Оао «кольский геологический информационно-лабораторный центр»



страница1/15
Дата23.04.2016
Размер1.13 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


ОАО «КОЛЬСКИЙ ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-ЛАБОРАТОРНЫЙ ЦЕНТР»

МАТЕРИАЛЫ

комплексного экологического обследования

участков территории,

обосновывающие придание этой территории правового статуса

особо охраняемой природной территории федерального значения –

расширения национального парка «Паанаярви»

в Мурманской области

Том 1
Эколого-экономическое обоснование
расширения территории национального парка «Паанаярви»
в Мурманской области


Апатиты – 2015



Оглавление


Введение 3

Раздел 1. Местоположение, площадь и границы проектируемого расширения национального парка 6

1.1. Административное и физико-географическое положение 6

1.2. Площадь проектируемого расширения ООПТ, состав земель, земле- и природопользователей 6

1.3. Описание границ 6

1.4. Действующие на территории проектируемого расширения национального парка особо охраняемые природные территории 10

Раздел 2. Природная характеристика проектируемого национального парка 12

2.1. Рельеф и геологическое строение 12

2.2. Климатические особенности 15

2.3. Поверхностные воды 21

2.4. Почвенный покров 22

2.5. Ландшафтная структура 27

2.6. Флора и растительность 28

2.6.1. Флора 28

2.6.2. Структура растительного покрова 29

2.6.3 Ресурсы растительного мира, включая лесной фонд 34

2.7. Животный мир 34

2.7.1. Ихтиофауна 34

2.7.2. Фауна наземных позвоночных 36

Раздел 3. Оценка природоохранной значимости территории 39

3.1. Редкие и исчезающие таксоны лишайников и растений 39

3.2. Редкие и особо ценные растительные сообщества и принципы их охраны 45

3.3. Редкие и исчезающие таксоны животных и принципы их охраны 53

Раздел 4. Оценка историко-культурного потенциала проектируемого расширения национального парка 56

Раздел 5. Социально-экономическая ситуация в районе проектируемого расширения национального парка 58

5.1. Население 58

5.2. Сельское хозяйство на территории проектируемого расширения национального парка 58

5.3. Промышленные объекты вне населенных пунктов на территории проектируемого расширения национального парка 58

5.4. Социальные и рекреационные объекты вне населенных пунктов на территории проектируемого расширения национального парка 58

5.5. Объекты лесохозяйственной деятельности на территории проектируемого расширения национального парка 59

5.6. Объекты горно-добывающей промышленности вне населенных пунктов на территории проектируемого расширения национального парка 59

5.7. Линейные объекты (автомобильные и железные дороги, линии электропередач, трубопроводы и др.) и маршруты водного транспорта на территории проектируемого расширения национального парка 59

5.8. Объекты министерства обороны и пограничной службы вне населенных пунктов на территории проектируемого расширениянационального парка 59

5.9. Действующие водозаборы и иные хозяйственные объекты вне населенных пунктов на территории проектируемого расширения национального парка 59

5.10. Основные охотпользователи 60

5.11. Особенности рыбохозяйственной и рыболовно-спортивной деятельности на территории проектируемого расширения национального парка 60

5.12. Хозяйственная деятельность, индивидуально осуществляемая местным населением вне населенных пунктов на территории проектируемого расширения национального парка 60

5.13. Социально-экономическая ситуация на примыкающих к территории проектируемого расширения национального парка территориях 60

5.13.1. Ранняя история 60

5.13.2. Саамское население в Кутсе 61

5.13.3. Финская колонизация. 62

5.13.4. События военного и советского времени 63

5.13.5. Современное социально-экономическое положение 64

Раздел 6. Рекреационный потенциал проектируемого расширения национального парка 66

6.1. Туристское освоение территории 66

6.2. Рекреационные потоки и рекреационные нагрузки 69

6.3. Предложения по развитию туризма и сервиса рекреационных услуг 69

Раздел 7. Оценка современного состояния экосистем проектируемого расширения национального парка и факторы негативного воздействия на них 71

7.1. Источники загрязнения природных сред 71

7.2. Комплексная оценка состояния наземных экосистем 72

7.3. Комплексная оценка состояния водных экосистем 73

7.4 Радиоактивное загрязнение 73

Раздел 8. Организация проектируемого расширения национального парка 75

8.1. Функциональное зонирование и режим территории 75

8.1.1. Природоохранный режим территории 75

8.1.2. Функциональное зонирование и режим функциональных зон 76

8.2. Организация охранной зоны 77

Раздел 9. Оценка воздействия на окружающую среду в результате организации национального парка 79

Заключение 81

Список использованных источников 82





Введение


Расширение национального парка «Паанаярви» в Мурманской области предусмотрено Концепцией развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 2322-р.

Необходимость сохранения экосистем именно путем организации особо охраняемой природной территории определяется двумя факторами: высокой природоохранной ценностью территории и её привлекательностью для природного туризма.

Высокая природоохранная ценность данной территории была выявлена в 1920-е годы при создании финскими учеными заповедника. Однако заповедник просуществовал недолго – по результатам Зимней и Второй мировой войн данная территория отошла к Советскому Союзу и режим заповедника возобновлён не был.

В 1994 году в исследуемом районе был создан заказник «Кутса», его создание рассматривалось как первый этап в организации национального парка «Кутса». Существующий заказник «Кутса» является комплексным, его режим – один из наиболее разработанных режимов заказников Мурманской области. Однако при его организации были неполностью решены задачи проектирования особо охраняемой природной территории. Прежде всего, в рассматриваемом районе не были выявлены объекты, подлежащие территориальной охране. Это привело к включению в границы заказника больших (около двух третьих общей площади) малоценных сильно нарушенных территорий (вырубки). При этом за границами заказника остался ряд ценных природных объектов, часть из которых в 1920-х годах входила в финский заповедник.

В 1997 году была создана рабочая группа при администрации Кандалакшского района по проектированию национального парка, в 1998-2001 работы по подготовке эколого-экономического обоснования создания национального парка выполнил Институт проблем промышленной экологии Севера с привлечением профильных научных и природоохранных общественных организаций.

В процессе проектных работ было выявлено, что создание национального парка нецелесообразно ограничивать территорией Мурманской области – объекты с высокой природоохранной и рекреационной ценностью распространены также южнее границы Мурманской области до северной границы расположенного в Республике Карелия национального парка «Паанаярви». Вследствие этого, было сформировано предложение об организационном объединении проектируемого и существующего национального парка. В документах территориального и лесного планирования Мурманской области (Концепция функционирования и развития сети особо охраняемых природных территорий Мурманской области до 2018 года и на перспективу до 2038 года, утвержденная постановлением Правительства Мурманской области от 24 марта 2011 г. № 128-ПП; Лесной план Мурманской области, утвержденный постановлением Губернатора Мурманской области от 31 октября 2011 г. № 121-ПГ; Схема территориального планирования Мурманской области, утвержденная постановлением Правительства Мурманской области от 19 декабря 2011 г. № 645-ПП) отразилась не только необходимость сохранения уникальных природных объектов на юго-западе Мурманской области, но и целесообразность включения обследуемой территории в национальный парк «Паанаярви» путем его расширения. Данное предложение было закреплено Концепцией развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года.

Актуальность расширения национального парка «Паанаярви» в Мурманской области обусловлена:

– уникальностью природных объектов;

– высокой природоохранной и рекреационной ценностью бассейна реки Кутса и прилегающих территорий;

– хорошей представленностью и высокой численностью видов, занесенных в Красные книги Мурманской области и Российской Федерации;

– угрозой значительного сокращения численности видов и утраты уникальных малонарушенных экосистем, а также уникальных природных рекреационных ресурсов в результате неоптимизированного лесохозяйственного освоения и увеличивающейся нерегулируемой рекреации;

– необходимостью дальнейшей диверсификации социально-экономического развития Мурманской области в направлении развития экологически и социально ответственного природного туризма.

Расширение национального парка «Паанаярви» в Мурманской области позволит решить следующие задачи:

– сохранение редких видов и уникальных экосистем;

– сохранение эталонных экосистем европейской северной тайги;

– сохранение уникального природного и историко-культурного наследия региона;

– обеспечение развития экологически и социально ответственного природного туризма в регионе;

– содействие диверсификации социально-экономического развития на юго-западе Мурманской области.




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал