;

- контроль соблюдения природоохранного законодательства на АС;

- контроль за использованием АС только для тех целей, для которых она была спроектирована и построена;

- инспекции и контроль соблюдения условий действия разрешений (лицензий), выдаваемых органами государственного регулирования безопасности эксплуатирующей организации на осуществление видов деятельности в области использования атомной энергии.

3.2. В рамках инспекции и контроля должно осуществляться:

- проведение инспекций и проверок по обеспечению качества и за выполнением требований норм и правил при использовании атомной энергии атомными станциями, предприятиями (организациями) и их должностными лицами на всех этапах жизненного цикла атомной станции;

- контроль за соблюдением требований правил и норм по обеспечению единства измерений в области использования атомной энергии;

- осуществление контроля за разработкой и реализацией мероприятий (при необходимости) по внедрению вновь вводимых НД по безопасности и качеству АС;

- оценка эффективности программ обеспечения качества для АС на всех этапах жизненного цикла АС;

- проведение проверок деятельности дирекций строящихся АС по обеспечению выполнения требований норм и правил в области использования атомной энергии на этапах строительства АС, монтажа оборудования, предпусковых наладочных работ;

- контроль поддержания готовности по планам мероприятий по защите персонала и населения (в пределах ответственности эксплуатирующей организации и АС) в случае аварий и готовности персонала к действиям в аварийных ситуациях;

- контроль достаточности организационных и технических мер обеспечения физической защиты АС, ядерных и радиоактивных материалов, а также предотвращения несанкционированного доступа на АС;

- анализ эффективности выполнения функций эксплуатирующей организации, разработка и реализация корректирующих мероприятий.

3.3. Инспекции и контроль эксплуатирующей организации должны быть направлены на выявление и предупреждение недостатков и их причин в обеспечении безопасности, надежности и эффективности работы АС, в уровне качества ведения работ на всех этапах жизненного цикла АС, в выполнении эксплуатирующей организацией своих функций по обеспечению безопасности АС.

3.4. В установленном порядке должна быть разработана конкретная руководящая и нормативная документация инспекционной и контрольной деятельности на всех этапах жизненного цикла атомной станции.

Состав указанных документов должен определяться перечнем руководящих документов системы инспекции и контроля.

3.5. Инспекции и контроль за обеспечением качества и выполнением требований норм и правил в области использования атомной энергии осуществляется эксплуатирующей организацией в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.


4. ВЫБОР ПЛОЩАДКИ РАЗМЕЩЕНИЯ АС
4.1. Правовую основу решений о размещении АС устанавливает Федеральный закон "Об использовании атомной энергии".

4.2. Основные процессы, связанные с инициированием сооружения, обоснованием инвестиций в строительство, выбором площадки, разработкой проектной документации АС, ее согласованием и утверждением регламентируются «Правилами принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения» (Постановление.Правительства Российской Федерации от 14.03.1997 г. № 306).

4.3. Требования к составу, объему, содержанию и оформлению проектно-изыскательской документации, необходимой для выбора, согласования и утверждения пункта*) и площадки**) строительства атомной станции устанавливается нормативным документом "Требования к разработке технико-экономического обоснования строительства атомной станции. Положение о порядке выбора площадки строительства".

4.4. Работы по выбору места расположения атомной станции выполняются в два этапа:

- выбор пункта размещения АС;*)

- выбор площадки строительства АС.**)

_______________

*) Пункт размещения АС - территория на которой могут быть размещены одна или несколько площадок строительства АС в пределах района.

**) Площадка строительства АС - территория, в пределах охраняемого периметра, на которой размещаются все основные и вспомогательные сооружения АС и территория за пределами ограды, на которой размещаются внешние гидросооружения, подводящие и отводящие каналы, водоемы-охладители, жилпоселок, строительная база и т.д.
4.5. Выбор пункта размещения АС определяется с учетом особенностей природных условий района предполагаемого размещения АС и оценки ее возможного влияния на экологию прилегающих районов на основе проведенных

комплексных инженерных изысканий в объеме действующих нормативных документов, включая:

-«Размещение атомных станций. Основные критерии и требования по обеспечению безопасности»;

- «Основные требования по составу и объему инженерных изысканий и исследований при выборе пункта и площадки АС»;

- «Руководство по разработке и содержанию обоснования экологической безопасности АС»;

- «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения». СНиП 11.02.

- «Нормы проектирования сейсмостойких атомных станций»; и другие действующие нормативные документы.

4.6. Материалы по обоснованию выбора пункта размещения АС, после согласования в установленном порядке с заинтересованными организациями, в составе ходатайства о намерениях направляются на рассмотрение в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление использованием атомной энергии, и в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого намечается размещение АС.

4.7. При положительном решении по результатам рассмотрения ходатайства о намерениях выполняются необходимые работы по определению площадки строительства АС.

4.8. Площадка строительства АС определяется в пределах выбранного и согласованного пункта в соответствии с земельными, водными, лесными, природоохранными и другими законодательствами РФ, межотраслевыми нормами и нормами органов государственного регулирования безопасности, а

также с учетом решения органов государственной власти субъекта РФ по выбору пункта размещения АС.

4.9. Требования к составу, объему, содержанию и оформлению проектно-изыскательской документации, необходимой для выбора, согласования и утверждения площадки строительства АС определяются нормативным документом «Требования к разработке технико-экономического обоснования строительства атомной станции. Положение о порядке выбора площадки строительства».

Обосновывающие материалы для принятия решения о размещении АС должны разрабатываться на основании норм и правил в области использования атомной энергии и охраны окружающей среды.

4.10. Материалы по обоснованию выбора площадки для строительства АС должны быть направлены в Госатомнадзор России для выдачи предварительного заключения на площадку строительства АС.

Процедура получения предварительного заключения на площадку для строительства АС определяется руководящими документами указанного органа государственного регулирования безопасности.

4.11. Разработанные обоснования инвестиций с приложением необходимых материалов согласований и решение о предварительном месте размещения АС, соответствующих коммуникаций, а также ее санитарной (охранной) зоны направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для оформления акта выбора земельного участка в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4.12. Утверждение обоснования инвестиций, в составе ТЭО, осуществляется на основе заключений государственных экспертиз, включая экологическую, заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти и решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о согласовании места размещения (площадки строительства) АС.

4.13. Первичным документом для получения разрешения на размещение и сооружение атомных станций в соответствии с требованиями по обеспечению безопасности является технико-экономическое обоснование, на первом этапе подготовки которого, (выбор места размещения АС) разрабатываются материалы в объеме, необходимом для обоснования инвестиций.

4.14. Решение о месте размещения объектов федерального значения - АС принимаются совместно Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Принятие решений о размещении объектов федерального значения – АС осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.


5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ АС
5.1. Проектирование должно осуществляться на основании требований соответствующей законодательной базы РФ (об инвестиционной деятельности, о земле, об охране окружающей среды и т.д.), федеральных и отраслевых нормативных документов по проектированию.

5.2. Организации, осуществляющие проектирование АС (энергоблока АС), должны иметь на это лицензии (разрешения) Госатомнадзора России.

5.3. Обязательным условием при выполнении проектной продукции является соблюдение требований действующих федеральных (российских) норм, правил и стандартов в области строительства и градостроительства, норм и правил в области использования атомной энергии, государственных стандартов и нормативных документов по метрологии, стандартизации и сертификации.

5.4. Основным документом, регулирующим взаимные обязательства и ответственность сторон, является договор (контракт), заключаемый заказчиком с привлекаемыми им для разработки проектной документации проектными организациями. Неотъемлемой частью должно быть задание на проектирование.

5.5. Состав задания на проектирование и исходных данных определяется в соответствии со СНиП 11-01 «Инструкцией о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений».

5.5.1. В задании на проектирование устанавливают необходимость разработки документации на пусковые комплексы энергоблоков АС.

5.5.2. При необходимости изменения утвержденного задания должно быть разработано дополнение к заданию на проектирование, которое подлежит согласованию и утверждению в порядке, установленном для основного задания.

5.6. Разработку проекта выполняют в соответствии с заданием на проектирование, а также с требованиями СНиП 11-01.

Материалы по обоснованию безопасности АС, разрабатываемые с учетом «Требований к содержанию отчета по обоснованию безопасности АС», материалы технико-экономического обоснования (ТЭО) в части обоснования размещения АС на площадке, а также другие документы по вопросам обеспечения безопасности в области использования атомной энергии направляются в Госатомнадзор России в установленном порядке.

5.7. Разработка рабочей документации

5.7.1. Основанием для разработки рабочей документации является утвержденное ТЭО (проект) АС.

5.7.2. Рабочая документация для строительства АС (энергоблока АС) разрабатывается в соответствии с государственными Российскими стандартами системы проектной документации строительства (СПДС).

5.7.3. С введением новых и уточнением действующих нормативных документов в установленном порядке проектная организация по договору с заказчиком должна вносить изменения в рабочую документацию.

5.8. Критерии и принципы безопасности атомной станции и реакторной установки

5.8.1. Атомная станция (реакторная установка) должна проектироваться с учетом ряда событий, включая нормальные условия, ожидаемые эксплуатационные нарушения, чрезвычайные внешние события и аварийные условия.

Системы важные для безопасности должны быть способны выполнить свои функции в установленном проектом объеме с учетом воздействия природных явлений (землетрясений, ураганов, наводнений, возможных в районе площадки АС), внешних техногенных событий, свойственных выбранной площадки АС, и/или при возможных механических, тепловых, химических и прочих воздействиях проектных аварий.

С этой целью для установления проектных решений применяются принципы и критерии безопасности.

5.8.2. Основополагающие принципы и критерии безопасности АС и РУ установлены в нормативных документах: «Общие положения обеспечения безопасности атомных станций» (ОПБ-88/97. Постановление Госатомнадзора России от 14.11.1997 г. № 9), «Правила ядерной безопасности реакторных установок атомных станций» (ПБЯ РУ АС-89. Постановление Госатомнадзора России от 12.06.1990 г. № 7), «Размещение атомных станций. Основные критерии и требования по обеспечению безопасности», «Типовое содержание отчета по обоснованию безопасности реакторной установки», «Типовое содержание по обоснованию безопасности атомной станции».

5.9. Учет сейсмичности при разработке проекта

5.9.1. В проекте должна приводиться классификация систем важных для безопасности (СВБ) АС и их элементов по категориям сейсмостойкости в соответствии с «Нормами проектирования сейсмостойких АЭС» и «Нормами расчета на прочность».

5.9.2. В проекте должно быть показано выполняются ли для оборудования АС условия вышеуказанных НД с учетом сейсмических воздействий.

Все несоответствия должны быть перечислены и обоснованы.

5.9.3. Проектом должны быть предусмотрены сейсмические и другие испытания контрольно-измерительных приборов, электрооборудования, технических средств АСУ.

5.10. Разработка технологического регламента

Эксплуатирующая организация АС обеспечивает разработку технологического регламента безопасной эксплуатации АС с участием разработчиков АС и РУ в соответствии с проектом АС и отчетом по обоснованию безопасности АС и включает его в состав документов, представляемых в Госатомнадзор России для получения лицензии на эксплуатацию. Изменения, вносимые в технологический регламент, должны быть согласованы с организациями, участвующими в его разработке, и одобрены Госатомнадзором России в установленном порядке.

5.11. В разделе проекта "Руководство эксплуатацией" должны быть отражены:

- организация эксплуатации, в том числе технологическая схема энергетической установки, права, обязанности и ответственность персонала энергетической установки; оперативный персонал;

- требования к уровню квалификации персонала АС;

- обучение, аттестация/лицензирование и тренировка персонала;

- планирование на случай аварии;

- проверка деятельности в период эксплуатации АС;

- эксплуатационная и ремонтная документация по ГОСТ 2.601, ГОСТ 2.602, ГОСТ 2.604;

- производственная безопасность.

5.12. В разделе проекта «Вывод из эксплуатации» должны быть отражены:

- концепция вывода из эксплуатации блока АС с описанием вариантов вывода из эксплуатации блока АС, включающая в себя описание последовательности возможных переходов между ними;

- перечень основных планируемых мероприятий по обеспечению безопасности вывода из эксплуатации блока АС;

- описание основной последовательности этапов вывода из эксплуатации АС;

- оценка общего количества, вида, категории и активности радиоактивных веществ, образующихся при выводе из эксплуатации, а также прогноз радиационной обстановки на блоке АС после прекращения эксплуатации;

- перечень систем и оборудования, необходимых для выполнения работ по выводу из эксплуатации блока АС, а также требования к их техническому состоянию;

- предложения по демонтажу элементов основных систем, оборудования и конструкций блока АС и рекомендуемые технологии для дезактивации и демонтажа при выполнении работ по выводу из эксплуатации блока АС;

- оценка затрат на выполнение работ по выводу АС из эксплуатации.

Раздел проекта должен предусматривать создание базы данных по выводу из эксплуатации блока АС и разработку требований, которым она должна удовлетворять в части, касающейся средств и методов записи, сбора, хранения и выдачи пользователю данных из проектной, строительной и эксплуатационной документации, необходимых для планирования и выполнения работ по выводу из эксплуатации блока АС.


6. СООРУЖЕНИЕ АС
6.1. Настоящий раздел устанавливает дополнительные требования к организации строительного производства*) при сооружении атомных станций (энергоблоков АС) и не отменяет требований действующих правил и норм Минстроя России. Требования настоящего раздела распространяются также и на заводы изготовители оборудования и конструкций, заводы стройиндустрии, а также заводы по выпуску материалов и комплектующих изделий.

6.2. В соответствии с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» решения о сооружении объектов федеральной собственности - атомных станций принимаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Принятие решений о сооружении АС осуществляется в порядке, устанавливаемом «Правилами принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 г. N 306.

_________________

*) Под термином "строительное производство" подразумевается: работы общестроительного направления, работы по монтажу оборудования АС (энергоблока АС), включая электромонтажные работы, работы по монтажу систем вентиляции, работы по специальной антикоррозионной защите и т.д., работы выполняемые заводами-изготовителями комплектующих изделий, материалов, конструкций для сооружаемой АС (энергоблока АС).
6.3. Строительство объектов атомных станций может быть начато только при условии наличия разрешения (лицензии) Госатомнадзора России.

Организации (предприятия), осуществляющие строительную деятельность, по представлению эксплуатирующей организации должны получать лицензии (разрешения) на отдельные виды деятельности.

Перечень документов, представляемых в Госатомнадзор России, и процедуры получения лицензий (разрешений) определяются руководящими документами Госатомнадзора России.

6.4. Строительство допускается осуществлять только на основе предварительно проработанных решений по организации строительства и технологии производства работ, которые должны быть приняты в проекте организации строительства и проекте производства работ, а также при наличии «Программы обеспечения качества при сооружении блока АС или АС» - ПОКАС (С).

6.5. Ответственным за разработку и выполнение программы обеспечения качества при строительстве АС ПОКАС(С) является Генеральный подрядчик по строительству АС.

Эксплуатирующая организация осуществляет контроль за разработкой и выполнением программы обеспечения качества -.ПОКАС(С).

6.6. До получения разрешения на строительство АС эксплуатирующая

организация создает структурные подразделения для осуществления непосредственно на площадке деятельности по созданию и безопасной эксплуатации

АС, наделяя их необходимыми правами, финансовыми средствами, материальными и людскими ресурсами и возлагает на них ответственность за эту деятельность, а также осуществляет контроль за этой деятельностью.

6.7. Все руководители, специалисты и рабочие, участвующие в сооружении объектов АС (энергоблоков АС) должны проходить проверку знаний федеральных норм и правил в области использования атомной энергии в соответствии с требованиями нормативных документов органов государственного регулирования безопасности.

6.8. При выявлении на любом из этапов строительства АС дополнительных факторов, приводящих к снижению уровня безопасности АС, ухудшению состояния окружающей среды или влекущие иные неприемлемые последствия, в соответствии с требованиями Федерального закона «Об использовании атомной энергии», государственный орган, принявший решение о строительстве АС, обязан отменить принятое им решение, либо прекратить или приостановить строительство для принятия (разработки) корректирующих мер по устранению выявленных отклонений.

Основанием для приостановки строительства АС является также отзыв лицензии Госатомнадзора России из-за невыполнения условий ее действия.


7. ВЫВОД АС (БЛОКА АС) ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ
7.1. Вывод блока АС из эксплуатации - процесс осуществления комплекса мероприятий после удаления ядерного топлива, исключающий использование блока в качестве источника энергии и обеспечивающий безопасность персонала, населения и окружающей среды.

7.2. Требования к обеспечению безопасности вывода из эксплуатации блока атомной станции (АС), которые необходимо учитывать на этапах проектирования, строительства, эксплуатации, подготовки к выводу и вывода из эксплуатации должны соответствовать требованиям "Правил обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации блока атомной станции" (НП-012-99. Постановление Госатомнадзора России от 27.12.1999 г. № 12), а также норм и правил, действующих в области использования атомной энергии.

7.3. Всю необходимую деятельность по подготовке к выводу из эксплуатации и по выводу из эксплуатации блока АС эксплуатирующая организация должна осуществлять в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также норм и правил, действующих в области использования атомной энергии.

7.4. На стадии проектирования блока АС должны быть предусмотрены проектные, технические и организационные решения, которые без снижения эксплуатационных параметров блока, позволят снизить затраты на вывод блока АС из эксплуатации.

7.5. В течение всего периода эксплуатации должны быть организованы сбор, обработка и хранение информации, необходимой для разработки программы и проекта вывода из эксплуатации блока.

7.6. Эксплуатирующая организация не позднее чем за 5 лет до истечения установленного срока эксплуатации (службы) блока АС, на основании результатов комплексного инженерного и радиационного обследования, в соответствии с НД «Требования к содержанию программы вывода из эксплуатации блока АС» должна обеспечить разработку программы вывода из эксплуатации блока АС и представить ее в Госатомнадзор России для оформления в установленном порядке вытекающие из нее изменения в условия действия лицензии Госатомнадзора России на эксплуатацию блока АС.

В программе вывода из эксплуатации блока АС должны указываться сроки проведения комплексного инженерного и радиационного обследования блока (КИРО) АС.

7.7. В соответствии с программой вывода из эксплуатации блока АС, на основе материалов комплексного инженерного и радиационного обследования блока АС эксплуатирующая организация в соответствии с требованиями «Общих положений обеспечения безопасности атомных станций» обеспечивает разработку проекта вывода блока АС из эксплуатации и подготавливает отчет по обоснованию безопасности при выводе блока АС из эксплуатации для получения в Госатомнадзоре России лицензии на вывод из эксплуатации.

7.8. Вывод из эксплуатации блока АС начинается только после получения в Госатомнадзоре России лицензии на вывод блока из эксплуатации.

Деятельность по выводу из эксплуатации блока АС должна проводиться в соответствии с программой и проектом вывода из эксплуатации блока АС.

7.9. Все работы, проводимые при подготовке к выводу из эксплуатации блока АС и при выводе из эксплуатации блока АС, должны осуществляться с соблюдением требований ядерной, радиационной, технической, пожарной безопасности и охраны труда.

7.10. Блок АС, остановленный для вывода из эксплуатации, считается находящимся в эксплуатации до удаления с блока АС ядерного топлива.

На этот период сохраняются все требования к персоналу, документации и т.д., как действующего блока АС.

Вывод из эксплуатации отдельных систем и элементов, сокращение объема технического обслуживания, сокращение персонала должно проводиться в соответствии с внесенными в установленном порядке изменениями в условия действия лицензии на эксплуатацию.

7.11. При подготовке к выводу из эксплуатации блока АС эксплуатирующая организация должна обеспечить:

- удаление ядерного топлива и ядерных материалов из активной зоны реактора, бассейна выдержки и помещений блока АС;

- удаление радиоактивных рабочих сред из оборудования и технологических систем блока АС;

- дезактивацию оборудования, систем, помещений и строительных конструкций блока АС в объеме, необходимом для подготовки к выводу из эксплуатации блока АС;

- переработку или удаление радиоактивных отходов, накопленных на блоке АС за время его эксплуатации.

7.12. Для обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации блока АС необходимо:

- развивать и поддерживать культуру безопасности;

- разрабатывать программы обеспечения качества выполняемых работ;

- поддерживать в работоспособном состоянии оборудование, системы и конструкции, необходимые для осуществления безопасного вывода из эксплуатации блока АС;

- контролировать подбор и необходимый уровень квалификации персонала, осуществляющего вывод из эксплуатации блока АС;

- обеспечивать безопасность работ при обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, а также их учет и контроль;

- обеспечивать физическую защиту блока АС, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

7.13. В течение всего времени выполнения работ по выводу из эксплуатации блока АС должен осуществляться контроль, анализ и сравнение с исходными параметрами (на начало проведения работ по выводу из эксплуатации блока АС) радиационной обстановки в помещениях и на площадке блока АС.

7.14. Каждый этап вывода из эксплуатации блока АС должен начинаться с подготовки организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности выполнения работ на этом этапе.

7.15. Временные интервалы и критерии оценки завершения каждого этапа вывода из эксплуатации определяются проектом вывода из эксплуатации блока АС.

7.16. Решение о завершении работ по выводу из эксплуатации блока АС принимает эксплуатирующая организация совместно с органами государственного регулирования безопасности и другими заинтересованными организациями на основании оформленных в установленном порядке документов, подтверждающих соответствие достигнутого в ходе работ состояния блока АС требованиям проекта вывода блока из эксплуатации.


8. ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА РЕАКТОРНЫХ УСТАНОВОК, РАДИАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ, ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ И РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ НА АС.
8.1. Физическая защита реакторных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ на АС (далее по тексту физическая защита) предусматривает единую систему планирования, координации, контроля и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на:

- предупреждение несанкционированного проникновения на территорию реакторных установок, радиационных источников и пунктов хранения, предотвращение несанкционированного доступа к ядерным материалам и радиоактивным веществам, предотвращение их хищения или порчи;

- своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и сохранность ядерных материалов и радиоактивных веществ, своевременное обнаружение и пресечение диверсионных и террористических актов, угрожающих безопасности реакторных установок, радиационных источников и пунктов хранения.

8.2. Обеспечение физической защиты должно осуществляться на всех этапах проектирования, сооружения, эксплуатации и выводу из эксплуатации указанных объектов использования атомной энергии, а также при обращении с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при транспортировании ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Без обеспечения физической защиты вышеуказанная деятельность запрещается.

8.3. Требования к обеспечению физической защиты устанавливаются Федеральными законом «Об использовании атомной энергии» и «Правилами физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов» (Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1997 г. № 264), нормами и правилами в области использования атомной энергии.

8.4. Физическая защита должна осуществляться в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации в области использования атомной энергии.

8.5. Система физической защиты должна включать организационные мероприятия, инженерно-технические средства и действия администрации, персонала АС и подразделений охраны, направленные на достижение поставленных целей.

8.6. Организационные мероприятия в рамках обеспечения физической защиты должны включать в себя комплекс мер, осуществляемых администрацией атомной станции и командованием подразделения охраны АС на основании регламентирующих эти меры нормативных актов.

8.7. Технические средства систем физической защиты должны быть сертифицированы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8.8. Достижение целей физической защиты должно быть обеспечено реализацией следующих задач:

- контроля и ограничения до необходимого минимума и строгой регламентации по месту, времени и виду деятельности доступа персонала, командированных лиц и посетителей на территорию АС, к реакторным установкам, ядерным материалам, пунктам хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, конфиденциальной документации и информации;

- своевременного обнаружения несанкционированного проникновения или попыток несанкционированного доступа нарушителей в охраняемые зоны, здания и помещения (на возможно ранних этапах их продвижения к цели злонамеренной акции);

- своевременного обнаружения несанкционированного проноса (провоза) ядерных материалов, взрывчатых веществ и предметов из металла через КПП на территорию АС, в охраняемые зоны, здания и помещения и в обратном направлении;

- допуска к работе на реакторных установках, на радиационных источниках, в пунктах хранения, с ядерными материалами и радиоактивными веществами только лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, а также лиц, получивших допуск к указанной работе, связанной с обеспечением государственной тайны, в соответствии с требованиями к обеспечению государственной безопасности, установленными законодательством Российской Федерации;

- недопущения к работе лиц с предусмотренными перечнем медицинских противопоказаний ограничениями по допуску к работе на реакторных установках, на радиационных источниках, в пунктах хранения, с ядерными материалами и радиоактивными веществами;

- создания на вероятных путях движения нарушителей физических барьеров (препятствий), обеспечивающих необходимую для ответных действий сил охраны задержку (замедление) достижения ими цели акции;

- планирования и принятия технических (технологических) решений, сводящих к минимуму возможные последствия реализации угроз;

- исполнения предписаний и соблюдения требований физической защиты персоналом АС.

8.9. При создании системы физической защиты необходимо:

- учитывать особенности АС и требования ядерной, радиационной, экологической, пожарной и технической безопасности в области использования атомной энергии;

- обеспечивать стабильную работу системы, при которой отказ какого-либо элемента системы не нарушал бы ее функционирования в целом и не приводил бы к отказу другого элемента;

- ограничивать до минимума число лиц, имеющих доступ к ядерным материалам и реакторным установкам.

8.10. Физическая защита должна обеспечиваться соблюдением следующих основных требований:

- меры (уровни) физической защиты должны быть адекватны категории ядерного материала и степени потенциальных угроз;

- физическая защита должна быть комплексом интегрированных, правовых, организационных, инженерных и технических мер;

- физическая защита должна быть многозональной и глубоко эшелонированной;

- система физической защиты должна быть максимально эффективной, в т.ч. и за счет применения надежных средств управления, контроля, наблюдения, обнаружения и задержания;

- задачи и функции всех элементов системы физической защиты должны быть четко описаны, оформлены документально (инструкции, планы и т.д.) и практически отработаны со всеми исполнителями;

- к деятельности по физической защите должны допускаться только профессионально подготовленные, отвечающие установленным требованиям работники;

- физическая защита должна быть обеспечена финансовыми, техническими, кадровыми и информационными ресурсами.

8.11. Ответственность за обеспечение физической защиты несет директор атомной станции.

8.12. Эксплуатирующая организация обеспечивает осуществление физической защиты АС и контроль за ее состоянием и функционированием.

8.13. Министерство Российской Федерации по атомной энергии в рамках своих полномочий:

- обеспечивает организацию и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций, имеющих подведомственные ядерно-опасные объекты, по вопросам обеспечения физической защиты;

- выполняет функции центрального государственного органа и пункта связи в соответствии с положениями международной Конвенции о физической защите ядерного материала и функции национального компетентного органа по выполнению обязательств Российской Федерации в МАГАТЭ и в других международных организациях в области обеспечения физической защиты;

- выполняет функции государственного компетентного органа по ядерной и радиационной безопасности при транспортировании ядерных материалов;

выдает сертификаты на технические средства, используемые в системе физической защиты;

- обеспечивает ведомственный контроль за состоянием и функционирванием системы физической защиты на подведомственных ядерно-опасных объектах.

8.14. Для выполнения функций по обеспечению физической защиты привлекаются органы внутренних дел и органы службы безопасности Российской Федерации в рамках их полномочий.

8.15. Государственный надзор за обеспечением физической защиты осуществляет Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности в рамках своих полномочий.

8.16. Федеральные органы исполнительной власти и организации, располагающие сведениями о системах физической защиты, а также администрация АС, должны принимать меры по защите информации о их организации и функционировании.


8.17. На АС должны проводиться учения подразделений охраны с целью проверки их эффективности и взаимодействия с органами МВД России и ФСБ России.

8.18. Обо всех имевших место случаях несанкционированных действий в отношении реакторных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ администрация АС обязана уведомить концерн «Росэнергоатом», Минатом России, органы ФСБ России, МВД России и Госатомнадзор России.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал