О роли, месте и назначении Министерства культуры в России начала XXI века. (Размышления ветерана Министерства культуры.) Понько Алексей Дмитриевич



Скачать 287.43 Kb.
Дата02.05.2016
Размер287.43 Kb.
О роли, месте и назначении Министерства культуры в России начала XXI века. (Размышления ветерана Министерства культуры.)
Понько Алексей Дмитриевич, начальник Главного организационно-инспекторского управления Министерства культуры РСФСР в 1975–1990 гг.

Вопрос о роли, назначении и месте Министерства культуры как одного из государственных органов России, регулирующих развитие культуры, непростой, трудно определяемый.


Культура самодостаточна, она подчиняется своим законам развития. Это явление всеохватывающее, имеющее отношение ко всем слоям общества. Главное предназначение культуры — не допустить дегуманизации общества, определить сущность духовно-нравственных ценностей человека и активно участвовать в формировании у людей совести, порядочности, справедливости, желания постигнуть истину, красоту жизни, противостоять насилию, невежеству. Культуру справедливо называют учителем жизни.

Культура — одна из важнейших основ государственности, социальной справедливости, успешного развития экономики и обеспечения национальной безопасности. Культура — связующая нить между прошлым, настоящим и будущим. Особенно велика роль большой культуры в наш век — век машин, новейшей техники и технологий, новых информационных систем, век межнациональных и межгосударственных конфликтов, экологических угроз и угроз наступающего кризиса в самой мировой культуре.


Одной из важнейших функций государства является развитие культуры, управление ею и ее регулирование. В каждом государстве имеется своя модель регулирования культуры. В США — одна, во Франции — другая, в Германии — третья, в Канаде — четвертая и т. д. В чем-то они схожи, в чем-то отличаются, с учетом имеющихся условий и традиций. Во всех странах культура регулируется в интересах государства.
В России (СССР, РСФСР, РФ) исторически складывалась своя модель государственного управления культурой. В 20–30-х годах XX в. культуру курировал Наркомпрос РСФСР, в 40-х годах регулятором культуры выступали четыре органа — Комитет (Министерство) кинематографии, комитеты по делам искусств и культурно-просветительной работы при Совнаркоме СССР, Управление по делам полиграфии, художеств и книжной торговли.
В 1950-х годах были созданы Министерство культуры СССР (15 августа 1953 г.) и Министерство культуры РСФСР (1 апреля 1953 г.) Они объединили функции всех ликвидированных органов, занимавшихся культурой. В Министерство культуры СССР входили еще и функции Министерства высшего образования СССР и Министерства трудовых резервов СССР. Министерства культуры СССР и РСФСР оказались чрезмерно громоздкими, и постепенно от них отпочковались высшее образование, трудовые ресурсы, кино и печать. К 1966–1967 гг. Министерство культуры РСФСР приобрело оптимальную структуру с отраслями, свойственными ему. Такие модели Министерства культуры СССР и РСФСР действовали до 1992 года.
Рубеж 2012–2013 гг. — своеобразный 60-летний юбилей со времени создания Министерств культуры СССР и РСФСР, 40-летний юбилей их деятельности и 20-летний юбилей Министерства культуры Российской Федерации. Это повод для размышлений о пройденном пути развития культуры в стране, достижениях и неудачах, уроках на будущее, роли и месте Министерства культуры РФ, о больших и малых проблемах, требующих решения в целях дальнейшей активизации деятельности Министерства, поиска новых более действенных путей развития российской культуры.
В конце XX века Россия встала на новый путь своего развития, путь решительного обновления общества, нового устройства государства. В связи с этим перед культурой Российской Федерации, вступившей в полосу всеобщей перестройки, встали новые задачи. Появились новые требования к культуре, как к одному из главных стимуляторов творческой энергии, инициативы людей, роста интеллектуального, духовного потенциала общества, без чего невозможно было строить новую Россию.
Вспоминаю 1988–1991 годы, Первый съезд народных депутатов Советского Союза. В те годы в стране развернулись жаркие дискуссии по проблемам дальнейшего развития культуры, ее целей и роли в общественной жизни и эстетическом воспитании народа, совершенствовании управления культурным строительством.
В дискуссиях на различных конференциях, круглых столах, на съезде народных депутатов и в прессе открыто, заинтересованно выступали различные ученые, депутаты законодательных органов, творцы культуры, в т. ч. академик Д. С. Лихачев, писатели В. Белов, В. Распутин, С. Залыгин, А. Лиханов, архитектор А. Платонов… В дискуссиях присутствовал разброс мнений, точек зрения, предложений, критический анализ состояния культуры. Имела место точка зрения, что в целом в СССР была создана многогранная по направлениям и характеру деятельности система учреждений культуры и искусства. Но анализ показал, что состояние развития культуры по меркам нового времени не соответствовало ни реальным запросам населения, ни предъявляемым к культуре требованиям.
В целом, дискуссии сыграли большую положительную роль в разработке новой концепции развития культуры, искусства, кино, литературы. Многие предложения были учтены в принятой в декабре 1993 г. Конституции Российской Федерации, в законе «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и в других законах, принятых в последующие годы, которые действуют и по настоящее время.
Мною в то время на основе материалов дискуссий были подготовлены доклады «Актуальные проблемы перестройки в сфере культуры на современном этапе» и «О некоторых вопросах новой концепции современной культурной политики государства». Мне довелось многократно выступать с ними перед активами работников культуры в республиках, краях и областях. На этих встречах тоже проходил заинтересованный обмен мнениями в целях совершенствования культурного развития той или иной территории.
В 1990–1991 гг., используя главные рекомендации, предложения и мысли, высказываемые в ходе дискуссий, мы разработали перспективные планы развития культуры в Белгородской и Орловской областях. Реализация в этих областях рекомендаций существенно повысила уровень культурного развития. Их опыт распространялся и в других регионах России.
Мне кажется, что материалы дискуссий по культурным проблемам, проходивших на общегосударственном уровне в то время, не устарели. К ним следовало бы обращаться и ныне.
К сожалению, дискуссий и диалога такого уровня с участием крупных политиков, ученых и творцов культуры разных направлений и взглядов по проблемам культуры последние двадцать лет что-то не слышно и не видно, а они, на мой взгляд, крайне необходимы и помогли бы успешнее решать культурные задачи нынешнего времени.
Мне представляется, что в настоящее время существенно возросло значение Министерства культуры РФ в разработке культурной политики страны и ее реализации. В советские времена культурная политика в стране определялась Центральным Комитетом КПСС — в программе партии, на съездах и пленумах ЦК КПСС, а также в отдельных постановлениях ЦК партии. В партийных органах — Центральном Комитете, областных и краевых комитетах КПСС — имелись специальные отделы и сектора культуры. Кроме того, в Совете Министров СССР и РСФСР были заместители председателей и отделы культуры, ведавшие вопросами культуры. Существовала строгая иерархия выработки и согласования принципиальных решений по вопросам развития культуры.
В настоящее время в Российской Федерации имеется много партий. В Государственной Думе четыре партии представлены своими фракциями. Каждая партия выдвигает собственные программы, определяющие их культурную политику.
В Администрации Президента РФ, в Правительстве РФ также имеются структуры, ведающие вопросами культурного развития. Отдельные задачи в данном контексте ставятся в ежегодных посланиях Президента.
В нынешних условиях, при наличии многих партий, существенно возросла роль Министерства культуры РФ в разработке культурной политики в стране, в продвижении проблем культуры в органы власти.
Несомненно, самым важным в государственном регулировании культурой является четкая, хорошо продуманная, отвечающая нынешнему времени государственная культурная политика, сконцентрированная в нашем законодательстве. Так, в Законе о культуре отражаются не только целевые установки, но и основные пути и средства их реализации.
В разработке государственной культурной политики, думаю, должны участвовать все ведомства, организации, ученые и практики, имеющие хоть какое-то отношение к культурной деятельности, к духовно-нравственному воспитанию людей.
Обратимся к некоторым важным направлениям деятельности Министерства культуры РФ, стилю и методам его работы, острым проблемным вопросам, требующим пристального внимания и решения.

Одними из центральных направлений работы Министерства культуры являются отношения с местными органами и учреждениями культуры, или так называемая региональная культурная политика. Абсолютное большинство учреждений культуры, искусства находится в ведении региональных органов культуры. В подчинении Министерства — лишь пара десятков ведущих театров, концертных коллективов, республиканских библиотек и научных учреждений, почти все высшие учебные заведения культуры и искусства.


В региональной культурной политике были две крайности. В 50–80-е годы прошлого века имела место чрезмерная централизация управления культурой. Большинство вопросов решалось в Москве — финансирование, развитие сети, кадровая политика и др. В штате Российского Министерства находилось штатное подразделение — Главное организационно-инспекторские управление с территориальными отделами, сотрудниками-кураторами территорий с правами инспекций и контроля. Велся постоянный мониторинг состояния дел на местах. Министерство владело полной информацией о культурном развитии в регионах. Как правило, в течение года пять-шесть руководителей из разных регионов выступали на Коллегии Министерства с докладами о состоянии дел в регионах; одновременно рассматривались перспективы развития на местах. Министерство работало в постоянном тесном контакте с отделами культуры партийных органов и Совминами республик, обл(край)исполкомами. В эти годы удалось существенно расширить сеть учреждений культуры и искусства на местах, особенно на селе, создать во многих областных и краевых центрах крупные творческие коллективы, поднять культурный потенциал в отстающих районах. Особое внимание было обращено на новостройки, районы Нечерноземья, Север, Сибирь и Дальний Восток.
В 1990-е перестроечные годы централизацию осудили. Все вопросы развития культуры в территориях были переданы территориальным органам власти. Министерство не имело права вмешиваться в деятельность органов культуры областей, краев, республик. На долгие годы оно практически устранилось от тесной работы с местными органами культуры. В Министерстве было ликвидировано территориальное управление.

Министерство сосредоточило основное внимание на деятельности непосредственно подчиненных ему учреждений культуры и искусства. В результате этого авторитет Министерства снизился, а децентрализация стала зашкаливать. Во многих регионах уровень культурного развития снизился. Особенно сильный урон понесли учреждения культуры в сельской местности, малых городах. В целом в России снизился уровень театрального и концертного обслуживания населения на многих, особенно отдаленных территориях. Лишь в начале первого десятилетия XXI века Министерство вновь усилило внимание к культурному развитию территорий. Был создан Координационный совет при Министерстве, куда вошли руководители органов культуры областей, краев и республик. Дважды в год он собирался на заседания, что сыграло важную роль в выработке некоторых предложений для последующего решения в высших инстанциях, а также в обобщении и распространении опыта работы.


Российская Федерация — страна с огромными пространствами, многочисленными регионами с разными экономическими, социальными, национальными, религиозными, географическими и иными условиями, различным культурным потенциалом — требует особого подхода к организации культурной деятельности в регионах, муниципалитетах, выверенной культурной политики. Конкретно этими вопросами должно заниматься специальное подразделение, координирующее усилия всех подразделений на местах. Еще раз хочется подчеркнуть, что развитие региональной культурной деятельности, особенно в отстающих по тем или иным причинам регионах и муниципалитетах, было и остается одной из самых важных задач Министерства.
В культурной политике российского государства чрезвычайно важен и многонациональный аспект — защита и сохранение культурных ценностей всех народов и наций. Культура, как никакая другая область общественной жизни, наиболее успешно может способствовать лучшему взаимопониманию между народами на острие жизненных коллизий, связанных с усилением межнациональной напряженности. Здесь важны сохранение и развитие языка, культурных и духовных традиций, сбережения народных систем культуры и нравственности каждого отдельно взятого народа, подготовка национальных кадров творческой интеллигенции, постоянные межнациональные культурные связи и обмены, использование накопленного опыта прошлых лет. В Министерстве должны работать опытные специалисты — консультанты, аналитики, занимающиеся этим участком работы в отдельном территориальном подразделении.
В эпоху глобализации, стирающей этнические особенности народов, умертвляющей самосознание народа и его самобытность неизмеримо возрастает роль традиционной народной культуры в общественной жизни. Все больше пробуждается интерес народа к собственным историко-культурным традициям, к возрождению этнического и национального самосознания. Традиционная народная культура является фундаментом культуры национальной. В сфере традиционной культуры России сконцентрирован колоссальный нравственно-духовный и ценностный опыт народа. Она имеет уникальную созидательную силу, помогающую модернизации экономики и уклада жизни. Важны как стремление к интеграции, углублению культурного взаимопроникновения и взаимодействия, к расширению в мировом пространстве культуры русской и культуры других народов России, так и более масштабное возрождение и дальнейшее развитие собственных богатейших этнокультурных, традиционных оснований. Эта проблема — одна из важнейших стратегических проблем деятельности Министерства культуры РФ, которая особенно остро встала в последние 10–15 лет в связи со значительным уроном, который понесло российское село. Деревня всегда сохраняла устойчивость государства, рождала выдающиеся таланты, поддерживала традиции, обычаи, обряды, народные промыслы. Сельская культура с ее культурными родниками должна быть защищена сегодня как никогда. Все прошлые годы в Министерстве одним из крупных было Управление культпросветучреждений с отделом сельской культуры. Ныне это Управление упразднено.

Важно найти более действенные способы, подходы к общению с творческой интеллигенцией. Необходимо тесное сотрудничество с талантливыми писателями, композиторами, художниками, драматургами, режиссерами, всеми, кто создает литературные, музыкальные, художественные, культурные ценности.


Современная творческая интеллигенция, объединенная в творческих союзах, обществах, учреждениях искусства и культуры, обладает огромной энергией, великой духовной силой. Она способна, опираясь на богатый опыт развития культуры в период Великой Отечественной войны, 50–70-е годы XX века, великие традиции прошлой российской культуры и истории, осуществить новый культурный рывок, внести свой достойный вклад в модернизацию России. Модернизация невозможна без духовного единения народа, без символов прошлого, наконец, без героизации сегодняшней повседневной жизни, без мыслей о будущем, о сохранении нации, без единения самой интеллигенции, которого ныне не достает.
Необходимо найти баланс взаимоотношений в работе с творческой интеллигенцией. С одной стороны, творческий процесс не терпит вмешательства, с другой стороны, интеллигенция не может обойтись без государственной поддержки. Министерство призвано быть родным домом для творческой интеллигенции — открытым, демократичным, доступным. За прошедшие десятилетия накоплен огромный опыт работы с творческой интеллигенцией. Еще в 20-е годы XX века в аппарате Наркомпроса РСФСР, в ведении которого была культура, работали многие выдающиеся писатели, художники. Очевидна необходимость создания постоянного Совета Министерства, обладающего всей полнотой власти на общероссийских съездах, соборах, собраниях творцов культуры и искусства.
На первый план ныне вышла проблема объединения всех творческих сил — левых, правых, либеральных, консервативных и пр. Важны не взаимные удары, не развенчивание всего и вся, не возрождение «современного пролеткульта», отрицающего все, что было при Советах, а сосредоточение сил на решении главной задачи: сохранения России, всего лучшего, наработанного культурой в царскую и советскую эпохи, улучшения позиций культуры, завоеванных в прошлом, и достойное приумножение их.
Надо признать, что российское общество разъединено, в стране отсутствует консолидационная идея, которая способствовала бы объединению общества. Налицо разъединение общества и в духовной сфере. Культура должна помогать объединению расколотого общества, способствовать выработке объединяющей идеи. Культура должна помогать выработке и перспектив развития самой государственной власти.
Российская культура нуждается ныне в новых идеях, в прорывных мыслях, в столпах культуры, авторитетных культурологах, философах, социологах, экспертах, которые признаны народом и задают соответствующий времени тон. Министерство культуры со своими многочисленными научно-исследовательскими институтами, научными центрами, десятками высших учебных заведений, армией ученых-культурологов должно быть мозговым центром культуры. Нужны научные конференции, симпозиумы, форумы, на которых бы обсуждались и вырабатывались новые подходы и пути решения современных задач, стоящих перед культурой. Надо наращивать авторитет Министерства в среде творческой интеллигенции. Управлять культурой должны настоящие профессионалы, ориентированные на достижения общенациональных и общечеловеческих ценностей.
Нельзя не признать, что в культурной деятельности России все более прочные позиции занимает антикультура, навязывающая чуждый нам образ жизни, мир наживы и чистогана, чужое мироощущение и мировоззрение, выхолащивая наши вековые устои и ценности; происходит коммерциализация всего и вся в культуре. Вслед за антикультурой идет варваризация мира, деградация человека. Театр из школы нравственности, как писал А. Островский, превращается в надругательство над классической идеей, развязную игру актеров с матом, кривлянием в угоду невзыскательному зрителю-обывателю. Предпочтение отдается не классической русской литературе, а дешевой развлекательной чернухе писателей-ремесленников, чудовищному насилию от нашествия чуждой нам культуры. Чужие слова в неупорядоченной, неограниченной массе становятся непонятными простому человеку и отторгают его от родного языка. Через театр, кино, телевидение, интернет, другие средства информации внедряются различные пороки, антипатриотизм, безнравственность, патологический индивидуализм.
Надо ли доказывать, что Министерство культуры должно еще настойчивей и принципиальней стоять на страже сохранения и защиты русских и многонациональных культурных ценностей России, постоянно и решительно отстаивать великую русскую культуру и культуру других народов, бороться за свое национальное достоинство.
В 1990-е годы появилось множество новых организаций, занимающихся культурой. Создавались и бурно развивались частные кооперативные творческие коллективы, клубы по интересам, парки, различные организации, причем многие из них действовали в своих интересах, не заботясь о художественном уровне, содержательной направленности своей работы. Успешно развивалась так называемая «неформальная культура». В стране созданы многие десятки различных ассоциаций, фондов, занимающихся культурной деятельностью. Перед Министерством культуры возникла новая острая проблема — необходимость решения вопроса о взаимодействии, согласованности действий, некой государственной управляемости этими процессами в культуре.
В прошлые времена имелась также мощная сеть негосударственных субъектов культуры — профессиональных и творческих союзов, отдельных отраслей промышленности (атомной и др.) Армейская сеть и сети учреждений культуры других силовых структур составляли значительную часть культурного потенциала страны. В то время была отработана система четкой координации действий в виде совместных советов, комиссий, где согласовывались определенные планы, программы и пр.
В новых условиях Министерству культуры РФ пришлось пересматривать функции государственных органов, вырабатывать новые условия для согласования и взаимодействия различных субъектов культуры на базе партнерско-договорных отношений, создавать некую систему коллективного управления в сфере культуры для определения основных ориентиров, чтобы не допускать снижения художественного уровня культурной деятельности.
Помимо значительной негосударственной сети субъектов культуры, имеется и большая сеть учреждений культуры в государственной системе Министерств обороны, внутренних дел, МЧС, юстиции, погранслужбы ФСБ и др., активно участвующих в культурной деятельности. Здесь также требуется координация действий. Видимо, нужен какой-то закон, определяющий некие правила культурной деятельности. Особенно важно это в условиях расцвета в стране так называемой масскультуры. На Министерство культуры, как на государственный орган, регулирующий развитие культуры, возлагается особая ответственность за согласование и регулирование всех культурных процессов в стране, создание и развитие различных форм самоуправления в сфере культуры. При этом недопустимы различные запреты и ограничения разнообразия культурной деятельности.
Культура охватывает все стороны человеческой жизни. Пожалуй, нет ни одной области общественной жизни, с которой не имела бы дело культура. Союзницей культуры, ее составной частью является религия, занимающаяся духовным воспитанием людей. Требуется постоянный диалог органов культуры с церковью, на протяжении веков сохранявшей и развивавшей традиции духовности. Здесь мы располагаем широчайшим полем совместной деятельности, и не нужно, наверное, ограничиваться только праздниками славянской письменности и культуры.
Актуальными являются вопросы активизации участия культуры в экологическом воспитании народа, в сохранении и восстановлении природы, состояние которой становится все более угрожающим. Экологическая угроза человечеству нарастает не только от вырубки лесов, постоянных наводнений, экологических катастроф, но и от развивающегося научно-технического прогресса, появления новых технологий, развития атомной промышленности. Наука, новые технологии и нравственность людей — одни из самых насущных проблем современной мировой культуры. Со всей остротой встает вопрос о защите самой культуры. Еще никогда культура не была так уязвима, как ныне.
В 90-х годах прошлого века перед Министерством культуры возникла одна из актуальнейших проблем: как выжить культуре в условиях рыночной экономики? В прошлом культура финансировалась государством, хоть и «по остаточному принципу». Их федерального бюджета выделялось на культуру примерно 1–1,5 % — чуть более 10 рублей на душу населения. Потребность же была в удвоении, в утроении бюджетных средств (2,5–3,5 %).
Когда рыночная экономика стала реальностью, среди деятелей культуры возникли острые дискуссии. Их суть: «искусство и коммерция несовместимы», «рынок задушит культуру», «как защитить культуру в условиях рынка, не допустить ее падения». Другая же часть организаторов культуры ринулась в коммерцию.
Перед Министерством, региональными органами культуры, государственными учреждениями культуры и искусства остро встал вопрос: как научиться действовать в условиях рынка, научиться маркетингу? Бюджетных средств не хватало, пришлось искать нетрадиционные ресурсы с учетом другой организационно-экономической модели и наличия различных форм собственности: общественные фонды развития культуры, меценатство и пр. Между тем, государство выделяло из бюджета деньги в прежних пределах. Значительная часть культуры, находящаяся в ведении профсоюзов, творческих союзов, предприятий, колхозов, совхозов, понесла существенный урон из-за прекращения финансирования. Практически и в настоящее время культура финансируется государством по остаточному принципу. Существующий в стране бизнес пока по-настоящему не повернулся лицом к культуре. В зачаточном состоянии находится меценатство, сыгравшее значительную роль в финансировании культуры в царские времена.
Важнейшая задача Министерства — искать новые подходы, пути для увеличения финансирования культуры из бюджета государства, аргументированно убеждать соответствующие государственные инстанции, что состояние страны, ее величие, ее будущее всегда определяется состоянием духа, науки, уровнем культуры народа. В этом вопросе следует руководствоваться непреложными известными принципами «большая культура дорого стоит», «культуру легко развеять, но трудно собрать».
В прошлом и в настоящее время одной из важнейших и сложнейших задач Министерства культуры было и есть регулирование содержательной части деятельности учреждений культуры и искусства, их направленности на патриотическое, гражданское, духовно-нравственное, эстетическое воспитание потребителей культуры. Министерство культуры обязано вырабатывать критерии оценки репертуара, программ, других форм и методов содержательной деятельности учреждений культуры.
Культура призвана активно участвовать в формировании мировоззрения духовно-нравственной, свободной личности, обладающей важнейшими качествами добра, справедливости, честности, сострадательности, верности Отечеству. Большая культура участвует в определении культуры труда, быта, поведения человека, что дозволено, а что недозволенно, этично и неэтично, красиво и некрасиво. В большой культуре существуют критерии оценки поведения человека, положительные и отрицательные литературные и художественные образы. Методы цензуры и запрета в контроле и регулировании культуры неприемлемы. Они сковывают инициативу творцов. Требуются иные формы и методы регулирования: повышение уровня профессиональной критики и глубокого анализа явлений культуры, государственная поддержка, поощрение и распространение лучших образцов большой культуры, соответствующей высшим духовно-нравственным и профессиональным критериям искусства. Министерство обязано задавать тон высокой требовательности к содержательной части, быть на страже проникновения в культуру вседозволенности, зла, насилия, безнравственности, бездуховности, всего порочащего человеческую личность, а также свое Отечество. Убеждение — главный метод регулирования содержательной части учреждений культуры и искусства, которым руководствуется Министерство культуры. В аппарате Министерства должны работать высокопрофессиональные авторитетные специалисты, способные верно оценивать художественно-нравственный уровень деятельности учреждений культуры и искусства.
Перед Министерством культуры РФ со всей остротой остаются или вновь встают проблемы. Ограничимся лишь их перечислением. Многообразие субъектов культуры и разгул масскультуры в нынешнее время требует создания и развития настоящей экспертизы, авторитетного независимого экспертного Совета при государственном органе культуры с законодательным определением его полномочий.
В стране имеется много ученых-культурологов, большинство их сосредоточено в научно-исследовательских институтах и высших учебных заведениях Министерства культуры, а также на гуманитарных кафедрах других вузов и научных учреждениях. Каков потенциал их научных исследований? Имеют ли они государственные заказы? Какова их роль в выработке культурной политики и реализации задач развития российской культуры?
В системе Министерства культуры и других ведомств имеется около сотни средних и высших учебных заведений, готовящих кадры для культуры. Каков уровень их подготовки? Соответствуют ли их программы и учебные планы требованиям нынешнего времени? Какова их роль в выращивании талантов, новых имен? Соответствует ли требованиям уровень преподавательских кадров?
В мире накоплен колоссальный опыт развития культуры. Найдено ли все самое интересное, обобщено ли по всем направлениям в интересах активного использования в условиях России?
Насколько российская культура вводится в контекст мировой культуры и используется для повышения авторитета России в зарубежных странах? В советские времена престиж российской культуры за рубежом был очень высок. Ныне колоссальный вред наносит хула России некоторыми нашими деятелями культуры. Требуется значительное усиление зарубежной деятельности Министерства культуры.
Министерство призвано добиваться целостного подхода к культуре, приоритетности культуры и духовного развития страны. Необходимо, чтобы все законы, принимаемые в стране, работали на культуру. Нужно отрешиться от отраслевого подхода к культуре. Модель управления культурой должна соответствовать современным условиям России и ее традициям.
Без четкой и ясной демократической, постоянно обновляющейся концепции культурной политики государства дело нашего духовного обновления не продвинется и не скоро станет общим. Несостоятельна точка зрения, что культура самостоятельна и не нуждается в управлении — дескать, все решит спрос и рубль. Естественно, культурная политика может быть только политикой свободы, политикой духовного возрождения, собирания и объединения заинтересованных в духовном обновлении народа жизненных сил. Потуги запретов и понуканий в культуре бессмысленны. В готовящемся законе о культуре должны быть прописаны основные ориентиры, позволяющие видеть искомую культурную политику. Медлить с разработкой и определением четкой культурной политики и одобрением ее в высшем законодательном и исполнительном государственных органах просто непозволительно. На это требуется направить все усилия ученых, практиков, всех, кто заинтересован в развитие российской культуры и духовного обновления народа.
Важнейшая задача — создавать условия для различных форм самостоятельной культурной деятельности, поддерживать их самоорганизацию, развивать многообразие структур, форм и содержания деятельности учреждений культуры и искусства, досуга. Нужно уделять внимание и механизмам поддержки и роста культурного разнообразия, обеспечивать рождение новых формирований. В соответствии с новой целевой ориентацией развития культуры меняется содержание функций отраслевого управления Министерства, органов управления местных советов.
Один из центральных вопросов государственного управления культурным строительством — успешное, взаимно полезное взаимодействие Министерства с творческими союзами и обществами, в которых сосредоточена основная масса литераторов, драматургов, музыкантов, художников, артистов и др. В прошлом почти все руководители союзов были членами коллегии Министерства и активно участвовали в ее работе. Взаимодействие осуществлялось на основе совместно вырабатываемых планов организации крупных общероссийских и региональных мероприятий, постоянные взаимные консультации, подготовка кадров и пр. Целесообразно использовать и развивать этот опыт в интересах развития культуры.
Успешная работа Министерства культуры невозможна без постоянных контактов со средствами массовых коммуникаций — c телевидением, радио, прессой, роль которых в развитии российской культуры в настоящее время очень велика и постоянно растет. Надо искать и новые пути взаимно полезного сотрудничества в интересах государственного регулирования культуры.
Мне представляется, что в череде многочисленных важных задач, стоящих перед обновленным Министерством культуры РФ, должны быть определены приоритетные, в наивысшей мере требуемые в данный исторический момент. Такими национальными проектами могли бы стать два крупных национальных проекта: «Культура и патриотическое воспитание народа» и «Культура — дети и юношество России».
Сейчас Россия переживает сложнейшее время. Вопрос стоит так: быть России или не быть? Останется Россия цельным государством или распадется на куски? Сохранится ли и возродится вновь былая российская цивилизация? Российское общество разъединено, у него отсутствует национальная идея, способная объединить нацию и помочь модернизации государства, осуществить некий рывок в будущее, чтобы вновь стать великой державой.

В многовековой истории не раз бывали сложные периоды — войны, смуты… Выходить из них помогала патриотическая идея, поднимающая народ на защиту Отечества. Страна одерживала победу. В настоящее время лишь патриотизм может стать объединяющим фактором, главной силой, способной объединить многонациональную Россию и направить ее на возрождение, на рывок в будущее. Сегодня как никогда в обществе растет спрос на патриотизм. Лишь на базе патриотических ценностей и социальной справедливости, мотивов национального единения и величия возможно возрождение России.


Культуре принадлежит одна из главных ролей в патриотическом и гражданском воспитании народа. Нет ныне ничего более важного для культуры, как направить все ее силы и присущие ей средства на патриотическое воспитание людей, мобилизацию их на возрождение России. В проекте определить конкретные меры. Средства и возможности государства в первую очередь направлять на создание патриотических произведений живописи, литературы, музыки, театра, народного творчества. Всеми возможностями, формами и методами культуры и искусства развивать и культивировать чувство любви людей к Родине, Отечеству, родным местам, долгу, национальной гордости, уважению к другим народам, их правам, свободе, культуре.
Четвертая часть населения России — дети и юношество. Они вступают в жизнь, за ними — будущее страны. Как они будут воспитаны, как подготовлены к жизни — таким станет и будущее России. Культуре принадлежит один из главных рычагов воспитания детей и юношества. Национальный проект Министерства культуры «Культура — дети и юношество» мог бы определить конкретные меры решительного поворота Министерства, всех органов и учреждений культуры и искусства к образованию и воспитанию детей и юношества. Такие возможности у культуры велики, и их надо привести в действие, используя накопленный опыт прошлого (Н. Сац, С. Образцов, А. Макаренко).

Прошло двадцать лет деятельности Министерства культуры РФ в новой реальности. Каков результат? За это время сменилось восемь министров. Вместе с ними приходили и уходили многие заместители, начальники подразделений. Менялась и структура Министерства, происходили объединения и разъединения подотраслей культуры. Шла кадровая утряска, проще говоря — чехарда, длилась она не месяцами, а значительно дольше. В результате Министерство работало не в полную силу. Аналогичная перетряска руководящих кадров происходит и во многих региональных органах культуры. В связи с этим порой утрачивается преемственность в работе. Нередко к руководству приходили люди, далекие от сферы культуры, и им приходилось затрачивать немалое время для познания отрасли.


Вместе с тем накапливался опыт работы Министерства в непростых условиях перестройки самого государства, проводимых в стране многочисленных экономических, политических реформ, поиска путей дальнейшего развития страны. Думаю, наступило время глубокого осмысления пройденного пути, достигнутых успехов в развитии культуры: есть ли они, где и в чем, куда шагнула культура? Вот, пожалуй, одна из важнейших задач дальнейшего развития культуры в стране и обновленного Министерства в их решении.
Из прошлого опыта хорошо знаю, какое «громадье» проблем существует у Министерства и Министра культуры: политических, творческих, финансовых, кадровых, организационных, причем не только требующих постоянного внимания, но и неожиданных. Решать их квалифицированно по силам лишь Министерству и Министру, умеющим подбирать высококвалифицированные кадры, специалистов в аппарат. Не лишне использовать и некоторый опыт работы Министерства культуры прошлых лет. Кратко расскажем о нем.
Перед Министерством культуры РСФСР и его подразделениями стояло безмерное поле задач, можно было потеряться в проблемах, требующих решения, раствориться в мелочах.
Многие тысячи учреждений культуры и искусства, в которых трудились до миллиона сотрудников, в той или иной мере зависели от управляющего органа — Министерства и могли бы его просто «растерзать», плыви оно по воле волн «без руля и ветрил». Вот тут-то и нужен волевой Министр с надежным аппаратом и четкой, продуманной стратегией и политикой, т. е. тем основным звеном, ухватившись за которое, можно было решать все задачи.
В аппарате Министерства можно иметь хоть две тысячи сотрудников — всем нашлось бы дело. Хотя на самом деле достаточно и 300 квалифицированных сотрудников, чтобы успешно решать главные задачи. Чрезмерно раздутый штат не идет на пользу.
Сотрудник Министерства (заместитель Министра, начальник подразделения, инструктор или инспектор, советник, классный специалист) должен обладать двумя главными качествами: быть хорошим аналитиком и организатором. Чрезвычайно важно обладать талантом анализа того или иного культурного процесса, явления или состояния культурного развития в городе, области, крае на год, пятилетку и т. д. Работник Министерства должен быть своего рода критиком не отдельного произведения, а целого процесса, явления (выставки, репертуарной политики, сборника драматургических или музыкальных сочинений или творчества того или иного режиссера, драматурга). Аналитическая справка, докладная, отчет — безусловно, творческий труд, и составитель выступает в роли творца. Он должен быть достаточно компетентным по всем направлениям анализируемого явления или целого процесса. От составителя требуются глубокие знания культуры и искусства. Сотрудник Министерства должен обладать и талантом выработки решения, рекомендаций или проекта Постановления по тому или иному вопросу.
Является ли труд чиновника творческим? Может ли он получать удовлетворение от своего труда, как его получают писатели, юристы, музыканты от своего творческого труда? Безусловно, хорошая аналитическая справка или информация, подготовленная сотрудником Министерства, проект решения, постановления, план — труд творческий. Чрезвычайно важно создавать именно творческую обстановку в каждом подразделении Министерства, избегать рутины.
Руководству и сотрудникам Министерства постоянно требуется решать и чисто организационные задачи, проводить общероссийские фестивали, выставки, семинары и пр. Здесь требуются талантливые организаторы, администраторы.
И, наконец, еще одно требование к служащему органов культуры. Он должен обладать даром общения с людьми, знаниями интересов, психологии творческих деятелей и работников культуры. Умелое общение с людьми — тоже творческий труд.
Работник государственного органа культуры должен обладать также такими качествами, как верность служения культуре, глубокое понимание своей ответственности перед государством и обществом за свой труд, полная отдача своих способностей пользователям культуры, высокая личная нравственность. Таких работников в этой отрасли большинство. На них держалась и держится культура. В сфере культуры занят чуть ли не миллион штатных сотрудников органов и учреждений культуры и искусства. Их труд, к сожалению, оплачивается не лучшим образом. Это касается самых массовых профессий — библиотекарей, музейных работников, преподавателей детских музыкальных и художественных школ, школ искусств, обслуживающего технического персонала. В культуре работали и работают, как правило, бескорыстные, преданные люди, патриоты культуры, многие из них работают всю жизнь, ценят и гордятся своей деятельностью. Естественно, государство, заинтересованное в качественной деятельности сферы культуры, обязано проявить должную материальную заботу о них.
Как и в любом государственном органе, в Министерстве культуры проблема научной организации управления, качества и эффективности управленческой деятельности — одна из самых первоочередных. Это многоаспектная задача, она включает в себя следующие основные направления:

а) прогнозирование развития культуры, строго научное предвидение, разработка оптимальных моделей и стратегии регулирования культурой для обеспечения эффективности процесса сохранения, создания воспроизводства и передачи культурных ценностей людям;


б) разумное планирование работы (перспективное — на 3–5 лет и текущее — годовое, квартальное, месячное;

в) организация и регулирование процесса реализации плана (сроки, ответственные лица, рычаги воздействия и т. д.);


г) информационное обеспечение всей деятельности (достоверность, беспрерывность);
д) учет и контроль. Особенно важно умение контролировать содержательную часть деятельности;
е) единство научной и административной деятельности аппарата Министерства;
ж) особые требования к сотрудникам Министерства, имеющим дело с духовной жизнью людей: хорошо знать порученное дело, уметь его вести, обладать ответственностью, деловитостью, конкретностью, принципиальностью, творческим подходом;
з) важнейший ресурс управления культурным развитием — более полное использование накопленного опыта предшествующих поколений сотрудников аппарата.
Несколько слов об авторитете Министерства культуры. Сфера культуры, играющая важнейшую роль в жизни страны, должна регулироваться авторитетным Министерством. От этого в значительной мере зависит уровень развития самой культуры.
Мне довелось работать в 70–80-е годы прошлого века в аппарате Министерства культуры РСФСР. В то время оно было весьма авторитетным в стране, деловым, демократичным, доступным, незабюрократизированным, подлинным штабом культурного развития. Авторитет обеспечивался широтой полномочий в условиях централизации культурного развития республики, всесторонней поддержкой Министерства республиканским правительством и законодательной властью, глубоко заинтересованными в развитии культуры. В течение года, как правило, принимались 2–3 правительственных постановления по отдельным вопросам (театральным, изобразительного творчества, библиотекам, сельской культуре и т. д.), в которых обозначались конкретные, в том числе и финансовые меры. По предложениям Министерства руководство Правительства часто участвовало в крупных культурных акциях (съездах работников культуры, фестивалях, встречах с творческой интеллигенцией и пр.).
Авторитет Министерства создавался и авторитетом Министра, его заместителей, начальников управлений, сотрудников с высокой квалификацией.
В аппарат Министерства постоянно приходят новые поколения сотрудников. Это закономерный процесс. Важно сохранять преемственность в работе, разумный баланс опытных кадров и новичков. Необходима система обучения вновь прибывших на работу в Министерство, передача им установившихся традиций, стиля и методов работы в государственном органе. Необходима и постоянная профессиональная учеба всех сотрудников, особенно в условиях различных перестроек, возникающих новых неординарных задач, требующих новых форм деятельности. К сожалению, как правило, на профессиональную учебу сотрудникам постоянно не хватает времени. Полезно использовать опыт прошлого, где было много ценного. Этот опыт мог бы собираться, концентрироваться в Музее истории Министерства, создание которого назрело. Нельзя прерывать и связей с ветеранами Министерства, носителями положительного опыта работы.
Важно иметь в аппарате Министерства 3–5 очень подготовленных в теоретическом и практическом плане профессионалов — советников Министра в области управления культурой, постоянно следящих за всеми процессами, происходящими в культуре России и мира и способными на самом высоком уровне вырабатывать соответствующие предложения, программы и пр.
В заключение еще раз подчеркнем, в чем состоит главное назначение Министерства культуры: научно обоснованно, оперативно оценивать состояние развития культуры в создавшихся условиях и определять перспективы ее развития; направлять ценности культуры, имеющиеся культурные ресурсы на успешное духовно-нравственное, социальное и экономическое развитие и обновление страны; выбирать приоритеты развития культуры; вырабатывать гибкие экономические механизмы и нормативную базу для полноценной культурной деятельности; вести постоянный мониторинг состояния дел в реализации текущих и перспективных программ и планов.
Одно из главных назначений Министерства культуры — принимать активное участие в определении и выработке государственной культурной политики, стратегии развития культуры в XXI веке — веке геополитики. При выработке стратегии нужно исходить из того, что Россия — целостная и единая геополитическая единица с уникальной цивилизацией, отличной от других, что Россия — единое культурное многообразное пространство, которое надо беречь и обновлять. Культура России с вековыми традициями определяет и будущее страны. Развитие ее культуры — не набор отдельных мероприятий, а целостная система процессов, основанных на потенциале традиционной культуры прошлого, и инновационных созидательных проектов, определяющих будущее. Эти процессы должны быть направлены на совершенствование демократических институтов и расширение возможностей гражданского общества.
От Министерства культуры РФ требуются бойцовские качества, смелость, настойчивость, последовательность, принципиальность в ходе продвижений в различные властные структуры проектов решений по острым назревшим или назревающим культурным проблемам, требующим быстрого решения высших инстанций. Министерство призвано быть главным штабом развития культуры, поиска эффективных механизмов взаимодействия экономики, политики и культуры. Назрела острая необходимость, чтобы экономика, власть и культура работали в режиме партнерства. Министерству культуры есть дело до всех дел и проблем, происходящих в стране, во всех отраслях и направлениях развития государства!



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал